Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Профессиональные компетенции педагога в образовании

  • 21 ноября 2018
  • 294

Особое место в процессе реформирования российского образования, первоочередно в сфере введения стандартов нового поколения, отведено личности педагога, который должен обладать особыми знаниями, навыками и умениями для организации эффективной образовательной деятельности учащихся. Компетенции педагога в современном образовательном контексте следует понимать как способность учителя создать учебно-воспитательные условия, гарантирующие образовательный успех каждому обучающемуся через развитие его личностных, интеллектуальных и творческих способностей в рамках актуальных социально-экономических реалий. Развитие педагогических компетенций целесообразно ввиду актуализации следующих профессиональных задач, стоящих перед каждым учителем:

  • обеспечение интеграции предметных и психолого-педагогических знаний в единый комплекс, способствующий решению текущих практических задач;
  • реализация имеющихся знаний и навыков ведения учебно-воспитательной работы в единстве стратегических — образовательной, воспитательной и развивающей — целей обучения;
  • умение донести до школьников ценность знаний в свете возможности их применения в значимых жизненных ситуациях, в том числе для достижения личностного и профессионального успеха.


платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять

Важная информация о возможностях развития компетенций педагогов и руководителей школы представлена в этих статьях:

- Уровневая модель профессиональных компетенций учителя

 (с критериями оценки)

- Дополнительное профессиональное образование руководителя: обязанность или необходимость?

 (мнение экспертов)

Компетенции педагога — базис современной системы образования

Одной из главных тенденций последних лет стал последовательное смещение акцентов в сфере образования от знаниево-ориенитированного к компетентностному подходу, который, хоть и предъявляет повышенные к требованию к уровню знаний, умений и навыков выпускников современной школы, но вместе с тем не может быть реализован при отсутствии комплекса необходимых компетенций у педагога. Несмотря на существующую поддержку введения ФГОС со стороны авторов стандартов и ведущих методистов (регулярное обновление методических рекомендаций, тематических пособий), анализ документации школ и целевые опросы педагогов подтверждают недостаточный уровень готовности учителей и школьного руководства к реализации новой учебно-воспитательной парадигмы.

Значимым фактором, обуславливающим сохранение актуальной ситуации в образовательной среде, остается сохранение традиционной практики преподавания в педагогических вузах, основанной на идее раздельного освоения предметных дисциплин, основ педагогики, возрастной психологии и методики преподавания. Сложность быстрого объединения знаний в разрозненный комплекс вынуждает вчерашних выпускников с первых моментов вступления в профессию искать практические методы, в качестве которых наиболее часто используются устаревшие методики, подсознательно взятые из личной практики школьного обучения. Таким образом, проблема формирования компетенций в образовании остается актуальной как для начинающих, так и для опытных специалистов, что требует внедрения ряда организационно-методических мер.

Отдельно следует отметить следующее: ввиду того, что современное образование развивается в режиме инновационного поиска, формирование педагогических компетенций, соответствующих требованиям времени, не может быть реализовано без усиления непрерывного профессионального развития, базирующего на участии в тематических семинарах, мастер-классах, самостоятельном изучении методических разработок, прохождения курсов повышения квалификации.

Отвечает Дарья Соловьева, методист МУ ДО «Центр детского творчества»

Профессиональные компетенции педагога

В условиях последовательного пересмотра традиционных практик выявления квалификационного уровня педагога и подготовки к переходу на требования профстандарта в образовании целесообразна комплексная дифференциация профессиональных навыков и умений практикующих учителей. Профессиональные компетенции педагога целесообразно оценивать в комплексе, выделяя особенности личностной и деятельностной направленности. В рамках этих двух больших групп, которые целесообразно считать ключевыми компетенциями педагога, выделяют базовые профессиональные свойства, которые будут рассмотрены более подробно.

Выделение личностных компетенций учителя выдвигается на первый план ввиду повсеместного признания определяющей роли педагога в процессе обучения. В переводе с древнегреческого слово «педагог» дословно звучит как «детоводитель», т.е. как человек, ведущий учащихся не только к свету знаний, но и ведущий по жизни, помогающий овладеть всеми необходимыми навыками для успешной самостоятельной деятельности — предметной, коммуникативной, социальной и, наконец, профессиональной. Часто именно от личностных особенностей ведения педагогической практики зависит отношение школьников к предмету, уровень мотивации и самосознания, что особенно актуально в условиях перехода к компетентностной модели обучения.

