text

Конференция для директора школы 2018 >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Образцы психологического анализа урока

  • 6 августа 2018
  • 98

В условиях необходимости систематического улучшения показателей образовательного процесса и повышения эффективности педагогического труда анализ урока в личностном контексте становится одним из оптимальных способов реализации самоконтроля для учителей. При составлении психологического анализа урока по образцу могут учитываться разные аспекты занятия:

  • личностные особенности педагога, которые могут способствовать достижению учебных целей или препятствовать им;
  • индивидуальные черты построения учебно-воспитательного процесса, обусловленные субъективным фактором;
  • психолого-возрастные личности ученического коллектива (в частности, закономерности общения с учителем);
  • специфика усвоения конкретного предмета.

Проведение психологического анализа урока по образцу

Педагогическая работа в школе может реализоваться в разных проявлениях, но ее основной формой остается урок — базовая организационная единица учебно-воспитательного процесса, предусматривающая активное сотрудничество учеников и учителя. Психологический анализ урока, традиционно составляемый по образцу, предусматривает исследование компонентов занятия с точки зрения личностных и субъективных критериев, которое не может быть проведено без учета методологических и предметных аспектов. Осуществление такого анализа важно, прежде всего, для самого педагога, который в процесс отслеживания закономерностей имеет возможность оценить проведенное занятие с точки зрения стороннего наблюдателя, отметив логичность той или иной тактики поведения в конкретных моментах, что имеет большое значение для успешного самопознания и саморазвития.

предпринимательская деятельность

Как провести анализ урока по ФГОС?

Отвечает Андрей Йоффе, профессор кафедры педагогических технологий непрерывного образования Института непрерывного образования ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет», доцент, доктор педагогических наук


Психологический анализ урока позволяет:

  1. Применить теоретический базис для осмысления приемов и способов практической деятельности, оценить эффективность взаимодействия с классом.
  2. Осмыслить субъективные стороны своего педагогического таланта, поведения, осуществить предметно-личностную рефлексию.
  3. Выявить необходимость расширения знаний о личностных проблемах обучения, возрастных особенностях детей.
  4. Систематически развивать аналитические способности, необходимые для повышения профессионального уровня.
Управление образовательной организацией

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебная программа "Управление образовательной организацией". За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Выполнение психологического анализа урока по образцу может проводиться по трем вариантам плана:

  1. Анализ воспитания школьников с точки зрения достижения образовательных целей, формирования мировоззрения и нравственности. Такая составляющая аналитической работы является неотъемлемой частью общепедагогического анализа занятия, поскольку она предусматривает соответствие урочного содержания и методов педагогического воздействия актуальным воспитательным ориентирам. Методисты отмечают необходимости повышения значимости воспитательной стороны обучения в контексте урочных занятий, а значит — необходимость расширения содержания оценки профессиональной активности учителя в вопросах формирования у детей жизненной позиции, значимых социальных установок, развития ответственности за свои слова и поступки, готовности к сотрудничеству и образованию коллективов, объединенных единой целью.
  2. Психологический анализ выполняется посредством методического разбора урока: обоснования целей, задач и особенностей организации структурной единицы учебно-воспитательного процесса уровню актуальной образовательной подготовки детей. В данном случае исследуются условия, созданные педагогом для повышения интеллектуальной активности школьников, порядок усвоения учебного материала, соответствие выбранных педагогических приемов возрастным и индивидуально-психологическим характеристикам детей.
  3. С целью выявления показателей профессиональной эффективности учителя оцениваются познавательно-коммуникативные потребности детей, условия их формирования и успешность проявления наравне с индивидуальными личностными особенностями. Такой план анализа предусматривает рассмотрение личностей учащихся как полноправных субъектов образовательного взаимодействия, что в полной мере соответствует принципам системно-деятельностного подхода.

