Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Метапредметные результаты обучения по ФГОС

  • 5 июня 2018
  • 2598

Стремительные изменения, происходящие в обществе, обусловили необходимость оперативного реформирования российской образовательной системы. Метапредметные результаты обучения по ФГОС стали новым показателем эффективности школьного обучения ввиду того, что только универсальные учебные действия (далее — УУД), освоенные в ходе выполнения различных образовательных задач, гарантируют готовность выпускников:

Требования ФГОС к метапредметным результатам обучения
Скачать бесплатно в .docx

  • уверенно применять полученные знания на практике, реализовывать освоенные умения и навыки в нестандартных ситуациях;
  • быстро ориентироваться в потоке информации, мыслить критически;
  • действовать в условиях ситуациях выбора, аргументировано отстаивать свою позицию и нести ответственность за принятое решение.

Личностные метапредметные и предметные результаты по ФГОС

На протяжении длительного времени стратегической целью системы отечественного образования являлось формирование у учащихся обширной предметной базы, поэтому российские школьники долгие годы демонстрировали высокие результаты на международных конкурсах и олимпиадах. Стремительный технический прогресс обусловил снижение ценности информации, с недавних пор ставшей общедоступной, поэтому во главу процесса обучения согласно ФГОС были выведены личностные метапредметные и предметные результаты обучения — совокупность знаний, умений и навыков, овладение которыми гарантирует обучение различным видам продуктивной деятельности в будущем и успешную профессиональную самореализацию выпускников.


с комментариями экспертов

Понятие метапредметности, тесно связанное с личностными достижениями, в методической науке трактуется в значении «надпредметности» — объема компетенций, позволяющие решать различные образовательные задачи независимо от их предметного содержания. Метаумения могут быть успешно перенесены с учебно-воспитательного процесса в реальную жизнь (что обуславливает их высокую ценность) посредством реализации программы развития УУД.

Управление образовательной организацией

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебная программа "Управление образовательной организацией" За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Для успешного проектирования учебно-воспитательного процесса важно согласовывать понятийную базу метапредметной учебной компетентности, которая в современной педагогической методологии трактуется посредством таких понятий:

  1. Метадеятельность — универсальный способ мышления и деятельности, основанный на умении организовывать различные виды активности путем применения стандартизованных схем и алгоритмов, освоенных в ходе обучения.
  2. Метазнания — понятийная база о структуре знаний и принципах работы с различными типами данных.
  3. Метаумения — универсальные действия учебного характера (личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные)
  4. Метаспособы — навыки и приемы, позволяющие находить решение образовательных задач различных типов сложности в стандартизованных и нетипичных учебных условиях.

Тенденция выделения метапредметных результатов обучения позволила отказаться от традиционной классификации понятийной базы школьных знаний по предметам, что опосредованно препятствовало осознанию школьниками целостной системы мира. ФГОС выделяет 12 направлений метадеятельности, формирование которых является основной задачей комплекса школьного образования. Вместе с тем важно отметить, что содержание и трактовку отдельных показателей личностного и познавательного развития подрастающего поколения целесообразно расширять и корректировать ввиду стремительного возникновения новых научных, экономических и социальных тенденций.

Метапредметные результаты обучения по ФГОС ООО

Группы надпредметных умений Содержание компетенций
Стратегическое планирование и работа по плану

Определение целей и задач обучения; умение оценивать успешность усвоения учебного материала, выделять проблемные места и в соответствии с эти корректировать образовательную стратегию. Способность расширять круг познавательных интересов.

Анализ условий задания, в которых предусмотрена его реализация, с целью определения оптимальной стратегии действий.

Сопоставление содержания учебной задачи с ранее освоенными навыками и умения, необходимое для выделения пробелов в знаниях и проведения информативного поиска.

Планирование способов достижения учебно-практических целей, поиск эффективных путей решения проблемных заданий, в том числе посредством применения нестандартных методик.

Способность к сопоставлению осуществляемых действий с рекомендованными алгоритмами, контролю уровня личной успешности посредством соотнесения достигнутых результатов и актуальных критериев оценивания.

Готовность мыслить широко: критически рассматривать различные точки зрения перед принятием взвешенного решения.

Умение корректировать стратегию обучения в ситуации частого изменения исходных условий.

Способность правильно оценивать личный образовательный потенциал и уровень сформированности компетенций, необходимый для выбора эффективной стратегии обучения.

Умение осуществлять познавательные действия

Теоретизация учебного материала: умение определять значение понятий, выделять характерные свойства и отличительные понятия, искать аналогии.

Умение классифицировать понятийные элементы по самостоятельно выделенным критериям.

Поиск и установление причинно-следственных связей, проектирование результатов событий на основании ряда данных.

Способность выстраивать логические суждения, формулировать умозаключения и уметь аргументировано отстаивать их.

Использование символьно-знаковых систем для упрощения процесса обработки информации.

Разработка схем, моделей, алгоритмов, упрощающих процесс понимания и усвоения понятийного материала.

Применение навыков смыслового чтения, под которым понимается способность правильно понять содержание текстового блока в ходе прочтения, оценивание степени достоверности и полезности данных, возможность их использования для решения практических задач.

Использование ИКТ

Способность максимально использовать любые технические пути получения учебной информации.

Умение определять достоверность источника, проверять данные посредством мониторинга информации в сети.

Готовность выделять из информационного массива наиболее значимые данные, в полной мере соответствующие содержанию учебной задачи.

Овладение способами поиска, копирования и распространения знаний и полезного учебного опыта.

Максимальное использование возможностей интернета для продуктивного взаимодействия с другими участниками образовательного процесса.

Навыки организации и выполнения коллективной работы

Способность организовывать содержательную учебно-познавательную деятельность  с одноклассником, педагогом, сторонними людьми, владеющими значимыми компетенциями.

Умение эффективно выполнять образовательную работу самостоятельно и в коллективе, в том числе диагностические и проверочные задани, реализуемые в рамках оценивания надпредметных компетенций и личностных результатов освоения ООП.

Осуществлять согласование личных учебных мотивов и задач с коллективными, подчинять личные стратегические интересы групповым правилам.

Готовность находить компромиссные решения в случае конфликта установок участников группы для обеспечения высокой результативности взаимодействия.

Проявление толерантности, терпимости, внимательности к интересам других.

Способность принимать во внимание мнение других участников учебно-воспитательного процесса и отстаивать свою точку зрения посредством озвучивания аргументов. 

Общекультурные умения

Уверенное владение средствами устной и письменной речи.

Построение информативных монологических высказываний, умение вести диалог, дискутировать.

Осознанное применение образных средств речи для достижения желаемого результата, уверенное использование всех возможностей коммуникации.

Свободная передача чувств, эмоций, переживаний, потребностей посредством речи и жестов.

Способность поддерживать беседу, выслушивать собеседника и точно доносить личные суждения.

Поддержание высокой культуры общения и поведения.

Развитость экологического мышления.

В контексте внедрения ФГОС не менее важным является достижение личностных результатов обучения, основанных на готовности выпускников школы к дальнейшему общему и профессиональному развитию, расширению выученных понятийных областей и совершенствованию индивидуальной системы представлений об окружающем мире, а также отражающих показатель сформированности социальных компетенций и гражданской идентичности.

К личностным результатам школьного модуля обучения следует отнести следующие компетенции:

  1. Сформированное чувство принадлежности к российскому народу, чувства гордости за Родину, осознание этической принадлежности, готовность принимать и отстаивать ценностные установки многонационального общества России, гуманистические и демократические идеалы.
  2. Проявление целостного взгляда на мир, принятие уникальности и разнообразия различных народов, культур, религий и природных ценностей.
  3. Демонстрация толерантного отношения идеалам и истории представителей других национальностей.
  4. Проявление начальных навыков адаптации в стремительно меняющемся мире, осознание социальных ролей и ценностного смысла учебной деятельности, которая является ключом к успешной самореализации в будущем.
  5. Готовность проявлять самостоятельность, нести личную ответственность за поступки и принятые решения, в том числе распространение информации.
  6. Сформированность этических потребностей, представлений о морально-этических нормах, социальной свободе.
  7. Высокий уровень доброжелательности, отзывчивости, толерантности, терпимости, готовности проявить сопереживание по отношению к другим людям и оказать посильную помощь — моральную, опосредованную, практическую.

