Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Отчет о самообследовании образовательной организации

  • 18 июня 2018
  • 5862

Реформирование системы российского образования, затронувшее все сферы работы ОУ, предусматривает популяризацию практики представления полной информации об учреждении в открытом доступе. Подготовка и составление отчета о самообследовании образовательной организации в 2018 году является одной из главных управленческих обязанностей руководителя школы, способствующей:

  • обеспечению выполнения требований нормативно-правовых актов, регламентирующих повышения уровня информированности потребителей образовательных услуг;
  • повышению рейтинга и престижности школы, как следствие — увеличению количества учащихся и объемов финансирования;
  • своевременному выявлению и устранению проблем и недостатков организации учебно-воспитательного процесса.

Отчет о самообследовании школы: подготовительный этап

В соответствии с приказом Минобрнауки 14.06.2013 № 462 «Об утверждении порядка проведения самообследования ОО» все учреждения, оказывающие образовательные услуги, должны систематически реализовывать комплексные мероприятия с целью контроля внутренних процессов, поиска путей его модернизации и выполнения актуальных нормативных требований. Отчет о самообследовании школы — отчетный документ, который составляется на основании данных комплексной целевой проверки и отражает объективную оценку результатов деятельности по всем направлениям.

Проведение самообследования ОУ по критериям с последующим составлением отчетного документа предусматривает выполнение следующих действий:

  1. Разработка плана проведения мониторинговых процедур. Составление локального акта о выполнении контролирующих мер такого типа не требуется, если иное не предусмотрено постановлением учредителя.
  2. Назначение сотрудников, ответственных за отдельные этапы реализации контроля, распределение обязанностей.
  3. Непосредственное проведение сбора данных по всем направлениям деятельности ОУ.
  4. Обобщение данных по самообследованию, сведение их в единый отчет. На этом этапе выполняется оформление документа в соответствии с общепринятыми требованиями.
  5. Рассмотрение рабочей версии отчета уполномоченным коллегиальным органом, на основании которого документ корректируется и передается директору школы на подпись.
  6. Направление отчета в вышестоящие органы (учредителю) и размещение электронной версии на сайте организации.

Руководителям школ важно помнить, что сроки проведения самоанализа работы учреждений и подачи отчетных данных регламентированы актуальными законодательными нормами. Образовательные организации во избежание штрафных санкций обязаны завершить внутренние мониторинговые процедуры по состоянию на август и подготовить целевой отчет к 1 сентября. За отчетный период принимается предшествующий календарный год (т.е. при подготовке образца отчета о самообследовании школы 2018 следует анализировать особенности функционирования ОУ за 2017-2018 учебный год, по полугодиям). Несвоевременность осуществления внутреннего оценивания деятельности организации, неполнота и недостоверность данных, изложенных в отчетной документации такого типа, согласно ч. 2 ст. 5.57 КоАП грозит наложением штрафных санкций:

  • на юридическое лицо — в размере от 50 до 100 тыс. руб.;
  • на ответственное должностное лицо (руководителя ОУ) — в размере от 10 до 30 тыс. руб. Помимо этого, по инициативе учредителя директор школы может быть привлечен к дисциплинарной ответственности — от замечания с внесением в личное дело до расторжения трудового договора ввиду ненадлежащего исполнения трудовых обязанностей.

Важно отметить, что наложение штрафных санкций не освобождает организацию от обязанности по проведению самообследования с последующим представлением достоверных данных в открытом доступе.

Управление образовательной организацией

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Курс "Управление персоналом. Управленческая команда образовательной организации: новый формат". За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Количество и состав группы ответственных лиц, привлеченных к проведению самообследования ОУ, не регламентирован законодательно ввиду наличия большого числа особенностей функционирования каждой конкретной школы. Ориентировочный состав рабочей группы и обязанности каждого должностного лица представлены в табличной форме, но директор школы вправе ежегодно корректировать эти данные из соображений целесообразности.

Состав группы, ответственной за проведение самообследования школы и составление отчета

Отчет о самообследовании образовательной организации

С целью оптимизации мониторинговых процессов целесообразно проводить работу по самообследованию параллельно с подготовкой публичного доклада ввиду необходимости контроля идентичных показателей работы.

Во избежание срыва сроков процедуры директор школы может дополнить целевой локальный приказ графиком с указанием временных рамок, отведенных на выполнение работы педагогами, заместителями и методистами по выбранным направлениям, и именами ответственных сотрудников, что гарантирует возможность наложения административной ответственности и позволить обеспечить слаженную реализацию поставленной задачи.

Отчет о самообследовании образовательной организации

Отчет о самообследовании образовательной организации 2018: образец составления

При составлении отчета о самообследовании образовательной организации в 2018 году по образцу важно в полной мере отразить информацию по направлениям, указанным в п. 6 Порядка, утвержденного приказом Минобрнауки от 14.06.2013 № 462, и разделе о показателях деятельности, представленных в приложениях 1, 2 к приказу Минобрнауки от 10.12.2013 № 1324.

Содержание и разделы отчета с целью реализации принципа полноты и достоверности предоставления данных рекомендуется согласовывать на коллегиальном завещании в присутствии директора школы. Во избежание тавтологии и смысловых несоответствий заполнение отчетного формуляра лучше делегировать одному специалисту и уже на этапе согласования при необходимости дополнять представленную версию в ходе поэтапного разбора содержательных блоков.

В соответствии с  актуальными нормами важно отразить в отчете, составленном по результатам внутришкольного контроля, две содержательные части:

  1. Аналитическую, отражающую особенности организации образовательного процесса, системы управления, специфику ведения педагогической практики, кадровую укомплектованность, материально-техническую обеспеченность конкретной школы, а также данные об успеваемости учащихся и результаты ВСОКО. Для экономии времени данные для аналитической части публичного документа целесообразно собирать систематически, чтобы отследить динамику изменений и в будущем определить проблемные моменты. В данном разделе отчета стоит визуализировать ключевые моменты содержания посредством таблиц, графиков, диаграмм.
  2. Статистическую, составляемую в виду сводной таблицы из-за необходимости наочного представления количественных показателей, характеризующих инфраструктуру ОУ.

Образец отчета о самообследовании школы в 2019 году: структура документа

Отчет о самообследовании образовательной организации

По окончанию составления отчета о самообследовании руководителю целесообразно обсудить полученные данные с коллективом, чтобы согласовать список неотложных мер, реализация которых необходима для совершенствования организационных процессов. Параллельно утвержденная версия документа оформляется в двух видах:

  • на бумажном носителе, который заверяется подписью директора ОУ и печатью школы с целью последующей передачи учредителю;
  • в электронном виде — этот вариант публикуется на официальном ресурсе учреждения для обеспечения свободного доступа потребителей услуг к информации.

Форма отчета о результатах самообследования образовательной организации

Большую заинтересованность у руководителей школ вызывает выбор формы отчета о самообследовании образовательного учреждения, обеспечивающей наиболее полное восприятие информации. Практика прошлых лет показывает, что наиболее целесообразно использовать комбинированную форму подачи данных, обеспечивая высокий уровень визуализации количественных показателей за счет таблиц, диаграмм, схем, графиков.

Вместе с тем эксперты сферы образования настоятельно рекомендуют обратить внимание на технические ошибки, возникающие при составлении документации отчетного типа. Так, наиболее часто наблюдается полное копирование данных за предыдущий год, обусловленное отсутствием значимых изменений, что является грубым нарушением самой идеи проведения самообследования. Чтобы избежать такой ситуации руководителю ОУ на этапе организации работы по собору данных важно назначить ответственных, которые на основе мероприятий по ВШК с особой тщательностью перепроверят следующие показатели учебно-воспитательного процесса:

  1. Состав обучающихся и педагогического состава.
  2. Показатели успеваемости учеников, особые предметные достижения.
  3. Состояние материально-технической базы, перечень обновлений.
  4. Уровень оснащенности школы компьютерами, другими техническими средствами обучения, количество точек для выхода в интернет.
  5. Наличие в достаточном количестве раздаточных материалов, учебников.
  6. Сформированность условий по обеспечению комфорта и безопасности ведения образовательной работы, организации содержательного и интересного досуга, краткосрочного отдыха, а также наличие сервиса по предоставлению школьникам горячего питания.

После уточнения ключевых показателей ответственное должностное лицо может выполнить сведение данных за прошлый и актуальный период, выбрать оптимальную форму отчета о результатах самообследования образовательной организации и выявить перечень показателей, свидетельствующих о динамике развития школы и качестве реализуемых нововведений.

Отчет о самообследовании образовательной организации

При сборе информации в рамках самообследования во избежание грубых ошибок важно использовать все доступные методы получения и обработки данных: как активные (анкетирование, проведение опросов и коллективных бесед, наблюдения), так и пассивные (просмотр документации, анализ сводок). Благодаря такому подходу легко отразить наиболее полную информацию о деятельности конкретного учреждения и избежать нареканий (которые звучат со стороны проверяющих ведомств достаточно часто) о неполноте критериев, по которым предоставляются данные.

В завершение хочется отметить, что реализация кластера самообследования с последующим составлением отчетной документации — сложный и кропотливый процесс, требующий составления точного графика работы с указанием сроков, а также слаженных действий всего коллектива учреждения. Важно помнить, что нарушение порядка мониторинговых процедур и хода подготовки документации грозит не только наложением штрафных санкций и дисциплинарных взысканий, но и понижением показателей престижности школы, что может повлечь за собой ряд негативных последствий. Чтобы обеспечить уверенное обеспечение школой требований о предоставлении всех необходимых данных на суд публичности, директору ОУ важно подойти к процессу организации внутреннего оценивания показателей работы со всей ответственностью и донести значимость реализации мониторинговых процедур до всех сотрудников без исключения.

Больше информации о реализации информационной открытости общеобразовательной организации и подготовке отчетной документации ищите по ссылкам:

  1. Самообследование учебно-воспитательного процесса при подготовке образовательного учреждения к аттестации и лицензированию
  2. Проведение самообследования школы по новому закону об образовании
  3. Как заполнить обе части отчета о самообследовании школы и его первые разделы
  4. Информационная открытость общеобразовательной организации
  5. Информация о ВСОКО школы в отчёте о самообследовании

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Образец отчета о результатах самообследования школы.doc

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.