text

✎ Программа переподготовки: "Менеджмент общего образования" экспресс-курс

Справочник руководителя образовательного учреждения

Управляющий совет школы

  • 24 апреля 2018
  • 11

Долгое время единственным органом общественного управления в школе был педсовет, решающий скорее организационные, чем административно-управленческие вопросы. Сегодня для поддержки педагогов организованы:

  • методический — коллегиальный орган методической помощи педработникам;
  • управляющий — объединение учеников, учителей и родителей, призванное улучшать условия школы, планировать вектор развития и поиск денежных средств;
  • школьный совет профилактики — комиссия, которая созывается для предотвращения антиобщественного поведения школьников посредством воспитательного, социального и правового воздействия.

Скачайте план работы методического совета школы
Скачать бесплатно в .pdf

Методический совет школы

Школьный методический совет — коллегиальный орган внутришкольного методсопровождения процесса обучения и воспитания подростков. Он представляет собой объединение опытных педагогов и методистов, влияющим на развитие и проведение учебно-воспитательного процесса.

Он призван:

  • выполнять стратегическое планирование и определять педагогические приоритеты;
  • помогать педагогам в поиске передовых педагогических технологий, анализе и совершенствовании учебно-воспитательного процесса;
  • стимулировать самообразование педагогов, формирование новаторства в педагогике и управлении посредством появления педагогической инициативы;
  • проводить методическую подготовку учителей;
  • определять методы и цели повышения учительской квалификации;
  • изучать педагогическую практику и стимулировать обмен педагогическим опытом;
  • развивать профессиональное самосознание и потребность в самоанализе;
  • консолидировать работу педколлектива для решения ключевых педагогических проблем.

Положение о методическом совете школы регламентирует роль и задачи объединения, принципы работы и спектр обязанностей. Консилиум оказывает помощь в методической, научно-теоретической, исследовательской работе учителей (и молодым специалистам), совершенствовании их педагогического мастерства, проводит экспертную оценку инноваций, планируемых к внедрению. Методсовет принимает участие в аттестации педагогов, проведении внутришкольного контроля, подготовке заседаний педсовета, оценивает уровень методического обеспечения школы, разрабатывает новые методтехнологии, организует работу методобъединений, творческих педагогических групп.

В методический совет школы зачисляют руководителей районных и школьных предметных методобъединений, главы творческо-инициативных групп. Последние выбираются на 12 месяцев среди самых опытных и инициативных работников. Председателем объединения чаще открытым голосованием избирают завуча по УВР или другого члена совета на 12 месяцев.

План работы методического совета школы

Методсовет взаимодействует с творческими группами и методическими объединениями на принципах интегративного управления и является подотчетным педагогическому, решением которого избираются или исключаются члены методического совета. Методсовет информирует учителей о своих решениях и планах, а председатель методистов ежегодно отчитывается перед педсоветом, который определяет направления его деятельности. План работы методического совета школы базируется на условиях взаимного уважения, толерантности и открытости процедур.

Методсовет формирует тематику педсоветов на год, выдвигает кандидатуру учителей к поощрению. На заседания методистов, которые проводятся один раз в три месяца, может прийти каждый желающий педагог, поскольку они открыты для общественности. Председатель подбирает перечень вопросов для рассмотрения, а решения по ним принимаются коллегиально являются рекомендательными, секретарь оформляет протокол заседания методического совета школы. Одобренные решения вносятся в школьные приказы.  

Функции школьного методсовета:

  • учебная — поиск и внедрение передовых методик и педагогических технологий, апробация инноваций;
  • диагностическая — мониторинг и оценка педагогической практики, аттестация учителей;
  • организационная — помощь учителям в подготовке к аттестации или участию в конкурсах, стимулирование самообразования и обмена опытом;
  • информационная — совет способствует формированию базы научно-методической литературы и инструментов;
  • научно-исследовательская — координация и помощь в проведении исследований.

