text

✎ Конференция для директора школы 2018 >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Что такое образовательная программа

  • 23 июня 2018
  • 303

Ответ на вопрос что такое образовательная программа должен знать каждый, кто имеет отношение к системе образования. Без нее не проходит обучение на всех уровнях. Она содержит всю необходимую информацию, касающуюся процесса обучения.

Образовательная программа отвечает принятому законодательству. В Федеральном законе она обозначается как комплекс характеристик, определяющих не только процесс обучения, но и его результаты. Она определяет недельную нагрузку, распределяет учебный график, содержит критерии оценки и методические материалы. В ней есть информация о количестве предметов, курсов и модулей для каждого класса или группы. Ею руководствуются все участники учебного процесса, ведь она является главным документом каждого учителя и преподавателя. Они планируют свою деятельность, исходя из ее требований и норм.

Такое может иметь образовательная программа определение: документы, определяющие содержание образования конкретного уровня и направленности.

Структура образовательной программы

Образовательные программы отличаются между собой содержанием, но все они составляются по одной структуре:

  • пояснительная записка - первая часть программы, где указывается общая информация о курсе, занимает несколько страниц;
  • ожидаемые результаты - это те умения и навыки, которыми обязаны овладеть ученики или студенты в период ее прохождения;
  • учебный план - исходя из него, планируется распределение материала по дням;
  • блок универсальных действий - обязательная часть, которую проходят все обучающиеся без исключения;
  • блок вариативных предметов и курсов, администрация или общественность выбирают между вариативной составляющей;
  • часть, касающаяся воспитания учеников или студентов;
  • блок о формировании экологической культуры и ЗОЖ у обучающихся;
  • коррекционная часть - методы и формы работы, направлены на коррекцию результатов обучения;
  • критерии оценки - их должен знать обучающий, чтобы всегда максимально объективно оценивать результат работы своих учеников или студентов;
  • внеурочная деятельность - направлена на реализацию ОП;
  • условия, при соблюдении которых гарантируется выполнение ОП.

В высших учебных заведениях она разрабатывается для каждой специальности, и содержит такие пункты:

  • учебный план;
  • рабочая программа для конкретного курса;
  • материалы, направлены на воспитание личности студента, формирование у него социальных навыков;
  • график прохождения учебной и производственной практик;
  • учебный график;
  • учебно-методическая документация, направленных на реализацию технологий обучения.

Виды ОП

Общеобразовательные

Профессиональные образовательные

1)дошкольные

1)начально-профессиональные

2)начальные

2)средние профессиональные

3)основные

3)высшие профессиональные

4)средние

4) послевузовские профессиональные

Основные образовательные программы — это комплексные документы, которые содержат необходимый минимум материалов для каждого учебного учреждения, независимо от уровня его аккредитации, направления деятельности, формы обучения и количества учащихся.

Виды ОП

Те люди, которые работают с ОП, знают, что включает в себя образовательная программа. Но те, которые впервые столкнулись с ней, не знают, из каких разделов она состоит. В самую первую очередь, нужно знать, что обязательный минимум определяется государственными органами. Сроки ее освоение могут быть разными, они регулируются типовыми положениями и образовательными законами.

Проанализировав содержание документа, можно выделить 2 ее вида - основные и дополнительные. Основные занимают намного больше учебного времени, и являются одинаковыми для учащихся, они обязательно соответствуют стандартам образования. Вторая группа, дополнительные, не ставит перед собой цель соответствовать этим стандартам.  Они направлены на развитие личности, на удовлетворения ее образовательных потребностей. Именно они связаны с предоставлением образовательных услуг.

Но нельзя сказать, что образовательная программа, это основные и дополнительные программы, так как сегодня есть и другие ее разновидности. Каждое учебное учреждение свободно в выборе ОП. Министерство может давать рекомендации к выбору, но обсуждение, рассмотрение и принятие конкретной программы осуществляется им самим. Руководство и коллегиальные органы выбирают из предложенных вариантов то, что максимально могут реализовать конкретно в этом заведении, исходя из возможности материально-технической базы, уровня подготовленности преподавательского коллектива и интересов общественности.

Возможности выбора ОП для педагогов

Сегодня, как никогда, педагоги свободны в выборе программ для реализации. Это условие позволяет каждому проявить свои творческие способности, и сделать свой продукт. Образовательные программы определяют лишь базу знаний, поэтому все педагоги могут на свое рассуждение выбирать способ подачи материала, демонстрационные средства, формы и методы работы с учащимися.

Но они могут самостоятельно разработать ОП для одного или несколько интегрированных курсов. Как показывает практика, для этого нужно обладать опытом работы, чтобы создать качественный продукт. Большинство авторских программ используются как дополнительные, они изучаются на факультативах, или для более подробного изучения курса. Но все они базируются на логике, последовательности и объективности отбора материала и построения курса.

Но работая над созданием нового продукта, учителю не нужно забывать о чинном законодательстве, методических рекомендациях, и типовых положениях, чтобы его ОП была одобрена образовательными органами и разрешена к использованию. Образовательная программа не включает в себя детальную разработку уроков и занятий, эта работа уже ложиться на плечи учителей и преподавателей.

Виды ОП для дополнительного образования детей

Что такое образовательная программа, мы уже выяснили. Теперь рассмотрим, какие есть ее виды, направленные на дополнительные образования детей.

Образовательная программа включает в себя такие виды не основного обучения детей:

  • типовые - разработанные и принятые Министерством образования документы, которые могут внедряться в каждой школы, используются как база при составлении других ОП, рекомендуются к использованию соответствующими органами;
  • модифицированные - базируются на типовых ОП, но имеют некоторые отличия: учитель по-своему распределяет количество учебного материала, учитывая особенности учреждения, результат проверятся по базовым критериям оценки и по результатам олимпиад, конкурсов, выставок, отчетных концертов;
  • экспериментальные - то инновационные наработки, которые реализуются локально, их цель - разработка новых технологий при работе с детьми, они направлены на внедрение в учебный процесс современных форм и методов подачи материала, после успешного прохождения эксперимента они получают статус авторских, и могут использоваться всеми учреждениями;
  • авторские образовательные программы это разработанные одним или группой педагогов документ, который отличается оригинальностью и актуальностью, в нем заложены самые острые проблемы современного общества и пути их решения, здесь есть гипотеза, критерии результатов на промежуточном и конечном уровнях, цели и задачи проекта.

Уровни освоения ОП

Образовательная программа понятие включает в себя и уровни ее освоения:

  • общеразвивающие - направлены на общее развитие ребенка, на расширение его знаний о себе, социуме и природе, здесь педагог должен удовлетворить познавательные потребности учащихся, дать ему необходимую информацию конкретно по выбранному курсу, разить его коммуникативные способности и умение работать в группах;
  • специализированные - направлены на развитие способностей детей, которые имеют задатки к изучению некоторых наук, предполагает овладение учениками компетентности в конкретной области знаний;
  • профессионально-ориентированные - помогают выбрать будущую профессию ученикам старших классов, определить у них склонности к этой профессии, учат видеть проблему и находить пути ее решения, на этом уровне учащиеся знакомятся с разновидностями профессий, чтобы найти, близкую по душе себе, и максимально изучить ее еще в школе.

Программа в образовании — это очень важный документ, который беспрекословно изучается всеми преподавателями, администрацией. Без него невозможен учебный процесс, так как никто не будет знать, из чего он должен состоять и как проходить.

Формы организации ОП

Авторская образовательная программа в педагогики это - в первую очередь, способ воплощения опыта работы, собственных наблюдений и изучений наследия великих педагогов. Если учитель разработал ее, то это является большим плюсом к его резюме, и открывает перед ним новые перспективы. Сегодня выделяют такие формы организации разработок:

  • комплексные - сюда входят все дисциплины, преподающиеся на курсе, они составляют единое целое, и изучаются комплексно;
  • интегрированные - изучаются в едином ключе несколько отраслей знаний, соединенных между собой по смыслу, такая форма помогает видеть ученикам предметы, которые не оторваны от жизни, понимать, что все в мире взаимосвязано, учитель может на свое рассуждение интегрировать уроки, например, изучая овощи и фрукты, тут же на уроке предложить их нарисовать ученикам, можно интегрировать не 2, а даже 3 и больше урока, связанных единой темой;
  • модульные - состоят из несколько больших за охватом знаний тем, которые логически между собой соединяются, модули изучаются отдельно друг от друга, по окончанию каждого модуля, ученик должен оперировать базовыми понятиями из него, решать нестандартные задачи, и уметь применять полученные знания на практике.

Этапы создания ОП

            Образовательная программа это определение готовности учителя создать новый продукт, чтобы отвечать современным запросам педагогического коллектива и педсовета, а также родительским и общественным запросам. Но все наработки проходят такой путь создания:

  • подготовительный - разработчик должен дать ответ, почему нужно создать такой продукт, в чем его необходимость, кому он может быть полезным, для какой возрастной аудитории он будет предназначаться, есть ли ее аналоги, чем она отличается от уже существующих программ, какими знаниями и умениями она поможет овладеть, а также какие качества личности она поможет воспитать, и отвечает ли она требованиям реалий;
  • моделирующий - на этом этапе от разработчика требуется структурировать наработанный материал, чтобы получилась модель ОП, где каждый раздел имеет свое назначение и помогает реализовать ее цели, также обязательно нужно составить критерии оценки и способы оценки результатов, которые фиксируются после прохождения;
  • оформительский - разработчик пишет текст самой разработки, отображающий ее суть, где в краткой форме излагаются самые важные мысли, здесь недопустимо использовать неправильные термины, а также называть разные понятия одними терминами, вся терминология должна объясняться.

На каждом этапе создания, разработчик должен придерживаться требований Министерства и методических рекомендаций. Чтобы его творение носило название нормативного документа, и было допущено к использованию в учебных учреждениях. Каждая наработка должна соответствовать этим требованиям, независимо от ее уровня и направленности.

Подведя итог, можно сказать, что ОП - это очень важный нормативный документ, без которого не будет выполнять свои функции ни одно учебное учреждение.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для работника сферы общего образования.

Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.