Методический кабинет в школе

770

Организация содержательной, последовательной деятельности педагогов в сфере самореализации и повышения уровня квалификации невозможна без обеспечения доступа к специализированным материалам. Учебно-методический кабинет является центром ведения методической работы в школе и неотъемлемым компонентом системы повышения профессиональной компетентности педагогов, необходимым для:

Паспорт методического кабинета в школе
Скачать в .docx

  • формирования профессиональных установок учителей;
  • создания созидательной и экспериментаторской среды для членов педколлектива, способствующей ведению непрерывного педагогического поиска;
  • возможности знакомства с инновационными разработками отличников сферы образования и разработки возможностей их внедрения;
  • закрепления положительной профессиональной мотивации.

Учебно-методический кабинет в школе: общие требования

В последние годы все образовательные учреждения нашей страны столкнулись с необходимостью внедрения инновационных организационных решений, что не может быть реализовано без стабильного научно-методического обеспечения. Современным педагогам важно различать особенности традиционно и личностно ориентированной системы обучения, руководителям ОУ — уметь грамотно использовать кадровые ресурсы в условиях нового времени. Поэтому оформление или реформирование учебно-методического кабинета — базовой структуры информационного обеспечения кадров школы — становится основой для организации интеллектуально-творческой работы учителей, обобщения и распространения передового опыта, оказания профессиональной взаимопомощи.

К задачам обеспечения функционирования методического кабинета в школе относится:

  1. Сбор, классификация и обобщение нормативных требований, научных и учебно-практических разработок.
  2. Информационное сопровождение педагогов по отдельным аспектам организации учебно-воспитательного процесса.
  3. Координация методической работы, диагностика и экспертиза качества функционирования школьных методобъединений.
  4. Создание оптимальных условий для непрерывного обучения сотрудников образовательной организации.
  5. Оказание консультативной и практической помощи педагогам по вопросам внедрения отдельных форм и методов ведения педагогической работы, реализации принципов ФГОС в ходе ведения повседневной практики.
  6. Исследование и распространение передовых способов школьного обучения, реорганизуемых с учетом особенностей функционирования конкретной школы.

Информационные группы, составляющие основу содержания учебно-методического кабинета в школе, представлены в таблице.

Блоки материалов, которые должны быть представлены в методическом кабинете Содержание
Диагностико-аналитическое обеспечение педагогической деятельности. Диагностическая и аналитическая методическая работа строиться на:
  • изучении уровня профессиональной культуры школьных педагогов;
  • оценивании умения работать с различными группами учащихся (детьми «группы риска», одаренными школьниками);
  • контроле реализации различных форм и способов организации образовательного процесса, в том числе экспериментальных и новаторских;
  • мониторинге уровня учебных достижений детей;
  • контроле порядка организации административного контроля знаний учеников, реализуемого посредством проведения контрольных срезов, пробных экзаменов.
В свете этого в рамках данного информационного блока в методическом кабинете следует сформировать базу материалов, содержащих теоретические и практические данные о проведении самоконтроля профессиональной подготовленности, процедурах оценивания уровня квалификации и творческой активности учителя, методиках рейтинговой оценки педработников и т.д.
Программы и курсы по повышению профессионального мастерства учителей. В рамках подготовки к плановой или внеплановой аттестации учителям важно иметь доступ к:
  • требованиям о порядке аттестации педработников на соответствие занимаемой должности, повышение квалификационного уровня;
  • программам саморазвития;
  • «дорожным картам» непрерывного образования и другими аналогичным разработкам.
Программно-методические разработки.  Для обеспечения должного уровня организации учебно-воспитательной работы базу школьного методического кабинета стоит систематически пополнять:
  • актуальными редакциями концепции образовательной системы в РФ;
  • локальными документами об организации учебного процесса (распоряжениями, приказами, инструкциями);
  • образцами программ государственного, регионального и муниципального уровня;
  • адаптированными программными разработками по учебным курсам и факультативам (программам, разрабатываемым для детей с ОВЗ);
  • лучшими работами педагогов прошлых лет и отличников образования;
  • методическими разработками, посвященными актуальным проблемам организации образовательной деятельности в школе;
  • типовые учебные планы, критерии оценивания знаний учащихся.
Информационные бюллетени, новостные сводки. С целью поддержания высокого уровня осведомленности педколлектива школы об изменениях, происходящих в сфере образования, организационно-методический кабинет из месяца в месяц комплектуют:
  • тематическими газетами, журналами;
  • каталогами электронных источников, в которых представлена информация по вопросам школьного обучения.

