Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Цели и задачи начального образования по ФГОС

  • 23 ноября 2018
  • 698

Федеральный государственный образовательный стандарт (сокращенно ФГОС) — главный инструмент управления учебными заведениями, который создан Министерством образования, согласно к требованиям Статьи №7 «Закона об образовании». ФГОС призван регулировать все действия, связаны с учебным процессом, начиная от классификации и проверок учебных заведений, заканчивая внутренним строем и взаимодействием структур между собой.

ФГОС начального общего образования 2018 (сокращенно ФГОС НОО) — сводка правил, согласно действующему законодательству и структуре деятельности общеобразовательной системы младших, средних и старших классов школ. ФГОС НОО 2018 является последним действующим правовым актом, который подписан Министром образования Российской Федерации с последними изменениями и поправками.

Стандарты ФГОС НОО (начальная школа)

Как и любой правовой акт, стандартизация общеобразовательного процесса выдвигает ряд требований к учебным заведениям. В современной редакции выделяют всего три группы требований, который обязаны соответствовать любые государственные и/или частные школы:

    1. Требования к реализации процесса обучения. Вся система общего образования построена на единой согласованной и утвержденной структуре образовательного процесса. То есть, администрация школы обязана выполнять основные задачи образования в современном обществе, самостоятельно корректируя некоторые отдельные ячейки, в соответствии с нормами социума, религии и т.д.
    2. Требования с основной структуре школы. Существует ряд стандартов, направленный на прием сотрудников, их количество и квалификацию. Все должно соответствовать общему стандарту, за редкими исключениями. Довольно часто администрация учебного заведения вправе регулировать структуру исходя из особых потребностей учеников во вверенном заведении или исходя из направленности и углубленности образования.
    3. Требования к результатам деятельности учебного заведения. Цель ФГОС НОО — повышение результативности процесса обучения. То есть регулярное обновление стандартов, внос и согласование поправок, дополнения и прочий правовой материал создаются с учетом внесенных в конституцию или законодательство изменений.

    Цели ФГОС для начальной школы не прописаны четким пунктом в сводке правил, и в некоторых случаях являются лишь неотъемлемым пособием по правильной расстановке кадров и методике обучения. Правила образовательной системы могут нести как обязательный, так и рекомендательный характер. Все напрямую зависит от индивидуальных особенностей школы, ее обеспечению, наличию спонсоров или персональных потребностей детей, которые в данный момент обучаются в заведении.

    Что такое «Новый Стандарт»

    Поправки и изменения вносятся во ФГОС регулярно. Связано это с развитием страны, деловыми внутренними отношениями, внешней политикой и многим другим. Последние несколько редакций в корне изменили систему образования, которая была стандартизирована под потребности современного общества. Ранее стандарт начальной школы был призван лишь научить педагогов подавать материал, регулировал систему и правила обучения. Сегодня по ФГОС в начальной школе требования изменились в пользу ученика.

    Главные критерии, которые подверглись серьезному изменению следующие:

      1. Изменение системы аттестации учеников школ и выпускников. Многие годы в Российской Федерации были использованы правила аттестации и регулярной проверки знаний, которые позаимствованы со времен СССР. Общество значительно изменилось за последние десятилетия, поэтому был пересмотрен этот параметр, система оценки, правила проведения аттестаций, регулярность проверок и прочее.
      2. Изменение системы и правил аттестации преподавательского состава. Уровень аккредитации учителей, обслуживающего персонала и педагогического состава также подвергся значительным изменениям. В основном, новые правила не затронули классические цели и задачи начальной школы по ФГОС.
      3. Изменение в методике обучения. Теперь главная цель образовательного учреждения (это касается не только школ, но и ДОУ) — личностное развитие и рост ученика. Создать сознательного гражданина, который эрудирован и развит обязано каждое учебное заведение. При этом ужесточились правила внедрения патриотического настроения, что также отразилось на методике обучения.
      4. Изменение в подходе к оценке знаний ученика, основанном лишь на базовых оценках и т.д. Пятибалльная система оценки знаний теперь в далеком прошлом. В основном это изменение произошло как побочный эффект третьего пункта в нашем списке, но особо заострять внимание на подобных изменениях мы не станем, ведь они далеко не самый главный новый стандарт ФГОС для начальной школы.