Управляющий совет школы

Российская практика созыва школьных советов ведется с 2004 года, тогда как американское и европейское среднее образования использует подобную форму общественного управления уже свыше ста лет. К началу 2010 года в 98 % российских школ были созданы управляющие советы. Внутришкольные органы власти уже завершили процесс адаптации, а потому специалисты отмечают положительную динамику результатов их деятельности касательно создания комфортных условий для получения знаний детьми и выполнения педагогической деятельности учителями.

Управляющие советы в школах (далее — УС) — коллегиальный внутришкольный орган государственно-общественного управления, состав которого формируется из работников школьной администрации, родителей, школьников старшего звена, выдающихся граждан города и общественных деятелей.

УС незаменим для поиска эффективных управленческих решений и выработки вектора развития ОУ. Заседания проводятся в соответствии с установленным планом, но по заявлению учредителя, школьной администрации или членов совета могут назначаться внеочередные собрания.

С его помощью родители могут влиять на ключевые административные решения, лоббировать изменения, на равных с администрацией отстаивать свою позицию. Чем управляющий совет отличается от других коллегиальных органов?

  • От родительского совета его отличает обязательность исполнения принятых решений, оспорить или проигнорировать которые школьная администрация не вправе.
  • От педсовета и самоуправления школьников — представительство и действие во благо всех участников образовательно-воспитательно процесса.  

Положение об управляющем совете школы: членство и избирательный процесс

Члены совета выполняют свои обязанности без оплаты, однако школа вправе компенсировать им временные затраты и различные расходы, выделив часть внебюджетных средств. В состав УС допускают неравнодушных к вопросам образования граждан, однако чаще в него входят ученики и выпускники данного ОУ, педагоги, родители, представители администрации, а также выдающиеся граждане города — предприниматели, спортсмены, представители городской администрации.

Согласно положению об управляющем совете школы, его составляют выборные и делегируемые должности. Путем голосования выбираются представители учащихся старшего звена, родителей и педработников. Журналисты, интеллигенция, политики и спонсоры попадают в УС по собственной инициативе, а представитель учредителя и директор школы в него делегируются.

Выборы проводятся на школьной конференции, о дате проведения которой объявляют за 8 недель. Выбирают:

  • треть состава совета — трех и более родителей;
  • четверых учащихся старшего звена;
  • двух и более учителей.

Управляющий совет школы

В УС не зачисляют граждан, которым педагогическая деятельность запрещена законом или медицинскими показаниями; с неснятой или с непогашенной судимостью; лишенные родительских прав и признанные недееспособными, а также сотрудники высших органов управления.

После выборов директор оформляет перечень членов совета и назначает первое заседание внутришкольного органа, во время которого выбирают председателя, его замов и секретаря. Директор школы, учителя, ученики и представители ОУ не могут стать председателями управляющего совета школы, а только его участниками.

Кому нужна работа управляющего совета школы?

Федеральные власти Модернизация образовательной системы невозможна без общественного участия в управленческом процессе. Так, возрастет автономность ОУ, которые смогут выбирать курс развития, руководствуясь интересами учеников. 
Местные власти Создание управляющих советов — обязательное условие участие проекта модернизации образования, потому власти на местах активно инициировать формирование коллегиальных органов, многие из которых на конкурсной основе получили дополнительное финансирование из федерального бюджета, а вместе с тем и возможность оперативно решать острые проблемы школ. С появлением советов местные власти получили возможность согласовывать различные управленческие решения, затрагивающие школьную жизнь, с организованными внутришкольными органами. 
Образовательное учреждение

Школы ведут борьбу за лучших педагогов и учеников, конкурируя между собой, а управляющий совет повышает статус ОУ и положительно сказывается на наполняемости фонда материального обеспечения и финансовой самостоятельности учреждения. Совет систематизирует сотрудничество учителей и родителей. В школах с активным участием родителей в управлении, отмечают меньшее число претензий к администрации. 

