text

Конференция для директора школы 2018 >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Методы и приемы работы по ФГОС

  • 7 августа 2018
  • 108

Форма организации деятельности учащихся – это конструкция организованного процесса обучения, ограниченного по времени. К таким формам относятся: уроки, лекции, экзамены, практикумы, семинары, экскурсии и занятии по факультативу. Все они направлены на совместную деятельность учителя и ученика, при этом содержат определенные цели, систему обучения и методы. 

Методы и приемы работы

Наглядный

(использования картин, ситуаций)

Словесный

(беседа, пояснение и указания)

Практические методы

Игровой

(сказочные путешествия, использованием действующих лиц)

Способы деятельности предполагают во время проведения урока давать возможность учащимся самопроизвольно развивать в себе навыки контроля, оценки и анализа. Задача учителя, помимо вовлечения в свой предмет и тему урока, научить детей анализу собственных действий и поступков, разработке планов, целей и их достижения. То- есть ребенок должен уметь самостоятельно решать учебные задачи. Однако, с введениями ФГОС образовались новые методы обучения. Согласно со статьей № 17 федерального закона № 273-Ф3 допускается сочетания различных форм обучения.

Классификация методов

Пассивный

Активный(АМО)

Интерактивный (ИМО)

 

Все методы относятся к традиционным и описываются во всех учебниках дидактики.

  1. Пассивный метод включает в себя активную работу учителя и ученика в пассиве. Наглядный пример такого метода можно увидеть на лекциях. Однако, он считается наименее эффективным в процессе обучения.

  2. Активный метод подразумевает полноправное взаимодействие участников учебного процесса. То- есть данный метод работает в схеме учитель=ученик.

  3. Интерактивный метод состоит из взаимодействия всех участников обучения. Это означает, что совместная деятельность происходит не только между учителем и учеником, а и с другими участниками. И работает в схеме учитель=ученик=ученик. Данный метод считается самым эффективным.

Формы организации учебного процесса. Данное понятие мы понимаем, как определенные промежутки образовательного процесса, которые реализуются через усвоения учеником содержание материала урока, его освоения и поддержки в деятельности учащихся самим учителем. Это представляет из себя организованную систему обучения. К данным системам относятся: линейные, линейные с элементами нелинейной и нелинейная.

  • Линейная система подразумевает в себя несколько форм: классно-урочная и лекционно-семинарская. При такой организации учебного процесса учащиеся изучают предметы по программе, в определенном объеме и за установленное время.

  • Линейная система с элементами нелинейной дает возможность детям реализовывать идею проектирования собственного обучения, его маршрут.

  • Нелинейная включает в себя обучения вне класса, в открытых студиях и подразумевает организацию динамичного расписания и приятной структуре в течении учебного года.

Общие формы образования делятся на несколько групп: индивидуальные, групповые, фронтальные, коллективные и парные.

  • Индивидуальная форма включает в себя самостоятельную работу ученика над заданием, которое соответствует его уровню подготовки. Как пример, создание карточек, карт, заполнения таблиц и работа у доски. Правда, большим минусом данной формы является его ограничение между учениками и передачи им знаний.

  • Фронтальная форма состоит из взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. Это может быть диктант, сравнение, обсуждение и сравнение. Данная форма помогает учителю установить доверительные отношения со всем классом, помочь ученикам активировать их познавательные интересы и деятельность.

  • Групповая форма дает возможность проявиться самым робким ученикам. Но при этом нужно учитывать, что учитель должен обладать высокими педагогическими качествами, чтобы организовать работу правильно и интересно.

Педагогические методы несколько изменились. К приемам технологии перспективно-проблемного обучения, модульного, информационно –коммуникативного и методам развития критического мышления прибавились еще новые приемы работы. Например, широко распространены «Верные или неверные предложения», Ромашка Блума, «Прогнозирование». Также учителя стали употреблять в учебном процессе кластеры и синквейны, в этом случае он использует адаптивный урок.

Педагоги на своих уроках могут использовать и другие приемы обучения. Давать детям возможность проводить мини-исследования, использовать дополнительные источники (интернет, словари), «Закончи предложение…», «Плюс, минус, интересно» и «Бессознательные вопросы». Что повлияет на развития универсальных умений для учебы.

К методам обучения относятся «Организация домашнего задания», проблемной наглядности, активизации ассоциативных связей, изучения лингвистического текста в учебнике.

ФГОС считает, что самыми эффективными считаются активные и интерактивные методы. Которые делятся на:

  • Кейс-метод заключается в том, что педагог создает правдивую ситуацию и заставляет учеников изучать ситуацию, выбирать лучший путь решения.

  • Метод проектов. Объединяет в себя несколько методов с приемами обучения по ФГОС. Здесь главное дать возможность детям самостоятельно анализировать данные ситуации и уметь решать проблемы.

  • Проблемный метод состоит из проблемного вопроса и выхода из него. То –есть нахождения решения через данные ситуации и их анализ.

  • Метод развития критического мышления через чтение и письмо направлен на развитие нескольких видов мышления: логического, критического и творческого. Метод действует по определенной структуре урока и состоит из размышления.

  • Эвристический метод включает разнообразные формы конкурсов, соревнований и исследований.