Наличие мотивации вести безопасный образ жизни, беречь и укреплять здоровье, стремиться к  достижению поставленных целей, бережно относиться к материальным и духовным ценностям, расширять и приумножать их посредством упорного вдохновенного труда.

Метапредметные результаты обучения по ФГОС

Метапредметные результаты обучения по ФГОС в начальной школе

Согласно принципам системно-деятельностного подхода, положенного в основу современной образовательной модели, метапредметные результаты обучения по ФГОС в начальной школе, выделяемые с учетом психолого-возрастных факторов, являются не менее значимыми, чем показатели сформированности надпредметной деятельности у старших школьников. В отличие от основной школы, где выделение более и менее важный универсальных компетенций не представляется возможным ввиду высокой значимости всех показателей, для начальной школы характерно делать акцент на умении детей учиться, которое оценивается в ходе педагогических наблюдений.

Актуальной проблемой последних лет стало снижение мотивации младшеклассников к обучению, обусловленное стремительным увеличением объема учебного материала. Дети оказываются неготовыми быстро справиться с предметным содержанием, что вызывает:

  1. Психологический дискомфорт, спровоцированный нежеланиям пребывать в ситуациях неуспеха.
  2. Уход от сложностей посредством отказа от выполнения домашних заданий, дальнейшего расширения знаний об окружающем мире.
  3. Ввиду вышесказанного вывод напрашивается сам собой: формирование метапредметных умений, способствующих уверенному овладению учебным материалом, в начальной школе важно обеспечить не только в соответствии с программными целями, но и для повышения общего показателя эффективности образовательной работы.

Классификация метапредметных результатов обучения в начальной школе по ФГОС

Уровни УУД Содержание надпредметных компетенций
Регулятивные

Сохранение учебной цели, озвученной педагогом, на протяжении всего времени выполнения задания.

Способность самостоятельно разбивать одно задание на несколько этапов и определять последовательность выполняемых действий.

Умение находить ошибки в выполненном задании и исправлять их, учиться оценивать характер ошибок.

Познавательные

Умение выполнять простые логические операции: выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать, выдвигать предположения по теме.

Способность определять причинно-следственные связи, выстраивать цепочку логических рассуждений.

Готовность строить простые рассуждения на основе информации, полученной из учебного источника, давать простые определения.

Умение применять символьно-знаковую систему для построения простейших схем, моделей, таблиц, а также для решения задач.

Знание разных способов получения информации.

Овладение основами смыслового чтения (способность после ознакомления с текстом коротко пересказать прочитанное и отнести его к определенной области знаний).

Коммуникативные

Читать тексты про себя и вслух, использовать средства устной и письменной речи.

Умение понимать прочитанное, а также содержание однозначных высказываний.

Сформированность навыков взаимодействия, работы в коллективе.

При организации процесса формирования надпредметных компетенций учащихся в начальной школе низкая результативность локальных учебных ситуаций может фиксироваться и ввиду ошибок, допускаемых педагогами. Учителям важно обратить внимание на такие моменты:

  1. Понятия учебной проблемы и затруднения не могут отождествляться. Неспособность школьника справиться с поставленной учебной задачей (решение примера с применением формулы, оценивание правильности правописания и т.д.) ввиду нехватки понятийной базы нельзя рассматривать как элемент реализации технологии проблемного обучения.  
  2. При проведении опросов наблюдается слабая выраженность дифференциации вопросов, требующих исключительно воспроизведения знаний, и проблемных вопросов, ответ на которые возможен только при переосмыслении ранее изученного. Ввиду нерационального распределения времени на подготовку учащиеся фактически не имеют возможности самостоятельно решить учебную проблему даже при сформированности компетенций.
  3. С целью достижения образовательных целей урока учитель стремится как можно скорее подвести учеников к разрешению проблемной ситуации,  поэтому дети не имеют возможности развить самостоятельность мышления и реализовать свои таланты в ситуации успеха.

Оценка метапредметных результатов обучения по ФГОС

Система оценивания образовательных результатов школьников в условиях реализации традиционного для российской педагогики модуля обучения складывалась годами, и при этом ее критерии неоднократно расширялись, дополнялись и совершенствовались. В условиях нового времени, когда происходит активное реформирование методических принципов, оценка метапредметных результатов обучения по ФГОС вызывает серьезные сложности на всех уровнях — у педагогов начальной школы, учителей-предметников и даже методистов, которые продолжают работать над пояснением понятийной базы применения системно-деятельностного подхода в обучении.

По причинам, представленным выше, на данный момент в практике оценивания результатов метадеятельности учащихся сформировано три подхода:

  1. Достижения надпредметных целей обучения рассматривается как результат успешной реализации тщательно сконструированных диагностических задач, направленных на выявление сформированности конкретного вида УУД.
  2. За показатель высокого уровня проявления метаумений принимается уверенное выполнение школьником предметных заданий различного типа сложности, а также фиксирование достойных личностных результатов обучения. Данный подход основан на принятии утверждения, что без метапредметных умений невозможно успешное выполнение текущих образовательных заданий.
  3. Успешное овладение надпредметными умениями может быть зафиксировано в ходе выполнения учениками заданий интеграционного характера, требующих применения комплекса знаний, умений и навыков.    

Вместе с тем для актуальной образовательной ситуации характерно выделение комплекса проблем, касающихся разработки шкал и инструментов оценивания метапредметных результатов обучения, это:

  1. Сложность дифференциации оценочных процедур, используемых для определения успешности овладения детьми предметными и надпредметными компетенциями.
  2. Подбор текстовых блоков, предлагаемых к прочтению для оценки грамотности, с учетом возрастного фактора.
  3. Проектирование учебных заданий, необходимых для стимулирования познавательной активности школьников.
  4. Обеспечение точности и независимости применяемых критериальных систем.

Метапредметные результаты обучения по ФГОС

Порядок интерпретации полученных результатов и разработки комплекса коррекционных мер, реализация которых гарантирует достижение планируемых предметных, личностных и метапредметных результатов по ФГОС в будущем.

В большинстве российских школ мониторинг достижений учащихся осуществляется посредством внедрения уровневого подхода, предусматривающего применение широкого инструментария — успешности выполнения заданий интегративного характера, ведение индивидуальных карт продвижения, листов самооценки, оценивания реализуемых проектно-поисковых работ. Дополнительно может оцениваться участие в сетевых проектах и мероприятиях, наиболее полно приближенных к реальным практическим условиям. Такой мониторинг предусматривает выставление индивидуальных, фронтальных и групповых оценок; проведение опросов, систематическое тестирование, выполнение специально спроектированных заданий. 

Оценивание метапредметных результатов проводится всеми участниками учебно-воспитательного процесса:

  1. Учащимися — в период оценивания успешности выполнения интегративных заданий, самооценивания уровня сформированности учебных навыков, заполнении тематического дневника или «дорожной карты», выставлении оценок одноклассникам.
  2. Педагогами в ходе разработки проблемных заданий, выполнение которых требует применение широкого круга компетенций, осуществлении мониторинговой работы (с заполнением и последующим анализом карты наблюдений), определения оптимального способа проверки УУД (в индивидуальном, фронтальном, групповом порядке, письменной или устной форме), проектирования индивидуальных образовательных маршрутов для учеников, столкнувшихся с учебными трудностями.
  3. Методистами при проработке практических путей реализации принципов деятельностного подхода в обучении, формулировании теоретической базы по вопросам составления заданий для школьников, направленных на активизацию метадеятельности, анализе работы конкретного педагога или классного коллектива, при проведении мониторинга или других видов проверок, а также интерпретации их результатов.

В целом важно отметить, что процесс оценивания метапредметных компетенций учащихся до сих пор остается на стадии разработки и требует повышенного внимания на всех уровнях.

Больше информации по теме представлено в этих статьях:

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.