Коллегиальный орган способен разгрузить работу завучей и директора по отдельным вопросам, выполнять функции представительства школы в органах власти, поскольку местные власти лояльнее относятся к общественным организациям, чем подотчетным структурам. УС делает школу менее консервативной, помогая ей лучше адаптироваться к интересам учеников, педагогов и родителей. Для директора наличие совета — шанс держать оперативную обратную связь с родителями касательно решения текущих вопросов и принятия ключевых решений. 

Педагоги Работа управляющего совета школы направляется на решение дисциплинарных проблем, создание благоприятных условий для учебы и работы. Педагоги, входящие в состав совета, могут обращаться к администрации или родителям школьников с официальными заявлениями, составлять предложения и выносить их на обсуждение. 
Ученики Школьники члены совета приобретают навыки ведения групповой дискуссии на принципах взаимного уважения и толерантности, управленческих решений, сотрудничества, проектирования. Школьники могут влиять на решения по важным для учеников вопросам: питания, организации занятий. школьной формы, проведения культурно-массовых мероприятий, факультативов. Статус органов школьного самоуправления повышается, если участвуют в управляющем совете. 
Родители Члены семей учеников, членствуя в совете, могут оперативно доносить до учителей и администрации жалобы и предложения, получив официальный статус представителей общественного управления. Представляя школу, они могут в ее интересах выступать перед местными властями или участвовать в переговорах. 

Функции управляющего совета школы

В совет школы родители направляют предложения и жалобы, к нему обращаются ученики. Коллегиальный орган согласовывает профили обучения, всеми силами способствует улучшению качества образования. Полномочия и функции управляющего совета школы регламентируются Уставом ОУ, к ним относят:

  • определение курса развития ОУ с оценкой ресурсов, требуемых для его реализации;
  • разработка и внедрение новых механизмов расширения ресурсной базы;
  • гарантирование прозрачности финансово-хозяйственной деятельности;
  • контроль над проведением учебного процесса;
  • сплочение ученических, родительских и педагогических сообществ;
  • пополнение фонда внебюджетными поступлениями, необходимыми для модернизации школы и финансирования ее деятельности;
  • обеспечение свободного доступа к информации участникам учебного процесса.

Полномочия управляющего совета школы

Управляющий совет всеми силами совершенствует условия школы, он не только определяет пути развития ОУ, но и ищет средства и ресурсы, необходимые для реализации плана. Совет школы в одних вопросах может самостоятельно определять и утверждать принятые решения, а в других он обязан согласовывать управленческие решения с педсоветом или администрацией.

Функционирование школы
  • принимает, дополняет или изменяет устав ОУ и внутренние нормативные акты;
  • составляет график занятий учащихся, назначая время начала и завершения занятий, длительность рабочей недели;
  • курирует вопросы школьной формы;
  • контролирует соблюдение условий трудовой деятельности и учебы в школе;
  • рассматривает предложения и претензии родителей, школьников к завучам, директору и школьным учителям;
  • просит снабдить работников путевками в профилактически-оздоровительные учреждения, наградить и премировать педагогов;
  • проводит и контролирует проведение общественного контроля и процедуры общественной экспертизы.
Проведение учебного процесса
  • одобряет к использованию перечень учебников из списка рекомендованных министерством;
  • определяет профили обучения для старшеклассников и «школьный компонент» учебного плана;
  • устанавливает список платных образовательных услуг и доходных видов деятельности;
  • согласует векторы развития школы. 
Осуществление финансово-хозяйственной деятельности
  • регулирует систему оплаты труда сотрудников;
  • подает бюджетную заявку на следующий год;
  • определяет сметы распределения внебюджетных денежных средств;
  • курирует сдачу в аренду объектов школьной собственности;
  • стимулирует привлечение внебюджетных средств.

УС не имеет права диктовать педагогам, как проводить уроки, а завучу или директору — как формировать расписание уроков, поскольку это не входит в полномочия управляющего совета школы.

