text

Бесплатный вебинар 30 ноября >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Формы обучения в школе

  • 13 сентября 2018
  • 195

Принято считать в педагогике, что самым важным для детей является воспитательно-учебный процесс. Однако есть мнение, что эта ситуация может сильно подрывать отношение ребенка к знаниям и дальнейшему обучению. Тем не мнение педагогическое мастерство учителя помогает не только сохранить желание узнавать новое на каждом уроке в школе для ребенка, но и активизировать внутренние ресурсы для получения позитивного результата в будущем. Сначала детей подводят в тому, что учиться и развиваться нужно, после чего ученики самостоятельно переходят от обучения к саморазвитию, самообучению за счет мотивации.

Исходя из вызовов современной школы к учителям и обществу, принято не использовать одну или две формы обучения, оптимальным вариантом станет работа с детьми по нескольким разным образцам взаимодействия. Такой подход позволит решить проблему нацеленности детей на усвоение нового материала и достичь цели обучения.

Если взять за основу количество детей, то бывают: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные формы организации обучения.

Индивидуальные формы обучения наиболее эффективны при наличии небольшого количества детей, которым можно уделить больше внимания, нежели классу из 33 детей, например.

Групповые формы работы активно используются в современной школе, поскольку критерий количества учеников в классе сводится к большому показателю. Фронтальные и коллективные формы работы имеют меньшую популярность среди учителей, однако их позитивное влияние нельзя опускать до критической отметки.

Согласно критерию местонахождения ученика и учителя бывают школьные и внешкольные формы организации обучения.

В школе ребенку предложен сценарий обучения в форме: «Ученик, педагог, класс», а вот вне школы может эта структура меняться или оставаться аналогичной выше представленной. Если происходит замена, то это будет вариант индивидуальной работы педагога с ребенком.

Формы организации обучения

Индивидуальные занятия

Коллективно-групповые занятия

Индивидуально-коллективные системы занятий

Репетиторство

Уроки

Погружения

Тьюторство

Лекции, семинары

Творческие недели

Менторство

Конференции

Научные недели

Гувернерство

Олимпиады

Проекты

Семейное обучение

Экскурсии

 

Самообучение

Деловые игры

 

 

Ресурс времени влияет также на процесс продуктивной деятельности детей. Поэтому определяют: урок (45 минут), спаренные (блочные) занятия (90 минут), спаренное укороченное занятие (70 минут), урок без звонка – произвольной длины.

Также известны такие формы обучения: очная, вечерняя, экстернат, домашнее обучение.

Очное обучение - дневное, основная форма обучения в школе.

 

Дистанционное обучение - новая форма обучения в школе.

Вечернее обучение - популярная форма обучения в школе.

Индивидуальное обучение - как правило используется в школах.

 

Предполагает обязательное посещение занятий. Обычно учебная неделя пятидневная, редко шестидневная, в зависимости от расписания. Занятия делятся на два типа: лекции, контрольные и самостоятельные работы. Обучение на очной форме может быть бюджетным или коммерческим. В государственных образовательных учреждениях активно внедряют внебюджетное очное обучение. Стоимость зависит от имиджа образовательного учреждения.

 

Предполагает самостоятельное изучение лекций, практических занятий, лабораторных работ. Обычно делится на зимнюю и летнюю сессии, конец декабря и конец мая. Проводится с применением интернет технологий с использованием специальных обучающих программ. Все зачеты и экзамены сдаются исключительно в электронном виде (удаленно), подходит для студентов проживающих вдали от крупных городов, для спортсменов, детей профессионально увлеченных музыкой, изобразительным искусством и прочее. Стоимость зависит от имиджа образовательного учреждения.

 

Предполагает обязательное посещение уроков несколько раз в неделю по вечерам в рабочие дни. Занятия делятся на два типа: лекции , контрольные и самостоятельные работы. Обучение на вечерней форме может быть бюджетным. В государственных и частных образовательных учреждениях такую форму обучения выбирают ученики проживающих вдали от крупных городов, для спортсмены, дети профессионально увлеченных музыкой, изобразительным искусством и прочее.. Стоимость зависит от специальности и имиджа образовательного учреждения.

