Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Должностная инструкция педагога-психолога

  • 23 октября 2018
  • 850
Педагог-психолог в школе — специалист, который контролирует социальную адаптацию детей, проводит коррекционную работу в отношении девиантного поведения учащихся, ведет профилактическую работу по предотвращению возникновения психологических отклонений у школьников. 
Трагические события последних лет, которые имели место в образовательных учреждениях России доказывают важность обязанностей психолога в школе и актуальность их в коррекционно-профилактической деятельности. Специалисты отмечают увеличение числа детей, нуждающихся в психологической помощи, а в связи с развитием инклюзивного образования растет потребность в клинических психологах, способных работать с детьми-инвалидами.

Должностная инструкция педагога-психолога: цели и задачи работы

Впервые должность школьного педагога-психолога появилась в конце 1980-х, однако до сих пор нет четкого спектра обязанностей, форм и содержания профессиональной деятельности, которую выполняют специалисты этой области. В связи с этим нередко в обязанности педагога-психолога в школе вменяют функции, которые не свойственны его образованию или способностям, поскольку педагога-психолога назначают классным руководителем, а при наличии педагогического образования даже преподавателем учебных дисциплин. 

К сожалению, несмотря на высокие требования к педагогу-психологу в образовательном учреждении, нередко в школах отсутствуют условия для работы специалиста, что делает должность школьного психолога формальностью. Потому на молодых специалистов перекладывают функции секретарей, лаборантов или помощников завучей, лишая их возможности выполнять непосредственные обязанности, о которых им непременно напомнят в случае возникновения чрезвычайной ситуации в школе. 
В действительности работа педагога-психолога в школе преследует следующие цели:
  • специалист обеспечивает психологическое и психическое здоровье всех участников образовательного процесса;
  • совместно с коллегами-педагогами и администрацией способствует охране здоровья детей, созданию условий для оптимального развития личности учеников;
  • оказывает помощь учителям в реализации воспитательного процесса на принципах толерантности и взаимопомощи;
  • помогает школьникам и их родителям получать психологические навыки, умения и знания, которые потребуются детям для успешной социализации и профессионального самоопределения;
  • помощь учащимся в определении их склонностей, способностей и интересов. 
С кем работает педагог-психолог
Исходя из поставленных целей перед школьным психологом стоит ряд задач:
  1. Контроль психолого-педагогического статуса детей в динамике их психического развития.
  2. Психологический анализ конфликтных ситуаций и причин, спровоцировавших их.
  3. Формирование социально-психологических условий для академической успешности детей и развития личностей учащихся, способствование развитию у них навыков саморазвития и способности к самоопределению, содействие раскрытию творческого потенциала детей и их личностному росту.
  4. Профилактическая работа по предотвращению психологических и социальных отклонений у учащихся.
  5. Своевременное оказание необходимой психологической помощи школьникам, педагогам и родителям.
  6. Помощь коллег педагогов в формировании гармоничного психологического климата в классах, а также в создании оптимальных условий для преемственности и непрерывного самообразования педагогов в области детской и подростковой психологии. 
Чтобы успешно выполнять обязанности психолога в школе, специалист должен знать приоритетные направления развития российской образовательной системы, действующие нормативные и законодательные акты, которые регулируют учебно-воспитательную деятельность. Важно не только знать, он и соблюдать конвенцию прав ребенка и декларацию прав и свобод человека. Хороший школьный психолог знаком с вопросами охраны труда и нормами здравоохранения, он владеет не только детской и социальной, но и общей психологией (психотерапией, основами дефектологии, психогигиеной, сексологией, психодиагностикой, профориентацией), квалифицированно проводит групповые и индивидуальные консультации, диагностические и профилактические мероприятия, использует методы социально-психологических тренингов и активного обучения.  

с комментариями экспертов
Квалификационная характеристика педагога-психолога и требования, выдвигаемые к его компетентности, формируют портрет специалиста, который может правильно подбирать коррекционные и диагностические методики, анализировать конфликтные ситуации и проблемы клиентов, планировать просветительскую и организовывать профориентационную работу, эффективно применять на практике теоретические знания. Практический психолог в школе должен иметь: способности к рефлексии и эмпатии, стрессоустойчивость, терпеливость, проницательность, творческое мышление, хорошие адаптивные способности и психофизическую активность. 

Должностная инструкция педагога-психолога 

Каждый педагог-психолог должностные обязанности выполняет в соответствии с инструкцией — документом, который необходим для проведения объективной аттестации педработников, подтверждения или повышения квалификационной категории. Текст инструкции составляет специалист из отдела кадров или непосредственно руководитель. Должностная инструкция педагога-психолога составляется согласно Трудовому Кодексу РФ, однако в зависимости от образовательного учреждения и оформленного с сотрудником трудового договора, обязанности специалиста могут варьироваться. На текст документа в значительной мере влияет концепция образовательного учреждения, требования работодателя и администрации, ожидания родителей учащихся. 

Особое значение приобретает профессиональная позиция педагога-психолога — система личностных ориентаций и установок, оценки собственного опыта и профессиональных притязаний, реализуемых в трудовой деятельности. Профессиональная позиция, как и обязанности педагога-психолога в школе с одной стороны определяются нормативными документами, а с другой — концепцией взаимоотношений между специалистом и администрацией, что непосредственно влияет на:
  • определении границ полномочий для принятия решений;
  • выделения отчетных периодов и форм контроля;
  • возможности обратиться за консультацией или помощью к представителям школьной администрации;
  • определении степени обязательности выполнения рекомендаций специалиста участниками образовательного процесса. 
Должностная инструкция позволяет распределить обязанности специалистов схожих должностей, в соответствии с ней педагог-психолог может быть уволен с должности по причине невыполнения обязанностей или некорректного их выполнения. Специалист изучает должностные инструкции педагога-психолога в школе по ФГОС в момент зачисления в штат, подтверждая согласие с ними своей подписью (в дальнейшем документ заверяет еще и директор школы). В документа традиционно определяются:
  1. требования к образованию, наличию опыта и знаний;
  2. обязанности педагога-психолога;
  3. права педработника и меры ответственности;
  4. система взаимоотношений с другими специалистами и учреждения согласно должности. 

Должностные и функциональные обязанности школьного педагога-психолога

Школьным педагогом-психологом в 2018 году может стать только специалист со средним специальным или высшим профильным образованием. Помимо работы с одаренными или проблемными детьми школьный психолог занимается:

  • разрешением конфликтных ситуаций между школьниками, а также учениками и педагогами;
  • оценкой эффективности педагогической деятельности коллег;
  • контролем образовательного процесса;
  • разработкой коррекционных и развивающих программ. 
Свою деятельность специалист проводит в соответствии с программой педагога-психолога, которая, согласно нормам законодательства, составляется на один учебный год. В программе психолог отражает цели и задачи работы, ключевые направления деятельности, которые затрагивают аналитику, консультирование, психолого-педагогическую и коррекционно-развивающую работу. Педагог-психолог в школе защищает права и свободы детей, проводит диагностическую и консультативную работу, выполняет психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности. При этом обязанности педагога-психолога делятся на функциональные и должностные. Первые касаются непосредственной деятельности в отношении учащихся, их родителей и коллег-педагогов, а вторые — отражают все сферы деятельности специалиста, включая ведение отчетной документации и перспективное планирование. 
Управление образовательной организацией

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебная программа "Взаимодействие с родителями обучающихся для достижения образовательных результатов в ОО" За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

К функциональным обязанностям школьного психолога относят:
  1. Всестороннее способствование сохранению социального благополучия, соматического и психического здоровья детей, соблюдению прав и свобод личности, норм Конвенции о правах ребенка. 
  2. Для разработки индивидуального подхода в обучении проведение психолого-педагогического изучения детей, их интеллектуального и личностного развития, склонностей, эмоционально-волевых особенностей, определение степени выраженности физических и умственных отклонений.  
  3. Выполнение диагностической и профилактической работы: работает с детьми, поступающими в первые классы, оценивая их психологическую готовность к учебе; обследует школьников, переходящих из младшего школьного звена в среднее; подбирает эффективные методы диагностики причин неуспеваемости и плохого поведения детей, конфликтов в межличностных отношениях учащихся; направляя школьников на ПМПК, тщательно обследует их.
  4. Содействие в разработке программ индивидуальной работы с детьми, поддержка творческих способностей и интеллектуальной одаренности учеников, формирование психологической культуры детей и взрослых.
  5. Формирование психологической компетентности педагогов и администрации, развитие компетенции родителей в вопросах психологии детей.
  6. Сопровождение учащихся в профильной и предпрофильной подготовке, проведение профориентационных тестов, проектной и исследовательской деятельности учащихся.
  7. Проведение мероприятий по тематике сохранения и укрепления психологического здоровья, формирования понимания важности здорового образа жизни, внеклассных мероприятий воспитательного и развлекательного характера, участие в подготовке и проведении родительских собраний.
  8. Определение факторов, мешающих гармоничному развитию личности, с последующим оказанием психологической помощи.
  9. Выполнение психокоррекционной работы, оказание консультативной помощи школьникам, учителям, родителям и администрации по вопросам воспитания и обучения.
  10. Проведение психологических экспертиз по запросам органов опеки, милиции, судов и других инстанций.
  11. Участие в проведении заседаний методических объединений и педагогических советов, проведение тренингов и семинаров для учителей, консультирование социальных педагогов и классных руководителей. 
  12. Ведение отчетной документации согласно должностной инструкции педагога-психолога в школе и учета результатов психолого-педагогической работы. 
Поскольку педагог-психолог должностные обязанности в школе выполняет по предварительно составленной программе, в ней отражаются методы и средства работы и планируемые результаты. 
Схематично план работы педагога-психолога с учащимися и их родителями выглядит следующим образом:
Направление работы Характеристика
Психологическое просвещение Согласно ФГОС педагога-психолога в школе, специалист работает над созданием положительных психологических установок, которые помогут детям в процессе социализации и адаптации, оптимизирует развитие личности, а родителям учащихся позволит правильно реагировать на конфликтные или иные ситуации, применяя полученные знания и используя эффективные установки. С этой целью школьный психолог проводит психологическое просвещение родителей и детей, а в случаях появления конфликтов консультирует стороны в индивидуальном порядке.
Диагностика Психолог анализирует состояние учеников, оценивая их уровень развития, эмоциональное состояние, склонности и интересы, а в случае с проблемными детьми — наличие психических недугов и причины социальной запущенности. В ходе диагностики педагог-психолог может использовать групповые и индивидуальные занятия, тестирования, анкетирование, чтобы впоследствии обработать полученную информацию и сделать соответствующие выводы. При наличии отклонений того или иного рода специалист может начать индивидуальную работу с учеником или внести его в группу риска. 
Коррекция Коррекционная работа начинается после определения проблемы, которой может служить: гиперактивность, дефицит внимания, агрессивное поведение, плохая память, академическая неуспеваемость, повышенная тревожность, обостренное чувство страха. Специалист составляет коррекционную программу, задействуя к ее реализации не только учителей, но и родителей ребенка. Если систематическая работа не дает необходимого результата, школьный психолог может рекомендовать перевод учащегося в специализированное ОУ. 
Профилактика  Профилактическая психологическая деятельность ориентирована над созданием оптимальных условий для успешной учебы и социальной адаптации детей. Специалист демонстрирует лояльное и доброжелательное отношение к учащимся, проводит профилактические занятия и беседы, способствующие получению детьми навыков самоконтроля. 

Права и меры ответственности школьного психолога

Согласно должностной инструкции педагога-психолога, специалист имеет 36-часовую рабочую неделю и вправе, учитывая особенности образовательного учреждения и региона, самостоятельно расставлять приоритеты в работе, формулировать задачи, подбирать методы и формы взаимодействия с учениками, коллегами и родителями. Психолог может требовать создания оптимальных условий труда, методического оснащения, доступа к определенной документации, обращаться в вышестоящие инстанции (правовые, исполнительные или медицинские учреждения) для защиты интересов и прав детей. Школьный психолог может внедрять психолого-педагогические знания в ходе выступлений, лекционных занятий, индивидуальных и групповых консультаций. Психологу разрешено иметь факультативную и учебную нагрузку при наличии соответствующего образования, участвовать в разработке и внедрении передовых методов психокоррекции или психодиагностики, проводить исследовательскую работу, эксперименты и обследования. Он вправе отказываться от поручений администрации, если они противоречат функциям психолога в школе или его профессионально-этическим принципам, либо же требуют знаний и навыков, которыми он не располагает.

Функциональные обязанности психолога-педагога накладывают на него административную (дисциплинарную) и даже уголовную ответственность за:
  • ненадлежащее исполнение или неисполнение должностных обязанностей, распоряжений администрации, правил внутреннего трудового распорядка и других локальных нормативных актов;
  • некорректное ведение документации, несвоевременную подачу отчетности;
  • нарушение правил охраны труда, пожарной безопасности и норм СанПина;
  • правильность постановки психологического диагноза, гуманность используемых методов диагностики и коррекции, обоснованность и адекватность рекомендаций;
  • совершение аморальных поступков, связанных с психическим или физическим насилием над личностью ребенка. 

Сложности в работе школьного психолога

Работа психолога связана с многочисленными стереотипами, которые тормозят развитие психологической службы (школьники нередко путают его с врачом-психиатром, а взрослые — считают бесполезным работником). Неопределенность задач специалиста в значительной мере затрудняет его работу. О том, кто такой педагог-психолог, мало знают учащиеся и их родители, а администрация ОУ не всегда способна оказать необходимую методическую помощь. Ошибочно думать, что психолог специализируется исключительно на тестировании и проведении факультативных уроков психологии, которые не несут ученикам никакой академической ценности. На самом деле педагог-психолог при участии родителей и коллег формирует условия для личностного развития детей, их социализации, создания личностной позиции, профессионального и личностного самоопределения. 

Мало кто знает, что делает педагог-психолог в школе и с какими трудностями сталкивается, однако профессиональная деятельность специалиста сопряжена с рядом проблем:
  • большое число функций и направлений работы затрудняют эффективную организацию труда в рамках ОУ;
  • специалисту необходимо владеть прикладной психологией и психодиагностикой для работы с клиентами в возрасте от шести лет (дошкольники, поступающие в школу) до предпенсионного и пенсионного возраста (коллеги учителя или родители детей);
  • частые конфликты и нестандартные ситуации требуют от специалиста нестандартного творческого подхода, гибкости мышления;
  • алгоритм работы психолога во многом определяется спецификой образовательного учреждения (социальные нормы в каждой школе отличаются);
  • имея базовое образование, не все специалисты, в особенности молодые, не способны справиться в девиантным поведением, разрешением конфликтов, чем вызывают пренебрежение коллектива;
  • коллеги учителя, родители и дети не всегда адекватно воспринимают психолога, руководствуясь собственными стереотипными представлениями;
  • наблюдаются проблемы с интеграцией в коллектив, сложности в адаптации и поиске взаимопонимания с администрацией и коллегами. 
Согласно теоретическим нормам, педагог-психолог в школе должен размещаться в двухкомнатном кабинете, где в одной комнате будет установлен стереозвук, разнорежимное освещение и сложное художественное оформление, а во второй — полки и шкафы для хранение литературы. Однако на практике школьный психолог не может рассчитывать на подобные условия, как и на приобретение наборов оригинальных психодиагностических методик, которые не способны в полной мере заменить ксерокопии. Но несмотря на это, молодые специалисты успешно адаптируются в коллективе, а при поддержке коллег и администрации эффективно выполняют свою работу, значимость которой в России растет день ото дня. 

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.