text

Конференция для директора школы 2018 >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

О реорганизации образовательных учреждений

  • 25 августа 2018
  • 18

В рамках исполнения государственной стратегии реформирования образовательной сферы с 2012 года проводится повсеместная реорганизация государственных образовательных учреждений, направленная на оптимизацию учебно-воспитательного процесса и обеспечения рационального расходования бюджетных средств. Процесс реорганизации, вызвавший большой резонанс в обществе, регламентируется Федеральным Законом от 29. 12. 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» и предусматривает обязательный контроль:

  • организации учебно-воспитательного процесса и внеурочной деятельности школьников (посредством активизации кружковой и других видов досуговой активности);
  • обеспеченности детей учебниками и школьными принадлежностями;
  • качества школьного питания;
  • эффективности оказания медицинской помощи учащимся, в т.ч. непосредственно в образовательной организации;
  • выполнения норм защиты детства и социального обслуживания школьников.

Что такое реорганизация образовательных учреждений?

Повсеместное снижение количества учащихся граждан, обусловленное демографическим кризисом, способствовало утверждению правительственных инициатив, направленных на сокращение количества учебных заведений за счет их укрупнения. Таким образом, реорганизация образовательных учреждений — это прекращение деятельности одной школы или детского сада с последующим слиянием или созданием новой организации, влекущее изменение управленческих структур и возникновение отношений правопреемственности.

Решение о реорганизации ОУ

Решение о необходимости реорганизации школ уполномочены принимать федеральные и местные органы власти, руководствуясь аналитическими свойствами об актуальных показателях образовательного процесса в конкретной организации и целесообразности проведения изменений. В рамках запуска процесса реформирования издается постановление, определяющее форму, порядок и сроки выполнения реорганизации, после чего инициатива доносится до представителей администрации ОУ, партнеров, кредиторов, размещается на сайте организации и в СМИ с целью информирования широкого круга школьников и родителей.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Формы реорганизации образовательных учреждений

Деятельность по реорганизации школ регулируется с учетом показателей образовательной парадигмы в регионе, что обуславливает необходимость реализации различных форм реорганизации образовательных учреждений, что отражено в таблице. Главное требование применение различных форм реорганизационных решений — чтобы вновь созданное или видоизмененное учреждение было некоммерческим и удовлетворяло образовательные потребности граждан.

Формы реорганизации школы Особенности процесса
Слияние Объединение нескольких ОУ, которые прекращают свое существование, в одну (А + Б = В).
Присоединение Школа, имеющая низкий рейтинг, прекращает свое существование, а ее педагогические и материально-технические ресурсы переходят в собственность другой ОУ (А + Б = А).
Разделение  Предусматривает образование на базе одного юридического лица, которое полностью упраздняется, двух других, в образовательной сфере такой вид реорганизации выполняется крайне редко (А/2 = Б1 и Б2).
Выделение Создание на базе ОУ, которая продолжает свою деятельность, второй образовательной организации с другой формой собственности (А = А + Б).
Преобразование Изменение правовой, организационной, управленческой структуры юрлица, которое на данный момент не актуально для государственных и муниципальных учреждений в связи с действующим законодательством (А = А1).


Наиболее часто в системе образования реорганизация выполняется путем присоединения, что позволяет обойти ряд проблемных моментов: необходимость открытия новых лицевых счетов, подбор персонала, обеспечение качества организации учебно-воспитательного процесса. Вместе с тем процесс массового объединения образовательных организаций, который начался в 2012 году и длится до сих пор, влечет ряд неочевидных последствий, которые редко учитываются чиновниками. Вот лишь некоторые из них:

  1. Ядром присоединения становится «сильная» школа, выпускающая большое количество учащихся и имеющая значительные материально-технические, организационные управленческие ресурсы. К такой ОУ присоединяются в качестве структурных подразделений «слабые» школы, а также учреждения дополнительного, коррекционного, дошкольного и среднего профессионального образования, которые вследствие изменений полностью теряют юридическую и управленческую самостоятельность. Как следствие — педагогический коллектив и учащиеся становятся заложниками сложившейся ситуации без возможности ее изменения.
  2. Реорганизация образовательных организаций преимущественно реализуется методом поглощения с вытеснением слабого, что не гарантирует достижение высоких образовательных результатов и улучшение качества организации учебно-воспитательного процесса, и по сути грозит ущемлением интересов потребителей образовательных услуг, делавших сознательный выбор в пользу школы, имеющей конкретные сильные и слабые стороны, а по сути вынужденных мириться с навязанной моделью обучения.
  3. Реальное слияние двух школ влечет начало серьезных кризисных процессов во вновь образовавшейся организационной структуре ввиду необходимости интеграции разных коллективов с определенными ценностными установками, непринятие которых приведет к увольнению педагогов или уходу учеников.


