text

Бесплатный вебинар 19 октября >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Оценочный лист ФГОС в рамках контроля и самоконтроля процесса образования

  • 26 июля 2018
  • 93
Согласно с Федеральным образовательным стандартом структура, подход и контроль усвоения результатов школьного урока претерпели изменения. Одна из новых форм контроля достижения результатов – оценочный лист ФГОС. В процессе обучения наблюдается переход от позиции исполнителя и повторения заданных образцов на новый курс – стимулирования навыка самостоятельности учащихся, анализ глубины знаний и умений, восполнение недостающей информации для решения поставленных задач.

Школа, являясь периодом взросления в жизни человека, позволяет освоить различные виды деятельности, судить об успешности, владения которыми возможно только после оценивания. Инновационные технологии системы образования позволяют переходить на новые оценочные инструменты, формирование ответственности выбора, сознательного обучения.

Успешность реализации стратегий и целей современного образования обеспечивается за счет своевременного изменения системы оценивания. Благодаря принципу «оценивание ради дальнейшего обучения» появляется ресурс и пространство для исследовательской деятельности учащихся .На протяжении всего учебного процесса школа устанавливает с учащимся обратный контакт, поддерживает формирование личностных установок и ориентиров.

Инструмент объективной оценки знаний ФГОС

 Один из оценочных инструментов - лист самооценки на уроках позволяет выявить динамику, повысить успеваемость путем становления самостоятельного обучения, контроля собственных достижений и усвоения материала.

Система оценивания представляет собой ведущее средство соизмерения достижений и отслеживания возникающих во время обучения проблем, кроме того, именно данный подход позволяет выявить качество образования, совершенствовать содержательную составляющую, работать над формой подачи.

Листы самооценки учеников при верной установке целей отражают для учителя действительное положение, помогая собрать всю необходимую информацию:
  • Общий уровень усвоения пройденного материала;
  • Уровень успешности отдельно взятых учеников;
  • Сложности в процессе обучения.
Конкретно выставленные критерии позволяют обработать больше информации, чем традиционная система оценивания с использованием отметок. Данный подход не только более информативен, а также устанавливает прочную обратную связь с учащимися. Изначально идет самоанализ ученика, затем следует оценивание учителем.

Критериями для оценивания при составлении шаблонов оценочных листов не могут выступать такие параметры как: личностные качества учащихся, показатели внимательности, памяти, варианты восприятия, темп работы.

Лист самооценки ученика на уроке решает вопрос контроля знаний при новых стандартах образования и способствует заинтересованности, мотивации учащихся. Заполняя и в дальнейшем анализируя лист самооценки, ученик делает собственные объективные выводы касательно уровня знаний и проделанной работе. Таким образом, в листе осуществляется формирующее оценивание путем анализа установленных целей учебного процесса, без использования сравнения результатов учеников, сами учащиеся принимают непосредственное участие в процессе оценивания – процессная деятельность, оценку получают продукты учебного процесса, сам процесс, насколько было легко или сложно, что необходимо улучшить или доработать. Происходит также предметная оценка, оценка потребностей самих учащихся, в их умениях и навыках, что необходимо развить, над чем дополнительно поработать.

Использование учителем метода оценочных листов учащихся – основа рационального планирования изучения нового и повторения уже пройденного учебного материала. Учебный процесс становится основой развития опыта, самостоятельности, принятия решений, опыта делать выбор, критически мыслить и анализировать, сравнивать новые и старые результаты, планировать.

Применение обновленных ФГОС в начальной школе

Образование, получаемое в начальной школе, закладывает прочный фундамент для дальнейшего развития ребенка как полноценной личности с навыками социализации, норм поведения, культуры, этики и стремления к формированию знаний, умений, навыков. Лист самооценки в начальной школе отражает отличительную особенность нового стандарта системы образования – нацеленность на личностное развитие учащихся.

На первый план при личностном ориентировании выдвигается ученик и все изменения, происходящие в процессе обучения с личностью учащегося, а не исключительно полученные знания. Основная задача сформировать в дальнейшем у личности умение учиться. По ФГОС лист оценки 1 класса может содержать ответы на конкретные вопросы о работе на уроке, теме занятия, оценка работы в паре или группе.

Примером оценочного листа учащегося начальной школы может послужить табличка для заполнения в конце урока, где ответами на вопросы будет выявление сильных моментов и тех, над которыми стоит дополнительно поработать. Отвечая на вопросы в оценочном листе, учащиеся самостоятельно подводят итог проделанной работы, анализируют свои умения или приобретенные за время занятия навыки.

Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Дополни следующие предложения:
  1. Сегодня на уроке я узнал(а)..ЧТО?
  2. Сегодня на уроке я научился(лась) ЧЕМУ?
  3. Лучше всего мне удалось.. ЧТО?
  4. Самым интересным для меня было..ЧТО?
  5. Сегодня осталось непонятным/я мог(ла) бы сделать лучше.. ЧТО?
  6. Сегодня на уроке я был(а) …КАКИМ/КАКОЙ
Введение оценочного листа для учащихся начальных классов обеспечивает раннее развитие критического мышления, самоанализа, потребности познания нового. Правильно организованный урок в корне изменяет отношение к нему учеников, в том числе урок контроля полученных знаний. Вместо стрессовых ситуаций, оценочные листы учащихся становятся помощниками и мотивируют появление положительных реакций на контроль усвоения знаний, собственную заинтересованность.

