text

Конференция для директора школы 2018 >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Профильное образование в школе

  • 24 августа 2018
  • 81

Около 90% школьников старших классов заявляли, что школа не предоставляет возможность проявить свои способности, получить ориентир для дальнейшего обучения, самоопределиться с профессией. К наибольшему недостатку отнесли отсутствие возможности необходимые учебные предметы.

С целью оптимизации учебного процесса и устранения недочетов с 2006 года Министерством образования и науки разрабатывается новая концепция и планирование для помощи учащимся в самоопределении. Данная статья рассматривает все положения о профильном обучении в средней школе, качественной подготовке учеников к выбору будущей профессии и сферы деятельности.

Сущность концепции профильных классов в школьном образовании. Задачи и цели.

Под понятием «профильное обучение» подразумевается дифференцированный подход и индивидуализированная направленность процесса обучения, что позволяет благодаря изменению структурного и содержательного компонентов ориентироваться на развитие способностей и мотивации учеников. Данная концепция предоставляет 10-11 классам средней школы самостоятельно определиться с векторной направленностью обучения и выбрать подходящий профиль.

Профильная школа в свою очередь не является отдельным учебным заведением с особым статусом, это отражение нового уровня качества образования, объединение процесса и получаемого в конечном счете результата.   

Главенствующая задача формирования профильного обучения – создание особой системы подготовки для старших классов средней школы, социализации учащихся с личностной ориентированностью учебного процесса и учетом реальных перспектив на рынке труда и профессий.

Среди целей профильного образования выделяют:

  1. Углубленное изучение отдельно взятых предметов базовой подготовки;
  2. Индивидуальные учебные программы для старших классов, гибкие условия с широкими возможностями;
  3. Получение полноценного образования учащимися различных социальных категорий в зависимости от личных потребностей, индивидуальных способностей и склонностей.
  4. Эффективная подготовка школьных выпускников к дальнейшему обучению выбранной профессии, определение интересов и склонностей.

При выборе профильных предметов в сочетании с базовыми каждый старшеклассник средней школы формирует собственный план учебной деятельности, открывая вместе с тем широкие перспективы дальнейшего обучения. В данном случае школа выступает помощником в процессе формирования новой личности и саморазвитии учащегося, предоставляя для этих целей необходимые ресурсы и условия.

Основные положения профильного образования

По своей сути профильное образование значится как особый вид учебной деятельности с ориентиром на индивидуальный подход и разделение. В плане разделения, подразумевается дифференциация учащихся на основании уровня выявленных способностей учеников, а также их персональной заинтересованности в изучении определенных предметов, с целью дальнейшей социализации в рамках выделенных условий.

Организация профильного обучения в старших классах средней школы берет за основу реализацию права самостоятельного выбора учениками образовательной программы, учитывая личные цели и заинтересованность в учебном процессе. Появление в школе классов с углубленным изучением определенных дисциплин предполагает реальное многообразие вариантов и дальнейшее успешное обучение и трудоустройство выпускников школ.

Принцип дифференциации обучения просматривается в объединении учащихся на основании определенных признаков, например, разделение по профильным классам, где химико-биологическому профилю отдадут предпочтение ученики, желающие в дальнейшем связать свой профессиональный выбор с медициной, гуманитарный профиль предпочтут учащиеся с интересом в изучении иностранных языков, истории и литературы, углубленное изучение математики для заинтересованных в точных науках.

Таким образом, профили обучения в школе обеспечивают индивидуальный подход в обучении, благодаря выбору из нескольких вариантов направленности, обеспечения оптимальных условий для выявления склонностей учащихся и их дальнейшего развития.

Какие бывают профильные классы средней школы

Формирование профильных классов подразумевает углубленное, на повышенном уровне изучение отдельных предметных дисциплин в комбинации с базовым курсом, в него входят такие предметы как: русский язык и литература, история, изучение иностранного языка, физическая культура, математика, естествознание и обществознание.

К профильным учебным предметам, в зависимости от выбранной направленности класса, для углубленного и повышенного изучения относятся: физика, биология, химия.

Министерством образования и науки РФ утверждено 4 варианта учебного плана, согласно выбранным профильным векторам:

  • физико-математический;
  • социально-экономический;
  • гуманитарный
  • химико-биологический.

Отдельно вынесенным вариантом обучения по профилям является класс с универсальным профилем. Министерство составляет основные учебные планы, оставляя право за администрацией школ на свое усмотрение вносить изменения и корректировки в учебную программу, согласно одобренным профилям. Таким образом, опираясь на предоставленную возможность, в средних школах может сформироваться более десяти различных профилей, предоставляя, согласно успехам и интересам учащихся углубленные и прочные знания по таким дисциплинам как история, иностранные языки, информатика. В зависимости от количества 10-11 классов определяется формирование конкретных профилей и образовательного маршрута.

