×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
Зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Это займет всего одну минуту и вам станут доступны более 7000 форм и образцов документов! Вы сможете скачать любой.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
×
Простите, что прерываем ваше чтение

Чтобы обеспечить качество материалов и защитить авторские права редакции, многие статьи на нашем сайте находятся в закрытом доступе.

Предлагаем вам зарегистрироваться и продолжить чтение. Это займет всего полторы минуты.

напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверная почта или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
или войти через
Зарегистрироваться
-

Промежуточная аттестация в школе

8 ноября 2024
28222
Средний балл: 3 из 5
эксперт Актион Образование

Форма оценки знаний учащихся, которая проводится в школах для контроля и анализа успеваемости по образовательным дисциплинам называется промежуточной аттестацией. Этот этап позволяет определить, насколько ученик усвоил пройденный материал, и выявить пробелы в знаниях. Промежуточная отличается от итоговой: она проводится в течение учебного года, а не в конце.

Промежуточная аттестация в школе: что это

Это мероприятие, с помощью которого проводят контроль за успеваемостью классов и предоставление педагогам информации о том, как дети усваивают материал. Это помогает учителям скорректировать план обучения, родителям — лучше понять уровень подготовки ребенка, а самому обучающемуся — осознать сильные и слабые стороны по каждому предмету.

Также это играет роль в психологической адаптации школьников. Регулярные проверки помогают формировать у детей устойчивость к стрессу и учат правильно распределять время на подготовку. Кроме того, в некоторых школах предварительные оценки могут влиять на перевод в следующий класс или зачисление в профильные образовательные заведения.

Преимущества контроля обучения:

  • Позволяет оперативно отслеживать прогресс детей.
  • Помогает выявить пробелы в обучении, которые можно устранить до итоговой оценки.
  • Снижает стресс от итоговых экзаменов, так как учащиеся привыкли к регулярному оцениванию.

Недостатки:

  • Могут возникнуть перегрузки, если тестирований слишком много.
  • В некоторых случаях такие проверки фокусируются на заучивании, а не на понимании материала.
  • Возможен субъективный подход при устных опросах и зачетах.

Условия промежуточной аттестации школа фиксирует в локальном акте (ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Порядок, периодичность и формы промежуточной аттестации прописывают в положении о текущем контроле и промежуточной аттестации. Это обязательный документ в школе, поэтому проверьте, все ли вы в нем учли.

Эксперты Системы Завуч подготовили обновленное положение о текущем контроле и промежуточной аттестации. Эксперты доработали локальный акт: уточнили особенности процедуры по уровням образования, вписали пункты об учете результатов ВПР, чтобы вы могли скопировать их в своей документ. Также отразили требования к объему контрольных и возможность безотметочной формы оценивания для отдельных предметов.

Получить бесплатный демо-доступ

Регулярное оценивание обучающихся полезно не только для оценки знаний, но и для улучшения образовательного процесса в целом. Вот несколько ключевых аспектов:

  • Обратная связь. Полученные оценки помогают детям и родителям понять, на каком уровне находятся знания, и что необходимо для улучшения.
  • Развитие ответственности. Ученики учатся планировать время и работать с разными видами заданий, что положительно сказывается на их ответственности и дисциплине.
  • Психологическая подготовка к итоговым экзаменам. Помогает школьникам привыкнуть к режиму экзаменов и подготовиться к государственным экзаменам, таким как ОГЭ и ЕГЭ.

Когда проводить промежуточную аттестацию в школе

Мероприятие проводится для того, чтобы понять, насколько школьники усвоили материал за определенный период, а также для корректировки образовательного процесса. Cроки проведения зависят от разных факторов: целей учебной программы, возрастных особенностей школьников и формы оценивания.

Прежде чем определять сроки проведения, важно понять, для чего она проводится:

  1. Контроль знаний и навыков. Регулярная проверка помогает оценить текущий уровень грамотности по предмету, выявить сильные и слабые стороны учащегося.
  2. Корректировка учебного процесса. По результатам учитель может скорректировать программу, сделать акцент на сложных темах или предоставить дополнительные материалы.
  3. Формирование мотивации. Регулярное оценивание дает школьникам возможность получить обратную связь и повысить интерес к обучению.
  4. Психологическая адаптация. Помогает детям привыкнуть к экзаменационному формату, что снижает уровень стресса перед итоговыми экзаменами.
А ВЫ ЭФФЕКТИВНО ОРГАНИЗОВАЛИ УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС?
Проверьте себя, ответьте на 2 вопроса и получите подарок
Вопрос №1: Когда надо завершить занятия по дополнительным программам для учеников 7–10 лет?

Промежуточная итоговая аттестация обучающихся проводится несколько раз в год, и точные сроки зависят от расписания учебного года и принятой в школе системы.

  1. В конце каждой четверти (или полугодия). Это самое часто используемое время. Проведение в конце каждой четверти позволяет завершить изучение раздела или темы и сразу оценить, насколько учащиеся усвоили материал. Это также позволяет преподавателям и родителям иметь более полное представление о динамике успеваемости учащихся.
  2. После завершения учебного блока. Некоторые темы или разделы программы имеют значимость и требуют оценки грамотности сразу после их изучения. В таком случае тестирование проводится по мере завершения учебных блоков, чтобы закрепить знания по отдельным темам.
  3. В середине учебного семестра. Иногда целесообразно проводить в середине семестра. Это позволяет вовремя заметить пробелы, не дожидаясь конца четверти или полугодия, и скорректировать обучение. Такой подход может быть особенно полезен в старших классах, где программа становится более насыщенной и сложной.
  4. По мере необходимости. В некоторых случаях школа может проводить оценивание гибко, в зависимости от текущей ситуации в классе. Например, если у школьников возникают затруднения по конкретной теме, учитель может провести внеплановую проверку, чтобы выявить и устранить пробелы.

Оптимальные формы промежуточной аттестации для каждого уровня образования по разным предметам

Сроки проведения зависят от нескольких факторов:

  • Возраст школьников. Для младших классов могут быть менее частыми и проходить в игровой форме. Для старшеклассников могут проводиться чаще и включать сложные задания.
  • Учебная программа. Некоторые учебные программы предполагают изучение отдельных тем и модулей в ускоренном темпе, что требует более частых проверок знаний. Если программа насыщенная и интенсивная, нужно проводить чаще, чтобы обеспечить усвоение материала.
  • Уровень подготовки. Важно учитывать общую успеваемость класса. В сильных классах оценка может быть редкой, так как ученики лучше справляются с материалом. В классах, где детям требуется больше времени на усвоение, ориентировочные проверки могут быть более частыми.
  • Форма аттестации. Некоторые формы (например, проекты или практические работы) требуют больше времени на подготовку, и их целесообразно планировать ближе к концу четверти. Тесты и контрольные работы, напротив, проводятся чаще и тратится на это меньше времени.

Оптимальные сроки проведения зависят от факторов: цели программы обучения, возраст проверяемых и особенности образовательного плана. Правильно составленный график регулярного оценивания поможет повысить качество образования, избежать перегрузок и снизить уровень стресса у детей, обеспечив эффективное и комфортное усвоение программы.

Как проводится промежуточная аттестация в школе

Проверочные мероприятия проводятся в течение года для анализа успеваемости и выявления пробелов в освоении образовательной программы. Оно отличается от итоговой тем, что проводится чаще и не является финальной.

Форма проведения зависит от возраста учеников, уровня сложности материала и целей проверки грамотности. Среди основных форм ориентировочной проверки выделяется:

  1. Тестирование. Тесты — это популярный и объективный способ проверки обучаемости. Они позволяют быстро оценить уровень школьников по разным темам и не требуют длительной подготовки. Тесты могут включать вопросы с выбором ответа, открытые вопросы, а также задания на логическое мышление.
  2. Контрольные и самостоятельные работы. Это письменные работы, которые более глубоко проверяют понимание дисциплин. Они включают задачи и задания разного уровня сложности, что позволяет оценить, насколько школьник способен применять полученные знания на практике.
  3. Устные опросы и зачеты. Такой формат позволяет проверить, как ученик может объяснять мысли и излагать информацию. Опросы и зачеты часто проводятся в формате диалога с учителем, что помогает развивать навыки устной речи и аргументации.
  4. Проекты и исследовательские работы. Этот формат популярен в старших классах. Учащиеся выполняют проекты на основе собственных исследований, что позволяет глубже понять предмет и развить аналитические навыки. Такой вид проверки способствует развитию самостоятельности.
  5. Практические задания. На уроках химии, физики, биологии и труда проводится в форме практических заданий. Подростки выполняют эксперименты, ставят опыты или работают с оборудованием. Это позволяет оценить умение применять теорию на практике.

Как отметка за промежуточную аттестацию влияет на итоговую отметкуИзучите все сложные ситуации, чтобы действовать по всем нормам законодательства

Для продуктивного проведения важно соблюдать несколько правил:

  • Соблюдение графика. Важно, чтобы тестирования проводились в определенные, заранее запланированные даты, чтобы учащиеся подготовились заранее и избежали стресса от неожиданных проверок.
  • Объективность оценивания. Оценка должна быть справедливой и основываться на заранее установленных критериях. Это позволяет школьникам и родителям лучше понимать требования и ориентироваться в процессе учебы.
  • Индивидуальный подход. При проведении стоит учитывать особенности каждого ребенка. Некоторые дети лучше справляются с письменными работами, а другие — с устными ответами. Важно, чтобы оценки отражали уровень знаний, а не особенности характера.
  • Создание комфортной атмосферы. Психологический комфорт учащихся — составляющая успешной оценки. Учителям рекомендуется избегать излишнего давления и предоставлять школьникам поддержку, чтобы минимизировать стресс от проверок.
  • Разнообразие форм. Использование различных форм помогает более объективно оценить знания и избежать монотонности в процессе обучения. Это также способствует развитию у детей навыков и делает обучение более интересным.

Соблюдение правил и создание комфортной атмосферы при проведении способствует успешному обучению и помогает детям привыкнуть к проверочным мероприятиям, снижать уровень стресса и повышать уверенность в собственных силах.

Как организовать промежуточную аттестацию

Правильная организация помогает снизить стресс для обучающихся, обеспечить объективность оценивания и повысить эффективность учебного процесса. Ниже рассмотрим основные шаги по подготовке к проведению, а также продуктивные методы для организации.

  1. Определение целей и задач

К основным целям промежуточной аттестации относятся:

  • Оценка текущего уровня знаний учащихся.
  • Выявление пробелов по конкретным темам или предметам.
  • Мотивация учеников к учебе и ответственному подходу к учебному процессу.
  • Поддержка индивидуального подхода в обучении за счет анализа результатов и корректировки программы.

Важно, чтобы цели мероприятия были понятны всем участникам учебного процесса — учителям, учащимся и родителям. Это поможет создать конструктивную обстановку и избежать излишнего давления.

  1. Выбор формата проведения

На выбор форматов влияют особенности учебного плана, возраст обучающихся и характер проверяемого материала. Существуют различные виды, которые используются для оценки знаний школьников: тестирование, контрольные и самостоятельные работы, устные опросы и зачеты, практические и лабораторные работы, проекты и исследования.

  1. Составление графика и информирование участников

Организация промежуточной аттестации требует планирования времени. Даты проведения должны быть заранее известны детям и их родителям. Обычно проводятся в конце четверти или полугодия. Но в зависимости от целей и учебного плана они могут проходить и чаще.

Создание календарного плана промежуточных аттестаций помогает школьникам распределять подготовку и снижает уровень тревожности. Кроме того, это помогает избежать перегрузки: тестирования по разным предметам должны быть распределены равномерно, чтобы классы подготовились к каждой дисциплине без перегрузки.

  1. Подготовка материалов

Материалы должны соответствовать уровню подготовки классов и целям аттестации. При разработке содержания следует учитывать:

  • Качество и разнообразие заданий. Задания должны охватывать все темы, изученные за период, и быть разнообразными по сложности. Это поможет оценить как базовые, так и более углубленные знания.
  • Ясность формулировок. Важно, чтобы формулировки заданий были четкими и понятными. Неоднозначные вопросы могут запутать школьников и повлиять на результаты.
  • Соответствие возрасту и уровню подготовки. Содержание должно быть разработаны с учетом возраста детей. Например, для младших школьников используют задания в игровой форме и включают визуальные элементы, а для старшеклассников — требуют развернутых ответов и анализа.
  1. Проведение: поддержка и контроль

В день проведения необходимо создать спокойную и организованную атмосферу, которая позволит обучающимся сосредоточиться на выполнении заданий. Учитель должен объяснить порядок выполнения заданий, сроки и правила работы. Важно обеспечить честность и прозрачность в проведении оценки знаний, следить за тем, чтобы не было списывания или других нарушений, которые могут повлиять на объективность результатов.

Психологическая поддержка также играет роль: ученики часто переживают перед проверочными мероприятиями, поэтому учителю важно поддерживать и настраивать на спокойный подход к проверке знаний.

А ВЫ ЭФФЕКТИВНО РАБОТАЕТЕ С НЕУСПЕВАЮЩИМИ В ШКОЛЕ?
Проверьте себя, ответьте на 2 вопроса и получите подарок
Вопрос №1: В какой ситуации педагог применяет в обучении детей стресс-тактику?

  1. Оценивание и анализ результатов

После проведения работы проверяются, и выставляются оценки. Для объективного оценивания важно использовать четкие критерии, заранее разработанные и доведенные до сведения детей. Например, баллы за правильные ответы в тестах, количество выполненных заданий в контрольных работах и другие измеримые показатели.

Анализ результатов включает выявление общих трудностей, которые возникли у учеников, а также сильных и слабых сторон каждого учащегося. Такой анализ поможет скорректировать программу и методику обучения, акцентировать внимание на сложных темах, которые требуют повторения или более детального изучения.

  1. Обратная связь для учеников и законных представителей

После оценки знаний важно предоставить учащимся и их родителям обратную связь. Учитель должен обсудить результаты с каждым учеником, объяснить ошибки и указать на сильные стороны. Это поможет школьникам лучше понять, над чем им нужно работать. Родители также могут участвовать в процессе, чтобы понять, как поддержать ребенка в учебе

Рекомендации по организации продуктивной промежуточной аттестации:

  • Информирование и прозрачность. Регулярно информируйте учеников и родителей о предстоящих проверках, датах и критериях оценивания.
  • Разнообразие форм. Чередуйте разные виды аттестации, чтобы сделать процесс более интересным и охватить разные типы знаний и навыков.
  • Поддержка учеников. Психологическая поддержка перед тестированием помогает снизить уровень стресса и улучшает результаты.
  • Анализ и адаптация. После каждого этапа используйте результаты для анализа и, при необходимости, вносите изменения в программу обучения.

Организация промежуточной проверки знаний в школе требует внимательного подхода и тщательной подготовки. Четко поставленные цели, подготовленные материалы, продуманный график и регулярная обратная связь с учащимися и родителями — все это помогает проводить оценку эффективно и объективно. Сбалансированный подход к организации промежуточных проверок способствует поддержанию интереса к учебе, а также развитию у учеников самостоятельности.

Система Завуч

logo
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.