Подписка со скидкой 20% >>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Национальная система учительского роста

13 сентября 2019
16482
Средний балл: 0 из 5
Национальная система учительского роста (НСУР) — передовая форма аттестационных процедур для педагогов, которая служит средством реализации реформирования всех уровней учебно-воспитательного процесса. Она была разработана для определения границ профессиональных компетенций для каждого педработника, точной дифференциации качества образования. НСУР:
  • обеспечивает объективную оценку знаний и навыков педработников;
  • упрощает аттестационные процедуры;
  • формирует обновленную систему классификации педагогических должности с учетом запросов времени и общественности.

Национальная система учительского роста

Успешная реализация многих программ и проектов в образовании зависит от уровня компетентности работников данной системы, которые являются непосредственными участниками всех нововведений. В рамках повышения качества образования последнее время возникает вопрос об уровне профессионализма и компетентности педагогических работников, работающих в условиях внедрения инноваций. В декабре 2015 года Президент России В.В. Путин поручил Правительству РФ разработать проект национальной системы учительского роста, которая могла бы не только обеспечить проверку компетенций, но и содержать в себе механизмы, способствующие карьерному росту современного учителя и повышению качества образования за счет диагностики проблемных зон педагогов и оказания им методической помощи. Создание проекта национальной системы учительского роста (далее — НСУР) вызвано необходимостью преодолеть проблемы негативных тенденций современного образовательного процесса, повысить престиж педагогического труда, обеспечить талантливым педагогам карьерный рост и возможность самореализации в профессиональной сфере. Разработка НСУР базируется на комплексе нововведений профессионального стандарта педагога, фиксирующего содержание трудовых функций и действий учителя. Профессиональный стандарт педагога, система аттестации учителей, эффективный контракт и другие составляющие национальной системы учительского роста являются лишь инструментами для повышения качества школьного образования. Основной целью этой системы должно являться повышение уровня профессионализма учителей.

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать о разработке, апробации и внедрении национальной системы учительского роста помогут статьи электронного журнала «Справочник руководителя образовательного учреждения»

- Определены регионы для апробации системы учительского роста

 (события и факты)

- Минобрнауки утвердило дорожную карту для национальной системы учительского роста

 (новости)

Стоит отметить, что профессиональный рост неразрывно связан с наращиванием педагогической компетентности, определяющей готовность к выполнению тех трудовых функций и действий, которые заложены в стандарте. Именно поэтому профессиональное развитие каждого учителя обеспечивает ему в итоге определенный уровень владения профессиональными педагогическими компетенциями. Необходимость введения национальной системы учительского роста также продиктована различием требований и формальным подходом (на основе портфолио) к аттестации работников образования. Новая модель аттестации в рамках национальной системы учительского роста (НСУР) в России предусматривает установление единых для Российской Федерации требований (единых федеральных оценочных материалов) к уровневому профессиональному квалификационному испытанию педагогических работников, с последующей оценкой их компетенций (предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных). Эти материалы должны стать ориентиром не только для повышения качества и эффективности образовательной деятельности в образовательных организациях, но и для внутренней оценки деятельности педагогов и обеспечения их профессионального развития силами и средствами самой школы, ведь именно в ней должны произойти изменения благодаря национальной системе учительского роста. Предполагается, что единые федеральные оценочные материалы для учителей будут востребованы в системе повышения квалификации работников образования, обеспечивая разработку и реализацию дополнительных профессиональных программ переподготовки повышения квалификации, которые были бы ориентированы на профессиональные дефициты педагогов, подтвержденные результатами оценочных процедур. Согласно Приказу Министерства образования и науки России от 26 июля 2017 г. №703, апробация данной модели аттестации началась в 2018 году в соответствии с утвержденным планом мероприятий.

