text

✎ Быстрая подписка на журнал со скидкой 15%! ПОЛУЧИТЬ >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Структура образовательного учреждения

  • 25 июля 2018
  • 42

Управление учебным учреждением – комплекс действий, направленный на реализацию современных подходов, повышающих уровень взаимодействия как между отдельными подразделениями, так и между администрацией. Пребывая на посту управляющего учебным заведением, директор должен руководиться Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», а также общепринятыми нормами Устава школы. В свою очередь Устав должен базироваться на обеспечении принципов демократичности, равенстве всех учащихся, поддержания человеческих ценностей и развитии личностных качеств. Структурное подразделение школы как термин не имеет универсального определения. Зачастую такие элементы классифицируются между собой по функциональному назначению или территориальному признаку. Однако существует ряд правил и требований, которые следует соблюдать при создании административных единиц и ведении необходимой документации.

Что можно считать структурным подразделением?

Структурным подразделением можно считать филиалы, которые имеют различные юридические адреса, но выполняют все основные функции главного административного здания. Статья 27 Федерального закона № 273-ФЗ содержит ряд инструкций, в которых приводится детальный список сооружений и подразделений в учебных заведениях. Они классифицируются между собой по типам, видам и направленности реализации образовательных программ, а также иным особенностям функционирования. Так к ним может относиться детский сад, который был присоединённый к образовательному учреждению, однако реализует иные подходы в педагогике. В случае, если образовательная школа расширяет территорию за счёт создания новых учебных классов, которые не отличаются принципами реализации общеобразовательной программы, новое структурное подразделение образовательной организации не создаётся. То есть, если часть школы находится в здании с другим юридическим адресом, это не служит поводом для формирования новой системы. Обратите внимание на особенности юридических отношений в этом случае с сотрудниками организации. Если в трудовом договоре было указано структурное подразделение, куда специалист нанимался на работу, то в случае изменения его статуса, пусть даже на непродолжительный период, это будет рассматриваться как изменение места работы. В свою очередь такой шаг требует согласия со стороны сотрудника.

Пример структуры образовательного учреждения

Как правило, в управлении школой принимают участие все сотрудники. Каждый из них выполняет определённую роль, которая зависит от того, на каком из уровней располагается субъект управления. К вашему рассмотрению представлена пятиуровневая система с чётким распределением функций персонала:

 Структура образовательного учреждения
  1. На уровне директора происходит выработка стратегии управления школой, её развитие, а также представление её интересов на государственном и региональном уровне. Алгоритм реализации плана развития школы разрабатывается во время общих собраний всего трудового коллектива. Стоит помнить, что директор несёт персональную ответственность за все процессы, происходящие на территории учебного заведения.
  2. Второй уровень предназначен для деятельности субъектов управления. К ним относятся: общественный, родительский, педагогический советы, а также профсоюзный орган.
  3. На третьем уровне свои обязанности выполняют заместители директора и методический совет – специальный орган, в состав которого входят руководители предметных методических объединений.
  4. Уровень оперативного управления, на котором свои обязанности выполняют преподаватели и функциональные службы структурного подразделения школы. Для улучшения качества работы преподаватели могут объединяться в методологические объединения.
  5. Последний уровень посвящен самим учащимся. Школьники принимают участие в управлении школой через ученическое самоуправление, активы и организации. Из-за специфики субъектов этот уровень называется уровнем соуправления.

Рекомендации по созданию

Создание структурного образовательного подразделения в обязательном порядке должно быть закреплено специальным положением, которое должно быть утверждено и согласовано управляющими органами, а их решения заверяются подписями и печатями. В документе должны присутствовать следующие разделы:
  1. Статус структурного подразделения. Тут определяется его иерархия, реализация общих интересов и порядок прохождения аттестации.
  2. Цели и задачи. Раздел описывает вид деятельности и функциональные особенности, отвечающие за реализацию педагогического процесса и ведения внеклассной деятельности.
  3. Основы образовательной деятельности. Определяется реализация образовательных программ, аккредитация и показатели деятельности. Определяется государственный контроль над функциональными особенностями.
  4. Особенности управления. Здесь определяют орган, который будет контролировать деятельность подразделения на локальном уровне.
  5. Перечень работников. Описываются трудовые отношения сотрудников, порядок приёма и увольнения на определённую должность. Определение трудовых и социальных гарантий.
  6. Имущественные и финансовые основы. Регулируется финансирование объекта, производится создание имущественных фондов и порядок использования имущественной базы.
  7. Ведение отчётности. Описание перечня отчётных документов и порядок их представления.
  8. Общие сведения, которые нельзя отнести в любую из вышеописанных категорий.
С целью обеспечения эффективного взаимодействия разрабатывается алгоритм работы различных подразделений. В его основе лежит согласование учебно-воспитательного планирования, разработками программ по школы, надлежащей финансово-хозяйственной деятельностью, актуальной законодательной базой. В случае внесения каких-либо изменений в структуру положения, необходимо сделать соответствующие отметки в специальном листе регистрации.

