Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Заключение педагогического консилиума

  • 10 августа 2018
  • 2218
Педагогический консилиум — орган планирования и разработки психолого-педагогического сопровождения учеников, классов, групп учащихся или целых параллелей, в которой принимают участие все члены педколлектива. Объединение владеет информацией о детях, классах или параллелях, полученной от учителей, медсестры, классрука, штатного психолога и социального педагога, представителей администрации, чтобы на основе ее разработать стратегию воспитания и обучения. 

  • психолог мог поделиться сведениями об обучающихся с учителями, предоставляя им больше влияния и возможностей для взаимодействия с детьми;
  • педагоги объективнее смотрели на поведение детей, всесторонне поддерживали индивидуальное развитие и коллективную деятельность;
  • консолидировать работу всех участников образовательно-воспитательного процесса, ориентировав его на развитие детей и выработку единой совместной стратегии;
  • распределить обязанности и меры ответственности за реализацию выработанной стратегии.

Педагогический консилиум в школе: заключение

Работа психолого-медико-педагогического консилиума в школе, выдающего соответствующее заключение, выделяют три ключевых этапа:

  1. Информационно-подготовительный. Все участники мероприятия осуществляют сбор информации об ученике, используют тестирование и исследования, делают собственные заключения. Важно подчеркнуть, что для соблюдения прозрачности и непредвзятости проведения консилиума, все специалисты готовятся к нему по отдельности, формируя лист рекомендаций, исходя из собственного видения ситуации и путей ее решения, намечая методы и формы работы с учеником. Председатель ПМПк отвечает за подготовку заседания, подготовительно-исследовательскую работу.
  2. Непосредственно заседание. Члены комиссии заслушивают результаты подготовительной работы, принимая стратегию и общий рекомендации по сопровождению учащегося. Заполняя образец заключения психолого медико педагогического консилиума школы, в нем прописывают форму и степень участия каждого специалиста, распределяются сферы ответственности, оговариваются сроки выполнения поставленных задач и формы контроля за этих процессом, составляется необходимая документация.
  3. Выполнение решения консилиума с обязательным контролем исполнения. Коррекционно-воспитательная работа ведется как одним, так и несколькими специалистами согласно утвержденной стратегии. Председатель ПМПк контролирует реализацию плана, а его участники — консультируют родителей по дальнейшей тактике взаимодействия с детьми, дают рекомендации в отношении детей с ОВЗ и затруднениями с освоением программы. Стратегия, которая была выработана консилиумом и оформлена в заключении, озвучивается родителям ученика в понятной для них форме, а все выдвинутые рекомендации могут быть выполнены только после получения родительского согласия.  
предпринимательская деятельность

Как проводить заседания психолого-медико-педагогического консилиума

Отвечает Аделя Вильшанская, руководитель структурного подразделения инклюзивного и интегрированного образования ГБОУ «Школа Марьино» им. маршала авиации А.Е. Голованова, кандидат педагогических наук

В процессе подготовки к заседанию, специалисты обследуют ребенка согласно общему плану и целям консилиума. Проводится педагогическое, медицинское (логопедическое) и психологическое обследование. Гипотеза нарушений диктует направление, виды и специализацию исследовательской работы. Каждый специалист выполняет профессиональное обследование ученика, сообщая об этом коллегам и учитывая их замечания и рекомендации, что позволяет исключить дублирование методик и видов обследования. Между психологом, социальным педагогом и логопедом (дефектологом) распределяются приоритетные задачи, которые ставятся с учетом специфики нарушения. Так, нарушения речи первоочередным делают логопедическое обследование, а нарушение мышления — психологическое. Чтобы коллегиальное заключение ПМПк в школе, согласно образцу заполнения, отражало реальное состояние здоровья ребенка, специалисты сообща определяют также место и время проведения обследования, возможность присутствия родителей или других специалистов. Процедуры выполняет каждый специалист в индивидуальном порядке заполняя соответствующий протокол, который отражает план обследования.
Если диагностическая гипотеза будет подтверждена первым обследованием, необходимость в других отпадет. Поскольку диагностика отклонений в развитии и ограниченных возможностей здоровья детей многоаспектна, задачи обследования дифференцируются в каждом отдельном случае. Долгое время главенствующей считалась медицинская диагностика, однако в последнее время было установлено, что понимание механизмов нарушения развития дается на основании социально-педагогического или психолого-педагогического сопровождения школьника. В контексте этого большое значение имеет:
  • психологическая диагностика — обследование онтогенетического развития с акцентом на логику закономерного развития согласно возрасту учащегося (специалист концентрируется на показателях, которые соответствуют норме, а не тех, которые ей не соответствуют, оценивает способности, интересы и движущие силы развития школьника).
  • педагогическое обследование — оценка обучаемости и освоения социально-бытовых и академических навыков, умений и знаний (педагог диагностирует способность ребенка к адаптации, степень его социализации, уровень воспитанности).
Таким образом, ПМПк регулирует принципы взаимодействия педагогов, специалистов службы сопровождения, родителей для эффективного коррекционно-развивающего сопровождения детей. Заключение педагогического консилиума составляется, опираясь на принципы комплексного воздействия, индивидуального подхода, соответствующего речевому и психическому развитию детей, запрета на разглашение конфиденциальной информации.
Управление образовательной организацией

