Подписка со скидкой 50% >>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Аккредитация образовательного учреждения

16 сентября 2019
947
Средний балл: 0 из 5

Подтверждение правомочий организации на ведение учебно-воспитательной деятельности с предоставлением выпускникам документов установленного образца предусматривает систематическое проведение государственной аккредитации образовательного учреждения, результатом осуществления которой является:

  • получение школами документального свидетельства о праве ведения образовательной деятельности по программам различных уровней;
  • пролонгацию ранее выданных разрешений установленного образца, если срок ранее действующих подходит к концу;
  • оформление дубликата (временного свидетельства);
  • правовой отказ в выдаче разрешительной документации.

Аккредитация образовательных учреждений

Спрос на образовательные услуги растет, и это благоприятствует развитию организаций, которые способны оказывать эти услуги, однако проблема потребности в образовательных услугах приобретает не только количественный показатель: необходимо обеспечить качество данных услуг. Это требует создания системы обеспечения качества образовательной деятельности. Такой системой и является государственная аккредитация.

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Важную информацию о порядке аккредитации школ читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»:

- Переоформление лицензии на образовательную деятельность дошкольных и общеобразовательных организаций

(изменения в законодательстве!)

- Проведение аккредитационной экспертизы в ходе госаккредитации образовательной деятельности

 (чек-лист для руководителя)

Аккредитация образовательных учреждений — это система контроля качества образования, которая позволяет учесть интересы всех заинтересованных в развитии образования сторон и сочетает общественную и государственную формы контроля. У граждан как потребителей должен быть гарант того, что при обучении их не обманут и им дадут знания, с помощью которых в дальнейшем они смогут сделать успешную карьеру и благоустроить свою жизнь. Этим гарантом и выступает государственная аккредитация. Государство должно контролировать все уровни образовательного процесса, и государственная аккредитация — один из его инструментов контроля.

Проведение госаккредитации выполняется в установленном законом порядке в несколько этапов:

  1. Руководитель ОУ или уполномоченный представитель учреждения подает в орган исполнительной власти или другую инстанцию, выполняющего задачи аккредитационной комиссии, заявку о необходимости проведения плановой мониторинговой процедуры.
  2. Аккредитационный орган анализирует предоставленное документационное обеспечение на предмет наличия всех необходимых отчетов, а после — проводит комплексную оценку материалов, предоставленных для лицензирования, с последующим принятием положительного или отрицательного решения.
  3. Руководителю школы или уполномоченному сотруднику предоставляют свидетельство о государственной аккредитации образовательного учреждения или мотивированный отказ, который может быть основанием для оформления апелляции.
  4. За работой аккредитованной ОУ осуществляется периодический плановый контроль.

Важный нюанс: успешное осуществление каждого последующего организационного шага невозможно без прохождения предыдущего этапа. Для удобства представителей школ, организаций дополнительного образования каждый этап проведения аккредитации подкрепляется документами установленного образца, поэтому в случае возникновения дополнительных вопросов и затруднений можно оперативно обратиться за консультационной помощью, чтобы своевременной выявить проблемные моменты и быстро устранить их, гарантируя оперативность процедурных моментов.

Для отдельных групп образовательных учреждений, пребывающих в частной форме собственности у религиозных организаций, компаний с иностранным капиталом, использующих сетевую форму реализации программного содержания, а также предоставляющих услуги обучения на дистанционной основе, установлены особые условия проведения аттестационного оценивания, что подтверждает постановление Правительства РФ № 1039 от 18.11.2013 г.

Обеспечение должного качества образовательных услуг, реализуемых на основании ФГОС, является одной из приоритетных задач государственной политики. Проведение обязательных оценочных процедур, содержание которых без преувеличений определяет будущее школ, детских садов и учреждений дополнительного образования всех форм собственности, является правовой нормой, и без ее соблюдения организацию образовательного процесса в стране в условиях нового времени обеспечить невозможно. В свете этого управленческому составу и педагогам важно осознавать, что такое государственная аккредитация образовательных учреждений, концептуально являющаяся процедурой признания соответствия/несоответствия содержания и порядка осуществления обучения и воспитания в конкретной ОУ требованиям федеральных государственных стандартов, и отдавать себе отчет в значении данного процедурного момента. В отсутствие тщательной подготовки отчетной документации, слаженной работы в содействии деятельности уполномоченной мониторинговой миссии возникают значительные риски отказа в получении или пролонгации аккредитации.

