text

✎ Конференция для директора школы 2018 >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Отчет о самообследовании образовательной организации

  • 18 июня 2018
  • 2625

Реформирование системы российского образования, затронувшее все сферы работы ОУ, предусматривает популяризацию практики представления полной информации об учреждении в открытом доступе. Подготовка и составление отчета о самообследовании образовательной организации в 2018 году является одной из главных управленческих обязанностей руководителя школы, способствующей:

  • обеспечению выполнения требований нормативно-правовых актов, регламентирующих повышения уровня информированности потребителей образовательных услуг;
  • повышению рейтинга и престижности школы, как следствие — увеличению количества учащихся и объемов финансирования;
  • своевременному выявлению и устранению проблем и недостатков организации учебно-воспитательного процесса.

Отчет о самообследовании школы: подготовительный этап

В соответствии с приказом Минобрнауки 14.06.2013 № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования ОО» все учреждения, оказывающие образовательные услуги, должны систематически реализовывать комплексные мероприятия с целью контроля внутренних процессов, поиска путей его модернизации и выполнения актуальных нормативных требований. Отчет о самообследовании школы — отчетный документ, который составляется на основании данных комплексной целевой проверки и отражает объективную оценку результатов деятельности по всем направлениям.

Проведение самообследования ОУ по критериям с последующим составлением отчетного документа предусматривает выполнение следующих действий:

  1. Разработка плана проведения мониторинговых процедур. Составление локального акта о выполнении контролирующих мер такого типа не требуется, если иное не предусмотрено постановлением учредителя.
  2. Назначение сотрудников, ответственных за отдельные этапы реализации контроля, распределение обязанностей.
  3. Непосредственное проведение сбора данных по всем направлениям деятельности ОУ.
  4. Обобщение данных по самообследованию, сведение их в единый отчет. На этом этапе выполняется оформление документа в соответствии с общепринятыми требованиями.
  5. Рассмотрение рабочей версии отчета уполномоченным коллегиальным органом, на основании которого документ корректируется и передается директору школы на подпись.
  6. Направление отчета в вышестоящие органы (учредителю) и размещение электронной версии на сайте организации.

Руководителям школ важно помнить, что сроки проведения самоанализа работы учреждений и подачи отчетных данных регламентированы актуальными законодательными нормами. Образовательные организации во избежание штрафных санкций обязаны завершить внутренние мониторинговые процедуры по состоянию на август и подготовить целевой отчет к 1 сентября. За отчетный период принимается предшествующий календарный год (т.е. при подготовке образца отчета о самообследовании школы 2018 следует анализировать особенности функционирования ОУ за 2017-2018 учебный год, по полугодиям). Несвоевременность осуществления внутреннего оценивания деятельности организации, неполнота и недостоверность данных, изложенных в отчетной документации такого типа, согласно ч. 2 ст. 5.57 КоАП грозит наложением штрафных санкций:

  • на юридическое лицо — в размере от 50 до 100 тыс. руб.;
  • на ответственное должностное лицо (руководителя ОУ) — в размере от 10 до 30 тыс. руб. Помимо этого, по инициативе учредителя директор школы может быть привлечен к дисциплинарной ответственности — от замечания с внесением в личное дело до расторжения трудового договора ввиду ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей.

Важно отметить, что наложение штрафных санкций не освобождает организацию от обязанности по проведению самообследования с последующим представлением достоверных данных в открытом доступе.

Управление образовательной организацией

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Курс "Управление персоналом. Управленческая команда образовательной организации: новый формат". За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Количество и состав группы ответственных лиц, привлеченных к проведению самообследования ОУ, не регламентирован законодательно ввиду наличия большого числа особенностей функционирования каждой конкретной школы. Ориентировочный состав рабочей группы и обязанности каждого должностного лица представлены в табличной форме, но директор школы вправе ежегодно корректировать эти данные из соображений целесообразности.

Состав группы, ответственной за проведение самообследования школы и составление отчета

Должностные лица

Обязанности

Руководитель ОУ

Контролирует соблюдение сроков проведения мониторинговой процедуры, достоверность и полноту представляемой информации.

Несет персональную ответственность за своевременность подачи отчетной документации.

Координирует действия членов рабочей группы.

Передает информацию учредителю и вышестоящим органам в установленном порядке.

Заместители директора школы

На этапе подготовки подбирают оптимальные методы проведения исследований, определяют круг используемых источников.

Прорабатывают с членами рабочей группы локальные задачи и порядок их реализации.

Проверяют правильность исполнения заданий, возложенных на педагогов, осуществляют коррекционные меры.

В ходе подготовки отчета занимаются классификацией, обобщением и группировкой данных, полученных в ходе общешкольного мониторинга.

Педагоги

Анализируют показатели организации учебно-воспитательного процесса по заданным направлениям деятельности, формируют отчеты о достижениях и недочетах, обеспечении профессиональных стандартов педработников, уровне успеваемости учащихся, планах развития.

По запросу предоставляют информацию об применяемых методах, формах и приемах организации образовательной урочной и воспитательной работы.

Методические работники

Осуществляют проверку информации о квалификации сотрудников.

Определяют особенности ведения педагогической практики с учетом региональной специфики.

Оценивают уровень материально-технической оснащенности школы, стоимости дополнительных образовательных услуг и их востребованности.

С целью оптимизации мониторинговых процессов целесообразно проводить работу по самообследованию параллельно с подготовкой публичного доклада ввиду необходимости контроля идентичных показателей работы.

предпринимательская деятельность

Примерная структура отчета о самообследовании школы

Отвечает Елена Губанова, профессор кафедры управления образовательными системами им. Т.И. Шамовой ИСГО МПГУ, кандидат педагогических наук, доцент

Во избежание срыва сроков процедуры директор школы может дополнить целевой локальный приказ графиком с указанием временных рамок, отведенных на выполнение работы педагогами, заместителями и методистами по выбранным направлениям, и именами ответственных сотрудников, что гарантирует возможность наложения административной ответственности и позволить обеспечить слаженную реализацию поставленной задачи.

Отчет о самообследовании образовательной организации

Отчет о самообследовании образовательной организации 2018: образец составления

При составлении отчета о самообследовании образовательной организации в 2018 году по образцу важно в полной мере отразить информацию по направлениям, указанным в п. 6 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки от 14.06.2013 № 462, и разделе о показателях деятельности, представленных в приложениях 1, 2 к приказу Минобрнауки от 10.12.2013 № 1324.

Содержание и разделы отчета с целью реализации принципа полноты и достоверности предоставления данных рекомендуется согласовывать на коллегиальном завещании в присутствии директора школы. Во избежание тавтологии и смысловых несоответствий заполнение отчетного формуляра лучше делегировать одному специалисту и уже на этапе согласования при необходимости дополнять представленную версию в ходе поэтапного разбора содержательных блоков.

В соответствии с  актуальными нормами важно отразить в отчете, составленном по результатам внутришкольного контроля, две содержательные части:

  1. Аналитическую, отражающую особенности организации образовательного процесса, системы управления, специфику ведения педагогической практики, кадровую укомплектованность, материально-техническую обеспеченность конкретной школы, а также данные об успеваемости учащихся и результаты ВСОКО. Для экономии времени данные для аналитической части публичного документа целесообразно собирать систематически, чтобы отследить динамику изменений и в будущем определить проблемные моменты. В данном разделе отчета стоит визуализировать ключевые моменты содержания посредством таблиц, графиков, диаграмм.
  2. Статистическую, составляемую в виду сводной таблицы из-за необходимости наочного представления количественных показателей, характеризующих инфраструктуру ОУ.

b>Образец отчета о самообследовании школы в 2018 году: структура документа

Название разделов

Содержание

Аналитическая часть

Общая информация

Полное наименование учреждения, адрес, контактные данные.

Информация об учредителе, ФИО руководителя.

Реквизиты лицензионного разрешения на ведение образовательной деятельности, свидетельства о госаккредитации.

Режим работы.

Короткая характеристика взаимодействия с органами исполнительной власти, организациями-партнерами.  

Особенности управления

Структура административных органов школы, порядке подчиненности структур (от директора до совета учеников).

Перечень действующих методобъединений.

Образовательная деятельность

Нормативно-правовая база, согласно которой определяются особенности ведения учебно-воспитательной работы (базовые — ФЗ № 273-ФЗ «Об образовании», нормативы ФГОС, СанПиН 2.4.2.2821-10).

Информация об организации учебного процесса:

  • общее число учащихся;
  • количество профильных классов по уровням общего образования;
  • продолжительность уроков, учебных недель (пяти- или шестидневка), учебного и каникулярного времени в рамках полугодия;
  • профили обучения;
  • направления воспитательной работы;
  • структура модуля дополнительного образования.

Качество предоставления образовательных услуг

Сведения о результатах освоения школьниками программного минимума, сводные результаты успешности сдачи ОГЭ, ЕГЭ.

Данные о достижениях участников и призеров предметных олимпиад, конкурсов, предметных соревнований и викторин.

Востребованность выпускников школы

Данные о количестве поступивших в ссузы и вузы, а также трудоустройстве выпускников.

Отдельно следует представить количество выпускников, продолживших обучение согласно выбранному в школе профилю.

Внутреннее оценивание качества образования

Для отображения полной информации по данному разделу в структуру отчета о самообследовании следует включить:

локальный акт, регламентирующий процедуры проведения ВШК;

выявленный показатель качества образования;

результаты удовлетворенности родителей учащихся качеством учебно-воспитательного процесса, полученные в ходе анонимного анкетирования.  

Кадровая укомплектованность

Полнота кадрового обеспечения, общее количество педагогов с представлением данных об их стаже и квалификации.

Организация повышения уровня профессионального мастерства учителей, участие педработников школы в профконкурсах и фестивалях.

Методическое обеспечение

Оборудование методкабинета (сведения о количестве учебно-методических пособий)

Библиотечно-информационное обеспечение

Характеристика фонда школьной библиотеки, наличие доступа для учеников и педагогов к электронным учебным ресурсам.

Материально-техническая база

Описание здания школы, приусадебной территории и вспомогательных помещений. Характеристика уровня оснащенности учреждения всем необходимым для организации учебно-воспитательного процесса.

Статистическая часть

Показатели деятельности

В форме сводной таблицы представить данные, полный перечень которых отражен в приложении 2 к приказу Минобрнауки от 10.12.2013 № 1324, а именно:

по образовательной деятельности: общую численность учащихся; количество детей, проходящих обучение по программам начального, основного и среднего общего образования, процент показателей успеваемости, средние балы выпускников по ГИА и ЕГЭ (по русскому языку и математике), численность выпускников, получивших неудовлетворительные баллы по итогам итогового оценивания и т.д.

по инфраструктуре: данные о количестве компьютеров, экземпляров учебной литературы на одного ребенка, наличие электронного документооборота, читального зала в школьной библиотеке (и уровня его оснащенности), общая площадь помещений ОУ.

Выводы

В завершение мониторингового исследования следует указать, соответствует ли деятельность организации актуальным нормативным требованиям, отметить качественное изменение показателей (по сравнению с предыдущим отчетным периодом), достижения и успехи коллектива, проблемы в работе и намеченные пути по их преодолению.

По окончанию составления отчета о самообследовании руководителю целесообразно обсудить полученные данные с коллективом, чтобы согласовать список неотложных мер, реализация которых необходима для совершенствования организационных процессов. Параллельно утвержденная версия документа оформляется в двух видах:

  • на бумажном носителе, который заверяется подписью директора ОУ и печатью школы с целью последующей передачи учредителю;
  • в электронном виде — этот вариант публикуется на официальном ресурсе учреждения для обеспечения свободного доступа потребителей услуг к информации.

