Активируйте вашу скидку
Справочник руководителя образовательного учреждения

План внутришкольного контроля на учебный год

20 января 2019
943
Средний балл: 0 из 5

С целью оценки качества деятельности образовательной организации, выявления соответствия реализуемого программного содержания требованиям ФГОС и поиска оптимальных направлений развития школы ежегодно осуществляется разработка и выполнение плана внутришкольного контроля (далее — плана ВШК). Данный организационный документ локального значения позволяет последовательно выполнять комплекс управленческих функций без создания помех для ведения учебно-воспитательного процесса и эффективной педагогической деятельности. Для проведения мониторинга образовательной организации на высоком уровне обязательным условием является разработка плана ВШК, соответствующего следующим требованиям:

  • открытости и объективности;
  • систематичности реализации контроля;
  • компетентности сотрудников, ответственных за выполнение работы по направлению;
  • последовательности — директору школы важно не только обеспечить выполнение контроля, но и позаботиться о должной интерпретации полученных данных.

Составление плана внутришкольного контроля на 2018-2019 учебный год

Обеспечение высоких стандартов ведения образовательной работы в условиях нового времени, сопровождаемое системным поиском направлений для развития школы, предусматривает в рамках широкого круга организационных функций составление плана внутришкольного контроля на 2018-2019 учебный год. Данный документ традиционно составляется в табличной форме и содержит перечень планируемых мер контрольного характера, направленных на независимое оценивание характера образовательного процесса, педагогической деятельности, особенностей кадрового, финансового и методического обеспечения, ведения экспериментальной работы, и осуществляемых силами представителей школы. В свете значимого и обширного содержания от того, насколько грамотно и полно будет составлен один из основных документов годового планирования управленческой работы ОУ, зависит практическая возможность осуществляемого мониторинга, как следствие — и точность полученных результатов.

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять

Важную информацию о порядке организации комплекса ВШК в образовательной организации читайте в журнале «Справочник заместителя директора школы»:

- Как организовать внутришкольный контроль реализации основной общеобразовательной программы

 (алгоритм действий)

- Как использовать в системе внутришкольного контроля стандартизированные контрольно­-измерительные материалы

 (тестовые задания)

Важным этапом составления плана является определение модели внутришкольного контроля. Ввиду отсутствия строгих указаний в актуальных регуляторных законах это право закрепляется за образовательной организацией. Чтобы определиться с оптимальной схемой реализации ВШК и составить соответствующий документ планирования, руководителю образовательной организации важно выделить:

  1. Приоритетные объекты контроля (что следует проверять в первую очередь с учетом имеющихся проблем).
  2. Перечень оптимальных методов мониторинга, позволяющих получить интересующие данные с минимальными показателями погрешности.
  3. Список ответственных лиц (кто будет реализовывать оценочную функцию и интерпретировать результаты).

При составлении плана внутришкольного контроля 2018-2019 следует помнить, что основными концептами образовательной деятельности нового поколения являются контроль выполнения требований ФГОС ОО и условий реализации программного содержания, что более подробно отражено в таблице.

Модель реализации ВШК Компоненты модели и особенности реализации оценочно-контрольных функций
Контроль требований ФГОС
  1. Структура ООП. Оценивание структуры реализуемой образовательной программы проводится посредством соотнесения ее частей и объема, а также обязательного компонента и блока, за формирование которого ответственны участники образовательного процесса. Если полученные показатели соответствуют требованиям ФГОС, то результаты ВШК можно считать удовлетворительными.
  2. Условия реализации основной образовательной программы выполняются посредством контроля имеющихся материально-технических и кадровых ресурсов. Их недостаточность по сравнению с нормами, предусмотренными программой, свидетельствует о необходимости начала поисков дополнительных источников обеспечения.
  3. Результаты освоения программного содержания формируются из личностных, метапредметных и предметных умений учащихся, оцениваемых предусмотренными методами — в ходе целевой проверочной активности по дисциплинам, последовательного выполнения комплекса духовно-нравственного развития, социализации учащихся. В ходе выполнения плана внутришкольного контроля на год рекомендуется использовать результаты ВСОКО, чтобы снизить нагрузку на участников образовательного процесса.
Контроль условий реализации ООП В программных разработках, созданных для начальной, основной и средней школы, предоставляются «дорожные карты» с перечнем условия реализации содержания, которые могут успешно использоваться в ходе внутришкольного контроля. Последовательное оценивание нормативных, финансовых, кадровых, организационных, материально-технических и информационных условий позволяет выявить в деятельности организации слабые моменты, требующие немедленной корректировки, и обеспечить высокую эффективность кластера ВШК.

