text

Бесплатный вебинар 19 октября >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

План индивидуальной работы с детьми группы риска

  • 20 сентября 2018
  • 166

Особая загвоздка для преподавателя в работе с детьми группы риска ─ правильно определить их заинтересованность, вовлеченность или наоборот, отторжение от классических методов обучения. Правильно составить план работы для детей группы риска можно только после определения психологической или социальной категории малыша.

Что такое группы риска и какие они бывают

Группа риска ─ термин из психологии. Он обозначает возможность ребенка быть социально неадаптированным или опасным, как для себя, так и для окружающих. Малыши этой категории иногда обучаются персонально, иногда группами, иногда в общеобразовательных классах, с учетом особенности конкретных детей. Все напрямую зависит от преподавателя, типа учебного заведения и т.п.

Определить к какой именно категории относится ребенок, и какие обязанности ложатся на учителя, можно опираясь на общие понятия по распределению на группы:

  1. Проблемы в развитии ребенка.
  2. Ребенок из неблагополучной или асоциальной семьи.
  3. Дети без родителей или без попечительства родителей.
  4. Дети с психолого-педагогической и социальной дезадаптацией.
  5. Ребенок из семьи, которой оказывается социальная, экономическая или психологическая помощь по той или иной причине.

В зависимости от научной работы конкретного психолога, количество категорий может изменяться, но все они приблизительно аналогичны приведенному выше списку. Каждая категория требует разработать индивидуальный план группы риска. Первоначальная и главная задача психолога и педагога верно определить ту самую категорию, чтобы наладить контакт с несовершеннолетним малышом.

Определение «группа риска» впервые появилось в СССР, и обозначает субъект, который подвержен негативному влиянию окружающих или сам проявляет неприязнь к социуму. План работы с детьми группы риска предусматривает поэтапную адаптацию, что означает не только нормализацию психологического здоровья, но и эмоциональную подноготную. Ребенок имеет повышенный шанс в будущем преступить закон, навредить себе и окружающим или стать отшельником общества. Основная задача педагога и психолога в первую очередь заключается в составлении индивидуального плана работы с детьми группы риска, для его адаптации.

Кто допускается к работе с детьми группы риска

Законодательно не регулируется круг лиц, имеющих прямой доступ к социально неадаптированному ребенку (кроме случаев ограничения по решению суда). Но стоит учитывать и другие аспекты доступа преподавателей. Заниматься обучением и воспитанием имеет право только лицензированный преподаватель, при условии, если есть план индивидуальной работы с ребенком группы риска.

Рассматривается как возможность индивидуального обучения самостоятельно учителем, так и с содействием психолога. В частности работа в области психологии и социологии ложиться на всех лиц, контактирующих с ребенком. Индивидуальная работа с детьми группы риска должна быть согласована всеми сторонами-преподавателями, чтобы не нарушить единого плана развития. В случаях, когда подопечный причисляется к разряду опасных, не лишним будут групповые занятия с учителем, психологом и привлеченным третьим лицом от органов исполнительной власти.

Какой план индивидуальных работ с детьми группы риска выбрать

Индивидуальный план с группой риска разрабатывается психологами в образовательном учреждении или за его пределами. Исходя из этого правила, не существует единой программы работ, но сам педагог может брать за основу плана работ учения своих коллег, допущенных к практике. Касательно конкретных метод, то необходимо следовать нескольким простым правилам:

  1. Четко разграничивайте характер отклонений ребенка и его склонность к восприятию информации или ее отторжению. Для определения состояния ребенка достаточно личной беседы или знаний из личного дела.
  2. Учитывайте, что индивидуальная работа с детьми группы риска важна, но забывать о групповых тренингах (при необходимости) тоже не стоит. Работа в коллективе ─ главная задача учителя и психолога с ребенком.
  3. Используйте или готовые методики из учебника или создавайте собственные способы для адаптации ребенка, если у вас есть для этого достаточно знаний и опыта.
  4. При необходимости корректируйте индивидуально план группы риска, при форс-мажорах или в непредвиденных ситуациях. Главное, не усугубить шаткое состояние психики ребенка.
  5. Кроме классических встреч и уроков не лишним будет проводить дополнительные мероприятия, задействуйте логику, желания и фантазию, чтобы расположить подопечного к себе положительно.

Каждый ребенок ─ личность, которая формируется под вашим надзором. Не забывайте, что нужно находить правильный подход к каждому. Используйте специальные уроки, информационные буклеты, разъяснительные беседы и т.д.

Как взаимодействовать с «трудными» детьми

Индивидуальная работа с детьми в группе риска подразумевает особый подход к одному или группе подростков, но не следует путать эту категорию детей с «трудными детьми». Как показал независимый опрос министерства образования, в котором приняли несколько тысяч  преподавателей среднеобразовательных школ, учителя не могут самостоятельно определить рассматриваемую категорию. Для большинства учителей к группе риска относятся дети:

  1. Которые на протяжении трех или более месяцев мешают проводить занятия.
  2. Самоутверждаются на уроках, срывая преподавателю план занятий.
  3. Агрессивно относятся к сверстникам и педагогическому коллективу.
  4. Отказываются участвовать в жизни класса или школы.
  5. Игнорируют указания учителя и старших.

Индивидуальные планы по детям группы риска ни в коем случае не должны применяться на таких детей и подростков (только если они не отвечают параметрам социально неадаптированных). Фактически, «сложный ребенок» это ученик, к которому педагог не может найти подход и не налаживает контакт. Естественно, это существенный минус самому педагогу, но индивидуальная адаптивная программа обучения может только усугубить положение нормального ребенка. Трудные подростки могут почувствовать себя изгоями, из-за особого отношения к их персоне.

Если преподаватель составляет индивидуальный план на ребенка из группы риска, но сомневается в его причастности к тому или иному случаю социальной неадаптивности, лучше дважды перепроверить свою догадку. Обратитесь к архивам, прочтите личный файл ребенка, поговорите с родителями, обратитесь к коллегам или школьному психологу для подтверждения своей догадки.

Управление образовательной организацией

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебная программа "Взаимодействие с родителями обучающихся для достижения образовательных результатов в ОО"

За прохождение курса — диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Как расписать индивидуальный план работы с ребенком группы риска на учебный год

Для работы с социально неадаптированным ребенком рекомендуется расписывать план работ на четверть, семестр и учебный год. Если это групповые занятия, следует выделить основные аспекты, не углубляясь в общую концепцию уроков. Обязательно, отдельными пометками отмечайте привлеченность третьих лиц в план работы с группой риска. К привлеченным лицам можно отнести:

  • родителей, родственников ребенка, положительно влияющих на его успехи в развитии и обучении;
  • психологов, коллег и прочих лиц которые напрямую или косвенно могут повлиять на развитие отношений между учеником и педагогом;
  • работников полиции, в случаях с неуравновешенным и агрессивным состоянием ребенка;
  • работников скорой помощи, медицинских учреждений для общей оценки физического и эмоционального состояния ребенка;

Этот список может меняться и дополняться по желанию преподавателя. Вы самостоятельно решаете, кто может положительно повлиять на ребенка и стоит ли прибегать к помощи третьих лиц вообще.

Работа с группой риска в общем классе

Вопрос индивидуального обучения не всегда актуален в реалиях нашей жизни, поэтому не менее важным будет план работы с группой риска в школе, с другими учениками. Существует три основных сценария развития такого обучения:

  1. Излишнее внимание «особенному» ребенку. Преимущество очевидно ─ чем больше общения между преподавателем и учеником, тем лучше будут отношения. Минус очевиден, пострадают остальные участники общеобразовательного процесса.
  2. Недостаток внимания ребенку из группы риска. Ситуация обратно пропорциональна первому варианту. Вдобавок ребенок может почувствовать свою неполноценность, что может привести к непредвиденным последствиям.
  3. Обычное отношение и требования как к окружающим. Этот вариант может показаться оптимальным, но и он имеет свои явные недостатки. Социально неадаптированный ребенок не сможет заниматься на уровне среднестатистического школьника, что может стать причиной насмешек. Поблажки к его персоне не приведут к положительному результату.

Вопрос о том, как построить индивидуальный план работы с ребенком группы риска в общеобразовательном заведении, вполне логичен. Разные специалисты по детской психологии предлагают внедрять различные методы дополнительного или альтернативного образования с разъяснениями для всех учеников. Привлеките помощь школьного психолога, устройте дополнительные уроки, чтобы наладить контакт, догнать программу. Придется исхитриться, для нормальной работы и взаимодействия.

Алгоритм работы с группой риска в индивидуальном порядке

Преподаватель должен понимать, что вверенный ему ребенок из группы риска ─ серьезная «проблема», которую нужно немедленно решить. Чем быстрей вы найдете подход к детям из этой категории, тем быстрей они выйдут из нее и смогут заниматься на общих основаниях и принесут меньше проблем себе и окружающим. Индивидуальный план работы с группой риска необходимо составлять и организовывать по следующему алгоритму:

  • определите, есть ли в классе дети, относящиеся к группе риска (убедитесь в правильности решения, не забывайте об ошибке с трудным ребенком). Если такие имеются, постарайтесь поговорить и выяснить причину;
  • расспросите о социальном и материальном благополучии в семье у ребенка, классного руководителя, родителей;
  • пообщайтесь со школьным психологом. При необходимости попросите письменные и устные рекомендации по дальнейшим действиям, составьте необходимый запрос/отчет для дальнейшей работы;
  • составьте карту учащегося, опишите (в первую очередь для себя) какая необходима индивидуальная работы с ребенком группы риска;
  • после определения правил работы с проблемным ребенком получите одобрение плана у школьного психолога, районного или городского руководства.

Эти пять простых шагов помогут правильно распланировать вашу работу на ближайший учебный год, полностью исключат возможность ошибки и т.п. Каждый ребенок требует индивидуальный план работы с детьми группы риска и никак иначе. Нельзя проводить одинаковый ряд воспитательных работ со всеми учащимися.

Классный руководитель ребенка группы риска

Несмотря на вовлеченность в воспитание таких детей большого количества педагогов, огромная ответственность ложится именно на классного руководителя, особенно, когда речь заходит о подростках. План работы школы с детьми группы риска происходит только после согласования его со всеми учителями, психологом и вышестоящим руководством.

Основная задача классного руководителя заключается в попытке самостоятельно вывести ребенка из группы риска. Для этого необходимо выполнять обязательный план работы с подростками группы риска с подробными отчетами в классном журнале или специальных заявлениях. От вас требуется всего несколько простых отчетностей:

  1. Составление общего плана мероприятий, бесед и т.д. Общий план профилактических мероприятий с детьми группы риска следует подробно описывать. В него могут входить групповые или индивидуальные беседы, игры, родительские собрания с участием детей и т.п.
  2. Ведение подробного дневника на каждого ученика. В нем фиксируется уже выполненный индивидуальный план работы на ребенка группы риска.
  3. Если индивидуальный план с детьми группы риска не принес результатов, необходимо создать заявку на постановку на внутрешкольный учет и дальнейшие коллективные работы.

Профилактический учет может быть принят и составлен только специальной комиссией, с учетом основных правил школы, с учетом потребностей ученика.

Причины и правила постановки на профилактический учет

Педагогический совет составляет план индивидуальной работы с детьми группы риска в следующих случаях:

  • ученик регулярно нарушает устав школы;
  • отказывается от выполнения заданий на уроке и дома;
  • агрессивно ведет себя со сверстниками, дискриминирует детей по комплектации, цвету кожи, вероисповедании;
  • портит государственное имущество;
  • регулярно пропускает занятия, без явной причины;
  • совершает правонарушения, повлекшие за собой постановку на учет в милицию, создает угрозу жизни другому человеку и т.п.
  • употребляет наркотические, табачные и алкогольные изделия;

Эти и другие причины могут послужить причиной сбора педсовета для постановления учащегося на учет. Фактически именно коллегия из представителей РАЙОНО, ГОРОНО, полиции, учителя и директора школы решает дальнейшую судьбу ребенка. На собрание обязательно приглашаются родители ребенка или его опекун. На заседании решается, необходима ли индивидуальная работа с группой риска в школе или потребуется другая мера для исправления поведения ученика.

 Для постановки на учет необходим один из четырех возможных документов:

  1. Заявление классного руководителя ребенка.
  2. Заявление от администрации учебного заведения.
  3. Постановка ребенка на учет в полиции за совершение деятельности, за которую предусмотрено административное наказание.
  4. Совершение учеником правового нарушения, за которое предусмотрена криминальная ответственность.

Любое из перечисленных заявлений предусматривает, что в дальнейшем будет проведена обязательная индивидуальная работа с детьми группы риска, для выявления психических расстройств и их искоренения.

Читайте также об особенностях работы учителей с учащимися из группы риска

На учет и зачисление в группу риска может быть причислен учащийся на которого собраны следующие виды документов:

  1. Заявление от классного руководителя.
  2. Характеристика на учащегося.
  3. Правовой акт для посещения на дому (при необходимости).
  4. Ведомости о том, какой индивидуальный план работы ребенка группы риска уже был проведен.
  5. Ведомость об успеваемости за последнюю четверть.

После того, как собраны необходимые документы, назначается дата и время проведения внутришкольного заседания. Родители или опекун оповещаются о предстоящем собрании Совета профилактики. Решение о конкретном случае будет вынесено независимо от присутствия или отсутствия на совершеннолетнего представителя субъекта.

На учащегося обязательно заводится учетная карточка, в которой фиксируются результаты профилактических работ. План мероприятий с детьми группы риска, назначение дополнительных занятий по неуспеваемости или надзорные правила оговаривается советом и обязан выполняться до снятия ребенка с учета.

Отказ от учета группы риска или снятие с учета

План работы с детьми из группы риска может не понадобиться всего в трех случаях:

  1. Родители или опекун в письменной форме отказываются от помощи школы в решении возникшей проблемы. В подобных случаях администрация школы и классный руководитель обязаны написать заявление в соответствующие органы, для урегулирования вопроса. Как правило, при письменном отказе от помощи специалистов дело переходит под надзор комиссии по делам несовершеннолетних.
  2. На комиссии было решено отсутствие состава правонарушений со стороны учащегося. Редкий, но возможный случай. Иногда в ходе разбирательств удается выяснить неизвестные до этого обстоятельства, которые смягчают вину ребенка и дело закрывается.
  3. Индивидуальная работа с детьми из группы риска принесла результат и его снимают с учета, а учетная карта закрывается. Для закрытия учетной карточки ребенка комиссий собирается повторно и заново рассматривает дело, анализируя успехи учащегося за отведенный период времени. Не всегда дело закрывают на первом рассмотрении, иногда назначаются новые мероприятия с учащимися группы риска в школе.

Над планом работ зачастую работает не только учитель, но и психологи и администрация учебного заведения. Все принятые меры тщательно анализируются, поэтому крайне важно фиксировать абсолютно все взаимодействия между преподавателем и учеником. Делается это во избежание возможных проблем в будущем, ведь составленный план и его достоверность являются официальным документом.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.