Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Синдром профессионального выгорания учителей

  • 4 октября 2018
  • 800

Требования общественности к личности педагога возрастают с каждым годом, поскольку учитель - профессия социально значимая. Сопереживание (эмпатия) - это одно из самых важных качеств при работе с детьми, однако в профессиональной деятельности эмоции оцениваются противоречиво. Можно сказать, что педагога не готовят к возможной эмоциональной перегруженности, не формируют у него знаний, умений, личностных качеств, которые помогли бы справиться с эмоциональными трудностями профессии.

План индивидуальной работы с детьми группы риска

Сохраните это себе, чтобы не потерять:


Как уберечь педагогов от профессионального выгорания? (сценарий семинара)- Как поднять настроение педагогам? (рекомендации)

В 1974 году американский психолог Фрейденберг впервые дал понятие эмоциональному истощению у лиц, занятых в коммуникативной сфере (педагогов, врачей, социальных работников, психологов и т.д.). Появился термин «burnout», который в переводе на русский язык означает “выгорание” или “сгорание”. На данный момент существует единая точка зрения на природу профессионального выгорания педагогов и его структуру.

Три составляющие синдрома профессионального выгорания педагога

Синдром профессионального выгорания педагога имеет три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.

Эмоциональное истощение означает, что педагог эмоционально перенапрягается, чувствует себя опустошенным. Человек не может как прежде отдаваться работе, чувствует притупление своих эмоций, может сорваться на окружающих.

Деперсонализация, вторая составляющая синдрома эмоционального выгорания учителя, формирует бездушное, негативное отношение к раздражителям. Контакты приобретают формальную форму, возрастает обезличенность. Скрытые негативные установки могут проявляться в раздражении, которое поначалу педагог сдерживает, но в конце концов оно выходит наружу в виде конфликтных ситуаций, вспышек негодования.

Отрицание личных (профессиональных) достижений, третья составляющая синдрома эмоционального выгорания, проявляется в том, что учитель чувствует себя некомпетентным, неуверенным, недовольным собой. Как будто что-то делает не так, неправильно. Педагог начинает сам себя угнетать, возникает чувство вины за такие негативные проявления, снижается личная самооценка и самооценка на уровне профессии. Человек становится безразличным к тому, чем занимается, чувствует себя несостоявшимся.

Эмоциональное выгорание учителя: стадии синдрома

Начальная первая стадия характеризуется единичными сбоями на уровне выполнения функций, произвольного поведения. Педагог может забыть некоторые моменты: задал ли ученику планируемый вопрос, что ответил ученик на заданный вопрос, внесена ли запись в соответствующую документацию, поставлена ли отметка в журнал успеваемости и т.д. Учитель переживает, боится ошибиться, многократно перепроверяет свои рабочие действия, усугубляя нервно-психическое напряжение.

На второй стадии выгорания учителя снижается интерес к работе и общению не только с коллегами, но и с семьей, друзьями, родственниками. Не хочется никого видеть, к концу недели нарастает усталость, которая сопровождается плохим сном, снижением энергии, мигренью по вечерам, простудными заболеваниями. Картину дополняет повышенная раздражительность: это именно тот случай, когда раздражает любая мелочь.

На третьей стадии эмоционального выгорания учитель выгорает как личность. Пропадает интерес к профессии и жизни вообще. Человек становится эмоционально безразличным, не желает видеть людей и тем более общаться с ними, ощущает полное отсутствие сил и энергии.

Эмоциональное выгорание особенно опасно в начале своего развития, поскольку на первой стадии учитель может не обратить внимание на его симптомы, хотя для окружающих они очевидны. Выгорание проще предупредить, чем лечить, поэтому лучше не оставлять без внимания факторы, способствующие его развитию.

Факторы, вызывающие профессиональное выгорание учителей

Факторы, вызывающие выгорание учителей, можно сгруппировать в два больших блока: организационные факторы и индивидуальные характеристики самих профессионалов.

Индивидуальные факторы

Исследования показывают, что выгорание начинает проявляться у учителей уже спустя два, максимум - четыре года, после начала работы. Склонность к синдрому более молодых специалистов объясняется тем, что они испытывают эмоциональный шок, когда их ожидания сталкиваются с реальностью.

Согласно исследованиям, учителя, не состоящие в браке, имеют большую предрасположенность к выгоранию. В особенности это касается лиц мужского пола. Холостые мужчины, даже в большей степени, чем разведенные, склонны к эмоциональному опустошению на работе.

Особенно важным для изучения является взаимосвязь особенностей личности учителя и выгорания. Рассмотрим наиболее важные из них.

