Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Кодекс профессиональной этики учителя

  • 13 августа 2018
  • 161
Кодекс профессиональной этики учителя — свод морально-этических правил и поведенческих норм, предусмотренный для создания авторитета, укрепления репутации педагога, продолжения традиций предыдущих поколений учителей, определения формата взаимоотношений между государством, учителем, учащимися и их родителями. Нормативный документ призван:
  • формировать общепринятые требования к этике поведения и нравственному облику учителя;
  • закреплять в общественном сознании единые правила поведения педработников.

Профессиональный кодекс этики педагога: история создания

Долгое время педагогическая этика воспринималась как модель его поведения с учащимися, то сегодня учитель должен осознавать моральные основы своей профессии, а также стремиться соответствовать предъявляемым обществом требованиям. В 2000-х многочисленные методисты настоятельно стремились выделить «этическую компетентность» в блок профессиональных педагогических стандартов, рассматривая их как профессионально-этическую модель, объединяющую этические и профессионально-предметные знания.

В начале 2010 года на проходившей в Санкт-Петербурге «Педагогической ассамблее» образовательному сообществу был представлен проект этического кодекса учителей — аналога врачебной клятвы, предвестник системы саморегулирования. Впервые о подобном своде правил заговорили годом ранее: так педагоги стремились упорядочить нравственные стороны профессиональной деятельности, а разработчики документа из РГПУ им. А.И.Герцена с его помощью стремились исключить из профессии педагогов, чья компетенция не соответствует заявленным высоким моральным качествам.
Это интересно! Впервые вопрос создания подобного свода правил и норм был поднят в 1966 году на конференции ЮНЕСКО, посвященной статусу педагогов. Принятый на ней документ «О положении учителей» требовал от педагогов специальных и глубоких знаний, которые он должен получать в процессе непрерывной исследовательской деятельности, а также регламентировал чувство ответственности учителя за благополучие учеников и стремление соответствовать высоким требованиям профессии. Согласно этому документу, учитель должен действовать для решения проблем современного общества, сохранения культурного и исторического мирового наследия в рамках профессиональных и этических норм.
Аналогичный документ давно существует в Великобритании, где он способствует укреплению роли педагога в обществе. Британский кодекс систематически обновляется, наполняясь новыми требованиями и запретами, некоторые из которых вызывают общественный резонанс и протест со стороны учителей. Поскольку в случае получения педагогом нескольких дисциплинарных взысканий, его личная лицензия на преподавание будет отозвана без возможности восстановления.
Российский нормативный документ гораздо лояльнее, поскольку не содержит строгих требований и жестких санкций за их невыполнение. Кодекс профессиональной этики учителя разработан на основании действующего законодательства РФ (включая положения о правах ребенка и человека), конституционных догм и общечеловеческих моральных принципов (терпимость, справедливость, человечность, ответственность, солидарность и демократичность).
Кодекс профессиональной этики:
  • формирует общешкольную культуру доверительных и справедливых взаимоотношений;
  • способствует поддержанию профессиональной педагогической деятельности на высоком уровне;
  • защищает профессиональную честь и человеческое достоинство;
  • регулирует политику взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса.
Международные документы доказывают актуальность тенденции стандартизации этических педагогических норм. Профессиональные нормы учителя, помимо кодекса, в России регламентированы:
  1. Письмом Министерства образования и науки РФ от 29 ноября 2010 г. № 03-339 «О методике оценки уровня квалификации педагогических работников», в котором квалификация педработника определяется совокупностью компетентности в мотивировании учеников, в области личных качеств, в целеполагании и постановке задач педагогической деятельности, разработке программ, организации педагогической деятельности и обеспечении ее информационной основы.
  2. Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагога» перечисляет знания, трудовые умения и действия, которые должен выполнять и использовать учитель, а также дает перечень педагогических компетенций, в которые включает соблюдение нравственных, правовых и этических норм.
  3. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» рассматривающий педагогическую этику в свете морально-правовой категории, определяющий свод норм, несоблюдение которых влечет ответственность. Согласно закону, за каждым образовательным учреждением закрепляется потребность в разработке локальных актов, регламентирующих профессиональную этику учителей, и вносить соответствующие изменения в Устав ОУ.

