text

✎ Быстрая подписка на журнал со скидкой 15%! ПОЛУЧИТЬ >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Компетенции из ФГОС

  • 3 августа 2018
  • 23

В свою очередь, компетентностный подход предусматривает формирование совокупности компетенций и компетентности обучающихся по ФГОС. Тонкая грань между двумя понятиями не установлена четко, однако схожесть различных мнений заключается в самих определениях. «Компетенция» как понятие в научной литературе означает ряд вопросов, в которых личность обладает знаниями и опытом индивидуальной деятельности. В свою очередь, «компетентность» - это личностное качество, предусматривающее обладание разносторонними знаниями в специфической области и соответствующим авторитетным мнением.

Понятие компетентность в ФГОС и других документах (пример, «Стратегии модернизации содержания общего образования») значительно шире, оно формируется под воздействием образовательных учреждений, родственников, дружественного окружения, культуры и др.

Компетентность обучающихся по ФГОС – это совокупность результатов образования, системы ценностных ориентиров, привычек и пр. Говоря простыми словами, формула компетентности имеет следующие составляющие:

  1. Умение быстро найти необходимую информацию и перевести ее в опыт конкретной деятельности (мобильность знаний);
  2. Использовать свои знания в определенной ситуации; осознавать способы получения знаний (гибкость метода);
  3. Реальная оценка собственных возможностей, окружающего мира, индивидуального места в нем, определенных знаний, их целесообразности в деятельности, способов получения и использования этих знаний (критичность мышления).  

Компетентность учащегося ФГОС – это сложная структура, интегрированный результат образовательной деятельности, который делится на группы: социальная, мотивационная, функциональная. Представленная модель охватывает все виды и ступени образования – от дошкольной до дистанционной с выходом на непрерывное образование.

Такой подход весьма логичен в условиях современности, ведь общество давно поставило образовательные учреждения перед фактом, о нецелесообразности традиционного подхода. К сожалению, уже доказано, что успех в школе не гарантирует успех за ее пределами. Соответственно, компетентностный подход отвечает на вопрос как решить практические задачи в условиях существующей реальности. Формирование компетенций по ФГОС позволяет стать успешным при построении собственной жизни. Преимущество отдается не информированности детей, а их умению разрешать проблемы в конкретных жизненных ситуациях:

  • понимание и познание явлений действительности;
  • освоение современных технологий;
  • взаимоотношения с социумом, соблюдение этических норм;
  • выполнение социальной роли;
  • соблюдение норм установленных законами государства;
  • выбор профессии;
  • определение стиля поведения и образа жизни.

Формировать ключевые компетентности по ФГОС это и есть способ реализации компетентностного подхода. Овладение комплексом знаний и умений как целевое направление подхода изменяет систему методов обучения. Их подбор и конструирование осуществляется на структуре определенных компетенций и выполняемых ими функций. Также формируемые компетенции учащихся по ФГОС реализуются не только в ходе учебной, но и внеклассной деятельности.

В соответствии с этим, на общегосударственном уровне при реализации программы образования поставлен вопрос о соблюдении требований, предусматривающих успешность подрастающих граждан в условиях взрослой жизни. ФГОС разработан с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, предусматривая образовательные потребности лиц с ограниченными возможностями и инвалидов. Результат - не стандартные «знания, навыки, умения», а предметные и ключевые компетенции в образовании по ФГОС.

Компетенции из ФГОС – это умение личности решать разные задачи, как общность знаний, навыков и умений, требуемых в определенной работе; умение, полученное в ходе обучения, применять умения, знания и методы деятельности в современной действительности, используя их в условиях изменчивости окружающего мира.

Ключевая компетенция по ФГОС – это способность применять умения, знания, практический опыт и личностные качества для продуктивной деятельности в выбранной области. Однако в представленном определении необходимо учитывать особенность - соответствие компетенций требованиям ФГОС обязательно.

Основной задачей системы отечественного образования является толчок социального развития общества в целях повышения культурного и экономического уровня государства. В соответствии с этим разработан ФГОС и компетенции, несколько отличающиеся от компетенций, принятых Советом Европы в 1996 г.  

Перечень ключевых компетенций из ФГОС составляют: критическое мышление, креативность, коммуникабельность, кооперация, социально-эмоциональный интеллект, саморегулирование. Соответственно, отечественный Стандарт ориентирован на своих граждан и государственные потребности. Тем не менее требуется регулярный анализ действующих в соответствии с ФГОС компетенций обучающихся в связи с постоянным изменением условий современной жизни и психологических потребностей подрастающего поколения.

