text

✎ Быстрая подписка на журнал со скидкой 15%! ПОЛУЧИТЬ >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Инновационные технологии в образовании

  • 5 июля 2018
  • 92

Современный уровень развития общества требует использования в практике среднего образования инноваций, опирающихся на достижения психологии, педагогики и экономики. Педагогическая инновация — новая технология обучения, внутрисистемное изменение, которое призвано развивать и улучшать педагогический процесс. Современные инновационные технологии в образовании обоснованы и тщательно отобраны по принципу рациональности организационных форм и содержания. Они ориентированы на результат и призваны:

  • мотивировать учащихся к самостоятельному познанию;
  • повысить практическую ценность изучаемого и уровень образования в целом;
  • стимулировать появление нового поколения детей, а вместе с тем способствовать повышению мастерства педагогов;
  • активизировать учебно-познавательную деятельность детей.

Инновационные педтехнологии в российском образовании спровоцированы социально-экономическими новациями, вхождением общеобразовательных учреждений в рыночные отношения, систематическим изменением состава и объема учебных дисциплин, гуманизацией образовательного процесса, трансформацией роли учителя.  

Инновационные технологии в образовании: суть понятия

Несмотря на то, что советская, а после и российская система образования считалась одной из лучших в мировой практике, она нуждается в реформации. Консерватизм мешает передовым тенденциям — дополненной реальности, интерактивным доскам, онлайн-обучению, электронным тетрадям и учебникам, инновационным технологиям в образовании — быть задействованными в процессе обучения.

При этом новшества уже стоят на пороге образовательных учреждений и ждут апробации. Одним из таких нововведений может стать электронная карта ученика, которая станет универсальным мультипаспортом, пропускающим детей на занятия, помогающим оплачивать услуги школьной столовой, а также выступит в роли электронного дневника. Внедрение подобного технологического решения позволит учащимся и их родителям в режиме онлайн контролировать академическую успешность ребенка, домашнее задание, расписание занятий.

Однако пока массового появления электронных карт ждать не стоит, инновационные технологии в школе в первую очередь затрагивают образовательный процесс, поскольку развитие личности зависит от эффективности составления учебных программ, профессионализма учителя, набора апробированных методов обучения и индивидуальных психологических факторов. В связи с этим возникает потребности в поиске передовых образовательных технологий, отвечающих потребностям учеников и включающих интегрированные средства, идеи, способы организации обучения и участников этого процесса.  

Значение педтехнологии распространяется не только на учащихся, но и на педагогов. Функции технологий:

  1. организационная — педагоги и учащиеся организуют совместную и индивидуальную учебную деятельность;
  2. проектировочная — участники образовательного процесса прогнозируют результаты обучения и принципы педагогического взаимодействия;
  3. коммуникативная — взаимодействие учеников между собой и представителями педагогического коллектива;
  4. рефлексивная — самооценка и самоанализ учащихся и педагогов, оценка собственных достижений и неудач;
  5. развивающая — формирование необходимых для всестороннего развития условий, обеспечение непрерывного самообразования педагога и учеников.

Методы инновационных технологий в образовании

Сравнение традиционных и инновационных технологий в образовании говорит в пользу последних. До реформации системы образования школьное обучение использовало репродуктивный и пояснительно-иллюстративный методы, каждый из которых предполагал передачу готовых знаний учащимся, рассеивал внимание, обеспечивал нагрузку на память, работу в среднем темпе обучения:

  • репродуктивный — не развивает мыслительный и творческий процесс, хотя отчасти стимулирует учеников на добычу информации;
  • пояснительно-иллюстративный — педагог передает учащимся готовую информацию различными доступными способами (устно, наглядными средствами, посредством печатного слова) а дети фиксируют в памяти то, что осознают.  

В результате традиционных методов самостоятельность учеников находится на незначительном уровне, обеспечивая только частичное усвоение материала и полное неумение самостоятельно добывать знания и принимать решения. В отличие от них, методы инновационных технологий в образовании демонстрируют интеграцию интерактивных и активных форм работы, которые предусматривают деятельностный подход и максимальное вовлечение детей в процесс добычи знаний, а также использование всех индивидуальных средств обучения (ПК, тетрадей, учебников, интерактивных средств).

