Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Анализ классного часа

  • 2 августа 2018
  • 1082

Классный час является ключевой формой воспитательного воздействия на школьников, по уровню проведения которого судят об эффективности работы классного руководителя. Он подразумевает организованную учителем деятельность, в которой принимают участие все участники классного коллектива, что позволяет сформировать у них гуманистическую систему отношения к окружающему миру. Анализ классного часа позволяет оценить:
• качество подготовки педработника к воспитательному мероприятию;
• эффективность образовательно-воспитательного воздействия на учащихся;
• перспективы и план воспитательной работы с подростками.
Анализ классных часов в школе выполняется для оценки степени реализации поставленных целей, уровня профессионализма учителя, его взаимоотношений с учащимися, а также актуальности и методической ценности используемых методов и форм работы.

Анализ классного часа

Эффективность классного часа зависит от степени вовлеченности в мероприятие всех его участников.

Педагогу крайне важно создать благоприятный психологический фон в коллективе, который будет стимулировать творческую или познавательно-исследовательскую деятельность.

В школьной практике апробированы два подхода к оценке воспитательных мероприятий:

  1. Психолого-педагогический — анализатор оценивает в первую очередь качество подготовки мероприятия, методическую составляющую занятия.
  2. Содержательный — методическая составляющая отходит на второй план, поскольку внимание концентрируется на содержательной стороне анализа.

Анализ классного часа
Каждый классный руководитель использует условный алгоритм подготовки к классному часу:

  • анализируя актуальные возрасту и интересам детей тематики;
  • с учетом циклограммы воспитательных мероприятий выбирая форму и тему занятия;
  • подбирая материал, соответствующий теме и содержанию, музыкальные пособия, средства наглядности;
  • продумывая план урока с последующим распределением обязанностей и исполнителей, при необходимости привлекая других педагогов, специалистов или родителей, используя методы закрепления информации и ее практического применения.

Все это требует кропотливой работы, поскольку влияет на эффективность мероприятия, однако не меньшая роль отводится анализу проведенного классного часа. Разнообразие форм, содержания и методов воздействия на классном часу иногда затрудняет аналитическую деятельность, которую и без того выполняют далеко не все педагоги. Она вызывает немалые затруднения у педработников, которые, однако, не осознают, что неправильная постановка целей, выбор методов и средств воздействия, может привести к дезориентации воспитательной деятельности в целом.

Управление образовательной организацией

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Курс "Оценка деятельности педагога. Показатели оценки эффективности деятельности педагогических работников". За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Педагогический анализ позволяет своевременно выявить возможные затруднения и правильно организовать воспитательный процесс.

Анализ классного часа: пример типичных затруднений

Воспитательное мероприятие — классный час — важная организационная форма работы с детьми.

предпринимательская деятельность

Какие типы классных часов существуют?



Отвечают специалисты Системы Образование

Деятельность классрука базируется на организуемых им мероприятиях, которые формируют у школьников мироощущение, духовные потребности, ценностные ориентиры, чувство ответственности за принятые решения и совершенные поступки, приобщает к социуму и окружающей действительности.
Воспитательное мероприятие анализируется на двух уровнях:

  • вместе со школьниками (рефлексия) обсуждаются результативность занятия, насколько были достигнуты поставленные цели, планируется дальнейшая деятельность;
  • другие педагоги или представители администрации осуществляют педагогический анализ классного часа в начальной школе, среднем или старшем звене.

Педагогический анализ мероприятия заключается в определении причинно-следственных связей между формами, целями, методами, содержанием и условиями реализации воспитательного процесса, который оценивается во взаимосвязи компонентов и факторов, спровоцировавших тот или иной результат.
Педагогический анализ урока должен осветить:

  • личностную и духовно-нравственную ценность мероприятия для детей;
  • вовлеченность школьников в процесс планирования и организации мероприятия;
  • степень обогащенности жизненного опыта школьников;
  • создание благоприятного психологического климата и возможности для проявления творческих и индивидуальных особенностей детей.

Аналитическая деятельность, осуществляемая учителями и коллегами классных руководителей, нередко сопровождается рядом ошибок:

  1. Цель анализа нечетко сформулирована, или выполняемые наблюдения не соответствуют цели.
  2. Оценка проводится бессистемно, характеризуются только отдельные этапы мероприятия без осуществления обобщающей аналитики.
  3. Аналитик использует личное отношение к классному руководителю, общие или субъективные впечатления, не выполняя объективную оценку занятия.
  4. Учитель, анализирующий классный час, не оценивает причины возникших на мероприятии затруднений или ошибок, а дает рекомендации по их устранению, что нарушает цепочку «затруднение — причина — рекомендация».
  5. Делаются нелогичные выводы: при наличии положительных факторов делается положительный вывод, за которым следует перечисление ошибок, которые, однако, не учитываются в заключительной оценке мероприятия.

