Дарим вам 90 дней подписки. Получить >
Справочник руководителя образовательного учреждения

Анализ внеклассного мероприятия

  • 15 апреля 2019
  • 1632

Ведение воспитательной работы в условиях постоянно меняющихся социальных тенденций требует последовательного улучшения педагогических технологий и систематического отслеживания результативности деятельности по направлению. Проведение анализа внеклассного мероприятия — обязательное организационное условие, создающее предпосылки для:

  • повышения результативности воспитательной деятельности с учетом индивидуальных факторов;
  • эффективного выявления недостатков работы по направлению;
  • прогнозирования результатов взаимодействия с ученическим коллективом.

Анализ внеклассного мероприятия по ФГОС

Выявление уровня педагогического влияния на показатель воспитанности школьников обусловливает необходимость систематического проведения анализа внеклассных мероприятий по ФГОС. Понимание методики реализации контрольно-оценочной функции такого типа первоочередно требуется заместителю директора школы по воспитательной работе, классным руководителям, педагогам-организаторам, учителям начальной школы, педагогам дополнительного образования для изучения эффективности взаимодействия с классом, успешного прогнозирования педагогической тактики и достижения поставленных образовательных результатов. При этом качество разбора внеурочной активности во многом зависит не только от точности следования типовым алгоритмам, но и уровня вовлеченности ответственного специалиста в особенности воспитательной работы в школе.

При проведении анализа внеклассного мероприятия важно понимать, что все виды досугово-развивающей деятельности являются составляющими сложного комплекса воспитательной деятельности, направленной на моделирование личности школьников. Содержание и порядок проведения мероприятия должны быть подчинено конкретной цели и значимым практическим задачам. В рамках реализации выбранной воспитательной стратегии педагог вправе использовать различные методы воздействия на учащихся, подобранные с учетом возрастного фактора и не несущие угрозы конституционным правам подрастающего поколения граждан.

Анализ внеклассного мероприятия следует осуществлять с учетом, что любой вид воспитательной деятельности концептуально является сложной структурной единицей, формируемой из нескольких взаимосвязанных этапов — постановки цели, планирования, организации, проведения и подведения итогов. Таким образом, контрольно-оценочные действия целесообразно осуществлять в соответствии со следующим алгоритмом:

1. Уточнение предшествующей педагогической ситуации, обусловливающей содержание целевых установок.

Для каждого классного коллектива характерно прохождение определенных этапов становления и развития, определяющихся внутренними и внешними факторами. Плотность и характер взаимодействия зависят скорее не от возраста детей, а от их интересов, уровня толерантности, глубине педагогического воздействия, факта случаев буллинга и других разобщающих ситуаций. В свете этого возникает понятие адресности внеклассных мероприятий, которые даже в условиях грамотной постановки целей, задач и их образцовой реализации могут оказаться малорезультативными, что, впрочем, редко принимается во внимание проверяющей стороной. Чтобы избежать проведения поверхностного анализа внеклассного мероприятия по образцу, следует обратить внимание на социальную и педагогическую значимость цели, определить возможность ее достижения в конкретных условиях и за указанный промежуток времени. При оценивании целевой установки рекомендуем обратиться к типовым критериям эффективности планировочных действий, разработанных для воспитательных мероприятий:

  • оптимальный показатель — задачи, содержание, тема выбранного варианта досуговой активности обусловлены результатами анкетирования (опроса) класса, самостоятельных наблюдений педагога;
  • допустимый — мероприятие организуется в соответствии с планом, предшествующая педагогическая ситуация принимается во внимание, но не в полной мере;
  • критический — совместная деятельность с детьми организуется без анализа, по «указке» сверху или в соответствии с красной датой календаря.

Выявление мотивов, определяющих вектор педагогической практики, не включается в стандартные образцы анализа внеклассного мероприятия по ФГОС, но такое организационное решение в полной мере соответствует духу Стандарта ввиду сознательного отказа от формализма в пользу повышения показателей результативности педагогического труда. Чтобы выявить, соответствуют ли цели выбранного вида воспитательной активности реальным потребностям ученического коллектива, проверяющий может посредством наблюдения, проведения индивидуальной беседы с ответственным педагогом.

2. Анализ этапа планирования внеклассного мероприятия.

Этап планирования имеет первостепенное значение: с одной стороны, тщательная проработка структуры и содержания значительно упрощает достижение поставленной задачи даже при изменении некоторых условий, с другой, привлечение к подготовительному этапу школьников способствует формированию чувства коллективизма, ответственности, готовности работать на результат. Чтобы оценить, насколько удачно осуществлено планирование внеклассного мероприятия, следует выяснить, какие задачи по воспитанию и обучению уже поставлены перед классом, посмотреть опорный конспект с параллельным оцениванием выбранных педагогических методов (целесообразно ли их применение для достижения целевой установки), выяснить, привлекались ли дети к подготовке данного вида активности, и если да, то в какой мере, а также установить, имеется ли связь организуемого мероприятия и ранее реализованных форм внеурочной деятельности.

3. Оценивание организации мероприятия.

В ходе анализа внеклассного мероприятия в школе согласно ФГОС очень важно оценить управленческую сторону работы педагога: знает ли он основные требования к организационной деятельности, насколько успешно использует эти знания и какую роль отводит себе (ведущего или ведомого). Не менее важный аспект, требующий детального рассмотрения, — действия учителя, направленные на повышение инициативности детей (распределение ролей, выдача поручений, создание доверительной обстановки, способствующей общению, поднятие волнующих вопросов). Проверяющему специалисту следует обязательно побеседовать с ответственным педагогом, выявить, какие трудности возникли при организации и насколько сильно они сказались на возможности достижения главной цели мероприятия.

4. Анализ проведения.

Данный этап является наиболее ярким, ведь именно в ходе реализации хорошо заметны все достоинства и недостатки мероприятия, организационные недочеты и широта планирования. Анализ внеклассных мероприятий в школе удобнее всего делать по образцу, опираясь на готовые бланки-таблицы и алгоритмы, которые будут представлены нами позже.

Карта анализа внеклассного мероприятия

При заполнении данной карты следует обратить внимание на такие моменты:

  • наличие элементов оформления или других изменений убранства помещения, выполненных в рамках подготовки к мероприятию;
  • успешность реализации триединой цели (воспитательной, образовательной и развивающей);
  • четкость постановки задач перед участниками, убедительность подачи материала;
  • достоинства и недостатки мероприятия, причины их возникновения (например, соответствие формы и содержания выбранной формы досуговой активности, удачный подбор педагогических средств, сохранение связи с предыдущими мероприятиями, профессиональное мастерство учителям).

5. Подведение итогов.

Данный этап анализа внеклассного мероприятия призван обеспечить условия для закрепления положительного опыта, развития самокритичности, сознательности, ответственности. Обучающий момент для школьников состоит в умении критически оценивать свои усилия и достижения, выделяя составные части одного элемента деятельности, подводить итоги, высказывать свои пожелания и намечать дальнейшие перспективы для внешкольного взаимодействия. В ходе рефлексии проверяющему лицу следует оценить уровень активности учащихся, способности школьников к анализу деятельности одноклассников и собственных усилий, а также поведение педагога касательно организации рефлексивной практики.

Хочется отметить, что представленный вариант проведения анализа внеурочного мероприятия является рекомендуемым, но не единственно допустимым. Совокупность данных, полученных в ходе реализации всех этапов деятельности педагога по подготовке формы досуговой активности, позволяет получить полную картину работы по направлению за краткий период, но в перспективе требует значительных временных затрат и может создать дополнительную нагрузку на участников образовательного процесса. Поэтому в качестве альтернативы целесообразно использовать другие, менее трудоемкие схемы анализа, разработанные российскими методистами и педагогами.

Схемы анализа внеклассного мероприятия

Методическая копилка отечественной педагогики содержит различные варианты схем проведения анализа внеклассных мероприятий — алгоритмов, содержание которых пересматривается в соответствии с изменением образовательного пространства. Оценивание форм воспитательной работы в школе традиционно ведется согласно двум подходам: психолого-педагогическому и предметно-содержательному. Анализ с доминирующей психолого-педагогической составляющей необходим, если важно пристально рассмотреть методическую составляющую, профессионализм ответственного учителя и целесообразность применения того или иного педагогического подхода. В противовес ему предметно-содержательный анализ предусматривает пристальную фокусировку непосредственно на содержании мероприятия, он необходим при оценивании новаторских форм досуговой активности.