Психологический анализ урока

Схема психологического анализа урока (образец по Л.Т. Охитиной)

В методологии педагогической психологии представлены разные схемы и образцы проведения психологического анализа урока, авторами которых являются И.А. Зимняя, Н.Ф. Добрынин, Е.С. Ильинская, С.В. Иванов и другие теоретики. Наибольшую распространенность приобрела разработка Л.Т. Охитиной, предусматривающая проведение оценивания школьного занятия через последовательный анализ различных компонентов. В основе авторского метода лежит идея о важности развития не только интеллектуальной, но и личностной сферы ребенка в ходе школьного обучения, важности активизации естественной образовательной потребности через побуждение, создание ситуаций успеха, оказание посильной помощи и психолого-педагогической поддержки. В свете этого при реализации аналитического комплекса следует принимать во внимание два объекта исследования:

  1. Организацию урока, удовлетворительными показателями которой является высокий уровень самоорганизации учителя, поддержание двустороннего контакта с классом, формирование условий для познавательной активности школьников (акцентирование внимания, организация наблюдения, формулирование понятий, тренировка памяти, развитие способности мыслить критически и творчески подходить к решению задач, закрепление предметных умений и метапредметных компетенций).
  2. Организованность учащихся. Данный объект исследования целесообразно характеризовать с учетом уровня интеллектуального развития, отношения к изучаемому материалу, способностей к самоорганизации и показателям обучаемости.

Полный или частичный психологический анализ урока по Л.Т. Охитиной проводится с опорой на пять базовых пунктов, представленных в таблице.

Опорные пункты для проведения анализа урока Содержание
Психологическая цель занятия Определяется с учетом перспективного плана развития учащихся, их возраста и интеллектуальных возможностей.
Стиль деятельности педагога Особенности педагогического стиля учителя выявляются посредством рассмотрения двух концептуальных блоков:
  1. Соответствие структуры и содержания занятия принципам развивающего обучения, которое выявления через оценку соотношения нагрузки на интеллект и память детей, превалирование творческой деятельности над воспроизводящей, показатели усвоения предметного базиса, представленного на уроке, распределение ролей между участниками образовательного процесса (кто формулирует цели и определяет принципы деятельности), характер приобщения детей к учебной работе (побуждение через мотивирующие установки, положительные комментарии или принуждение).
  2. Уровень самоорганизации педагога, показателями сформированности которого являются подготовленность к занятию (учитель хорошо ориентируется в содержании и структуре урока, обеспечивает логичные переходы от одного этапа к другому и обеспечивает реализацию поставленных целей), демонстрация собранности, внимательности, энергичности, инициативности, оптимистичности. Значимым моментом является проявление педагогического такта, способствующего формированию доверительных отношений с ученическим коллективом и обеспечению благоприятного микроклимата в классе.
Организация познавательной активности учащихся Данный аспект исследования представляет повышенный интерес для педагога ввиду важности выявления и последующего усовершенствования механизмов повышения эффективности образовательной работы. Оценка уровня организации познавательной деятельности учеников предусматривает рассмотрение таких аспектов:
  • педагогические методы, используемые для обеспечения избирательности и вариативности обучения;
  • перечень используемых установок;
  • способы акцентирования внимания детей на значимых моментах и меры, используемые для сохранения высокого уровня сосредоточенности и вовлеченности детей в образовательный процесс;
  • формы работы, позволяющие актуализировать в памяти учеников ранее усвоенные знания.
Также при проведении анализа важно учитывать условия, созданные для формирования новых предметных и надпредметных знаний учеников, — например, какие закономерности были использованы педагогом для формирования в представлении детей новых понятий, обобщения ранее изученного материала, обобщения алгоритмов; что способствовало самостоятельной интеллектуальной активности детей, какого уровня усвоения знаний удалось добиться (описательного, сравнительного, проблемного).
Организованность детей Данный аспект психологического мониторинга призван выявить, на какие группы условно разделен класс и какие методы индивидуального обучения и фронтальной работы используются с целью повышения эффективности образовательного процесса.
Учет возрастных психофизиологических особенностей Соотнесение возрастных и личностных особенностей школьников важно не только при формировании целей, задач и структуры занятия, но и при разработке методов реализации дифференцированного подхода.


