text

Бесплатный вебинар 19 октября >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Базисный учебный план

  • 24 августа 2018
  • 130

Базисный учебный план в школах России помогает составить и реализовать учебную программу для начального образования, определяет нагрузку в зависимости от возраста и количества учеников, комбинацию и спектр предметов, время необходимое на осуществление задуманного. Учебный план 2018-2019 года включает множество предметов, которые позволяют получить ученикам максимум информации за учебный год.

Основа БУП

БУП базисного учебного плана – это нормативный документ, где устанавливается перечень предметов, количество часов, необходимое на изучение согласно ступеням образования и годам. В федеральном базисном плане предлагается распределение нагрузки в течении года, но заведения могут изменять эту норму, подстраивать под себя, пользоваться модульной системой, создавать план, основываясь на вариативности, гибкости системы.

Основы составления образовательного плана

Базисный учебный план общеобразовательной школы распределяется по времени обучения:

  • С первого по четвертый класс рассчитан на четырёхлетний нормативный план, чтобы усвоить программу начального образования. Для первого класса – это 33 недели, со второго по четвертый класс – не менее 33 недель обучения. Для первого класса длительность урока составляет 35 минут, со второго по четвёртый – до 45 минут;
  • Государственный базисный учебный план с пятого по девятый класс подразумевает пятилетний срок обучения. Основной план рассчитан на 35 недель образования. Хотя органы образования могут изменить срок в районе 35-38 недель, но продолжительность урока составляет не менее 45 минут;
  • Выбор между пятидневным и шестидневным сроком обучения определяется самим учреждением образования.

Составляющие базисного плана

В федеральном базисном плане должна быть установлена связь с региональным, федеральным планом и самим заведением образования:

  • Федеральная составляющая – не меньше 70% от нормативного срока, которое отходит на обучение базовой общей программе обучения;
  • Региональная составляющая – около 15% от общего времени;
  • Само образовательное заведение – около 10% от всего времени.

Чтобы увеличить время региональной составляющей продолжительность учебного года в некоторых промежутках может увеличиваться. В девятом классе время региональной составляющей направляется на проведение предпрофильного обучения детей. При преподавании некоторых предметов, класс может делится на несколько групп при наполняемости класса от 20 человек. Согласно последним нововведениям, время региональной составляющей больше направлено на изучение социальных предметов и языков.

Распределение предметов в базисном плане

При составлении базисного учебного плана 2018 на 2019 учебный год, стоит придерживаться таких рекомендаций относительно распределения часов на предметы:

  • В заведениях с русским языком преподавания необходимо отводить не меньше 240 и 275 часов на изучение русского язык, а на литературу – не меньше 200 часов;
  • В заведениях с нерусским языком обучения необходимо отдавать на русский язык не меньше 37 и 106 часов на изучение, и не меньше 250 часов на литературу;
  • В школах с нерусским языком обучения количество часов, необходимых для изучения родного языка (любой) определяется органами образования;
  • Иностранного языка должно быть до шести часов в неделю;
  • Предмет окружающий мир преподают с первого по четвёртый два раза в неделю, сам предмет может быть разделен на несколько частей;
  • Информатику преподают с третьего по девятый, только с восьмого класса становится отдельным предметом;
  • Природоведение могут давать даже в восьмом, если включить его в курс биологии или географии;
  • Обществоведение преподается с четвертого не менее двух часов в неделю, далее предмет делится на: общество, экономика, политология и прочие;
  • География была уменьшена на один час;
  • Биологию уменьшили на один час, стала частью обществознания и раздела человек;
  • Искусство теперь преподают даже в девятом классе;
  • Предмет технология стал частью технического профиля;
  • Физкультуру лучше увеличить на час;
  • ОБЖД необходимо преподавать около часа в неделю с восьмого класса;
  • Для школ на нерусском языке обучение предлагается ввести 6-дневную неделю.

Поэтапность образования

Среднее образование позволит обеспечить полную грамотность учащихся, завершить этапы образования и помочь в социальной адаптации. То есть, каждый выпускник сможет сам определяться дальнейшие цели и желания, сформирует мобильность и сможет выбирать свой жизненный путь. При введении профильного образования каждый сможет полноценно подготовится к дальнейшей работе, обеспечить рынок труда ценными сотрудниками.

Профильное образование – возможность дифференцировать образование, учесть максимум пожеланий и возможностей каждого ученика, создать наилучшие условия для обучения старшеклассников с учетом профессиональных возможностей. Особенности профильного образования:

  • Создание индивидуальных профильных программ;
  • Возможность глубокого обучения отдельным предметам;
  • Улучшение возможностей для социализации учеников;
  • Повышение качества профессиональной подготовки.

Базисный план для старшей школы

Базисный учебный план общеобразовательной школы для старшеклассников создан на основе двухфазового федерального учебного плана. То есть, предметы могут предлагаться заведением образования или выбираться учениками на профильном этапе. Благодаря этому можно формировать несколько профилей для обучения, а ученики могут самостоятельно выбирать направленность обучения.

Базовые предметы – предметы федеральной составляющей, которые необходимы для полной подготовки учеников. В набор предметов входит минимальное количество, но с наибольшей функциональностью. Профильные предметы выбираются исходя из направленности обучения, определяют цель. Элективные предметы – обязательные, требуются для:

  • Улучшения знания в базовых предметах;
  • Получения дополнительной подготовки;
  • Углубленного изучения отдельных предметов.

При создании учебного плана стоит помнить о таких рекомендациях:

  • Русский лучше увеличить на 75 часов и на 200 часов для подготовки учеников к экзаменам;
  • Иностранный должен преподавать не менее трех часов в неделю, чтобы образование было полноценным;
  • При гуманитарном профиле стоит ввести предмет естествознание;
  • Федеральный базисный план подойдет не только общеобразовательным заведением, но и профессиональном подготовительным;
  • Предмет естествознание включает несколько отраслей, направлен на формирование у учеников полной картины мира, поэтому на него стоит обратить особое внимание;

Чтобы составить базисный план, следует:

  • Добавить базисные предметы;
  • Добавить не меньше двух профильных предметов, которые укажут направленность обучения;
  • Если профильный и базисный предмет совпадает, то его можно исключить;
  • Предметы федеральной составляющей должны занимать не больше 2050 часов в год;
  • В план должна быть включена региональная составляющая не менее 75 часов в году;
  • Составляющая самого образовательного заведения, а точнее, время, должно быть направлено на дополнительную подготовку, факультативы, практики и углубления знаний по профильным предметам.

Также не стоит забывать, что полноценное среднее образование подготавливает учеников не только к поступлению в университеты, но и для профессиональной рабочей деятельности, поэтому технических предметов должно быть достаточно. Все базисные планы являются примерными, их можно видоизменять, включая базисные, профильные и элективные предметы. Любой план должен выполнять ряд функций, например, формирование гражданской личности, подготовка к дальнейшему обучению, формирование здорового образа жизни и элементарных умений, развитие личности.

Обязательно стоит включить внеурочную деятельность, которая помогает формировать личность и определять дальнейший путь. Учреждение образование должно предоставить ученикам выбор между видами деятельности. Речь идет о таких видах деятельности, как концерты, спортивные секции, конференции, научные сообщества и кружки. Чтобы поддержать талантливых учеников могут быть предложены дополнительные формы обучения и поощрения (лагеря, городские конкурсы, гранты, поездки в научные центры).

Распределение нагрузки согласно плану

Стоит помнить о распределении часов, например, среднее количество времени на четыре года образования должно быть в рамках 2900-3210 часов. Чтобы план включал все необходимое, время отводится на:

  • Увеличение времени для преподавания обязательных предметов;
  • Для введения предметов, которые понравятся ученикам, например, этнокультурные.

В любом случае введение дополнительных часов на обязательные предметы или для удовлетворения потребностей учеников не должно выходить за пределы нормы. Иногда в это время включается внеурочная деятельность.

Чаще всего она проводится днем, время не выходит на пределы 1350 часов в год и не превышает допустимые нормы, выбор отдается ученикам и их родителям. На выбор предлагаются:

  • Спортивно-оздоровительные курсы и мероприятия;
  • Общепознавательные;
  • Развлекательные;
  • Религиозные.