ФГОС и особенности обучения

ФГОС – Федеральный государственный образовательный стандарт. Форма организации деятельности учащихся по ФГОС предусматривает деятельность школьников как приоритетный вектор развития особенностей образования. Основными инструментами для ведения занятий являются методы и приёмы. Метод – способ реализации процесса совместного обучений учители и ученика. Приём – часть метода, его единичное действие в алгоритме реализации различных подходов. Методика преподавания может быть пассивной (доминирует учитель, учащиеся – пассивны), активной (учитель и ученик – равноправны участники) или интерактивной (ученики усваивают тему через обсуждения друг с другом).

Активный и интерактивный методы урока по ФГОС признаны самыми эффективными. В рамках их реализации выделяют следующие категории:
  1. Кейс-метод. Школьники сами изучают ситуацию и предлагают варианты её решения. После чего выбирается лучшее из них.
  2. Проектный метод построен на индивидуальном изучении проблемы с использованием исследовательского, творческого, поискового метода.
  3. Проблемный метод предлагает решать ситуации через поиск аналогичных решений.
  4. Развитие критического мышления – одна из самых объёмных методик со своим подходом к преподавательской деятельности. Использует этапы вызова, осмысления и размышления.
  5. Эвристический метод подразумевает, что в процессе обучения используются игровые приёмы, ролевые игры и соревнования.
  6. Исследовательский метод. Ученики проводят работу над исследованием проблемы, которую формирует учитель.
  7. Модульное обучение – вся информация подаётся отдельными блоками, размер которых зависит от количества информации.

Приёмы работы, не вошедшие в методы ФГОС

Методы обучения в педагогике ФГОС не стоят на месте. Специалисты разрабатывают новые технологии, оказавшие свою эффективность. При этом они не подпадают под описанные выше категории. Отдельно выделяют самые популярные из них:

1. Ранжирование – приём, позволяющий выделять в потоке новой информации только необходимые знания. Как это работает? Сначала учителем предлагается новый материал, после чего ученики должны самостоятельно выбрать и структурировать основные вопросы. Далее они классифицируются по критериям важности, нужности и полезности.

2. Диаграмма Венна – используется для проведения сравнительной характеристики понятий. После чего для каждого понятия происходит сравнение в специальной таблице.

Общие черты Отличительные особенности 1-го предмета (явления) Отличительные особенности 2-го предмета (явления)

3. Бортовой журнал – представляет собой разнообразие таблицы, которая поможет структурировать знания по определённой теме. Относится к приёмам критического мышления и направлен на охват нескольких стадий одного урока.

Что я знаю по теме + или – Что узнал нового

4. Зигзаг – приём, в котором происходит смена между индивидуальной и коллективной работой. Обычно используется, когда за краткие сроки нужно выучить большое количество материала.

5. Инсерт – метод, при котором материал в процессе изучения обозначается специальными знаками. После прочтения происходит вдумчивая обработка массива каждого из знаков.

6. ИДЕАЛ – аббревиатура, возникшая от первых букв этапов алгоритма при его применении. И — интересно, в чем проблема? Д — давайте найдем все возможные решения, Е — есть ли среди предложенных решений лучшие. Благодаря такой системе, дети учатся сразу находить главные проблемы, искать продуктивные пути её решения, проводить грамотный анализ и делать верный выбор.

7. Кубик Блума – приём используется не только как средство для изучения, но и помогает научиться задавать различные вопросы, которые быстрее помогут справиться с проблемой.

8. Генераторы и критики – тут всё просто. После изучения материала преподаватель ставит ряд задач для решения, а класс разделяется на одноименные категории. Генераторы предлагают множество идей, а критики поддают эти идеи сомнениям.

9. Приём ЗХУ – специальная таблица, с которой необходимо работать на протяжении всего урока. В первый столбец вносится информация вначале урока, вторая колонка – во время работы с текстом и третья – в конце занятия.

Уже знаю Хочу узнать Узнал на уроке

10. Жокеи и лошади – эффективность метода доказана в моделях с изучением большого количества терминов. Учитель должен приготовить парное количество карточек по количеству учеников в классе. Одна половина таких карт должна содержать название термина, а другая – его определения. После того как все в классе получили свою карточку, учащиеся встают и ищут себе пару, тем самым образуя «жокея и лошадь».

Юридические аспекты структурных подразделений

Юридические аспекты структурных подразделений необходимо рассматривать в индивидуальном порядке. Создание такого раздела сопровождается рядом нормативных документов, которые создаются в соответствии с установленными стандартами. Ведущие методы обучения по ФГОС помогут внести новшество в проведения уроков, заинтересовать школьников и повысить их внимание во время обучения. Описанные алгоритмы научно протестированы и рекомендуются к внедрению в каждой дисциплине. Преподаватель сам может выбирать интересную методологию, исходя из особенностей обучающего процесса: материальной базы, типа предмета, возраста подопечных.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать файл
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Вам открыт свободный доступ
к Справочной системе Образование

Узнайте важные изменения к 2018-2019 учебному году

Получите готовые решения для специалистов образования, которые доступны только подписчикам

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.