Учащиеся привлечены к процессу оценивания себя и своих умений с той целью, чтобы в дальнейшем развить умение ставить собственные цели, на их основе формировать необходимую модель поведения, повышать мотивацию и реально оценивать собственные достижения, производить качественный анализ действий.

Заполняя лист самооценки, например, по работе в группе, учащиеся могут также опираться на три основных пункта: свое «Я», работу в коллективе как «МЫ» и насколько выполнена поставленная цель «ЗАДАЧА».

 К показателям по первому критерию относится комфортность, настроение довольство собой. По критерию «МЫ» можно выделить следующее: комфортность работы в группе, наличие сложностей, помощь оказана товарищам или товарищами. В показателях по цели присутствует критерий уровня достижения, сложности, если таковые были, и пути их решения.

В ФОГС четко выделены варианты деятельности, которыми должен владеть учащийся младшей школы. Ключевой момент именно деятельность, а не совокупность некоторых знаний. Деятельность определяется наиболее важной ценностью, именно посредством деятельности приобретаются умения и навыки. В школьных условиях, когда информация подается нарастающим темпом, важно не только поделиться знаниями, а передать умение как именно овладевать новыми знаниями, через какие виды деятельности.

Функции листа самооценки ФГОС

Лист оценивания как составляющая единица системы оценивания выполняет три важные важные функции: нормативная, диагностическая и поощрительная.

За нормативной функцией закреплена задача с одной стороны фиксировать достижения конкретного учащегося согласно некоторым критериям, а с другой стороны вести контроль за успеваемостью школьных классов и качеством подготовленности кадров, например, при оценивании доступности подачи материала на уроке.

Диагностическая функция сочетает в себе элементы информативности касательно связи между всеми участниками учебного процесса. Например, в классе на уроке связь учеников с учителем, диагностика рефлексии учащихся и рефлексии педагога, и самосознание учеников. Благодаря внедрению оценочных листов, учащихся представляется возможным получить полную картину касательно образовательного процесса в классе, учебного благополучия школьников в определенном предмете.

Поощрительная функция оценочного листа ФГОС для ученика напрямую касается мотивации учебной деятельности школьников.

Система оценивания занимает уникальное отдельное место в области образования, именно она метод диагностики проблем, получения обратной связи, фактор интеграции и воплощение основных принципов образовательного процесса. Система оценивания не нуждается в определенной шкале и может выступать при использовании различных механизмов для определения уровня успешности передачи знаний, в том числе и при использовании оценочных листов в комплексе с рефлексией участников процесса. Система оценивания во всех своих проявлениях является саморегулирующимся исключительной важности механизмом.

Результативность использования новых оценочных инструментов ФГОС

            Образцы оценочных листов ФГОС выступают связующим звеном между учеником и учителем, отражают качественный результат и успешно применяются педагогами на практике и по итогам отслеживаются следующие результаты
  1. Открытое получение информации о сложностях в обучении, корректировка подачи материала;
  2. Акцентирование внимания на достижениях учеников, мотивация;
  3. Анализ деятельности учеников, самоанализ учащихся;
  4. На смену урокам работы над ошибками приходят уроки анализа проделанной учениками работы.
  5. Перспективное сотрудничество учителя и учеников, направленное исключительно на развитие личности.
Для администрации школы лист самооценивания в начальных классах позволяет в полной мере обеспечить преемственность системы образования начальной и основной школы, не используя отметки, а также введение новых приемов повысить квалификацию педагогического состава, организовать обмен опытом.

Новые оценочные инструменты выполняют сразу несколько функций, среди них:
  • Диагностика начальный умений и знаний учеников перед изучением материала;
  • Стимулирование учащихся к познавательной деятельности;

Прозрачное оценивание и контроль согласно предварительно установленным критериям.

Практическая деятельность в системе образования демонстрирует возможность использования различных инструментов оценивания. Каждый отдельно взятый инструмент проявляет успешность в большей или меньшей степени.

Система оценивания достижений учащихся подлежит глобальному переосмыслению и данная задача может быть решена исключительно путем упорной работы педагогического состава, что будет способствовать успешному и всестороннему развитию учащихся, заинтересованности в обучении.

Одна из главных задач педагогического коллектива школы выстроить свою деятельность таким образом, чтобы результатом стали условия, мотивирующие на успех и формирующие ключевые компетенции учеников. Возможность самостоятельного оценивания это улучшенный компонент учебного процесса, позволяющий собрать более точную информацию, на примере оценочных листов ФГОС, о текущем и итоговом периоде. Данный вариант оценивания оказывает значительную помощь для всех участников образовательного процесса, как для педагогического состава, администрации школ, так и для учеников.

 Результативность образования и успешность ученика находятся в прямой зависимости от верно выбранной организации контрольно-оценочной деятельности. Листы самооценки ученика ФГОС проявили себя в качестве инструмента оценивания с положительной динамикой, что является прочной основой достижения высоких результатов современной образовательной системы и развития учащихся.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.