text

Бесплатный вебинар 19 октября >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Как оценивать комплексные работы по ФГОС

  • 20 сентября 2018
  • 16

Комплексные работы ─ относительно новая система оценки успеваемости и адаптированности учеников к общеобразовательному процессу. Министром образования Российской Федерации подобная система была расценена как максимально объективная, охватывающая многие аспекты обучающего процесса. Чтобы четко понимать, что такое комплексная работа, нужно поделить ее на несколько важнейших частей.

Кто выполняет комплексную работу

Основной упор в проведении комплексной работы был сделан именно на учеников младших и средних классов. Предварительная система итоговых контрольных работ оказалась малодейственной, несмотря на то, что выполнялись такие работы всеми учениками каждую четверть, семестр и год. В большинстве случаев именно итоговая контрольная являлась причиной для перехода учащегося в следующий класс.

Комплексная работа оценивает не только базовые знания ученика. Она нацелена на осознание правильности построения всего учебного процесса. Здесь оценивается не только уровень знания каждого ученика, но и общая успеваемость класса, параллели, школы, района, города и т.д. Комплексная работа ─ это фактическая вовлеченность учеников в развитие и обновление системы обучения, адаптации воспитательного и учебного процесса к современному поколению.

Развитие подобной системы оценки знаний показывает, что способ действенный. Он позволяет выявлять не только общий уровень знаний конкретной группы людей, но и оценивать качество работы педагогов по конкретному предмету. ФГОС разработало специальную систему оценок, которая измеряется не баллами, а процентным соотношением допустимого уровня знаний и вовлеченности ребенка в учебный процесс. Комплексная работа в начальной школе с анализом знаний оценивает знания ученика по следующим критериям:

  1. Знание конкретного предмета. Здесь оценивается уровень подготовки ребенка и всего класса, исходя из пройденной за год учебной программы.
  2. Умение логично мыслить, выполняя задания не только на уровне ответов «да» или «нет», но и обосновывать свои ответы.
  3. Полное исключение «случайных» оценок, за счет заданий различной сложности.
  4. Выявляется общий уровень сформированности мышления, универсальности знаний и прочего.

Главным предметом изучения стали именно младшие классы, как еще неадаптированные к учебному процессу. Получается, что на уровне «подопытных» младшие классы показали, что возможность изменения учебной программы является приоритетной, для достижения необходимого уровня подготовки.

Что такое комплексная работа в начальной школе

К начальной школе относятся 1─4 классы среднеобразовательного заведения. Комплексная работа выполняется один раз в году и является итоговой. Анализ комплексной контрольной работы заменяет несколько устаревших контрольных по разным предметам, где была возможность «угадать» ответ для хорошей оценки или списать из первоисточника (что, откровенно говоря, нонсенс для начальной школы).

Благодаря инновационной системе оценки знаний и подготовки исключен фактор человеческого воздействия, при этом, половина оценки является сухой математикой, так как оценивается комплексная работа по готовому шаблону. Это полностью исключает возможность ошибки или увеличения среднего бала ученику, классу, школе и т.д. Стоит отметить, что подобный тип итоговой работы хоть и сложен для восприятия старшему поколения, легко воспринимается детьми. ФГОС строго регулируется порядок и правила проведения оценки учащихся.

Итоговая работа в старших и средних классах

Система образования существенно изменилась за последнее десятилетие, и основной причиной изменения стала смена возрастной категории учащихся. Теперь учебный процесс начинается в более раннем возрасте, что существенно преображает общеобразовательный процесс. Анализ комплексной работы в поточном году проводился для учеников средней и старшей школы.

Существенная разница между итоговой работой в средней и младшей школе в обширности вопросов. Теперь нет необходимости проверять только информацию, которая была осмотрена в прошедшем году. Ученики старшей и средней школы получают задания случайно собранные из системы образования за последние несколько лет. То есть, оценка, которую получит учащийся, будет основана на усвоенной информации на протяжении всего учебного процесса с первого класса.

Анализ итоговой комплексной работы для учеников средней школы будут основой для прохождения в следующий класс. Несмотря на строгость оценивания и нововведения в прошедшем году плохая оценка не грозила ученику проблемами, ведь система пока находится на уровне тестирования. Как показали работы психологов, ввод инновационной системы оценивания многие учащиеся повысили уровень знаний, что сказалось на увеличении среднего бала во многих регионах страны.

