Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Национальная система учительского роста

  • 25 мая 2018
  • 5906

В последние годы система образования в России претерпевает серьезные изменения, которые затронули все направления учебно-воспитательного процесса. Одним из главных нововведений стала национальная система учительского роста (далее — НСУР) — усовершенствованная форма аттестации учителей, призванная:

Скачайте План-график проведения апробации
Скачать бесплатно в .pdf

  • учредить новую парадигму педагогических должностей, отвечающих требованиям времени и в полной мере отражающих квалификационный уровень специалистов;
  • обеспечить объективную систему оценки компетенций;
  • упростить механизм проведения аттестационного оценивания.

Что такое национальная система учительского роста НСУР?

С целью выполнения президентской инициативы, озвученной по результатам заседания Госсовета 23.12.2015 г., и указа «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», предусматривающего осуществление ряда мер для вхождения нашей страны в десятку мировых лидеров по показателям образования, продолжается реализация проекта НСУР. В свете этого важно уточнить, что такое национальная система учительского роста: это усовершенствованна форма аттестационного оценивания педагогов, внедрение которой призвано обеспечить точную дифференциацию качества образования и определить границы профессионализма для каждого специалиста, занятого в сфере педагогики.


отвечает Валентина Андреева, кандидат исторических наук, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения Российского государственного университета правосудия

Следует отметить, что пока о данной инициативе, несмотря на проделанную работу, как о системе говорить преждевременно. Модель нового аттестационного комплекса продолжает дорабатываться, при этом для переходного периода характерны следующие показатели:

  1. Широко представлена концепция НСУР, в т.ч. и в документах, составленных на основании публичных докладов представителей Минобрнауки и Рособрнадзора.
  2. Содержание отдельных нормативных актов, в частности предусмотренных «дорожной картой» (приказ Минобрнауки № 703 от 26.07.2017), дополняется и меняется в соответствии с требованиями Общероссийского Профсоюза образования, что усложняет процесс трактовки нововведений.  

Среди основных причин, определяющих необходимость внедрения НСУР, специалисты отмечают низкий показатель объективности актуального метода аттестационного оценивания учителей в общенациональном масштабе. Это не позволяет определить показатель качества образования по стране в целом, а значит — и выявить основные проблемы, чтобы наметить пути их решения.

Национальная система учительского роста

Что касается концептуально значимых моментов, к особенностям национальной системы учительского роста, квалифицируемой как одно из приоритетных направлений в государственной стратегии развития, следует отнести следующие положения:

  1. В ходе аттестационного оценивания нового образца педагоги любого уровня смогут продемонстрировать не только соответствие квалификации, а актуальный уровень педагогического опыта и профессиональных знаний. Это значит, что молодые учителя, стремящиеся к стремительному карьерному росту, при наличии необходимых компетенций, подтвержденных в ходе оценивания, смогут быстро занять высокую квалификационную позицию независимо от стажа работы.
  2. Критерии аттестации будут сведены к единому знаменателю, что будет способствовать преодолению факта субъективности суждений при оценке профессионального уровня всех педагогов без исключения.
  3. Количество распорядительной и справочно-информационной документации для аттестации будет значительно уменьшено.
  4. НСУР предусматривает внедрение формулы стимулирования учителей к непрерывному повышению квалификационного уровня.
Управление образовательной организацией

Новые возможности для карьерного роста


Попробуйте бесплатно! Учебная программа «Руководство развитием ОО» За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Иными словами, новая система оценивания позволит не просто констатировать профессиональную подготовленность педагога, а определить приоритетные пути его дальнейшего развития, способствовать широкому внедрению прогрессивных методов организации учебно-воспитательного процесса. Представители инициативной группы надеются, что благодаря этому основным образовательным фокусом снова станет личность учащихся, что гарантирует повышение эффективности учебной системы, а значит — и уровня образования в целом.

Национальная система учительского роста

Национальная система учительского роста: презентация Минобрнауки

В официальной презентации национальной системы учительского роста, подготовленной представителями Департамента госполитики в сфере общего образования, указывается, что новая модель аттестационного оценивания будет выступать главной гарантией господдержки учителя, основным интегратором педагогической жизни страны, необходимым для создания единого продуктивного образовательного пространства.

Реализация модели НСУР позволит решить ряд проблем:

  1. Объективное дифференцирование квалификационных уровней педработников с учетом актуального уровня компетенций.
  2. Снижение профессиональной нагрузки учителей за счет упразднения части «бумажной» работы.
  3. Сохранение социальных гарантий для педагогов.
  4. Повышение уровня престижности педагогических профессий, снижение «социальной напряженности».
  5. Профессиональную поддержку молодых учителей и выпускников «советской школы», нуждающихся в помощи при переходе на новаторские педагогические методики (помимо реализации тьюторской модели сопровождения).
  6. Кадровое и методическое обеспечение системы дополнительного образования.