Профессиональный кодекс учителя

Нравственному кодексу учителя должны неукоснительно следовать все педработники, которые работают с учащимися, поскольку этот документ определяет принципы педагогический этики во взаимоотношениях с коллегами, администрацией, учениками и их родителями. Он является элементом школьной корпоративной культуры, способствует повышению престижа учреждения и созданию условий для самосовершенствования учителей, регулируя принципы сотрудничества участников образовательного процесса.

Управление образовательной организацией

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Курс "Брендирование. Бренд образовательной организации ". За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Чтобы в школе были установлены безопасные и благоприятные взаимоотношения, текст этого нормативного акта должен быть открытым для общественности (педагоги знакомятся с ним на заседаниях педсовета, родители — на собраниях, дети — на уроках этики или классных часах). Любые изменения в документ вносятся по инициативе отдельных служб или сотрудников после утверждения Комиссией по этике.

Кодекс профессиональной этики учителя

Структурно кодекс делится на три части:

I раздел — основные нормы, характеристика этических и нравственных норм


Нормы этики и нравственности учителя Педагогическая этика регулируется конституционными нормами, актуальной версией закона «Об образовании», локальными актами образовательного учреждения, международными правовыми нормами ввиду отсутствия закона об этике учителей.
Российские учителя, выполняя профессиональную деятельность, должны демонстрировать справедливость, гуманность, высокий профессионализм, следовать законности, демократичности и толерантности.

II раздел — требования, которые выдвигаются к личности педагога

Личностные качества Педагог должен стараться стать примером для учащихся (репутация учителя превыше всего), а потому ему следует быть требовательным к себе, всегда сохранять чувство самообладания и меры, воздерживаясь от противокультурной и тем более аморальной деятельности. В общении с детьми ему важно воздерживаться от оскорблений и грубости, ругательств, неукоснительно соблюдать культуру речи и правила русского языка.
Учитель должен проявлять преданность педагогическому делу, проявлять честность, отказываясь от взяток в любых формах и объемах. Ему следует быть бережливым в отношении казеного имущества и материалов, а потому запрещено использовать любое имущество школы в личных целях.
Педработник стремится к самообразованию, повышению квалификации, получению новых знаний и изучению передовых методов работы. Его отличает самовоспитание и самонаблюдение.
Ответственность На учителе лежит ответственность за выполняемую им работу: от него зависит качество образования детей, их духовное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развитие. Помимо этого, профессиональный кодекс учителя предписывает ему ответственно относиться к поручениям администрации и вверенным ему ресурсам.
Академическая и личная свобода Педагог вправе использовать произвольные источники информации, которую он объективно отбирает по принципу пристойности и эффективности, не искажая и не извращая ее суть. Учитель может открыто критиковать политику в сфере образования, осуществляемую на всех уровнях (школьном, региональном и государственном). Запрещено делать конфиденциальную служебную информацию достоянием гласности. Педработнику следует придерживаться дресс-кода в стенах школы, одеваясь в одежду спокойных оттенков и лаконичных фасонов, не злоупотребляя макияжем и бижутерией. Обувь и одежду всегда следует соблюдать в чистоте, маникюр допустим неяркий, недопустимы татуировки на видимых участках кожи, пирсинг и перекрашивание волос в неестественные цвета.
Репутация и честь Каждый педагог является продолжателем традиций российской педагогической школы, защищая профессиональную честь. Авторитет учителя формируется благодаря его тактичности, справедливости, толерантности и высокой профессиональной компетенции. Он должен избегать чрезмерного морализаторства, но при этом воспитывать подрастающее поколение на положительные примерах, в том числе и своем собственном. Учитель является транслятором общечеловеческих культурных ценностей и национального самосознания для учеников. Его личная жизнь остается неприкосновенной, а профессиональная деятельность не должна наносить вред другим сферам жизни.