Педагогические компетенции личностной направленности

Ключевые компетенции педагога Базовые компетенции
Персональные
  1. Способность к профессиональному самоопределению — выявление актуального педагогического статуса с учетом реалий отрасли.
  2. Готовность к последовательному саморазвитию, в т.ч. посредством ведения самостоятельной учебной, поисковой, исследовательской и экспериментальной педагогической деятельности.
  3. Проявления активной жизненной позиции, готовность определять цели, ключевые задачи и работать на результат, беря на себя ответственность за слова и поступки.
  4. Ориентация на высокие нравственные и эстетические ценности, проявление беспристрастности, владение критическим мышлением.
  5. Осознание высокой общественной и моральной роли педагога, важности достижения компетенций в образовании по ФГОС, верность гражданскому долгу и принципам профессиональной этики.
Межличностные
  1. Способность к взаимодействию в группе, готовность брать на себя руководство ее работой.
  2. Стремление к сотрудничеству — проявление интереса, толерантности, взаимовыручки и взаимоподдержки.
  3. Умение осмысленно принимать обязательства, трезво оценивания свои способности и умения.
  4. Готовность нести ответственность за общее дело.
Социальные
  1. Способность выполнять общепринятые требования и нормы социума.
  2. Умение адаптироваться к условиям постоянно меняющейся действительности, сохраняя внутренние установки и адекватно оценивая актуальные события.
  3. Готовность понимать, принимать и уважительной относится к традициям и культуре других народностей, народов, наций.
  4. Проявление заинтересованности в сфере международного сотрудничества, особенно по вопросам переосмысления успешного педагогического опыта, показавшего высокую эффективность в других странах. 
Рефлексивные
  1. Готовность к автономной работе, опираясь исключительно на свои силы и в коллективе, в условиях возможности систематического обращения за целевой помощью.
  2. Умение сохранять выдержку в конфликтных ситуациях, способность искать пути их решения с удовлетворением интересов обеих сторон и признанием компромисса.
  3. Способность выявлять скрытые проблемы и преодолевать их посредством общественного обсуждения или реализации точечных мер.
  4. Проявление ответственности за качественные показатели обучения вверенных учеников, их возможности в сферах социальной адаптации и профессиональной реализации.
  5. Умение стремиться к профессиональному успеху, демонстрируя волевой и положительный настрой.

Отдельную группу интегративных характеристик ведения профессиональной деятельности составляют компетенции педагога по ФГОС деятельностной направленности, сформированность которых определяет понятийную, организационную и психологическую готовность к организации учебно-воспитательной деятельности. Так, переход от понятийно-знаниевой к деятельностной системе обучения предусматривает наличие навыков всех учасников учебно-воспитательного процесса (но в первую очередь — у педагогов!) к обработке большого объема информации, систематизации и анализу данных, построению сводных таблиц, графиков, диаграмм, поиску межпредметных связей и готовности обосновать практическую ценность изучаемого материала. Реализовать полный комплекс данных действий, особенно в условиях постоянного расширения базы знаний, невозможно без уверенного владения предметными знаниями и комплексом навыков учебной деятельности.

Консультирует Марина Лазарева, научный руководитель, эксперт образовательных проектов академии «Просвещение», доцент, к. п. н. и Виктория Ярцева, юрист-редактор справочной системы «Образование»

Педагогические компетенции деятельностной направленности

Ключевые компетенции Базовые компетенции учителя по ФГОС
Педагогические, обеспечивающие процесс обучения (реализацию учебной цели через постановку практических задач).
  1. Наличие высшего педагогического образования, сформированность предметных знаний и программного содержания.
  2. Способность к дифференциации учебных целей на практические задачи с последующим определением путей их решения (с учетом особенностей возрастной педагогики и актуальных методических рекомендаций).
  3. Владение новаторскими методами обучения (ведение экспериментальной учебной деятельности, реализация совместно с детьми метода проектов).
  4. Умение включать в учебно-воспитательный процесс всех учащихся, в том числе имеющих особые образовательные потребности, характеризующихся низкой контактностью, замкнутостью.
  5. Готовность объективно оценивать сформированность предметных и надпредметных знаний школьников с применением различных методик контроля.
Педагогические, обеспечивающие реализацию воспитательного комплекса.
  1. Способность использовать различные формы и методы ведения воспитательной работы в ходе организации урочной и внеурочной деятельности.
  2. Умение общаться с учениками, признавая их сильные и слабые стороны, гражданское достоинство и право на личное мнение.
  3. Способность эффектно управлять поведением школьников с целью их максимального вовлечения в совместную познавательную деятельность.
  4. Готовность устанавливать четкие правила поведения для учащихся на уроках, переменах, во внеурочное время, обеспечивая безопасность образовательной среды в целом.
  5. Умение устанавливать четкие воспитательные ориентиры для каждого ребенка, независимо от национальной принадлежности, характера и способностей.
  6. Готовность поддерживать развитие ученических органов самоуправления.
  7. Способность максимально использовать воспитательные возможности при ведении различных видов деятельности, а также создавать ситуации, способствующие развитию нравственных и коммуникативных качеств детей.
  8. Умение проектировать воспитательную стратегию с учетом индивидуальных, межличностных и половозрелых характеристик учащихся.
  9. Готовность активно взаимодействовать с родителями и другими педагогами в вопросах воспитания, создавать тематические группы и объединения с привлечением членов семей школьников.
  10. Способность к систематическому проведению анализа реального состояния дел в классном коллективе для переосмысливания воспитательных задач, поддержания атмосферы взаимодоверия и взаимопомощи.
  11. Умение достойно защищать интересы отдельных учащихся, группы детей без оскорбления чести и достоинства других участников образовательного процесса, с осознанным предупреждением неблагоприятных последствий.
Педагогические, обеспечивающие процесс развития учащихся (реализацию развивающей цели). 
  1. Готовность проявлять внимательность по отношению к учащимся, независимо от их образовательных успехов, интеллектуальных и психофизических возможностей, особенностей поведения, состояния здоровья.
  2. Умение применять в педагогической практике различные подходы — деятельностный, развивающий, культурно-исторический.
  3. Способность выявлять проблемы обучающихся и оказывать целевую помощь с учетом особенностей конкретной ситуации, в т.ч. становиться на защиту «отверженных» детей, испытывающих сложности адаптации в коллективе.
  4. Умение «читать» документацию узких специалистов — психолога, социального педагога, логопеда, дефектолога — и готовность активно взаимодействовать с ними в рамках оказания помощи учащимся, в частности по вопросам составления индивидуальных образовательных маршрутов.
  5. Знание общих закономерностей возрастных особенностей развития, кризисов становления личности и психологических законов периодизации, а также принципов формирования детско-взрослых обществ.
  6. Способность проектировать психологически комфортную среду, эффективно проводить профилактику буллинга.
  7. Умение формировать УУД учащихся, навыки корректного социально-коммуникативного поведения, нравственности, проявлений поликультурности, толерантности.
  8. Владение комплексом психолого-педагогических технологий, необходимых для активного взаимодействия с различными детьми — одаренными, имеющими особые образовательные потребности ввиду патологий развития, попавших в сложную жизненную ситуацию, мигрантами, сиротами, проявлениями зависимости, девиантным поведением.
  9. Понимание базовых закономерностей семейных отношений, позволяющих работать с представителями семей школьников.
Общие инструментальные компетенции учителя по ФГОС.
  1. Способность к анализу, синтезу, обобщению, систематизации и классификации данных. Умение находить причинно-следственные связи.
  2. Готовность выделять стратегическую цель и находить пути ее решения посредством постановки практических задач.
  3. Умение работать с различными типами информации — образной, символической, знаковой, вычленяя главные и второстепенные моменты, существенные и несущественные.
ИКТ-компетентность общепедагогического характера.
  1. Сформированность умений выдачи и проверки заданий в соответствии с установленной системой критериев, предоставление дистанционных консультаций, при необходимости — проектирование собственного портфолио и анкет-характеристик учащихся.
  2. Готовность организовывать учебно-воспитательный процесс в открытом пространстве с возможностью стороннего контроля, соблюдением эстетических норм.
  3. Проведение выступлений, консультаций, обсуждений в телекоммуникационной среде, в т.ч. на межшкольном уровне.
  4. Владение средствами визуальной коммуникации.
  5. Оценивание качества интернет-образовательных ресурсов по отношению к актуальным задачам образовательного процесса.
ИКТ-компетентность предметно-педагогического характера.
  1. Готовность к ведению экспериментальной деятельности в виртуальных лабораториях в рамках программных рамок.
  2. Способность к обработке полученных данных посредством компьютерных средств.
  3. Владение базой качественных информационных источников по своему предмету, в частности доступных онлайн.
  4. Готовность к поддержке элементов предметно-педагогического компонента дисциплины в работе школьников.
Психолого-педагогические.
  1. Владение навыками привития учащимися национальной и гражданской идентичности, системы правовых ценностей.
  2. Развитие коммуникативных, регулятивных компетентностей учащихся.
  3. Формирование у детей мотивационной системы, понимания необходимости прикладывания усилий для достижения поставленного результата.
  4. Способствование систематизации картины мира в процессе освоения разных уровней образовательного минимума.
Общие и специальные предметные.
  1. Готовность демонстрировать знание структуры предмета, связи между его элементами.
  2. Способность к проведению самостоятельной и групповой (совместно с учениками) диагностической работы с целью выявления образовательных целей и задач, путей их реализации, а также для обоснования оценок в рамках многокритериальной системы.
  3. Определение совместно с родителями, другими педагогами зоны ближайшего и перспективного предметного развития для каждого ученика, оптимальных способов его обучения с учетом индивидуальных особенностей.
  4. Определение (при необходимости — с помощью методической службы) оптимальных педагогических моделей, соответствующих образовательным реалиям.
  5. Способность планирования образовательного процесса для класса, отдельной группы или ученика на основе имеющихся типовых программ, собственных разработок.
  6. Умение проектировать учебно-воспитательную деятельность в классе с последовательной сменой видов и форм деятельности, применением средств ИКТ, использованием различных информационных источников, а также применением инновационных образовательных технологий — игровой, экспериментальной, деятельностной, проектной.
  7. Умение преподавать предмет в единстве с педагогикой и психологией образования, сотрудничать с другими преподавателями в сфере реализации межпредметных проектов.