Передовые технологии подразумевают освоение знаний в процессе сотрудничества с другими учениками и партнерства с учителем, они стимулируют познавательный интерес, учат самостоятельно добывать, а после обобщать и классифицировать материал, дискутировать на тему него, отстаивая собственные взгляды. Чаще всего на уроках они реализуются через:

  • уроки-экскурсии, уроки-путешествия;
  • групповые задания, работу в мини-группах или парах;
  • упражнения, требующие креативного (творческого) подхода;
  • деловые, дидактические, образовательные игры;
  • использование средств наглядности, интернет-источников, видеоматериалов.

Наглядная демонстрация различий между инновационными и традиционными методами обучения выглядит следующим образом:

Традиционные Новаторские
Цель Формирование навыков и умений, получение знаний Развитие способности ставить образовательные цели, разрабатывать задачи и достигать их решения, в том числе и в нестандартных ситуациях
Формы работы Индивидуальные, фронтальные (работа со всем классом) Коллективные (совместная деятельность), групповые
Методы Информационный, пояснительно-иллюстративный, репродуктивный Исследовательский, проблемно-поисковый, частично-поисковый, проблемного изложения
Основной вид деятельности Воспроизведение, освоение Творческий, проблемный, продуктивный
Способы освоения материала Работа по алгоритму, заучивание и репродукция заученного Поисково-исследовательская работа, рефлексия
Задачи педагога Хранить традиции и нормы, быть носителем информации, передаваемой ученикам Консультировать, быть организатором исследовательской деятельности, сотрудничества
Действия ученика Пассивное восприятие передаваемой учителем информации, отсутствие интереса и мотивации к познанию Интерес к учебной деятельности, мотивация к личностному росту, активная исследовательская позиция

Инновационные методы обучения — способы сотрудничества учеников и учителя, делятся на:

  1. Организационные — словесные (беседа, объяснение, рассказ, работа с книгой), наглядные (демонстрация видеоматериалов, наблюдение, изучение наглядного материала), практические (лабораторные и самостоятельные работы, письменные и устные упражнения).
  2. Контролирующие — устные (фронтальный или индивидуальный опрос), письменные (диктант, изложение, сочинение, самостоятельная или контрольная работа), лабораторный контроль (опрос, тест, лабораторная работа).
  3. Стимулирующие — интеграция организационных методов, необходимая для повышения мотивации к учебной деятельности.

Классификация инновационных технологий в образовании

Суть педтехнологии заключается в основополагающей роли, поскольку именно на ней выстраивается весь педагогический процесс, обеспечивается достижение поставленных целей. Она характеризуется системностью, целенаправленностью, целостностью, эффективностью, научной обоснованностью и проектируемостью.

Классификация инновационных технологий в образовании является вариативной, поскольку все технологии несут в себе авторские особенности и были созданы в разное время. Методисты различают технологии: по технологическим моделям, компонентам методсистемы, принципам сочетания с традиционными методиками.

Как правило, современные инновационные технологии в образовании делятся по объему охвату новаторских мероприятий на частичные, глобальные, массовые, фундаментальные, а также по способу возникновения на плановые и стихийные.  

По принципу возникновения передовых технологий они делятся на:

  1. Технологии демократизации и гуманизации взаимоотношений педагогов и учащихся, ставящие приоритет на индивидуальный подход, процессуальную ориентацию. Сюда относят педагогику сотрудничества, личностно-ориентированные технологии, гуманно-личностные технологии.
  2. Педтехнологии, активизирующие ученическую деятельность — проблемное обучение, игровые технологии, коммуникативное обучение.
  3. Технологии, которые опираются на управление образовательным процессом и эффективность его организации, — дифференцированное обучение, информационно-инновационные технологии в образовании, коллективные и групповые методы, индивидуализации обучения.
  4. Природосообразные, применяющие принципы народной педагогики и естественный ход развития детей.