            Для администрации средних школ факт принятие решения о создании профильных старших классов и углубленном изучении определенных предметов - это важный шаг, регламентирующий дальнейший путь развития учебного заведения. Предоставление ученикам широких возможностей выбора для дальнейшей профессиональной самореализации самым плодотворным образом отражается на обозримом будущем.

Универсальный профиль старших классов

Учебная деятельность с профессиональной направленностью занимает ведущую роль к завершению подросткового периода, согласно периодам психического развития ребенка. Искусственное сокращение времени на переход к осознанному выбору профессии, несвоевременное исключение важных видов деятельности для ребенка и подмена ценностей повлечет непредсказуемые последствия.

Разумеется, есть дети, которые с ранних лет самостоятельно определились с выбором профессии и уже в возрасте младшего школьника идут к намеченной цели, однако этот факт является скорее исключением из правил, довольно нетипичным для детского коллектива. Как правило, с возрастом профессиональные пожелания могут претерпевать изменения или же кардинально меняться. По этой причине формирование профильного образования в школе происходит в старших классах, когда дети подходят к периоду выбора вполне осознанно.

Рубеж окончания средней школы не всегда совпадает с готовностью учащихся сделать выбор в пользу той или иной сферы деятельность, в связи с чем формируют класс универсального профиля.

Программа обучения в классе с универсальным профилем ориентируется на таких учеников, чьи планы дальнейшего обучения не подходят для других направлений, например, в химико-биологическом классе или музыкальном. В этом случае учебный процесс основан изучении предметов базовой школьной программы для определения учеником своих склонностей и интересов в перспективе дальнейшего обучения.

В рамках универсального профиля учебный процесс строится согласно следующему плану:

   Учебный предмет

Кол-во часов в неделю

Русский язык

2

Литература

3

Иностранный язык

3

Информатика и ИКТ

1

Обществознание

1

История России

1

Всеобщая история

1

Экономика

1

География

1

Биология

2

Химия

2

Физика

3

Физическая культура

2

Основы безопасности жизнедеятельности

1

Трудовое обучение

1

Более углубленное изучение отдельных предметов не исключается, а следует в качестве дополнения к основной программе курса. В процессе обучения с универсальным профилем существует возможность ознакомления с некоторыми профессиями. Главный принцип – всестороннее развитие в рамках верного подхода к обучению.

Подготовка учащихся и профориентационная работа педагога

Весь период обучения в школе подразделяется на этапы профессиональной ориентации, чтобы к моменту окончания средней школы ученики ясно представляли каким родом деятельности желают заниматься в дальнейшем.

В период с 1 по 4 классы происходит формирование интереса к определенным профессиям и видам деятельности. Пропедевтический этап закладывает нравственные установки для последующего выбора.

На втором этапе, охватывающем 5-7 классы, учащиеся приходят к осознанию своих способностей, личных интересов, связывают свое место в обществе с будущим выбором. На этом моменте базовое и профильное обучение получает первые предпосылки к разделению на две ветви.

Во время обучения в 8-10 классах с процессом взросления формируется самосознание и анализ вариантов профессий, выбор профиля обучения в школе. Учащиеся принимают активное участие в развитие своих способностей, активизируется поиск интересов, посещение факультативов, участие в конференциях и предметных олимпиадах.

На заключительном этапе происходит организация профильных классов в школе для дальнейшей благополучной профессиональной адаптации будущих выпускников. В старших классах заключительное уточнение выбора профессии, в чем профильные классы в школе оказывают неоценимую помощь и содействие.

На протяжении длительного процесса обучения в школе педагогическим составом и администрацией, как и Министерством науки и образования РФ преследуется единственная цель: формирование полноценной, всесторонне развитой личности, способной удовлетворить общественные и личные потребности путем самостоятельного, осознанного выбора профессии с последующей трудовой деятельностью на собственное и государственное благо.

Введение профильного образования на базе школ позволяет реализовать педагогическому составу следующие задачи:

  1. Выявить склонности и интересы к определенным профессиям;
  2. Принимать активное участие в развитии важных личностных качеств учеников (интеллектуальные и физические данные, фантазия, творческое и критическое мышление), а также специальных (художественный вкус, способности к точным наукам и дисциплинам);
  3. Создание благоприятных условий для допрофессиональной подготовки учащихся старших классов на основе выявленных интересов, мотивация к научной деятельности, исследовательским процессам;
  4. Подготовка учеников к решению задач с повышенным уровнем сложности для последующего обучения в высших учебных заведениях по выбранному профилю, формирование конкурентоспособности.