Ввиду обилия источников информации, представленных в методических кабинетах образования современных школ, очень важно обеспечить возможность быстрого поиска целевых данных, что удобнее всего сделать посредством формирования картотеки — систематизированного собрания карточек, содержащих короткие сведения обо всех представленных документах. В информационные карты традиционно включают следующие библиографические данные, взятые непосредственно из первоисточника:

  1. Заголовок документа (сборника, книги).
  2. Фамилии и инициалы авторов.
  3. Год издания.
  4. Объем (количество страниц).
  5. Краткую аннотацию, позволяющую создать общее представление о содержании работы.

Использование картотеки позволяет учителям находить необходимую информацию даже в условиях дефицита свободного времени, позволяет соотносить объем знаковых работ, находящихся в свободном доступе, облегчая составление личной «дорожной карты» по самообразованию, упрощает процесс пополнения учебно-методического кабинета новыми материалами, а также дает возможность реализовать контроль качества образовательного процесса.

Для удобства членов педагогического коллектива ответственные работники школы вправе выбрать любой принцип классификации карточек:

  • Алфавитный, основанный на расположении элементов картотеки в алфавитном порядке по именам авторам или названиям пособий. Этот вариант является наиболее распространенным, но не слишком удобным ввиду сложности выделения видов типов документов (информационных изданий, программных разработок, работ по методике преподавания и т.д.).
  • Систематический, предусматривающий размещение карточек по образовательным линиям или отраслям знаний.
  • Тематический. Такой вариант классификации предусматривает первоначальное разделение карточек по темам с их последующим размещением в алфавитном порядке, что является оптимальным организационным решением.

Для эффективной работы методкабинета следует включить в каталоги разные списки картотек: по руководящим и нормативным документам, психолого-педагогической литературе, статьям, содержащим информацию о передовом педагогическом опыте и инновационных технологиях обучения, персоналиям, а также отдельно сформировать сводки фоно- и видеотеки. Стоит отметить, что отличной альтернативой картотекам в последние годы стали электронные базы данных, облегчающие учителям доступ к электронным изданиям.

Положение о методическом кабинете школы

Создание информационно-консультативного центра, обеспечивающего быстрый доступ педагогов к профессиональной литературе, регламентируется положением об организационно-методическом кабинете школы, разрабатываемого по результатам проведения целевого педагогического совета. Методкабинет находится в непосредственном подчинении у руководителя школы и его заместителя по учебно-воспитательной части, а его деятельность обеспечивается в соответствии с планом работы городского (районного) МК и годовым планом школы.

Ответственным за работу методического кабинета школы назначается наиболее опытный педработник из числа желающих или заместитель руководителя, которому предстоит обеспечивать тесное сотрудничество консультационного центра со школьным методобъединением.

В положение о методическом кабинете школы рекомендуется включить общие положения, содержание которых отражено выше, цель работы МК и задачи, к числу которых следует отнести:

  1. Нормативно-организационные (распространение локальных решений и указов).
  2. Дидактико-методические (оказание помощи методобъединениям в вопросах разработки годовых учебных планов, организации и проведении тематических мероприятий для педагогов — семинаров, консультаций, презентаций, конференций).
  3. Информационно-проблемные (обеспечение систематического подбора и хранения специализированной литературы, освещающей актуальные проблемы российской педагогики).
  4. Практические (оказание помощи педагогам ОУ в подготовке и проведении занятий путем предоставления методических пособий, сборников заданий и других информационных документов, а также организации на базе методического кабинета открытых консультаций с более опытными коллегами).
  5. Технологические (проведение консультаций и обучения по вопросам использования средств ИКТ при организации урочной и внеурочной деятельности).
  6. Мотивационные (создание активной группы педагогов-методистов, обеспечение оптимальных условий для обмена опытом между главами МО).