III раздел — специфика профессиональных взаимоотношений учителя

Взаимоотношения с учащимися Основываясь на взаимном уважении, доброжелательности и беспристрастности, обоснованной требовательности, педагог подбирает индивидуальный стиль общения с учащимися. Недопустимо унижение чести и достоинства детей по половому, национальному, возрастному или религиозному признаку. Педагог должен избирать такие формы работы с детьми, которые позволят развить в учащихся положительные черты личности, стимулировать в них стремление к самостоятельности, ответственности, активной учебной деятельности, инициативности, укрепить их веру в себя. Если имело место несправедливое оценочное суждение об ученике, педагогу следует незамедлительно исправить допущенную ошибку. Достижения учащихся он оценивает объективно и честно, он не злоупотребляет служебным положением, не выбирает любимцев, не допускает заниженное или завышенное оценивание с целью искусственного создания ситуаций успешности и неуспешности. Педагогу запрещено принимать от учащихся или их родственников любые вознаграждения и дары кроме тех, которые предусмотрены законом, требовать оплату своего труда или ответные услуги. Если ученик доверил ему какую-либо личную информацию, учителю следует соблюдать дискретность (исключение составляют ситуации, обозначенные законом). Педработник не вправе навязывать учащимся свои религиозные или политические взгляды и убеждения.
Взаимоотношения с коллегами и руководством Педработники должны стремиться к взаимодействию на условиях взаимопомощи и взаимоуважения, открытости, поддержки и доверия, избегая конкуренции. Приветствуется инициативность в работе, сотрудничество со узкопрофильными специалистами (врачами, психологами, представителями правоохранительных органов, родителями).
Учителям запрещено распространять сплетни, критиковать коллег в присутствии родителей или учеников, допускается только обоснованная, объективная и открыто выраженная критика деятельности коллег. Недопустимо панибратство и пренебрежительное отношение к коллегам и руководству, нежелательно прикрывать проступки и ошибки коллег, скрывая их от общественности и руководства. Если между учителями возникают конфликтные ситуации, стороны должны стремиться к конструктивному их решению. Запрещено обсуждать внутреннюю жизнь образовательного учреждения за его пределами, в том числе, в социальных сетях.
Учителю следует соблюдать субординацию в отношениях с руководством, а при возникновении конфликтов, стремиться решить их конструктивно.
Личные заслуги педагога должны вознаграждаться администрацией, которая, однако, не имеет права собирать или требовать сведения о его личной жизни. Представители администрации должны предоставлять педработника необходимую информацию касательно работы школы в полном объеме, не утаивая никакие сведения, если они могут отразиться на его профессиональной деятельности.
Администрации школы запрещено критиковать или дискриминировать учителей за их религиозные или политические взгляды, руководство должно придерживаться принципов равноправия в коллективе, беспристрастности в оценках заслуг сотрудников. Ключевые для жизни педколлектива решения принимаются открыто и посредством коллективного участия.
Взаимоотношения с родителями учеников С родителями, законными представителями, опекунами или членами семей учащихся педагогам следует общаться доброжелательно и уважительно, оказывать поддержку в вопросах воспитания, консультировать по образовательным вопросам.
Учителю важно сохранять беспристрастность и конфиденциальность, не разглашая мнение родителей о детях и детей о родителях. Характер отношений с родителями, включая оказываемая школе помощь, не должна влиять на академическую успешность учащихся.
Взаимоотношения с государством и общественностью Педагог — порядочный и образованный общественный просветитель, который транслирует подрастающему поколению культурные ценности. Ему важно осознавать свой гражданский долг и социальную роль опоры развития гражданского общества. Он способствует гармоничному взаимодействию общественных групп, помогает решать конфликты и разногласия.

