Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Повышение квалификации педагогических работников

  • 16 августа 2018
  • 371
Повышение квалификации педагогических работников — разновидность профессионального обучения, которая ставит целью совершенствование практических умений и расширение теоретических знаний для соответствия требованиям госстандарта. Учителя занимаются самосовершенствованием, чтобы:
  • повышать профессиональную компетентность;
  • разрабатывать методические рекомендации и технологии, которые помогут другим педагогам;
  • работать в рамках целостной педагогической концепции;
  • изучать новые законодательные и нормативные акты;
  • на практике применять новаторские педтехнологии и методики преподавания.

Повышение квалификации педагогических работников: цели и задачи процесса

Непрерывное обучение педагогов — залог апробации передовых методик и педтехнологий и как следствие — повышение эффективности учебно-воспитательного процесса. Учитель может учить только тогда, когда он сам хорошо подготовлен и ни на минуту не останавливает процесс самообразования. К тому же качественная подготовка кадров является залогом успешной реализации запланированных реформ, а потому профессиональная компетентность педагога становится центральным звеном государственной образовательной политики.

предпринимательская деятельность

Как организовать повышение квалификации педагогов

Отвечает Марина Лазарева, директор Центра карьерного развития управленческих кадров МИОО

Повышение квалификации учителей — углубление уже имеющихся знаний, совершенствование профессионального мастерства, которое строится на наличии жизненного опыта, соотнесении уже известной и новой информации, стремлении к приобщению к инновационной педагогике. Ключевые задачи этого процесса:
  • повышать педагогическую квалификацию посредством апробации инновационных методик и педтехнологий;
  • поощрять выход педагогов за рамки традиционной образовательной предметной системы;
  • поддерживать и стимулировать повышение мастерства, опираясь на достижения современной науки и практики;
  • практиковать новые педтехнология, методики и формы работы в ходе повышения мастерства педработников;
  • формировать условия, способствующие самообразованию педагогов;
  • обеспечивать педработников необходимой методической и административной поддержкой.
Главная цель повышения квалификации учителей — устранение несоответствия между реальным и требуемым уровнем профподготовки педагога, необходимым для эффективного решения им педагогических задач. Обучение педагогов проводится для того, чтобы организовать непрерывное профессиональное образование через курсовую и внутришкольную систему, совершенствовать информационно-техническую базу и проводить мониторинг профессионального учительского роста.
Управление образовательной организацией

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Курс "Показатели качества образования. Индикаторы и целевые показатели качества образования ". За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Система повышения квалификации учителей

Система повышения профессионального мастерства включает три взаимосвязанных уровня:

  • самообразование;
  • внутришкольный — школьные методические мероприятий и активная педагогическая практика;
  • курсовый — специальное очное или заочное обучение, которое осуществляется в образовательных учреждениях последипломного образования.

Повышение квалификации педагогических работников

Педагогам доступны следующие направления системы повышения мастерства:
  1. повышение квалификации;
  2. стажировка — осуществляется для закрепления на практике тех умений и знаний, которые были получены во время освоения теории, а также для приобщения к передовому опыту, который бы позволил занимать более высокие должности;
  3. профпереподготовка — изучение образовательных программ для получения дополнительных навыков и знаний, которые необходимы для выполнения иной профессиональной деятельности;
  4. аспирантура.
В каждом образовательном учреждении формируется программа внутришкольной методической службы, необходимой для обеспечения непрерывности профобразования.

Органы Цель работы

Коллективные
МО учителей-предметников Педагоги-предметники повышают уровень квалификации в научно-методической сфере
Школа молодого специалиста Молодые специалисты получают помощь от более опытных коллег, объединяясь для поиска передовых технологий и форм работы
Творческие группы Специалисты по одной или родственным дисциплинам реализуют экспериментальную, методическую или учебно-воспитательную проектную деятельность
Тематические педсоветы Расширение знаний педагогов в областях методологии, психологии и теоретической педагогики
Семинары Получение научно-теоретических знаний с последующим освоением их в практике преподавания
«Круглые столы» Практика аналитической деятельности для получения дополнительных психолого-педагогических знаний
Открытые уроки Обмен опытом, выявление ошибок и эффективных педагогических приемов, объективная критика коллег
Предметные недели Стимулирование творческих способностей
Индивидуальные Консультирование Педагогам оказывается индивидуальная помощь по основным аспектам преподавания, методологии и психологии
Наставничество Более опытные педагоги помогают молодым специалистам по вопросам методологии
Самообразование Учитель самостоятельно изучает теорию инновационной педагогики и применяет ее на практике
Педагогический поиск Определение и апробация инновационных технологий и методик