В положении о методическом кабинете, доступном для скачивания, отдельно стоит выделить функции сотрудника, ответственного за функционирование консультационно-информационного центра школы (обеспечение условий для информационного поддержания учебно-воспитательного процесса, оказание оперативной консультативной помощи педработникам, формирование «копилки» передового педагогического опыта, сохранение быстрого доступа к источникам информации, анализ используемого методического фонда) и список материально-технического оборудования, которое находится на балансе МК.

Паспорт методического кабинета

Обязательным локальным документом, составляемым по итогам организации консультационного центра для педагогов в школе, является паспорт методического кабинета, отражающий основные данные об этом структурном подразделении — информацию об ответственном сотруднике, цель и задачи работы, техническую оснащенность и перечень представленной литературы. Паспорт методического кабинета школы дополняется вложениями: инструкциями, правилами техники безопасности, инвентарными ведомостями.

Содержание паспорта методического кабинета школы Что важно отразить
Общие положения Работа методического кабинета школы строиться в соответствии с актуальными нормативно-правовыми документами в сфере образования:
  • Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
  • Приказом Минобрнауки РФ № 1014 от 30.08.2013, регламентирующим порядок организации образовательной деятельности в ОУ;
  • Конвенции о правах ребенка;
  • СанПиН 2.4.1.3049 -13;
  • а также уставом школы и в соответствии с принципами ФГОС.
Функции Педагогический актив образовательной организации вправе реализовывать методические функции с учетом индивидуальных особенностей ведения педпрактики. Главное — чтобы информационно-консультационный центр для учителей оставался не просто отделением профессиональной библиотеки, а творческой мастерской, где созданы оптимальные условия для разработки, проектирования, обсуждения, обобщения и передачи инновационных решений в сфере обучения школьников.
Цель и задачи работы  Целью функционирования методкабинета является совершенствование методической работы в школе, создание единого информационного пространства для учителей, а задачи выделяются с учетом актуальных потребностей педколлектива.
Техническая характеристика кабинета

В рамках технической характеристики фиксируются основные данные, позволяющие отразить состояние кабинета:

  • площадь;
  • количество посадочных мест;
  • освещение;
  • количество входов.

Дополнительно в рамках данного пункта указывается год создания, информация об ответственном сотруднике (ФИО, образование, стаж).

Режим работы

При составлении режима работы важно учитывать разные графики занятости членов педколлектива.

Традиционно методический кабинет работает с понедельника по пятницу, в рабочие часы, а при отсутствии ответственного заинтересованный сотрудник может получить ключ от помещения у заведующего по УВР.

В паспорте стоит также указать часы выдачи пособий.

Оборудование Тематические стенды, компьютеры, принтеры и т.д.
Оснащение  Оснащение методического кабинета составляют различные типы литературы:
  • основная документация;
  • программно-методические разработки;
  • нормативно-организационные подборки;
  • частно-методические работы;
  • сборники, посвященные обобщению опыта преподавания.
Картотека и медиотека  В данном пункте важно перечислить не только картотеки, представленные в традиционном виде, но и списки (базы данных) электронных образовательных ресурсов, имеющихся в наличии и хранящихся на переносных носителях, а также подборки полезных интернет-ресурсов.
Перспективный план развития Составляется на календарный период, год, три года в соответствии с планом развития школы.

Оформление методического кабинета в школе

Большое значение для организации плодотворной деятельности педагогов имеет оформление методического кабинета в школе, к созданию которого предъявляется ряд требований. Первоочередно важно создать комфортабельные рабочие места для учителей, соответствующие эргономическим, технико-эстетическим требованиям интеллектуального труда.

