Активируйте вашу скидку
Справочник руководителя образовательного учреждения

Квалификационная характеристика должностей работников образования

6 сентября 2019
485
Средний балл: 0 из 5
Квалификационная характеристика должностей работников образования — раздел Единого квалификационного справочника (ЕКС), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.10.2002 N 787. Данный раздел был утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, а изменения в него были внесены приказом N 448н от 31 мая 2011 г. В кадровой работе справочник и квалификационные характеристики используют в качестве синонимических понятий, однако справедливо отметить, что ЕКС объединяет квалификационные требования не только к работникам образовательной, но и других сфер производства и деятельности. В данном разделе справочника требования к компетентности работника разделены не только по сферам деятельности, но и по должностям.
В рассматриваемом разделе представлены требования, которые предъявляются государством и обществом к
  • рядовым учителям, преподавателям и тьюторам;
  • работниках руководящих должностей;
  • представителям учебно-вспомогательного персонала. 

Квалификационная характеристика должностей работников образования

Квалификационные характеристики — это совокупность педагогических умений, знаний в области педагогики, законодательства, физиологии и психологии, личностных качеств, которая необходима для успешной профессиональной деятельности. Соответствуя квалификационным характеристикам должностей работников образования, педработник будет соответствовать идеализированным критериям профессионализма и личностного роста.
Квалификационные характеристики используются работниками кадровой службы при приеме на работу и составлении должностных инструкций специалистов образовательной сферы (школ, детских садов, высших и профессиональных образовательных учреждений). Это нормативные документы, положения которых являются эталоном и не допускают игнорирования (исключение составляют случаи, когда специалист, не имея необходимого образования, обладает значительным положительным опытом). Они незаменимы для:
  • эффективной кадровой работы в образовательной организации;
  • правильного подбора рядовых и руководящих кадров;
  • решения возникающих трудовых споров и конфликтных ситуаций;
  • своевременного повышения квалификации;
  • оптимального распределения должностных обязанностей и возможности их объединения (замещения);
  • систематизации особенностей организации труда и уровней компетенции специалистов;
  • разработки единых требований в должных инструкциях работников разных образовательных учреждений. 
Квалификационные характеристики должностей работников образования систематизируют требования к компетенциям (опыту, знаниям и умениям), степени ответственности специалиста, который претендует на работу или уже работает в сфере образования. Обязательными в них являются требования к образованию, соответствующей подготовке, стажу педагогической и непедагогической деятельности. 

В рекомендации специалистов системы «Завуч» читайте, как проверить, соответствует ли кадровый состав школы требованиям ФГОС и как проведисти его анализ по уровням образования

Характеристики составляются работниками Министерств соцразвития и здравоохранения РФ при участии работников органов исполнительной власти и профсоюзных организаций, а также по согласованию с профильным Минпросвещения. До вступления в силу профстандарта «Педагог (воспитатель, учитель)» в 2017 году все спорные моменты, связанные с квалификационными требованиями, решались посредством обращения к тексту справочника-квалификатора и приложения к приказу о порядке проведения аттестации педработников от 7 апреля 2014 г. N 276.   

I — «Общие положения»
Во вступительном разделе квалификационной характеристики должностей работников образования по ФГОС даются пояснения целевой направленности предъявляемых к работникам сферы образования требований. Они должны обеспечивать эффективность их работы, повышение компетентности, инициативности, профессиональной активности, творческой потенциала, оптимизировать организацию труда. В обязательном порядке выделяются четыре группы основных компетентностей, которыми должны обладать как руководящие сотрудники, так и представители учебно-вспомогательного персонала. К ним относят: правовую, коммуникативную, инновационную и
профессиональную компетентности.
II — «Должности руководителей»
К руководящим должностям относят заместителя руководителя, руководитель и заведующего структурным подразделением. 
Квалификационные требования к руководителям затрагивают все аспекты:
  • управления образовательным учреждением, включая организацию работ административного и хозяйственного характера;
  • взаимодействия с семьями детей и другими образовательными организациями;
  • обеспечения охраны жизни и здоровья подчиненных и учащихся
Директора, заведующие и их заместители должны:
  • быть знакомы с действующим законодательством приоритетами развития системы отечественного образования;
  • знать алгоритмы работы с кадрами, семьями учащихся (воспитанников) и детьми;
  • владеть навыками осуществления прогностической деятельности. 
Это далеко не полный перечень требований к знаниям и обязанностям, однако, согласно тексту квалификационной характеристики должностей работников образования за 2019 год, руководитель должен иметь высшее профессиональное образование в сфере управления (персоналом) или менеджмента и стаж работы не менее 5 лет. 
III — «Должности педагогических работников»
К педагогическим должностям относят учителей, преподавателей, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов, педагогов-психологов, социальных педагогов, учителей-дефектологов, воспитателей и тьюторов, педагогов-библиотекарей, старших вожатых, 
музыкальных руководителей, концертмейстеров, 
руководителей физического воспитания и инструкторов по физической культуре, методистов, инструкторов-методистов, 
инструкторов по труду, преподавателей ОБЖ, тренеров-преподавателей и мастеров производственного обучения. 
Педработникам необходимо иметь среднее или высшее педагогическое образование или же подготовку в области преподаваемого предмета. Требования к стажу не предъявляются. Аттестационная комиссия вправе назначать на педагогические должности лиц, не имеющих профессионального образования, специальной подготовки или стажа работы, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью для качественного выполнения должностных обязанностей.
IV — «Должности учебно-вспомогательного персонала»
В четвертом разделе документа систематизированы требования к квалификации дежурного по режиму, вожатого, 
помощника воспитателя, младшего воспитателя, секретаря учебной и диспетчера образовательной части. 
Для занятия этих должностей достаточно среднего профессионального образования в области организации труда,   требования к стажу работы не предъявляются.

Чтобы упростить работу руководителей и представителей кадровых служб, требования к квалификации соискателей и работников педагогической сферы максимально конкретизированы. Каждая квалификационная характеристика в свою очередь делится на три блока:
  1. «Должностные обязанности» — основные функции, которые должен выполнять работник выбранной должности. 
  2. «Должен знать» — объем специальных знаний, которыми должен обладать специалист для выполнения возложенных на него задач (это могут быть знания в правовой области, детской и подростковой психологии, сфере информационно-коммуникационных систем и прочих)
  3. «Требования к квалификации» — навыки и знания, определяющие уровень профессиональной подготовки работника, необходимый стаж и опыт работы. 

Квалификационная характеристика должностей работников образования в 2019 году

Требования к квалификации работников последний раз обновлялись свыше 10 лет назад, а многие статьи этого раздела справочника-квалификатора были составлены несколько десятилетий назад, а потому сегодня уже не соответствуют действительности. Хотя квалификационные характеристики должностей работников образования в 2019 году еще не утратили свою законную силу, однако существует устойчивая тенденция к замене справочников системой профессиональных стандартов, постепенно внедряемых во все сферы производства и организаций различных форм собственности. Документы, в которых перечислены характеристики квалификации, нуждаются в модернизации и обновлении, поскольку изменения в различных сферах жизни происходят постоянно, требуя актуализации требований, выдвигаемых к квалификации и профессиональных качествам работников. Именно поэтому 2017 год стал важной вехой в кадровом делопроизводстве, ознаменовавшись введением первых профстандартов (процедура введения стандартов проходит постепенно и должна завершиться 1 января 2020 года). При этом специалисты отмечают, что процесс полного отказа от справочников ЕКС и ЕТКС затянется на годы, а потому не берутся называть точные сроки. 
В отличие от текста квалификационных характеристик должностей работников образования профстандарты способствуют повышению уровня квалификации подготовки рабочих кадров. Повышение квалификации работников, в свою очередь, положительно отражается на производительности труда, конкурентоспособности специалистов на отечественном рынке труда, снижает возможные издержки при адаптации и трудоустройстве. Введение профстандартов взамен квалификационных характеристик позволяет работникам осознать необходимость самообразования, систематической переподготовки и повышения квалификации.

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать о квалификационных требованиях к педагогическим работникам и работе профстандартов в сфере образования помогут статьи электронного журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»

- Как внедрить профстандарты в 2019 году. Четыре шага директора и план

 (кадровая работа)

- Требования к педагогическим должностям в квалификационном справочнике

 (полезная таблица)

Квалификационная характеристика должностей работников образования по ФГОС: аттестация

Квалификационная категория тесно связана с квалификационными требованиями, поскольку присваивается она на основании положений квалификационных характеристик должностей работников образования за 2019 год, портфолио педагога и региональных критериев квалификации. Она:
  • устанавливается по одной должности работника;
  • отражает степень продуктивности труда, уровень квалификации и профессионализма педработника или руководителя в контексте соответствия установленным критериям;
  • представляет собой совокупность деловых и профессиональных качеств работников образовательной сферы, ключевых компетенций, необходимых для обладания должностью.  
Квалификационные категории устанавливаются в образовательных учреждениях посредством прохождения аттестации для стимулирования повышения производительности труда, а вместе с тем и заработной платы. Поскольку педагоги, которым по должности присвоена категория, получают более высокую зарплату. Более того, в случае перевода или смены места работа квалификационная категория будет действительна на территории РФ и всех ее субъектов до истечения срока действия. Принцип проведения уровневого профессионального квалификационного испытания претерпел существенные изменения, что упрощает процесс получения первой или высшей категории и открывает особые возможности для молодых учителей и начинающих педагогов. В перспективе планируется расширить количество квалификационных категорий, но уже сегодня подтверждение или присвоение квалификации осуществляется на основании независимой объективной оценки по критериям ЕФОМ. В процессе аттестации педработников и оценки качества выполнения должностных обязанностей по-прежнему руководствуются положениями соответствующего раздела ЕКС. К аттестации допускаются специалисты, которые имеют предусмотренные квалификационными характеристиками образование и стаж работы по соответствующей должности. 

Организация и контроль качества образовательной деятельности

Получите диплом установленного образца



Узнать больше об оформлении трудовых отношений, организации рабочего времени и отдыха, кадрового документооборота, оплате труда и эффективного контракта поможет учебная программа «Трудовые отношения и кадровый документооборот».

Кабинет информатики в школе

Следовательно, квалификационные характеристики должностей работников образования по ФГОС году используются не только для составления инструкций к должности, но и для принятия решения о целесообразности прохождения аттестации на соответствие занимаемой должности или на присвоение квалификационной категории.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.