  • Исследовательский метод довольно похож на проблемный. Но отличается тем, что в данном методе сам учитель ставит главную проблему. А задача учеников- организовать исследовательскую работу.

  • Метод модульного обучения, который работает по принципу распределения информации в блоки-модули. Их размер определяется поставленной темой и выбором учеников.
     

Методы обучения в педагогике

По материалу передачи и уяснения

По логической передачи и понимании информации

За степенью самопроизвольного мышления

По степени управления учебной деятельностью

Словесный

Индуктивный

Репродуктивный

Руководствуется напрямую учителем

 

Наглядный

Дедуктивный

Проблемно- поисковой

Работа ученика.

Самостоятельно.

Практический

 

 

 

 

Деятельности учащихся и их формы на уроке зависят от преподавателя. Занятие может быть направлены на приобретения новых знаний, на формирования умения и навыков или на проверку и оценивание собственных знаний. Используемые методы напрямую зависят от выбранной цели урока. Педагогу здесь важно понимать, какой материал он хочет донести. И уже потом определиться с классификацией:

  • Занятие усвоения новых знаний;
  • Комплексное применение ЗУН (закрепление);
  • Концептуализация знаний и умений (повторение);
  • Занятие подытоживание и актуализации;
  • Занятие контрольного учета и оценки ЗУН;
  • Занятие исправления ЗУН;
  • Комбинированный, включающий в себя несколько вышеперечисленных типов.

ФГОС требует, чтобы современный урок имел такие характеристики:

  1. Субьективизация;
  2. Метапредметность;
  3. Рефлексивность;
  4. Личностный подход;
  5. Коммуникация;
  6. Импровизация.

Особенности

Традиционный образовательный процесс

Современный образовательный процесс

Цель

Формирование знаний, умений и навыков

Развитие личности

Интегральная характеристика

«Школа памяти»

«Школа развития»

Преобладающий тип и характер взаимоотношений

Субъект- объектный

Субъект- субъективный

Девиз педагога

«Делай как я»

«Не навреди»

Характер и стиль взаимодействия

Авторитарность, монологичность, закрытость

Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность

Формы организации

Фронтальные, индивидуальные

Групповые, коллективные

 

Также, сейчас для каждого предмета устанавливаются определенные способы организации деятельности на уроке. В целом, они говорят о том, что знания ученика, которые он имеет в данный момент, являются твердым основанием для изучения и усвоения новой информации. То- есть, учителю не следует задавать вопросы в одинаковых формах, лучше всего менять формы заданий и не использовать одинаковые, синонимичные примеры. Также, важно общаться с учениками. Использовать диалог, как один из видов обучения. Особенно интересный такой вид учебного процесса, если он проходит в форме противоречий, где каждый может высказать свою точку зрения, свою позицию и собственное мнение. Таким образом, ученики лучше запоминают новый материал, составляют в голове свои ассоциации, которые в дальнейшем помогают им хорошо сдавать экзамены и тесты.

На этапе осмысления, вовремя изучение нового материала, стоит использовать разные приемы работы с текстом, которые позволят учащимся развить в себе читательские умения. И поэтому на эту часть урока нужно уделить как можно больше внимания.

Универсальные учебные действия во время урока. И их виды:

Личностный

Познавательный

Регулятивный

Коммуникативный

 

  • Личностный- это навык понимания своих поступков с собственными чувствами (чувство стеснения, жалости); желание отвечать на вопросы и понимать какой смысл они имеют для него; знать моральный кодекс и следовать им. Если объединить все это в одно целое, то можно сказать, что данное действие предоставляет стоимостную ориентацию ребенка.

  • Познавательные действия состоят из поиска и отбора необходимой информации, создания структуры, варианты решения задач, логические действия и операции.

  • Регулятивные помогают организовать учебный процесс. И состоит из способности к самооценки (осознавать уровень постигнутой информации), духовность (ловкость вовремя начать и закончить образовательный процесс), коррекция (исправление ошибок), планирование (возможность к самостоятельному планированию связанных действий), актуализация (принятие образовательного поручение на принципе известной и не известной информации), контроль (сличение результата и действия).

  • Коммуникативные состоят из планирования учебного сотрудничества между учителем и учащимися (разделение функций во время парной работе); способность выражать собственные мысли с точностью, доступностью и ясностью; навык решать проблемные ситуации (брать на себя обязанности и решать их).

Примером формы организации учебных занятий по математике является математический диктант. Он вызывает интерес и развивает логическое мышление. Работа с тренажерами также хороший вариант организации образовательного процесса. Тренажеры разделены на конкретные темы и помогают лучше освоить новый материал, не распространяясь на ненужный. Часто их используют для самоконтроля и самопроверки. Далее стоит использовать на уроках схемы- опоры. В основном, они выглядят в виде таблиц, карточек и рисунков, что помогает ребенку визуально освоить новую информацию. Таким способом ученики избавлены от зазубривания длинных правил и формулировок. Используя схемы, дети с легкостью могут решать сложные задачи, примеры и уравнения.

Для развития мыслительной деятельности учащихся используйте метод моделирования. Подобный вариант ребенок хорошо воспринимает зрительно, отражая его внутренние связи и количественные отношения.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для работника сферы общего образования.

Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.