Государственная политика вопрос образования держит на особом контроле, что весьма логично. Новые граждане – это будущее страны. Поэтому подготовка и образование молодого поколения занимает особое место. Федеральные образовательные стандарты общего образования регулярно обновляются и представляют собой комплекс требований по итогам изучения основных образовательных программ начального общего (НОО), основного общего (ООО), среднего (полного) общего образования (С(П)ОО).

А основные компетенции по ФГОСам разделены на 3 группы:

  1. личностные – нацеленные на саморазвитие личности и продуктивное взаимодействие с социумом;
  2. метапредметные – направленные на способность саморазвития и самообразования;
  3. предметные – направленные на осознание специфики предмета и обретения навыков по получению знания в его рамках.

Требования к результатам основного общего образования в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами

 

Компетенции НОО

Компетенции ООО

Компетенции С(П)ОО

Личностные результаты

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию

Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению

Сформированность мотивации к обучению и познанию

Сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории

Системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме

Ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции

Системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме

Социальные компетенции

Сформированность основ гражданской идентичности

Метапредметные результаты

Освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться; межпредметные понятия

Освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности

Предметные результаты

Освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению; система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира

Освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами

 

Характерной особенностью документа является идентичность компетенции в НОО и ООО. В этих условиях особое внимание уделяется преемственности между ступенями образовательных учреждений. Разработанные компетенции при ФГОС НОО и ООО являются решением актуальной проблемы и позволяют вывить наименее травмирующий психику ребенка способ перехода от одной образовательной ступени к другой.

Однако это в определенной степени провоцирует новую проблему, связанную с необходимостью переосмысления сложившегося подхода к профессиональной деятельности педагога. Требуется кардинальное изменение традиционного восприятия профессии и традиционного подхода в образовательном процессе. На примере таблицы четко определены причины необходимости подобных изменений.

Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного

 

Традиционный подход

Компетентностный подход

Цель обучения

Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования

Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции)

Формула результата образовани

«Знаю, что»

«Знаю, как»

Характер образовательного процесса

Репродуктивный

Продуктивный

Доминирующий компонент процесса

 Контроль

Практика и самостоятельна работа

Характер контрольных процессов

 Статистические методы оценки учебных достижений

Комплексная отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого обучения)

 

Соответственно современный педагог должен не только постоянно повышать уровень профессиональных навыков и находить универсальные способы обучения, но и обладать определенными личностными качествами: творчество, мобильность знаний, критичность мышления, креативность, способность мобилизовать собственный потенциал. Личностный пример – основа, формирующая компетентность по ФГОС. Соответственно обостряется потребность в профессионально компетентных педагогах и планировании ими учебной деятельности, направленной на формирование компетенции по ФГОС для учащихся.

Независимо от специализации каждый педагог в своей профессиональной деятельности должен реализовывать не только предметные, но и все основные компетенции ФГОС. Это является обязательным условием полноценного учебного процесса.  

Особое место в этой системе занимает образовательная компетенция по ФГОС, представляющая собой уровень учебной подготовки учащихся, определяемый общностью знаний, умений, навыков, смысловых ориентаций и практической деятельности в отношении круга объектов реальной действительности, которые обязательны для определенной продуктивной деятельности. Стоит отметить, что образовательные компетенции по ФГОС в образовательных учреждениях формируются не только в ходе учебного процесса, но и в условиях внеклассной работы.

Еще одна из компетенций, занимающих особое место в связи со спорами относительно системы оценивания на всех уровнях выполнения образовательных программ – личностная. Оценивание предметных результатов учащихся по-прежнему могут оцениваться традиционным способом. Однако, личностная компетенция это по ФГОС интегральная характеристика личности, содержащая следующие компоненты: индивидуально-психологический, мотивационно-ценностный, деятельностный и коммуникативный. Их совокупность позволяют оценить личностные и метапредметные результаты, но с использованием психодиагностического метода, экспертных оценок, анкетных опросов, наблюдений. Полноценные личностные компетенции по ФГОС это тесное сотрудничество участников образовательного процесса: учащихся, родителей, педагогов и психологов учреждений.

Исходя из вышеуказанного, ключевые компетенции учащегося по ФГОС – это основа для освоения своего будущего и формирования более конкретных и предметных компетенций. Соответственно признаками «ключей» являются:

  • универсальные средства и инструменты достижения целей;
  • обязательность овладения каждым членом общества;
  • возможность достижения результата в проблемных ситуациях;
  • выбор ключевых компетенций производится в соответствии с потребностями современного общества на основе социологических исследований и обсуждений;
  • приобретаются в результате значимой деятельности.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать файл
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Вам открыт свободный доступ
к Справочной системе Образование

Узнайте важные изменения к 2018-2019 учебному году

Получите готовые решения для специалистов образования, которые доступны только подписчикам

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.