Управление образовательной организацией

Новые возможности для карьерного роста

 

Попробуй бесплатно! Учебная программа "Инновации. Роль руководителя в инновационном развитии общего образования". За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Инновационные педагогические технологии в современном образовании

Глубинные социальные и экономические процессы, которые переживает современное общество, находят отражение в методологии образования, склоняя его к личностно-деятельностному подходу и общей гуманизации учебно-воспитательного процесса. Инновационные педагогические технологии в современном образовании:

  • ориентированы на реализацию природных способностей и возможностей ребенка;
  • призваны подготовить его к успешной в жизни в постоянно меняющемся мире;
  • развивают творческий подход к решению задач, механизмы новаторства и нешаблонного мышления;
  • стимулируют навыки ориентирования в полученной информации, самостоятельной ее систематизации.    

Инновационные технологии в образовании

Инновационные процессы в образовании должны объединять и методологическую, и практическую сторону вопроса, подчеркивать возрастающую роль учителя как воспитателя, советчика и консультанта, а также разработчика, автора и пропагандиста передовых технологий. Сегодня ключевое значение имеет не транслирование рекомендованных министерством новшеств, а разработка собственных педагогических инноваций.

Виды инновационных технологий в образовании

Современное преподавание отказывается от ориентирования на «среднего ученика», стремясь донести информацию до каждого и в равной степени эффективно. Важно не только передавать и стимулировать получение знаний, но помогать детям получать коммуникативные и адаптивные навыки, умение находить выход из конфликтных ситуаций, преодолевать стрессы, воспринимать информацию в интерактивном режиме. Для этого образовательный процесс использует десятки новаторских технологий, среди которых особое место занимают десять основных. Объем и количество инновационных технологий зависит от статуса школы и консерватизма ее администрации.

Инновационные технологии в образовании

Информационно-инновационные технологии в образовании

Информационно-коммуникативные или ИКТ технологии — интеграция информатики в ход освоения других учебных предметов. ИКТ относится к передовым способам передачи и получения знаний, согласно которому ученики самостоятельно ищут источники новой информации, воспитывая в себе ответственность и самостоятельность. Информационные технологии успешно интегрируются в другие области, способствуя глубокому и всеобъемлющему освоению материала.  

Дети активнее усваивают материал, который видят на интерактивной доске или экране монитора. Компьютерные программы позволяют моделировать жизненные и учебные ситуации, делать обучение индивидуально ориентированным. Информационно-коммуникативные технологии находят отражение в:

  1. Уроках-визуализациях — изучение материала, которое сопровождается демонстрацией аудио-, фото- или видеоматериалов.
  2. Практических уроках, на которых результаты исследовательской или проектной деятельности представляются в виде презентации.

Для эффективного использования ИКТ педагогам следует сформировать у себя азы информационной культуры личности, чтобы успешно выступать наставником детей в вопросах компьютерных программ, используя которые он сможет оформлять документацию, формировать иллюстративный материал к урокам, создавать презентации, обмениваться опытом с коллегами.

Личностно-ориентированные технологии

Личность ребенка является центральной в образовательной системе, в соответствии с потребностями и возможностями которой формируются безопасные и комфортные условия развития, создаются индивидуальные программы обучения.  

Согласно личностно-ориентированной инновационной технологии в образовании в школе, педагог концентрируется на стимулировании эмоциональных возможностей и раскрытии творческого потенциала ребенка, он направляет подопечных. Учитель создает условия, необходимые для:

  • выбора правильного способа действий на уроке;
  • беспристрастной оценки границ собственного «Я»;
  • принятии ответственности;
  • справедливой оценки своей и чужой деятельности.

Учитывая возраст, психотип, уровень интеллектуального развития, способностей, такой подход позволяет сформировать инициативных и ответственных учащихся. Ведущей целью является становление личности, развитие коммуникативных, мыслительных и творческих способностей детей. Реализация педтехнологии возможна при условии:

  • приоритета самобытности и индивидуальности ребенка;
  • единства учения и обучения;
  • сложной диагностической работы по выявлению социального опыта учащихся;
  • взаимодействия субъектного и исторического опыта;
  • развития личности ученика через преобразование субъектного опыта и его постоянное обогащение.