 

Делится на надомное, семейное и дистанционное обучение. Весь процесс обучения проводится самостоятельно, но контрольные испытания проводятся в образовательном учреждении. Подходит для спортсменов, детей профессионально увлеченных музыкой, изобразительным искусством и прочее. Стоимость зависит от специальности и имиджа образовательного учреждения.

 

 

Образование в Российской Федерации подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Исходя из этого, можно назвать формы образования в школе, а именно:

Формы получения образования

В организациях, осуществляющих образовательную деятельность (п. 1 ч. 1 ст. 17 Закона)

Вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона)

Формы обучения

Очная (ч. 2 ст. 17 Закона)

Очно-заочная (ч. 2 ст. 17 Закона)

Заочная (ч. 2 ст. 17 Закона)

Семейное образование (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона)

Самообразование (п. 2 ч. 1 ст. 17 Закона)

Кто вправе обучаться в такой форме

Учащиеся 1–11-х классов (ч. 2 ст. 62 Закона)

Учащиеся 10–11‑х классов (ч. 2 ст. 62 Закона)

Кто имеет право выбора такой формы обучения

Законные представители учащегося с учетом мнения ребенка (до получения им основного общего образования или до достижения возраста 18 лет) (п. 1 ч. 3 ст. 44 Закона).

Учащийся после получения им основного общего образования или достижения возраста 18 лет (п. 1 ч. 1 ст. 34 Закона)

Учащийся (п. 1 ч. 1 ст. 34 Закона)

         

 

Формы обучения в школе преимущественно выбирает педагог, ориентируясь по ситуации, количеству задач на уроке, наполняемости класса и желанию детей работать.

Форма обучения в школе

это специальная конструкция самого процесса. Форма обучения в принципе означает коллективную, групповую и индивидуальную работу учащихся под руководством педагога. Форма организации обучения предполагает какой-либо вид учебного занятия - урок, лекцию, факультатив, кружок, экскурсию, мастерскую.

 

Если брать во внимание стандартный урок, то он может иметь несколько смысловых и тематических окрасок.

Типы уроков

 

Виды уроков

 

1. Урок изучения нового материала (сюда входят вводная и вступительная части, наблюдения и сбор материалов – как методические варианты уроков)

 

1 – урок-лекция; 2 – урок-беседа; 3- урок с использованием учебного кинофильма; 4 – урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа); 5 – урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном уроке)

 

2. Урок совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.)

 

1 – урок самостоятельных работ (репродуктивного типа – устных или письменных упражнений); 2 – урок - лабораторная работа; 3 – урок практических работ; 4 – урок-экскурсия; 5 – семинар

 

3. Урок обобщения и систематизации

 

Сюда входят основные виды всех пяти типов уроков

 

4. Уроки контрольные (учета оценки знаний, умений и навыков)

 

1 – устная форма проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос); 2 – письменная проверка; 3 – зачет; 4 – зачетные практические и лабораторные работы; 5 – контрольная (самостоятельная) работа; 6 – смешанный урок (сочетание трех первых видов)

 

5. Комбинированные уроки

 

На них решаются несколько дидактических задач

 

 

Исходя из того что родители сильно беспокоятся о своем ребенке, который попал в школу, часто задаются вопросом: «Какие существует формы обучения в школе?». Ответить на этот вопрос однозначно очень трудно, поскольку в век технологий и прогресса нет установленной единой системы, которая могла бы описать суть этого вопроса. Поэтому родителям предлагают массу вариантов для обучения и воспитания детей, которые находятся в школе.

Чтобы дать максимально исчерпывающий ответ в вопросе формы обучения в общеобразовательной школе стоит обратить внимание на понимание этого явления и процесса со стороны исследователя педагогики из Старого Оскола.

