text

Бесплатный вебинар 19 октября >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Выводы по посещенным урокам

  • 27 сентября 2018
  • 111

Категория занятия для анализа

Чтобы не вдаваться в подробности, можно ответить, что каждый открытый урок несет определенную пользу для учащегося и самого педагога. В зависимости от категории урока меняется и критерии его оценки, а также круг допускаемых лиц в качестве негласной комиссии. От категории занятий напрямую зависит, как и по каким критериям производится анализ урока, выводы по его окончанию, рекомендации и прочее.

Всю систему образования (в дошкольных заведениях, школах и высших учебных заведениях) можно образно поделить всего на две основные категории: теоретические и практические занятия. При этом каждый конкретный урок несет или общую ознакомительную цель или задачу конкретного изучения того или иного предмета. Многое напрямую зависит от дисциплины, которая преподается учащемуся.

Кто допускается к открытому уроку

На содержание листа оценки качества урока влияет список и список присутствующих. Сама идея и принципы регулирования открытых уроков прописаны во ФГОС. Всем желающим, имеющим прямое отношение к развитию школы, класса или конкретного урока выдается справка посещения уроков администрацией школы, для прямого доступа. К открытому уроку могут быть допущены следующие лица:

  • Педагоги старшей категории учебного заведения, в котором проводится урок и приглашенные преподаватели из других школ, ВУЗов или детских садов.
  • Руководство заведения в лице завуча, директора, главы педагогического комитета и т.д.
  • Приглашенные представители из РАЙАНО, ГОРОНО и высших органов регулирования.
  • Психологи или представители правоохранительных органов, в случаях с «трудными» детьми.
  • Родители, глава и заместитель родительского комитета, опекуны детей, на чьем уроке проводится проверка.

Рекомендации и выводы по посещенному уроку делаются согласно плану проверки, то есть не обязательно все присутствующие должны заполнять форму. При желании лист оценки качества современного урока может быть заполнен любым членом проверяющей комиссии, но стоит понимать, что часть из них может быть использована для самоанализа преподавателем, контроля качества подачи информации и прочего.

Открытый урок для самоанализа педагога

Иногда провести внеплановое занятие может потребоваться каждому преподавателю. Это нестандартная оценка трудов и стараний педагога, которая оценивается со стороны. Для лучшего результата необходимо подготовить подробный план работ на отведенные часы. Естественно, для преподавателя сама идея не очень приятная, ведь она требует многократно увеличить время подготовки, но такой принцип самообразования крайне важен для карьеристов.

После проведения занятий для самоанализа попросите приглашенного гостя составить индивидуальные выводы и рекомендации по посещенным урокам. Следует учитывать, что подобный открытый урок в школе не пойдет педагогу «в зачет», но самообразование не бывает легким. В качестве листа оценки можете использовать простую форму, которая максимально подробно оценит ваши результаты как педагога и полностью исключит ошибки.

Оценивается уровень образовательных результатов и взаимодействия преподавателя с учениками. Выводы и рекомендации по уроку могут появиться у вас благодаря несложной системе оценок, приведенной в таблице.

Воспроизведение

Выполняя задание, обучающийся:

воспроизводит конкретные факты

воспроизводит абстрактные понятия, закономерности, теории, концепции

воспроизводит методы, процедуры, способы действий, техники

воспроизводит технологии

воспроизводит знания об общем и отличном в процессах и явлениях, о причинах и следствиях, о взаимной обусловленности, о влиянии определенного фактора на систему и процесс и т.п.

воспроизводит обобщенные характеристики предмета или явления, информацию о связях элементов системы и о самих элементов

воспроизводит оценки событий, явлений, персоналий и т.п. и основания для этих оценок

Понимание

Выполняя задание, обучающийся:

воспроизводит объяснение, перефразируя, используя реперные точки, останавливаясь на отдельных фрагментах.

приводит объяснение с изменением формы представления (графический, аналитический и т.п.)

объясняет, детализируя или обобщая (на примере известной последовательности)

объясняет с заданной точки зрения (объяснение этого явления или процесса с заданной точки зрения не должны быть заранее известны ученику)

Применение

Выполняя задание, обучающийся:

применяет знания, опираясь на заданный алгоритм деятельности

демонстрирует или описывает явления (или процессы) в заданных условиях; приводит примеры (аналогичные, разъясняющие)

объясняет или совершает действия, комбинируя известные факты, понятия, технологии и т.п.