Схема анализа внеклассного мероприятия авторства Ю. Самсонова, Т. Тучковой

  1. Перечень участников мероприятия. Необходимо указать класс, возраст детей, их количество, добровольность участия.
  2. Тема и цель проводимой формы досуговой активности. Обоснование целесообразности проведения данного мероприятия с учетом предшествующей педагогической ситуации. В данном пункте целесообразно актуализировать внимание, от кого исходила организационная инициатива — детей, учителя, представителей родительской общественности.
  3. Программа и структура мероприятия, перечень используемых мотивационных средств.
  4. Прогнозируемый результат. Проверяющему следует акцентировать внимание, поддерживает ли педагог в ходе воспитательной работы культурное выражение эмоций участниками, стимулирует ли развитие познавательных потребностей и выражение реализацию творческих способностей. Также в готовом анализе внеклассного мероприятия следует выделить, какое эмоциональное состояние царит в коллективе до, в процесс проведения и после мероприятия.
  5. Своеобразие данной формы взаимодействия (формирование общешкольных традиций, приобщение к национальной культуре, создание торжественной обстановки, укрепление внутриколлективных связей).
  6. Оснащенность мероприятия, адекватность, разнообразие и эффективность выбранных средств воздействия.

Алгоритм психолого-педагогического анализа воспитательного мероприятия (автор — Г.М. Коджаспирова)

  1. Тема и форма мероприятия, методическое обоснование.
  2. Цели и задачи педагогической работы.
  3. Организационные момент, отражающие уровень подготовки участников: уровень вовлеченности школьников, наличие наглядного оформления или иных вспомогательных средств (ИКТ).
  4. Содержание воспитательного занятия и порядок его реализации. Целесообразно указать, соответствует ли структура мероприятия целевым установкам, охарактеризовать воспитательную ценность материала и эмоциональную насыщенность, наблюдается ли интерес учащихся к предложенным формам работы, а также насколько точно подобраны методические методы и приемы с учетом возрастного и индивидуального фактора.
  5. Характеристика личности педагога и уровень его профессионального мастерства (владение материалов, убедительность изложения, эмоциональность, открытость, инициативность, способность находить контакт с учащимися).
  6. Оценка педагогической ценности занятия, его с места в структуре воспитательной работы.

Анализ внеклассного мероприятия эстетической направленности (схема Ю. Самсонова)

  1. Конкретность целевых установок мероприятия, их соответствие возрастным и индивидуальным образовательным потребностям детей. Адекватность восприятия поставленных педагогом задач учениками — активными и пассивными участниками.
  2. Характеристика подбора эстетических явлений, используемых в ходе ознакомления детей со словесными, художественными, музыкальными произведениями искусства, возрасту и культурному уровню школьников.
  3. Наличие условий для самореализации детей в различных видах и жанрах творческой деятельности, в интеллектуальном, эмоциональном, художественно-эстетическом аспектах.
  4. Характер обсуждения проблем, связанных с произведениями-образцами. Их актуальность, значимость и соответствие интересам учеников. Возможность выражения детьми своих мыслей и чувств.
  5. Соотнесение количества исполнителей с числом «зрителей».
  6. Возможность дальнейшего использования выбранного художественно-эстетического содержания мероприятия для совершенствования учащихся.

Опираясь на типовые схемы, представленные выше, можно вывести комплексный анализ внеклассного мероприятия по ФГОС, использование которого позволяет создать оптимальные условия ведения педагогического процесса без повышения фактической и эмоциональной нагрузки на детей и педагогов. Практика доказывает, что представление педагогам схемы анализа является высокоэффективной организационной практикой: сотрудники, ответственные за проведение тех или иных форм воспитательной работы, имеют опорные средства для самооценки деятельности, что способствует общему улучшению результативности и обеспечивает комфортные условия для конструктивного взаимодействия внутри коллектива. Таким образом, чтобы обеспечить соблюдение требований ФГОС и создать оптимальные условия для воспитательной активности в школе, заместителю директора по воспитательной работе следует разработать, утвердить и представить на суд педагогического коллектива усредненную схему анализа досугово-развивающих мероприятий, соответствующую реалиям ведения воспитательной работы.

