Содержание статьи:
Главной тенденцией последних лет, обусловившей внедрение многочисленных изменений в вопросах организации учебно-воспитательного процесса в ОУ, стала необходимость активизации познавательных, исследовательских и поисковых способностей школьников. В связи с этим кружковая работа в школе, остающаяся базисом кластера внеурочной образовательной деятельности, стала еще более значимой, поскольку она позволяет обеспечить:
- удовлетворение широкого круга индивидуальных образовательных потребностей школьников;
- обеспечить расширение детского кругозора по наиболее значимым направлениям;
- способствовать развитию творческих способностей;
- создать условия для успешной профессиональной реализации школьников в будущем.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:
Журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения»
— Что изменить во внеурочной деятельности ? (СКАЧАЙТЕ рекомендации Минобрнауки)
Журнал «Справочник заместителя директора школы»
— Как оценить качество внеурочных занятий по ФГОС? (СКАЧАЙТЕ план)
Кружковая работа в школе
Среди различных форм внеурочной деятельности — предметных конкурсов, олимпиад, экскурсий, художественной самодеятельности — кружковая работа в школе, реализуемая с целью активизации познавательных процессов, занимает особое место. Внеурочная работа групп обучающихся, объединенных по интересам, организовывалась в поместных школах еще в конце XIX в. с целью создания предпосылок для уверенного овладения детьми различными ремеслами. Позднее идеи и принципы данного типа воспитания были упразднены с целью избежать профессионализации общеобразовательных организаций, но в условиях нового времени, когда главной задачей модуля школьного образования становится не передача подрастающему поколению базы понятийных знаний, а обеспечение условий по овладению надпредметными компетенциями, целесообразно говорить о необходимости возрождения кружковой деятельности и ведению дальнейших педагогических поисков в этом направлении.
Методически кружковая работа объединяет широкий спектр образовательных и воспитательных задач, при этом для данной формы активности характерно:
- Объединение учащихся в первую очередь по интересам и способности, а не по возрасту. Это ключевой принцип внеурочной активности способствует развитию социально-коммуникативных умений школьников, позволяет в раннем возрасте осознать принципы справедливой конкуренции и получить дополнительный стимул для развития личных способностей.
- Разнообразие педагогических форм и приемов работы учителя с группой, обеспечивающее поддержание высокого уровня интереса и мотивации детей. Приоритетные формы организации кружковой деятельности — игровая, поисковая, проектная, с элементами соревнования.
- Актуальность тематики. В отличие от основного программного базиса, которое не всегда отражает новейшие тенденции, содержание занятий кружков разрабатывается локально, а потому может охватывать информацию о новейших достижениях науки, робототехники, технологий.
С целью реализации принципов системно-деятельностного подхода, положенного в основу действующих образовательных стандартов, кружковая работа в школе по ФГОС должна носить общественно-полезный характер. Поэтому на этапе разработки и совершенствования кластера внеурочной деятельности ответственным педагогам важно обеспечить должный уровень интеграции результатов работы кружков в общий образовательный процесс. Достижения кружковцев должны стать достоянием школы, чему будет способствовать систематическое проведение выставок, подготовка экспозиций мини-музеев, проведение олимпиад, конкурсов, викторин.

Новые возможности для карьерного роста
Попробуй бесплатно! Учебный курс "Планирование платной образовательной деятельности". Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются шаблонами и примерами. За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке.
Основные показатели кружковой деятельности в школе
Отдельно следует акцентировать внимание на широких педагогических возможностях, которые становятся доступными благодаря кружковой деятельности. Структура урока, тщательно выстроенного и продуманного, обуславливает необходимость разыгрывания определенного сценария с учетом временных рамок. В ходе реализации программных задач внеурочного характера у педагога появляется возможность в полной мере учесть интересы и индивидуальные образовательные потребности школьников, контролировать темп учебно-воспитательного процесса согласно скорости овладения детьми базовыми компетенциями, экспериментировать с методами и приемами работы с целью сохранения высокого уровня детской заинтересованности и достижения оптимального образовательного эффекта.
Вместе с тем опыт отечественной практики организации кружковой работы в школе обуславливает целесообразность соблюдения следующих принципов:
- Интересы школьников — в приоритете, но главенствующая роль возложена на педагога. Типичная образовательная ошибка — делать содержательный перекос с пользу желаний учащихся или, напротив, подчинять работу кружковцев исключительно достижению комплекса предусмотренных планом учебно-воспитательных задач. Современному педагогу, ответственному за организацию кружковой активности, важно учиться находить баланс, что позволит гарантировать высокую эффективность труда по данному направлению.
- Формирование интереса к творческой, изобретательской, проектной деятельности должно осуществляться последовательно. Именно в рамках внеурочных занятий у кружковцев появляется возможность в полной мере раскрыть свои таланты по интересующему направлению, применить знания и умения, освоенные ранее, на практике, выполнить ряд работ или реализовать ряд проектов, которые позволят увериться в собственных силах и обеспечат положительную мотивации. В этом выражается главный базис воспитательного потенциала кружковой деятельности.