восстанавливает известный алгоритм на основе конкретных действий, совершенных по нему

перебирает алгоритмы из числа известных (опробованных на своем опыте) и выбирает подходящий

Анализ

Выполняя задание, обучающийся:

вычленяет главные и второстепенные признаки или характеристики

находит соответствия или несоответствия; указывает и исправляет ошибки, связанные с нарушением алгоритма, в рассуждениях, действиях

проверяет гипотезу с помощью эксперимента, наблюдения

выделяет признаки по заданным критериям

относит аргументы к тезисам

сопоставляет объекты по заданным критериям и делает вывод о сходствах и различиях; проводит сравнительный анализ объектов (явлений)

структурирует признаки объектов (явлений) по заданным основаниям

выявляет причинно-следственные связи

отбирает по заданным критериям алгоритм из числа известных для применения в конкретной ситуации

выделяет параметры для проведения оценки объекта на основе анализа этого объекта или группы схожих объектов

Синтез

Выполняя задание, обучающийся:

делает вывод на основе явных посылок, делает вывод на основе неявных посылок

аргументирует высказывание; доказывает (разрабатывает систему аргументов)

делает вывод по заданному критерию на основе сравнительного анализа

выявляет и называет причины события, явления и т.п. (возможные причины \ наиболее вероятные причины)

создает структуру, модель по заданным условиям

строит схему, алгоритм действия

исправляет или восстанавливает неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм

делает прогноз изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора

выявляет и называет возможные последствия заданной причины (совокупности причин)

Оценка

Выполняя задание, обучающийся:

выбирает подходящую оценку из представленных ему

оценивает по заданным критериям

оценивает по критериям, самостоятельно сформулированным в соответствии с заданием

делает вероятностное заключение на основе анализа

дает оценку системы

Результатом такого урока станет не только развитие самодисциплины в классе, но и более участие учеников в профессиональной деятельности учителя. Открытый урок оценивает не только работу преподавателя и об этом нужно помнить. Цель подобных занятий увидеть профессионализм педагога и оценить уровень подготовки учеников, увидеть систему взаимодействия между обеими сторонами.

Лист оценки посещенного урока

Оценка качества уроков в современной жизни педагога довольно развернута и состоит их множества пунктов. Проверяющему обязательно предстоит составить свой объективный вывод по уроку, пример такой оценки посмотрите в небольшой таблице:

1

Критерии и показатели

Степень выраженности

Комментарии

 

Критерий 1. Качество целей

 

 

1.1

Соответствие целей образовательным результатами темы, зафиксированным в рабочей программе

 

 

1.2

Соответствие целей трем группам образовательных результатов (личностным, метапредметным, предметным)

 

 

1.3

Соответствие целей возрастным особенностям обучающихся

 

 

1.4

Соответствие целей индивидуальным особенностям обучающихся

 

 

2

Критерий 2. Качество содержания

 

 

2.1

Соответствие содержания урока ФГОС НОО, ООО, СОО

 

 

2.2

Соответствие содержания урока его целям

 

 

3

Критерий 3. Качество форм, методов и технологий обучения

 

 

3.1

Соответствие методов обучения целям урока

 

 

3.2

Соответствие используемых педагогических технологий целям урока

 

 

3.3

Соответствие форм организации образовательного процесса целям урока

 

 

3.4

Доля самостоятельной работы обучающихся на уроке

 

 

4

Критерий 4. Качество ресурсного обеспечения

 

 

4.1

Достаточность информационно-образовательной среды для достижения целей урока

 

 

5

Критерий 5. Качество образовательных результатов

 

 

5.1

Степень достижения личностных результатов

 

 

5.2

Степень достижения метапредметных результатов

 

 

5.3

Степень достижения предметных результатов

 

 

 

ИТОГО:

 

 

Вся система оценки состоит из трех столбиков:

  1. Критерии и показатели оценки. Здесь видны основные принципы оценки. Предстоит оценивать деятельность преподавателя в различных критериях и типах задействованности. Основная задача такой таблицы показать, насколько учитель справляется со своими обязанностями, как он задействует учеников и каковы результаты его работы, по мнению комиссии. Выводы после посещения урока проверяющим основываются именно на этих критериях.
  2. Степень выраженности критерия. Виды оценок прописываются в соответствующем отделе, что существенно упрощает оценку. Выводы по посещенному уроку прописываются отдельно, а сама система оценок может разделяться на удовлетворительную, неудовлетворительную или среднюю. Обязательно указать оценки во всех критериях, для наибольшей объективности. Система оценки также может быть пятибалльной, десятибалльной и т.д. Главное, чтобы все проверяющие оценивали работу по одной системе оценок.
  3. Комментарии проверяющего. Рекомендации учителю после посещения урока прописываются в этом поле. Здесь можно записывать основные мысли, указывать на то, почему выставлен именно такой критерий оценки и как его необходимо исправить, учитывая аудиторию, дисциплину и особенности учителя, как личности. Выводы и рекомендации по итогам посещенного урока должны быть составлены в развернутой форме, приведены конкретные примеры, повлиявшие на итоговую оценку.

Кульминация такого критерия оценки в итоговом балле, который для объективности должен быть в балловом эквиваленте или процентном соотношении. Это позволит увидеть проверяющему общую оценку. Существует множество показателей, на которые стоит опираться, а некоторые выводы и предложения по уроку могут относиться к критичной или некритичной линии, поэтому балловая оценка позволит получить наиболее объективный общий результат.