Программа профильного обучения в выпускных классах обеспечивает гарантированное успешное поступление, поскольку принимает за основу углубленное преподавание профильных предметов, усиливая дисциплины привычной школьной программы, обеспечивает наиболее важный момент современного образования – пересечение деятельности учителей в школе и программ преподавателей ВУЗов.

Организация профильного обучения в общеобразовательной школе

Внедрение профильных классов в школах предполагают со стороны администрации школ новых механизмов в управлении образовательным процессом учреждения. Организация являет собой емкую и многоуровневую процедуру с вниманием на запросы учеников школы. По данным статистики, до 30% учащихся в 9 классе могут не иметь предположений и пожеланий касательно дальнейшего обучения, и профессиональной занятости. Исходя из этого предпрофильной подготовке предыдущих лет обучения необходимо уделять больше внимания для формирования верных образовательных запросов и условий выявления способностей школьников.

При выборе профильного класса старшей школы учащиеся ориентируются на собственные умения, интересы и готовность реализоваться себя в конкретной области. В свою очередь, администрация школы перед формированием нескольких профилей старших классов руководствуется запросами учеников, потребностью общества в специалистах конкретных областей знаний, а также анализ возможностей педагогического коллектива школы.

Вопрос формирования профилей в школе после 9 класса должен решаться на базе потребностей учеников и их родителей относительно требований рынка труда с учетом материально-технических возможностей школы. Данный подход полностью соответствует целям введения профильного обучения, однако, исходя из учебно-методической базы и кадров в школах формируется один или два профиля без учета потребностей учеников.

Условия успешной организации профильного образования в средней школе:

  • Наличие образовательного запроса учеников;
  • Самоанализ учащихся касательно интересов, способностей, приобретенных умений;
  • Умение педагогического коллектива школы своевременно диагностировать интересы и возможности учеников в определенных предметных дисциплинах;
  • Необходимый квалификационный уровень педагогического состава школы для работы с программой углубленного изучения предметов;
  • Наличие достаточного уровня учебно-методической и материально-технической базы;
  • Налаженная связь с учреждениями профильного образования для оказания содействия в обучении;
  • Обязательное наличие нормативной документации школы для осуществления профильного обучения в старших классах.

 Сложности и пути их преодоления в процессе организации профильного обучения

Прежде всего, одна из главных проблем с которыми сталкиваются школы при формировании профильных классов – отсутствие среди педагогического состава кадров должной квалификации для реализации углубленной учебной программы.

Следующая проблема заключается в невозможности составить несколько подгрупп профильных классов для всех желающих по причине того, что набирается неравномерное количество желающих.

Кроме того, сложность с профильным обучением может возникнуть и в школах где всего 1-2 класса на основании недостаточной подготовки кадров. В связи с этим, школьный учитель в профильном классе обязан быть специалистом должного уровня, обеспечивать вариативность и практический подход учебного процесса, использовать современные интерактивные методы, стимулировать и направлять исследовательскую деятельность учащихся в нужное русло.

Именно учитель в конечном счете влияет на правильное подведение итого профессионального самоопределения выпускников средней общеобразовательной школы и качество сформированных за время учебы компетентностей.

При подготовке и переподготовке педагогического коллектива с целью преподавания в профильных классах, речь идет не только о повышении мастерства и квалификации, но и о формировании новой модели поведения и подачи материала. В перспективе для работы в профильных классах должны привлекаться исключительно педагоги с современными подходами к организации образовательного процесса.

Новые организационные модели реализуют успешность подхода в долгосрочной перспективе, в связи с чем, для обеспечения педагогов должным уровнем профессиональной подготовки рекомендуется пройти целенаправленную переподготовку с ориентацией на преподавание в профильном секторе школы.

Процесс выхода на новый уровень качества школьного образования потребует значительных усилий от администраций школ и педагогических коллективов. Профессиональный подход к практической стороне преобразований позволяет максимально уменьшишь возникающие проблемы и сложности на пути к новой форме преподавания. Современные школьники обеспечены всем необходимым для получения качественного образования, примером тому служат планшеты, интерактивные доски, использование мультимедийных презентаций.

Преимущества и польза профильного обучения в старших классах школы налицо:

  • максимальная ориентация на потребности учащихся, доступность для понимания, практическая польза;
  • информативность, современные технологии, верная постановка учебного процесса, что дает возможность идти в ногу со временем;
  • качественная подготовка учащихся к единому государственному экзамену, без отвлечения от углубленного изучения необходимых предметов;
  • подготовка к дальнейшему обучению, построение планов касательно профессионального будущего.

Формирование качественной и продуктивной системы профильного образования достигается путем интенсивного сотрудничества школы с учениками и родителями, постановке целей и совместной реализации поставленных задач.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для работника сферы общего образования.

Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.