Для удобства сотрудников методкабинет следует разделить на зоны:

  1. Библиотека, включающая нормативную документацию, методические разработки, научные труды, посвященные организации учебно-воспитательного процесса и его психолого-педагогическому оформлению.
  2. Базу справочных материалов, отражающих данные об инновационном педагогическом опыте, организации работы с семьями и трудными воспитанниками, другими актуальными наработками.
  3. Постоянно действующие стенды, в которых может содержаться подборки материалов различного типа — «В помощь учителю», «Новинки методической литературы», «Номенклатурный вестник». Название рубрик на стендах можно сохранять, а представленные материалы важно систематически обновлять для актуализации внимания педработников на ключевых изменениях в сфере образования.
  4. Меняющиеся выставки, тематика которых должна соответствовать актуальным направлениям педагогической работы в организации. Для упрощения изучения данных важно сохранять единую структуру стенда: представлять нормативный документ по теме (при наличии), рекомендации отличников образования, опыт работы, список литературы или перечень ресурсов, отражающих более подробную информацию по ключевому вопросу. Текстовые блоки следует дополнять наглядными примерами, чтобы гарантировать высокую заинтересованность темой.

При оформлении информационно-консультационного центра для учителей важно следовать принципам рациональности, эстетичности, практичности. Оправданным решением для многих российских школ становится заказ стендов для методического кабинета необходимого формата, которые могут использоваться на протяжении многих лет. Другие элементы оформления — портреты и цитаты выдающихся педагогов, тематические уголки, посвященные процедуре аттестации или самообразованию, — также могут быть выполнены на заказ или изготовлены собственноручно. Главное — чтобы внутреннее убранство и атмосфера методкабинета способствовали созданию комфортного образовательного пространства, располагающего не только к ведению научной деятельности, но и обмену опытом, налаживанию дружественных связей между учителями.

Методический кабинет в школе

План работы методического кабинета

Проектирование деятельности консультационного центра для педагогов осуществляется согласно плану работы методического кабинета — документа, составляемого в начале отчетного периода с учетом положений общешкольного планирования. Традиционно план составляется в начале учебного года и утверждается на заседании методического совета школы.
Основной документ планирования работы методкабинета отличается типовой структурой, включающей:

  1. Вступительную часть, в которой представляют цель и задачи деятельности на текущий учебный год.
  2. Направления организационно-методической работы: подготовка банка данных нормативной документации, обновление стендового материала и мультимедийных образовательных продуктов, подготовка материалов для педагогических выставок, оказание помощи молодым педагогам по вопросам планирования учебной деятельности.
  3. Разъяснения по учебно-методической работе: индивидуальные консультации педработников в рамках организации дифференцированной работы, оказание практической помощи коллегам при подготовке открытых занятий и факультативов, методобеспечение процесса повышение квалификации педагогических кадров, обеспечение информационного сопровождения запланированных педсоветов и психолого-педагогических консилиумов, анализ аттестационных материалов педработников перед передачей в комиссию с целью устранения ошибок.
  4. Изучение и распространение передового педагогического опыта (информирование педколлектива о последних достижениях в образовательной области, представление на общих встречах результатов профессионального труда отдельных учителей, проведение мастер-классов и тренингов).
  5. Пополнение информационно-методического фонда (приобретение новинок тематической литературы, каталогизация периодических изданий, получаемых по подписке, проведение инструктивно-методических совещаний).

План работы методического кабинета для лучшей визуализации оформляется в табличной форме с обязательным указанием срока выполнения задач и ответственных.

Больше информации о планировании методической работы в школе представлено в этих материалах:

  1. Методическая система работы по формированию инновационно активной личности педагога
  2. Методическая неделя в образовательной организации
  3. Методическая неделя в школе: роль педагога-психолога
  4. Методическая работа с педагогами
  5. Методические рекомендации по внеурочной деятельности в начальных классах

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Положение о методическом кабинете школы.docx
Читайте в ближайших номерах журнала «Управление начальной школой»
    Читать сейчас

    Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

    Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

    Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!



    Ваша персональная подборка

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме

      Повышение квалификации


      Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

      Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

      Выбрать курс

      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Живое общение с редакцией

      А еще...

      Справочник заместителя директора школы


      Оформить бесплатный доступ к журналу




      © МЦФЭР, 2018. Menobr.ru: сайт для специалистов и управленцев сферы общего образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

      Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-64055 от 25.12.2015

      По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
      По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82

      

      • Мы в соцсетях
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      ×
      Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Я тут впервые
      и скачать файл
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль