text

Конференция для директора школы 2018 >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Деятельностный подход в обучении ФГОС

  • 24 апреля 2018
  • 34

В условиях стремительно меняющегося времени, когда первостепенным показателем качества процесса обучения становится не воспроизведение знаний, а их уверенное применение наравне с интерпретацией, возникла необходимость пересмотра традиционных педагогических практик. Системно-деятельностный подход как основа ФГОС стал признанным базисом учебно-воспитательного процесса, базисом которой признана самостоятельная познавательная активность детей.

Скачайте доклад: "Системно - деятельностный подход ФГОС"
Скачать бесплатно в .docx

Применение деятельностного подхода в обучении обеспечивает:

  • передачу образовательной инициативы от педагогов к школьникам;
  • повышение значимости разносторонней активности учащихся во время занятий, на которых учитель выступает не «рупором знаний», а консультантом, советчиком;
  • отказ от выполнения однотипных задач в пользу образовательных ситуаций, требующих нестандартного применения материала, связанных с необходимостью работать с большими объемами информации и проводить систематический анализ, формулировать выводы и прогнозировать последствия отдельных действий.

Системно-деятельностный подход как методологическая основа ФГОС

Предпосылки для проектирования обновленных образовательных стандартов и принятия системно-деятельностного подхода как основы реализации ФГОС (далее — СДП) формировались на протяжении нескольких десятилетий. Долгое время отечественная педагогическая практика была нацелена на создание образовательных условий, необходимых для уверенного овладения детьми широкой предметной базой по всем востребованным учебным направлениям. Следствием такого вектора работы стала тревожная ситуация, при которой российские школьники, уверенно опережающие сверстников других стран по уровню владения понятийной базой и основных предметных знаний, преимущественно демонстрируют посредственные результаты при выполнении заданий, направленных на применение и анализ пройденного материала, в частности в экспериментальных условиях, максимально приближенных к реальной жизни. Это определило необходимость пересмотра перспектив развития общего образования в России. 

Жана Делор, представитель Международной комиссии по образованию, в одном из докладов, подтверждая вышесказанное, озвучил четыре основных тенденции, определяющих будущее российского образования. Это:

  1. Умение познавать.
  2. Умение делать.
  3. Умение быть (использовать знания для реализации бытовых задач и самореализации).
  4. Умение жить вместе.

В рамках усовершенствования отечественной образовательной системы и достижения приоритетных целей государственного уровня, предусматривающих уверенное вхождение России в десятку стран-лидеров по уровню образования до 2024 года, на основании анализа текущей учебно-воспитательной ситуации по стране и приоритетных тенденций, озвученных международными экспертами, органы госвласти определили список приоритетных задач, стоящих перед современной системой образования:

  1. Научить детей учиться преимущественно самостоятельно, что позволит создать оптимальные условия для реализации подрастающего поколения.
  2. Научить использовать знания для труда — работать и стремиться к успешной самореализации.
  3. Научить жить (создавать комфортные бытовые условия, необходимые для уверенного профессионального роста).
  4. Научить жить вместе — строить и совершенствовать открытое, демократичное общество, сохранять и приумножать культурно-исторические ценности своего народа.

Актуальный список задач наравне с важностью учета тенденций времени отразился в содержании обновленных образовательных стандартов, в основу которых был положен системно-деятельностный подход. Внедрение ФГОС (в частности при реализации образовательных проектов) продолжается стремительными темпами, но для осознания базиса перемен всем участникам учебно-воспитательного комплекса важно понять и принять методологические основы подхода, пока остающегося новаторским для российской педагогической практики, чтобы гарантировать достижение оптимальных показателей эффективности.

Деятельностный подход в обучении ФГОС

Системно-деятельностный подход в образовании трактуется как наиболее значимый компонент ФГОС, обеспечивающий усвоение универсальных учебных действий, необходимых для уверенного овладениями ключевыми компетенциями. И если трактовать деятельность как основу активности индивида, которая имеет определенный смысл, а систему — как сумму элементов, образующих ценностную целостность, то в педагогике СДП логично определять как совокупность различных видов активностей, посредством которых обеспечивается достижение значимого показателя знаний, закрепляется положительный опыт, который в будущем может быть воспроизведен, переосмыслен или дополнен.