Стоит заметить, что цель итоговой комплексной работы для учеников средней и младшей школы абсолютно разная, зато критерии оценивания комплексной работы 1-4 класса и 5-9 класса практически одинаковая. Система ежегодно проходит некоторые изменения, но это не грозит какими-либо проблемами для коллегии преподавателей.

Скачать книгу «Образовательный процесс - ФГОС»
Скачать бесплатно в .pdf

Почему итоговая работа важна для преподавателя

Единая на территории всей Российской Федерации программа обучения ─ многолетняя практика, к которой привыкли и преподаватели и ученики. Нововведения были сделаны для того, чтобы оценивать общую подготовку учеников и анализировать уровень преподавателя. Анализ комплексной работы среди учащихся одного класса показывают, насколько хорошо были выполнены обязанности учителя. Стоит задуматься над тем, что процентные показатели успеваемости в конце года ─ лучшая из возможных систем оценки уровня и квалификации учителя.

ФГОС пока никак не регулирует вовлеченность учителя в систему, кроме как для проведения и проверки работ учащихся, но не исключено, что именно такой особый подход сможет выявить все слабые стороны общеобразовательной системы. ФГОС НОО разработана Министерством образования, с учетом возможных ошибок в воспитательном процессе, для выявления воздействия человеческого фактора на уровень знаний младшего поколения.

Комплексные итоговые работы требуют от преподавателя предварительной подготовки. Чтобы провести проверку знаний правильно вам обязательно следует:

  1. Провести инструктаж учащихся по поводу предстоящей оценки.
  2. Изучить систему оценивания. Каждый год к спискам заданий прилагается инструкция к комплексной работе для преподавателя и ученика.
  3. Провести предварительную оценку знаний учеников. В качестве тренировки можно использовать учебный план прошлых лет и прошлогодние задания. Это даст возможность детям увидеть, как будет проходит процесс экзаменации и проверить свои знания.

Анализ комплексных работ по завершению тестирования проводится преподавателями. В младшей школе оценку проводят классные руководители или уполномоченные преподаватели, незаинтересованные в результатах тестирования. В старшей и средней школе ситуация немного иная.

Так как итоговая работа не совсем соответствует комплексной (для младших классов), оценку уровня знаний, подсчет баллов и проверку бюллетеней проводит учитель по конкретной дисциплине. Итоговая работа, как и комплексная оценивается двумя цифрами ─ набранный балл и процент освоения школьной программы за прошедший год.

Все о заданиях комплексной работы

Критерии оценивания комплексной работы в начальной школе могут показаться сложными и запутанными. Чтобы упростить себе задачу, преподавателю потребуется разобраться в том, какие есть уровни заданий, сколько их, как начисляются баллы и т.д. В простом для понимания процессе оценке знаний присутствует несколько классический заданий, отличающихся по задаче и сложности исполнения.

Так как цель комплексных работ в начальной школе ─ оценка не только общего уровня знаний, но и восприятия всей программы, взаимодействие с учителем и умение решения универсальных учебных задач, подход к составлению задач у Министерства образования был основательных.

Разделить все задание можно всего на две части:

  1. Обязательная.
  2. Дополнительная.

Обе части имеют несколько уровней заданий по сложности. Каждое из которых имеет определенный алгоритм оценки. Первичная оценка производится баллами, номиналом от 0 до 5. Кроме обязательной и дополнительной группы заданий, всю работу можно разделить еще на несколько категорий, по типу выполняемой работы:

  1. Тестовые задания. Подразумевается выбор ответа из представленных в тесте. Стоит обратить внимание преподавателя и учеников на то, что ответ в задании может быть один или несколько. В некоторых вариация правильный ответ отсутствует, что тоже следует указать одним из вариантов.
  2. На логику. Установление последовательностей, соответствий и т.п. Проверка мышления ребенка в младших классах формирует его сознание, поэтому необходимость установления соответствий, исключений или последовательностей может быть представлена в нескольких формах.
  3. Со свободным ответом. От ученика требуется вписать правильный ответ под заданием. В зависимости от предмета и сложности ответ может состоять из слова, предложения или полноценной мысли.

Все эти задания можно встретить в обязательной и дополнительной части. Анализ итоговых комплексных работ производится непосредственно по завершению урока. Объясните своим подопечным, что чем больше заданий будет выполнено, тем больший шанс получить наивысший бал в каждом задании.

Основательно подходя к проверке ответов учеников, следует прояснить ситуацию с заданиями со свободным ответом. Их существует несколько категорий, и оцениваются они абсолютно по-разному. Существует два вида ответов:

  • Свободный краткий ответ. От учащегося требуется самостоятельно вписать ответ в специально отведенной форме. Ответом, в зависимости от задания, может быть цифра, слово, словосочетание или краткое предложение.
  • Свободный развернутый ответ. В специальную форму необходимо записать полноценную мысль. То есть оценивается развернутость ответа. Критерии оценивания комплексных работ в начальной школе с данной категорией самые сложные, поэтому мысль должна быть полноценной, сформированной и объясненной.

В общей сложности все эти отличия в заданиях и формируют полноценный тест, который оценивает разные аспекты обучения ребенка. Для дальнейшей работы следует понимать, как оценивать комплексные работы в начальной школе, исходя из различных вариантов и тестов.

Система оценок комплексной работы

Как уже было сказано ранее, система оценивания состоит из совокупности правильных ответов. При этом, каждое из заданий оценивается баллом от 0 до 5. Важно понимать, что сам балл не играет никакой роли в общей системе оценки и необходим только как промежуточный вариант.

Не стоит сбрасывать со счетов систему начисления баллов, ведь они пригодятся вам для заполнения отчетностей. Как правильно просчитать баллы вы узнаете из описания оценки. Необходимая информация будет предоставлена администрацией школы всем классным руководителям. Объективность при оценке крайне важна, ведь любая работа может быть перепроверена наблюдателем. Несоответствие оценки правильности выполненной работе приведет к негативным последствиям.

В общих чертах вы уже понимаете, как оценивать комплексную работу в начальной школе, но для большей объективности рассмотрим вариант оценивания более детально, на примере фактических результатов.

Пример анализа комплексной работы в 1 классе

В приведенной таблице вы можете увидеть количество тестов и результаты учащихся. В параметре общей успеваемости указано процентное соотношение ─ 81%, что значительно превышает допустимую норму. Именно процент, а не количество суммарных баллов является оценкой работы преподавателя. Несданные дисциплины ─ повод задуматься о перестроении работы между учениками и преподавателем. В подобной оценочной работе и заключается основная цель проведения комплексных работ в начальной школе.

Основные правила проведения комплексной итоговой работы

Методика проведения комплексных итоговых контрольных работ практически не изменилась. На выполнение всех заданий детям отводится один урок, за который они должны выполнить как можно больше заданий из основной и дополнительной части. Преподаватели наблюдают за выполнением работы, не вмешиваясь в процесс. Вся информация предоставлена детям в максимально доступной форме, что исключает возможность невосприятия задания.

Если у вас появилась возможность предварительной подготовки к тестам и письменным заданиям ─ это огромный плюс. Впервые проходя такую итоговую проверку дети могут нервничать и растеряться, поэтому пробные задания придадут им уверенности в себе. К тому же, появится возможность воплотить в жизнь самоанализ проведения комплексной работы, выявить слабые стороны класса перед тестом. Не забывайте, что общая оценка ваших учеников напрямую зависит от заинтересованности преподавателя в высоком показателе.

Согласно указу Министерства образования, все без исключения дети обязаны пройти итоговую работу. Хотя она и не является причиной изменения оценки в аттестате, результат может повлиять на дальнейшее обучение. Перед тестом проведите разъяснительную беседу с родителями, расскажите в каком формате проходит экзамен для детей младших классов, предложите посодействовать в подготовке. Объясните родителям и детям как оценивать комплексные работы учеников младших классов, и как подобная система образования в будущем может им пригодиться.

Постарайтесь не упускать даже мелкие детали из образовательного процесса на протяжении учебного года. Возможно, пропущенный ребенком урок даст осложнения на восприятие темы, что пагубно скажется на общей оценке. Дайте рекомендации родителям, касательно слабых сторон в обучении их чада, возможно, это повысит ваш класс преподавателя и увеличит итоговый балл после прохождения комплексной итоговой работы.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.