Требования к повышению квалификации педагогических работников предполагают поэтапное освоение нового знания и применение его на практике:
I — теоретические знания о новых технологиях, методах и формах учебного процесса, тенденциях в сфере образования, которые достигаются на методических семинарах, заседаниях педсовета, МО и научно-методического совета, на которых отрабатываются теоретические вопросы, рассматриваются непопулярные вопросы методологии;
II — анализ теоретических знаний и первичная апробация их на практике групповых и индивидуальных занятиях, пробных и открытых уроках, заседаниях творческих групп;
III — апробация теории в практической реализации на внеклассных и общешкольных мероприятиях, открытых уроках, в рамках предметно-методических недель, выставок методических наработок, мастер-классов и конкурсов педагогического мастерства;
IV — аналитическая деятельность в рамках деятельности научно-методического совета, школьных МО, творческих групп, обобщение опыта и полученных результатов.

Порядок повышения квалификации учителей

Сегодня происходит переосмысление базовых ценностей, заложенных в технологиях, формах и содержании повышения квалификации учителей. Госпрограмма «Развитие образования», рассчитанная на 2013-2020 года, предполагает создание многоуровневой системы повышения профмастерства, которая позволит педагогам соответствовать современному уровню развития техники, экономики и науки. В связи с изменением роли учителя в современном обществе, реформированием федеральной системы повышения квалификации, возникает потребность в изменении подхода к повышению квалификации к передовым тенденциям. Инновационные процессы в системе повышения квалификации позволяют слушателям курсов получить профессиональную, личную и психологическую уверенность в дальнейшей деятельности, забыв о повсеместной неудовлетворенности качеством работы традиционных образовательных институтов.


Сравнительный анализ инновационного и традиционного подходов к повышению квалификации педагогов

Аспект обучения Инновационный подход Традиционный подход
Цели Успешная самореализация в профессии, получение концептуальных знаний, овладение социальными, психолого-педагогическими и другими компетентностями Для общественного производства и приобретение научных знаний
Мотивы Заинтересованность в получении новых профессиональных знаний, достижение удовлетворения от профессии полученных результатов труда Обременительная обязанность, необходимость для выполнения общественного долга
Нормы Учитель несет ответственность за свое обучение, самоактуализацию педагогического опыта и развитие личностных качеств Ответственность за прохождение курсов педагогом лежит на методических службах
Задачи Непрерывное обучение и самообразование Единоразовое обучение в качестве «запаса знаний на всю жизнь»
Взаимоотношения участников образовательного процесса Методист — менеджер учебного процесса, координатор, с которым строятся партнерские взаимоотношения Методисты воспринимаются передатчиками информации, инструкторами, потому преобладают лекторско-преподавательские взаимоотношения
Формы и методы работы Демократичные методы управления, динамичные формы и структура учебных курсов Авторитарный метод управления образовательным процессом, стабильные формы проведения и структура учебных курсов
Средства Книги дополняются ресурсами информационно-коммуникативных сетей Методические пособия и книги — основные источники нового знания
Контроль и оценка Акцент на самоконтроль и самооценку Мониторинг профессиональной деятельности педработника

Повышение квалификации педагогов в законе «Об образовании» регламентировано на высшем уровне: учителя должны использовать методики, которые обеспечат высокое качество образования, а также регулярно повышать уровень профессионального мастерства.

Продолжительность обучения

Долгое время дополнительное профобразование предполагало три формы обучения:
  • краткосрочное — тематические обучение по месту работы с написанием и защитой реферата, зачета или экзамена по завершению курса длительностью не менее 72 часов;
  • семинарское — апробация и решение вопросов по социально-экономическим, технологическим или методическим аспектам длительностью 72-100 часов;
  • долгосрочное — педагоги углубленно занимаются изучением актуальных педагогических, технологических или психологических проблем, касаемых основной сферы деятельности в рамках курса длительностью более 100 часов.
С 2014 года госстандарты отменили требования к длительности обучения по повышению квалификации и переподготовке кадров, а потому учителям следует ориентироваться на минимально возможную продолжительность курса (не менее 16 часов), допустимо также суммирование часов в рамках единой модульной образовательной программы, по завершению которой будут выданы соответствующие подтверждающие документы.

