Активируйте вашу скидку
Справочник руководителя образовательного учреждения

План индивидуальной работы с детьми группы риска

26 июля 2019
1962
Средний балл: 0 из 5

Детей, которым трудно дается учеба и общение со сверстниками, относят к группе риска. Они ведут себя обособленно от коллектива, иногда даже агрессивно. Работа с такими детьми отличается от обучения остальных учеников, поэтому необходимо составить отдельный план работы с детьми группы риска.

План индивидуальной работы с детьми группы риска

При составлении плана работы с детьми группы риска важно понимать, что ребенок стал трудным не по своей вине, а по воле обстоятельств. Дети, которые попадают под группы риска, начинают себя вести нестандартно по разным причинам. Асоциальное поведение и трудности в учебе могут появиться из-за алкоголизма родителей и других трудных обстоятельств в семье школьника, это может быть следствие родовой травмы или других психофизических факторов, в том числе стресса.

У детей девиантного поведения появляются трудности в усвоении школьных знаний, отношениях со сверстниками и родителями. Это проявляется в агрессии, замкнутости, грубости. В некоторых случаях бывают зависимости и проблемы с законом.

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать об организации работы с трудными детьми в школе помогут статьи электронного журнала «Справочник заместителя директора школы»
- Как реагировать на девиантное поведение учеников. Памятки для педагогов вашей школы

 (профессиональные компетенции)

- Готовы новые памятки для работы с девиантными подростками

 (новые документы)

Дети группы риска – это школьники, неадаптированные в обществе, которые могут быть опасными для себя и окружающих людей. Такие дети, как правило, обучаются индивидуально с педагогами, отдельными группами или в специзированных классах с учетом их особенности.

Кого ставить на учет и включать в группу риска?

Педагоги и школьный психолог составляют план индивидуальной работы с детьми группы риска в школе, если:

  • обучающийся систематически нарушает устав общеобразовательного учреждения;

  • не делает школьные задания на уроках и дома;

  • ведет себя агрессивно по отношению к сверстникам;

  • портит школьное имущество;

  • систематически пропускает школьные занятия, не имея на то веских причин;

  • совершает правонарушения;

  • употребляет алкоголь, наркотики, имеет зависимости.

Для постановления ребенка на учет необходимо собрать педсовет. Именно РАЙОНО, ГОРОНО, полиция, директор школы и учителя выносят вердикт по ученику. В обязательном порядке на собрании присутствуют родители или опекун ребенка. Собранный консилиум решает, какие будут предприняты меры по исправлению поведения школьника.

Чтобы поставить ребенка на профилактический учет требуется предоставить один из следующих документов:

  1. заявление классного руководителя данного ученика;

  2. заявление от руководителей общеобразовательного учреждения;

  3. постановка на учет в отделении полиции за какое-либо правонарушение, которое влечет за собой административное наказание;

  4. правонарушение, за которое предусмотрена криминальная ответственность.

При наличии одного из заявлений можно проводить индивидуальную работу по коррекции поведения.

Для постановки на учет, зачисления детей в группу риска и основания для составления плана индивидуальной работы в школе, нужно собрать следующие документы:

  • заявление от классного руководителя;

  • характеристика на ребенка;

  • акт для посещения на дому (если необходим);

  • ведомости об уже проведенных индивидуальных планах работы ребенка группы риска;

  • ведомость об успеваемости за крайнюю четверть.

После сбора документов назначается дата и время школьного заседания. Совет профилактики оповещает об этом родителей или опекуна ученика.

На обучающегося заводится учетная карточка, в которой будут описываться результаты работы. Все запланированные мероприятия по работе с ребенком, дополнительные занятия по неуспеваемости должны быть проведены до снятия его с профилактического учета.

Методическая помощь по организации работы с трудными подростками и детьми из "группы риска" подготовлена специалистами системы «Завуч»

План индивидуальной работы с детьми группы риска не требуется в следующих ситуациях:

  1. Родители или опекун ученика в письменной форме отказываются от профилактической работы. В таком случае администрация школы и классный руководитель должны написать заявление в комиссию по делам несовершеннолетних.

  2. Во время заседания комиссии были выяснены некоторые обстоятельства, которые смягчают или снимают вину с ребенка и дело закрывают.

  3. Профилактическая работа с ребенком из группы риска прошла эффективно и показала положительные результаты. Это значит, что его снимают с учета, а учетная карта закрывается. Для этого собирается комиссия, которая снова рассматривает дело и анализирует поведение ученика за конкретный временной период и иногда назначает дополнительные мероприятия. В связи с этим требуется провести еще несколько собраний комиссии.

Как поэтапно создать план работы с детьми группы риска?

Важно определить ключевую проблему ученика, чтобы наиболее успешно выстроить работу с ним. Условно причины асоциального поведения школьника можно разделить на несколько кластеров:

  1. проблемы в психофизическом развитии;

  2. неблагополучная семья или семья, получающая социальную, психологическую или экономическую помощь по какой-либо причине;

  3. отсутствие попечительства;

  4. проблемы с адаптацией.

Такую или похожую классификацию разрабатывает психолог индивидуально под ситуацию конкретной школы. Затем для каждой категории составляется отдельный план работы психолога с детьми группы риска. Правильно выделенная причина, по которой обучающийся подпадает под группу риска, позволит сделать работу с ним максимально эффективной.

Не стоит путать детей из группы риска и «трудных» детей. Учителя не относят самостоятельно ребенка к группе риска. Когда ученик не идет на контакт с педагогом, это, как правило, недоработка самого учителя. Поэтому, если при составлении плана индивидуальной работы с детьми группы риска, у педагога появились сомнения насчет некоторых учеников, стоит прочитать личное дело ученика, пообщаться с его родителями или обсудить этот вопрос со школьным психологом.

Работа с детьми асоциального поведения проводится в пять этапов.

  1. Отбор “сложных” детей в школе: необходимо выяснить, кто из учеников относится к группе риска и выделить ключевой фактор, негативно влияющий на ребенка.

  2. Анализ условий проживания отдельно взятого ученика: на этом этапе классный руководитель обходит семьи и фиксирует несоответствия нормам. Выявленные обстоятельства включаются в план индивидуальной работы с детьми группы риска в школе.

  3. Работа обучающегося с психологом образовательного учреждения. По результатам собеседования и тестирования психолог дает оценку личности ребенка и формулирует предложения по работе с ним.

  4. Создание карты ученика, в которой описываются его особенности и трудности.

  5. Составление плана работы с конкретным школьником, в котором описываются индивидуальные и групповые занятия, направленные на формирование социально адаптированной личности.

План работы с детьми группы риска в школе составляется с учетом информации, которая была собрана на подготовительном этапе. Для формирования работы необходимо, учитывая особенности ученика, построить будущую модель личности.

Из рекомендации экспертов справочной системы «Образование» узнайте больше как проанализировать урок на момент выявления неуспеваемости у детей

Чтобы работа была эффективной нужно составить список мероприятий, которые наполнят жизнь обучающегося яркими эмоциями, так как обычных бесед будет недостаточно. При необходимости в план работы можно внести беседы с родителями, которые проводят психолог и классный руководитель.

Что учесть психологу при составлении плана работы с детьми группы риска?

Для составления плана индивидуальной работы с детьми группы риска в школе психологу необходимо придерживаться следующих правил:

  • Важно понять, насколько ребенок из группы риска способен спокойно воспринимать информацию. Для того, чтобы это определить проводится индивидуальная беседа или анализируются данные из личного дела ученика.

  • Для того, чтобы ребенок научился взаимодействовать с обществом важно, помимо индивидуальных встреч, проводить и групповые занятия.

  • Стоит использовать проверенные методики из учебной литературы.

  • В случае непредвиденных ситуаций нужно корректировать план индивидуальной работы с детьми группы риска.

  • Для расположения ученика необходимо проводить мероприятия в дополнение к школьной программе, в которых он сможет проявить свои желания и применить положительные навыки.

Стоит отметить, что каждый ребенок – отдельная личность со своими особенностями, поэтому обратите внимание на индивидуальный подход.  

План работы с детьми группы риска в школе расписывается на четверть, семестр и учебный год. В групповых занятиях стоит выделить только основные направления работы, не сильно углубляясь. Также, если в занятиях будет участвовать третья сторона, необходимо это зафиксировать в документе. К третьим лицам, участие которых в работе со школьником необходимо зафиксировать в плане, относят:

  • членов семьи, которые поддерживают ребенка и положительно на него влияют;

  • психологов и коллег, которые могут косвенно участвовать в развитии отношений между обучающимся и педагогом;

  • работников полиции, если ребенок ведет себя агрессивно и неуравновешенно;

  • медицинских работников, чтобы оценить физическое и эмоциональное состояние ребенка.

Организация и контроль качества образовательной деятельности

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Организация и контроль качества образовательной деятельности».

Кабинет информатики в школе

В этот список также могут входить и другие люди, которые хорошо влияют на ребенка. Но участие дополнительных людей на занятиях с детьми группы риска необязательно.

Какие трудности возникают в работе с “непростыми” детьми?

Для эффективной работы с детьми из группы риска важно выстроить определенную атмосферу, которая будет помогать им развивать устойчивую личность. При этом могут возникнуть некоторые противоречия и сложности в работе педагогов.

  • Педагоги, уделяя больше внимания детям из группы риска, сокращают общение с остальными учениками, в связи с чем может пострадать весь воспитательно-педагогический процесс.

  • Педагоги, напротив, мало внимания уделяют ребенку из группы риска. Ученик может начать чувствовать себя неполноценно, тем самым ухудшая свою ситуацию.

  • Уравнивание ребенка из группы риска и остальных учеников, требуя от всех единого уровня образования, не стоит забывать, что ребенок из группы риска менее адаптирован, чем все остальные, поэтому его результаты будут не такими высокими, как у других учеников.

Для того, чтобы взаимодействие с “непростыми” детьми было продуктивным, в плане работы с детьми группы риска не стоит останавливаться только на школьной программе, но требуется внедрять различные методы дополнительного образования, подключать внеурочные занятия, которые помогут школьникам развить устойчивую и социально адаптированную личность.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.