text

Конференция для директора школы 2018 >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Анализ урока по физкультуре ФГОС

  • 10 августа 2018
  • 95

С введением федерального государственного образовательного стандарта коренным образом изменился подход к содержанию такого образовательного предмета как «Физическая культура», целью которого является формирование физически активной и культурной личности учеников.

Обновленное содержание этого предмета затрагивает технологию преподавания, повышение требований к уровню профессиональной подготовки педагогического состава. Цель, преследуемая повышением уровня квалификации, - условия и среда для совершенствования педагогических навыков, преобразование системы физического воспитания согласно инновационным принципам государственного образования. Проведение и анализ урока физкультуры в соответствии с требованиями ФГОС является ключевым вектором учебного процесса и реализации педагогических технологий.  

Особое внимание в образовательном стандарте принадлежит духовно-нравственному воспитанию личности, развитию ценностно-смыслового аспекта, формированию нравственности и моральных норм. Современный концептуальный подход к преподаванию и анализ урока по физической культуре пересматривает его содержание, формирует личность ребенка, прививает физвоспитание как неотъемлемую составляющую гармоничного развития.

Обновленный подход к предмету «Физическая культура» согласно ФГОС

В основе федерального государственного образовательного стандарта лежит принцип, отраженный в словах известного русского педагога, основоположника научной педагогики в России – К.Д. Ушинского. По его словам, ученикам необходимо предоставить максимально возможную самостоятельность, в то время, как за учителем закреплены задачи подавать материал и направлять деятельность учеников в нужное русло.

По стереотипным представлениям урок физкультуры подразумевает развитие двигательной активности, обучение основам некоторых видов спорта, выполнение физических упражнений, игровая активность, проведение соревнований. Новизна современного урока физической культуры заключается в преодолении авторитарного стиля общения, изменении форм активности во время занятия.

Педагогический анализ урока по физической культуре позволяет:

  • учесть индивидуальность и способности учащихся;
  • проследить совершенствование учеников во время занятий;
  • корректно планировать педагогическую деятельность и направлять учеников;
  • установить правильность постановки целей и задач занятия;
  • развивать методические умения педагога.

Смысл обучения, построенного на ФГОС, – настроить учащихся на активную деятельность, познавать и развиваться, улучшать личностные умения, культивировать желание постигать новое. Роль педагогического состава заключается исключительно в направлении усилий учащихся в нужное русло, корректировка успешности, дополнительная мотивация.

Таким образом, ученик на занятиях нового поколения принимает на себя роль главного действующего лица. Планирование происходит таким образом, чтобы ученики самостоятельно могли озвучить тему урока, поставить задачи и наметить путь реализации целей. Каждый урок нового формата становится своеобразным проектом, где для подведения итогов применяется схема анализа урока физической культуры по ФГОС, как вариант самоконтроля проделанной работы учителя.

Применение педагогического анализа урока физкультуры по ФГОС

Педагогический анализ проведенного занятия подразумевает тщательное изучение составляющих элементов урока, с учетом методических аспектов. Умение анализировать позволяет совершенствовать профессиональные умения и навыки, вносить корректировки в разработки занятий, развивать критическое и творческое педагогическое мышление.

Требования к анализу урока физической культуре в школе содержат следующие положения:

  • разностороннее изучение конспекта, организации, использованных методов, приемов и средств;
  • оценивание проанализированного материала;
  • аргументы объективности оценивания;
  • практические советы и рекомендации касательно недостатков, в случае выявления таковых;
  • использование при анализе готовых схем и образцов.

В качестве образца анализа урока физкультуры в школе рекомендуется придерживаться следующего плана, где изначально указывается дата проведения занятия, класс, вид и тип урока, его задачи, состоящие из образовательных, оздоровительных и воспитательных типов.

