Скидка на журналы 15 %+ 3 месяца подписки в подарок Получить>>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Организационный момент урока в начальной школе

  • 16 февраля 2019
  • 480
Организационный момент в начальной школе — режимный элемент урока, который позволяет настроить детей на плодотворную работу, вовлечь учеников в образовательный процесс, и занимает не более одной-двух минут. От него зависит дисциплина на уроке, уровень подготовки учащихся к занятию (наличие тетради, учебника, ручки и других необходимых канцтоваров), психологический настрой учеников. Несмотря на незначительный тайм-менеджмент, оргмомент выполняет важные функции:
  • создает рабочий настрой в классе;
  • мотивирует учеников на работу;
  • актуализирует знания младших школьников;
  • увлекает темой занятия.
Четкая структурированность оргмомента и правильная его реализация экономит время на уроке, дисциплинирует, помогает детям быстрее включиться в работу, положительно воздействует даже на самых слабых учащихся. 

Организационный момент урока в начальной школе

Предварительная организация является важной частью любого занятия. Поскольку проведение современного урока, интерес детей к предстоящему занятию и успешность выполнения ими предварительных заданий требуют создания должной мотивационной сферы, в ходе организационного момента в начальной школе учитель не только проверяет наличие учебников и тетрадей, но и:
  • ставит проблемы, которые будут решаться в ходе занятия;
  • намечает ситуации, посредством которых можно будет решить воспитательные, развивающие и познавательные задачи;
  • определяет степень готовности школьников к решению заявленных проблем;
  • ищет способы достижения целей занятия, обозначенных спектром проблем. 
Если учитель справился с дидактическими задачами оргмомента, занятие прошло в продуктивном ключе и принесло положительные учебно-воспитательные результаты, класс был готов к уроку и выполнению заданий, ученики оперативно включились в рабочий темп, выражали заинтересованность в новом материале, осознавали его практическую ценность и демонстрировали познавательную активность на следующих этапах занятия. 

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать об анализе урока и оценке качества образовательного процесса в школе помогут статьи электронного журнала "Справочник заместителя директора школы"

- Выявляйте метапредметные и личностные УУД: лист анализа урока

 (анализ урока)

- Шаблон, по которому учителя подготовят для вашего контроля самоанализ уроков

 (анализ урока по ФГОС)

Оргмомент урока требует от педагога креативности, творческого начала, глубоких методических знаний, позволяющих находить новые формы и приемы воздействия на детей, индивидуального педагогического стиля. Для достижения цели педагогу следует демонстрировать детям сконцентрированность и сдержанность, говорить четко и по существу, выражать волевую направленность, подчеркивать практическую ценность нового учебного материала, в доступной форме аргументировать, важность поставленной перед классом цели (какие знания должны получить, какими навыками овладеть). Положительный психологический настрой в классе возможен в том случае, если учитель выражает полное доверие к детям, тонко чувствует эмоциональный настрой коллектива, стремясь к достижению эмпатии. 
 Организационный момент урока