- В приоритете — индивидуальный подход. Педагогу важно не забывать, что у школьников с общими интересами могут быть абсолютно разные склонности к выражению своего таланта. К сожалению, стремительный отток учащихся из школьного кружка после 2-3 занятия — стандартная ситуация, избежать которой поможет систематическое экспериментирование с приемами, формами и методами работы, введение соревновательного элемента, игровых заданий.
Направления кружковой работы в школе
В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов в образовательном блоке большое значение придается общекультурному, духовно-нравственному, интеллектуальному, социальному и личностному развитию, обеспечить динамику которого позволяют различные направления кружковой работы в школе. Выделить единственно верное количество направленностей, позволяющих обеспечить высокий показатель педагогической эффективности и удовлетворенности учащихся по данному кластеру, не представляется возможным ввиду значительной разницы в особенностях ведения учебно-воспитательного процесса, наличия свободных помещений и материально-технической базы, интересов детей и пожеланий их родителей. Поэтому традиционной практикой в школах стало соотнесение доступных ресурсов (в т.ч. кадровых) и данных, полученных на основании консультаций с представителями ученической и родительской общественности, для определения базовых направлений кружковой активности, которые впоследствии варьируются, расширяются и дополняются.
Популярные направления кружковой работы в школе
Программы кружковой работы в школе
Разнообразие образовательных потребностей детей и родительских пожеланий обуславливает впечатляющую вариативность дополнительного образования и необходимость разработки дополнительных программ кружковой работы в школе по ФГОС. От того, насколько качественно будет выполнена эта работа, зависит не только уровень успешности педагогической работы по направлению, но и объем знаний, умений, навыков, полученных кружковцами по итогам занятий.
Алгоритм разработки программы кружковой работы по ФГОС:
- Анализ пожеланий потребителей услуг. Выполняется в ходе анкетирования родителей или проведения консультаций. Важный момент: вопросы анкеты следует составить таким образом, чтобы выяснить не только популярность различных профилей внеурочной активности, но и оптимальное время работы кружков.
- Определение ценностных ориентиров кружковой деятельности, к которым необходимо стремиться. Эта установка и будет отражена в названии, целях и задачах создаваемой программы.
- Ознакомление с нормативно-правовой базой. Непосредственно перед разработкой программы следует актуализировать знания по вопросам организации дополнительного образования в ОУ, а также изучить аналогичные программные разработки, из которых можно почерпнуть полезные идеи, эффективные методы и приемы педагогической работы.
- Разработка программно-методического комплекта, предусматривающая обязательную характеристику программы, на которую ссылался педагог, и порядок изменений (без изменений, с изменениями, комбинированная, адаптированная, авторская). В этом же пункте программного документа необходимо обосновать выбор методического базиса: например, указать на соответствие актуальным целевым установкам или особенностям организации учебно-воспитательного процесса в конкретной школе.
- Формирование структуры программы по ФГОС для кружка в школе (представлена в таблице).
- Планирование образовательного процесса. Ориентировочная логика планирования: Тематический блок – Тема — Занятие (с указанием преимущественного вида деятельности детей) — Количество занятий – Сроки.
- Разработка критериев оценивания эффективности освоения учащимися программы дополнительного образования результативности кружковой деятельности согласно программе. Для кластера внеурочного оценивания используется психолого-педагогическая диагностика на предмет сформированности конкретных качеств, умений, базовых понятийных знаний по изучаемому разделу, которые можно выявить в ходе мониторинга, составления карт-характеристик, ведения педагогического наблюдения.
Организация кружковой работы в школе
В условиях оптимизации процесса обучения организация кружковой работы в школе — комплекс мероприятий, направленных на разработку, внедрение и контроль внеурочной активности детей в рамках тематических кружковых объединений — становится важной административной задачей, реализация которой должна выполняться поэтапно. Внедрение (или корректировка) системы дополнительного образования, в частности и кружковой активности, осуществляется заместителем директора по УВР с привлечением широкого круга специалистов согласно плану.
План организации кружковой работы в школе
Говоря об организации деятельности кружковцев, важно актуализировать внимание на значимости календарно-тематического плана работы объединения, разрабатываемого с учетом доступного методического и материально-технического оборудования, содержания программы. На первых занятиях кружка в новом учебном году педагогу стоит рассказать детям о практических задачах, которые будут выполняться в рамках курса, чтобы услышать их мнение, оценить уровень заинтересованности и при необходимости внести коррективы в главный документ по организации кружковой деятельности в школе. При этом очень важно, чтобы весь блок внеурочной образовательной работы и каждое занятие кружковцев в частности проводилось согласно таким принципам:
- Преемственности, предполагающем создание и поддержание традиций, объединяющих детский коллектив. Определенные правила поведения, ритуалы приветствия, жизненные принципы помогают со временем переформатировать школьный кружок в клуб по интересам, где дети могут с удовольствием общаться, взаимодействовать, совершенствовать свои таланты в комфортной психологической атмосфере.