Формы

Образовательное учреждения вправе самостоятельно определять сроки и формы курсовой деятельности, используя для этого очные программы (курсы) и передовые средства (электронное и дистанционное обучение). По связи с производством формы повышения квалификации делятся на:
  • внутришкольные мероприятия — наиболее популярные и финансово доступные, объединяю обучение всех членов педколлектива;
  • стационарные без отрыва от преподавания — преимущественно в рамках методического кабинета города и локальных ОУ;
  • стационарные с отрывом от преподавания — дорогостоящее обучение, которое осуществляется в других городах или локально;
  • дистанционные курсы — востребованные и доступные по цене формы обучения без отрыва от производства, которые позволяют повышать квалификацию в индивидуальном порядке или группам слушателей вебинаров, мастер-классов или курсов;
  • смешанные — комбинированные формы, в которых часть модуля проходит индивидуально, а часть — стационарно.
Аттестация педработников является обособленной формой повышения квалификации, которая направлена на стимулирование непрерывного образования, личностный и профессиональный рост. Она делится на:
  • обязательную — проверку соответствия педагога занимаемой должности (от нее освобождаются педагоги, которые работают меньше двух лет или пребывают в декретном отпуске);
  • добровольную — на повышение квалификационной категории.
Учителя могут повышать квалификацию как непрерывно, так и поэтапно, изучая отдельные модули, занятия и курсы, проходя практику. Если учитель выбирает несколько разовых семинаров общей продолжительностью более 16 часов, это не является полноправным повышением педмастерства, поскольку сертификаты участия в них не являются подтверждающими документами установленного образца.
Ограничить выбор тех или иных образовательных курсов ОУ может только в том случае, если курсы не предполагают выдачу документы о повышении квалификации учителя. Любые другие ограничения на повышение квалификации и выбор тех или иных учреждений последипломного образования являются незаконными.

Периодичность обучения

Ст. 196 ТК РФ регламентирует обязанность работодателей самостоятельно определять формы и регулировать вопросы переподготовки кадров и повышения квалификации. До 2011 года прохождение аттестации педработников было добровольным, однако с Приказ «О порядке аттестации педработников» обязал их аттестоваться раз в пять лет. Повышать свою квалификацию на курсах педагоги могут по мере необходимости, однако не реже, чем раз в 3 года. Периодичность курсовой подготовки определяет руководство школы, однако ее она не должна осуществляться чаще, чем это установлено законодательством.
Неправомерным является требование повышать квалификацию педагогам с высшей квалификационной категорией, в то время как учителя, аттестуемые на первую и высшую категорию, могут осуществлять длительное повышение квалификации.

Оплата курсов

Последипломное образование педагогов оплачивает непосредственно работодатель или его учредитель, покрывая расходы посредством:
  • субсидированных средств;
  • доходов от образовательной деятельности;
  • лимитов бюджетных обязательств.
  • Поскольку работодатель решает, какие курсы должен пройти учитель, исходя из их качества и стоимости:
  • если тот обучается без отрыва от производства, администрация школы должна создать условия для оптимального совмещения обучения и работы;
  • если обучаемый должен выехать в другой город, за ним сохраняется средняя заработная плата и место работы (при этом оплачиваются командировочные расходы на проезд, аренду жилья, дополнительные траты, связанные с проживанием вне места прописки).
Важно подчеркнуть, что работодатель не вправе вынудить педагога самостоятельно оплачивать последипломное обучение, если это не было указано в трудовом договоре.

Дистанционные курсы повышения квалификации педагогов

Грамотно организовать последипломое образование педагогов позволяют дистанционные курсы. Порядок повышения квалификации учителей посредством сети интернет утвержден Минобрнауки и открывает учителям доступ к неограниченному количеству ресурсов, последним тенденциям современной педагогики. Дистанционное обучение может проходить без отрыва от основной занятости и дополнительных трат, однако оно не вправе заменить очные формы обучения ввиду отсутствия непосредственного контакта между учениками и лектором и упора на самостоятельную работу.

Ключевыми чертами дистанционных курсов являются:
  • вариативность — учитель может заниматься в удобное для него время в том темпе, который ему подходит, поскольку период ознакомления с материалом не регламентировано;
  • модульность — обучение строится как комплекс модулей без строгой программы, а потому каждый учитель вправе самостоятельно формировать образовательную программу и порядок прохождения модулей;
  • доступность — для прохождения обучения потребуется минимальные технические средства и площади;
  • охват — интернет-ресурсы открывают доступ к ресурсам неограниченному количеству специалистов из разных стран и городов, что позволяет делиться опытом и получать образование, независимо от материального и социального положения, местонахождения.
На практике внедрение инновационных технологий сопряжено со сложностью мотивации специалистов, необходимостью иметь базовые навыки работы с ПК и отсутствием возможности непосредственно влиять на обучающегося.

Узнать больше о повышении квалификации учителей можно в статьях:
1. Повышение квалификации педагогических кадров в XXI веке: традиции и инновации
2. Повышение квалификации педагогов
3. Повышение квалификации педагогов детского сада
4. Модернизация системы повышения квалификации
5. Система повышения квалификации педагогов

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.