Образование в Российской Федерации

единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

В Российской Федерации образование может быть получено:

 

1) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;

 

2) вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

 

Семейное образование - форма получения образования в Российской Федерации, предусматривающая изучение общеобразовательной программы вне школы с ежегодной аттестацией. По окончании обучения учащийся получает аттестат зрелости.

 

Чаще всего семейное образование получают спортсмены, дети, занятые, в основном, в музыкальных и художественных школах, дети дипломатов, актёры, а также дети с ограниченными возможностями. Зачастую обучение проходит с использованием удалённых технологий и серверов дистанционного обучения.

 

 

Экстерна́т (от лат. externus — посторонний) — это форма аттестации, которая предполагает самостоятельное изучение общеобразовательных программ основного общего, среднего (полного) общего, высшего образования с промежуточной и государственной (итоговой) аттестациями в образовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию.

 

Суть экстерната состоит в возможности получить среднее или высшее образование, не посещая школу, университет ежедневно. Двухгодичная (или более) программа может быть пройдена за один год со сдачей итоговой (май — июнь) аттестации.

 

Домашнее обучение (англ. homeschooling) — способ получения образования, который предполагает изучение общеобразовательных предметов вне школы (дома, в образовательных центрах). Каждый год учащиеся должны проходить обязательную аттестацию в школе.

 

Это самая древняя форма получения образования, которая появилась задолго до первых школ. На протяжении многих веков домашнее обучение было единственным способом получить образование. Изначально эта форма была доступна лишь обеспеченным семьям, у которых было время обучать собственных детей или нанять преподавателя. Впрочем, к домашнему обучению можно отнести и передачу основных навыков ведения домашнего хозяйства, и обучение ремёслам.

 

Анскулинг (англ. Unschooling — от англ. school — школа) — философия и практика образования, основанная на важности соблюдения в первую очередь интересов ребёнка, когда ребенок обучается без отрыва от семьи, основываясь на опыте своей повседневной, зачастую весьма разнообразной жизни, задавая вопросы, получая или отыскивая самостоятельно ответы на них.

 

Обучение в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, с учетом потребностей, возможностей личности и в зависимости от объема обязательных занятий педагогического работника с обучающимися осуществляется в очной, очно-заочной или заочной форме.

 

 

Стоит сказать что классическими признаны три формы обучения от которых пошли походные: очная, очно-заочная и заочная.

В России существует три основные формы получения образования:

 

очная (дневная)

Дневная форма получения образования — вид очной формы обучения, который подразумевает личный контакт преподавателя и студента, регулярное посещение лекций, лабораторных и практических занятий, прохождение текущей и итоговой аттестации. Образовательный процесс является основным видом занятости обучающегося. Студенты дневного отделения получают отсрочку от военной службы.

 

очно-заочная (вечерняя)

 

Вече́рнее обуче́ние (очно-заочное, сменное) — вид обучения, при котором учащийся совмещает учёбу с работой, то есть посещает учебное заведение посменно, в наиболее удобное, свободное от работы время. При этом возможен свободный (скользящий) график занятий, — например, если учащийся работает в вечернюю смену, то он посещает учебное заведение в утренние часы.

 

заочная

 

Заочное обучение — форма учёбы, который сочетает в себе черты самообучения и очной учёбы. Характеризуется фазностью. В первую фазу происходит получение базы знаний, обучающей литературы и её изучение (установочная сессия), во вторую — производится проверка усвоенного материала (зачётно—экзаменационная сессия). При этом эти фазы заметно отстают друг от друга по времени (обычно от нескольких месяцев до года).

 

 

Заочная форма образования в школе предусматривает минимальное присутствие ребенка на занятиях. К такому виду учреждений относят:

  • Лицеи;
  • Интернаты;
  • Спецшколы;
  • Гимназии.

Форма обучения детей в школе зависит от профессионализма педагога.

