Подписка со скидкой 30% >>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Анализ классного часа

3 ноября 2019
4663
Средний балл: 0 из 5

Классный час — эффективный инструмент воспитательного воздействия, по качеству реализации которого администрация школы и родительская общественность делают выводы относительно работы классного руководителя.

Анализ классного часа в школе осуществляется заместителем директора или непосредственно педагогом с целью оценки:

  • уровня реализации воспитательного процесса и поставленных целей;
  • степени профессионализма учителя, его взаимодействия с учащимися;
  • актуальности, практической и методической ценности используемых педагогом приемов и методов работы; перспектив развития воспитательной работы с классом.

Анализ классного часа: проведение воспитательного мероприятия

Внеурочная деятельность педагогов строится в соответствии с актуальными требованиями ФГОС, а потому недостаточно использовать готовую схема анализа классного часа в школе, поскольку необходимо опираться на положения Стандарта и Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности от 18.07.2017 в ходе подготовки и проведения воспитательных мероприятий.

Методическая наука различает следующие типы классных часов:

  1. Ценностно-ориентированный — способствует просвещению школьников, развитию у них положительных личностных качеств, навыков критического осмысления своих и чужих поступков, нравственного опыта поколений (нельзя проводить часто).
  2. Интеллектуально-познавательный — стимулирует познавательный интерес детей, развивает их стремление к самообразованию и самосовершенствованию.
  3. Тематический — способствует расширению кругозора и всестороннему развитию учеников.
  4. Информационный — стимулирует исследовательскую деятельность, опыт работы с разными источниками и видами информации, интерес к событиям общественно-политической жизни страны и города, формирование личного отношения к окружающей действительности.

В процессе подготовки к воспитательному мероприятию педагоги учитывают:

  • циклограмму мероприятий, утвержденную в образовательном учреждении (используется для выбора темы и формы классного часа);
  • формы и план классного часа, необходимый для распределения обязанностей между участниками, привлечения других педагогов, родителей или специалистов узких областей;
  • текущие воспитательные потребности ученического коллектива, интересы и увлечения детей для оптимального подбора материала, соответствующего теме и содержанию, музыкальные пособия, средства наглядности.

Для усиления воспитательного воздействия мероприятия классному руководителю важно обеспечить психологическое благополучие в коллективе, атмосферу взаимоподдержки и взаимопонимания, которая станет стимулом для совместной познавательно-исследовательской и творческой деятельности.

Классный час как в начальной, так и в средней школе структурно состоит из четырех компонентов:

  1. Целевой — установки, направленные на всестороннее развитие личности учащихся и соотнесение работы на классному часу с задачами и целями воспитательной деятельности школы.
  2. Содержательный — материал мероприятия должен иметь непосредственную ценность для каждого участника, гармонично вписываясь в систему самореализации школьников.
  3. Организационно-деятельностный — каждый учащийся является не только полноправным участником, но и организатором классного часа, поскольку вправе в ходе подготовки варьировать мероприятие согласно личным интересам, актуализируя жизненный опыт, проявляя желанную индивидуальность.
  4. Оценочно-аналитический — система анализа классного часа в начальной школе, среднем или старшем звене, на основании которой делаются выводы относительно эффективности мероприятия, качества обогащения жизненного опыта учащихся, индивидуально-личностного значения мероприятия для развития школьников.

Образец проведения анализа классного часа

Поскольку классный час является ведущей формой воспитания в ученической среде благодаря воздействию через коллектив и на него, вопрос качества этого мероприятия систематически поднимается в контексте оценивания профессионализма педагога и эффективности воспитательной работы в учреждении.

В методической науке предусмотрено два подхода к анализу воспитательных мероприятий в классе:

  • Психолого-педагогический — анализатор оценивает в первую очередь качество подготовки мероприятия, методическую составляющую занятия.
  • Содержательный — методическая составляющая отходит на второй план, поскольку внимание концентрируется на содержательной стороне анализа.

Важно понимать, что аналитические процедуры предполагают разделение целого на части с последовательным научным исследованием и описанием каждой из них с последующим установлением взаимосвязей между частями. Анализ классных часов в школе осуществляется в нескольких плоскостях:

  1. Оценка достижения предметного результата и проектирование продуктивной деятельности коллектива совместно с учащимися.
  2. Педагогический анализ мероприятия, который проводит заместитель директора или другие члены педагоги для установления причинно-следственных связей между методами, формами, условиями реализации, целью и содержанием — компонентами воспитательного процесса и результатами организованной деятельности.