      Образовательная задача ФГОС в начальной школе является серьезной темой для обсуждения и сложней всего воспринять ее старшему педагогическому составу, с большим опытом работы. Учитывая тот факт, что во многих школах есть преподаватели, которые многие десятки лет работали по распланированной программе, Министерство образования предприимчиво вводит новые правила постепенно, чтобы не нарушить целостность образовательного процесса. Разрыва шаблона воспитания и образования по ФГОС можно не опасаться.

      Оценка успешности ученика

      ФГОС для начальной школы предусматривает относительно новую систему оценки знаний. Теперь оценка не может состоять из стопорного заучивания определенных фактов и правил. Не забываем про личностное развитие ребенка, которое по факту в корне изменило общую систему оценивания. Цели начального образования по ФГОС предусматривают систему оценки, которая состоит из нескольких основных критериев:

          • Неординарность решений.
          • Умение реализации знаний на практике.
          • Научные знания и представление фактического использования пройденного материала.
          • Коммуникативные и информационные умения ученика.
          • Умение и знание о взаимодействии с окружающим, возможность сопоставлять знания с реальными ситуациями и т.д.

      Стоит отметить, что некоторые цели начального образования по ФГОС полностью уйти от «зубрения» материала. На практике это весьма полезные изменения, которые позволят выделить будущих специалистов в разных областях воздействия, реально оценить уровень знаний и умений ученика. В Советском Союзе школьнику было достаточно выучить материал и воспроизвести его, при этом часто основные знания дети получали лишь в старшем возрасте при практических занятиях. Сегодня, по ФГОС младшие школьники сразу начинают применять свои знания, и делается это для того, чтобы они понимали пройденный материал и могли предметно использовать усвоенные знания.

      Для наглядности классифицируем задачи учителя, согласно новому ФГОС для начальной школы. Классификатор является лишь общим и ознакомительным, но позволит затронуть развитие всех четырех обучающих задач, которые должны выполняться каждой школой в обязательном порядке:

      Типы задач

      Виды задач

      Названия задач

      Личностные

      Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация

      1.Беседа о школе (модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина) 2.Проба на познавательную инициативу (чтение незавершенного текста) 3.Рефлексивная самооценка учебной деятельности (письменные ответы на вопросы)

      4.Методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха (индивидуальная беседа) 5.Задания на норму справедливого распределения, взаимопомощи, взаимоуважения 6. Чтение и обсуждение текстов о взаимоотношениях родителей и детей 7. Анкета «Оцени поступок»

      Регулятивные

      Целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция

      1.Выкладывание узора по образцу (устно и письменно) 2.Пробы на внимание 3.Графические диктанты

      Познавательные

      Общеучебные, знаковосимволические, информационные, логические

      1.Задания на формирование логического мышления (сравнение, обобщение, классификация, анализ, синтез)

      2.Пробы на определение количества, качества. 3.Развитие поискового планирования 4.Приёмы решения задач

      Коммуникативные

      Инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией

      1.Действия на учет позиции собеседника (анализ детских работ)

      2.Задания на организацию сотрудничества (задание «Рукавички»(Г.А.Цукерман), «Совместная сортировка» (Бурменская) 3.Коммуникация как предпосылка интериоризации («Узор под диктовку», «Дорога к дому»)

      Целью ФГОС начального общего образования также является возможность добиться самостоятельного поиска информации. Век современных технологий позволяет детям лично заниматься обучением, но лишь под контролем квалифицированного педагога. Поиск информации самостоятельно положительно влияет на комуникативность ребенка, что немаловажно в современном обществе. Исходя из подобных умений и проводится общая оценка знаний ребенка, и именно такой подход больше всего выражает цели и задачи ООП НОО, которые преследует современное руководство страны.