Технология опирается на субъектный опыт ученика, его сравнение и анализ. Именно поэтому педагоги проектируют работу, обеспечивая максимальную свободу для освоения знаний учениками, демонстрацию избирательности к форме и виду материала. Эффективная реализация технологии строится на принципах структуризации, алгоритмизации, креативности, активизации и деятельностной направленности. Личностно-ориентированное обучение реализуется в форме: разноуровневого и модульного обучения, коллективного «взаимообучения» и полного освоения знаний, благодаря чему адаптируются к потребностям и способностям учеников.  

Игровые технологии

Игровая деятельность чаще используется в начальной школе, поскольку у младшеклассников она является превалирующей, помогая осваивать новую информацию и получать знаний. Однако внедрение в образование инновационных технологий позволило использовать игровые формы в средней и старшей школе. Игра — важный механизм воспитания и обучения, который требует от учителя предварительной разработки сюжета и правил, подготовки реквизита. Наиболее востребованные игровые формы — уроки-путешествия и уроки-соревнования.

Технологии игры находятся в тесном взаимодействии с дидактическими. Так, дидактические игры стимулируют интерес к изучаемому, реализуют развивающую и образовательную функции. Средством игры становится материал урока, дидактическое задание становится условием успешного участия в ней. Согласно функциональной и смысловой нагрузке игры могут быть диагностическими, коммуникативными, расслабляющими, эмоциональными, терапевтическими, культурно-социологическими.

Опытные педагоги используют игровые приемы, чтобы:

  • в форме игровой задачи поставить дидактическую цель;
  • учебную деятельность подчинить игровой форме и правилам;
  • ввести соревновательный элемент в процесс обучения, сделав игровым результатом успешность выполнения задания;
  • использовать изучаемый материал в качестве игрового средства.

Игровая деятельность уместна на любом этапе урока, поскольку предполагает эмоциональность, чувство удовлетворения от достигнутого результата или сопереживания, повышает интерес к изучаемому и концентрацию внимания детей. Дидактические игры облегчают усвоение материала, делают процесс преодоления учебных затруднений увлекательным.

Технология проблемного обучения

Согласно дидактической системе проблемного обучения учитель проектирует проблемные ситуации, стимулирующие осознанное освоение знаний и получение новых навыков учащимися. Проблемная ситуация вынуждает ученика искать новые или углублять имеющиеся знания, чтобы эффективно решить поставленную задачу. Ученик осознает противоречие между имеющимися у него навыками и знаниями и теми, что требуются для решения. Самостоятельное изучение материала или учительское пояснение предшествует созданию проблемной ситуации. Проблема должна интересовать учеников, сподвигать их к познанию, а решение проблемы — быть связано с определенным познавательным затруднением, которое нуждается в мыслительной активности детей.

Поскольку главная цель инновационных технологий в образовании — стимулирование познавательной активности, проблемное обучение как нельзя лучше отвечает ей, поскольку для освоения сложных знаний применяется определенная система освоения:

  • сложные упражнения делятся на мелкие;
  • в одной проблеме может быть только один неизвестный элемент;
  • информация, полученная учениками самостоятельно или от учителя, должна дифференцироваться.

Проблемное обучение является частью урока, а одним из методов такого обучения является эвристическая беседа.

Здоровьесберегающие технологии

Технология сохранения здоровья учеников предполагает ответственность педагогов за соответствие физиологических особенностей детей специфике учебного процесса. Учители должны стремиться к физиологическому ходу урока, всячески предотвращать психологические и физические недуги учеников, активно внедрять профилактические меры.

Здоровьесберегающие инновационные педагогические технологии в образовании предполагают:

  • оптимизацию учебной нагрузки;
  • снятие повышенной утомляемости и стресса;
  • профилактику физического и эмоционального переутомления;
  • обучение методикам контроля своего состояния.