Для реализации воспитательной концепции педагогический анализ классного часа служит ключевой составляющей успеха, но при этом аналитическая работа вызывает трудности не только у представителей администрации, но и у рядовых педагогов. К тому же, неправильно сформулированные цели проведения анализа, некорректно выбранная форма может спровоцировать дезориентацию деятельности субъектов школьной воспитательной системы. В процессе осуществления анализа классного часа педагогу или представителю администрации необходимо стремиться избежать распространенных ошибок:

  1. Целеполагание. Цель анализа мероприятия не сформулирована или сформулирована неверно, в результате чего программа наблюдений не соответствует поставленной цели.
  2. Система оценивания. Характеризуются только отдельные этапы классного часа без осуществления системного анализа мероприятия. Аналитическая работа проводится без использования объективных данных, а только по субъективным впечатлениям и личному отношению к педагогу.
  3. Рекомендации. Для составления рекомендаций для педагога должен проводиться глубокий анализ причин недостатков или ошибок, если логическая цепочка «недостаток — причина— рекомендация» нарушается, аналитические процедуры не имеют практической ценности. В выводах нарушена логика, что перечеркивает значение проведенной проверки.

Анализ посещенного классного часа: рекомендации для заместителя директора

Чтобы избежать ошибок в анализе классного часа, необходимо проводить наблюдение за воспитательным мероприятием по установленному алгоритму. Для начала заместителю директора необходимо обозначить цель наблюдения, например, оценка эффективности классного часа и факторов, влияющих на нее. Помимо цели необходимо поставить задачи аналитической работы.

Чаще всего к задачам наблюдения относят:

  • выявление степени понимания педагогом задач каждого этапа разработки, подготовки и проведения мероприятия и осознанность их решения;
  • определение степени соответствия поставленных задач целям общешкольной воспитательной работы, методики проведения целям классного часа;
  • оценка характера взаимодействия педагога и учащихся в ходе подготовки и проведения классного часа;
  • выявление взаимосвязи классного часа другим формам воспитательного воздействия, используемых в учреждении.

В ходе анализа воспитательного мероприятия, которым является классный час, в бланк образца вносят общие сведения: дата проведения мероприятия, школа, класс, ФИО проводящего мероприятие, количество учащихся, принимающих участие, место проведения. В дальнейшем оцениванию подлежат действия школьников и классного руководителя. Значение имеет рациональность использованных педагогических технологий и распределения времени с учетом возрастных особенностей коллективе и психологической атмосферы в нем, эмоциональное воздействие мероприятия на школьников.

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать о построении и планировании воспитательной работы в школе помогут статьи электронного журнала «Справочник заместителя директора школы»

- Как подготовить программу воспитания к проверке Рособрнадзора

 (качество образования)

- Событийная технология воспитательной модели образовательной организации: педагогический совет

 (дополнительное образование)

Профессиональный анализ воспитательного мероприятия должен затронуть следующие аспекты:

  • личностную и духовно-нравственную ценность классного часа для детей;
  • вовлеченность школьников в процесс планирования и организации мероприятия;
  • степень обогащенности жизненного опыта школьников;
  • создание благоприятного психологического климата и возможности для проявления творческих и личностных особенностей учащихся.

Педагогический анализ посещенного классного часа проводится в соответствии с установленной последовательностью подготовки и проведения воспитательного мероприятия.

Этап 1. Формулирование цели и постановка задач Насколько учащиеся принимали участие в постановке цели классного часа, в какой мере они осознают значение осознанного целеполагания. Актуальность целей и задач классного часа потребностям и интересам школьников.
Этап 2. Планирование Взаимосвязь классного часа с другими мероприятиями, участие школьников в планировании всех этапов воспитательного мероприятия. Осознание ими значения планирования работы для достижения результата.
Этап 3. Подготовка Каким образом распределялись роли между учащимися, и как это отразилось на организаторских способностях школьников. В какой мере были решены поставленные ранее задачи. 
Этап 4. Проведение классного часа Определяется степень достижения цели мероприятия, а также его значение для реализации воспитательных целей. Устанавливается соответствие формы и содержания занятия поставленным ранее целям. Проверяющий педагог оценивает организаторские навыки, управленческую культуру, эрудицию педагога, его умение организовывать работу коллектива, выходить из сложных ситуаций. Взаимосвязь классного часа с другими мероприятиями. Причины высокого (низкого) качества данного этапа.
Этап 5. Анализ
Педагог проверяет уровень аналитической культуры классного руководителя, его умения выстраивать воспитательную работу в коллективе, обеспечивать эффективное взаимодействие учащихся. Оценивается атмосфера обсуждения на мероприятии и проводится количественный анализ эффективности. 