Педагогический профессионализм представляет собой характеристику разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определенную образовательную систему, которая отвечает социальному заказу общества.

Компоненты педагогического профессионализма:

уровень общей культуры;

психолого-педагогическая компетентность;

владение содержанием предмета и педагогическими технологиями;

способности к целеполаганию и целеосуществлению;

способности к педагогической рефлексии;

способности к осуществлению инновационной деятельности в сфере образования. Социально и профессионально обусловленные качества педагога.

 

Также стоит напомнить о том, что важным элементом является наличие желания у учителя развивать детей и работать на результат. Также стоит оценить креативность педагога.

Креативный компонент

включает в себя наличие у педагога отношения к инновационной деятельности не как к соединению готовых форм, найденных в практике, а как к преобразованию, изменению (развитию в новых сложных синтезах сообразно собственной индивидуальности и особенностям ученического коллектива), а также наличие научной рефлексии. Он также предполагает наличие знаний и представлений об особенностях и условиях поиска новых путей и способов осуществления профессиональной деятельности, готовность к восприятию нового и потребность в создании нового.

 

В основе понимания креативного компонента инновационной деятельности

рассмотрение феномена креативности, определяющего творческий характер инновационной деятельности педагога и проявляющегося на определенных этапах творческого и инновационного процесса.

Если все нюансы соблюдены и ученик и учитель настроены работать, то педагог определяет формы преподавания в школе и конкретном классе.

Для того, чтобы реализовать цели и задачи обучения учителя используют урок, не смотря на изобилие форм работы с детьми.

Урок – это универсальная форма организации обучения, при которой занятия проводит учитель с группой учащихся постоянного состава, одного возраста, уровня подготовки в течение определенного времени и в соответствии с расписанием.

Урок имеет следующие особенности:

 

- является завершенной и ограниченной во времени частью учебного процесса, во время которого решаются определенные учебно-воспитательные задачи;

- каждый урок включается в расписание и регламентируется во времени и по объему учебного материала;

- в отличие от других форм организации обучения является постоянной формой, обеспечивающей систематическое усвоение учащимися знаний, умений и навыков;

- посещение уроков обязательно для всех учащихся, поэтому они изучают систему знаний, разделенных поурочно, в определенной логике;

- является гибкой формой организации обучения, которая позволяет использовать различные методы, организовывать фронтальную, групповую и индивидуальную учебную деятельность учащихся;

- совместная деятельность учителя и учащихся, а также общение большой постоянной группы учащихся (класса) создает возможности для сплочения коллектива детей;

- способствует формированию познавательных качеств личности (активности, самостоятельности, интереса к знаниям), а также умственному развитию учащихся

 

В дидактике существует несколько подходов к классификации уроков в зависимости от взятых за основу признаков.

По способам проведения выделяют: уроки-лекции, уроки-беседы, уроки-диспуты, уроки самостоятельной работы и др. По этапам учебной деятельности - вводные уроки, уроки первичного ознакомления с материалом, уроки формирования понятий, выведение законов и правил, уроки применения знаний на практике, уроки повторения и обобщения материала, контрольные уроки, комбинированные уроки.

 

По классификации различают следующие типы:

 

- урок усвоения новых знаний;

- урок формирования умений и навыков;

- урок применения знаний, умений и навыков;

- урок обобщения и систематизации знаний;

- урок проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков;

- комбинированный урок

 

Поэтому, стоит четко понимать не только основные функции, формы и особенности преподавания, важно учитывать все факторы для успешного результата обучения.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования

Управление образовательной организацией

Научитесь управлять:
  • Дистанционное повышение квалификации.

  • Удобная подача материала.

  • Постоянный доступ к курсу: 24часа в сутки / 7 дней в неделю.

  • Удостоверение установленного образца.

быстрая подписка:
8 (800) 511-08-33


Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
Зарегистрируйтесь, это не более минуты

Внимание!

Вы читаете профессиональную статью для работника сферы общего образования.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!


Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и продолжить чтение
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.