В результате комплексного воздействия выпускник школы должен быть не только здоров, но и уметь следить за состоянием своего здоровья, осознавая важность ведения здорового образа жизни.

Если здоровьесберегающие технологии не используются или реализуются на недостаточно уровне, дети не могут сконцентрироваться на заданиях, демонстрируют рассеянность, отсутствие смекалки и креативности, не могут настроиться на учебу после перемены или урока физкультуры. Однако для правильной реализации педтехнологии методики сохранения детского здоровья должны быть адаптированы для определенного возраста, а учителю не стоит проявлять излишнюю авторитарность. Педагогу достаточно своевременно определить наличие проблемы и помочь ребенку (детям) сбалансировать учебные нагрузки.  

Коррекционные технологии

Для снятия психоэмоционального напряжения в классе используются коррекционные технологии. Все они направлены на детскую экспериментальную деятельность, в ходе которой ученики смогут принять непосредственное участие, а также увидеть результат своих трудов. Коррекционные технологии опираются на методы наблюдения, игровое обучение, беседы, моделирование, трудовые поручения и творчество. Сложный материал в увлекательной форме воспринимается через искусство, применение художественных образов.

Среди всех видов коррекционных инновационных технологий в образовании свою эффективность доказали:

Арт-терапия
Арт-уроки способствуют развитию творческого подхода, высвобождению творческо-энергетических резервов, эффективному взаимодействию детей, выражению своего отношения к предмету или материалу посредством художественных образов. Арт-терапия в школе опирается на:
  • творческое взаимодействие учеников и педагога;
  • упоминание учителем элементов (предметов) искусства в ходе объяснения материала;
  • использование различных видов творчества в процессе изучения материала. 
Реализуя коррекционную технологию арт-терапии, чаще всего педагоги используют виртуальные путешествия, театрализованные постановки, прикладные виды детского творчества и моделирования. В равной степени эффективны самостоятельная творческая деятельность и создание художественных образов на школьных уроках. 
Музыкальная терапия
На уроках целостно или изолированно музыка применяется в качестве коррекционного средства, помогая:
  • установить контакт с детьми, способствовать формированию межличностных взаимоотношений в классе;
  • улучшить речевую функцию, память;
  • благотворно повлиять на эмоциональный фон — заинтересовать, мотивировать или успокоить;
  • развить творческие, музыкальные, эмпатические и коммуникативные способности учащихся;
  • повысить самооценку детей.
Музыкотерапия особенно актуальна в работе со сложными учащимися, она оказывает мощное успокаивающее воздействие на замкнутых или гиперактивных детей. На уроках учителя используют технические средства воспроизведения музыки, либо же импровизируют с помощью музыкальных инструментов и голоса.
Логоритмика
Технология преодоления речевых нарушений посредством развития двигательной сферы в сочетании музыки и слова. Логоритмическое воздействие преследует цель:
  • развить музыкальный, динамический, фонематический слух;
  • развить мелкую моторику, мимику, выразительность и пространственное выражение движений;
  • сформировать речевую моторику как основу артикуляции и фонационного дыхания;
  • сформировать слухо-зрительно-двигательную координацию. 
Занятия логоритмикой систематически проводятся при участии музруководителя и педагога, либо же являются частью урока, опираясь на лексические темы и выступая игровой и тематической целостностью.
Цветотерапия Технология используется для снятия раздражительности, апатии, агрессивности. Для укрепления психофизического здоровья учеников используются методы цветовой медитации и визуализации, которые позволяют всего за 10 минут оказать максимальное воздействие на центральную нервную систему. 
Посредством цветотерапии учителям удается мотивировать детей к творческой инициативности и художественной деятельности, создать благоприятный психоэмоциональный фон в классе.  
Сказкотерапия
Технология используется для интеграции личности ребенка, его социализации, приобретения знаний о законах жизни, расширения сознания и развития творческих способностей. Сказкотерапия на уроках применяется для:
  • снятия тревожности, чувства апатии, агрессивности;
  • формирования благоприятных взаимоотношений с окружающими;
  • развития эмоциональной саморегуляции.
Учителя используют дидактические, художественные, медиативные, психотерапевтические и психокоррекционные сказки. Они используются в качестве метафоры, задействуются в художественной деятельности, становятся предметом обсуждения, пересказа, драматизации и анализа. 

Интерактивная или групповая технология обучения

Диалоговые формы процесса познания являются ключевыми в реализации групповых образовательных технологий — деловых игр, игрового моделирования, дискуссий, работы в группах, «мозгового штурма». Эти педтехнологии позволяют каждому ученику:

  • принять участие в работе, высказать свое мнение и выслушать чужое;
  • развить собственные коммуникативные навыки, толерантность, терпимость, умение слушать и слышать;
  • выработать навыки коллективного творчества и эффективного сотрудничества;
  • выступать в активной роли деятеля, а не наблюдателя.

Групповое взаимодействие в рамках интерактивной учебной деятельности предполагает индивидуальную работу, взаимодействие в парах и последующее принятие коллективных решений. В группах имеются роли (мудрец, наблюдатель, деятель, эксперт, мыслитель), каждую из которых должны опробовать все участники работы.

Учитель помогает сформировать группы, в которых слабым ученикам подбирают доброжелательных и терпеливых партнеров, а для получения интересного и живого обсуждения намеренно объединяют учащихся с противоположными взглядами.

Интерактивная технология, позволяющая сформировать толерантную, коммуникабельную личность с мощными организаторскими и лидерскими качествами, находится в тесной взаимосвязи с технологией коллективного взаимообучения. Последняя способствует повышению ответственности за успехи минигруппы (пары) и результаты коллективного труда, позволяет сформировать беспристрастную оценку личности, развить мыследеятельность, задействовать предыдущие знания и опыт, активизировать логическое мышление и память.

Парная работа выстраивается в трех направлениях:

  1. Статическая пара — ученики объединяются и распределяют роли по своему желанию, потому при наличии взаимного расположения могут успешно взаимодействовать сильный и слабый, два сильных или два слабых учащихся;
  2. Динамическая — для выполнения задания, состоящего из четырех частей, выбирают четверых учеников, каждый из которых обсуждает упражнение с партнерами по заданию, подстраиваясь под индивидуальные особенности одноклассников для достижения максимального результата;
  3. Вариативная — каждый участник группы из четверых учеников получает индивидуальное задание, правильность выполнения которого обсуждает с педагогом, а после проводит взаимообучение одноклассников членов группы.

Кейс-метод

Метод кейса (case study) — инновационная технология в образовании, примеры которой позволяют находить проблему и пути ее решения или разрабатывать решение проблемы, когда она уже поставлена. В процессе реализации педтехнологии ученики получают от учителя пакет документов, который разбирают в индивидуальном порядке, в составе группы или фронтально, представляя итоги работы в устной или письменной форме.  

Изучать кейсы, источникам которых могут быть не только готовые разработки, но и кинофильмы, произведения искусства, литературные произведения, научная или медийная информация, дети могут заранее или непосредственно в классе. Кейс-метод опирается на реальные и жизненные проблемные ситуации и предусматривает:

  • открытое обсуждение обозначенных в документах проблем;
  • получение опыта классификации, анализа и выделения информации;
  • всесторонний анализ полученной информации с последующим формированием аналитических навыков;
  • умение интегрировать имеющиеся навыки и знания, приобщение логики и творчества;
  • получение навыка принятия взвешенных решений.

Исследовательская технология

Проектная деятельность реализует главные задачи инновационных технологий в образовании — стимулирование познавательного интереса, мыслительных процессов и самообразования, творческих способностей посредством планирования и осуществления проектов, формируя ключевые компетенции, которые соответствуют интересам ребенка. Метод проектов позволяет сформировать и развить:

  • поисковые умения;
  • навыки рефлексии;
  • практику сотрудничества;
  • организаторские способности;
  • коммуникабельность;
  • презентационные навыки.

Образовательный процесс, согласно технологии проектной деятельности, строится на диалоге учителя и ребенка, который учитывает возможности, интересы и индивидуальные особенности учащегося.

Метод проектов опирается на проблемную деятельность, а знания, получаемые в процессе реализации задания, закрепляются в системе знаний о мире и превращаются в личное достояние ученика. Классификация проектов предполагает различные подходы:

  • по тематике они делятся на исследования природных или общественных явлений, культурных и исторических ценностей, семейных взаимоотношений;
  • по длительности на долгосрочные, средней продолжительности и краткосрочные;
  • по числу участников на групповые, парные, фронтальные и индивидуальные.

Проектная технология — это настоящее научное исследование, которое начинается с выбора и обоснования актуальности темы, определения спектра задач и целей, выдвижения гипотезы с последующим ее доказательством или опровержением. Технология позволяет сформировать у учащихся адаптационные способности, навыки ориентирования в сложных ситуациях, работать в коллективе, ставить и достигать поставленных целей.

  • Если проект практически ориентирован, продукт исследования может использоваться в жизни школы или класса.
  • Информационное исследование предполагает сбор материалов о явлении или объекте с последующим анализом и систематизацией информации.
  • Творческий проект опирается на максимальную свободу действий, креативность подхода к презентации результатов работы.
  • Ролевое исследование относится к наиболее сложным, поскольку участникам необходимо перевоплотиться в роли вымышленных персонажей, исторических личностей или литературных героев.

Технология развития критического мышления — портфолио

Программа инновационных технологий в образовании предполагает оценку личных достижений, акцент на рефлексивную деятельность, что связано с реализацией личностно-ориентированного подхода и гуманистической парадигмой обучения. Самоанализ и самооценка способствуют развитию ответственности, волевой регуляции, мотивации к самообразованию и развитию.

Технология портфолио как нельзя лучше отвечает потребностям накопительной системы самооценки достижений, фиксируя результаты учащегося, оценку его работ, прогресс в достижениях и интересах. Создание портфолио требует взаимодействия педагогов, ученика и его родителей, выполняя ряд важных функций:

  • целеполагания — работа в рамках целевого поля, обозначенного госстандартом;
  • мотивации — стимул к взаимодействию и активной ученической позиции;
  • диагностики — фиксация изменений за выбранный период;
  • содержания — раскрывая весь спектр реализуемых работ и ученических достижений;
  • развития — непрерывность самообразования и развития;
  • рейтинговая — демонстрирует диапазон умений и навыков.

Ученики чаще выбирают формы портфолио-самооценки, отчета, достижений и планов. Все они для ребенка служат организатором его учебной деятельности, а для учителя — инструментом оценки. Портфолио предполагает личностно-ориентированный характер, опирается на взаимооценку, самооценку и рефлексивность. Работая над портфолио, ученик демонстрирует навыки структуризации и анализа информации, беспристрастной оценки результатов.

Передовые педтехнологии оптимизируют образовательный процесс, однако не заменяют традиционные методики преподавания, а лишь интегрируются с ними. В результате нагрузка от чрезмерной концентрации на определенной теме у детей снизится, повысится эффективность обучения и общий эмоциональный настрой. При этом важно осваивать и использовать не одну, а сразу несколько новаторских технологий, чтобы повысить эффективность обучения через интеграцию образовательных областей, формирование мобильности и гибкости мышления, изменения мировоззрения учащихся и педагогов.

Узнать больше об образовательных инновациях в школьной практике можно в статьях:
1. Концепция развития школы на основе инновационных технологий управления
2. Инновационная деятельность в школе
3. Инновационные уроки
4. Опыт применения современных педагогических технологий в учебном процессе, направленные на художественно-эстетическое развитие и воспитание школьников
5. Инновационная оценочная деятельность педагога начальной школы

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для работника сферы общего образования.

Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займёт менее 1 минуты! :)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать файл
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Вам открыт свободный доступ
к Справочной системе Образование

Узнайте важные изменения к 2018-2019 учебному году

Получите готовые решения для специалистов образования, которые доступны только подписчикам

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.