Информацию для составления анализа по первым трем пунктам проверяющий педагог выясняет после беседы с учащимися и классным руководителем. Определяются причины низкого (высокого) качества проведения первых трех этапов работ. Заключение по анализу классного часа вносится в специальную аналитическую справку, состоящую из трех блоков:

  1. Введение — указывают процесс сбора аналитической информации, составленный опросник, делается предварительная оценка результатов.
  2. Основная часть — вносятся результаты аналитической работы, дается количественная и качественная оценка суждений и условий, которые обеспечили тот или иной результат (анализ осуществляется по формуле «результат — факторы — причины»).
  3. Итоговая — общие выводы, рекомендации по устранению недочетов или развитию воспитательной работы.

Обязательными являются предложения по устранению недочетов, если результат оценки отрицательный, либо же рекомендациями по планированию дальнейшей работы, если оценка классного часа положительная.

Анализ классного часа в начальной, средней и старшей школе по ФГОС образец) считается положительным, если синтезированные результаты оценки имеют четкие выводы, а в качестве аргументов выступают объективные данные.

Педагогический анализ считается положительным, если:

  1. Цель анализа четко сформулирована, а программа наблюдения и сбора данных составлена с учетом поставленных целей.
  2. Анализ подразумевает четкое разделение этапов работы над классным часом с подробной характеристикой каждого из них (деятельность учащихся и педагога, организация работы на занятии).
  3. Обнаруживаются системообразующие связи этого мероприятия с другими в общей системе воспитания в образовательном учреждении, а также взаимосвязь этапов классного часа и влияние их на достижение результата.
  4. Высокий уровень управленческой и организаторской культуры у школьников и классного руководителя.
  5. Выводы по эффективности мероприятия делаются на основании полученных в ходе анализа данных, на основании которых впоследствии формулируются предложения и рекомендации (к ним прилагаются сроки выполнения и перечень ответственных исполнителей).

Экспресс-анализ классного часа

Экспресс-анализ классного часа осуществляется по упрощенной схеме, а его результаты вносятся в специальный бланк, который впоследствии своими подписями заверяют и посетивший мероприятие представитель администрации, и классный руководитель. Аналитическую работу проводят по упрощенной схеме, указывая в бланке: дату посещения мероприятия; наименование класса; ФИО классного руководителя; цели и задачи анализа классного часа

Предметная часть аналитики Характеристики критериев анализа Оценка
Цели и задачи Насколько четко и доступно сформулированы цели проведения мероприятия и задачи, которые необходимо решить в процессе. В какой мере целевые ориентиры классного часа соответствуют интересам, возрастным особенностям учащихся, социально-педагогической ситуации в коллективе, специфике воспитательной работы в классе и учреждении. Будет ли реализовано триединство целей воспитательной работы.
Оформление и снабжение Насколько материально-техническое оснащение мероприятия оригинально и продуманно, в какой мере оно соответствует поставленным целям, способствуя соблюдению санитарно-гигиенических требований и формированию благоприятного эмоционального фона в коллективе.
Содержание Насколько материалы, используемые для проведения классного часа, имеют духовно-нравственную, познавательную и интеллектуальную ценность. Какое значение они имеют для каждого учащегося, какова их научная и методическая ценность. В какой мере материалы соответствуют целеполаганию классного часа. 
Организация  Анализу подлежит актуальность использованных на мероприятии методов и приемов, включая информационно-компьютерные, личностно-ориентированные, здоровьесберегающие технологии, диалоговые формы работы и прочее. Проверяющий оценивает эффективность выбранной организационной структуры и методического наполнения мероприятия. 
Деятельность участников Важно проанализировать, в какой мере учащиеся вовлечены в ход работы на занятии, насколько они заинтересованы и сосредоточены на тех формах работы на классном часу, которые предлагает учитель.
Педагогическое обеспечение Заместитель директора или другой педагог анализируют степень эрудированности классного руководителя, культуру речи и общения с учащимися, наличие педагогического такта, компетентность его в тех вопросах, которые вынесены на обсуждение коллектива, методическая корректность использования способов и форм организации деятельности на мероприятии.
Достигнутые результаты Ключевое значение для анализа посещенного классного часа имеет оценка достигнутых результатов и их соответствие поставленным целям, степень удовлетворенности классного руководителя и учащихся процессом подготовки и проведения мероприятия.

Анализ проведенного классного часа: самоанализ воспитательного мероприятия

Сложности в осуществлении аналитической работы во многом вызваны разнообразием методов и форм воздействия, однако именно корректно выполненный анализ позволяет не только установить, но и устранить возникающие ошибки, чтобы правильно организовать воспитательную работу с классом.