 

Психологический анализ урока в начальной школе

Профессиональная деятельность педагога начальной школы в отдельных аспектах разительно отличается от работы учителя-предметника, в частности, в вопросах реализации психологического компонента. Для детей 7-11 лет характерно формирование конкретного мышления через выполнение базовых мыслительных понятий — познание, сравнение, выделение причинно-следственных связей. В свете этого психологический анализ урока в начальной школе по образцу следует проводить с позиций развивающего обучения, которое должно быть заложено в структуру занятия в соответствии с требованиями ФГОС. Таким образом, при оценке урочной деятельности в психолого-педагогическом контексте важно учитывать значимость следующих аспектов:

  1. Урок — не самоцель, а одно из значимых средств воспитывающего обучения. Основным приоритетом занятия является развитие интеллектуального потенциала младших школьников, непосредственных способностей к обучению, повышение уровня учебной мотивации, формирование нравственности и положительных моральных качеств личности. Для учеников ввиду возрастных особенностей очень важным остается эмоциональный фактор, в свете чего значимость личного образовательного опыта превалирует над абсолютным усвоением предметного содержания.
  2. Положительной динамики образовательной активности можно добиться только в случае действия учащихся по собственному убеждению, а не принуждению, более того — систематическое проявление учебной инициативы способствует формированию критического мышления, уверенности в собственных силах и учебном потенциале. Вследствие этого в рамках проведения анализа урока важно оценить действия педагога начальных классов, направленных на стимулирование инициативности детей, создание «ситуаций успеха», сознательного отказа от наказаний в пользу непрерывного поиска методов повышения мотивации класса.
  3. Психологический компонент не сводится к отдельным воспитательным моментам, а проявляется во всех структурных блоках занятия, что обуславливает необходимость системного применения педагогом способов акцентирования внимания детей, демонстрации на личном примере положительного настроя, обеспечения воспитывающего посыла во всех учебных задачах.
  4. Наиболее значимым элементом урока является организация продуктивной познавательной деятельности младших школьников, основанная на активизации мыслительных процессов и воображения. Обязательной предпосылкой для реализации детской аналитико-синтетической деятельности является создание доверительного микроклимата в коллективе, атмосферы открытости, толерантности и сотворчества, сформированность которых следует оценить в ходе психологического мониторинга.
  5. Успех обучения ребенка в начальной школе, как следствие — и в старших классах, зависит не только от методологической составляющей (предметного содержания, реализуемых методов обучения, профессионализма учителя), но и сложившихся психологических условий, которые могут последовательно совершенствоваться с учетом потребностей учеников при условии проявления педагогом активной профессиональной позиции и стремления к самосовершенствованию.

Важно отметить, что младший школьный возраст является одним из наиболее продуктивных периодов в жизни человека в контексте накопления знаний: в это время дети, словно губка, впитывают новую информацию, которая преимущественно воспроизводится в ходе подражания. Также для учеников начальной школы характерна слабость произвольного внимания, быстрая внушаемость, впечатлительность, несформированность психики, что обуславливает необходимость особо тщательного формирования психолого-педагогической составляющей урочных занятий и их последующего анализа.

Уровни психологического анализа урока

Психологический анализ урока русского языка (пример)

Оценивание психолого-педагогической составляющей образовательного комплекса — многокомпонентный процесс, реализация которого позволяет учителю увидеть и осознать общие показатели эффективности профессиональной деятельности и ее отдельные составляющие. В подтверждение этого целесообразно привести условный пример психологического анализа урока русского языка, основанный на применении усредненного алгоритма, объединяющего различные теоретические разработки по данному вопросу.

Показатели урочной деятельности, оцениваемые в рамках анализа Содержание оценочных действий
Психологическая характеристика особенностей овладения учениками предметным минимумом Анализ урочного занятия следует начать с озвучивания темы и цели занятия, в контексте которых будут оцениваться предложенные способы овладения средствами родной речи, закономерность усвоения представленного материала, развитие коммуникативных способностей детей.
Особенности личности учителя русского языка Во внимание принимаются общеличностные и профессиональные характеристики педагога, а также их проявления на уроке, коммуникативные, творческие и иные специальные способности, индивидуально-педагогическое черты — инициативность, эмоциональность, открытость, готовность к эспериментаторству.
Психологические показатели учебной деятельности учеников В рамках данного пункта плана следует оценить индивидуально-психологические показатели учащихся, к числу которых следует отнести:
  • сформированность предметных и надпредметных компетенций, контрольных и оценочных действий;
  • отношение к русскому языку как предмету и особенности проявления этого отношения в рамках занятия;
  • вовлеченность детей в непосредственную учебную деятельность, интеллектуальная активность на уроке;
  • проявление возрастных и личностных особенностей — эмоциональности, тревожности, напряженности, психологической неустойчивости;
  • характер межличностных отношений в классе (между педагогами и ученическим коллективом, между детьми).
 
