text

СКИДКА НА ПОДПИСКУ 65 %. ПОЛУЧИТЬ>>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Кружковая работа в школе

  • 2 июля 2018
  • 1849

Главной тенденцией последних лет, обусловившей внедрение многочисленных изменений в вопросах организации учебно-воспитательного процесса в ОУ, стала необходимость активизации познавательных, исследовательских и поисковых способностей школьников. В связи с этим кружковая работа в школе, остающаяся базисом кластера внеурочной образовательной деятельности, стала еще более значимой, поскольку она позволяет обеспечить:

  • удовлетворение широкого круга индивидуальных образовательных потребностей школьников;
  • обеспечить расширение детского кругозора по наиболее значимым направлениям;
  • способствовать развитию творческих способностей;
  • создать условия для успешной профессиональной реализации школьников в будущем.

Кружковая работа в школе

Среди различных форм внеурочной деятельности — предметных конкурсов, олимпиад, экскурсий, художественной самодеятельности — кружковая работа в школе, реализуемая с целью активизации познавательных процессов, занимает особое место. Внеурочная работа групп обучающихся, объединенных по интересам, организовывалась в поместных школах еще в конце XIX в. с целью создания предпосылок для уверенного овладения детьми различными ремеслами. Позднее идеи и принципы данного типа воспитания были упразднены с целью избежать профессионализации общеобразовательных организаций, но в условиях нового времени, когда главной задачей модуля школьного образования становится не передача подрастающему поколению базы понятийных знаний, а обеспечение условий по овладению надпредметными компетенциями, целесообразно говорить о необходимости возрождения кружковой деятельности и ведению дальнейших педагогических поисков в этом направлении.

предпринимательская деятельность

Как организовать внеурочную деятельность?

Отвечает Светлана Сабельникова, заместитель директора по образовательной деятельности АНО «ШКОЛА "ПРЕЗИДЕНТ"»

Методически кружковая работа объединяет широкий спектр образовательных и воспитательных задач, при этом для данной формы активности характерно:

  1. Объединение учащихся в первую очередь по интересам и способности, а не по возрасту. Это ключевой принцип внеурочной активности способствует развитию социально-коммуникативных умений школьников, позволяет в раннем возрасте осознать принципы справедливой конкуренции и получить дополнительный стимул для развития личных способностей.
  2. Разнообразие педагогических форм и приемов работы учителя с группой, обеспечивающее поддержание высокого уровня интереса и мотивации детей. Приоритетные формы организации кружковой деятельности — игровая, поисковая, проектная, с элементами соревнования.
  3. Актуальность тематики. В отличие от основного программного базиса, которое не всегда отражает новейшие тенденции, содержание занятий кружков разрабатывается локально, а потому может охватывать информацию о новейших достижениях науки, робототехники, технологий.

С целью реализации принципов системно-деятельностного подхода, положенного в основу действующих образовательных стандартов, кружковая работа в школе по ФГОС     должна носить общественно-полезный характер. Поэтому на этапе разработки и совершенствования кластера внеурочной деятельности ответственным педагогам важно обеспечить должный уровень интеграции результатов работы кружков в общий образовательный процесс. Достижения кружковцев должны стать достоянием школы, чему будет способствовать систематическое проведение выставок, подготовка экспозиций мини-музеев, проведение олимпиад, конкурсов, викторин.

Управление образовательной организацией

Новые возможности для карьерного роста

 

Попробуй бесплатно! Учебный курс "Планирование платной образовательной деятельности". Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются шаблонами и примерами. За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. 

Основные показатели кружковой деятельности в школе

Цель и содержание работы кружков

Разрабатываются ответственным педагогом наравне с рабочей программой и структурой занятий, а также планируемыми образовательными результатами.

Частота проведения занятий

В начальной школе для кружковой работы отводится 1 час в неделю, в средней и старшей — 2 часа в неделю.

Набор в группы

Традиционно начинается во второй половине сентября (после согласования школьного расписания). Записи предшествует проведение консультаций в классах и на родительских собраниях, проведение мотивационных мероприятий, выставок. 