Образец проведения анализа классного часа предусматривает два уровня оценки:

  1. Рефлексия по завершению мероприятия — осуществляется совместно с учащимися и предусматривает анализ степени достижения поставленных целей. Наиболее точные результаты рефлексии достигаются в том случае, если дети не демонстрируют усталость или повышенную эмоциональную возбудимость, следовательно после урока могут спокойно ответить на вопросы, выразив свое мнение.
  2. Профессиональный самоанализ классного часа, который проводит классный руководитель для оценки эффективности воспитательной работы и предотвращения затруднений и ошибок в дальнейшем.

Самоанализ логично проводить непосредственно по завершению мероприятия, а особо сложные моменты анализировать на следующий день, чтобы классный руководитель мог объективно оценить ход проведения классного часа и его результаты. Нередко самоанализ проводят по схеме, аналогичной педагогическому, сокращая алгоритм. В этом случае классному руководителю следует последовательно отвечать на вопросы, используя следующие речевые обороты:

  • выбранная форма проведения классного часа способствовала формированию у детей следующих умений и знаний...;
  • содержание занятия соответствовало возрасту учеников ..., поскольку для их возраста важно сформировать следующие умения, привычки и навыки...;
  • занятие позволило выявить положительные аспекты проведения и некоторые недостатки...;
  • причиной недостатков послужили...;
  • анализируя обнаруженные недостатки, целесообразно продолжить работу в данной сфере для формирования у детей следующих навыков и привычек...;
  • я удовлетворен(а) результатами мероприятия, которые соответствуют поставленным целям, в дальнейшем планирую применять иные формы проведения воспитательных мероприятий, чтобы развить у детей ... и способность закреплению уже полученных навыков...

Для повышения эффективности аналитической работы классному руководителю необходимо сконцентрироваться на ключевых аспектах и элементах воспитательной деятельности, чтобы оценить результаты классного часа, например, с точки зрения педагогических инноваций, эстетической или познавательной ценности.

Коллективный анализ классного часа по ФГОС

Независимо от выбранной формы анализа классного часа педагогу нередко сложно определить степень достижения результатов. Ввиду субъективности восприятия и допустимых сомнений в целесообразности выбранных технологий анализа, актуальность приобретает коллективный анализ классного часа, который осуществляется в рамках системно-структурного подхода. К аналитической деятельности привлекают других педработников, классных руководителей смежных классов, представителей ученической общественности. Последние принимают участие в рефлексии посредством анкетирования или дачи развернутых ответов на вопросы, которые для них готовит классрук («Мы смогли достичь таких результатов...», «Я научился...», «Я узнал, что...», «Нам не совсем удалось..., потому что...»). Все педработники, участвующие в аналитической деятельности, используют объективную оценку каждого из пяти этапов проведения воспитательного мероприятия. Чтобы достичь максимальной точности и объективности оценки педагоги должны владеть исчерпывающей информацией относительно процесса подготовки и проведения классного часа. Для этого проводится предварительная работа по анкетированию учащихся, беседам с педагогом.

Коллегам важно придерживаться общепринятых правил толерантного общения:

  • обсуждать ход мероприятия в небольших группах при участии классного руководителя, озвучивать сделанные выводы перед коллегами;
  • внимательно заслушивать мнения коллег, делать конспекты аналитических справок, чтобы избежать повторения высказываний;
  • анализ классного часа принято начинать с положительных аспектов, а затем переходить к негативным.

В ходе коллективного анализа классного часа по образцу по ФГОС обязательным является заслушивание мнение каждого присутствующего на мероприятии эксперта или учащегося, если аналитическая работа ведется в ученической среде. В последнем случае классному руководителю необходимо выработать собственную позицию по отношению к достигнутым результатам, не меняя ее до окончания дискуссии. В ходе обсуждения ему необходимо удерживать беседу в рамках конструктивного диалога, предотвращать конфликтные ситуации, сохранять нейтралитет.

По мере получения опыта ведения аналитической работы у участников обсуждения должны появляться все более сложные вопросы, а их число — систематически увеличиваться. В группе, где все имеют опыт коллективной аналитической деятельности, как правило, ведется живое обсуждение, но если опыт недостаточен, классный руководитель может использовать дополнительные и наводящие вопросы, которые позволят выстроить причинно-следственные связи и сделать аргументированные выводы.

Организация и контроль качества образовательной деятельности

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Организация и контроль качества образовательной деятельности».

Кабинет информатики в школе

Построение правильной воспитательной траектории возможно при условии систематической аналитической деятельности, объективного и точного анализа классных часов, что позволит выработать эффективные рекомендации по улучшению работы, накопить собственные методические традиции, оперативно устранять недостатки, что положительно скажется на общешкольном образовательно-воспитательном процессе.

1

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.