Отдельное внимание при составлении схемы анализа урока физической культуры по ФГОС уделяется использованным методам обучения. В рамках подготовительного этапа важен подбор корректных целей и задач для конкретного занятия, соответствие задач урока требованиям программы, их конкретность и посильность выполнения учащимися. Организационный этап отвечает за наличие необходимой для проведения занятия материальной базы, подготовленность инвентаря, учителя и учащихся.

Проведение воспитательной деятельности педагогом происходит во время всего урока, стимулируя желание учащихся самосовершенствоваться, развивать полученные ранее умения и навыки.

Образец анализа урока физкультуры по ФГОС

Умение самостоятельно анализировать проведенное занятие, выявлять сильные и слабые стороны – значительное достижение в педагогической деятельности, позволяющее в дальнейшем совершенствовать практическое применение теоретических знаний. Критическое оценивание учебно-воспитательного процесса, корректировка деятельности развивают творческое мышление педагога.

Рассмотрим самоанализ проведенного урока физической культуры на примере урока в 5 классе.

Тема занятия: ведение мяча в баскетболе при перемене направления движения

Цель занятия: сформировать умение учащихся вести мяч в разные направления.

Задачи:

  • образовательная: обучить ведению баскетбольного мяча при смене направления;
  • развивающая: развить коммуникативные навыки учеников, координацию движений;
  • воспитательная: продолжать формировать дисциплинированность учащихся при командной работе.

Для работы используются фронтальная и групповая формы, в качестве инвентаря баскетбольные мячи, музыкальный проигрыватель.

Первый этап занимает подготовительная часть урока. По звучанию аудиозаписи, учащиеся могут самостоятельно определить тему и цели предстоящего занятия. Роль педагога заключается в обобщении и уточнении формулировок учащихся. Цель данного этапа организовать и настроить учеников на работу, посредством проведения разминки подготовить к нагрузке основного этапа урока. На фоне ритмичной музыки проведена разминка с баскетбольными мячами – задействованы все учащиеся.

Основная часть урока основана на дидактическом принципе: переход от простого к сложному. Учащиеся развивают и совершенствуют навык ведения мяча работая в группах. Учитель, опираясь на новый ФГОС, направляет учеников, корректируя деятельность. Таким образом реализуется личностно-ориентированный подход согласно ФГОС, развивается самостоятельность учащихся. В данной части занятия педагогу отводится роль наблюдателя за соблюдением техники безопасности.

Заключительный этап включает подведение итогов занятия и рефлексию. Оценивание и анализ проводится как педагогом, так и учащимися.

Во время урока используются: фронтальный метод работы при разминке, проблемный при постановке цели и создании положительной мотивации; для отработки навыка словесный метод и выполнение упражнения согласно образцу. Присутствовал самоконтроль каждого из учащихся и взаимоконтроль при работе в группах.

Общение с учащимися строится на взаимоуважении, стиль общения доверительный, за счет чего выстраивается доброжелательная атмосфера на уроке и личностно-ориентированный подход к учащимся.

Как следствие мотивации наблюдается успешное освоение тактики и технически верное выполнение поставленной задачи, удовлетворение от успешно проделанной работы, точное применение усвоенных знаний и отработанного навыка.

 

Личностные

Метапредметные

Предметные

По отношению к предметным ЗУНам:

 

-формирование самооценки и личностное самоопределение к видам деятельности;

 

-формирование умения проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели

Регулятивные универсальные учебные действия:

-развитие умения планировать, контролировать и давать оценку своим двигательным действиям;

 

-коммуникативные: формирование умения общаться со сверстниками в игровой деятельности;

 

-познавательные: развитие умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме

-совершенствовать способы ведения мяча в движении с изменением направления.

 

-закреплять понятия физических качеств: координация движений, развивать «чувство мяча».

 

-укреплять здоровье обучающихся посредством развития физических качеств, ловкости и координации.

 

Проведение анализа урока физкультуры в школе позволяет определить правильность поставленных задач, целей, корректность используемых учебных приемов и методов. Анализируя данный пример, стоит отметить его высокую эффективность, а также двигательную активность учащихся, как один из ключевых моментов для урока физкультуры.

