Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Структура управления школой

  • 16 июня 2018
  • 802

В актуальных социально-экономических условиях руководители образовательных организаций ввиду необходимости систематического контроля ряда вопросов физически не в состоянии обеспечить реализацию управленческого комплекса задача. Построение организационной структуры управления школой позволяет:

  • обеспечить полный охват направлений деятельности ОУ;
  • создать условия для высокой информированности главного управленца, что способствует принятию взвешенных и объективных решений;
  • гарантировать высокие показатели качества образовательных услуг и реализацию плана развития школы.

Структура управления школой: схема

С целью создания оптимальных условий для поступательного развития, воспитания и образования подрастающего поколения в российских образовательных организациях выстраивается строгая структуры управления школой (схема), которая является показателем порядка подчинения различных звеньев учреждения. Тщательно выстроенная организационная модель в образовании позволяет обеспечивать быструю реализацию планов, четкую координацию действий сотрудников ОУ и последовательную работу на результат.

Эффективность выбранной управленческой модели определяется согласно таким критериям:

  1. Широта охвата направлений деятельности школы.
  2. Скоординированность и сформированность взаимосвязей между различными структурными подразделениями организации.
  3. Адаптивность организационной структуры к внешним и внутренним изменениям, уровень открытости (определяется возможностью каждого члена организации повлиять на управленческие решения).
  4. Использование преимуществ современных информационных технологий.
  5. Оптимальность количественных показателей и результативности работы административного состава.
предпринимательская деятельность

Как сформировать педагогический совет?

 

Отвечает Сергей Воровщиков, доктор педагогических наук, профессор, старший методист ГБОУ «Школа № 354 им. Д.М. Карбышева», г. Москва

В теоретических работах, посвященных рассмотрению организационных моделей, выделено шесть типов структуры управления, применимых к школам. Наиболее популярной ввиду простоты выделения уровня подчиненности является линейно-функциональная, уровни управления которой рассмотрены ниже в таблице.

Уровни управления

Управленцы и их обязанности

Первый

Руководитель ОУ — главное управленческое лицо, несущее личную ответственность за порядок реализации всех видов деятельности в школе — от качества предоставления образовательных услуг до обеспечения условий по охране жизни и здоровья учеников и педагогов. Директор единолично отчитывается перед представителями вышестоящих организаций и находится в непосредственном подчинении учредителя.

В первый уровень управления также входят органы, наравне с директором определяющие стратегические пути развития ОУ:

  • Управляющий совет школы по вопросам развития;
  • Педагогический (методический) совет.

Эти объединения наравне с руководителем представляют интересы учреждения в государственных и общественных организациях.

Стратегически значимую позицию занимает Общее собрание трудового коллектива ОУ, определяющее Программу развития. Вместе с тем только директор несет персональную административную и юридическую ответственность за слаженность работы учреждения, безопасность педколлектива и учеников.   

Второй

В непосредственной подчиненности у директора находятся заместители (по учебно-методической и учебно-воспитательной работе). Также в этот уровень подчиненности включены сотрудники, которые входят в сферу влияния управляющего или педагогического совета — члены методического совета.

Задача заместителей и специалистов — обеспечение реализации целей и задач, озвученных директором школы, с их разбивкой на более мелкие задания, последующим делегированием полномочий и контролем выполнения, т.е. осуществление тактического выполнения стратегических целей администрации ОУ.

Третий

Третий уровень линейной структуры школы — оперативного управления — представляют педагоги, в т.ч. члены методических объединений и специальных служб (завхоз, руководитель школьного пищеблока, охранник и т.д.).

Четвертый

Четвертую управленческую ступень представляет ученический коллектив, что дает основания (ввиду самобытности создаваемых административных органов) считать данный уровень скорее соуправленческим, нуждающимся в кураторстве, педагогическом и административном руководстве.