Важным этапом планирования работ по внутришкольному контролю, которому сопутствует составление документа-графика, является разделение уровней персональной и коллегиальной ответственности — руководителя ОУ, являющегося координатором работ по направлению, заместителей директора и педагогов, выполняющих мониторинговые функции, учащихся и представителей родительского актива. Чтобы обеспечить выполнение требований, предусмотренных государственной образовательной политикой нового поколения, еще на этапе планирования комплекса ВШК следует предусмотреть использование эффективных и объективных мониторинговых инструментов, позволяющих учесть интересы всех участников образовательного процесса и предупредить возникновение конфликта интересов между учителями, учителем и школьниками, школой и родителями.

Особенности разработки и оформления плана ВШК на 2018-2019 учебный год

Современная школа является сложной структурой, для которой характерна одновременная реализация комплекса задач, связанных с непосредственной образовательной деятельностью и ее обеспечением. Планирование внутришкольного контроля на 2018-2019 учебный год с обязательным составлением «дорожной карты» позволяет логически выстроить перечень значимых оценочно-контрольных действий и наметить основные направления деятельности школьной администрации, к числу которых следует отнести:

  1. Мониторинг образовательных достижений школьников — результатов, являющихся главным показателем успешности выстроенной педагогической парадигмы — с последовательным сравнением полученных данных и желаемым портретом выпускника.
  2. Систематическое повышение учебной мотивации детей в школе, которому способствует применение традиционных и новаторских педагогических технологий, ведение разъяснительной работы с представителями семей, формирование предпосылок для успешной профессиональной реализации выпускников в будущем.
  3. Проведение обширного комплекса методических работ — от контроля частных педагогических практик до осуществления вспомогательной корректирующей деятельности, направленной на оказание всесторонней поддержки консультационно-практического характера. Стратегическая задача работы по направлению — построение доверительных отношение в коллективе, создание атмосферы сотворчества и продуктивного поиска.
  4. Совершенствование порядка выполнения контрольно-оценочных действий с целью обеспечения показателей объективности и снижения уровня стресса, связанного с проведением проверок, для участников образовательного процесса.
  5. Расширение имеющейся системы внеурочной деятельности, совершенствование механизмов психолого-педагогического сопровождения учебного процесса и обеспечение других факторов, способствующих созданию комфортного микроклимата в отдельно взятых классах и школе в целом.
  6. Поиск путей развития педагогического коллектива через мониторинг деятельности методической службы, экспериментальной образовательной площадки (если такая имеется), рассмотрение инициатив отличников образования.

Независимо от сферы реализации контролирующих и регулирующих функций, следует обеспечить высокую результативность реализации плана ВШК на 2018-2019 учебный год, что возможно только при условии применения следующих подходов к составлению данного документа:

  1. Последовательности, которая заключается в оценивании не группы, а комплекса целей. Объективный, результативный контроль в школе осуществляется по всем направлениям работы — организации учебного процесса, воспитательной работы, методической деятельности, экспериментальной педагогической практики, обеспечение безопасности условий обучения и труда, — что должно быть отражено в документах планирования.
  2. Вариативности, предусматривающей применении различных методов и форм контроля к одному и тому же процессу или объекту. Применение однообразных форм мониторинга и оценки может привести к «однобокости» подготовки и снизить показатели результативности ВШК. Последовательное применение различных подходов (тематического, обзорного, фронтального, персонального типов контроля) позволяет своевременно выявлять «слабые» места в работе школы и эффективно устранять их.
  3. Многоуровневости, которая реализуется за счет проверки одного и того же процесса или объекта различными органами управления (заместителем директора, директором школы, председателем методобъединения, представителями государственных органов).

Частой проблемой при составлении плана внутришкольного контроля на учебный год является сложность выделения конкретных задач по направлениям без риска нивеляции значимых моментов. Чтобы избежать грубых ошибок, важно вести мониторинговую работу по двум параллельным направлениям: непосредственной учебной деятельности (включает учебную, воспитательную, внеурочную учебно-воспитательную, методическую работу и ведение экспериментально-поисковой педагогической деятельности) и комплексу сопровождения воспитательно-образовательного процесса (учебно-методическое, психологическое, медицинское, информационное, материально-техническое обеспечение и охрана жизнедеятельности).

Какие виды внутришкольного контроля следует включить в план на 2018-2019 учебный год?

Концептуально план по внутришкольному контролю на 2018-2019 учебный год может быть составлен «с чистого листа», но ввиду необходимости учета большого объема данных, важности отслеживания динамики работы по направлению за предыдущие периоды целесообразнее использовать в качестве основы аналогичный документ за 2017-2018 учебный год, предварительно проведя анализ мероприятий, указанных в нем. Практика ежегодного «наслоения» опыта в сфере ВШК способствует последовательному усовершенствованию комплекса внутреннего мониторинга и позволяет добиться необходимой результативности.

Независимо от того, какая модель проведения внутришкольного оценивания будет взята за основу, в плане обязательно следует предусмотреть возможность применения различных видов контроля:

1. Тематический — кластер задач оценивающего характера, которые планируется выполнить в течение года. Тематический контроль первоочередно нацелен на отслеживание общего состояния и изменение динамики различных процессов, формирующих учебно-воспитательный комплекс — и непосредственно образовательных, и способствующих созданию условий для ведения педагогической и учебной работы. К объектам тематического ВШК в конкретно взятом ОУ относится показатели ведения педагогической деятельности, успеваемости детей различных возрастных групп, уровень соответствия реализуемого программного содержания требованиям регулятора, успешность внеурочной активности и новаторской деятельности.

Проведение тематического контроля в соответствии с разработанным графиком позволяет школьной администрации получить фактический материал для ведения работы по разным направлениям (организации бесед с участниками образовательного процесса, применение корректирующих мер), а также подготовить улучшенный вариант плана внутришкольного контроля со справками на будущий год.

2. Фронтальный контроль представляет совокупность оценочно-мониторинговых мер, применяемых с целью изучения конкретного образовательного компонента, в числе которого может выступать состояние методической деятельности в школе, организация внеурочной активности, кадровая работа. Фронтальный контроль может быть также направлен на отдельные школьные службы или подразделения — выпускные классы (оценивания качества знаний в преддверии итогового аттестационного оценивания), методическую службу ОУ, профессиональную деятельность конкретного учителя в период подготовки к аттестации. Главной особенностью такого варианта контроля является ограниченная частота применения (не более 2-3 раз в году), если иное не предусмотрено локальными законодательными актами по требованию регулятора или вследствие возникновения чрезвычайной ситуации.

Ввиду того, что наиболее часто применяется модель ВШК, направленная на проверку соответствия образовательного процесса в конкретной школе заявленному программному содержанию, считаем целесообразно выделить в плане содержание работы по различным направлениям.

Направления контроля, которые следует включить в план внутришкольного контроля на учебный год Рекомендации по выполнению
Нормативное

С целью проверки имеющихся локальных актов действующей законодательной базе необходимо проверить наличие и правильность заполнениях всех внутренних документов, позволяющих ОУ вести учебно-воспитательную деятельность, в первую очередь — реализуемые программы, учебные планы дисциплин, постановления локального значения.

В случае выявления недочетов разрабатывается алгоритм их оперативного устранения.

Ответственность за проверку нормативной базы школы возлагается на заместителя директора по УВР, руководителей методобъединений.

Финансовое

Контроль правильности начисления оплат педагогам и другим сотрудникам школы предусматривает проверку локальных актов, регламентирующих порядок оплаты труда, расчета стимулирующих надбавок и выплат. Дополнительным условием комплекса ВШК по направлению является проверка трудовых договоров с работником, кадровой документации и штатного расписания.

Мониторинг состояния кадровой отчетности возлагается на заместителя директора по хозяйственной части и кадровика.

Руководителю также рекомендуется попросить контрактного управляющего подготовить аналитическую справку о ведении закупочной деятельности в школе, на основании которой можно уточнить, соответствует ли деятельность специалиста требованиям закона.

Организационное

В рамках осуществления внутришкольного контроля по организационному направлению следует выполнить:

  • внутреннюю приемку школы к началу учебного года, что позволит эффективно подготовиться к внешней приемке;
  • систематический мониторинг достижений учащихся в течение учебного года для подготовки к промежуточному и итоговому аттестационному оцениванию;
  • анализ системы управления школой (соответствуют ли органы самоуправления в полной мере, предусмотрены ли возможности для активности органов ученического самоуправления, попечительских комитетов, не противоречат ли решения различных инстанций школы друг другу).

Целесообразное решение в ходе проведения внутришкольного контроля — выявление образовательных потребностей учащихся и пожеланий родительской общественности (особенно актуально при реализации сетевой модели обучения). В случаях, когда имеются множественные факторы, указывающие на желание родительской общественности более активно участвовать в жизни школы, следует включить в план ВШК на 2018- 2019 учебный год дополнительное оценивание работы управляющего совета для рассмотрения возможности увеличения мест, а также мониторинг частоты проведения родительских собраний, организации воспитательно-досуговых мероприятий с привлечением представителей семей.

Кадровое 

Проведение внутришкольного контроля по работе с кадрами предусматривает проверку факта прохождения педагогическими работами планового повышения квалификации. Если по какой-то причине некоторые сотрудники не получили должного инструктажа, руководство школы должно организовать их обучение или предпринять другие меры.

Чтобы оценить профессиональную деятельность педагогов, заместитель директора ОУ согласно плану посещает уроки с последующим проведением их анализа. Качество работы непедагогических работников удобно оценивать в специальном критериальном листе, предварительно ознакомив с ним сотрудников (заполняется раз в месяц или квартал).

Информационное 

В плане проведения внутришкольного контроля важно предусмотреть обязательную проверку сайта организации, на котором должен быть представлен список документов, указанный в ст. 29 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ.

Важным этапом может стать мониторинг результатов опросов, проводимых с помощью школьного интернет-ресурса среди учащихся, представителей родительской общественности. В ходе систематического мониторинга следует выявлять, насколько эффективно используются полученные данные и следует ли предпринять дополнительные меры по налаживанию в онлайне связей между ОУ и потребителями образовательных услуг.

Материально-техническое

Проверка оборудования и оснащения, необходимого для реализации ООП (возлагается на заместителя директора по хозяйственной части), является важной частью ВШК. Также важно проконтролировать, соответствуют ли помещения и здания ОУ содержанию законодательных требований по охране труда, пожарной и санитарно-гигиенической безопасности, и проверить комплектность библиотечного фонда.

В рамках контроля материально-технического оснащения школы рекомендуется провести проверку электронных образовательных ресурсов на предмет наличия защищенного подключения к сети.

 Чтобы добиться объективных результатов мониторинговой деятельности и обеспечить комфортные условия ведения учебно-воспитательного процесса, в план работы внутришкольного контроля целесообразно включать различные по периодичности и способу организации оценочные формы. При прогнозировании контролирующих функций школьной администрации важно предусмотреть временные рамки для реализации всех необходимых форм регулирующей деятельности:

  • входного контроля, осуществляемого для оценки результативности деятельности за прошедший период;
  • предварительного, позволяющего оценить риски реализации обязательных компонентов обучения (актуально в период подготовки к ГИА);
  • текущего, проводимого для оценивания результативности деятельности за конкретный период (четверть, полугодие);
  • промежуточного, знаменующего переход от одного значимого периода к следующему;
  • итогового, который проводится с целью составления комплексной оценки реализуемых мер. Результаты итогов ВШК должны обязательно учитываться при планировании аналогичной деятельности на будущий учебный год.
Документы образовательной организации

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Организация и контроль качества образовательной деятельности».

Кабинет информатики в школе

В завершение хочется отметить, что типовые документы по внутришкольному контролю на 2018- 2019 учебный год, широко представленные в сети, могут использоваться лишь в качестве ориентиров для работы отдельных образовательных учреждений, как и перечисленные виды контроля. Эффективное управление не может строиться на проведении тотальных проверок по всем направлениям, даже если они заранее спрогнозированы. В противном случае организация обучения и воспитания детей будет строиться исключительно в угоду интересам регулирования, что является в корне неправильным.

Целесообразно выделение приоритетных направлений работы на конкретный учебный год для проведения всесторонних проверок и обеспечение комплекса мер по другим сферам, что способствует созданию баланса усилий всех участников образовательного процесса и гарантирует последовательное улучшение показателей работы современной школы.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Пример плана ВШК на учебный год.docx

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.