Выносливость - это качество личности, при которой человек контролирует жизненные ситуации и гибко реагирует на различные изменения. Личностная выносливость тесно связана с тремя составляющими синдрома выгорания. Учителя с высокой степенью данной характеристики подвержены выгоранию меньше остальных. Педагоги, использующие тактику активного противодействия стрессу, имеют низкий уровень профессионального опустошения.

Обнаружена тесная связь между синдромом профессионального выгорания педагога и “локусом контроля”. Если человек чувствует ответственность за события, происходящие в его жизни, объясняет произошедшее своим поведением, не всегда правильным, характером, склонностями, то это означает, что у человека есть внутренний локус контроля. Если же всю ответственность он перекладывает на окружающих, считает, что произошедшее с ним это судьба и от нее никуда не деться, значит у человека преобладает внешний локус контроля. Педагоги, реагирующие на стресс по первому типу наиболее уязвимы. Такой подход присущ людям, предпочитающих конкурентную борьбу, стремительный темп жизни.

Также известно, что учителя, предъявляющие к себе завышенные требования, трудоголики, подвержены выгоранию больше остальных.

Организационные факторы

Развитию синдрома выгорания у учителей может способствовать неопределенность или недостаточная ответственность. В то же время, учитель самостоятельный и независимый в своей деятельности, способный принимать ответственные решения, реже остальных может столкнуться с данной проблемой.

Наблюдения показывают, что большие нагрузки и сверхурочная работа стимулирует развитие профессионального выгорания педагога. Безусловно положительный эффект оказывают перерывы в работе, но этот эффект временный.

Наиболее важна социальная поддержка со стороны коллег, руководства, семьи и друзей. Более того, она играет решающую роль в предупреждении эмоционального выгорания. Учителям необходима поддержка администрации. Поощряя педагогический состав, руководству нужно помнить, что не столь важно абсолютное количество вознаграждения, сколько его соотнесение с собственным затраченным трудом и трудом коллег. Все должно быть по справедливости.

Среди других факторов возникновения синдрома выгорания у учителей также отмечаются внутриличностный конфликт и острый психологический стресс. 

Профилактика эмоционального выгорания учителя: что делать

Предотвращение проблемы включает в себя три направления работы.

Первое - разумная организация рабочей деятельности. В силах администрации образовательного учреждения смягчить развитие выгорания учителя путем предоставления профессионального роста, обеспечения социальных и других мер, повышающих мотивацию. Руководство может немного “разгрузить” педагогов, четко распределив обязанности в должностных инструкциях.

Преследуя цель предупреждения синдрома эмоционального выгорания, важно правильно организовать рабочее время и рабочее место учителя. Необходимо создать благоприятные условия для работы: обеспечить педагога справочными материалами и методическими рекомендациями, укомплектовать библиотеку. Помещение для работы должно быть хорошо освещенным, с удобной мебелью, комфортным температурным режимом. Для педагога ценны технические перерывы, это время можно использовать для приема пищи, восстановления сил, отдыха.

Второе направление профилактики выгорания педагогов - это улучшение психологического климата в коллективе, создание взаимопонимания в профессиональной группе. Решением вопроса могут стать тренинги по командообразованию, расширение кругозора и эстетических потребностей у учителей, что ведет к взаимопониманию и учит терпимости. 

Третье направление профилактической помощи выгоранию учителя - это работа с индивидуальными особенностями: развитие креативности и снятие индивидуальных стрессовых состояний. Эмоционально опустошенных педагогов отличает негибкость мышления, которое всячески сопротивляется любым изменениям. Креативность - мощный фактор развития личности, определяющий ее готовность к переменам, отказу от стереотипов.

Работа по нивелированию влияния негативных факторов, личностных и профессиональных, строится на умении сотрудников разрешать конфликтные ситуации. Если этого навыка нет, развивается выгорание учителя. Что делать? Педагогу нужно уметь пересматривать систему жизненных принципов, ценностей и мотивов, которые препятствуют профессиональному и личностному совершенствованию. Обучаться профилактике эмоционального выгорания учителя могут через пособия или на специально организованных тренингах. Администрации школы следует проводить занятия для педсостава по развитию уверенности в себе, умению принимать решения, формированию навыков саморегуляции. Преподавателям необходимо обучиться правильному расслаблению, контролю за собственным физическим и психическим состоянием.

Направления профилактики профессионального выгорания должны реализовываться в комплексе. Знание стадий и факторов синдрома позволит педагогам быть более внимательными к собственному душевному состоянию и серьезно относиться к поддержанию своего профессионального “огня” на ровном уровне в течение многих лет.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.