Комплексные работы для школьников - передовой метод оценивания метапредметных образовательных достижений. Читайте подробнее о том, как проводится итоговая работа в начальной, средней и старшей школе, как анализируется и оценивается.
Что такое комплексная работа
Комплексная работа — разновидность промежуточной или итоговой аттестации учащихся. Проводят в рамках ВСОКО по межпредметному материалу.
Итоговая комплексная работа необходима для оценки способности школьников работать с текстовым материалом, графическими, табличными данными, диаграммами и изображениями. С ее помощью определяют способности учащихся применять УУД для решения различных образовательных задач. Задания делятся на три группы:
- выбор ответа — указывают один из предложенных;
- краткий — вывод или результат оформляют в лаконичной форме;
- полный — развернутое обоснование или решение задачи подробно описывают, поясняют порядок действий.
Каждая контрольная включает:
- Основную часть — 8 заданий разного направления определяют степень владения метапредметными и предметными УУД.
- Дополнительную — 7 заданий оценивают метапредметные учебные действия.
Первую часть решают в обязательном порядке все ученики. Вторая часть - по желанию. Если школьник не справляется с дополнительной частью, его результаты не интерпретируют. Если он выполняет все задания правильно, это свидетельствует о высоких достижениях.
Проводят работу после освоения основного материала предметных учебных программ. Чаще всего такое оценивание планируют на конец учебного года. К нему допускают всех учащихся. Если ученик по объективным причинам не смог выполнить работу в отведенные сроки, для него определяют дополнительный период.
В начальной школе
В младших классах комплексные контрольные работы — форма проверки умений, обобщенных способов действий, предметно-практической деятельности и системы знаний. Они необходимы для оценки освоения выпускниками младших классов междисциплинарной программы формирования УУД. В младших классах задания для комплексной работы формируют на основании математики, литературного чтения, русского языка и окружающего мира.
Комплексные работы со схожей структурой предусмотрены для всех классов начальной школы. В них учащимся нужно выполнять задания по тексту с иллюстрациями.
В старших и средних классах
Письменная комплексная работа определяет способность школьников решать учебные проблемы, отслеживает динамику развития.
В средней и старшей школе межпредметную основу итоговой комплексной работы берут из массива информации, освоенного за предыдущие годы. Для этого используют программы по математике, русскому, предметам естественно-научного и социально-гуманитарного направления. В этом заключается основное отличие от заданий для начальной школы, где материал опирается на изученное в прошлом году.
Анализ комплексной работы
В ходе анализа итоговой комплексной работы учителя делают выводы о сформированности у учащихся универсальных учебных действий. Определяют, насколько хорошо школьники справились, в какой степени они достигли метапредметных и предметных результатов. Педагоги анализируют:
- степень несоответствия уровня достижения метапредметных УУД;
- количественную оценку сформированности УУД и уровень развития метапредметных результатов учащихся;
- необходимость в коррекции образовательного процесса;
- причины ошибок в заданиях (проблемы с пониманием условия, пробелы в знаниях, недостаток УУД).
Итоги заполняют в таблицу. Дополнительно заполняют таблицу показателей сформированности УУД. Третья таблица обобщает уровень достижения планируемых результатов. В ней напротив каждого уровня указывают количество человек и процентное соотношение.
Анализ комплексной работы позволяет сделать вывод, нужно ли для ликвидации обнаруженных пробелов включать в уроки задания, которые вызвали у школьников затруднения. Педагоги принимают решение сделать акцент на заданиях, способных формировать те или иные навыки. Например, сравнивать, составлять высказывание, делать выводы, работать по алгоритму, определять последовательность или соответствие. На основании полученных данных они выстраивают и реализуют индивидуальный подход в урочной и внеурочной деятельности.
Как оценивать комплексную работу
Школьные локальные акты определяют необходимость учета результатов комплексной работы. Формат оценки и фиксации итогов работы в рамках ВСОКО школа определяет самостоятельно. Для определения результатов используют критерии и коды правильных ответов.
Объектом оценки являются универсальные способы действий и умения учащихся. Результаты фиксируют по уровням: ниже базового, базовый и повышенный. Полученные учащимися баллы не переводят в отметки. Они лишь служат показателем умений школьника и ориентиром для работы с ним.
Рекомендуется применять процентную шкалу, чтобы переводить ее в уровневую. Для этого результаты итоговой комплексной работы приводят в виде процента от предельно возможного балла. Отдельные задания работы оценивают в баллах, количество которых зависит от формата, сложности ответа, структуры вопроса. Принимают во внимание правильность и полноту выполнения.
Минимальный порог находится в пределах 50-70 % от возможной суммы баллов. Если ученик выполняет работу на 50 % и ниже, это свидетельствует о недостаточной подготовке и потенциальных трудностях с изучением отдельных предметов на следующем уровне. Если ему удалось достичь или перешагнуть минимальный предел, он овладел основными УУД, которые нужны для продолжения обучения. Учителя вносят результаты в листы достижений учащихся.
Материал проверен экспертами Актион Образование