Исходная мотивация в ходе оргмомента

Мотивация на участие в занятии должна иметь связана с реальностью, показывать, что тема и суть занятия будут полезными детям в реальной жизни, носят практический характер. Чтобы пробудить детский интерес, учителя используют многочисленные способы активизации внимания. Произвольный интерес предполагает осознание важности выполнения определенных задач без посторонней помощи, тогда как пробуждение непроизвольного интереса требует от педагога особого мастерства и знания детской психологии. Исходя из этого, различают следующие этапы организационного момента урока:
  1. Приветствие учителя и учащихся, проверка отсутствующих учеников, наличия дежурных. 
  2. Оценка состояния кабинета, рабочих мест и подготовки детей к предстоящему уроку (внешний вид, рабочая поза, рассадка учеников в классе). 
  3. Определение готовности педагога к уроку (оценка состояния доски, наличия демонстрационного оборудования, раздаточного материала, наглядных пособий, классного журнала, плана урока).
  4. Озвучивание темы занятия, целей и задач урока (этот этап может быть выполнен после актуализации знаний).
  5. Психологический настрой и мотивационный этап — исходная мотивация, которая позволяет активизировать мыслительную и познавательную активность детей, подготовить их к изучению нового материала, выполнению новых заданий. 
В ходе проведения оргмомента учитель для побуждения детей к образовательной деятельности может использовать мотивы любознательности,  актуализацию прошлых успехов («На прошлом уроке мы выучили …, а на нынешнем узнаем об … еще больше»), частичную образовательную неудовлетворенность («На прошлом занятии мы не разобрали такой аспект темы...»), практическую направленность темы («Зная …, мы сможем …, будем использовать … в следующих ситуациях»).
Исходная мотивация позволяет подготовить школьников к изучению нового материала, сконцентрироваться на изучаемой теме, активно участвовать в процессе познания, делая его личностно важным. В проведении организационного момента на уроке в начальной школе различают три блока мотивов:
  1. Побуждающие — спровоцированы работой педагога, умело создающего и подогревающего интерес у детей к предмету изучения через внешние факторы, примером которых служат проблемные ситуации, сравнения, практическая ценность материала, произведения искусства и литературы, исторические факты, парадоксы, опыты, игровые ситуации, осознание недостаточности знаний. Учителя, работающие в начальной школе, руководствуясь собственным опытом и практикой, формируют кейс мотивационных приемов, принимая во внимание психологическое состояние учеников, их интересы, уровень развития и учебных возможностей. 
  2. Перспективно-побуждающие мотивы опираются на осознание детьми того, что без изучения выбранного раздела (темы) следующий раздел не получится освоить, что побуждает к учебной деятельности, ориентированной на не отметки, а на качественные знания, которые станут залогом успешного изучения следующих тем. 
  3. Познавательно-побуждающие — используются преимущественно в активных формах проблемного обучения для бескорыстного поиска знаний. В ходе умственной деятельности по решению одной или нескольких проблемных задач ученик ощущает потребность в новых знаниях и информации. Внутренний интерес служит мотивационной средой, которая влияет на поведения школьника на уроках, стимулируя его самосовершенствование и самообразование. 

Быстрее всего в рабочую деятельность после оргмомента младшие школьники включаются на личностно-ориентированных, проблемных и нетрадиционных уроках. 

Практические советы по подготовке и проведению библиотечного урока для младших школьников от экспертов справочной системы «Образование»

Этапы организационного момента в зависимости от типа урока

Главное упущение педагогов, которое они допускают в ходе реализации оргмомента — нерациональное использование времени. Чтобы занятие было максимально эффективным и продуктивным, староста класса должен сообщить о числе отсутствующих за несколько минут до начала урока. Соответственно учитель должен быть в классе за две-три минуты до звонка, чтобы проверить состояние рабочего места, доски, демонстрационного и лабораторного оборудования, учебной документации. 
Тип урока Структура организационного момента в начальной школе
  • Изучения нового материала
  • Учитель осуществляет первичное введение учебного материала, учитывая закономерности познавательной активности младших школьников. 
  • Он указывает на факты и сведения, которые дети должны будут запомнить, навыки, которыми им нужно будет овладеть.
  • Мотивирует детей к активному запоминанию информации, актуализируя технику запоминания.
Проверки знаний
  • Педагог способствует созданию рабочей обстановки в классе.
  • Он проверяет готовность детей к уроку и освоению нового материала.
  • Определение задач урока и оглашение ранее изученного материала, степень освоения которого будет проверяться.
  • Повторение правил, тем, алгоритмов, необходимых для работы.
Комбинированный урок
  • Учитель проверяет готовность детей к уроку, наличие выполненного домашнего задания.
  • Он помогает сформулировать цели и задачи занятия. 
  • Используя методы актуализации практических умений и знаний, мотивирует на изучение нового материала.
Проблемный урок Особое знание приобретает актуализация уже полученных знаний, потому часто ее проводят в формате опроса, позволяющем выяснить степень освоения умений, навыков и знаний. Параллельно с этим учитель психологически готовит детей к изучению материала, создает положительный настрой. Актуализируя знания, он способствует возникновению учебных проблем и проблемных ситуаций, необходимых для проведения урока. 

Методы создания психологического настроя на уроке в начальной школе 

Создавая правильный психологический настрой детей, учитель воздействует на эмоциональное состояние ученического коллектива, исходя из возрастных особенностей, интересов и ценностей, свойственных школьникам. Интересный организационный момент урока в начальной школе может быть построена на поговорке, пословице, загадке, упоминании литературных или мультипликационных героев, разгадывании кроссворда, шарады, демонстрации изображений или видеофрагментов. 

Предлагаем методическую помощь учителю по оценке здоровьесберегающего потенциала занятия, актуализированную специалистами системы "Завуч"

Учителю важно не только правильно подобрать методы создания правильного психологического настроя в классе, но и своими доброжелательными словами и приветливым тоном продемонстрировать детям, что им рады. Для этого опытные педагоги зачастую используют:
  1. Стихотворные формы приветствий и настроев. Поэтические минутки — педагог с выражением декламирует рифмованные строки. Небольшие четверостишия учитель может прочесть наизусть самостоятельно или предложить одному из учащихся зачитать его. Выполнение совместного с учителем действия привлекает внимание детей, повышает уровень ответственности, благотворно сказывается на психологическом настроен. Декламируя стихи самостоятельно, учитель вызывает невольное уважение у младших школьников, осознающих сложность процесса запоминания поэтических строк. В особых случаях к оргмоменту можно привлечь старшеклассиков, которые помогут создать театрализованные приветствия с участием сказочных героев. При этом важно качественно продумать антураж, костюмы и музыкальное сопровождение действия. 
  2. Психологические минутки — последовательные действия, которые дети выполняют в рамках необычного приветствия. Они могут быть направлены на коммуникацию с учителем, соседом по парте или другими детьми в коллективе. 
  3. Связь с реальной жизнью — учителю необходимо лаконично и в доступной форме продемонстрировать связь изучаемого материала с повседневной жизнью. Для этого он рассказывает жизненные ситуации, услышанные новости или даже уместные в младших классах анекдоты, что позволяет создать доверительный настрой и доброжелательную атмосферу в классе. Важно, чтобы рассказанные истории имели непосредственную связь с темой урока, позволяя таким образом актуализировать знания. 
  4. «Интрига» — в ходе организационного момента урока в начальной школе педагог увлекает детей рассказом, загадкой или вопросом, ответ на который он обещает найти в конце занятия. Захватив внимание детей и заинтриговав их поиском ответа, учитель не только создаст рабочий настрой в коллективе, но и гарантирует усердную работу детей. 
  5. Удивление или фантастика — педагог в начале урока озвучивает потрясающий факт, который позволяет ему сконцентрировать внимание детей на себе и своем рассказе, а после переключить его на тему урока.
  6. Эпиграф — ссылка на поступки или слова известного человека, деятельность или биография которого связана с темой урока. 
  7. Релаксационная игра — учитель включает расслабляющую музыку, приоткрывает окно, выполняет вместе с детьми дыхательную или пальчиковую гимнастику, позволяя малышам принять удобное положение, расслабиться, сделать глубокий вдох и выдох, чтобы успокоиться и настроиться на работу. В завершении такой релаксации для активизации знаний или формирования положительного настроя детям предлагается небольшая игра на выбор педагога.
  8. Заблаговременный способ проведения оргмомента — когда в завершении предыдущего урока педагог анонсирует тему следующего и наиболее интересные моменты будущего занятия, тем самым подогревая интерес к изучению нового материала. 
Поскольку школьники воспринимают учебные дисциплины в первую очередь через преподавателя, учитель должен с первых минут захватить внимание детей, заинтересовать их, поскольку, как театр начинается с вешалки, так урок начинается с оргмомента. Чем ярче и необычнее будет начало занятия, тем эффективнее оно пройдет. Нетрадиционный оргмомент требует использования знаний детской психологии, методики преподавания, необычного дидактического материала. 

Документы образовательной организации

Новые возможности для карьерного роста



Для успешной и эффективной работы с учащимися, знания нормативного обеспечения педагогической деятельности, общепрофессионального модуля, психолого- педагогической культуры учителя и методики преподавания рекомендуем пройти обучение по программе "Компетенции учителя. Требования профстандарта и ФГОС".

За прохождение — диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Попробуйте бесплатно прямо сейчас!

В ходе проведения оргмомента урока нежелательно:
  • начинать занятие с оглашения оценок контрольной проверки знаний или любого другого «разбора полетов», поскольку в этом случае учителю гарантировано лишь кратковременное внимание детей, которое быстро обернется равнодушием (школьники внимательно слушают только то, что касается лично их, и игнорируют информацию, сказанную о других или для других);
  • использовать диктаторские методы — громыхать журналом об стол, повышать голос, называя тему урока, кричать, требуя сидеть тихо, что невольно поставит крест на построении любых партнерских взаимоотношений в классе;
  • применять только одну форму активизации внимания, поскольку после многократного повторения дети утратят к ней интерес, а оргминутка перестанет выполнять свои функции (в этом случае педагогу следует собирать собственную копилку приемов и методов, чтобы чередовать стихотворные оргмоменты с эпиграфами, удивительные факты с забавными историями). 

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите скидку 15% на журналы до конца февраля

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.