Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Схема анализа и самоанализа урока: примеры и структура

  • 25 августа 2018
  • 281

Какой же должен быть урок? Как провести анализ урока и схема анализа урока в школе – все это и немного рекомендаций по построению детальности современного учителя.

Каким должен быть урок в современной школе?

Прежде чем разобрать анализ урока по предмету, стоит определиться, как должен выглядеть урок сейчас. А включены должны быть такие элементы:

  • Тему должны выбирать учащиеся, а учителя разрабатывать структуру проведения под тему;
  • Ученики сами выбирают цели и задачи, учитель помогает с наводящими вопросами, формирует цели;
  • Учителя и ученики совместно составляют план для достижения цели;
  • Учитель формирует группы и пары учеников, а те выполняют различные задания для достижения цели;
  • Правильность выполнения определяется при помощи самоанализа или обмена работами между учениками;
  • Далее ученики должны обсудить достижения и успехи;
  • Задания на дом формируется с учетом возможностей и интересов учеников, учащиеся могут сами выбирать сложность и тип заданий для себя;
  • Учитель консультирует и помогает определиться в течении урока.

Подобные изменения в учебном плане построения урока привести и к изменению анализа урока.

Образец анализа урока

Образец анализа урока, который теперь удовлетворит эксперта включает основные нюансы – цель, задача урока, содержание, методы, требования ФГОС. Также в документе нужно указать данные учителя, название школы, состав класса, дату проведения занятия. Примерная анкета выглядит так:

Схема анализа и самоанализа урока: примеры и структура

Эксперт напротив каждого пункта может поставить балл от 0 до 2, где 0 – полное несоответствие критериям, 1 – частичное совпадение, 2 – полное соответствие. В пункте «соответствие требованиям ФГОС» нужно учесть универсальность действий учителя, определить виды и группы. К примеру:

  • Регулятивные, когда учащиеся сами выбирают тему урока и цели, разрабатывают план;
  • Познавательные, когда ученики сами выбирают сведения из предложенных вариантов;
  • Коммуникативные, когда ученики сами определяют свою позицию, способны слушать и понимать других;
  • Личностные, когда ученики сами формируют систему ценностей, подбирают направления к решению и мотивы.

Отвечает эксперт справочной системы «Образование»

Структура урока и основные моменты

В схеме педагогического анализа урока стоит учесть содержание урока и методы работы. В первом случае включены такие моменты:

  • Гуманистичность;
  • Связь нового занятия с предшествующим;
  • Связь теоретической и практической части;
  • Связь между предметами;
  • Доступность заданий и их объем;
  • Соответствие данных образовательным, развивающим и познавательным критериям.

При формировании методов учебной деятельности, важно учесть их адекватность, эффективность, разнообразие типов, соотношение между творческой и логической работой учеников, мотивацию работы учеников. Чтобы сформировать навыки учебной деятельности, каждый учитель должен использовать ряд методов, которые включают:

  • Дифференцированный подход;
  • Воспитательный и обучающий подход;
  • Соотношение уровня знаний учеников;
  • Умение вызвать заинтересованность;
  • Стимулы и мотивации учеников.

Когда эксперт будет оценивать характер взаимоотношений класса с учителем, во внимание могут браться такие критерии, как требовательность, доброта, умение убедить и объяснить, образованность и широкий кругозор преподавателя, такт и внешний вид учителя.

Управление образовательной организацией

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Менеджмент общего образования

За прохождение курса — диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Анализ урока по психологическо-педагогической составляющей

Анализ урока по русскому языку, алгебре, физике или любому другому предмету должен учитывать психологическо-педагогический аспект. В характеристике учитывается общая информация о занятии:

  • Тип и структура;
  • Содержание;
  • Качество знаний;
  • Методы и приемы проведения занятия;
  • Работа учеников и учителя;
  • Выводы и итоги;
  • Общие сведения о классе, школе и учителе;
  • Смена занятий и расписание;
  • Внешний вид класса и общая атмосфера;
  • Тема занятия.

В структуре урока оценивается место занятия, связь с предыдущим уроком, связь между структурой и типом занятия, целостность и выводы по занятию. Содержание должно включать такие характеристики, как научный уровень, полнота и определённость, включение в занятие современных технологий и подходов, как развивались интеллектуальные и нравственные качества учеников.

Скачать книгу «Оценка качества образования»
Скачать бесплатно в .pdf

При формировании методов проведения урока, каждый преподавать должен использовать:

  • Методы, которые соответствуют цели и плану;
  • Методы, которые улучшают познавательную активность, организованность и самостоятельность работы, заинтересованность и мотивацию;
  • Воспитательную эффективность;
  • Характер и тип тренировочных заданий;
  • Наглядность и понятливость;
  • Приемы повторения пройденной информации;
  • Закрепление сведений с учащимися;
  • Дозировку, дифференцированность и индивидуальный подход;
  • Как проходит оценка знаний учеников.

Работа учеников на занятии оценивается по ряду отдельных критериев:

  • Общее отношение к уроку, устойчивость и заинтересованность на все этапах, скорость реакции и быстрота переключения на новый вид деятельности, условия, которые вызывают заинтересованность;
  • Почему не был усвоен предыдущий материал;
  • Целостность интеллектуальных умений, уровень развития учеников;
  • Развитость письма, чтения и разговорной деятельности;
  • Когда происходил наибольший всплеск активности, почему так происходило;
  • Взаимодействие учеников между собой.

Учитель на уроке должен учитывать психологическое состояние учеников на занятии, насколько эффективно доносит материал (мимика, жесты, внешний вид, наблюдательность и эмоциональное состояние), насколько хорошо организовано занятие.

Опрос учеников

Эксперт или учитель, который анализирует урок, может оценивать не только преподавателя, но и реакцию учеников. При опросе учащихся учитывается:

  • Форма опроса и рациональность выбранного типа;
  • В какое время лучше проводить опрос;
  • Четко ли сформирована цель опроса;
  • Активность и заинтересованность учеников;
  • Объективность оценок;
  • Как много времени затрачено на усвоение и закрепление материала;
  • Насколько доступно был изложен материал;
  • Насколько четко перед учениками были поставлены цели, задачи занятия;
  • Оптимальность темпа изложения материала;
  • Сколько времени было потрачено на выявление и исправление ошибок;
  • Насколько подходит домашнее задание уровню подготовки учеников, его объем и дифференцированность.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.