Требования к обучающимся, желающим приобщиться к кружковой деятельности

Главное требование — высокий уровень заинтересованности в озвученном направлении деятельности. Также учитывается возрастной фактор и объем общей учебной нагрузки.

Комплектация кружков

Ввиду естественного отсева, предупреждение которого остается значимой педагогической задачей, и с целью удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей широкого круга школьников преимущественно осуществляется в течение всего учебного года. 

Отдельно следует акцентировать внимание на широких педагогических возможностях, которые становятся доступными благодаря кружковой деятельности. Структура урока, тщательно выстроенного и продуманного, обуславливает необходимость разыгрывания определенного сценария с учетом временных рамок. В ходе реализации программных задач внеурочного характера у педагога появляется возможность в полной мере учесть интересы и индивидуальные образовательные потребности школьников, контролировать темп учебно-воспитательного процесса согласно скорости овладения детьми базовыми компетенциями, экспериментировать с методами и приемами работы с целью сохранения высокого уровня детской заинтересованности и достижения оптимального образовательного эффекта.

Вместе с тем опыт отечественной практики организации кружковой работы в школе обуславливает целесообразность соблюдения следующих принципов:

  1. Интересы школьников — в приоритете, но главенствующая роль возложена на педагога. Типичная образовательная ошибка — делать содержательный перекос с пользу желаний учащихся или, напротив, подчинять работу кружковцев исключительно достижению комплекса предусмотренных планом учебно-воспитательных задач. Современному педагогу, ответственному за организацию кружковой активности, важно учиться находить баланс, что позволит гарантировать высокую эффективность труда по данному направлению.
  2. Формирование интереса к творческой, изобретательской, проектной деятельности должно осуществляться последовательно. Именно в рамках внеурочных занятий у кружковцев появляется возможность в полной мере раскрыть свои таланты по интересующему направлению, применить знания и умения, освоенные ранее, на практике, выполнить ряд работ или реализовать ряд проектов, которые позволят увериться в собственных силах и обеспечат положительную мотивации. В этом выражается главный базис воспитательного потенциала кружковой деятельности.
  3. В приоритете — индивидуальный подход. Педагогу важно не забывать, что у школьников с общими интересами могут быть абсолютно разные склонности к выражению своего таланта. К сожалению, стремительный отток учащихся из школьного кружка после 2-3 занятия — стандартная ситуация, избежать которой поможет систематическое экспериментирование с приемами, формами и методами работы, введение соревновательного элемента, игровых заданий.

Направления кружковой работы в школе

В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов в образовательном блоке большое значение придается общекультурному, духовно-нравственному, интеллектуальному, социальному и личностному развитию, обеспечить динамику которого позволяют различные направления кружковой работы в школе. Выделить единственно верное количество направленностей, позволяющих обеспечить высокий показатель педагогической эффективности и удовлетворенности учащихся по данному кластеру, не представляется возможным ввиду значительной разницы в особенностях ведения учебно-воспитательного процесса, наличия свободных помещений и материально-технической базы, интересов детей и пожеланий их родителей. Поэтому традиционной практикой в школах стало соотнесение доступных ресурсов (в т.ч. кадровых) и данных, полученных на основании консультаций с представителями ученической и родительской общественности, для определения базовых направлений кружковой активности, которые впоследствии варьируются, расширяются и дополняются.

Популярные направления кружковой работы в школе

Наименование направления

Содержание

Примеры кружков

Художественно-эстетическое

Это наиболее востребованное направление кружковой работы, в рамках которого разрабатываются программы для детей разных возрастных групп, способствующие формированию творческих способностей, расширению знаний о различных видах искусства, поиску возможностей личностного самовыражения. Художественная и оформительская деятельность тесно связана с практическим применением, возможностью принятия активного участия в подготовке праздников, поэтому она преимущественно восторженно воспринимается родителями.

«Творческая мастерская»,

«Искусство рукоделия»,

«Вышивание бисером», «Оригами», «Искусство скрапбукинга», «Студия рисования» 

Вокально-музыкальное

Ввиду высокой популярности сценического мастерства данное направление традиционно становится невостребованным в школах мегаполисов и больших городов (благодаря большому количеству предложений учреждений дополнительного образования). Но в сельских и поселковых ОУ организация работы школьного хора, танцевального кружка остается целесообразной. 

Школьный хор, танцевальные кружки

Физкультурно-спортивное

В ходе реализации спортивной кружковой работы осуществляется приобщение детей к здоровому образу жизни, расширение их знаний о конкретном виде спорта или технике самостоятельной организации тренировок.

При условии налаживания активного сотрудничества с муниципальной спортивной школой или секцией целесообразно организовать активность по данному направлению в школе: таким образом кружковцы могут попробовать свои силы и принять решение касательно дальнейшего обучения по направлению. Вместе с тем следует в первую очередь ориентироваться на потребности детей и родительские пожелания; можно предложить интересную альтернативу традиционному футболу (танцевальную гимнастику, стретчинг, азы олимпийской подготовки).

Для учащихся начальной, средней или старшей школы, для мальчиков и девочек, для детей с проблемами здоровья (сколиозом, плосокостопием).

Научно-исследовательское

Ведение исследовательской деятельности в рамках кружковой работы, реализация новаторских проектов — популярная образовательная услуга, которая становятся все более востребованной в свете технического прогресса. Работа школьного кружка естественно-научного направления может быть ограничена исключительно понятийной базой одного предмета (химии, физики, биологии) или, что является более предпочтительным, обеспечивать интеграцию образовательных областей, таким образом способствуя формированию у детей целостной картины мира.

«Занимательная физика», «Химия вокруг нас», «Юные исследователи», «Чудеса биологии»

Конструкторское

В рамках данного профиля удается создать оптимальные условия для организации содержательного и полезного досуга школьников, совершенствования их предметно-пространственного мышления, социально-коммуникативных навыков, умения мыслить нестандартно.

Кружок по робототехнике, лего-конструированию, авиамоделированию.

Туристско-краеведческое

Основной целью работы таких  кружковых объединений является подготовка детей к активной туристической жизни, расширения их знаний о природных и культурных достопримечательностях родного края. Программа занятий объединяет теоретические и практические блоки, а также пешие прогулки, экскурсии.

«Юные экскурсоводы», «Пешеходный туризм», «Туристическими тропами родного края»

Эколого-биологическое

В кружках данной направленности детям традиционно предлагают узнать больше о природе родного края и нашей планеты, поучаствовать в наблюдениях за животными, птицами и растениями, реализовывать проекты экологического кластера. Кружковая активность эколого-биологического профиля рассчитана на учащихся средних и старших классов.  

«Юный эколог», «Мир, в котором я живу», «Эколог-исследователь»

Социолого-педагогическое

Новаторская направленность кружковой работы в школе, направленная на создание условий для расширения знаний школьников об индивидуальных особенностях личности, психологических взаимоотношениях, что способствует росту уверенности в личных силах и готовности к самосовершенствованию. Социолого-психологическое обучение будет наиболее интересно детям старшего школьного возраста.

«Юный социолог», «Школа общения», «Путь к успеху»

Программы кружковой работы в школе

Разнообразие образовательных потребностей детей и родительских пожеланий обуславливает впечатляющую вариативность дополнительного образования и необходимость разработки дополнительных программ кружковой работы в школе по ФГОС. От того, насколько качественно будет выполнена эта работа, зависит не только уровень успешности педагогической работы по направлению, но и объем знаний, умений, навыков, полученных кружковцами по итогам занятий.

Кружковая работа в школе

Алгоритм разработки программы кружковой работы по ФГОС:

  1. Анализ пожеланий потребителей услуг. Выполняется в ходе анкетирования родителей или проведения консультаций. Важный момент: вопросы анкеты следует составить таким образом, чтобы выяснить не только популярность различных профилей внеурочной активности, но и оптимальное время работы кружков.
  2. Определение ценностных ориентиров кружковой деятельности, к которым необходимо стремиться. Эта установка и будет отражена в названии, целях и задачах создаваемой программы.
  3. Ознакомление с нормативно-правовой базой. Непосредственно перед разработкой программы следует актуализировать знания по вопросам организации дополнительного образования в ОУ, а также изучить аналогичные программные разработки, из которых можно почерпнуть полезные идеи, эффективные методы и приемы педагогической работы.
  4. Разработка программно-методического комплекта, предусматривающая обязательную характеристику программы, на которую ссылался педагог, и порядок изменений (без изменений, с изменениями, комбинированная, адаптированная, авторская). В этом же пункте программного документа необходимо обосновать выбор методического базиса: например, указать на соответствие актуальным целевым установкам или особенностям организации учебно-воспитательного процесса в конкретной школе.
  5. Формирование структуры программы по ФГОС для кружка в школе (представлена в таблице).

Структура программы

Содержание структурных частей

Титульный лист

На титульном листе нужно указать:

  1. Полное наименование ОУ, где и кем утверждена.
  2. Название программы, возраст школьников, на которых она рассчитана, срок реализации.
  3. ФИО педагога-разработчика, город (населенный пункт), год составления.

Пояснительная записка

В пояснительной записке важно раскрыть направленность программного документа, обосновать его новизну, актуальность и педагогическую целесообразность. Представить цели и задачи программы, возраст будущих кружковцев, сроки реализации учебного плана, режим работы кружка, формы, методы и приемы учебно-воспитательной работы, ожидаемые результаты и способы их оценивания, характер итоговых мероприятий (проведение выставки, фестиваля).

Учебно-тематический план

Составляется с  обязательной разбивкой материала по разделам, темам, указанием рабочих часов по теме и планируемых видов занятий. 

Содержание

Презентуется через краткое описание тем с объяснением общих понятий, основных учебных сведений. Темы представляются в порядке, указанном ранее в учебном плане.

Методическое обеспечение

В данном разделе целесообразно представить дидактический материал, который планируется использовать в ходе организации кружковой работы (модели, таблицы, макеты), а также описать необходимое материально-техническое обеспечение.

Список литературы

Составляется к всей программе или к ее отдельным разделам. При необходимости представляется список литературы для школьников и родителей.

  1. Планирование образовательного процесса. Ориентировочная логика планирования: Тематический блок – Тема — Занятие (с указанием преимущественного вида деятельности детей) — Количество занятий – Сроки.
  2. Разработка критериев оценивания эффективности освоения учащимися программы дополнительного образования  результативности кружковой деятельности согласно программе. Для кластера внеурочного оценивания используется психолого-педагогическая диагностика на предмет сформированности конкретных качеств, умений, базовых понятийных знаний по изучаемому разделу, которые можно выявить в ходе мониторинга, составления карт-характеристик, ведения педагогического наблюдения.

Организация кружковой работы в школе

В условиях оптимизации процесса обучения организация кружковой работы в школе — комплекс мероприятий, направленных на разработку, внедрение и контроль внеурочной активности детей в рамках тематических кружковых объединений — становится важной административной задачей, реализация которой должна выполняться поэтапно. Внедрение (или корректировка) системы дополнительного образования, в частности и кружковой активности, осуществляется заместителем директора по УВР с привлечением широкого круга специалистов согласно плану.

План организации кружковой работы в школе

Организационные этапы

Содержание деятельности педагогов

Подготовительный

Определение целей и задач кружковой работы, проводимое с учетом требований и тенденций времени, приоритетов государственной образовательной политики.

Ознакомление с методическими разработками по направлению, изучение успешного опыта других школ.

Определение приоритетных форм и методов педагогической работы, разработка критериев эффективности и финального оценивания.

Административный

Проведение встреч и консультаций с родителями, педагогами, детьми для выявления приоритетных направлений кружковой деятельности.

Распределение направлений внеурочной работы между педагогами с учетом их уровня квалификации.

Рассмотрение возможностей привлечения к сотрудничеству педагогов дополнительного образования, инструкторов, кураторов.

Исследовательский

Реализуется в ходе разработки или адаптации программного содержания, проектирования учебного плана, утверждения режима работы кружка, проведения непосредственной образовательной деятельности и планового педагогического мониторинга.

Заключительный

Предусматривает подведение итогов и оценку эффективности кружковой активности по результатам календарного года, внесение корректив и уточнений, а также проведение фестивалей, выставок, творческих конкурсов, демонстрирующих достижения кружковцев.

Говоря об организации деятельности кружковцев, важно актуализировать внимание на значимости календарно-тематического плана работы объединения, разрабатываемого с учетом доступного методического и материально-технического оборудования, содержания программы. На первых занятиях кружка в новом учебном году педагогу стоит рассказать детям о практических задачах, которые будут выполняться в рамках курса, чтобы услышать их мнение, оценить уровень заинтересованности и при необходимости внести коррективы в главный документ по организации кружковой деятельности в школе. При этом очень важно, чтобы весь блок внеурочной образовательной работы и каждое занятие кружковцев в частности проводилось согласно таким принципам:

  1. Преемственности, предполагающем создание и поддержание традиций, объединяющих детский коллектив. Определенные правила поведения, ритуалы приветствия, жизненные принципы помогают со временем переформатировать школьный кружок в клуб по интересам, где дети могут с удовольствием общаться, взаимодействовать, совершенствовать свои таланты в комфортной психологической атмосфере.
  2. Массовости, основанном на вовлечении каждого учащегося в работу. Способствовать этому будет экспериментирование педагога с различными видами и формами занятости, распределение детей по группам, реализация индивидуального подхода.
  3. Последовательности, требующем строгое соблюдение логики проведения мероприятий, последовательное усложнение приемов работы и учебных задач.
  4. Непрерывности, обуславливающем необходимость проектирования воспитательного процесса в интервальном порядке, с периодами интенсивной активности и спадами, что гарантирует сохранение стойкого интереса детей.

Кружковая работа в школе

Кружковая работа в начальной школе по ФГОС

Ввиду возрастного фактора кружковая работа в начальной школе, организуемая согласно ФГОС, имеет ряд особенностей. Высокая физиологическая потребность младшеклассников в движении, активной познавательной активности наравне с неустойчивостью внимания обуславливают необходимость искать новые подходы к организации внеурочной деятельность в начальной школе. Чтобы обеспечить высокую результативность педагогической работы по данному направлению и в полной мере удовлетворить исследовательские интересы детей,  эксперты системы российского образования предлагают организовывать кружковые занятия по пяти основным направлениям развития.

Организационная система кружковой работы в начальной школе

Направления развития

Содержание деятельности

Примеры кружков

Общеинтеллектуальное

Педагогическая работа по данному направлению ведется с целью развития у младших школьников всех видов мышления, расширения знаний об окружающем мире и закрепления базовых умений.

«Клуб юных математиков», «мир вокруг нас», «Юный исследователь».

Общекультурное

В детских кружковых объединениях общекультурного профиля создаются условия для всестороннего развития детей, повышения уровня эрудиции, способности к самообучению.

Школьный хор, «Умелые ручки», ансамбль народного танца, «Юные театралы».

Спортивно-оздоровительное

В спортивных кружках начальной школы ведется работа с целью оздоровления, поэтому их посещение рекомендовано всем младшим школьникам (за исключением ребят с инвалидностью) для предупреждения патологий физиологического развития и удовлетворения потребностей в движении.

«Непоседы», «Спортивные игры», «Азы футбола», «Баскетбол», «Лыжи летом и зимой».

Духовно-нравственное

Кружковая деятельность по данному профилю направлена на воспитание трудолюбивости, любознательности, ответственности, высокой нравственности, расширение знаний о родном крае и народе.

«Юные краеведы», «Экскурсионными тропками родного края».

Социальное

Кружковцы, посещающие объединения социально-коммуникативной направленности, познают основы толерантности, вежливости, изучают основы этикета, учатся налаживать контакт со сверстниками и взрослыми.

«Уроки вежливости», «Правила этикета», «Всезнайки».

Правила кружковой работы для начальной школы определяются принципами ФГОС, уставом образовательного учреждения, кадровой и материально-технической обеспеченностью. При организации внеурочной деятельности для детей младшего школьного возраста рекомендовано соблюдение таких правил:

  1. С целью разработки содержательной программы кружковой работы, в полной мере соответствующей ожиданиям потребителей услуг, учителя начальных классов распределяют между собой нагрузку и осуществляют разработку и реализацию дополнительных образовательных модулей по выбранным темам, что позволяет обеспечить условия для знакомства малышей с разными учителями и детьми из других классов младшей школы. 
  2. Для обеспечения высоких показателей качества дополнительных образовательных услуг школа вправе привлекать к сотрудничеству внештатных работников, имеющих педагогическое образование и опыт организации кружковой работы.
  3. Ввиду необходимости оказания помощи в организации содержательного досуга младшим школьникам рекомендовано посещение как можно большего числа кружков. При этом уровень учебной нагрузки для ребенка должен рассчитываться с учетом показателей здоровья и его занятости в организациях дополнительного образования.
  4. В малокомплектных начальных школах кружковая работа (при условии согласия родителей и готовности педагогов) организовывается по субботам.

Анализ кружковой работы в школе

Комплекс контролирующих функций, направленных на обеспечение высокого качества образовательных услуг, будет неполным без анализа кружковой работы в школе, который систематически проводится в конце учебного года для выявления и коррекции недостатков внеурочной деятельности. Эффективность школьных кружков оценивается ответственными педагогами и заместителем директора по УВР по таким критериям:

  • Конкретность и реалистичность целей кружковой деятельности (что удалось и чего не удалось достичь, по каким причинам).
  • Соответствие содержания учебных материалов, используемых кружковцами, возрастным и психофизиологическим потребностям детей (представить методическую обоснованность их выбора).
  • Многообразие видов образовательной деятельности, предложенных руководителем кружка с целью сохранения высокого уровня заинтересованности и мотивации школьников.
  • Уровень сформированности знаний, умений и навыков кружковцев, предусмотренных рабочей программой, на момент окончания отчетного периода.
  • Динамика сопутствующих компетенций (творческих способностей, инициативности, воспитанности), формирование которых обусловлено участием в кружковой деятельности.
  • Показатели результативности учебно-воспитательного процесса (количество проведенных конкурсов, мастер-классов, выставок, показов, соревнований, а также количество полученных кружковцами наград).
  • Участие членов школьного кружка в мероприятиях городского (районного), областного, муниципального уровней.
  • Сотрудничество с организациями дополнительного образования, частными и государственными учреждениями.
  • Общественно-полезные достижения кружковцев (участие в благотворительных проектах, акциях, ярмарках, оказание целевой помощи).
  • Уровень материально-технического, методического, дидактического обеспечения объединения.
  • Показатели сохранности контингента в течение учебного года.

На основании проведенного мониторинга составляется отчет по кружковой работе в школе, в содержание которого для наглядности рекомендуется включить таблицы, схемы, графики и диаграммы. В сводный отчетный документ, содержащий информацию об организации кружковой деятельности в школе, заместитель директора по УВР включает следующую информацию:

  1. Цели и задачи кружковой деятельности, отраженные в программных документах (актуальные на начало учебного года).
  2. Перечень действующих кружков с указанием руководителей.
  3. Количество учащихся, вовлеченных в кружковую деятельность (отдельно по секциям и общие показатели охвата по школе).
  4. Показатели результативности работы кружков (перечень реализованных мероприятий, демонстрирующих достижения кружковцев, и полученных наград).
  5. Оценка работы педагогов, ответственных за реализацию внеурочного комплекса.
  6. Комплекс мер, осуществление которых необходимо для улучшения показателей кружковой работы в новом учебном году.

Больше информации об организации дополнительной образовательной работы в школе представлено в этих материалах:

  1. Дополнительное образование в школе
  2. Организация деятельности вокального кружка
  3. Воспитательный потенциал образовательного туризма в школе
  4. Экспериментальная разработка занятия по ниточному дизайну с использованием инновационных технологий

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования

Управление образовательной организацией

Научитесь управлять:
  • Дистанционное повышение квалификации.

  • Удобная подача материала.

  • Постоянный доступ к курсу: 24часа в сутки / 7 дней в неделю.

  • Удостоверение установленного образца.

быстрая подписка:
8 (800) 511-08-33


Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.