Согласно презентации национальной системы учительского роста, представленной Минобрнауки, государственная инициатива предусматривает введение профессионального уровневого стандарта, профессиональных конкурсов, наградной системы, возможность «вертикального» или «горизонтального» карьерного роста педагогических сотрудников, а главное — изменение процедуры аттестационного оценивания.

Изменение порядка аттестации педагогов согласно НСУР

Проведение аттестационной процедуры оценивания старого образца  Проведение аттестации педагогов согласно нормам НСУР
Особенности:
  • Длительный сбор материалов учителем (по версии Минобрнауки — порядка 8 кг бумаг).
  • Объективная оценка профессиональной деятельности.
  • Невозможность доказать или опровергнуть результаты аттестационного оценивания. 

Проведение аттестационной процедуры на выбор (согласно старому образцу или выставление Единой федеральной оценки — ЕФО).

Для получения показателя ЕФО проводится объективная оценка компетенций педработника без необходимости предоставления бумаг.
Испытание на профпригодность длится 2-3 часа.

Оценивание педработников согласно модели НСУР будет проводиться в региональных центрах обработки информации по единым правилам. Учителям предложат выполнить ряд заданий, позволяющий оценить уровень профессиональной компетенции. Рекомендуемая частота квалификационного оценивания — один раз в 5 лет, но в случае получения низких результатов («двойки») необходимо пройти переаттестацию через год.

Единая федеральная оценка компетентности учителя будет формироваться по стобальной шкале. При этом при расчете конечного результата будет приниматься во внимание уровень знаний и умений по ряду направлений:

  1. Детская психофизиология (требуемый уровень компетенций определяется на уровне Федерации).
  2. Методика преподавания, требования к которой могут отличаться на региональном уровне. Данный этап тестирования предназначен для педработников первой и высшей категории.
  3. Знание предмета (актуально для педагогов высшей категории, требования разрабатываются на уровне региона). По данному пункту допускается учет мнения выпускников (оценивается согласно статистической выборке, максимально допустимый показатель — 10 баллов) при условии.

На основании результатов оценивания для учителей планируется составлять программы индивидуального профессионального развития с определением оптимальных способов и методов повышения педагогического мастерства, а также пересматривать актуальные ставки с целью реализации справедливой системы оплаты. Правовые механизмы регуляции качества труда педагогов пока останутся неизменными. 

Национальная система учительского роста

Введение должностей в национальной системе учительского роста

С целью установления актуальных уровней владения компетенциями сотрудников системы образования предусмотрена многокомпонентная система оценивания, определившая необходимость введения новых должностей в национальной системе учительского роста — «старший учитель» и «ведущий учитель». Разработчики проекта предлагают создать условия для двух направлений развития педработников —  «горизонтального» и «вертикального», особенности реализации которых отражены в таблицах. Стоит отметить, что только «вертикальный» карьерный рост предусматривает возможность получения перехода на должностной уровень нового образца.

«Горизонтальная» модель градации учительских должностей согласно НСУР

Должность Категория Обобщенные трудовые функции
Учитель Выпускник педагогической программы Профессиональная деятельность по обучению и воспитанию детей школьного возраста согласно программным требованиям.
Первая категория 
Высшая категория

«Вертикальная» модель градации учительских должностей согласно НСУР

Должность Категория Обобщенные трудовые функции
Ведущий учитель 

Высшая категория

Первая категория

Координация работы участников образовательных отношений — учителей и старших учителей.
Старший учитель Проектирование и внедрение образовательных программ.
Учитель  Осуществление профессиональной деятельности, направленной на обучение и воспитание школьников.

Вместе с тем Общероссийский Профсоюз образования уже обратил внимание на высокие риски возникновения социальных издержек, которые могут иметь место при переходе на новую систему классификации должностей педработников. Принципиальной позицией представителей органа стало сохранение за педагогами, занывших должности старших и ведущих учителей, актуальных социальных гарантий, предоставляемых трудящимся отрасли, в том числе и право на досрочное назначение пенсионных выплат по старости. Также учительский состав обратил внимание разработчиков НСУР на необходимость создания прозрачной системы, обеспечивающей равные права всех заинтересованных специалистов на получение нового должностного уровня по результатам конкурсных или иных испытаний.

Национальная система учительского роста

Еще одним важным вопросом, вызывающим повышенный интерес со стороны педагогов, остается круг должностных обязанностей старших и ведущих учителей, который пока скрыт за обтекаемыми формулировками. У многих педработников вызывает опасение тот факт, что если на старшего учителя будут возложены обязанности по проектированию программного содержания, а на ведущего — координация педагогического состава, это спровоцирует частичное пересечение полномочий сотрудников, занимающих высшие должности согласно НСУР, и представителей администрации школы, а также рост бюрократической нагрузки на учебно-воспитательный процесс в целом. При этом важно понимать, что данный вопрос пока остается на повестке дня, как и определение показателей аудиторной нагрузки, порядок определения уровня заработной платы старших и ведущих учителей.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.