      Как изменения затронут преподавателей

      Цели и задачи начального общего образования по ФГОС также предусматривают создание современного учителя, который умеет выделить особые знания ребенка, превратив их в его неоспоримое преимущество. Исходя из этой информации стоит готовиться к квалификационным экзаменам, современным обучающим семинарам и т.д. Фактически новые ФГОС для начальной школы затронут как молодых специалистов, так и преподавателей со стажем. Не останутся без внимания и руководители школ.

      Администрация учебного заведения должна не только досконально знать нововведения, но и корректировать их, следить за соблюдением и т.д. Первая и важная задача заведующих — ведение правильного набора персонала, согласно требованиям и потребностям школ. Сегодня педагогический коллектив, количество обслуживающего персонала и прочие физические значения влияют на рост, развитие, аккредитацию и финансирование школы. Именно поэтому административному корпусу следует подготавливать списки персонала, которые будут проходить строгий контроль в органах местного самоуправления.

      Управление образовательной организацией

      Новые возможности для карьерного роста


      Попробуй бесплатно! Программа «Управление образовательной организацией»За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

      В целом, перечень специалистов и их функциональные обязанности должны быть собраны в едином документе. Выглядит отчет приблизительно так:

      №/п

      Специалисты

      Функции

      Количество специалистов в начальной школе

      1.

      Учитель

      Организация условий для успешного продвижения ребенка в рамках образовательной деятельности

       

      2.

      Педагог-организатор

      Отвечает за организацию внеучебных видов деятельности младших школьников во внеурочное время

       

      3.

      Библиотекарь

      Обеспечивает интеллектуальный и физический доступ к информации, участвует в процессе воспитания культурного и гражданского самосознания, содействует формированию информационной компетентности уч-ся путем обучения поиску, анализу, оценке и обработке информации

       

      4.

      Педагог дополнительного образования

      Обеспечивает реализацию вариативной части ООП НОО

       

      5.

      Административный персонал

      Обеспечивает для специалистов образовательной организации условия для эффективной работы, осуществляет контроль и текущую организационную работу

       

      Согласно ФГОС начальная школа должна быть полностью укомплектована специалистами, способными создать необходимый целостный механизм по организации учебного процесса.

      От слов к действиям

      Как ни странно, задачи начальной школы на 2018-2019 уч.год не только создать необходимые условия для подготовки учеников, но и полностью обеспечить их любым требуемым материалом: продукты по ФГОС по начальной школе это литература и наглядные пособия для учебы. Получается, что кроме школьного образования на школьную администрацию и организаторов ложится ряд дополнительных обязанностей, связанных с новыми стандартами.

      По действующему ФГОС начальной школы, стандарты предусматривают самостоятельное развитие учеников на внеклассных уроках, всевозможных кружках и прочем. Направленность образования должна быть всесторонней, чтобы охватить полностью интересы современной молодежи, поддержать творческое, интеллектуальное и физическое развитие. ФГОС начального дошкольного образования затрагивает также подготовку к переходу из ДОУ, на основе утвержденных программ. Как пример такой программы рассмотрим универсальные учебные действия (УУД), приведенные списком:

      УУД

      Результаты развития УУД>

      Значение для обучения в первом классе

      Личностные действия– самоопределение , смыслообразование

      ВПШ (внутренняя позиция школьника)

      Адекватная мотивация учебной деятельности

      Познавательные действия (классификация, сериация); коммуникативные действия (умение вступать в кооперацию, соотносить позиции партнеров и собственную)

      Преодоление эгоцентризма и децентрация в мышлении и межличностном взаимодействии. Понятие сохранения (на примере дискретного множества).

      Предпосылки формирования числа как условие освоения математики.

      Познавательные и знаковосимволические действия

      Дифференциация планов символ/знак и означаемого. Различение символов/знаков и замещаемой предметной действительности

      Предпосылка и условие успешности овладения чтением (грамотой) и письмом. Условие усвоения математики, родного языка, формирования умения решать математические, лингвистические и другие задачи. Понимание условных изображений в любых учебных предметов.

      Регулятивные действия

      • выделение и сохранение цели, заданной в виде образца-продукта действия,
      • ориентация на образец и правило выполнения действия,
      • контроль и коррекция,
      • оценка

      Произвольность регуляции поведения и деятельности: в форме построения предметного действия в соответствии с заданным образцом и правилом.

      Организация и выполнение учебной деятельности в сотрудничестве с учителем. Направленность на овладение эталонами обобщенных способов действий способов научных понятий (русский язык, математика) и предметной, продуктивной деятельности (технология, ИЗО)

      Коммуникативные действия

      Коммуникация как общение и кооперация. Развитие планирующей регулирующей функции речи.

      Развитие учебного сотрудничества с учителем и сверстником. Условие осознания содержания своих действий и усвоения учебного содержания

      Эти задачи начальной школы по ФГОС необходимы для определения уровня знаний и подготовки первоклассников перед вступлением в учебного заведения. Уже после перехода ребенка из ДОУ в школу педагогам совместно с администрацией предстоит организовать ряд внеклассных уроков для персонального развития учеников по программам усиленной подготовки. ФГОС начального школьного образования не предусматривает конкретный выбор уроков или тематик, а определяет лишь направления:

      Спортивно-оздоровительная

      Ритмика, оздоровительное плавание (школьный бассейн), динамические паузы, спортивные часы, занятия по ОФП (ДЮСШа, школа)

      Художественно-эстетическая

      МВК (программа «От краеведения к краелюбию»), ЦДТ (занятия в студии декоративно-прикладного искусства), ДМШ, ДХШ (посещение спектаклей, концертов), школьные кружки

      Научно-познавательная

      МВК (программа «От краеведения к краелюбию»), ЦДТ ( занятия в экологическом центре), ДМШ (Программа «В гостях у тётушки Мелодии») Кружок «Умники и умницы»

      Военно-патриотическая

      МВК (программа «От краеведения к краелюбию»), занятия в школьном музее

      Общественно-полезная

      Задачи начального образования по общественно-полезному направлению предусматривают участие в социальных акциях, работу на пришкольном участке

      Проектная деятельность

      Курс «Основы проектной деятельности»

      Все перечисленные направления и уроки полностью вписываются в цель начальной школы по ФГОС последней редакции. Определять круг интересов и вовлеченности ребенка педагог может самостоятельно или по просьбам родителей. Чем большее количество интересов имеет ребенок, тем более активный для него предназначается досуг.

      Как показала практика, воспитанники младших классов часто самостоятельно выявляют желание участвовать в различных программах, которые призваны к обучению на внеклассных занятиях. При этом законодательно не регулируются никакие ограничения (кроме правил здравоохранения) по количеству и разноплановости посещаемых внеклассных или дополнительных занятий. Посещать занятия по ФГОС НОО по математике в начальной школе, физической подготовке или проектной деятельности может один ребенок, если он и его родители или опекуны не против подобной деятельности.

       

      Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

      Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

      Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме
      Школа Менеджер Образования  
      Дистанционное обучение 24/7

      Выгодная подписка

      Самое выгодное предложение на подписку

      Скидка на подписку в декабре 45%.

      Забрать журналы

      Мы в соцсетях
      А еще:

      Внимание!
      Сайт предназначен только для работников образования.

      Зарегистрируйтесь.
      Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
      За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Я тут впервые
      Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
      Зарегистрироваться
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Зарегистрироваться
      ×
      Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Я тут впервые
      и скачать файл
      Зарегистрироваться
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.