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Курс "Взаимодействие с родителями обучающихся. Защита прав участников образовательных отношений". За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

При этом участники консилиума должны признавать ученика полноправной личностью и нести ответственность за все решения, принятые ими и затрагивающие ученические интересы. Консилиум получает от родителей ребенка согласие на участие в обследовании, а после оказывает посильную помощь, обеспечивая их полной информацией о подростке и отчетами о своей деятельности.

Заключение психолого-медико-педагогического консилиума школы: результаты обследования

Результаты диагностических процедур каждый специалист оформляет в отдельное заключение, которые объединяют особенности структуры. Итоги психологического, логопедического и социально-педагогического обследования в обязательном порядке должны содержать полные данные ученика (ФИО, дату его рождения и возраст, наименование класса, диагностическая гипотеза), в остальных моментах структура текста логопедического или психологического заключения для школьного консилиума кардинально отличается.

Психологическое заключение для ПМПк

Схематично подготовительно-диагностическая работа психолога выглядит следующим образом:

  1. Психолог оценивает проблему, которую школьный консилиум вынес на обсуждение. Планирует работу с ней, подбирает материал, изучает психологические характеристики гипотезы, систематизирует и обобщает полученные данные.
  2. Стимулирует работу консилиума, предоставляя научно обоснованные результаты своей диагностико-аналитической работы, на которые впоследствии будут опираться специалисты в принятии стратегии сопровождения ребенка.
Психолог в произвольной форме составляет патопсихологическое заключение, отражая в тексте:
  • специфику аффективно-личностной сферы — специалист должен подчеркнуть, как ребенок идет на контакт, к чему выражает интерес, как реагирует на ситуации успеха и неудачи, как воспринимает критику, присутствует ли специфическая симптоматика;
  • эмоциональное реагирование ученика — какие мотивы движут ребенком, какое настроение у него преобладает, способен ли он на волевое усилие;
  • динамику психической деятельности — темп работоспособности (продолжительность этапа сконцентрированной работы), способность учащегося продлевать период сконцентрированности, наличие инертности психических процессов или их отсутствие;
  • интеллектуально-мнестические проявления — насколько ребенок осознает инструкции, как оценивает задания различного уровня сложности, насколько способен к обобщению и систематизации информации, вербализации мыслей.
Результаты обследования могут быть представлены в виде диаграмм и таблиц. Резюмируя, психолог должен давать характеристику степени отставания ребенка от нормы развития, сформулировав его понятным для членов консилиума и родителей языком. Психологическая диагностика окажется полезной для заключения психолого-медико-педагогического консилиума для ПМПк, если помимо констатации факта наличия отклонений и указания неспецифических дисфункций, специалист разработает концепт реабилитационных мер и психолого-педагогического сопровождения. Однако решение о целесообразности следования предложенным рекомендациям принимает ПМПк.

Логопедическое заключение для консилиума

Учитель-логопед или дефектолог в своем заключении для психолого-медико-педагогического консилиума обязательно должен указать методический комплекс, использованный им для диагностики отклонений. Он проводит полное обследование речи, фонематических и артикуляционных процессов, словарного запаса, слоговой структуры речи и прочего, оценивая уровень овладения учеником устной речью и готовность освоить письменную (а при освоении — анализирует наличие и тип ошибок), дает характеристику чтению и письму, состоянию мышления и других неречевых комплексов. 

Немаловажным критерием логопедической оценки становится пространственная ориентация и координация ребенка. Специалист определяет, насколько у учащегося сформированы причинно-следственные связи и зрительно-пространственные представления, умеет ли он быстро определять левую и правую сторону, части тела, располагать текст на бумаге.
Учитель-логопед дает краткую психолого-педагогическую характеристику, оценивая, чем обусловлены ошибки в речи и письме, неуспеваемость по предметам, неустойчивость внимания. Специалист характеризует преобладающий тип памяти школьника (долговременная или кратковременная), потребность в повторении перед выполнением задания, способность овладеть знаниями по русскому языку и наличие общего запаса знаний.

Пример логопедического заключения для психолого-медико-педагогического консилиума школы

Критерий диагностики Возможные ответы (логопед выбирает один или несколько)
Характер речевого развития
  • без особенностей и согласно возрасту;
  • доречевое/раннее психомоторное развитие проходило с задержкой;
  • говорить начал поздно;
  • в ДОУ посещал занятия по коррекции звукопроизношения;
  • фразовая речь — с 3 лет.
Характеристика артикуляционного аппарата
  • строение лица без аномалий/нарушено;
  • лицевая мускулатура в норме/с нарушениям (гипомимией, тремором, гиперкинезом)
  • способен сохранять правильное артикуляторное положение;
  • не способен удерживать рот закрытым;
  • выполняет базовые движения губами и языком;
  • язык вялый/массивный/узкий/широкий, его движения затруднены, замедленны, объем движений неполный;
  • кончик языка недостаточно активен;
  • губы малоподвижные/подвижные/узкие/толстые;
  • нарушена переключаемость или замена движений;
  • активность движений и тонус в норме;
  • сохраняется точность движений;
  • твердое небо готической формы, высокое;
  • мягкое небо короткое/длинное/малоподвижное/подвижное;
  • присутствует нарушение зубного ряда/зубы частые/редкие/крупные/мелкие
Мелкая моторика
  • двигает руками хаотично и неточно;
  • движения выполняются точно;
  • не сформирована произвольная моторика;
  • моторика мелких мышц недоразвита/тонус мышц повышен;
  • пробы Хэда выполняет правильно/с ошибками;
  • недостаточно овладел/не владеет вовсе навыками самообслуживания;
  • ведущая рука левая/правая;
  • наблюдаются трудности в письме;
  • темп письма замедлен
Общая моторика
  • движения тела замедленные и неловкие;
  • объем активных движений недостаточен;
  • свойственны сопутствующие движения;
  • переключаемость движений медленная, наблюдается отставание в ритме/темпе;
  • не способен имитировать движение по описанию;
  • при функциональных нагрузках наблюдается повышенная утомляемость мышц;
  • отмечено двигательное беспокойство
Понимание речи
  • затрудненное понимание речи/инструкции необходимо повторять;
  • способен выполнять действия по словесной инструкции;
  • устную речь понимает в рамках своего интеллектуального развития;
  • речь понимает неточно/выборочно;
  • на обращения реагирует с задержкой;
  • биологический слух в норме, восприятие речи в пределах нормы
Произношение звуков
  • произношение нарушено/звонкие согласные оглушаются;
  • отдельные звуки произносятся с ошибками;
  • по отдельности все звуки произносятся правильно, но в общем речевом потоке наблюдается смазанность;
  • звуки смещаются/искажаются/заменяются/пропускаются;
  • голос хриплый/глухой/звонкий/сильный/сдавленный;
  • дыхание в момент речи неровное/затрудненное/свободное/поверхностное
Фонематические процессы
  • фонематический слух сформирован в недостаточной мере/ правильно;
  • выделяет звуки на фоне слова;
  • определяет присутствие/отсутствие звука в слове;
  • правильно/с ошибками определяет число и последовательность звуков в слове;
  • корректно/не всегда верно определяет положение звука в слове;
  • переставляет местами слоги;
  • правильно/с ошибками вычисляет количество слогов в сложных словах;
  • ученик не может придумать слово на выбранный звук;
  • произносит слова сложного звукового состава/делает в них ошибки;
  • при стечении гласных затруднятся с произношением слоговой структуры слов;
  • способен придумать слово на выбранный звук, подобрать картинку;
  • некорректно различает слова со схожими звуками и оппозиционными фонемами;
  • фонематический анализ сформирован/трудности возникают на этапах сложного фонематического анализа;
  • звуко-буквенный анализ сформирован/наблюдаются затруднения
Словарный запас
  • словарный запас соответствует возрастному развитию/беден/ограничен бытовой лексикой;
  • корректно/не всегда правильно использует слова;
  • может использовать слова не по назначению/не осознает значения слов;
  • затрудняется с подбором синонимов/антонимов/однокоренных слов;
  • заменяет слова по акустическому сходству и смыслу;
  • в речи превалируют глаголы, местоимения и существительные, реже используются наречия, прилагательные и производные от них
Грамматический строй
  • сформирован/не соответствует возрасту;
  • сложные синтаксические конструкции не используются;
  • в простых синтаксических конструкциях допускаются ошибки;
  • некорректно употребляются падежи, предлоги, присутствует несогласование слов, ошибки в формировании множественного числа;
  • затрудняется с согласованием существительных и прилагательных в косвенных падежах
Связная речь
  • связная речь развита/ не развита в соответствии с возрастом;
  • связная речь ограничивается одним-двумя предложениями;
  • устная форма речи сформирована недостаточно;
  • высокий/низкий уровень речевого развития;
  • затрудняется с выражением своих мыслей;
  • искажает смысл, нарушает последовательность или пропускает смысловые блоки в пересказах;
  • преимущественно использует простые фразы и грамматические конструкции;
  • имеет незначительный опыт речевого общения
Письмо
  • допускает разноплановые ошибки;
  • во время списывания допускает только единичные неточности;
  • под диктовку допускает многочисленные графические ошибки;
  • затрудняется в ориентировании на тетрадном листе, в удержании строки;
  • использует различные углы наклона, меняет размер букв;
  • не может проверять слова, не различает отдельные слова в речевом потоке
Чтение
  • практикует побуквенно-слоговое чтение/послоговое/побуквенное/словами;
  • прочитанное понимает с ошибками/ отдельное слова понимает правильно;
  • в многосложных словах запинается/допускает разноплановые ошибки;
  • неотчетливо произносит слова при чтении;
  • не может дать ответы на вопросы по тексту
Результаты речевого развития
  • речевое развитие имеет незначительную динамику/динамика не наблюдается;
  • рекомендованы логопедические упражнения и занятия со специалистом


Оценивая причины затруднений в освоении знаний, учитель-логопед анализирует (при наличии таковых) повышенную утомляемость или гиперактивность, нарушения моторики и координации, сложности в адаптации, незрелость эмоционально-волевой сферы и недостаток самоконтроля, наличие невротических состояний, недостаточное развитие связной речи и словесно-логического мышления, ограниченный словарный запас, педагогическую запущенность и родительскую гиперопеку.
Логопед в своем заключении должен определить первичный или вторичный характер нарушения речи, сделать общий вывод и предложить комплекс мер, направленный на устранение нарушения, оценив потребность школьника в создании особых условий обучения. Специалист рекомендует ученику занятия в логопункте, целесообразность которых часто продиктована фонематическим, лексико-грамматическим, общим недоразвитием речи, наличием дисграфии или дислексии, комплексными нарушениями звукопроизношения и фонематического восприятия.  

Социально-педагогическое заключение для ПМПк

Воспитатель или социальный педагог образовательного учреждения составляет по образцу социально-педагогическое заключение школьного консилиума на ПМПк. Диагностика проводится преимущественно по месту проживания ученика в случае выявления проблем со здоровьем у ребенка, наличии затруднений в общении со сверстниками, в социализации, освоении программы.

Специалист оценивает:
  • состав семьи, жилищно-бытовые условия и санитарное состояние жилья;
  • взаимоотношения внутри семьи, семейный бюджет;
  • род деятельности родителей, места их работы;
  • интересы и хобби учащегося, его школьную успеваемость.

Скрупулезному обследованию подвергаются следующие аспекты:
Аспект Возможные ответы
Тип семьи
  • благополучная — морально устойчивые родители, создавшие положительную эмоциональную атмосферу в семье и владеющие культурой воспитания детей;
  • педагогически некомпетентная — подростки остаются без надзора, у родителей отсутствует единство требований и культура воспитания, применяются физические наказания и жестокое обращение, родители не знают ничего о поведении детей вне школы, их интересах и круге общения;
  • конфликтная — в семье царит неблагоприятная эмоциональная атмосфера, родители конфликтуют между собой, проявляют нетерпимость и жестокость;
  • нравственно-неблагополучная — родители имеют судимости, употребляют запрещенные препараты или пьянствую, ведя аморальный образ жизни, не занимаются воспитанием детей
Особенности взаимоотношений детей и родителей
  • семейная диктатура — чувство собственного достоинства систематически подавляется, интересы ребенка не принимаются во внимание;
  • сотрудничество — взрослые и дети взаимодействуют на принципах взаимного уважения, сопереживания;
  • гиперопека — школьников ограждают от трудностей бытового и социального характера, удовлетворяют все их потребности и желания;
  • попустительство — ребенок существует автономно, родители абстрагируются от участия в процессе воспитания, ведут себя пассивно
Взаимоотношения школы и родителей
  • родители сознательно игнорируют требования и рекомендации школы;
  • они заинтересованы в сотрудничестве и активном участии в жизни школы (класса);
  • демонстрируют конфликтное поведение.
Социально-бытовые условия
  • Жилищные условия (съемное жилье, коммунальная квартира, комната в общежитии, частный дом, отдельная квартира), которые соответствуют (или нет) возрастным потребностям ребенка и санитарным нормам.
  • Бытовые условия (одежда, питание, наличие средств для обучения и игр, условий для занятий хобби и учебы, индивидуального места для сна)
Особенности развития ребенка
  • Социальный статус учащегося (ребенок-сирота, ребенок с ОВЗ (инвалид), употребляет ПАВ, состоит на учете в КДН, привлекался за правонарушения.
  • Особенности поведения, личностной и эмоционально-волевой сферы (доминирующее настроение, степени эмоциональной возбудимости, способность к волевому усилию, умение соблюдать нормы поведения, инициативность, отношение к критике, взаимоотношения со сверстниками)
  • Выражение интересов (специфика речевого общения, контактность и коммуникабельность, отношение к своему заболеванию (дефекту).

Социальный педагог не оценивает здоровье, ресурсы развития, навыки и знания учащегося. В первую очередь, он отражает в заключении социальный статус семьи и ребенка в ней, определяя, насколько эмоционально и финансово благополучна семья, какие условия в ней созданы для развития ребенка. В его компетенции определение проблем межличностного характера, касающихся адаптации в школе, освоения программы, социальных институтов и норм поведения. Специалист составляет «социальный портрет» личности школьника, анализируя личностные качества, семейные условия, степень развития нарушения. Социальный педагог по результатам диагностики не только делает заключение, но и составляет перечень рекомендаций для родителей, оценивает, в какой помощи нуждается семья учащегося и он сам, какая помощь им может быть предоставлена.

Заключение консилиума школы

Текст заключения консилиума на ПМПк в школе оформляется на фирменных бланках ОУ или на бумаге со штампом образовательного учреждения и содержит комплексную достоверную информацию, характеризующую образовательные и воспитательные потребности ребенка. В процессе заполнения заключения ПМПк консилиума школы согласно установленному образцу, участники заседания должны принимать и признавать ответственность, которая лежит на них за судьбу ребенка. Именно поэтому документация должна заполняться грамотно, обдуманно и объективно. Если выводы или рекомендации будут сформулированы некорректно, это может стать поводом для родителей для обращения в суд.

Свои подписи под документом заключения ставят все участники заседания, их наличие и корректность проверяет председатель ПМПк, а после этого заверяет бумагу печатью ОУ и датой. Текст заключения школьного консилиума условно делится на две части:
  • констатирующую — специалисты описывают особенности состояния физического и психического здоровья ребенка, уточняют наличие отклонений в развитии, функциональных нарушений;
  • рекомендательную — участники заседания составляют краткие выводы по состоянию развития учащегося в контексте соответствия возрастной норме, наличию проблем в развитии и освоении школьной программы, дают предложения по реализации образовательно-воспитательного процессе на основании индивидуальных особенностей ребенка.

Заключение педагогического консилиума

Нередко специалисты допускают ошибки в заполнении заключения. К самым распространенным относят:

  • развитие ситуации изложено с искажением или неполно;
  • специальная терминология употребляется неправильно;
  • в заполненном заключении школьного консилиума на ПМПк нет обобщения и анализа, присутствуют лишние детали и информация, которая нарушает конфиденциальность;
  • рекомендации выходят за границы профессиональной компетентности;
  • подписи ответственных лиц на документе подделаны или отсутствуют;
  • рекомендации участником консилиума не соответствуют проблеме или отсутствуют.
  • Поскольку ответственность за работу коллег несет председатель, ему следует внимательнее проверять текст заключения и информацию в нем.

Узнать больше о работе психолого-медико-педагогического консилиума в школе можно в статьях:

  1. Психолого-педагогический консилиум образовательного учреждения
  2. ПМПк в школе
  3. Психолого-медико-педагогическая комиссия в школе
  4. Психолого-педагогическая поддержка семьи в образовательной организации

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.