Реализация системно-деятельностной модели обучения обеспечивает:

  1. Формирование у учащихся готовности к непрерывному саморазвитию, необходимой для успешной профессиональной и личностной самореализации.
  2. Проектирование образовательной среды в тесной связи с социумом.
  3. Создание условий для непрерывно поисковой и познавательной работы.
  4. Учет психофизиологических и индивидуальных особенностей при построении учебного процесса.
Показатели школьного обучения Традиционные образовательные стандарты Образовательные стандарты второго поколения
Цель образования Формирование у учеников большого массива знаний, усвоение базовых навыков и умений. Формирование умения учиться, искать информацию, актуальную в конкретный момент времени, и использовать ее для выполнения точечных заданий.
Организация учебной деятельности Стихийная (ученики вправе самостоятельно выбирать способы достижения учебных целей). Целенаправленная, предусмотрен педагогический механизм создания условий для планомерного формирования продуктивной деятельности школьников.
Порядок освоения учебного материала Отдельные элементы системы предметных понятий изучаются изолированно. Содержание обучения систематически соотносится с практическими задачами, что способствует широкому применению изученного на практике.
Форма усвоения знаний Преимущественно индивидуальное обучение. В ходе коллективного обсуждения материала осуществляется точечное уточнение проблемных моментов, заявленных учащимися. При достижении целей обучения главенствующая роль отведена сотрудничеству — форме коллективной деятельности, гарантирующей высокую результативность учебного процесса.

Важно отметить, что в методологическом смысле при определении характерных особенностей деятельностного подхода в образовании целесообразно говорить о типе реализуемой системы, которая может быть устоявшейся (закрытой) или постоянно меняющейся (открытой). Широкое предметное содержание, представленное значительным объемом фактической информации, долгое время считавшееся основным показателем качества отечественной педагогической системы утратило ценность. В эпоху информатизации любая информация быстро утрачивает ценность, а открытость источников знания нивелирует их ценность при неумении применять изученное на практике, как следствие — управление качеством образования усложняется. В условиях нового времени высоко ценятся результаты деятельности, осуществляемой с учетом актуальных тенденций, что обуславливает единственно возможный тип педагогической системы — открытый. Педагогам важно осознать, что данные, включенные в программное содержание, благодаря техническому прогрессу могут устареть уже через несколько месяцев после изучения, поэтому главным показателем учебного комплекса становится сформированность у учащихся универсальных компетенций — умения добывать новую информацию, интерпретировать ее согласно исходным данным, проводить анализ и определять приоритетные направления дальнейшей работы.

Дидактические принципы, отражающие суть СДП в образовании

Перечень системных постулатов Особенности реализации в педагогической практике
Принцип деятельности Учащийся открывает знания, а не получает их в готовом виде, как следствие — осознает методы и формы учебной активности, понимает систему закономерностей поиска информации, стремиться совершенствовать показатели личной эффективности, что благотворно сказывается на общих показателях результативности, позволяет в ходе реализации программного содержания обеспечивать комплекс деятельностных и метапредметных умений.
Принцип непрерывности Обеспечение разных типов «пересечения» учебного материала:
  • «горизонтального» (создание условий для систематического поиска связи между различными учебными дисциплинами);
  • «вертикального» (реализация преемственности между этапами обучения).
Реализация принципа непрерывности (помимо соотнесения фактических данных) предусматривает преемственность методологии и технологии преподавания, которые подбираются с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ученической аудитории.
Принцип целостности Реализуется через формирование у детей системного представления об окружающем мире (совокупность обобщенных знаний о природе, геополитических и исторических процессах, социуме, себе самом, примерное представление роли и места каждого понятийного процесса в сформировавшейся парадигме понятий, которую можно расширять и совершенствовать).
Принцип минимакса Для реализации требований ФГОС в школах важно создать условия, способствующие наиболее полному усвоению программного содержания школьниками и при этом обеспечить гарантии получения социально приемлемого уровня знаний.
Принцип психологической комфортности В рамках реализации СДП важно устранить все стрессообразующие показатели учебного процесса:
  • создавать на уроках атмосферу доброжелательности, взаимоуважения и сотворчества;
  • поощрять диалоговые формы общения, инициативу поиска истины в ходе дискутирования.
Принцип вариативности Формирование у школьников навыков обработки больших объемов информации, умения определять оптимальные варианты действий в условиях выбора, быстро принимать взвешенные учебные решения на основании личной аргументации.
Принцип творчества Данный принцип предусматривает отказ от типовых образовательных ситуаций в пользу проведения творческих экспериментов, систематическое проектирование педагогами ситуаций творческого успеха для каждого ребенка с целью приобретения школьниками положительного опыта по данному направлению деятельности.

Как реализуется системно-деятельностный подход в обучении

Современный просветительский процесс является сложной системой, обеспечивающим взаимодействие подрастающего поколения с предметным миром и уверенное вхождение в социум. Согласно принципам ФГОС деятельностный подход в обучении в полной мере отражает особенности системы «человек — мир», в ходе построения которой индивид приобретает базовую понятийную базу, набор умений, значимых для успешной самореализации, определяет желаемую социальную роль.

На основе вышесказанного необходимо актуализировать внимание на том факте, что в рамках системно-деятельностной парадигмы познание детьми окружающего мира определяется во время выполнения активных действий (а не пассивного участия, что практиковалось ранее), направленных на выявление пробелов в понятийной схеме, формирование содержательных вопросов и поиска ответов на них. В новой трактовке обучения знания больше не предоставляются в готовом виде — вместо этого в ходе экспериментальной деятельности учащиеся делают большие и маленькие открытия, позволяющие постепенно выстраивать систему индивидуальных представлений. Приоритетная задача учителя — не представить учебный материал, а обеспечить продуктивную познавательную активность, позволяющую при решении проблемы урока найти ответы на волнующие вопросы в рамках заданной темы, определить ценность изучаемого материала и наметить пути его практического использования. Благодаря технологии проблемного обучения дети не просто получают набор знаний, ограниченный количеством урочных часов и содержанием программных тем, а умение и мотивацию учиться по необходимости и с целью реализации личных потребностей, навыки уверенного коллективного взаимодействия, понимание необходимости оптимизации отдельных процессов, умение проводить рефлексию и намечать пути самосовершенствования с учетом стремительно меняющейся действительности.

Деятельностный подход в обучении ФГОС

Применительно к каждой ступени образования следование принципам СДП позволяет:

  1. Представить учебно-воспитательные цели в виде системы заданий, определяющих приоритетные направления развития личности.
  2. На основании парадигмы актуальных целей обосновать не только способы освоения учебного материала, но и содержательный минимум, который должен быть освоен для дополнения системы представлений о мире.
  3. Выделить среди основных результатов обучения достижения познавательного, личностного и коммуникативного плана.

Классификация результатов освоения программного содержания согласно основам СДП

Виды результатов Содержание
Предметные Совокупность знаний и новых умений, характерных для специфики конкретной предметной области, а также улучшение показателей сформированности, достигнутых в ходе осуществления нового социального опыта.
Метапредметные Показатель обобщенных способов деятельности, усвоенных в ходе реализации программного содержания по одной или нескольким дисциплинам. Новые метапредметные умения могут быть применены как в границах дальнейшего образовательного процесса, так и в реальной жизни.
Личностные Мотивы деятельности, сформировавшиеся в ходе выполнения учебно-воспитательных задач, по сути — система ценностных установок конкретного индивида (восприятие себя, других учеников и педагогов, личная оценка образовательной системы и объектов познания, а также результатов обучения).

Переход к применению деятельностной системы в школьном образовании обеспечивает не только возможность гарантировать достижение высоких результатов усвоения программного минимума, но и создание предпосылок для развития всесторонне развитых граждан с активной жизненной позицией, для которых характерна развитость широкого числа компетенций, готовность к ведению систематического поиска, активизации внутренних резервов для необходимости решения значимых практических задач. Достижение таких впечатляющих результатов обеспечивается за счет отказа от практики изучения отдельного предметного содержания в пользу межпредметного освоения ценностной информации. Соответственно, специфические умения и навыки, характерные для каждой отдельной дисциплины упраздняются, на смену им приходят универсальные учебные действия (далее — УУД).

Деятельностный подход в обучении ФГОС

Программа формирования УУД у школьников, являющаяся одним из ключевых элементов содержания ФГОС НОО, формируется в ходе реализации процесса, предусматривающего последовательный переход от одного образовательного элемента к следующему:

  • Мотивы — система ценностей, формируемая за счет применения педагогических методик для побуждения учащихся к реализации образовательной активности. В современной педагогической практике различают два типа мотивов: учебно-познавательные (потребность в поиске новой информации) и социальные (потребность в общении со сверстниками).
  • Учебные задачи — просветительские ситуации, требующие от детей поиска и последующего освоения нового способа решения конкретной предметной задачи. В ходе постановки учебной задачи ученики определяют особенности конкретной ситуации, чтобы во время совместной деятельности «открыть» общий принцип разрешения затруднения, который может в последующем применяется в рамках данной темы. Таким учащиеся получают «ключ», который в зависимости от сложности и типа учебных задач может быть использован в неизменном или переосмысленном виде. В этом заключается суть применения системно-деятельностного подхода в образовании: при выполнении конкретной практической задачи дети получают не точечный, а универсальный ответ.
  • УУД — система компетентностей, вырабатывающаяся в ходе многократного перехода от формулирования образовательного мотива к успешному решению учебных задач. Сформированность данного элемента проявляется через умение школьников выделять затруднение, преобразовать его отдельные условия с целью выявления роли в общей предметной парадигме, поиск ответа и его последующая проверка в ходе текущего контроля.

Виды универсальных учебных действий

Наименования УУД Содержание Проявление  в контексте образовательной деятельности
Личностные Формируются на основе личностной самоидентификации учеников, отражающей индивидуальную ценностно-смысловую парадигму. Показателями сформированности личностных УУД является:
  • уверенное жизненное, профессиональное самоопределение учащихся;
  • смыслообразование — умение детей находить связи между целью обучения и мотивом, определять,  какое значение (для себя) имеет образовательная деятельность;
  • нравственно-эстетическая ориентация — оценивание с моральной точки зрения усваиваемого предметного содержание, аргументированное принятие/непринятие отдельных содержательных элементов.
Познавательные Умение воспринимать и анализировать ключевые компоненты материала, использовать  знаково-символические средства, применять на практике различные приемы решения логических задач. Познавательные УУД представляют собой совокупность общеучебных и логических действий, в число которых включают:
  • формулирование познавательных задач;
  • применение методов информативного поиска, поиск и выделение ключевых элементов текста;
  • структурирование выделенной информации;
  • построение содержательных речевых высказываний на основе изученного;
  • выбор оптимальных методов разрешения учебных проблем с учетом данных условий;
  • способность к адекватному восприятию языка СМИ, умение мыслить критически;
  • создание точечных алгоритмов самостоятельной деятельности при выполнении творческих и нестандартных заданий. 

Отдельно  в рамках содержания познавательных УУД следует выделить такие способности  учащихся: проведение сравнения, классификация предметов и объектов, анализ,  формулирование определений, установление следственно-причинных связей,  построение логически выверенной цепочки рассуждений.

Коммуникативные Готовность  учитывать точку зрения партнера, оппонента при ведении совместных проектов, адекватно воспринимать и передавать информацию, выступать  инициатором и участником сотрудничества для решения ключевой задачи, учитывать особенности работы в конкретном сообществе. Проявления сформированности коммуникативных УУД:
  • планирование сотрудничества со сверстниками, педагогов — определение целей и оптимальных  способов взаимодействия;
  • постановка содержательных вопросов с целью сбора максимального количества данных;
  • спокойное разрешение конфликтных ситуаций в ходе оценки мнений оппонента и поиска  компромиссного решения;
  • контроль поведения собеседника;
  • умение точно выражать свои мысли в ходе построения монологических высказываний,  ведения беседы, уверенное владение нормами родного языка.
Регулятивные В сфере  саморегуляции дети овладевают приемами и методами организации образовательной  деятельности, включая готовность определять конкретные учебные цели и задачи,  планировать способы их достижения, попутно контролируя и корректируя свои  действия. Свидетельством  выраженности регулятивных УУД является:
  • самостоятельное целеполагание и планирование — постановка основных и промежуточных целей на основании анализа того, что было изучено ранее и материалов, которые пока неизвестны;
  • прогнозирование — определение характеристик материала, который только предстоит усвоить, и  скорости его усвоения;
  • контроль результатов, основанный на соотнесении полученных результатов с эталоном;
  • проведение коррекции учебных действий путем изменения отдельных элементов или внесения  дополнений;
  • оценивание — констатация объема усвоенного и того, что еще предстоит изучить, определение  показателя качества образовательной деятельности для соотнесения его с  актуальными критериями оценивания;
  • саморегуляция — способность к мобилизации сил, осуществление волевого усилия в ситуации  выбора для достижения поставленного результата.

Технологии системно-деятельностного подхода в обучении

В условиях модернизации образования педагоги столкнулись с необходимостью отказа от привычной практики организации образовательного процесса в пользу использования технологий системно-деятельностного подхода в обучении. Набор методов, приемов и способов педагогической работы, способствующих достижению поставленных результатов с учетом концептуальных и психолого-педагогических установок, определяемых ФГОС, отличает ряд особенностей:

  1. Учитель выступает в роли организатора самостоятельной работы детей, практикуется демократичный стиль руководства.
  2. Обеспечивается установка на сотрудничество, сотворчество, взаимоуважение, готовность к поиску нестандартных решений.
  3. Объектом воздействия является учебная ситуация, а не ученик.
  4. В ходе организации образовательного процесса отдается предпочтение различным видам деятельности, а также репродуктивным и нестандартным заданиям, требующим применение творческого подхода.
  5. Промежуточный контроль результатов осуществляется методами само- и взаимопроверки.

Педагогические технологии СДП в обучении

Тип педтехнологии Наименования педтехнологий Особенности реализации
Технологии,базирующиеся на личностной ориентации образовательного процесса Педагогика сотрудничества Обеспечение права детей учится без принуждения (путем активизации познавательной  активности), работа с материалом «на опережение», организация взаимодействия учителя и ученического коллектива, реализация идей  вариативности.
Технологии уровневой дифференциации Дифференциация  в обучении базируется на идее разделения образовательных условий с учетом  способностей, увлечений и стремлений школьников. Реализация данной технологии  осуществляется в ходе организации преимущественно групповой и индивидуальной  работы.
Педтехнологии, основанные на интенсификации деятельности учащихся Игровая технология Предусматривает постановку учебной цели в форме игры, правилам которой будет подчинена  деятельность. Игровая технология с целью повышения эффективности дополняется  соревновательным моментом.
Типы заданий, реализуемых в рамках обучающей игры: познавательные, тренировочные,  обобщающие, развивающие, репродуктивные, творческие, диагностические.
Проблемное обучение Инновационная образовательная методика, предусматривающая организацию обучения через выполнение заданий, характеризующихся недостаточным  количеством условий для получения ответа, что гарантирует возможность  проведения поиска и создание ситуации «открытия знаний».
Технология развития критического мышления Учебная тактика, нацеленная на развитие у учащихся способности мыслить критически —  принимать достоверность информации только после последовательного осмысления,  проявлять открытость новому, стремиться искать фактические подтверждения.  Обучение по данной модели предусматривает обязательное прохождение трех  стадий: принятия вызова, осмысления новой информации и последующей рефлексии.
Технологии развивающего обучения Технология полного усвоения знаний Данный способ организации учебного процесса базируется на принятии эталона уровня  овладения знаний, для достижения которого педагогом проектируются различные техники и способы работы с детьми с учетом их способностей. С целью  оптимизации педагогического труда в российских школах преимущественно  применяется технология разноуровневого обучения, основанная  на включении всех учащихся в  образовательную деятельность на уровне, соответствующем показателям  индивидуального развития.

Методы системно-деятельностного подхода в обучении

Способы действия, в ходе реализации которых обеспечивается процесс передачи и усвоения знаний, принято классифицировать как методы системно-деятельностного подхода в обучении.  Их методология, классификация, особенности обеспечения продолжают дорабатываться отличниками сферы образования и учителями, находящимися в постоянном творческом и профессиональном поиске. Для новаторских методов школьного обучения характерно:

  1. Моделирование ситуаций, соотносимых с изучаемым предметным содержанием.
  2. Использование для достижения учебных целей комплекса активных и интерактивных приемов работы.
  3. Выполнение поисковых задач исследовательского, экспериментаторского типа.
  4. Проведение рефлексии, проектирование форм учебной деятельности, в полной мере удовлетворяющих познавательные потребности школьников и соответствующие их возрастным и индивидуальным способностям.

Принципам системно-деятельностного подхода наиболее полно отвечают методы проблемного обучения, виды которых отражены в таблице.

Эвристический метод проблемного обучения Предусматривает формулирование проблемы педагогом с последующим вовлечением учащихся к поисковой деятельности путем наводящих вопросов. Особенностью метода является активная роль учителя, несколько ограничивающая самостоятельность детей, что обуславливает оптимальность использования такого типа педагогической тактики  в переходной период знакомства с классом или в начальной школе.
Репродуктивный Учебные ситуации строятся по аналогии: перед непосредственным проектированием просветительской ситуации педагог приводит примеры с вариантами определения противоречий и разрешения затруднений, что упрощает процесс проблемного  обучения.
Метод проблемного изложения Наиболее пассивный прием, при реализации которого ведущую роль выполняет учитель: озвучивает проблему и противоречие, осуществляет поиск решения и указывает на  верный ответ. Действия ученического состава ограничены функцией наблюдения, но проблемное изложение способствует быстрому пониманию сложных тем.
Исследовательский Сложный способ урочной деятельности, в ходе обеспечения которой педагог лишь  озвучивает проблемную ситуацию, передавая инициативу по ее разрешению детям.  Уверенный способ противоречия и способа его преодоления в данном случае возможен только при условии должной подготовленности класса и серьезной  предварительной подготовки со стороны учителя, вступительное слово которого  должно нести серьезный смысловой и мотивирующий посыл.

Среди эффективных методов, применяемых в рамках перехода на образовательные стандарты второго поколения, следует выделить:

  • Метод проектов, основанный на самостоятельном планировании и выполнении учащимися конкретных учебных задач, характеризующихся неоднозначностью, познавательной ценностью, идейной завершенностью. В ходе работы над проектом дети преодолевают проблему низкой мотивации к обучению, активно взаимодействуют с педагогами, одноклассниками и другими взрослыми, учатся мыслить нестандартно и добавиться поставленной цели. Групповая или индивидуальная презентация проекта способствует глубокому осознанию школьниками практической ценности изучаемого материала, гарантируя достижение высоких показателей усвояемости темы.
  • Метод кейсов — вариант организации учебной деятельности, основанный на анализе затруднительных ситуации, возникающих в ходе изучения определенной темы. В ходе коллективного обсуждения проблемы осуществляется выявление и классификация затруднительных вопросов, поиск и осмысление отдельных фактов, их последующий анализ, оценка альтернативных суждений и выбор оптимального решения. Метод кейсов позволяет создать оптимальные условия для слаженной групповой деятельности, обуславливающей необходимость отстаивать выбранную точку зрения, учиться дискутировать, слушать оппонентов и достигать консенсуса.

При включении в образовательный процесс методов реализации деятельностного обучения учащиеся:

  1. Систематически используют различные источники информации, в т. ч. веб-ресурсы.
  2. Формулируют собственные определения понятий, оценочные суждения после переосмысления информации, полученной разными способами.
  3. Используют знания для решения преимущественно творческих и нестандартных задач, отражающих ценность учебного материала и максимально приближенных к реальным жизненным условиям.
  4. Анализируют актуальные явления, события, дают оценку различным типичным ролям и выбирают наиболее приемлемые.
  5. Учатся аргументированно отстаивать свою точку зрения, принимать различные точки зрения во время участия в проблемных обсуждениях, диспутах, дискуссиях.
  6. Осуществляют экспериментальную, исследовательскую, поисковую работу, реализуют учебные проекты.

Деятельностный подход в обучении согласно ФГОС в ДОУ

Принципы организации школьного образования неразрывно связаны с достижениями воспитательного процесса, реализуемого в детских садах. С внедрением ФГОС дятельностный подход в обучении был перенесен в ДОУ, что в полной мере отразило включение дошкольного блока в общую образовательную модель. Главная миссия воспитателя в условиях нового времени — не просто передать дошкольникам знания об окружающем мире, а научить добывать их, развить познавательный интерес малышей, стимулировать проявление инициативы, самостоятельности, пытливости. Достижению этих задач будет способствовать:

  1. Создание предметно-пространственной среды, характеризующейся максимальной комфортностью — среды, в которой каждый ребенок сможет найти оптимальные условия для игровой деятельности, проявления активности и творческого начала.
  2. Интеграция образовательных областей, способствующих реализации принципа непрерывности.
  3. Обеспечение условий для взаимодействия детей и взрослых, максимальное вовлечение представителей семей в процесс воспитания. Реализация небольших поисковых проектах, совместное участие в играх-путешествиях, играх-экспериментах, сочинительской деятельности позволяет повысить мотивацию малышей и создать условиях для их самореализации в будущем.
  4. Привлечение к проектированию воспитательного процесса педагога-психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, по возможности — других специалистов по возрастному развитию с целью создания насыщенных игровых ситуаций, способствующих поддержанию высокого уровня познавательной активности.

Дополнительная информация о трактовке и реализации образовательных стандартов второго поколения представлена здесь:

  1. Развивающая деятельность учителя и реализация психологического подхода
  2. Актуальные вопросы введения федерального государственного образовательного стандарта
  3. Виды деятельности обучающихся по ФГОС
  4. Определения основных понятий, содержащихся в ФГОС основного общего образования
  5. Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач в контексте ФГОС

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.