Права Ответственность
УС вправе:
  1. обращаться к учредителю/администрации с предложением поощрить директора школы или отдельных работников;
  2. просить расторгнуть договор с учителем или представителем администрации при наличии соответствующих причин.
Члены совета имеют один голос и могут:
  1. дискутировать и участвовать в принятии коллегиальных решений;
  2. требовать созыва совета с передачей информации, относящейся к компетенции коллегиального органа;
  3. посещать заседания педсовета, имея совещательный голос;
  4. досрочно выходить из состава совета.
Участники совета должны руководствоваться принципами ответственности и здравомыслия. Совет ответственен перед членами образовательного процесса и учредителем школы за разработку и выполнение решений. В случае:
  • непосещения заседаний и игнорирования работы объединения, члена совета могут исключить коллегиальным решением. 
  • отсутствия решения совета в установленные сроки, директор может принять его самостоятельно. 
  • когда совет не собирался больше, чем полгода, орган не выполняет свои функции, учредитель может распустить его. 
  • если между директором, завучами и членами совета возникает конфликтная ситуация, ее решают на переговорах (вынесение решения делегируется учредителю). 

Совет профилактики в школе

Школьный совет профилактики — комиссия из работников администрации, классрука, учителей-предметников, психолога, социального педагога и инспектора отдела по делам несовершеннолетних, которая созывается для внедрения воспитательных, правовых и социальных мер, направленных на предотвращение или устранение правонарушений, совершенных школьниками. Комиссия работает для предупреждения антиобщественное поведение подростков и снизить риск попадания их в преступные обстоятельства и является одной из самых эффективных и востребованных форм воздействия.

Если подросток или его окружение могут совершить правонарушения, чтобы минимизировать или предупредить неправомерные действия, применяются индивидуальные профилактические меры, предусматривающие целенаправленное воздействие на несовершеннолетнего.  

Положение о совете профилактики школы опирается на:

  • ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в РФ»;
  • Конституцию РФ, Семейный кодекс РФ и Конвенцию о правах ребенка;
  • ФЗ «Об образовании»;
  • локальные нормативные акты.

Структура совета школы по профилактике правонарушений: участники совета, председатель и его заместитель, секретарь числом от 5 до 12 человек. В состав совета часто входят учителя-предметники, классруки, психологи, социальные педагоги, представители полиции и самоуправления учащихся, члены родительского комитета. Всех их своим приказом утверждает директор.

Совещания совета проводятся согласно установленному плану в зависимости от количества учеников и специфики контингента ОУ.

Работа школьного совета профилактики

Работа совета выстраивается на принципах конфиденциальности и толерантности, озвученная информация не разглашается, поскольку может нанести ученикам моральный и психологический вред. План работы совета школы по профилактике правонарушений предусматривает сотрудничество с педколлективом и координирование работы других органов, участвующих в профилактической деятельности.

Управляющий совет школы

Совет профилактики в школе управляет предотвращением асоциального положения школьников:

  1. Становится на защиту прав несовершеннолетних.
  2. Определяет и оценивает потребности, склонности и интересы несовершеннолетних, проблемные ситуации и затруднения;
  3. Планирует и проводит профилактические мероприятия по социальной защите и воспитанию учащихся, оценивая эффективность работы школы в этом направлении;
  4. Организует индивидуальную коррекционную работу с подростками из группы риска или теми, кто оказался в социально опасном положении;
  5. В вопросах защиты прав детей взаимодействует с семьями, оказывая всестороннюю поддержку.
  6. Изучает психолого-медико-педагогические черты учащегося, оценивает бытовые условия;
  7. Устанавливает причины противоправных действий, определяет меры устранения этих причин.