Форма отчета о результатах самообследования образовательной организации

Большую заинтересованность у руководителей школ вызывает выбор формы отчета о самообследовании образовательного учреждения, обеспечивающей наиболее полное восприятие информации. Практика прошлых лет показывает, что наиболее целесообразно использовать комбинированную форму подачи данных, обеспечивая высокий уровень визуализации количественных показателей за счет таблиц, диаграмм, схем, графиков.

Вместе с тем эксперты сферы образования настоятельно рекомендуют обратить внимание на технические ошибки, возникающие при составлении документации отчетного типа. Так, наиболее часто наблюдается полное копирование данных за предыдущий год, обусловленное отсутствием значимых изменений, что является грубым нарушением самой идеи проведения самообследования. Чтобы избежать такой ситуации руководителю ОУ на этапе организации работы по собору данных важно назначить ответственных, которые на основе мероприятий по ВШК с особой тщательностью перепроверят следующие показатели учебно-воспитательного процесса:

  1. Состав обучающихся и педагогического состава.
  2. Показатели успеваемости учеников, особые предметные достижения.
  3. Состояние материально-технической базы, перечень обновлений.
  4. Уровень оснащенности школы компьютерами, другими техническими средствами обучения, количество точек для выхода в интернет.
  5. Наличие в достаточном количестве раздаточных материалов, учебников.
  6. Сформированность условий по обеспечению комфорта и безопасности ведения образовательной работы, организации содержательного и интересного досуга, краткосрочного отдыха, а также наличие сервиса по предоставлению школьникам горячего питания.

После уточнения ключевых показателей ответственное должностное лицо может выполнить сведение данных за прошлый и актуальный период, выбрать оптимальную форму отчета о результатах самообследования образовательной организации и выявить перечень показателей, свидетельствующих о динамике развития школы и качестве реализуемых нововведений.

Отчет о самообследовании образовательной организации

При сборе информации в рамках самообследования во избежание грубых ошибок важно использовать все доступные методы получения и обработки данных: как активные (анкетирование, проведение опросов и коллективных бесед, наблюдения), так и пассивные (просмотр документации, анализ сводок). Благодаря такому подходу легко отразить наиболее полную информацию о деятельности конкретного учреждения и избежать нареканий (которые звучат со стороны проверяющих ведомств достаточно часто) о неполноте критериев, по которым предоставляются данные.

В завершение хочется отметить, что реализация кластера самообследования с последующим составлением отчетной документации — сложный и кропотливый процесс, требующий составления точного графика работы с указанием сроков, а также слаженных действий всего коллектива учреждения. Важно помнить, что нарушение порядка мониторинговых процедур и хода подготовки документации грозит не только наложением штрафных санкций и дисциплинарных взысканий, но и понижением показателей престижности школы, что может повлечь за собой ряд негативных последствий. Чтобы обеспечить уверенное обеспечение школой требований о предоставлении всех необходимых данных на суд публичности, директору ОУ важно подойти к процессу организации внутреннего оценивания показателей работы со всей ответственностью и донести значимость реализации мониторинговых процедур до всех сотрудников без исключения.

Больше информации о реализации информационной открытости общеобразовательной организации и подготовке отчетной документации ищите по ссылкам:

  1. Самообследование учебно-воспитательного процесса при подготовке образовательного учреждения к аттестации и лицензированию
  2. Проведение самообследования школы по новому закону об образовании
  3. Как заполнить обе части отчета о самообследовании школы и его первые разделы
  4. Информационная открытость общеобразовательной организации
  5. Информация о ВСОКО школы в отчёте о самообследовании

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Образец отчета о результатах самообследования школы.doc

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для работника сферы общего образования.

Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.