 В данном уроке применяются необходимые для воспитания и развития методы, учащиеся в полном объеме осваивают технику ведения баскетбольного мяча при смене направления движения, анализируют собственные действия и успешно справляются с поставленными задачами.

Деятельность педагога на протяжении занятия заключается в своевременном направлении и подаче материала, передачи знаний, мотивации учащихся.

Анализ урока физической культуры по ФГОС обеспечивает правильное планирование педагогом учебной деятельности, согласно новым требованиям, с учетом необходимых подходов, технологий и форм подачи материала. Задача педагога заключается в поиске наиболее эффективных методик, не противоречащих курсу нового стандарта в сфере образования и вместе с тем обеспечивающих высокие результаты в сфере физической подготовки и развития учеников.

Урок, который выступает в роли основной формы учебной деятельности, состоит из совокупности множества компонентов. Поэтому анализ и планирование занимают одну из ключевых ниш, в том числе и самоанализ проведенного урока физической культуры необходим педагогу для корректировки собственных конспектов занятий, тщательной подготовки, повышения уровня путем разбора удачных и менее удачных моментов, осознания целей, готовности их реализации. Уроки физической культуры способствуют развитию как отдельно взятого учащегося, так и детского коллектива глобально.

Схема анализа

При составлении аналитической схемы проведенного урока физической культуры важно понимать, что существует 6 видов учительской деятельности:

  1. Организационное обеспечение занятия.
  2. Содержательная составляющая урока.
  3. Методическая деятельность.
  4. Пед. мастерство преподавателя.
  5. Оздоровительная деятельность.
  6. Деятельность учащихся.

В зависимости от этих критериев происходит оценивание каждого отдельного параметра. Его выполнение в полном объеме позволит поставить максимальную оценку, равную 2 баллам. Частичное наличие оценивается 1 баллом, а его полное отсутствие – 0. При этом максимальная оценка за проделанную работу составляет 150 баллов.

При выделении коэффициента продуктивности урока сумма набранных балов станет подтверждением примененных видов деятельности. Достигнув значения коэффициента в 75 процентов можно однозначно сказать, что такой урок было проведено на высоком уровне. Удовлетворительный уровень проведения колеблется в пределах 65 – 74 %, а низкий – менее 50%.

Если при анализе урока имеют место оценки параметров деятельности в 0 и 1 балл, то можно сказать, что преподаватель упустил важные аспекты при составлении конспекта урока и подборе видов деятельности воспитанников.

Какие данные содержит схема?

В схеме анализа урока прописаны требования к учительской деятельности. Всего выделяют 3 критерия:

  1. Организационный момент (своевременное начало урока, построение воспитанников, рациональное использование способов по организации деятельности детей).
  2. Содержание урока (цели, упражнения, донесение учебного материала, проведение межпредметных связей, проверка усвоения учебного материала).
  3. Методическая работа (действенность подобранных словесных методов, четкость описания упражнений, знание физических особенностей утомляемости, активизация двигательной активности, использование нравственно-психологического метода и т.д.).

При анализе нельзя забывать о педагогической и оздоровительной деятельности педагога и учеников. В первый критерий включены умения преподавателя владеть классом и ситуацией на уроке, такт, владение методиками выполнения упражнений, культура общения и внешний вид. Оздоровительная деятельность проверяется наличием соответствующих условий для учебной деятельности, дозирование силовых нагрузок и их чередование с отдыхом, а также проведение гигиенических процедур по окончанию урока.

Касательно деятельности учеников проверяется их внешний вид, качество выполнения заданий, понимание учебного материала, занятость в определенном темпе и психологический комфорт.

В конце проверки представитель администрации заносит данные в бланк и делает выводы касательно уровня проведения урока и предложения по улучшению деятельности педагога и учеников в случае негативного коэффициента эффективности урока.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для работника сферы общего образования.

Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.