Документы образовательной организации

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Организация и контроль качества образовательной деятельности».

Кабинет информатики в школе

Пример схемы анализа внеклассного мероприятия

I. Общие сведения

  1. Название мероприятия, дата и место его проведения.
  2. Данные об ответственном педагоге.
  3. Состав участников (класс, группа учащихся, объединенных общим интересом).
  4. Характеристика деятельности (базовая, что делает мероприятие важной частью воспитательной системы, или эпизодическая).
  5. Целевые установки (формирование каких качеств личности, коллективных связей предусматривает выбранная форма работы).
  6. Психолого-педагогическое обоснование структуры и содержания мероприятия (соответствие общим образовательным задачам, возрасту и уровню развития учащихся).

II. Анализ подготовки мероприятия

  1. Кто выступил инициатором, какова роль учащихся в подготовке данного вида воспитательной работы.
  2. Включала ли методика подготовки этапы планирования и разработки. Сделать обоснованный вывод по данному пункту поможет анализ конспекта внеклассного мероприятия, который проверяющий вправе запросить у педагога.
  3. Удалось ли учителю в рамках подготовительного периода вызвать заинтересованность учащихся, добиться осознания ими важности предстоящей деятельности.

III. Ход мероприятия

  1. Насколько четко, убедительно и эмоционально были раскрыты перед участниками цели и задачи предстоящего вида активности?
  2. Как можно охарактеризовать ход мероприятия (активно или безинициативно, интересно или скучно, содержательно или бесполезно).
  3. Какие навыки, умения и социальные установки приобрели дети в ходе мероприятия, к каким видам общественно полезной деятельности их удалось привлечь.
  4. Каких результатов деятельности удалось достичь по итогу.
  5. Как выбранная форма совместной деятельности сказалась на личностном взаимодействии участников воспитательного процесса, уровне сплоченности коллектива?
  6. Имело ли воздействие мероприятие на отдельных учащихся (при условии актуализации проблемных моментов).
  7. Роль и место педагогов, приглашенных участников в реализации организованной деятельности.
  8. Ценность методической работы, ее соответствие целевым установкам и педагогической ситуации, уровню развития детского коллектива.

IV. Общая оценка воспитательного мероприятия

  1. Указать, удалось ли достигнуть озвученных целей и задач, благодаря (вопреки) каким факторам.
  2. Общая оценка воспитательной ценности проведенной работы.
  3. Психолого-педагогические выводы, предложения по оптимизации коллективной деятельности.

V. Анализ работы педагога.

  1. Перечень личностных черт педработника, обусловивших характер взаимодействия с учащимися во время занятия.
  2. Описание профессиональных качеств, которые были проявлены в ходе коллективного взаимодействия.
  3. Имели ли место случаи нетактичного поведения педагога.
  4. Способствовало ли или мешало психическое состояние учителю проведению воспитательной работы, и почему.

В завершение хочется отметить, что оценивание форм воспитательной деятельности может быть выполнено и в условиях щадящего охранительно-педагогического режима. Например, анализ внеклассного мероприятия в начальных классах допускается проводить по упрощенной схеме, указывая только наиболее значимые моменты. Чтобы упростить задание проверяющим, следует сделать типовый бланк с пустыми строками, предназначенными для заполнения следующих данных:

  1. Дата проведения анализа мероприятия.
  2. ФИО ответственного педагога.
  3. Количество присутствующих учеников.
  4. Форма занятия.
  5. Привлеченные участники.
  6. Триединая цель занятия (воспитательная, развивающая, обучающая).
  7. Организация подготовки (степень участия в мероприятии детей, наличие наглядного оформления, использование средств ИКТ и прочее).
  8. Содержание проведения занятия. По данному пункту предусмотрено указание коротких характеристик по ряду пунктов: соответствие содержания занятия целевым установкам, познавательная и воспитательная ценность подобранного материала, эмоциональная насыщенность, интерес учащихся к занятию и их активность, целесообразность применения выбранных методических приемов и методов.
  9. Особенности личности педагога, организовавшего мероприятие.
  10. Педагогическая ценность занятия, его место в системе воспитательной работы.

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Образец анализа внеклассного мероприятия.doc

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.