Этический кодекс учителей: критика документа и его положений

Озвученный на Педагогической Ассамблее документ вызвал волну критики среди учителей, которые попросту не восприняли его всерьез. Суть этического кодекса учителей

основывается на роли школы и учителей в формировании мировоззренческой позиции детей. Педагоги могут быть примером для школьников только в том случае, если являются образцом добродетелей, профессионализма, стремления к самосовершенствованию. На практике, учителя настороженно восприняли навязанный чиновниками кодекс, который был зачитан на педсоветах и собраниях методистов исключительно «для галочки», не вызвав стремления к обсуждению и дискуссиям.
Педагоги с большим стажем раскритиковали кодекс за дополнительное давление на коллег, которые и так работают в сложных условия общественного прессинга и отсутствия достойной оплаты труда. При этом опытные учителя по призванию негласно придерживаются регламентированных в кодексе норм, следуя внутреннему кодексу чести, а потому созданный нормативный документ считают ненужной формальностью.
Ключевой аспект общественной критики свода правил и норм — жесткость требований с беспрекословным подчинением им, поскольку считается, что подобное руководство к действию должно создавать на местах и идти «снизу», а не навязываться чиновничьей инициативой.
Общественные рецензенты высказывались с предложением:

  • создать аналогичный Кодекс ученика;
  • усилить государственную защиту чести, достоинства и интересов педагогов;
  • доработать проект документа, внести в него права и обязанности родителей учащихся по отношению к учителям и школьной администрации.

Представляя собой свод правил и норм, этический кодекс регулирует все сферы профессиональной деятельности учителей, которые должны не только воздерживаться от аморальных и неправомерных действий, но также строго соблюдать нормы культуры речи и русского языка. Авторы кодекса запрещают педагогам брать взятки, материальные и иные школьные ресурсы использовать обоснованно и бережливо, а также не использовать в личных целях компьютеры, телефоны, материалы, транспортные средства, копировальную и иную технику, принадлежащую образовательному учреждению. Под запретом находится злоупотребление служебным положением и получение от учащихся и их родителей различные услуги и одолжения.

Нравственный кодекс учителя: алгоритм действий при нарушениях профессиональной этики

Несмотря на наличие собственной манеры преподавания и общения с детьми, индивидуального стиля взаимодействия с коллегами и родителями учащихся, педагог должен соблюдать профессиональную этику. Кодекс учителя начальных классов ничем не отличается от педагогической этики учителя, работающего в старшем звене.

Вопросы нарушения педагогом этических норм в отношении учащегося чаще всего поднимают родители, не различая понятия нарушения законодательных и этических норм:

  • Если педагог систематически нарушает права и свободы подростка, в отношении него могут быть применено дисциплинарное взыскание. При этом родителям важно внимательно разобраться в ситуации, обсудить ее с педагогом, поскольку нередко дети доносят до родителей искаженную или не соответствующую действительности информацию.
  • Если разговор родителей с учителем не принес результатов, им следует обратиться к администрации, предварительно определив, что имело место: нарушение профессиональной этики или грубое нарушение прав ребенка посредством методов психологического или физического насилия.
  • Если администрация не приняла всерьез заявления родителей, которым следует иметь доказательства насилия или негативного психологического воздействия с о стороны учителя, они вправе составить жалобу на имя директора в письменной форме, на которую представители администрации должны в обязательном порядке ответить, разъяснив, какие меры были приняты.


Узнать больше о кодексе профессиональной этики учителя можно в статьях:

  1. Профессиональный кодекс учителя
  2. Основная концепция Кодекса учителя может появиться через полгода
  3. Кодекс профессиональной этики педагога школы как инструмент управления кадрами
  4. Кодекс педагогической деятельности в современной общеобразовательной школе

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.