Национальная система учительского роста

Национальная система учительского роста, включая региональные компоненты, — это форма саморегулируемого развития педагогических кадров. Целью системы является повышение качества работы и ответственности учителя за результаты своего труда. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи: 
  1. Создать механизм профессионального роста на протяжении всей трудовой деятельности.
  2. Внедрить эффективный контракт как средство профессиональной защиты и зоны ответственности учителя.
  3. Внедрить профессиональный стандарт учителя как главный критерий роста.
  4. Переориентировать аттестацию учителей с контрольной функции на функцию развития. Интегрировать аттестацию учителя с адресным повышением квалификации через индивидуальную карту достижений и сертификацию.
  5. Создать независимое экспертное сообщество, состоящее как из индивидуальных экспертов, так и профессиональных сообществ. 
  6. Разработать механизм дифференциации учителей, образовательных учреждений и мероприятий. 
Многие из этих задач были сформулированы, но так и не внедрены в различных документах Правительства РФ. В связи с этим реализация модели национальной системы учительского роста успешно продолжается. К сожалению, модель новой системы находится на стадии доработки, а потому характеризуется следующим:
Концепция НСУР скрупулезно раскрыта в нормативных документах, сформированных по данным публичных докладов сотрудников Рособрнадзора и Минпросвещения. 
В тексты некоторых нормативных актов, в том числе предусмотренных «дорожной картой», вносятся коррективы и дополнения, продиктованные требованиями Общероссийского Профсоюза образования, что затрудняет процесс их понимания и принятия. 
Потребность во внедрении НСУР обусловлена недостаточной объективностью существующих квалификационных процедур, которые затрудняют оценку качества российского образования, а следовательно — выявление существующих проблем и мер их решения. В идеале модель НСУР должна позволять каждому работнику разрабатывать индивидуальную стратегию своей профессиональной деятельности («индивидуальную дорожную карту»), с учетом мнения работодателя. Также каждый педагогический работник должен иметь возможность выбирать формы обучения и поставщиков образовательных услуг, а в порядке самообразования и самосовершенствования выбирать мероприятия, основанные на собственных потребностях и возможностях.

Модель национальной системы учительского роста (НСУР)

Концепция НСУР опирается на создание системы стимулирования профессионального роста педагогов, единых требований к проведению аттестации, классификации учительских должностей в контексте механизма карьерного роста. 
Основные принципы НСУР отвечают требованиям, выдвигаемым к современным учителям — это должны быть профессионалы, способные организовывать свою деятельность на основе передовых достижений науки и педагогического опыта. Таким образом, национальная модель учительского роста направлена на формирование результативного кадрового потенциала образовательной организации.
предпринимательская деятельность

ВНИМАНИЕ ДИРЕКТОРАМ ШКОЛ!


У вас есть возможность повышать квалификацию педагогов, чтобы на аттестации они показывали отличные результаты. При этом вы сэкономите деньги организации, время учителей и свои нервы. Ваш помощник – 

Академия Ресурсы образования.

Это портал с онлайн-курсами повышения квалификации для корпоративного обучения педагогов. Получите к нему доступ, и проблема профобучения будет решена на целый год. Вам не придется платить за учебу каждого отдельного педагога. Достаточно выбрать нужный курс, отправить приглашения коллегам, и они начнут учиться. Узнать подробнее об Академии и получить доступ можно здесь.

Концепция и основные положения национальной системы учительского роста реализуют стратегию государственного развития образования, а потому к приоритетным относят следующие положения:
  1. Обновленная стратегия аттестации позволит учителям независимо от их опыта и квалификации демонстрировать актуальный уровень профессионального мастерства. В результате молодые специалисты получат стимул для самообразования и карьерного роста, а при наличии требуемых компетенций, они смогут достичь необходимых квалификационных высот. 
  2. Систематизация аттестационных критериев и приведение их к единой системе нивелирует субъективный подход к оценке профессионализма педагогов. 
  3. НСУР предполагает разработку и внедрение системы стимулов для непрерывного повышения квалификации педагогических работников. 
В результате обновленная система позволит не только объективно оценить уровень профессионального мастерства учителя, но и помочь ему с выбором приоритетов профессионального роста, что приведет к внедрению инноваций в учебно-воспитательный процесс. Авторы инициативы уверены, что национальная система учительского роста с 2017 года и в перспективе обеспечит смещение вектора на личность ученика и повышение качества образования в стране. 
С повышением должности количество учебных часов должно сокращаться соответственно увеличению такой дополнительной работы, которой не должно быть много. Нельзя превращать старшего и ведущего учителя в методиста или завуча. Безусловно, внедрение НСУР требует внесения различных законодательных изменений и увеличение финансирования. Школы получают определенное финансирование в соответствии с нормативами. Если не предусмотреть дополнительные расходы в соответствующих бюджетах на старших и ведущих учителей, то их появление будет означать просто перераспределение имеющегося школьного бюджета между учителями. Успешность внедрения национальной системы учительского роста (НСУР) зависит от принятия этой системы учителями в школах и от их готовности в ней работать. Учительское сообщество, пережив большое количество реформ, не совсем доверяет предлагаемым мероприятиям. В мероприятиях, способствующих повышению доверия учителей к принятию НСУР, большое значение имеет создание благоприятного социально-психологического фона проводимых изменений:
  • Следует дать понять всему учительскому сообществу, что НСУР не должна являться навязанным сверху механизмом, а должна быть действенным инструментом профессионального развития педагогов и воспитателей, их готовности к профессиональной деятельности. 
  • Необходима выработка ясных, понятных, объективных, «прозрачных», унифицированных аттестационных процедур, лишенных бюрократической и коррупционной составляющих.
  • В вопросе доверия к НСУР помощь могут оказать локальные акты учебного заведения, в которых возможно утвердить нормальные условия работы, адекватный учет рабочего времени и другие важные для работников положения. 