Индивидуальная коррекционная работа организуется в отношении подростков, которые:

  • были оставлены на второй год обучения;
  • находятся на учете в отделе по делам несовершеннолетних или комиссией по делам несовершеннолетних были отнесены к группе риска;
  • причастны к бродяжничеству, попрошайничеству, хулиганству, употреблению психотропных веществ, мелким правонарушениям;
  • прошли курс реабилитации;
  • демонстрирующие асоциальное поведение и систематическое нарушение дисциплины.

Совет формирует группы риска учащихся ежегодно до 20 сентября, чтобы в дальнейшем разработать план профилактической работы с привлечением узких специалистов. В течение года курирует постановку и снятие подростков с внутришкольного учета, а по итогам полугодия отчитывается о проделанной работе перед педсоветом. Внеплановые мероприятия проводятся в случае конфликтов и проблемных ситуаций, требующих административного вмешательства.

Совет осуществляет свою деятельность по нескольким направлениям

Диагностика Профилактический совет работает с проблемными детьми, в течение того времени, которое они обучаются в образовательном учреждении. Задача совета — проанализировать склонности и особенности поведения, чтобы спрогнозировать неправомерные действия. Для этого комиссия определяет причины нарушений в адаптации в школьном социуме, в воспитании и учебе.  
Просвещение Совет стимулирует потребность учеников, их родителей и педагогов расширять собственные знания в сфере социологии, подростковой психологии, юриспруденции и медицины; способствует самоопределению учеников, их личностному росту. 
Профилактика Члены совета проводят мероприятия, направленные на профилактику асоциального поведения школьников, которые включены в Программу профилактики. Из главная задача — предупредить дезадаптацию учеников, создать комплекс рекомендаций для родителей и педработников, при необходимости — оформлять учеников на учет в отделе по делам несовершеннолетних или внутришкольной комиссии.
Консультирование Члены совета всячески помогают ученикам, членам их семей и учителям посредством педагогического, психологического и социального консультирования.
Коррекция Совет принимает непосредственное участие в формировании личности ученика, оказывая на него воздействие объединенными усилиями родителей, педагогов и специалистов смежных сфер. Члены совета коллективным решением могут снять учащегося с внутришкольной комиссии, если отметят стабильную положительную тенденцию в поведении, учебе и взаимоотношениях с социумом. 

Совет работает в тесном сотрудничестве с администрацией школы, которая информирует его о случаях криминального, неправомерного или острого конфликтного поведения учеников, появления неблагополучного окружения или ухудшении условий жизни несовершеннолетних, находящихся под вниманием совета. Полученные от правоохранительных и органов здравоохранения сведения сперва тщательно проверяются, а после принимаются ответные меры (примирение сторон, устранения конфликта, записи или снятия ребенка с внутришкольного контроля или учета в ОДН). Проводятся консилиумы, на которых путем голосования принимается решение, разрабатывается план работы. Если родители не справляются со своими обязанностями, совет может вынести решение о начале коррекционной работы не только с учащимся, но и его родителей или опекунов. Решение совета оформляется протоколом совета профилактики в школе, который заверяет секретарь и председатель.

Не позднее, чем за три дня по заседания учеников и их родителей оповещают о месте и времени проведения встречи с обязательным указанием причины вызова на комиссию. Секретарь совета предоставляет его членам документы и сведения касательно учащегося, а в ходе заседания ведет протокол заседания совета школы.

На консилиум не приглашают несовершеннолетних возрастом до 14 лет, поскольку они могут не осознавать причин собственного деструктивного и асоциального поведения. Несовершеннолетние 14 лет и старше приглашаются на консилиум, что позволяет специалистам и родителям вести с ним уважительный и откровенный диалог.