Структура управления школой

Согласно схеме структуры управления школой независимо от выбранной организационной модели целесообразна тщательная разработка задач и функций для администратора каждого уровня, что позволяет директору ОУ гарантировать полный контроль над образовательной ситуацией и избежать практики перекладывания обязанностей. При этом в основу принятия управленческих решений должны быть положены результаты внутришкольного контроля и диагностики деятельности педагогических кадров, а именно:

  1. Успешность выполнения требований всеобуча, мониторинг преподавания учебных дисциплин, соблюдения программных требований и принципов ФГОС.
  2. Контроль реализации права детей на получение образования, самостоятельную профессиональную ориентацию и самореализацию.
  3. Мониторинг качества сформированности предметных и метапредметных знаний и умений школьников.
  4. Контроль осуществления внеурочной работы, проверка качества оказания дополнительных образовательных услуг, доступных на бесплатной и платной основе.
  5. Инспектирование учебно-воспитательных условий, которые должны способствовать сохранению и укреплению здоровья школьников, гарантировать успешность психоэмоционального развития.
  6. Мониторинг выполнения педагогами постановлений вышестоящих органов, рекомендаций педагогического и методического совета.
  7. Проверка динамики самообразования учителей, оценивание реализуемой в учреждении методической работы.
  8. Обеспечение своевременности повышения квалификационного уровня учителями школы.
Управление образовательной организацией

Новые возможности для карьерного роста

 

Попробуй бесплатно! Учебная программа «Структура образовательной организации». За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются шаблонами и примерами.

Особенности организации структуры управления школой

В связи с организационными особенностями структура управления современной школой, объединяющая административные органы разного типа, требует пояснений по каждому из звеньев.

Непосредственное управление образовательной организацией осуществляет руководитель (директор), прошедший процедуру аттестации и утвержденный учредительным органом. Круг ответственности директора составляют непосредственные управленческие обязанности, направленные на улучшение показателей образовательного процесса и эффективности педагогической работы, последовательное улучшение условий образования, обеспечения в учреждении норм противопожарной и антитеррористической безопасности.

Стратегическое управление наравне с руководителем осуществляют самоуправленческие организации — управленческий, педагогический и методические советы, круг полномочий которых регламентируется актуальными нормативно-правовыми нормами и локальными актами школы, а также ученический совет, функционирующий на правах соуправления.

Формы школьного самоуправления

Особенности функционирований и круг полномочий

Управляющий совет школы

Совет школы — высший коллегиальный орган ОУ, создание которой обосновано ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании в РФ». Создание такой структуры в управленческой модели школы обеспечивает возможность реализации государственно-общественного порядка руководства, поскольку состав Совета формируют представители родительской общественности, ученического коллектива, педагогов (в равном количестве представителей).

Функции Совета школы носят стратегический характер, к их числу относится:

  1. Утверждение плана стратегического развития ОУ.
  2. Представление интересов школы совместно с директором в государственных органах, общественных организациях с целью улучшения учебно-воспитательных условий, защиты прав несовершеннолетних, обеспечения материально-технических условий для удовлетворения широкого круга образовательных потребностей школьников.
  3. Определение содержания, методов, средств и приемов организации образовательного процесса с учетом требований школьного методического совета и государственных нормативов.
  4. Утверждение режима работы школы.
  5. Поддержание административных и общественных инициатив, направленных на улучшение условий школьной жизни, совершенствованию показателей учебно-воспитательного процесса.
  6. Мониторинг процесса расходования бюджетных средств, реализация инициатив по созданию собственного материально-технического фонда организации.
  7. Заслушивание отчетов представителей школьной администрации, школьных методистов, учителей, при возникновении спорных ситуаций — принятие решений о продлении или окончании их полномочий.
  8. Защищает сотрудников школы от необоснованного вмешательства в их профессиональную деятельность и предупреждение препятствованию выполнению ими должностных обязанностей.

Функционирование школьного совета осуществляется в тесном сотрудничестве со школьной администрацией с соблюдением принципов толерантности, взаимоуважения и гласности, что реализуется через поиск компромисса при возникновении спорных ситуаций и широкое оповещение общественности о принятых решениях.

Педагогический совет

Педагогический (методический) совет, в который входят все учителя школы, является консультативным органом, на который возложены функции координации методико-педагогической работы в ОУ. Собрания органа созываются по мере необходимости (но не реже одного раза в четверть), решения принимаются путем голосования большинства (при условии присутствия на заседании не менее двух третей от общего числа педагогов).

Педагогический совет уполномочен:

  1. Координировать деятельность школьных методобъединений.
  2. Разрабатывать новые направления и формы методической работы в ОУ.
  3. Решать вопросы методического обеспечения, утверждать измененные, адаптированные и авторские учебные программы, разработанные учителями школы дидактические и наглядные пособия.
  4. Организовывать проектную, исследовательскую, новаторскую педагогическую деятельность.
  5. Обеспечивать систематическое консультирование педработников, особенно молодых специалистов, по вопросам пополнения личной методической копилки и повышения профессионального уровня, подготовки к аттестационному оцениванию.
  6. Разработка и проведение мероприятий по распространению передового педагогического опыта.
  7. Налаживание связей с ведущими педагогами из других образовательных учреждений.
  8. Контроль внедрения передовых педагогический технологий в учебно-воспитательный процесс.

Общее собрание трудового коллектива

Общее собрание трудового коллектива в структуре органов управления школой занимает особое место, поскольку его состав формируют все сотрудники ОУ без исключения. Заседание собрания считается правомочным при условии участия более половины работников школы и присутствия представителей профсоюзного органа. Решения принимаются путем отрытого голосования большинства членов собрания.

В круг компетенций Общего собрания трудового коллектива входит:

  1. Рассмотрение и утверждение Устава ОУ, а также дополнений и уточнений к этому локальному документу.
  2. Избрание Управляющего совета школы, утверждение кандидатуры председателя совета и срока его полномочий.

Ученический совет

Школьный ученический совет — исполнительный орган самоуправлений, который выбирается сроком на год из числа наиболее инициативных, ответственных и дисциплинированных учащихся 5-11 классов.

Полномочия ученического совета:

  1. Оказание посильной помощи педагогам и сотрудникам ОУ в вопросах обеспечения оптимальных условий ведения образовательного процесса.
  2. Подготовка, организация и проведение мероприятий трудового, социально-коммуникативного, общественно полезного, экологического воспитания.
  3. Участие в подготовке и проведении предметных олимпиад, конкурсов, творческих вечеров, торжественных линеек.
  4. Контроль ученического самообслуживания в школе.

Варианты организационной структуры школы

Ввиду особенностей функционирования управленческие модели различных образовательных учреждений могут значительно отличаться. Эксперты сферы образования различают шесть видов организационной структуры школы, которые будут рассмотрены ниже. При определении оптимальной административной модели учитывается общее количество учащихся и сотрудников, характер системы обучения, уровень вовлеченности учителей в практику систематической разработки и передачи передового педагогического опыта, стабильности экономического обеспечения и ряда других факторов.

Виды организационной структуры школы:

  1. Линейная. 

В линейной структуре управления делегирование полномочий и обязанностей передаются согласно нисходящему принципу и строгой иерархии. Абсолютными правами управленца наделен директор школы: руководитель уполномочен определять кадровую политику, реализовать комплекс внутришкольного контроля, взаимодействовать с представителями педагогических объединений, ученической и родительской общественности, а вместе  с тем — нести персональную ответственность за работу школы по всем направлениям.

Линейность такой модели реализуется через порядок передачи полномочий: от директора — к заместителям, от заместителей — к педагогам и другим специалистам, от педагогического состава — ученическому коллективу и родителям.

Преимуществами такой организационной структуры, которая долгое время реализовывалась во всех российских школах, является единство и слаженность руководства, исключающее перекладывание ответственности или дублирование функций, оперативность реагирования.

Недостатком модели признана высокая нагрузка на директора ОУ, обязанного единолично нести ответственность за функционирование организации по всем направлениям, сложность обеспечения быстрой передачи данных ввиду высокого уровня занятости руководителя. Линейная структура управления носит признаки бюрократизма, поэтому ее использование в чистом виде считается пережитком прошлого.

  1. Функциональная.

Данная управленческая структура предполагает утверждение должностей нескольких функциональных руководителей, несущих ответственность за различные направления деятельности организации. К преимуществам модели причисляют возможность создания оптимальных условий для повышения компетентности целевых специалистов, выполняющих должностные обязанности строго по одному управлению, в недостаткам — вероятность низкой скоординированности действий и недостаточной эффективности взаимодействия между структурными подразделениями, снижение уровня ответственности отдельных специалистов, находящихся в подчинении у двух и более руководителей, риск дублирования распоряжений.

  1. Линейно-функциональная.

Эта схема управления школой объединяет черты двух организационных моделей: наравне с линейной иерархией предусмотрено функционирование административных подразделений, уполномоченных влиять на общие показатели деятельности ОУ и вместе с тем отвечающих за определенные функции (управляющий совет, методический совет). Сильной стороной линейно-функциональной структуры является обеспечение принципов гласности, справедливости, равноправия, а основные риски заключается в возможности утраты четкости целевых установок из-за необходимости согласования стратегического решения с различными комитетами и внесения многочисленных правок для удовлетворения пожелания широкого круга поставщиков и потребителей образовательных услуг.

  1. Программно-целевая.

Основана на идее дополнения существующей административной модели творческими объединениями, созываемыми для выполнения конкретных задач. Деятельность таких объединений не противоречит функциям основных управленцев, а органично дополняет их, что позволяет гарантировать системность управления, эффективность реагирования на вызовы времени, высокий уровень оказания образовательных услуг.

  1. Матричная.

Матричная административная модель — симбиоз линейной и программно-целевой схем управления, предусматривающей расширение полномочий целевых объединений исключительно в рамках выделенной управленческой линии (по горизонтали) при сохранении линейной (нисходящей вертикальной) иерархии школьного руководства. Реализация этой сложной административной структуры позволяет гарантировать слаженную работу администраторов всех уровней над решением образовательных проблем, систематическое улучшение показателей и условий учебно-воспитательного процесса, выполнение планов по внедрению педагогических инноваций.

Структура управления школой

  1. Дивизионная.

Новая управленческая модель для российских школ, широко распространенная в европейских странах; основана на идее распределения управленческих полномочий между различными равноправными структурами с последующей оценкой и анализом результатов. Таким образом, в рамках дивизионной схемы руководства директор школы несет единоличную ответственность исключительно за обеспечение финансирования и распределение материально-технического обеспечения.

Закономерно, что сложность управленческой модели школы зависит не только от численности учащихся, но и уровня вариативности и индивидуализации образовательного процесса, что обуславливает последовательный переход отечественных школ к более сложным административным схемам, способствующим обеспечение высокого уровня удовлетворенности всех участников учебно-воспитательного процесса.

Напоследок следует обратить внимание, что структуру и органы управления образовательной организацией школы следует рассматривать как комплекс различных уровней контроля — материально-технического, кадрового, процессуального и духовного. Таким образом, выбранная модель управления должна не только обеспечивать возможность систематической проверки состояния материально-технической базы, ведение грамотной кадровой политики, развитие системы ученического самоуправления, соблюдение трудовых и профессиональных свобод сотрудников, но и реализацию сложных процессуальных структур, обеспечивающих повышение показателей эффективности, как следствие — выполнение плана развития и миссии школы.

В продолжение темы рекомендуем ознакомиться со следующими материалами: 

  1. Управление качеством образования через профессиональное управление ресурсами
  2. Управление школой с учетом специфики дополнительного образования детей
  3. Управление качеством образования в школе в условиях реализации ФГОС
  4. Управление образовательной организацией: что нельзя упустить?
  5. Управление рисками в деятельности школы

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.