Активируйте вашу скидку
Справочник руководителя образовательного учреждения

ФГОС начального общего образования

6 июля 2019
4910
Средний балл: 0 из 5
ФГОС начального общего образования был представлен 6 октября 2009 года. Он явился результатом основательного реформирования системы российского образования и направлен на:
  • достижение всестороннего развития младших школьников в контексте воспитания и обучения с учетом показателей здоровья и индивидуальных интеллектуальных способностей;
  • стимулирование творческих способностей и навыков применения на практике теоретических знаний;
  • приобщение учащихся к взаимодействию с социумом, овладение коммуникативными навыками, знакомство с образовательной культурой.

ФГОС начального общего образования

Активное развитие технологий и нивелирование значения сухой информации без глубокого ее осмысления и применения на практике заложило предпосылки для стандартизации начального образования на федеральном уровне. Сегодня знания сами по себе не имеют ценности в стремительно меняющихся реалиях, а потому значение имеет только умение творчески переосмыслять, интерпретировать и использовать полученную информацию не только в учебно-воспитательном комплексе, но и в повседневной жизни. 
В стремлении отойти от устаревших советских педагогических приемов, в российской системе начального общего образования возникла необходимость модернизации подхода, а следовательно, внедрения федерального стандарта основной школы ФГОС начального образования. Стандарт регламентирует условия и порядок реализации образовательных программ на первой ступени школьного образования, представляя собой свод требований и положений. Согласно нему, наряду с базовыми навыками, актуальными для младших школьников (умение писать, считать и читать), на первый план выходит перспектива формирования эффективной учебной деятельности школьника, основанной на совокупности учебных мотивов, навыков целеполагания, познавательного интереса, умения решать мелкие задачи, контролировать процесс их решения, корректировать цели и свои усилия, чтобы достичь успешной личностной и профессиональной самореализации. 
Комплекс федеральных стандартов призван обеспечить:
  1. Создание единого российского образовательного пространства, адаптированного ввиду многолетней традиции для учащихся с разными интеллектуальными способностями и возможностями здоровья. 
  2. Преемственность образовательных программ и требований к универсальным учебным действиям, которыми дети должны овладеть в результате освоения предметных областей на различных образовательных уровнях. 
Адресатами требований ФГОС начального общего образования выступают следующие категории участников образовательных отношений:
  1. Педагогический коллектив школы, который должен выстроить профессиональную деятельность в рамках действующей государственной образовательной политики, что позволит достичь поставленных перед системой образования краткосрочных и долгосрочных целей. 
  2. Администрация школ — использует положения ФГОС для разработки управленческих механизмов внедрения инноваций, регулирования и контроля учебно-воспитательного комплекса в рамках региональных особенностей. 
  3. Школьники — в рамках ФГОС осуществляется реализация конституционного права на образование независимо от вероисповедания, национальности, материального обеспечения и возможностей здоровья, что в дальнейшем обеспечит возможность на успешную самореализацию и профессиональный рост в будущем.  
  4. Родители младших школьников, которые получают открытый доступ к базовой документации учреждения, чтобы формировать представление о целях и ориентирах действующей системы образования, принимая решения о дополнительном образовании и организации досуга детей. 

Из рекомендации экспертов справочной системы «Образование» узнайте больше о взаимосвязи дошкольного и младшего школьного образования, общности целевых ориентиров и последовательности запланированных результатов

Теоретико-методологические основы ФГОС начального общего образования объединяют три вида обязательных для выполнения требований:
  1. Требования к структуре ООП, включая их объем и соотношение обязательной и факультативной частей, формируемой участниками образовательных отношений, исходя из потребностей и региональной специфики.
  2. Требования к условиям реализации программ — материально-техническое, финансовое, кадровое обеспечение учебно-воспитательного процесса, без которого основная деятельность учреждения невозможна.
  3. Требования к результатам освоения предметного минимума, степени сформированности личностных, метапредметных компетенций. 