Специалистами установлен ряд негативных последствий процесса реорганизация школы в форме присоединения, возникающих в поглощенных ОУ:

  • сокращение работников школ (прежде всего опытных управленцев, имеющих опыт разрешения кризисных ситуаций, подбора кадров, реализации мер, способствующих повышению показателей эффективности процесса обучения и воспитания);
  • высокая вероятность возникновения конфликтов между субъектами образовательной деятельности (между педагогами и новым руководством, между учителями, практикующими различные методики преподавания, между учителями и новоприбывшими учениками, а также их родителями, между учащимися, которые ввиду процесса реорганизации оказываются в неравных условиях);
  • снижение показателей управляемости коллектива, что влечет повышение фактической и эмоциональной нагрузки на представителей административного состава школы, расширяющейся за счет филиалов.

Анализ объединения образовательных организаций путем слияния и поглощения, проведенный экспертами сферы образования, выявил большое количество неудачных примеров таких организационных решений и показал высокую степень рисков, преимущественно обусловленных сознательным отказом от тщательной проработки порядка реорганизации образовательных организаций, отсутствием заинтересованности педагогов и других сотрудников ОУ в обеспечении интегративных процессов (ввиду отсутствия материальной мотивации), а также несовместимостью различных коллективно-корпоративных культур. В свете этого на руководителей школ, ответственных за фактическое поглощение, возлагается огромная ответственность за успех реализации законодательно предусмотренных организационных решений, недобросовестное выполнение которых может повлечь возникновение стратегических ошибок, в т.ч. и для сильной школы.

Порядок реорганизации и ликвидации образовательного учреждения

Реорганизация школ проводится по стандартной схеме с учетом характерных особенностей, обусловленных региональным фактором. Установленный порядок реорганизации ОУ предусматривает выполнение ряда действий, последовательность и особенности которых отражены в таблице.

Порядок реорганизации образовательных учреждений

Этапы реорганизации школы  Содержание реорганизационной деятельности
Принятие решения о реорганизации школы Решение принимается учредителем или госорганом на основе данных проведенного мониторинга и стратегических расчетах, подтверждающих целесообразность такого организационного действия.  
Подготовка постановления На основании принятого решения представители ответственного органа власти готовят постановление соответствующего содержания, в котором должны быть указаны следующие данные:
  • реквизиты документа, в котором представлено решение;
  • полное и сокращенное название реорганизуемого ОУ;
  • назначение лица, ответственного за реализацию реорганизационных процедур;
  • издание распоряжения о составлении передаточного акта.
В случаях, когда предусмотрено создание новой образовательной организации, в постановлении также указывается тип и полное наименования новой школы, реквизиты ответственного органа исполнительной власти, который будет курировать работу учреждаемой организации, и порядок обеспечения материально-технических, кадровых и финансовых ресурсов.
Решение кадровых вопросов, рассылка уведомлений В связи с проведением реорганизации персоналу школы, которая подлежит упразднению, представляется на выбор два варианта действий:
  1. Увольнение по собственному желанию в связи со сменой собственника (согласно ст. 75 и пп. 6 п. 1 ст. 77 ТК РФ).
  2. Переподписание трудового договора с администрацией организации, которой передаются в подчинение материально-технические, кадровые и финансовые ресурсы. При согласии продолжить работу в новой школе факт перевода из-за реорганизации следует отразить в трудовых книжках всех сотрудников.
Согласно актуальным нормативным актам, не позднее чем за 2 месяца до начала непосредственных реорганизационных мероприятий следует уведомит персонал ОУ о готовящихся переменах в письменном виде, посредством рассылки уведомлений установленного образца.
Подготовка и подписание передаточного акта Параллельно с действиями, реализуемыми кадровой службой с целью максимальной сохранности численности персонала, бухгалтерия упраздняемой ОУ подготавливает перечень материально-технического и финансового обеспечения, имеющегося на балансе, и составляет передаточный акт, который должен быть подписан после передачи ресурсов администрацией обеих школ.
Публикация официального уведомления о реорганизации Официальное уведомление, публикуемое с целью оповещения организаций-партнеров и потребителей образовательных услуг о грядущих переменах, должно быть представлено в журнале «Вестник государственной регистрации». Широко практикуется дополнительная рассылка уведомлений во избежание возникновения ситуаций непонимания и бесконфликтного проведения реформационных процессов.
Перевод учащихся Реорганизация образовательного учреждения не влечет за собой утрату детьми права на получение обязательного образования, закрепленного конституционно. Все учащиеся переводятся в школу-правопреемницу с учетом возраста и индивидуальных образовательных предпочтений.
Важно учитывать, что даже в случаях, когда образовательная организация, выступающая в роли правопреемницы, имеет более высокий ранг, чем упраздняемое учреждение, проведение вступительной аттестации для учащихся не предусмотрено, поэтому инициатива по данному направлению может быть квалифицирована как препятствование реализации конституционной свободы детей на получение образования.

Гарантии работников при реорганизации школ путем присоединения

Порядок защиты трудовых прав работников школ в ходе реорганизации образовательных учреждений регламентируется ст. 75 ТК РФ. В актуальных нормативных актах закреплено, что изменение подведомственности не может являться основанием для расторжения ранее подписанных трудовых договоров, которые, вместе с тем, подлежат пересмотру ввиду изменения перечня должностных обязанностей. Наиболее часто внесение изменений в трудовые договора вносится посредством заключения дополнительных соглашений.

Права работников при реорганизации образовательных учреждений


Часть 5 ст. 75 ТК РФ носит гарантийный характер, она направлена на обеспечение работнику возможности продолжать трудовую деятельность по должности (профессии, специальности), обусловленной трудовым договором, т. е. на сохранение трудовых отношений, что гарантирует стабильность правового положения работника в условиях изменения правового статуса работодателя. При этом работник вправе не согласиться с продолжением трудовой деятельности, и в этом случае трудовой договор с ним прекращается по специальному основанию, предусмотренному в п. 6 ст. 77 ТК РФ. Трудовой договор может быть также расторгнут по инициативе работника.

Руководителям образовательных организаций важно помнить, что изменение оклада сотрудников в меньшую сторону при реорганизации является недопустимой практикой, которая может привести к судебному разбирательству. Вместе с тем работник согласно ст. 75 ТК РФ имеет право отказаться от продолжения трудовых отношений ввиду несогласия с кадровой или организационной политикой школы-правопреемницы.

Особенности реорганизации образовательных учреждений через присоединение

Массовый процесс реорганизации школ, первоочередно связанный с упразднением образовательных организаций в селах, спровоцировал справедливую общественную критику, и эта тенденция остается актуальной. Эксперты сферы образования вынуждены признать, что реорганизация школы путем присоединения к другой школе влечет значительное количество негативных и рисковых последствий, к числу которых следует отнести:

  1. Значительное увеличение количества учащихся в классах, что способствует снижению показателей эффективности учебно-воспитательной работы.
  2. Общее «понижение» уровня школьного образования, спровоцированное необходимостью обеспечения усредненных показателей на переходном этапе, который может длиться годы.
  3. Снижение фактической доступности образования, обусловленное необходимостью для многих учащихся в селах добираться до школы, расположенной за несколько километров, в т.ч. в условиях непогоды. Школьники, вынужденные в связи с проведенной реорганизацией сменить место учебы, отмечают низкую эффектность предложенных государством логистических решений, что подтверждают педагоги и родители.
  4. Увеличение профессиональной нагрузки для учителей и представителей административного состава школы-правопреемницы при фактической неизменности оклада и повышении уровня ответственности.

Дополнительно следует отметить, что при реорганизации школы в филиал для большинства руководителей объединяемых ОУ сталкиваются с проблемами пересмотра корпоративной культуры, порядка принятия и реализации управленческих решений, что связано с необходимостью нового этапа сплочения коллектива. Чтобы обеспечить достижение положительной динамики и простоту интегративных процессов, руководитель учреждения-правопреемника обязан определить стратегию работы с новоприбывшими учителями и учащимися. Управленческие ошибки, допущенные на этапе реформирования, приводят не только к упущению новых стратегических возможностей, которые могли бы быть получены в результате слияния, но и к возникновению дополнительных социально-психологических проблем и конфликтов.

Результаты независимого мониторинга доказывают, что неуспешные реорганизации ОУ чаще всего происходят из-за недооценки трудностей и аналитических просчетов, допущенных не только чиновниками, инициирующими упразднение учреждений образования, но и руководителями на местах. Изменение привычных условий и принципов работы, профессиональных взаимосвязей с коллегами, исчезновение ряда школьных традиций и обычаев обуславливают пассивное или активное сопротивление со стороны новоприбывшего педколлектива и учащихся новым управленческим решениям. Наравне с этим реорганизация сельской школы, обусловленная процессами оптимизации образовательной сферы, приводит к противоположному эффекту: с целью обеспечения территориальной доступности детей к ОУ и организациям дополнительного обучения родители, ранее проживающие в селах и поселках, сознательно идут на переезд, что обуславливает стремительное «вымирание сел» и затрагивает целый ряд социально-экономических процессов.

Таким образом, можно констатировать, что реорганизационный процесс, реализуемый посредством слияния, всегда осуществляется в двух взаимодополняющих плоскостях: в «механической», связанной с изменениями управленческой структуры, и «культурной», обуславливающей смену профессиональных ролей и организационного поведения сотрудников, а также отражающей показатель удовлетворенности потребителей образовательных услуг сложившейся ситуацией, который пока остается низким.


Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для работника сферы общего образования.

Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.