Образец анализа классных часов

Бланк анализа классного часа заполняется педагогом, выполняющим аналитическую работу. Задача анализатора: установить эффективность мероприятия и определить положительные и отрицательные факторы, влияющие на положительный или отрицательный результат. Наблюдатель:

  • оценивает, насколько классрук понимает цель проведения классного часа, достаточно ли эффективно он подготовился к каждому этапу мероприятия;
  • определяет, как задачи отдельных этапов урока соответствуют его главной цели, а используемые методики, общей методической направленности занятия;
  • выясняет, как учитель и учащиеся взаимодействуют во время подготовки и непосредственного проведения урока;
  • устанавливает, насколько была достигнут триединая цель проведения классного часа (обучающая, развивающая и воспитательная);
  • обозначает взаимосвязь одного воспитательного мероприятия с другими формами воздействия в школе.

Прежде чем приступать к формам анализа классного часа, педагогу следует определить результаты работы, которые должны быть достигнуты. В ходе проведения мероприятия педагог черпает частичную информацию о том, какие результаты работы он может получить, однако внешнее восприятие субъективно, а потому не всегда адекватно, учитель может сомневаться в целесообразности выбранных методов и форм работы. Именно поэтому участников классного часа привлекают к коллективному анализу.
Для освоения новых педагогических технологий и методик анализа формы классного часа педагогу следует сконцентрироваться на избранных элементах и аспектах воспитательной работы, оценивая мероприятие, например, с точки зрения эстетической ценности, принципов сотрудничества, реализации заданных педагогических идей и прочего. Педагогический анализ классного часа по ФГОС, согласно образцу, предполагает оценку соответствия этапов подготовки и реализации мероприятия:

Этап Критерии оценки
Постановка цели Насколько активно ученики принимают участие в постановке цели?
Знают ли дети, что такое цель занятия и цель классного часа в частности?
Почему была поставлена именно такая цель урока?
Планирование мероприятия Взаимосвязь мероприятия с другими занятиями.
Вовлечение школьников в процесс подготовки урока, постановки задач.
Насколько учащиеся знакомы с планом занятия, понимают ли, зачем он составляется и как используется?
Подготовка занятия Как распределялись обязанности между участниками занятия?
Как подготовительный этап отразился на формировании организаторских способностей школьников?
В какой мере были решены поставленные перед учащимися задачи, насколько они связаны с задачами урока?
Проведение мероприятия Достигли ли цели занятия?
Какие воспитательные задачи были реализованы посредством классного часа?
Оценка организаторских и управленческих навыков педагога, умение оказывать ненавязчивое воздействие на учащихся, находить компромиссы, выходить из сложных ситуаций.
Взаимосвязь занятия с другими.
Анализ подготовки и проведения урока Был ли проведен анализ классного часа?
Оценка аналитической подготовки учителя и учащихся.
Глубина и масштаб охвата тематики мероприятия.

Коллективный анализ классного часа

Образец коллективного анализа классного часа ФГОС предполагает системно-структурный подход, который опирается на объективную оценку всех этапов реализации мероприятия: планирования, целеполагания, подготовки, проведения и рефлексии. Анализируют увиденное и отмеченное в отчетности, а поскольку такой подход не всегда отражает объективный характер воспитательного процесса, анализирующий классный час педагог оценивает взаимосвязь элементов и этапов занятия, владея исчерпывающей информацией о том, как велась подготовка к классному часу, собирая ее из общения и анкетирования детей и педагогов.
Коллективная форма анализа классных часов предполагает участие классных руководителей, педагогов и учащихся. Готовясь к проведению занятия, классрук планирует вопросы и план анализа, а в процессе внесения изменений в план организации мероприятия, он вносит в правки и в вопросы для анализа.
Педагогу важно приобщить учеников к аналитической работе:

  • Если у них еще не было такого опыта, всячески способствовать его появлению. Для этого классрук формирует список понятных, интересных и доступных для детей вопросов, которые позволяют проанализировать ход урока. Чаще всего используются карточки или схемы оценки, например: «Мы смогли достичь таких результатов...», «Я научился...», «Я узнал, что...», «Нам не совсем удалось…, потому что...».
  • Если аналитический опыт есть, учителю стоит подготовить дополнительный опросник для коллективного анализа, который позволит выявить ключевые просчеты в работе и главные ее достижения.

Коллективный анализ классного часа строится на толерантности и общепринятых правилах дискуссия:

  • вопросы анализа обсуждаются в небольших группах, где присутствует организатор и оратор, а после ответы озвучиваются перед всем классом;
  • все мнения заслушиваются и записываются, потому важно не повторять уже сказанное другими (достаточно согласиться или высказать аргументы против);
  • важно начинать высказывание с положительных аспектов, а после переходить к отрицательным;
  • когда представитель минигруппы высказался, другие участники коллектива могут дополнить его слова.

Обсуждение ведется либо последовательно после того, как все участники высказались, либо одновременно по всем вопросам. Перед началом обсуждения классный руководитель должен принять собственную позицию при анализе, чтобы после стать рядовым участником беседы или ее ведущим, который сможет направлять ход беседы в нужное русло. Классному руководителю в ходе работы в минигруппах следует поочередно участвовать в каждой из них, чтобы помочь детям сглаживать конфликты, вести конструктивный диалог, слушать и взаимодействовать друг с другом.

Схема экспресс-анализа классного часа: образец

Экспресс-анализ воспитательного мероприятия (классного часа) предполагает семь критериев оценки, которые анализирующий урок педагог вносит в соответствующую таблицу, предварительно указав дату посещения занятия, наименование класса, ФИО классрука.

Предметная часть аналитики Характеристики критериев анализа Оценка
Цели и задачи Насколько четко и корректно сформулированы цели занятия в развивающем, воспитательном и образовательно-познавательном аспекте, как они соответствуют возрасту, социально-педагогической ситуации и уровню развития учащихся в классе.
Оборудование, материалы, инвентарь Насколько оборудование и оформление помещения соответствует тематике классного часа, является оригинальным и продуманным, необходимо для создания оптимальных санитарно-гигиенических условий и эмоционально-психологического климата.
Содержание Насколько содержание занятия отвечает духовно-нравственным, интеллектуальным и личностным потребностям школьников (анализ доступности, новизны и научности материала).
Организация занятия Анализ классного часа по образцу по ФГОС подразумевает оценку методов и приемов организации урока в контексте соответствия целевым ориентирам. Анализатор определяет, какие современные педагогические технологии были использованы, насколько логично построена структура урока, контролировалось ли состояние здоровья детей во время проведения мероприятия.
Участие и поведение учеников Насколько активно школьники участвуют в постановке целей и задач мероприятия, их сосредоточенность на протяжении всех этапов урока, дисциплинированность.
Педагогическое обеспечение Эрудированность, способность организовать и стимулировать работу детей, культура речи педагога, компетентность классрука в вопросах подростковой психологии, проведения совместной деятельности и построении благоприятных взаимоотношений с учениками.
Итоги Насколько результаты занятия соответствуют этапу целеполагания, рационально были использованы ресурсы, классрук удовлетворен результатами организации и реализации мероприятия.



 
Педработник, который выполняет анализ посещенного классного часа, делает обобщенные предложения и выводы, а после заверяет составленный документ своей подписью. 

Схема педагогического самоанализа классного часа


Анализ и самоанализ работы во время классного часа целесообразно осуществлять непосредственно после завершения урока, если для этого складывается благоприятная ситуация (ученики не устали, не демонстрируют повышенной возбужденности и эмоциональности). В противном случае самоанализ переносится на следующий или иной день, однако важно провести оценочную беседу по свежим впечатлениям от классного часа.

Готовая схема анализа классного часа в школе сводится к выявлению эффективности мероприятия для повышения результативности последующих занятий. Самоанализ нередко проводят по аналогии с педагогическим, сокращая основные разделы оценки. Классному руководителю следует последовательно отвечать на вопросы, используя следующие речевые обороты:

  • выбранная форма проведения классного часа способствовала формированию у детей следующих умений и знаний…;
  • содержание занятия соответствовало возрасту учеников …, поскольку для их возраста важно сформировать следующие умения, привычки и навыки…;
  • занятие позволило выявить положительные аспекты проведения и некоторые недостатки...;
  • причиной недостатков послужили…;
  • анализируя обнаруженные недостатки, целесообразно продолжить работу в данной сфере для формирования у детей следующих навыков и привычек…;
  • я удовлетворена результатами мероприятия, которые соответствуют поставленным целям, в дальнейшем планирую применять иные формы проведения воспитательных мероприятий, чтобы развить у детей … и способность закреплению уже полученных навыков…

Образец проведения анализа классного часа: заключение


Заключение по анализу классного часа вносится в специальную аналитическую справку, состоящую из трех блоков:

  • Введение — указывают процесс сбора аналитической информации, составленный опросник, делается предварительная оценка результатов.
  • Основная часть — вносятся результаты аналитической работы, дается оценка суждений и условий, которые обеспечили тот или иной результат.
  • Итоговая — общие выводы, рекомендации по устранению недочетов или развитию воспитательной работы.

Анализ классного часа в начальной, средней и старшей школе (образец) считается положительным, если синтезированные результаты оценки имеют четкие выводы, а в качестве аргументов выступают объективные данные.
Достичь максимальной эффективности проведения классного часа можно только при условии учета психологических особенностей восприятия детей, демонстрировать высокую заинтересованность в тематике мероприятия. Учителю важно воздерживаться от нотаций и наставлений, используя доброжелательный тон, формирующий доверительное общение. Систематически выполняя анализ классного часа по образцу, классрук сможет правильно выстроить воспитательную работу с детьми и накопить собственные традиции проведения подобных мероприятий. Формулирование конкретных предложений и рекомендаций по устранению недостатков воспитательной работы, выявленных в ходе педанализа, позволяют повысить эффективность школьного учебно-воспитательного процесса.

Узнать больше о проведении и анализе классного часа в школе можно в статьях:
1. Анализ классного часа
2. Классный час: форма проведения, анализ
3. Классный час "Все профессии важны, все профессии нужны"
4. Классный час "Выпуск экспресс-газеты «Наша классная жизнь»"
5. Классный час "Мое здоровье - здоровье нации"

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.