Национальная система учительского роста: возможности для педагога, мотивация 

Общую готовность учителей к работе в национальной системе учительского роста от Минобра можно определить как совокупность условий и факторов, способствующих эффективной организации профессиональной деятельности в указанной системе. Это динамичное, многоаспектное понятие, которое предполагает наличие мотивов, способностей, профессиональных умений и знаний, адаптационных возможностей, творческого начала, осознания себя полноценным участником профессиональной деятельности и пр.

Психологическими предпосылками возникновения общей готовности к работе в НСУР являются понимание ее сущности, осознание ответственности, желание добиться успеха, определение последовательности и способов решения возникающих проблем, желание работы. Затрудняют появление общей готовности пассивное отношение к задаче, беспечность, безразличие, отсутствие плана действий и намерения максимально использовать свой опыт. Недостаточность общей готовности приводит к неадекватным реакциям, ошибкам, к несоответствию функционирования психических процессов тем требованиям, которые предъявляются ситуацией. Мотивациями для работы в национальной системе учительского роста могут быть стремление к профессиональному развитию, личностному карьерному росту через повышение образовательного уровня, желание заниматься любимой работой, потребность служить наглядным примером профессионального успеха для окружающих, материальная заинтересованность. 
  1. Мотивационный компонент общей готовности является ведущим в ее структуре. 
  2. Когнитивный компонент общей готовности предполагает понимание сущности, целей и задач НСУР, понимание её значимости и необходимости, а также базовый уровень, качество знаний, степень информированности по профессионально-важным вопросам. Особенностью когнитивного компонента является полифункциональность знаний педагогического, медицинского, психологического, социального, управленческого характера, что является критерием профессионализма учителя. 
  3. Деятельностный компонент общей готовности — степень владения умениями и навыками активного обучения и самообразования, способность воспринимать и усваивать учебный материал и трансформировать его в организационно-технологическую информацию. Также этот компонент характеризуется умением перевести теоретические знания в область практического применения. 
  4. Рефлексивный компонент общей готовности — способность к адекватной оценке себя как личности, субъекта образовательного процесса. Этот компонент является решающим при переходе к деятельности, так как именно осознание собственных возможностей служит стартовым механизмом для начала эффективной деятельности. 
  5. Адаптационный компонент общей готовности предполагает способность к продуктивной адаптации в условиях формирования и внедрения модели национальной системы учительского роста. Степень и гармоничность развития компонентов определяют в совокупности общую готовность к работе в НСУР. 

Формирование национальной системы учительского роста

В рамках сформулированных требований был разработан механизм реализации национальной системы учительского роста. Среди ключевых положений можно выделить следующие:
  1. Многоуровневая дифференциация педагогов.Согласно добровольной сертификации учителей высшей квалификационной категории, сопровождаемой новой региональной системой морального и материального стимулирования, предлагаются следующие уровни: «учитель» – «учитель-методист» – «учитель-наставник». Это позволит обоснованно выделить из группы учителей высшей категории, во-первых, группу педагогов, составляющих наиболее профессиональное ядро (учителя-методисты), и, во-вторых, группу учителей, активно передающих педагогический опыт, в том числе молодым специалистам, в рамках мероприятий по повышению квалификации (учителя-наставники). Такая сертификация в рамках основ НСУР (национальной системы учительского роста) может сопровождаться одновременной аттестацией на высшую категорию. За счет этого будет обеспечено практическое введение шкалы профессионального роста не только для небольших групп учителей (например, в рамках мероприятий по определению лучших учителей года и т. п.), но и для всего учительского сообщества, особенно для наиболее способной и амбициозной его части; 
  2. Аттестационная и сертификационная оценка компетенций учителей. Наряду с существующим механизмом аттестации учителей необходимо внедрить систему индивидуальных достижений, критерием которой будет аттестация на соответствие профессиональному стандарту, определяющая направление адресного повышения квалификации учителя с последующей сертификацией. По сути, необходим переход от аттестации знаний к аттестации профессиональных компетенций, как это уже сделано во многих отраслях экономики и особенно в бизнес-структурах. 
  3. Общественное признание. Предлагается при аттестации и/или сертификации учителя учитывать степень его активности в различных мероприятиях, участие его учеников в олимпиадах, творческих конкурсах и соревнованиях различного уровня (только по желанию самого оцениваемого учителя) без учета данных ЕГЭ (ОГЭ). Аттестация, согласно докладам по национальной системе учительского роста, должна осуществляться с участием наиболее компетентных представителей педагогического сообщества, входящих в региональный реестр экспертов. Оценка таких данных экспертами отвечает требованию об обеспечении независимости аттестации и сертификации учителей на основе привлечения к этим процедурам представителей профессионального сообщества. При этом участие экспертов должно быть ограничено только указанной областью. Оценка результатов труда учителя экспертами (профессиональные компетенции более объективно оцениваются с помощью профессионального тестирования умений и специальных способностей) обеспечивает практическую реализуемость данной модели экспертных функций в новой системе аттестации и сертификации учителей. Она отвечает реально имеющимся возможностям, учитывает необходимые затраты времени и ресурсов региональными организациями, проводящими оценку учителей, и самих экспертов – педагогических работников. 

Национальная система учительского роста

В результате реализации предложенного подхода будет создана мотивация для развития профессионализма в системе образования, произойдет переход ведущей роли в образовательной организации от директора к учителям высшего уровня, возрастет имидж учителя и повысится качество образования и воспитания детей. 

Национальная система учительского роста: тестирование и аттестация

Обязательным компонентом аттестационной диагностической работы в рамках национальной система учительского роста служат подпрограммы определения и устранения профессиональных дефицитов.  

Национальная система учительского роста

Модернизация системы аттестации учителей может быть только комплексной. Этот комплекс должен состоять из: 
  1. Экзамена в форме теста, состоящего из вопросов закрытого типа с выбором ответов, проверяющего: предметные знания и умения применять их при решении проблем в данной предметной области; знания в области методики преподавания предмета; знания в области педагогической психологии и возрастной физиологии. Включение в экзаменационные материалы кейсов с открытом вводом ответов не является целесообразным, так как вызовет появление существенных рисков, связанных с очевидной неоднозначностью критериев правильных открытых ответов на задания. Это вызовет недовольство учителей, большое количество апелляций и породит неверие в возможность объективной оценки уровня профессионализма. Для проведения экзамена необходимо разработать контрольно-измерительные материалы (КИМ), которые содержательно связываются с трудовыми действиями, необходимыми для достижения планируемых результатов ФГОС общего образования. Необходимо также разработать и утвердить процедуры проведения экзамена, создать экзаменационную комиссию и группу экспертов, проверяющих работы учителей, разработать критерии оценивания работ для учителей разных категорий. 
  2. Результаты экзамена не могут являться единственным основанием для аттестации учителей. Основным критерием для оценки уровня профессионализма учителя является результаты его воспитанников. Проведение независимой внешней проверки (НВП) качества результатов обучения во всех классах со 2 по 10 по всем учебным предметам — необъемлемая методологическая основа НСУР (национальной системы учительского роста). Для проведения этой процедуры можно воспользоваться контрольно-измерительными материалами, разработанными для всероссийских проверочных работ (ВПР). Однако более целесообразно создать в каждом регионе независимый центр оценки качества общего образования, который не только разрабатывает материалы для проведения диагностических работ, но проводит диагностику в школе и обрабатывает ее результаты. Это позволит избежать неизбежного искажения результатов при проведении диагностики работниками школы. Диагностика проводится не реже одного раза в год. Очевидно, что сравнивать абсолютные результаты обучающихся разных классов и школ для оценки профессионального уровня учителя без учета контекстных условий не имеет смысла. Основными факторами, влияющими на результаты обучения, являются уровень развития когнитивных способностей обучающихся и социально-экономические условия, в которых функционирует школа. 

Подпрограмма выявления профессиональных дефицитов. Данная подпрограмма является компонентом комплекса, входящего в состав процедур аттестации. Результаты экзамена, неудовлетворительные или низкие результаты обучающихся позволяют констатировать наличие проблем в профессиональной подготовке учителя, но не выявляют причины этих негативных явлений. Для их выявления целесообразно провести оценивание деятельности учителей на основе анкетирования четырех категорий респондентов: 
  • учителей (самооценка); 
  • обучающихся у данного учителя; 
  • выпускников школ, обучавшихся у данного учителя;
  • группы экспертов, в состав которой входят представители администрации школы и учителя, профессионализм которых подтвержден результатами экзамена и высокими результатами обучающихся. 
Для проведения опросов необходимо разработать анкеты, вопросы которой связаны с трудовыми действиями, выполняемыми учителем. На основании результатов опросов после применения статистических методов проверки согласованности результатов строится профессиональный профиль учителя, позволяющий выделить как сильные стороны учителя, так и его профессиональные дефициты. Национальная система учительского роста и ее возможности для педагога требует расширения системы проверяемых компетенций и изменение смыслов оценочных процедур. Успешное прохождение тестирования говорит только о сформированной компетенции в области выполнения тестов и решения кейсов, но не о профессиональной компетентности педагога. 
Предлагается дополнить тестирование решением педагогических задач и проблем, а также просмотром видеозаписей уроков. Однако никто не может гарантировать, что учителя будут решать задачи и проблемы самостоятельно, а видеозаписи не будут содержать многократно отрепетированные постановочные сюжеты. Кроме этого, введение экзаменационных заданий в форме кейсов, задач и проблем вызовет появление существенных рисков, связанных с очевидной неоднозначностью критериев правильных открытых ответов на задания. Это вызовет недовольство учителей, большое количество апелляций и породит неверие в возможность объективной оценки уровня профессионализма. При аттестации в рамках национальной системы учительского роста и конкурсов педагогов нельзя не учитывать, что учителя работают в существенно отличающихся условиях. Кто-то учит лицеистов и гимназистов, а кто-то трудится в школах, функционирующих в сложных социальных условиях, обучая депривированных детей с невысоким уровнем развития интеллекта. Очевидно, что работа в столь разных условиях требует различных профессиональных компетенций.
Подпрограмма ликвидации профессиональных дефицитов (программа профессионального роста). Выявленные в ходе оценивания профессиональные дефициты после их обсуждения и согласования с учителем являются фактологическим основанием для построения персонифицированной программы профессионального роста. 

Научно-методическая работа по обеспечению внедрения НСУР

Изменение системы научно-методической работы по подготовке учителей к новой модели аттестации выступает значимым и обеспечивающим готовность педагога к профессиональному росту с учетом выдвигаемых требований видом деятельности. Для этого руководителям образовательных организаций необходимо разрабатывать и внедрять систему научно-методической работы по подготовке современных учителей, которая бы включала в себя не только базовые знания в рамках преподаваемого предмета, но и содержание деятельности по управлению инновациями в образовательном процессе. 
Формирование национальной системы учительского роста должно включать изучение и диагностику уровня подготовки учителей, выявление типичных затруднений, разработку оптимальных моделей методической работы в школе по реализации их образовательных потребностей и запросов, опыт, апробацию, а также организацию экспертной работы по направлению новых видов деятельности педагога, обобщение и распространение лучшей педагогической работы. 

Традиционная методическая работа включает в себя работу по повышению качества профессионализма учителя с помощью увеличения объема знаний о новых приемах, методиках, и технологиях с помощью их копирования при выполнении своей работы. Обновление содержания образования предполагает развитие уровня профессионального мастерства педагога, ориентируясь на формирование его ключевых компетенций. В связи с этим появляется необходимость обновления методической работы в рамках модернизации образовательного процесса, которая проявляется в возрастающей роли педагога. Обновление содержания методической работы в школе, согласно «дорожной карте» национальной системы учительского роста, ставит такие цели, как формирование умений, знаний, способов деятельности по развитию педагогической компетентности. Современный педагог должен не только хорошо знать преподаваемый предмет, но и знать нормативно-правовые требования к проектированию образовательного процесса, без которых правильное управление образовательным процессом невозможно. Это предполагает формирование умений правильно диагностировать качество образования, анализировать, планировать и моделировать образовательный процесс, организовывать взаимодействие между учителями и обучающимися в соответствии с требованиями образовательного стандарта нового поколения. Все это позволит достигать наилучшего результата, обеспечивающего развитие компетенций (предметных, метапредметных, личностных) у выпускников школы. 



Попробуйте бесплатно! Узнать больше об оформлении трудовых отношений, организации рабочего времени и отдыха и оплате труда поможет учебная программа «Трудовые отношения и кадровый документооборот».

Существуют нестандартные формы и методы работы с педагогами, которые являются необходимыми и эффективными в рамках сегодняшних изменений в образовании: групповая исследовательская работа (объединения учителей-предметников, работающих по определенной теме исследования), открытые уроки, педагогические мастерские, круглые столы, конференции, деловые игры, лекции, семинары (обзорно-информационные, научно-методические), педагогические чтения, аукционы педагогических идей, мастер-классы, групповые и индивидуальные консультации, предметные недели, а также единые методические дни, являющиеся формой творческого отчета методического объединения. Данные формы работы могут оказывать благоприятное влияние на рост профессионального мастерства современного педагога и формирование национальной системы учительского роста. Необходимо методическую работу школы строить на основании фиксации затруднений учителей, используя данные формы работы, что приведет к повышению их профессиональной компетентности. 
Механизмами успешного введения национальной системы учительского роста может быть:
  1. Организация различных конкурсов профессионального мастерства на уровне школы, города, района и области.
  2. Адресное сопровождение педагогов, испытывающих затруднения в определенном виде компетенций. 
  3. Совершенствование региональных педагогических программ обучения учителей, круглые столы, заседания клубов учителей-предметников, интерактивные формы работы школьных методических объединений, выездные конференции. 
  4. Организованная деятельность руководителя образовательной организации в отношении кадрового потенциала позволит решить проблемы, связанные с переходом на НСУР.
Следовательно, в педагогическом коллективе образовательной организации будет сформированы: 
  • адаптированность к новым функциональным обязанностям;
  • заинтересованность в карьерном росте учителя, расширении своих профессионально-личностных компетентностей;
  • высокая эффективность функционирования педагогического коллектива.

Введение национальной системы учительского роста

Сегодня внедрение проекта национальной системы учительского роста в 2019 году идет на фоне снижения удовлетворенности учителей своей работой, снижения престижа профессии. Положение усугубляется слабой финансово-экономической подготовкой специалистов соответствующего профиля в муниципальных органах управления образованием, а также отсутствием целевой плановой их подготовки, повышения их квалификации со стороны как муниципальных органов управления образованием, так и со стороны Минпросвещения. Определены организационно-правовые механизмы реализации проекта на различных уровнях (федеральный, региональный, муниципальный), а вот финансовый механизм реализации национальной системы учительского роста и новой модели аттестации практически остался за кадром. Таким образом, для успешной реализации НСУР, необходимо осуществить дополнительную работу над принципами ее финансирования, чтобы избежать искажения программно-целевого подхода.  
Работа по внедрению национальной системы учительского роста (НСУР) разворачивается в нескольких направлениях. Среди них центральное место занимает разработка профстандарта педагога, отвечающего задаче установления уровней владения профессиональными компетенциями. В настоящее время предложенные решения являются дискуссионными. 
  1. В частности функционалы старшего и ведущего учителя далеко выходят за рамки собственно учительской деятельности, перекрывая функционал других уже существующих педагогических и управленческих работников. Кроме этого, предложения о введении должностей старшего и ведущего учителя, которые соответствуют седьмому уровню квалификации Национальной рамки квалификаций (НРК), входят в противоречие с показателем «Полномочия и ответственность (общая компетенция)». Для седьмого уровня НРК указано: «Ответственность за результаты деятельности крупных организаций или подразделений». Очевидно, что школа не является крупной организацией или подразделением, распространять же ответственность учителя за результаты обучения школьников на муниципальном или региональном уровне представляется не совсем корректным. 
  2. Нуждаются в уточнении и формулировки трудовых действий. Проект профстандарта содержит слишком обобщенные формулировки трудовых функций, умений и знаний. В дальнейшем профстандарт педагога будет служить основой для аттестации учителей, поэтому формулировки действий и умений должны быть предельно точными и допускать разработку объективных средств диагностики умений выполнять каждое действие. Затрудняют процесс методические рекомендации Минтруда, согласно которым под определение трудовой функции подпадает вся педагогическая деятельность учителя, а не одно трудовое действие. 
  3. Не слишком убедительно звучат предложения о построении системы карьерного роста учителей как средства повышения привлекательности учительской профессии. Профессия учителя связана с другими мотиваторами. Миссия, призвание учителя состоит в обучении, воспитании и развитии обучающихся, подготовке их к жизни, помощи в самопознании и самореализации. При этом сущность профессионального роста состоит в том, что учитель непрерывно учится все лучше и лучше решать именно эти задачи. Задача новой национальной системы учительского роста состоит в создании условий, при которых учитель может профессионально расти, занимаясь своим любимым делом. 
Национальная система учительского роста
Второе направление внедрения НСУР связано с построением системы аттестации педагогических работников. Профстандарт педагога может быть внедрен как эффективный инструмент управления системой общего образования только в том случае, если будет построен комплекс средств и процедур диагностики, позволяющий сопоставить трудовым действиям, умениям и знаниям множество показателей и критериев, объективирующих освоение педагогом этих компонентов профессиональных компетенций. Предполагается, что эта задача будет решаться путем построения Единой федеральной оценки (ЕФО) профессиональных компетенций, для которой сейчас разрабатываются Единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ). В ней выделены три (в некоторых моделях четыре) области знаний и умений, которыми должен владеть педагог: предметная; методическая; психофизиологическая. Владение знаниями и умениями диагностируются с помощью теста, содержащегося два типа заданий — с выбором ответа и кейсов, основанных на описании некоторых педагогических ситуаций. 
В сложившейся ситуации можно выделить следующие действия, которые руководитель образовательной организации должен осуществить на всех уровнях системы управления в период введения национальной системы учительского роста
  1. Нормативно-правовая деятельность (внести изменения в локальные акты ОУ);
  2. Финансовая деятельность (изменение системы финансирования на основе вводимых должностей; создание системы стимулирования труда работников); 
  3. Кадровая деятельность (разработать мониторинга кадрового потенциала образовательной организации на основе профессиональных компетентностей педагогических работников; систематизировать систему повышения квалификации для повышения профессиональных компетентностей педагогических работников); 
  4. Научно-методическая деятельность (подготовка анализа готовности педагогических работников к переходу на НСУР, подготовить и реализовать программу методического сопровождения работников образовательной сферы в условиях НСУР; систематическое проведение методических мероприятий, направленных на повышение профессиональных компетентностей педагогических работников образовательной организации). 
  5. Психологическая (создать программу психолого-педагогического сопровождения учителей для предотвращения профессионального выгорания работников образовательной организации в переходный период). В результате кадровый потенциал образовательной организации будет готов к любым изменениям в системе управления образовательной организации. Будет реализована система продвижения педагогических работников по вертикальной карьерной лестнице от должности «учитель» до «ведущего учителя», согласно модели национальной системы учительского роста. 

НСУР (национальная система учительского роста): «дорожная карта»

Принятая «дорожная карта» национальной системы учительского роста (НСУР) предполагает уровневое владение профессиональными компетенциями в соответствии с вводимыми должностями «учитель», «старший учитель», «ведущий учитель», каждой из представленных соответствует определенный набор функциональных обязанностей. НСУР устанавливает требования к степени профессиональной подготовленности педагогических работников на основе их функциональных обязанностей. Функциональные обязанности возрастают в зависимости от занимаемой должности. Таким образом, чем выше должность, тем более объемной становится общетрудовая функция.

Национальная система учительского роста

«Дорожная карта» предусматривает «...проведение мероприятий по информированию педагогической общественности о мероприятиях по формированию и введению национальной системы учительского роста...», а также информирование профессионально-педагогических сообществ об обновлении содержания и достижения введения национальной системы учительского роста через информационные государственные ресурсы. На уровне образовательных организаций должна быть разработана комплексная программа для изменения практики работы педагогических работников в соответствии с НСУР. 

1

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.