Чем открытый урок отличается от классического

Выводы по проведенному уроку не воспринимаются педагогами и многими сотрудниками администрации как объективные и причин тому несколько:

  • Учитель проводит дополнительную подготовку к уроку, что в целом размывает общие результаты.
  • Зачастую в качестве урока используется уже пройденный материал, который изучен в классе, что существенно снижает производительность.
  • Переписывается план урока под более легкие для учеников темы.
  • Возможность подготовить учеников и класс к открытому уроку.

Стоит понимать, что показательные уроки проводятся во всех школах для администрации города, родителей и самого заведения, и подобные подготовленные занятия, идущие по сценарию не всегда можно оценивать. Замечания при посещении уроков могут распространяться только на специальные открытые уроки, которые проходят в штатном режиме.

Напрашивается вопрос, чем же тогда может отличаться классическая система образования от открытой. Ведь именно с открытой системы и появилась задумка проводить открытые уроки, но с учетом оценки не учеников, а их тандема с преподавателем. Замечания и рекомендации учителю после посещения урока важны, но только исходя из самой идеи открытого образования. Отличия классической в Российской Федерации системы образования и открытой можно увидеть в простой таблице.

Традиционное образование

Открытое образование

1. Цели и содержание деятельности определяются педагогическими работниками

1. Обучающийся после консультации с тьютором (преподавателем-консультантом) самостоятельно определяет цели и содержание деятельности в соответствии со своими потребностями и интересами

2. Сроки реализации программ, выполнения различных видов деятельности устанавливаются без участия в этом обучающихся

2. Обучающийся сам определяет временные рамки выбранной деятельности (в рамках возможных)

3. Место занятий строго регламентировано, указывается в расписании занятий

3. Обучающийся сам определяет базу для выбранной деятельности с учетом возможных вариантов

4. Последовательность обучения определяется программой или преподавателем

4. Обучающийся совместно с тьютором разрабатывает рабочий план и график занятий

5. Скорость обучения диктуется программой, преподавателем и группой

5. Обучающийся и тьютор договариваются о темпе обучения, удобном для конкретного обучающегося

6. Преподаватель обеспечивает поддержку преимущественно с помощью фронтальных лекционных занятий

6. Тьюторы и обучающиеся договариваются о форме поддержки (в т.ч. очные занятия, дистанционные занятия, индивидуальные и групповые консультации)

7. Обучающийся занимается, посещая лекционные и практические занятия или изучая необходимую литературу

7. Обучение осуществляется с помощью специальных материалов, которые обязательно включают цели, собственно содержание деятельности, способы самооценки и другую информацию для самостоятельной работы

Открытая система образования позаимствована у престижных европейских учебных заведения, а практика открытых уроков это их адаптация к современным реалиям педагогической системы России.

Открытый урок в начальной школе

Как и какие выводы по посещенному уроку в начальной школе давать — вопрос весьма спорный. Для учеников младшей школы подобные дисциплинарные меры весьма волнительны, ведь не все малыши понимают, что оценивается не уровень их знаний, а степень подготовки и профессионализм их учителя. Любые отклонения от привычного, могут принести вред отношениям между педагогом и учениками, что является негативной составляющей.

Именно поэтому рекомендации учителю начальных классов после посещения урока составляются уже с учетом предварительной подготовки класса к предстоящему мероприятию. Для адаптации ребенка следует подготовить его к открытому уроку, возможно, пригласить родителей и сделать занятие в развлекательной форме. Это поможет не только улучшить выводы посещения урока, но и расположить учеников и родителей к себе.

Рекомендации по урокам в начальной школе нельзя расценивать как обязательные к исполнению. Единственным исключением может быть служебная записка с указаниями от администрации школы, представителей ФГОС по вашему району, городу или региону. Вся проблема проведения открытого урока в том, что у детей младшей школы еще не совсем сформировались отношения между собой и с преподавателями, а новые лица на уроках могут выбить малышей из колеи, заставляя их лишний раз нервничать.

Несмотря на весьма лояльную проверку, рекомендации после посещения урока завучем, директором или старшим педагогом, наставником будут обязательными. Форма оценки качества проведенного урока классическая, поэтому стоит серьезно отнестись к подготовке, для достижения лучшего из возможных результатов.

Типы занятий и критерии их оценки

Если вывод по урокам в начальной школе можно считать рекомендованным, то существуют и веские причины проверок, в которых оценивается не только работа учителя, но и всего класса в целом. Типов проверок может быть несколько:

  • Выборочные посещения уроков. Выводы посещения уроков необходимы для обязательной отчетности администрации школы.
  • Тематические уроки. Этот вид постановочных и подготовленных уроков, для оценки организаторских способностей преподавателя.
  • Параллельное посещение нескольких уроков. Беглые оценки педагогов при уроке в классической форме.
  • Комплексное изучение класса. Оценка класса и его взаимодействия с учителем.
  • Целевое посещение со специалистом. Рекомендации учителю после посещения урока образцов узкоспециализированных профессий. Здесь важна оценка класса в целом, если есть дети с инвалидностью, психологическими травмами, проблемами с законом.

Стоит четко понимать цель проверки для достижения желаемого результата.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.