Заведения образования самостоятельно определяет количество учебных дней в неделю (пять или шесть), но младшие классы учатся не больше пяти дней. Нагрузка и количество детей в классе должно соответствовать санитарным нормам и нормативам органов образования. БУП включает в себя две части – вариативную и инвариативную. Внеурочная работа и образование должны отнимать не больше десяти часов в неделю, тогда занятия проводятся в виде экскурсий, кружков (театр, шахматы, рукоделие), секций, проектов, научных сообществ.

Проводить занятия могут не только учителя, но и педагоги с дополнительным образованием. Обучение может происходить на территории библиотек, домов культуры, спортивных стадионах, в художественных кружках.

План для старшей школы с профильной концепцией

Последние улучшения и модернизация обучения говорят о пользе профильного обучения. Ни для кого не секрет, что старшая школа – основной, завершающий этап, когда в ученике формируются необходимые навыки для взрослой жизни, определяются его способности и дальнейший путь. Чтобы сформировать мобильную личность, которая будет понимать свои права и обязанности, сумеет постоять за себя и будет востребована на рынке труда, стоит развивать лучшие качества в ученике, дать возможность улучшать знания по определённым предметам.

Профильное образование – возможность индивидуализации обучения, когда меняется структура, содержание, принимаются во внимание потребности и интересы учащихся. Тогда ученик сможет сам выбирать и формировать базисный план. Основные плюсы применения профильного образования:

  • Возможность углубленного изучения отдельных курсов;
  • Возможность создания индивидуальных учебных программ;
  • Возможность получения знаний и навыков для профессиональной деятельности.

Что касается формирования базисного плана, что все курсы выбирается в отдельном порядке для каждого класса или школы. Но при формировании плана стоит учитывать влияние федерального компонента, норм санэпидстанции и нормативов по времени, хотя у каждого заведения есть возможность создавать собственный план. Получается, что органы образования не ограничивают школы и классы в выборе предметов, как и учеников при выборе этих предметов.

Существует два варианта изменения вариативной и инвариативной части:

  • Первый путь предполагает исключение базовых предметов, чтобы остались только некоторые профильные и элективные. Подкрепляется это тем, что среднее образование в старших классах – не обязательное и необходимо для подготовки учеников для поступления в университеты;
  • Второй путь – полное сохранение и вариативной части, так как ученикам в таком возрасте еще сложно самостоятельно определять свое будущее и развивать определённые умения.

Как отмечают психологи, более верен второй путь, потому что подростки к окончанию девятого класса еще не могут сами определять свое будущее. Хотя число профильных школ с индивидуальным учебным планом продолжает расти, например, до конца года должно работать не меньше 35% таких заведений. При этом в обычных непрофильных школах около 40% учеников не усваивают учебный план, что сказывается на дальнейшем обучении в университете.

В связи с этим был придуман третий путь, когда в базисном плане для старших классов предлагается сохранить базовые предметы в минимальном количестве, а больше времени уделять на профильные.

БУП в старшей школе должен давать возможность комбинирования разных курсов, чтобы система образования была более гибкой. Важно, чтобы включены были базовые курсы, профильные и элективные. Базовые курсы – те, которые обязательны для учеников всех профилей.

Профильные курсы направлены на углубления знания по определённой сфере и выбранному профилю. Элективные курсы – обязательные для изучения учениками, но выбираются в индивидуальном порядке. Основные нюансы при формировании базисного плана для профильного образования:

  • Гибкость плана с адаптацией под определённое заведение и с учетом интересов учеников;
  • Особое внимание уделяется профильным курсам;
  • Снижение количества базисных предметов и нагрузки по ним;
  • Введение в курс элективных курсов, научной и практической деятельности;
  • Возможность более полно подготовить учеников к экзаменам и профессиональной деятельности.

Но не стоит забывать о нравственном, духовном и правовом развитии каждой личности, чтобы после старшей школы выходили не только профессионалы своего дела, но и развитые и интеллектуальные личности.

При формировании учебного базисного плана стоит учесть все рекомендации органов образования, тип учебного заведения, нынешние тенденции и интересы учеников школы. Особое внимание уделяется профильным предметам, чтобы каждый учащийся мог выбрать свой путь и развить личностные, профессиональные качества. Что касается внеурочной деятельности, то ее разнообразие и вариативность помогут сформировать полноценную личность, придать дополнительный стимул к обучению.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.