Документы для аккредитации образовательного учреждения

Аккредитация образовательных учреждений проводится планово раз в пять лет. Чтобы инициировать действия со стороны аккредитационной комиссии, которую может уполномочить на реализацию правовых процедур федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта РФ, организации-заявителю необходимо составить заявление по форме, утвержденной приказом Минобрнауки России от 18.03.2014 г. № 193.

В заявлении на проведение аккредитации образовательного учреждения необходимо представить следующие данные:

  1. Полное и сокращенное название образовательной организации, содержание деятельности которой подлежит плановой экспертной оценке, место фактического нахождения, контактные данные (в том числе ссылку на официальный сайт), регистрационный номер в ЕГРЮЛ. Если учреждение имеет филиалы, по каждому из них следует подать аналогичные данные. Следует отметить, что школа вправе аккредитоваться одновременно с филиалами.
  2. ИН налогоплательщика.
  3. Список образовательных программы, право на реализацию которых требует пролонгации (а также перечень новых программных продуктов, если планируется расширение учебно-воспитательного комплекса) с указанием направлений и уровня образования, форм обучения. Если организация работает в рамках сетевой формы или предоставляет образовательные услуги дистанционно, информацию об этом следует также представить в данном пункте.
  4. Прошение о пересылки в школу уведомления о принятии заявления на аккредитацию образовательного учреждения и начале оценочно-мониторинговых мероприятий.

В заявлении, инициирующем аккредитационные меры по отношению к ОУ негосударственной формы собственности, дополнительно необходимо указать паспортные данные ИП (для иностранца — с латинской транслитерацией), копию всех страниц паспорта, номер лицевого счета в системе пенсионного страхования. Что касается комплекса планируемого к реализации программного содержания, то требования к его составлению остаются неизменными.

Согласно п.8 постановления Правительства РФ № 1039 от 18.11.2013 г., при подаче заявления в аккредитационный орган его необходимо подкрепить:

  1. Сведения о реализуемых программных продуктах (необходимо заполнить форму, утвержденную приказом Минобрнауки России № 667 от 6.07.2015 г.).
  2. Оригинал или копию документов, подтверждающих сетевую форму реализации образовательных программ, а также договора , подкрепляющие факт сотрудничества с другими ОУ.
  3. Сведения о наличии общественного или профессионально-общественного лицензирования в российских, иностранных или международных организациях.
  4. Доверенность, подтверждающую право уполномоченного лица действовать от имени ОУ.
  5. Полную опись предоставленного документационного обеспечения.
Организация и контроль качества образовательной деятельности

Получите диплом установленного образца



Актуализировать знания о нормативном регулировании образовательной деятельности ОО, требованиях к квалификации педагога (учителя), разработке основных образовательных программ общеобразовательной организации поможет обучение по программе «Организация и контроль качества образовательной деятельности».

Кабинет информатики в школе

Как проходит государственная аккредитация образовательного учреждения?

Новейшая история национального образования, начавшаяся в 1992 г. с принятием первой редакции Закона РФ «Об образовании», проходит под знаком фактической монополии государства на аккредитацию образовательных программ и образовательных учреждений. Вначале аккредитация была предметом деятельности Министерства образования, в последние годы ею занимается Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. В последние годы аккредитация образовательных учреждений проводится согласно таким нормативно-правовым актам:

  1. Закон № 273-ФЗ «ОБ образовании в РФ».
  2. Постановление Правительства РФ № 1039 от 18.11.2013 г., закрепляющее содержание и порядок осуществления госаккредитации.
  3. Постановление Правительства РФ № 1052 от 15.08.2019 г., регламентирующее внесение изменений в порядок осуществления аккредитационных мероприятий.
  4. Квалификационные требования к экспертам и экспертным организациям, привлекаемым к выполнению лицензирования школ (утверждены приказом Минобрнауки России № 556 от 20.05.2014 г.).
  5. Правила оплаты услуг экспертов с целью возмещения расходов, связанных с осуществлением профильной деятельности (регламентируются постановлением Правительства РФ № 370 от 24.04.2013 г.).

Поскольку госаккредитация образовательного учреждения — это в первую очередь процедура экспертного оценивания, то характер ее проведения могут влиять не только объективные, но и субъективные факторы. Представители органа исполнительной власти, обеспечивающие исполнение контрольной функции в образовании, обязаны привлекать к проведению мониторинговых миссий специалистов, соответствующих ряду требований, в числе которых:

  1. Наличие оконченного высшего образования.
  2. Стаж трудовой деятельности по образовательному профилю — не менее 5 лет.
  3. Сформированные знания об актуальных нормативах, регламентирующих порядок предоставления образовательных услуг, требованиях ФГОС и процедурных особенностях аккредитации.
  4. Навыки работы с большими объемами отчетной документации, применения и интерпретации широкого круга оценочных и контрольных процедур.

Чтобы создать максимально объективную систему экспертной деятельности, специалисты, ответственные за выдачу аккредитации образовательным учреждениям, должны быть не только компетентными в определенной области, являющейся предметом государственного контроля, но и специально обученными и владеющими технологиями экспертной деятельности. К трудностям кадрового обеспечения мероприятий, направленных на оценку качества образования, относится также необходимость адекватно оценить потребности в людских ресурсах, в частности в специалистах, которые должны организовывать и проводить проверку знаний учащихся, а также заниматься проблемами технического обеспечения этой деятельности. Для выполнения этих задач необходим персонал со знанием широкого спектра программ обучения, с опытом тестирования, владеющий навыками статистической обработки и интерпретации результатов, измерений и подготовки отчетов.

55555Аккредитация образовательных учреждений

Для того чтобы данные, полученные в ходе реализации мероприятий по оценке качества образования, можно было использовать в интересах долговременного контроля, а также для принятия обоснованных решений в сфере управления образованием, результаты тестирования должны быть валидными, надежными и своевременными. Оперативная подготовка и рассылка тестовых материалов, а также своевременное получение данных с мест проведения проверок требуют хороших организационных навыков. Подводя итог вышесказанному, можно утверждать, что эффективность общественно-государственной аккредитации во многом определяется наличием современного информационного обеспечения.

Важно отметить, что проведению процедуры экспертного оценивания предшествует издание приказа о прохождении образовательным учреждением аккредитации — локального распоряжения, определяющего порядок действий участников учебно-воспитательного процесса в связи с грядущим лицензированием. Директорам школ следует взять на заметку тот факт, что представители аккредитационного органа не только принимают заявки и сопутствующие документы под опись, но и проводят в рамках межведомственного взаимодействия проверку статуса образовательной организации в органах государственной власти. Целью такой проверки является выявление факта наличия у ОУ лицензии на оказание образовательных услуг, отсутствия неисполненных предписаний или распорядительных актов, регламентирующих приостановление учебной деятельности по отдельным направлениям образования. В случае выявления несоответствия ответственный специалист направит в ОУ уведомление, на основании которого необходимо предоставить требуемое документационное обеспечение в двухмесячный срок. В противном случае значительно возрастают риски получения по итогам аккредитационной проверки негативного ответа.

Непосредственно экспертное оценивание проводится с обязательным выездом группы специалистов в школу. Состав экспертной комиссии (в т.ч. ее руководителя), сроки проведения оценивания с обязательной подготовкой распорядительного акта возлагаются на специалиста, ответственного за проведение аккредитации государственных и частных образовательных учреждений.

  1. После утверждения состава аккредитационной комиссии приказом комитета образования округа председатель организует ее работу, в первую очередь, распределяя обязанности между членами комиссии. Каждый член комиссии отвечает за аккредитацию одной из ступеней образования.
  2. По прибытию в образовательное учреждение члены экспертной группы предъявляют руководителю или должностному лицу, выполняющему его обязанности, документы, удостоверяющие личность и уровень профессиональной ответственности, а также копию распорядительного акта, полученную от представителя органа исполнительной власти. Представители школы должны обеспечить все необходимые условия для работы экспертной команды, а именно рабочие места с компьютерной техникой, подключенной к интернету. При этом срок аккредитации образовательного учреждения устанавливается в индивидуальном порядке с учетом объема предстоящей экспертной работы.
  3. При проведении анализа деятельности школы уполномоченные специалисты могут оценивать не только отчетную документацию, предоставленную вместе с заявлением, но и информацию, размещенную в публичном доступе — на официальном сайте организации. В случаях необходимости лицензирования деятельности учреждений, реализующих образовательные программы исключительно посредством инструментов электронного обучения, актуальный порядок государственной аккредитации образовательного учреждения предусматривает необходимость предоставления экспертам свободного доступа в закрытую информационно-образовательную среду.

Отказ в аккредитации образовательного учреждения

В случаях получения неудовлетворительных результатов по итогам проведения экспертно-мониторинговых процедур или выявления ложных данных в отчетной документации, предоставленный в исполнительный орган власти, регулятор может оформить образовательному учреждению отказ в аккредитации, руководствуясь п. 69 постановления Правительства РФ № 1039 от 18.11.2013 года. В данном случае руководству ОУ важно четко понимать порядок своих действий и оказать всестороннее содействие выпускникам, для которых остро становится проблема получения дипломов.

Эксперты сферы образования сходятся во мнении, что алгоритм действий в отсутствие плановой аккредитации определяется с учетом особенностей конкретного случая. Так, согласно Приказу Минюста РФ № 67 от 07.05.2013 года школа имеет правовые основания обеспечивать ведение учебно-воспитательного процесса при наличии лицензии, но при этом выдача дипломов государственного образца учащимся не предусмотрена до разрешения проблемы. Учащиеся вправе (но не обязаны) перевестись в другое учреждение или продолжить обучение, позаботившись о возможности пройти экзаменационное оценивание в образовательной организации, аккредитованной по соответствующим программным продуктам.

Напомним, что получение отказа по итогам аккредитационного лицензирования или истечения срока действия свидетельство об аккредитации образовательного учреждения указывает на неправомерность выдачу дипломов установленного образца, и невыполнение этого требования предусматривает привлечение к административной ответственности согласно ч. 3 ст. 19.30 КоАП РФ. Поэтому руководителям государственных и частных школ, учреждений дополнительного образования необходимо провести основательную работу в части подготовки пакета документов и сотрудничества с экспертной комиссией, а в случае получения отказа — предоставить разъяснительную информацию педагогическому составу, обучающимся, родителям, отказаться от практики выдачи дипломов до переаккредитации, которую можно провести через год.

Свидетельство о госаккредитации образовательного учреждения: оформление и переоформление

Общее заключение по итогам аккредитации образовательного учреждения составляет председатель комиссии на основе заключений по каждой образовательной программе, представляемых членами комиссии. Результаты работы аккредитационной комиссии доводятся до сведения коллектива образовательного учреждения на педагогическом совете.

Работа аккредитационной комиссии в образовательном учреждении считается законченной после проведения педагогического совета по итогам аккредитации. Окончательным же завершением ее работы является представление аккредитационного заключения, подписанного председателем и членами комиссии, в комитет образования округа. Этот документ является основанием для оформления (пролонгации) свидетельства о госаккредитации образовательного учреждения, поэтому он должен содержать такие сведения:

  1. Полное наименование ОУ и филиалов, в которых проводилось экспертное оценивание.
  2. Перечень материалов, подтверждающих соответствие содержания и порядка реализации программных продуктов согласно ФГОС.
  3. Характеристика качества подготовки учащихся по заявленному программному содержанию с анализом и экспертными рекомендациями.
  4. Дата оформления документа.

Срок представления заключения не может превышать двух недель после даты окончания процедуры аккредитации, предусмотренной приказом комитета образования округа. Результаты госаккредитации передаются для ознакомления уполномоченному лицу и публикуются на официальном интернет-ресурсе исполнительного органа. Эти процедурные особенности дают право на обновление данных госреестра и подготовку правоустанавливающих документов.

Для образовательных учреждений, имеющих государственную аккредитацию, основанием для переоформления свидетельства являются следующие факторы:

  1. Проведение реорганизации ОУ, изменение фактического адреса или официального названия.
  2. Изменение данных ИП (актуально для частных школ).
  3. Необходимость аккредитационного оценивания соответствия образовательных программ, которые ранее не реализовались, но подлежат включению в содержание общего образования ОУ, требованиям ФГОС.
  4. Переоформление лицензии в связи с упразднением некоторых образовательных услуг и программных продуктов.
  5. Утрата госаккредитации в отношении отдельных уровней образования при сохранении лицензии на профильную деятельность.
  6. При наличии аккредитации у образовательного учреждения, подлежащего укрупнению за счет присоединения другой образовательной организации, необходимо осуществить переоформление до даты окончания действия разрешительного документа у реорганизованного учреждения, при слиянии нескольких организаций — до ближайшего момента окончания действия одного из имеющихся свидетельств.
  7. Процедура переоформления документа, подтверждающего успешное прохождение школой лицензирования, предусматривает обязательную уплату госпошлины.

Срок действия аккредитации образовательного учреждения составляет 12 лет. В случае утери или порчи свидетельства школа вправе обратиться с заявлением соответствующего содержания в аккредитационный орган для получения дубликата, решение об оформлении которого принимается в течение десяти рабочих дней. Уполномоченный орган вправе отказать в выдаче дубликата, если выдача копии документа не входит в круг компетенции данного аккредитационного представительства, ОУ не может предоставить лицензию, подтверждающую право на предоставление образовательных услуг по заявленному программному содержанию, а также если уполномоченным лицом в пакете документов, подаваемых вместе с заявлением, были выявлены неточности и ошибки, которые после отправления уведомления по школьному адресу не исправили в течение двух месяцев.

Аккредитация образовательных учреждений: проблемы и пути их решения

Ключевой особенностью российской образовательной системы в вопросах аккредитации является фактическая монополизация государством данной функции, что, конечно же, не предполагает учреждение независимых организаций, которые бы могли выполнять функцию независимых аккредитационных агентств. Отсутствие в образовательной теории понятия «аккредитационное агентство» препятствует становлению понимания того, как данная структура должна функционировать, достижению каких результатов способствовать и какие существуют внутренние механизмы организации и обеспечения этих процессов, хотя данная практика широко распространена в мире.

Ввиду того, что представители регулятора действуют в соответствии с отлаженными механизмами, наибольшие вопросы в последнее время вызывает аккредитация негосударственных образовательных учреждений, характеризующихся наличием уникальных черт и специфики организации учебно-воспитательного процесса. Вселяет надежду тот факт, что в настоящее время Россия находится на пути к становлению института общественной (или общественно-профессиональной) оценки качества образования, к выработке эффективных процедур в области оценки качества образования, организации консалтинга и аудита по направлению. Одновременно мы наблюдаем и формирование новых агентств по гарантиям качества, озабоченных созданием внутренних механизмов обеспечения качества своей деятельности, что в скором времени должно привести к изменению ситуации в лучшую сторону.

Не менее важен и психологический аспект проблемы, который преимущественно не берется во внимание из-за значимости оценочных мероприятий. Аккредитация включена в образовательную систему, в систему управленческих отношений, в систему межличностного общения. Главным постулатом аккредитации при этом является оценка учебно-воспитательного процесса и программного содержания. В отечественной педагогической науке бытует мнение, что психологически в значительной степени именно посредством оценки осуществляется социальное воздействие на деятельность личности. Значит, от характера оценки во многом будет зависеть успешность, полнота и качество реализации целей и задач аккредитации, эффективность ее результатов. Таким образом, без комплексного мониторинга невозможно развитие образовательной среды, что обусловливает необходимость проведения аккредитации образовательных учреждений дополнительного образования.

Коллективы ОУ, включаясь в аккредитацию, удовлетворяют свою потребность в соотнесении результатов своей деятельности с результатами других учреждений образования посредством сравнения конечных результатов. Движущей силой этих процессов является оценка, которая должна быть точной и лишенной субъективизма. Чтобы обеспечить объективность мониторинговый процедур, при аккредитации необходимо:

  1. Привлекать к проведению комплекса запланированных мер только добропорядочных и компетентных экспертов, имеющих необходимый опыт.
  2. Пользоваться услугами нескольких, а не одного специалиста.
  3. Разделить действия аккредитующих экспертов на экспертизу, которую проводят одни и на заключение по итогам проведенного исследования, которое должны сделать другие.
  4. Организовать курсы по подготовке экспертов.

Таким образом, аккредитация как системное явление, системообразующим фактором которой является оценка, а элементами — люди, может быть охарактеризована не только с точки зрения эффективности, полезности, но и нравственности.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.