Профилактический совет и договор с родителями

Чтобы создать комфортную атмосферу и достичь консенсуса с родителями (составления контракта), состав совета должен быть немногочисленным. Совет работает на принципах системности и законности, последовательно и целенаправленно выстраивая свою деятельность в рамках правового поля. Важно подчеркнуть, что взаимодействие с членами семей учащихся совета возможно только на добровольных началах и в формате договорных отношений.
Планируя договор с родителями, их приглашают на консилиум специалистов, где аргументируют наличие проблемы и ее последствия для подростка, его семьи и образовательного учреждения. Специалисты описывают свое видение решения проблемы, делятся успешным опытом, предлагают родителям сотрудничество с разделением ответственности. Присутствующие знакомятся с договором о сотрудничестве и, в случае согласия, заверяют его своими подписями.  
Договор знаменует начало работы с учеником: педагогический консилиум планирует индивидуальную коррекционную деятельность, из числа учителей назначается куратор (наставник), который общается с подростком и информирует родителей о ходе реализации плана. Родители вправе отказаться от подписания договора или сделать это позже, посоветовавшись с супругом. Консилиуму важно оградить родителей от жестокого обращения с ребенком, предостеречь их от неконструктивных действий, определяя срок, в течение которого родители могут самостоятельно повлиять на подростка, нивелируя его деструктивное поведение.

Критика советов профилактики в школе

Несмотря на эффективность коллегиального органа, в родительской общественности деятельность и функции совета школы часто подвергаются критике, ввиду превышения полномочий и нанесения непоправимого морального вреда учащимся и членам их семей.

На заседание вызывают как подростков, которые безответственно относятся к учебе и систематически без уважительной причины пропускают (опаздывают) занятия, так и тех, которые занимаются попрошайничеством, неправомерной деятельностью, употребляют психоактивные вещества или алкоголь.

Существует мнение, что в сравнении с профилактическим советом более эффективной является занятия с психологом, привлечение волонтеров, доверительные беседы с детьми и родителями, задействование служб социальной помощи, посещение домов учеников классным руководителем. Используя подобный комплекс мер, удается выполнить профилактическую работу и нивелировать условия и предпосылки для правонарушений. Если тревожный сигнал касательно ученика поступает из отдела по делам несовершеннолетних, тогда заседание и составление протокола совета школы по профилактике являются обязательными.

Первоначально роль советов профилактики ограничивалась поиском вариантов решения проблем, которые возникают у учеников в процессе школьного обучения. Однако постепенно орган наделили скорее карательными, чем вспомогательными и восстановительными функциями. Искажения коснулись не только роли совета, но и цели проведения заседаний, которые стала поверхностными и формальными: члены совета рекомендуют родителям усилить контроль над поведением ребенка, а ученику советуют исправляться, однако при этом не вносят изменения в школьный процесс воспитания и обучения, исключая любую педагогическую помощь школьнику.

На деле подобная халатность и чрезмерная агрессия в оценках продиктована экономией сложной и затратной работы с каждым ребенком, а также следование консервативным воспитательным приемам и отсутствием апробированных инновационных технологий воздействия в педагогической практике. Результатом такой деятельности является образцовый отчет совета профилактики в школе и реальные неконструктивные решения в отношении ученика. За годы существования этого коллегиального органа в российских школах само понятие профилактического совета и его репутация были дискредитированы в глазах общественности, школьников и специалистов.

Узнать больше о работе школьных советов можно в статьях:
1. Работа управляющих советов школ: документация, аккредитация, трудности
2. Методический совет
3. План работы совета профилактики на 2017-2018 учебный год с протоколами
4. Совет обучающихся как одна из действенных форм воспитания личности
5. Педагогический совет в нетрадиционной форме

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Организация и контроль качества в ОО» — это эффективное планирование образовательной деятельности, контроль качество образования, адаптированные программы без нарушений законодательства и излишних затрат.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:
Мы еще не знакомы? Давайте это исправим

Пользователи, которые регистрируются на нашем сайте получают ряд преимуществ:


  • Читают статьи с закрытыми материалами;
  • Первыми узнают новости сферы образования;
  • Получают ответы экспертов об организации работы школы

Регистрация займет не более минуты.

Подарок за регистрацию - журнал «Справочник заместителя директора школы» (pdf)!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и продолжить чтение
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать файл
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.