Педагогическое сотрудничество С целью оценки уровня общения, происходящего между участниками учебно-воспитательного процесса, целесообразно отметить:
  • перечень коммуникативных задач, которым было уделено внимание на уроке русского языка в рамках темы;
  • стиль педагогической коммуникации (авторитарный, попустительский или демократический);
  • особенности учебного взаимодействия в классе (неформальное разделение коллектива на пары, группы с целью решения поставленных образовательных задач).


Готовый психологический анализ урока — многообъектный отчетный документ, который составляется по структурному плану в свободной манере с целью выявления влияния характеристик личности учащихся и педагога на характер обучения (на примере конкретного занятия). Такой вид аналитическо-оценочной работы способствует развитию профессионального мастерства учителя, повышению уровню его педагогического самосознания, как следствие 3 формируются предпосылки для повышения эффективности образовательной работы по конкретному предмету, формирования новой схемы ведения учебной деятельности, в полной мере соответствующей требованиям ФГОС. Вместе с тем в ходе оценивания занятия с психологической точки зрения педагог может найти ответы на волнующие его вопросы, наметить пути для дальнейшего самосовершенствования.

Психологический анализ урока: задачи учителя и поведение учащихся

В условиях активного внедрения принципов системно-деятельностного подхода, когда идет отказ от формальных показателей образовательной деятельности в пользу качественных, схему анализа психологического качества урока следует выстраивать с точки зрения реализации задач педработника, чтобы обеспечить поступательное развитие рефлексивных умений, аналитических и рефлексивных компетенций. Оценивание результативности труда по данному направлению целесообразно оценивать на разных этапах проведения занятия, что гарантирует возможность оперативного выделения проблемных моментов и поиска пути по их устранению.

Уровень анализа занятия Методологические цели учителя Задачи педагога по отношению к классу
Предваряющий (реализуется на этапе подготовки к урочной деятельности, когда актуальным становится решение психолого-педагогических проблем организации учебного процесса). 1. Разработка локальной образовательной стратегии (развитие познавательного интереса детей, активизация их мыслительной активности, формирование нравственных качеств).
2. Обоснование выбранных методологических приемов и форм работы поставленным педагогическим задачам и возрастным особенностям учащихся.
3. Соотнесение индивидуальных особенностей учителя с образовательными условиями, при необходимости — проведение самокоррекции.
1. Учет познавательных, коммуникативных, социальных, творческих мотивов учебной деятельности.
2. Учет возрастных потребностей школьников.
3. Уровень предметной подготовки класса.
4. Учет межличностных взаимоотношений в коллективе и с отдельными учащимися.
Текущий (проводится в конкретной педагогической ситуации с учетом актуальных условий). Фиксация поставленных целей, проведение оперативной коррекции, в случае возникновения серьезных учебных затруднений — изменение хода занятия с целью достижения оптимальных показателей результативности. Определение уровня заинтересованности детей в предметном содержании, акцентирование внимания, обеспечение высокого уровня усвоения учебного материала.
Ретроспективный (проводится на финальном этапе занятия, предусматривает соотнесение поставленных целей с достигнутыми результатами). Оценивание педагогической деятельности — успешность достижения задач, перечень неудавшихся педагогических приемов, поиск путей самосовершенствования. Определение реального прогресса учеников в предметном, общеобразовательном и личностных планах.




Больше информации по теме:

1. Анализ посещенного урока: образец
2. Анализ мотивационных ресурсов современного урока
3. Анализ урока в школе по ФГОС
4. Примерная схема анализа урока по ФГОС
5. Образцы психологического анализа урока

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для работника сферы общего образования.

Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.