- Массовости, основанном на вовлечении каждого учащегося в работу. Способствовать этому будет экспериментирование педагога с различными видами и формами занятости, распределение детей по группам, реализация индивидуального подхода.
- Последовательности, требующем строгое соблюдение логики проведения мероприятий, последовательное усложнение приемов работы и учебных задач.
- Непрерывности, обуславливающем необходимость проектирования воспитательного процесса в интервальном порядке, с периодами интенсивной активности и спадами, что гарантирует сохранение стойкого интереса детей.
Кружковая работа в начальной школе по ФГОС
Ввиду возрастного фактора кружковая работа в начальной школе, организуемая согласно ФГОС, имеет ряд особенностей. Высокая физиологическая потребность младшеклассников в движении, активной познавательной активности наравне с неустойчивостью внимания обуславливают необходимость искать новые подходы к организации внеурочной деятельность в начальной школе. Чтобы обеспечить высокую результативность педагогической работы по данному направлению и в полной мере удовлетворить исследовательские интересы детей, эксперты системы российского образования предлагают организовывать кружковые занятия по пяти основным направлениям развития.
Организационная система кружковой работы в начальной школе
Правила кружковой работы для начальной школы определяются принципами ФГОС, уставом образовательного учреждения, кадровой и материально-технической обеспеченностью. При организации внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста рекомендовано соблюдение таких правил:
- С целью разработки содержательной программы кружковой работы, в полной мере соответствующей ожиданиям потребителей услуг, учителя начальных классов распределяют между собой нагрузку и осуществляют разработку и реализацию дополнительных образовательных модулей по выбранным темам, что позволяет обеспечить условия для знакомства малышей с разными учителями и детьми из других классов младшей школы.
- Для обеспечения высоких показателей качества дополнительных образовательных услуг школа вправе привлекать к сотрудничеству внештатных работников, имеющих педагогическое образование и опыт организации кружковой работы.
- Ввиду необходимости оказания помощи в организации содержательного досуга младшим школьникам рекомендовано посещение как можно большего числа кружков. При этом уровень учебной нагрузки для ребенка должен рассчитываться с учетом показателей здоровья и его занятости в организациях дополнительного образования.
- В малокомплектных начальных школах кружковая работа (при условии согласия родителей и готовности педагогов) организовывается по субботам.
Анализ кружковой работы в школе
Комплекс контролирующих функций, направленных на обеспечение высокого качества образовательных услуг, будет неполным без анализа кружковой работы в школе, который систематически проводится в конце учебного года для выявления и коррекции недостатков внеурочной деятельности. Эффективность школьных кружков оценивается ответственными педагогами и заместителем директора по УВР по таким критериям:
- Конкретность и реалистичность целей кружковой деятельности (что удалось и чего не удалось достичь, по каким причинам).
- Соответствие содержания учебных материалов, используемых кружковцами, возрастным и психофизиологическим потребностям детей (представить методическую обоснованность их выбора).
- Многообразие видов образовательной деятельности, предложенных руководителем кружка с целью сохранения высокого уровня заинтересованности и мотивации школьников.
- Уровень сформированности знаний, умений и навыков кружковцев, предусмотренных рабочей программой, на момент окончания отчетного периода.
- Динамика сопутствующих компетенций (творческих способностей, инициативности, воспитанности), формирование которых обусловлено участием в кружковой деятельности.
- Показатели результативности учебно-воспитательного процесса (количество проведенных конкурсов, мастер-классов, выставок, показов, соревнований, а также количество полученных кружковцами наград).
- Участие членов школьного кружка в мероприятиях городского (районного), областного, муниципального уровней.
- Сотрудничество с организациями дополнительного образования, частными и государственными учреждениями.
- Общественно-полезные достижения кружковцев (участие в благотворительных проектах, акциях, ярмарках, оказание целевой помощи).
- Уровень материально-технического, методического, дидактического обеспечения объединения.
- Показатели сохранности контингента в течение учебного года.
На основании проведенного мониторинга составляется отчет по кружковой работе в школе, в содержание которого для наглядности рекомендуется включить таблицы, схемы, графики и диаграммы. В сводный отчетный документ, содержащий информацию об организации кружковой деятельности в школе, заместитель директора по УВР включает следующую информацию:
- Цели и задачи кружковой деятельности, отраженные в программных документах (актуальные на начало учебного года).
- Перечень действующих кружков с указанием руководителей.
- Количество учащихся, вовлеченных в кружковую деятельность (отдельно по секциям и общие показатели охвата по школе).
- Показатели результативности работы кружков (перечень реализованных мероприятий, демонстрирующих достижения кружковцев, и полученных наград).
- Оценка работы педагогов, ответственных за реализацию внеурочного комплекса.
- Комплекс мер, осуществление которых необходимо для улучшения показателей кружковой работы в новом учебном году.
Больше информации об организации дополнительной образовательной работы в школе представлено в этих материалах: