text

Конференция для директора школы 2018 >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Промежуточная аттестация в школе

  • 15 августа 2018
  • 124

Рациональная организация эффективного учебно-воспитательного процесса невозможна без организации промежуточной аттестации — комплекса мер, направленных на контроль результатов усвоения учащимися программных требований и показателей сформированности надпредметных результатов обучения. Основными целями и задачами текущей аттестации является:

  • выявление реального уровня знаний и навыков учеников по предметам, входящих в комплекс обязательного образовательного минимума, оценивание практических умений;
  • соотнесение уровня успешности учащихся с требованиями, выдвигаемыми программными документами, с целью проведения коррекции (по необходимости);
  • контроль выполнения календарно-тематического плана и других документов планирования.

Что такое промежуточная и текущая аттестация?

Механизм контроля успешности усвоения школьниками отдельных элементов или части образовательной программы предусмотрен образовательными стандартами второго поколения. Чтобы узнать, что такое промежуточная или текущая аттестация, необходимо обратиться к ст. 28, 30, 58 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», регламентирующего порядок и формы, периодичность проведения оценивания.


Согласно актуальным нормативным актам в сфере школьного образования, периодичность учебного мониторинга определяется в соответствии с учебным планом школы и принимается во внимание в ходе составления расписания, календарно-тематических планов. Оптимальным, повсеместно распространенным решением является проведение текущей аттестации в конце четверти (семестра) с целью подведения итогов за конкретный учебный период, определения пробелов в знаниях и умениях учащихся, которые должны быть учтены в рамках подготовки к итоговому мониторингу.

Управление образовательной организацией

Новые возможности для карьерного роста


Оцените свои знания! Учебный курс «Внутренняя система оценки качества образования». За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке.

Рассказывает Губанова Елена Владимировна, профессор кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент, Почетный работник высшего профессионального образования

За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

На этапе планирования промежуточного аттестационного мониторинга администрация образовательного учреждения наравне с педагогами должна четко осознавать значимость данного комплекса мер в общем контексте учебно-воспитательной работы и его место в структуре ООП по трем основным разделам:

  1. Целевому (разработка целей и задач мониторинга, способов получения и интерпретации результатов).
  2. Содержательному (непосредственное оценивание достижений школьников в рамках учебных курсов и дисциплин с параллельным мониторингом эффективности воспитательных и коррекционных комплексов).
  3. Организационному, предусматривающему анализ результативности урочной и внеурочной образовательной деятельности в комплексе с точки зрения условий (кадровых, материально-технических, психолого-педагогических), обеспечивающих достижение высоких программных результатов.

В свете вышесказанного стоит отметить, что промежуточный контроль в школе должен быть направлен не столько на оценивание учебных успехов детей, сколько на анализ существующей организационной системы ОУ, мониторинг профессиональной деятельности педагогов и административного состава, соответствие содержания программных материалов реальному уровню знаний детей. Таким образом, данный вид аттестационного оценивания становится незаменимым инструментом коррекции учебно-воспитательного процесса и создания условий для последовательного внедрения принципов ФГОС.

предпринимательская деятельность

Промежуточная аттестация в школе: организация и порядок проведения

Разъясняет Сергей Воровщиков, доктор педагогических наук, профессор, старший методист ГБОУ «Школа № 354 им. Д.М. Карбышева», г. Москва

Организация промежуточной аттестации

С целью обеспечения должного уровня реализации внутренних мониторинговых задач в школе ответственность за организацию промежуточной аттестации несет ответственное должностное лицо — заместитель руководителя по учебно-воспитательной работе. Организационный этап аттестационного оценивания первоочередно предусматривает утверждение контрольных форм деятельности и особенности интерпретации результатов. При этом издание приказов соответствующего содержания считается нецелесообразным ввиду закрепления всех важных аспектов в учебном плане.

Варианты подсчета результатов аттестационного оценивания
Четвертная текущая аттестация Годовая промежуточная аттестация

Учитываются только оценки, полученные на уроках в четверти (итоговая контрольная работа не проводится).

Высчитывают среднее арифметическое, принимая во внимание текущие оценки и баллы, полученные за итоговую контрольную работу.

За результат текущей аттестации принимается отметка, выставленная за контрольную работу.

Принимают во внимание только четвертные отметки.

Вычисляют среднее арифметическое между оценкой, полученной за итоговую контрольную работу в учебном году, и четвертными отметками.

Принимают во внимание только оценку за годовую контрольную работу.

По инициативе образовательной организации могут быть внедрены другие варианты получения результатов промежуточной аттестации. Вместе с тем наиболее рациональным остается подсчет среднеарифметических показателей, обуславливающий для школьников необходимость демонстрировать высокие результаты освоения программного содержания в течение всего учебного года — непосредственно на уроках, при написании текущих проверочных и итоговых работ.

Согласно ст. 28 Закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», заместитель по УВР (или другое ответственное лицо) фиксирует выбранные оценочно-контрольные формы в нормативном документе установленного образца — Положении о промежуточной аттестации. В случае оценивания достижений учащихся в ходе контрольной работы, опроса, творческого задания, длительность выбранной формы работы включают в общий хронометраж программы учебной дисциплины, а дату и время проведения указывают в учебном расписании. При этом рекомендуется контрольные формы учебной деятельности проводить на втором-четвертом уроке и не допускать более одного оценивания в течение учебного дня.

Контрольно-оценочные материалы, необходимые для аттестационной процедуры, готовит заместитель директора по УВР или педагоги. Учитель, ответственный за подготовку таких пособий, должен согласовать их форму и содержание с администрацией школы, в свою очередь руководитель ОУ — в региональном центре образования.

Проведение промежуточной аттестации по новому закону

Право на освоение основной образовательной программы гражданами России закреплено на конституционном уровне, а ввиду того, что текущее оценивание является его неотъемлемой составляющей, проведение промежуточной аттестации по новому закону не предусматривает оформление допусков или разрешений. Низкие результаты усвоения программного минимума, выявленные в ходе занятий, не являются основанием для отказа школьнику в прохождении промежуточного контрольного оценивания, и, соответственно, низкие баллы за четвертные контрольные не могут быть основанием для препятствия в написании итоговой работы за год. Эксперты сферы образования рекомендуют закрепить эти базовые положения в локальных нормативных актах, чтобы избежать недоразумений и гарантировать право всех детей без исключения на образование.

В случае пропуска учащимся промежуточной аттестации по предмету порядок действий педагогов зависит от оснований пропуска:

  1. При условии пропуска текущего аттестационного оценивая по уважительной причине, подтвержденной медицинской справкой или другими документами, учащемуся предлагают выполнить контрольную работу в другое время или дистанционно, руководствуясь рекомендациями, закрепленными в локальных актах школы.
  2. Пропуск текущей аттестации без уважительной причины приравнивают к академической задолженности, которую необходимо ликвидировать в порядке, определенном уполномоченной комиссией в оговоренный срок, как вариант — в присутствии не только ответственного педагога, но и заместителя директора по УВР.

Отдельно стоит отметить целесообразность проведения текущей аттестации в рамках курсов внеурочной деятельности, где практикуется выделение содержательных блоков или модулей. В актуальных образовательных нормам прямого указание на выполнение планового мониторинга успешности освоения учащимися дополнительных дисциплин нет. Но с учетом того, что внеурочная деятельность является неотъемлемым элементом образовательного комплекса, в Положении о промежуточной аттестации учащихся 2018 следует предусмотреть и этот аспект. Оценивание результатов внеурочной активности легко провести посредством создания портфолио или применения других инновационных образовательных технологий, учитывающих личностный компонент.

Формы проведения промежуточной аттестации обучающихся

Особенности контрольно-оценочных процедур, позволяющих выявить уровень освоения школьниками образовательного минимума, во многом зависят от предметного содержания, а потому определяются в индивидуальном порядке и обязательно прописываются в учебном плане. Используемые в школах формы проведения промежуточной аттестации учащихся обязательно предполагают участие детей преимущественно в очной форме, хотя в последние годы, в связи с информатизацией образования, допускается и заочной (по согласованию с руководством ОУ). Наравне с контрольно-оценочными формами применяются и учетные, когда при выставлении итоговой оценки во внимание принимается исключительно сведения о текущих отметках.

Формы промежуточной аттестации

По способу взаимодействия

Письменные (контрольные работы, тесты, сочинения, диктанты, изложения, рефераты, эссе).

Устные (экзамены, собеседования, доклады, защита проектной или творческой работы).

По типу интерпретации результатов

Основанные на:

  • педагогическом наблюдении (работа в группах, коллективное составление кейсов, разработка проектов, ролевые квесты, дидактические игры, интеллектуальные брейн-ринги, программируемые учебные задания);
  • экспертной оценке (творческие экзамены, разработка индивидуальных проектов, создание предметов искусства — поделок, картин, макетов);
  • учете образовательных результатов, выявленных в ходе урочной деятельности.

Следует отметить, что проведение текущей аттестации посредством педагогического наблюдения или экспертной оценки допускается только при составлении критериального листа, с содержанием которого ученики должны ознакомиться заранее.

Важно отметить, что учебный план с формами проведения промежуточной аттестации для учащихся с ОВЗ составляется отдельно, что закреплено в нормативных документах. Оптимальное время для выбора форм оценивания учебных достижений школьников с особыми учебными потребностями — на этапе разработки индивидуального образовательного маршрута, но при необходимости выбранная система оценивания может быть изменена с целью фиксации динамики индивидуальных достижений.

Как аттестация влияет на итоговую оценку

Результаты промежуточного оценивания, отражающие уровень индивидуальных образовательных достижений, фиксируются как четвертные и годовые отметки. В свете этого вопрос о том, как аттестация влияет на итоговые оценки, остается открытым ввиду важности данного типа контрольно-оценочных работ. Преимущественно результаты текущей аттестационного мониторинга фиксируются на основе пятибальной системы, используемой в школе на постоянной основе, но в случае получения уведомлений от вышестоящих инстанции о локальном применении другого способа интерпретации отметок следует заблаговременно оформить локальный нормативный акт соответствующего содержания.

Основой для проведения государственной аттестации является пятибалльная критериальная шкала, действующая на всей территории государства, что обуславливает простоту трактовки результатов обучения. Применение других оценочных шкал целесообразно при:

  • защите творческих работ, проектов, кейсов;
  • оценивании динамики освоения программ внеурочной деятельности;
  • необходимости интерпретации результатов дополнительных учебных модулей (курсов), представленных в рамках базового программного содержания.

Стоит отметить, что 100-бальную критериальную шкалу часто применяют при проведении финальной аттестации в начальной школе (в ходе оценивания образовательных результатов учащихся 4-х классов в конце учебного года). В таких случаях перевод отметок выполняется следующим образом: результат в 100-85 баллов приравнивается к оценке «5», 84-65 баллов — к оценке «4», 64-35 баллов — к отметке «3», менее 35 баллов — к отметке «2».

После проведения текущей аттестации полученные результаты фиксируются в журнале успеваемости за итоговые за четверть или год, заносятся в дневники школьников и базовый документ по промежуточной аттестации — отчетную ведомость. В случаях выявления низких показателей усвоения образовательного минимума или неявки на занятие, в ходе которого проводились контрольно-оценочные процедуры, за учащимся признается академическая задолженность.

Порядок проведения промежуточной аттестации

Сроки доведения до ведома школьников и родителей результатов аттестационного оценивания закрепляются в локальном акте, как и механизм оспаривания результатов, который реализуется в случае несогласия детей или представителей семей с полученными отметками. В большинстве случае целесообразен созыв уполномоченной комиссии, на которую возлагается право разрешения споров, возникающих между участниками учебно-воспитательного процесса. Созыв такого собрания особенно актуален при подозрении на возникновение конфликта интересов между педагогов и учащимся.

Еще один важный вопрос, который должен быть учтен при определении результатов текущей аттестации, — возможность принятия отметок, полученных в ходе выполнения детьми всероссийских диагностических работ, в качестве данных текущего контроля. Эксперты системы образования указывают на тот факт, что прямого запрета по данному вопросу действующим законодательством не предусмотрено. Однако педагогам важно понимать, что при составлении заданий для диагностического контроля методисты вынуждены искать усредненный вариант между различным программным содержанием, что обуславливает возможность получения недостоверных показателей. Для статистической выборки этого более чем достаточно, но в конкретных учебных группах может спровоцировать получение не в полной мере достоверных данных.

Промежуточная аттестация учащихся первых классов

Освоение программного содержания учащимися младших классов осложнено возрастным фактором, обуславливающим необходимость разработки особых процедур промежуточной аттестации учащихся начальных классов и разработки критериальных систем, отличных от стандартных. В соответствии с требованиями Минобрнауки РФ педагогам начальной школы рекомендован полный отказ от балльного оценивания в пользу ведения непрерывного педагогического мониторинга, использования условных шкал с символическими отметками, заполнение графиков индивидуальных достижений или использования иных форм визуализации учебных успехов и неудач.

Важно отметить, что на основании предположений педагога о неусвоении учащимся первого класса программного содержания отказать ребенку в переводе во второй класс нельзя, так как основанием для такого решения могут служить лишь оценочные результаты. В случаях, когда на основании комплексных данных, полученных в ходе целевого педагогического наблюдения с привлечением экспертов, констатируется отставание ребенка в развитии, представители ОУ вправе настоятельно рекомендовать пройти обследование в психолого-медико-педагогической комиссии, при подтверждении тревожных показаний — оставить ученика на второй год в первом классе или рекомендовать переход в образовательные организации, реализующие адаптированные образовательные программы, хотя окончательное решение остается за родителями.

Больше информации по теме:

  1. Система промежуточной аттестации в начальной школе: цели, формы, результаты
  2. Положения о промежуточной аттестации обучающихся начальных классов в плане
  3. Организация промежуточной аттестации
  4. Междисциплинарный экзамен как форма промежуточной аттестации обучающихся
  5. Формы промежуточной аттестации в школе — проблема терминологии и документации

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для работника сферы общего образования.

Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.