Важно понимать, что в представленных таблицах ключевые компетенции педагогов в образовании перечислены в обобщенном виде. Вместе с тем неотъемлемой составляющей современных учебных реалий является важность овладения учителем эффективных стратегий обучения и воспитания школьников как на уроках, так и во внеурочное время, умение быстро разрешать конфликтные ситуации, находить общий язык с семьями, сотрудничать с другими педагогами ради общего дела. Во многом отношение детей к предмету зависит от личности учителя, поэтому последовательное и непрерывное развитие педагогических компетенций является не данью времени, а единственно возможным способом выполнения общественного долга и профессионального роста современного педагога.

Документы образовательной организации

Новые возможности для карьерного роста



Для грамотной и качественной оценки результатов работы Ваших педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Организация и контроль качества образовательной деятельности».

За прохождение — диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Попробуйте бесплатно прямо сейчас!

Формирование профессиональных компетенций педагога

В свете нормативно-правовых изменений, регламентирующих порядок предоставления образовательных услуг, актуальность проблемы последовательного развития профессиональных компетенций педагога не вызывает сомнения. При этом (в соответствии с итогами проведенных целевых вопросов) хотя большинство руководителей ОУ и считает основными условиями, способствующими развитию педагогического коллектива школы, в первую очередь организационные и средовые условия, а не ресурсные, вопрос создания внутришкольной системы, способствующей повышению ряда ключевых и базовых умений и навыков учителей остается открытым.

Одним из важных условий, способствующих переходу от формальной к компетентностной практике оценивания профессионального уровня учителя, является проектирование единой системы требований к педагогам, разработанной с учетом региональной специфики, имеющихся образовательных реалий, в частности материально-технического обеспечения, и стратегии развития школы. Такое управленческое решение позволит не только наметить возможности для последующего профессионального роста учителей школы, но и упростит порядок приема на работу новых педагогических кадров: молодому учителю особо важно понимать, какие функции будут включены в список его обязанности, а также какие стремления ожидаются от него в ближайшее время. Более того, введения уровневой системы компетенций учителя позволит оптимизировать механизм начисления стимулирующих выплат, повысив уровень мотивации сотрудников.

Педагогические компетенции педагога

Формирование ключевых компетенций в соответствии с требованиями ФГОС также предусматривает реализацию комплекса организационно-методических задач, в число которых рекомендуется включить следующие:

  1. Активизация личностно-значимой творческой деятельности педагога. Предусматривает проведение комплексной диагностики личностно-профессиональных предпочтений педагогов, разработку совместно с методистом карты успеха для каждого учителя с учетом актуальной зоны развития и намеченных профессиональных ориентиров, создание условие сетевого взаимодействия педработников по ряду значимых проблем, коллективное принятие критериев успешности практики ведения инновационной образовательной деятельности.
  2. Создание условий для стабильного эмоционального фона в педагогическом коллективе посредством проведения тренингов, посвященных методам эффективного общения, снижения конфликтности, а также технологиями рефлексивного управления и релаксации.
  3. Привитие навыков организации учебной деятельности в рамках системно-деятельностного подхода. Чтобы облегчить педагогам процесс отказа от устаревших методик преподавания, что в конечном итоге позволит опытным учителям-предметникам приобрести значимые компетенции, необходимо создание рабочей группы, которая определит порядок действий по модернизации реализуемой модели обучения с планом-графиком внедрения целевых мер и определением круга ответственных педагогов.
  4. Оказание точечной методической помощи. В условиях стремительного изменения образовательной парадигмы типична ситуация, когда общие компетенции педагога по ФГОС хорошо развиты, но вместе с тем наблюдается недостаточная сформированность уровня знаний или умений. Так, опытные учителя, умеющие эффективно проектировать инновационные учебно-воспитательные модели, опираясь на многолетний стаж успешной практики, часто испытывают трудности с освоением средств ИКТ, в то время как их молодые коллеги недостаточно хорошо владеют средствами управления ученическим коллективом, демонстрируют недостаточно глубокое знание предмета. Объединение усилий членов педагогического коллектива под руководством грамотного управленца может в корне изменить ситуацию, обеспечивая тем самым успех профессионального роста для широкого круга специалистов.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.