В значительной мере изменился характер деятельности педагога. Ввиду того, что учителям необходимо использовать значительный объем информации (включая электронные ресурсы), время на подготовку к урокам увеличивается. Привычный план-конспект урока сменил сценарный план, определяющий последовательность деятельности школьников, предоставляющий большую свободу педагогам и использующий преимущественно парные и групповые формы работы, превалирующие над фронтальными. 
В целом деятельность педагога во многом претерпела изменения, которые коснулись всех аспектов работы.
Аспект деятельности Характеристика согласно ФГОС
Подготовка к уроку Сценарный план урока служит основой для проведения занятия и подразумевает использование нестандартных форм работы, способов и приемов изложения материала. В ходе подготовки педагоги используют наработки и опыт коллег, передовые технологии и инновации, интернет-ресурсы и методические наработки. 
Основные этапы урока Более половины времени занятия отводится на самостоятельную деятельность учеников. Обязательным этапом занятия является целеполагание (школьники самостоятельно ставят цель урока) и рефлексия (дети оценивают эффективность работы на уроке).
Главная цель учителя на уроке Педагог должен выступать организатором ученической деятельности по постановке учебных задач, выбору источников информации и ее обработке, обобщению способов действия.
Определение деятельности детей Учитель использует формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, продолжите, создайте схему или модель, обобщите (сделайте вывод), выберите решение, способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте.
Ведение урока На занятиях доминируют индивидуальные и групповые формы деятельности, нестандартные подходы, допускающие присутствие родителей, тьюторов или других педагогов на уроке.
Взаимодействие с родителями обучающихся Поскольку родители должны быть активными участниками учебно-воспитательной деятельности, педагог информирует их относительно жизнедеятельности учреждения, учебных и воспитательных успехов детей.
Образовательная среда Образовательная среда адаптируется к потребностям учащихся (включая детей с ОВЗ), а потому осуществляется зонирование холлов и классов, используются ИКТ технологии.
Результаты обучения Во внимание принимается триединство результатов (предметные, личностные и метапредметные), создаются портфолио, стимулируется адекватная самооценка учащихся. Учитывается динамика результатов, а не соотнесение с нормативными показателями. 
Прежние нормативы, регулирующие учебно-воспитательный процесс, от федеральных стандартов отличаются учетом индивидуальных и возрастных особенностей развития учащихся. Именно этот аспект учитывается при определении методологии личностно-ориентированного подхода, позволяя повышать эффективность взаимодействия педагогов с группой учеников, реализуя требования дифференциации обучения в рамках различных образовательных маршрутов. 

ФГОС НОО: цели начальной школы

Наряду с личностно-ориентированным в основу образовательных стандартов и программы ФГОС начального общего образования был положен модульно-компетентностный подход, который закрепляет самоценность первой ступени общего образования и ставит целью накопление образовательного опыта умений и базы навыков вчерашних дошкольников для успешного решения школьных образовательных задач. 
Стандартизация начального общего образования ставит целью предоставление равных условий для обучения и воспитания для всех учащихся, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование в данном случае базируется на последовательном обмене жизненным и учебным опытом между учениками, формировании коммуникативных навыков, толерантности всех участников образовательных отношений и их умении вести себя в разных социальных ситуациях. В результате младшие школьники вырастают терпимыми к окружающим, толерантными, независимо мыслящими, а потому готовыми к дальнейшему обучению и самореализации в учебной и внеучебной деятельности. 
Федеральные стандарты опираются на объективность в оценивании академических достижений школьников. Поскольку нормативный подход соотнесения достигнутых умений и навыков с установленными на высшем уровне показателями морально устарел и утратил свою актуальность, появилась потребность в модернизации системы оценивания, которая позволит отследить динамику успеха ребенка, степень освоения материала и уровень образовательных достижений. При этом важно, чтобы подобные процедуры не вызывали дискомфорта и эмоционального напряжения у учащихся за счет внедрения повсеместной контролирующей функции. Неудивительно, что нормативный подход успешно сменился прозрачной системой оценивания, которая предельно понятна и учащимся, и членам их семей. Отныне образовательный процесс преследует достижение учебной цели, а оценивание осуществляется посредством изучения динамики образовательных успехов ученика. В связи с этим навыки самооценки и рефлексии, которыми постепенно овладевают младшие школьники, способствуют осознанию уровня своих достижений и адекватному восприятию поставленных учителем отметок. 

Портрет выпускника начальной школы согласно ФГОС НОО

Внедрение ФГОС в начальной школе: ключевые документы

Стандартизация образования требует реформирования образовательного пространства на всех уровнях, а потому основой для этого процесса служат локальные нормативные акты и документы регионального, муниципального и федерального значения. Регламентируя организацию учебно-воспитательного процесса локальные акты, используемые для сопровождения процесса перехода на ФГОС НОО, должны обеспечивать соблюдение образовательных норм, выполняя задания государственной политики в области образования. 

Школа может считаться готовой к реализации ФГОС начального общего образования, если управленческий и образовательно-воспитательный процессы характеризуются следующими реалиями:
  1. Основная образовательная программа для начальной школы разработана и утверждена. 
  2. Нормативная база начальной школы актуализирована в соответствии с последними требованиями, цели и задачи основной деятельности утверждены, установлены источники материально-технического и финансового обеспечения, определен режим проведения уроков.
  3. Должностные инструкции соответствуют нормам ФГОС и квалификационным справочникам, реализован план повышения квалификации педагогов, работающих в младших классах. 
  4. Изданы локальные акты, регулирующие вопросы оплаты труда посредством начисления базового оклада, стимулирующих и компенсационных выплат, трудовые договора имеют допсоглашения. 
  5. Утверждены методические пособия и учебники, которые будут использоваться в начальной школе. 
  6. Определена оптимальная модель осуществления образовательно-воспитательной деятельности, включая не только урочную, но и внеурочную активность учащихся начальной школы. 
  7. Спроектирован план методического, консультационного и психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающий максимальный комфорт перехода на образовательные стандарты нового поколения.

Требования ФГОС НОО к результатам освоения образовательной программы

Существенные отличия между учебными возможностями детей, их интеллектуальными и физическими способностями обуславливали определенную сложность в реализации педагогического процесса, поскольку единые критерии успешности не могли быть достигнуты всеми выпускниками одновременно. При этом ориентирование на получение определенных навыков исключало индивидуальность векторов развития младших школьников, творческую и экспериментаторскую составляющую учебного процесса. Именно поэтому ФГОС НОО (начального общего образования) заточен под формирование у учащихся гибких компетенций, вписывающихся в рамки индивидуальных образовательных маршрутов. 

Методическая помощь по проектированию рабочих программ с учетом того, как требования к программе формирования УУД устанавливает ФГОС начального общего образования подготовлена специалистами системы «Завуч»

В документе установлены следующие требования к результатам образовательной деятельности в младшей школе:
  • Личностные — у детей должна быть выраженная индивидуально-личностная позиция, стойкая мотивация к познавательной деятельности, развитые социально-коммуникативные компетенции, готовность к саморазвитию, патриотическая и гражданская идентичность. 
  • Метапредметные — опираются на важность универсальных учебный действий (УУД) — компетенций, которые позволяют успешно использовать знания и навыки, полученные в одной предметной области, в другую. 
  • Предметные — знания понятий, принципов их применения и алгоритмов использования, которые формируются в ходе изучения определенных дисциплин. 

Тип результатов Комплекс целевых компетенций учащихся начальной школы
Личностные
  1. Сформированность первичных основ гражданской самоидентификации, чувства гордости за Отечество, наличие начальных знаний о российском народе и культуре, своей национальной и этнической принадлежности, понимание значимости гуманистических и демократических ценностей.
  2. Осознание целостной картины мира в многообразии природных условий, народов и культур.
  3. Проявление уважительного отношения к культуре и национальным особенностям других народов.
  4. Овладение первичными навыками адаптации в условиях стремительно меняющейся действительности.
  5. Сформированность первичных навыков самостоятельности, способности нести ответственность за свои поступки, осознание значимости социальной справедливости, нравственных норм, сохранения личной свободы.
  6. Принятие социальной роли обучающегося, формирование положительной мотивации на процесс познания мира и личностных установок обучения с учетом требований ФГОС для начальной школы.
  7. Наличие эстетических потребностей и чувств.
  8. Проявление эмоциональности, нравственной отзывчивости, дружелюбия, способности сопереживать чувствам других.
  9. Владение навыками сотрудничества со сверстниками, взрослыми в ходе решения учебных и повседневных задач, способность избегать конфликтов и разрешать спорные ситуации.
  10. Поддержание установки на ведение безопасного образа жизни, готовность к физическому и творческому труду, бережному отношению к природным, материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
  1. Способность определять учебные цели и задачи, сохранять их на протяжении всего периода осуществления образовательной деятельности до момента фиксации результатов.
  2. Освоение способов решения заданий экспериментального, поискового и творческого характера.
  3. Определять стратегию достижения учебных задач с применением наиболее эффективных способов действия, контролировать результаты предпринимаемых усилий для коррекции интеллектуальной активности.
  4. Способность анализировать причины успеха/неуспеха, конструктивно действовать в условиях, когда достижение поставленных целей затруднено рядом проблем. Использование знаково-символьных моделей для схематического изображения изучаемых предметов, объектов и явлений.
  5. Активное применение коммуникативных способностей, информационных средств для решения познавательных задач.
  6. Способность к ведению поисковой деятельности для обогащения системы знаний, готовность к сбору, систематизации, анализу, интерпретации и презентации информации с соблюдением нормы этики.
  7. Сформированность навыков смыслового чтения и построения логичных, содержательных высказываний в устной и письменной форме.
  8. Владение базовыми действиями сравнения, анализа данных, поиска следственно-причинных связей и аналогий.
  9. Готовность вести диалог с осознанием различных точек зрения, а также аргументировано и корректно отстаивать свою позицию.
  10. Овладение первичными сведениями о сущности предметов, объектов, явлений в рамках предметного содержание, осознание базовых межпредметных связей.
Предметные

Требования ФГОС для начальной школы выделяют значимость результатов освоения образовательного минимума по каждой из предметных областей:

  1. Русский язык. Формирование первичного понимания того, что язык является главным идентификатором национальной культуры и самосознания, положительных установок к овладению средствами устной и письменной речи. Знание базовых представлений о нормах русского языка, способность решения несложных коммуникативных задач, выполнение простых учебных действий с языковыми единицами.
  2. Литературное чтение. Понимание значимости чтения, понимание специфики различных текстов, формирование навыков их восприятия и интерпретации, сформированность читательской компетентности на уровне, необходимом для решения образовательных задач (чтение вслух и про себя, способность актуализации внимания на отдельных деталях).
  3. Иностранный язык. Демонстрация первоначальных навыков общения (в устной и письменной форме) с носителями иностранного языка, проявление толерантности в общении.
  4. Математика и информатика. Сформированность первоначальных математических знаний, навыков компьютерной грамотности, знание базовых приемов логического и абстрактного мышления, способность решения конкретных учебно-прикладных задач, базирующихся на выполнении простых арифметических действий, знании закономерностей построения геометрических фигур.
  5. Окружающий мир (общество-, естествознание). Сформированность уважительного отношение к своей семье, народу, природе и историко-культурным ценностям Родины, понимание роли России в мировой истории, освоение навыков установления причинно-следственных связей в природе и обществе.
  6. Основы духовно-нравственной культуры народов РФ. Знакомство с базовыми нормами нравственности, светской и религиозной морали, значение веры в жизни людей, осознание важности человеческой жизни.
  7. Искусство (изобразительное, музыкальное). Сформированность первичных представлений о роли искусства в жизни и современной культуре, овладение практическими навыками в восприятии и интерпретации произведений искусства, овладение элементарными навыками рисования и музыкальной деятельности.
  8. Технология. Наличие первичных знаний о ценности предметно-преобразующего труда и его нравственной значимости, сформированность навыков самообслуживания, знание правил техники безопасности при взаимодействии с различными материалами, готовность к решению несложных конструкторских, художественных и творческих задач — индивидуально и в коллективе.
  9. Физическая культура. Осознание важности физической активности и ее влияния на психолого-эмоциональное состояние человека, соблюдение принципов здоровьесбережения при организации образовательной деятельности, реализация систематического контроля за собственным самочувствием и основными показателями развития физических качеств — координации движений, силе, скорости, выносливости.

Требования ФГОС НОО к структуре образовательной программы

Основная образовательная программа начального общего образования, согласно ФГОС, содержит вариативную (изменяемую) и обязательную части в соотношении 20 % к 80 %. В соответствии с требованиями государственной политики в сфере образования, в структуре ООП должны быть:
  1. Пояснительная записка — содержит стратегические цели и задачи педагогической деятельности, основополагающие подходы и принципы, учитывающие региональные особенности и специфику учреждения. 
  2. Планируемые результаты освоения дисциплин с разделениям на предметные, метапредметные и личностные критерии. 
  3. Учебный план, сформированный с учетом допустимых пределов интеллектуальной нагрузки, объемов внеурочной деятельности и содержания образовательных дисциплин. В нем регламентируется время, которое может использоваться для организации досуга учеников в формате внеурочной деятельности или для увеличения аудиторных часов, отведенных на изучение отдельных предметов. 
  4. Программа формирования УУД — система сформированности умений, которые позволяют переносить компетенции со знакомых на незнакомые области познания (все виды УУД рассматриваются во взаимосвязи учебных дисциплин).
  5. Программы отдельных учебных предметов и курсов, в которых указываются характеристика, ценностные ориентиры, планируемые результаты, тематическое планирование и материально-техническое оснащение, необходимое для реализации поставленных задач. 
  6. Программа духовно-нравственного развития — основываются на общенациональной педагогической традиции и ключевых воспитательных задачах, предусматривая толерантное отношение к окружающим, формирование активной жизненной позиции, приобщение к общечеловеческим и культурным ценностям.
  7. Программа формирования культуры безопасного и здорового образа жизни — предусматривает популяризацию ЗОЖ, профилактику девиантного поведения и вредных привычек, оптимальный режим двигательной активности.
  8. Программа коррекционной работы, разработанная для учеников начальной школы с ОВЗ, которая предусматривает процедуры выявление особых учебных потребностей, оказание всесторонней поддержки, создание необходимых для них условий. 
  9. Система оценивания результатов освоения образовательного минимума, осуществляемая в рамках промежуточной аттестации и регулярного оценивания в рамках критериально-индивидуализированного подхода. 

Требования ФГОС начального образования к условиям реализации ООП

Федеральные стандарты узаконили не только содержание образовательного процесса, но и условия, необходимые для его реализации. Основные ФГОС начального общего образования определяют условия формирования доступной, открытой и комфортной образовательной среды, которая позволит сохранить и укрепить психофизиологическое здоровье детей, стимулировать их познавательную деятельность, развить коммуникативные навыки. 

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Больше узнать о внедрении и модернизации положений ФГОС, а также изнениях, которых должны сопровождать процесс перехода на федеральные стандарты помогут статьи электронного журнала «Справочник заместителя директора школы»

- Как заместителю директора подготовить учителей к переходу на новый ФГОС НОО

 (новый ФГОС)

- Минобрнауки приняло новый ФГОС для начальной школы

 (обзор законодательства)

Поскольку шестилетки все еще реализуют свои потребности и познают мир через игровую деятельность, оттачивая умения и навыки в движении, образовательная среда должна быть максимально ориентирована на их потребности, а потому наполнена ресурсами и оборудованием, стимулирующим решение образовательных задач в ходе игровой деятельности. В связи с этим целесообразно использовать дидактические и цифровые источники информации, оборудовать игровую зону в классном кабинете. 
Потому неудивительно, что в тексте федерального стандарта скрупулезно перечисляются условия, необходимые для реализации программного минимума:
  1. Кадровые — наличие штата учителей начальной школы и предметников, работающих с младшеклассниками необходимого уровня квалификации, а также управленцев и методистов, создающих условия для непрерывного саморазвития педагогов.
  2. Финансовые — обеспечивающие соответствие поступлений и расходов, необходимых для реализации программного образовательного минимума.  
  3. Материально-технические — обеспечение санитарно-бытовых и санитарно-гигиенических условий, следование требованиям охраны труда и пожарной безопасности, оптимизация образовательной среды для потребностей учеников с ОВЗ. 
  4. Информационно-образовательные — ресурсы, требуемые для планирования и осуществления учебно-воспитательной деятельности, обеспечения образовательного процесса необходимыми источниками информации, а педагогов — средствами для саморазвития и повышения квалификации. 
  5. Учебно-методические — необходимые для повышения эффективности образовательного процесса, сохранения высоких показателей оснащенности учебно-воспитательной деятельности. 

ФГОС НОО: эволюция стандартов последних лет

ФГОС начального общего образования в 2018 году претерпел существенные изменения. Решением Совета Минобрнауки от 21 марта 2018 года без изменений и правок был утвержден представленный ранее проект ФГОС НОО, в котором были конкретизированы результаты обучения и требования к структуре воспитательной программы. Обновленный стандарт закрепил необходимый минимум базового предметного содержания, который должен быть достигнут каждым учеником. 
Обновленный стандарт видоизменяет роли ученика и учителя:
  • педагог точно формулирует требования к результату обучения по разным учебным дисциплинам;
  • ученик — имеет доступ к требованиям для каждого года обучения, что позволяет эффективнее осознавать собственные пробелы в знаниях, адекватно воспринимать критерии оценивания. 
Дополнительно были конкретизированы предметные результаты по отдельным дисциплинам. На промежуточной аттестации должна осуществляться проверка образовательных результатов, регламентированных по годам обучения и дисциплинам, что с одной стороны упростило контроль качества образования, а с другой потребовало переделки основной и рабочих образовательных программ, затруднив подготовку документов. В стандартах ФГОС начального общего образования были прописаны результаты изучения русского и иностранного языков, чтения, окружающего мира и математики, тематические модули предусмотрены для таких дисциплин, как «ОРКСЭ», «Изобразительное искусство», «Технология», «Музыка», «Физкультура». Модульное обучение предполагает вариативность и обеспечивает школы необходимой для выбора собственной логики изучения предмета свободой.
Помимо предметных, изменения коснулись и личностных результатов обучения в начальной школе, которые выстраиваются в парадигме гибких компетенций. В урочной и внеурочной деятельности дети должны научиться строить и выбирать индивидуальную образовательную траекторию, уметь оценивать и соотносить свои поступки с морально-этическими ценностями, успешно коммуницировать с одногодками и взрослыми, выстраивать бесконфликтные взаимоотношения, осознавать социальные ценности, демонстрировать уважительное отношение к труду и безопасному поведению. Личностные результаты в обновленных ФГОС отражают требования нового нацпроекта «Образование».
Относительно метапредметных результатов, учителя должны акцентировать внимание на развитии исследовательского опыта учащихся, подготовке публичных выступлений. Недостатком обновленных требований является отсутствие деления метапредметных результатов по годам обучения (эта обязанность ложится на плечи учителей). Формируется рабочая группа, которая разбивает метапредметные результаты, что, правда, не может служить защитой от ошибок, потому целесообразно обращаться в региональные центры оценки качества образования или привлекать к этому процессу штатного педагога-психолога. 
Изменения коснулись и перечня УУД, который пополнился двумя новыми — умением участвовать в совместной деятельности и работать с информацией, тесно связанных с понятием «гибких компетенций». 
  1. Участвуя в совместной деятельности, младший школьник должен осознавать цель деятельности, согласовывать методы и способы достижения результата, распределять роли, участвовать в обсуждении, действовать по собственному плану, руководить, выполнять задания, рефлексировать и контролировать свою деятельность, толерантно решать конфликтные ситуации.  
  2. Работая с информацией, учащиеся должны уметь выбрать источник данных, учитывая поставленную задачу, анализировать изобразительную и текстовую информацию в нем, для предоставления информации использовать схемы, таблицы, иллюстративный материал, который соответствует правилам информационной безопасности. 
Детализированные УУД в новом ФГОС предполагают диагностику и оценку (обязательной оценке подлежат метапредметные результаты, диагностика может проводиться для отдельного модуля или всего объема дисциплины). 
Согласно обновленным федеральным требованиям, в обязательной части ООП в программе воспитания необходимо отразить:
  • содержание воспитательной работы в рамках приоритетных задач образовательного учреждения, интересов учащихся и их родителей, индивидуальных и региональных особенностей;
  • задачи и принципы их реализации в контексте специфики образовательного учреждения;
  • формы и виды школьной воспитательной работы. 
Программа воспитания объединяет Программу духовно-нравственного развития и Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. 
Подобные изменения, по мнению методистов и экспертов, оказались недостаточными, потому в 2019 году ФГОС для начальной школы вновь был обновлен. 

ФГОС начального общего образования 2019 года

Проект ФГОС начального общего образования 2019 года, представленный для общественного обсуждения 29 марта 2019 года, в связи с приоритетом научно-технологического развития РФ содержит более точные формулировки предметных результатов, которые учитывают воспитательный аспект. При этом соотношение обязательной и формируемой части образовательных программ сохраняется, а потому участники образовательных отношений вправе влиять на углубление или расширение учебного материала, если в этом есть потребность. Ведущие методисты и педагоги работали над текстом проекта, стремясь устранить существующие в Стандарте противоречия, снизить нагрузку на учеников и бюрократические сложности для учителей. 

Руководство развитием ОО

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и эффективной организации развития образовательной организации рекомендуем пройти обучение по программе «Руководство развитием ОО».

Кабинет информатики в школе

Опубликованные на официальном сайте Минпросвещения положения обновленного ФГОС и уточнения по требованиям к предметным результатам оцениваются в рамках промежуточной аттестации. Результаты освоения учебного материала распределены по годам обучения по одним предметам, а для других предусмотрена модульный принцип. Последний обеспечивает дополнительную гибкость в формировании рабочих программ, необходимый для выстраивания индивидуальных образовательных маршрутов и реализации личностно-ориентированного подхода (однако зависит от материально-технического обеспечения учреждения). Последовательность требований продиктована логикой изучения дисциплины, однако учителя по своему усмотрению могут переносить материал одного года изучения в другой, учитывая интеллектуальные и возрастные особенности учащихся.
Помимо этого изменения касаются реализации и положений ООП:
  • Программа воспитания пришла на смену программам социализации, воспитания и духовно-нравственного развития;
  • нижний порог обязательного количества часов для реализации ООП был снижен до 2851 часа;
  • внеурочная деятельность за четыре года обучения в начальной школе ограничена теперь 1350 часами;
  • техническое оснащение образовательных учреждений детализировано нормативными актами.
Несущественным по значению является изменение последовательности разделов документа: требования к результатам освоения ООП НОО теперь завершают ФГОС, а за ними следуют приложения, конкретизирующие требования к предметным результатам обучения. В свете это более значительным представляется отсутствие в тексте проекта упоминания о системно-деятельностном подходе, наличие итоговой аттестации по окончанию начальной школы и жесткая разбивка учебного материала по годам. 
Особой критике в новом ФГОС подвергается:
  • отсутствие требований к методами, средствам и формам организации образовательного процесса, нормативного количества часов, выделенных на изучение федеральных дисциплин;
  • недостаточная мера дидактической свободы образовательных организаций (20 % от объема образовательных программ), препятствующая проектированию образовательного процесса в контексте потребностей участников образовательных отношений;
  • отсутствие нормирования максимальной и минимальной недельной образовательной нагрузки для учеников, времени, необходимого для освоения дополнительных и основных программ. 
Новый ФГОС начального общего образования 2019 года ставит целью формирование единого образовательного пространства, создание которого было поставлено под угрозу ввиду использования разных программ и методической литературы школами в пределах одного города или региона. Таким образом дети из соседних школ не могли соотнести знания, что в долгосрочной перспективе создало бы существенную проблему для оценивания результатов обучения и поступления в высшие учебные заведения. Обновленный стандарт узакончит объем знаний и навыков, который должен быть у детей на момент окончания младшей школы. 
Результатом нововведений станет возможность разрабатывать разноуровневые ПООП (примерные образовательные программы), в том числе для инновационных школ или коррекционных школ (классов). В проекте также представлено соответствие предметных областей начального, основного и среднего общего образования, что гарантирует последовательность и наследственность образовательного процесса. Он являет собой пример определенного общественного консенсуса, в котором учитель осознает образовательный минимум, который должен быть освоен учащимися, а школьники и их родители — знают индивидуальную образовательную траекторию, что позволяет оперативно восполнять пробелы в знаниях, расширяя и углубляя предмет изучения. Обновленный ФГОС, по мнению его разработчиков, демонстрирует баланс между государственным контролем, вариативностью и свободой образовательного процесса. 

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.