text

Бесплатный вебинар 19 октября >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

ФГОС начального общего образования

  • 17 сентября 2018
  • 1251

Процесс преобразования отечественной системы образования продолжается на фоне глубокого анализа и повсеместного внедрения ФГОС начального образования — Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения (далее — ФГОС НОО), представленного 6 октября 2009 года. Ввиду того, что первичные учебные умения ребенка закладываются именно в период обучения в начальной школе, данная инициатива нацелена на:

  • обеспечение целостного развития детей, процесс обучения и воспитания которых должен происходить с учетом индивидуальных интеллектуальных возможностей и показателей здоровья;
  • привитие школьникам элементарной образовательной культуры поведения, формирование коммуникативных навыков и способности активно взаимодействовать с социумом;
  • развитие творческих способностей, готовности переосмыслять полученную информацию и применять знания на практике. 

Скачать книгу «Образовательный процесс - ФГОС»
Скачать бесплатно в .pdf

ФГОС НОО для начальной школы: теоретико-методологическая основа

Долгие годы российская система начального и общего образования, базировавшаяся на советских педагогических приемах оставалась одно из наиболее эффективных в мире, но в последние годы ситуация изменилась, что обусловило необходимость внедрения ФГОС для начальной школы — комплекса требований, регламентирующих порядок и условия реализации образовательных программ в младших классах. Предпосылки внедрения образовательных стандартов нового поколения возникли ввиду нивелирования ценности информации на фоне активного развития технологий.

В условиях стремительно меняющейся реальности сами по себе знания из отдельных предметных областях не позволяют влиять на локальный и общемировой прогресс — главной ценностью становится способность интерпретировать и творчески переосмысливать полученную информацию, что можно обеспечить в ходе учебно-воспитательного комплекса. Таким образом, первичные задачи начального образования — научить детей письму, счету и чтению — остаются актуальными, но на первый план выходит стратегическая цель по формированию успешной учебной деятельности ребенка — совокупности учебных мотивов, познавательного интереса, способности формулировать срочные и перспективные образовательные цели и готовности решать их через достижение мелких задач, осуществлять контроль достигнутого и корректировать свои усилия, что в конечном итоге способствует успешной профессиональной и личностной самореализации. 

Утверждение комплекса ФГОС призвано обеспечить:

  1. Единство образовательного пространства страны, дифференцированное ввиду многолетней традиции разделения учебно-воспитательных векторов для детей с разными возможностями здоровья.
  2. Преемственность программных требований, обусловленную последовательным формированием универсальных учебных действий в ходе знакомства детьми с различными предметными областями на всех образовательных уровнях. 

ФГОС НОО: цели начальной школы

Для обеспечения эффективности функционирования стандартизации в образовании необходимо понимать, для кого необходимы учебные стандарты, в том числе и применимо к начальной школе. Выделим пять основных адресатов ФГОС начального общего образования  — к их числу относятся:

  1. Педагоги, обязанные подчинять профессиональную деятельность ориентирам государственной образовательной политики, обеспечивая высокий уровень обучения подрастающего поколения — будущего России.
  2. Школьные администраторы всех уровней — ФГОС необходим для разработки и реализации адекватных механизмов в сфере планирования, регулирования и контроля учебно-воспитательного процесса с учетом региональных особенностей.
  3. Учащиеся. Реализация новой образовательной стратегии способствует обеспечению конституционного права на получение базового образования независимо от национальности, вероисповедания, материального статуса, возможностей здоровья и гарантирует возможность успешной профессиональной самореализации в будущем.
  4. Родители школьников, которые при условии знакомства с базовой документацией могут составить адекватное представление об ориентирах современной образовательной системы и принять взвешенное решение о необходимости дополнения полезного досуга ребенка с учетом своих способностей и возможностей.
Управление образовательной организацией

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебная программа «Совершенствование компетенций учителя начальных классов в соответствии с требованиями профстандарта и ФГОС» За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов. Длительность учебного курса — 120 часов.

С точки зрения теоретико-методологических основ ФГОС НОО включает три вида требований, обязательных для выполнения:

  1. Требования к структуре основных образовательных программ, в т.ч. к их объему и показателю соотношения частей (обязательной и формируемой непосредственно участниками образовательных отношений с учетом региональной специфики).
  2. Требования к условиям реализации образовательного минимума — показателям финансовой, материально-технической, кадровой обеспеченности начальной школы, без которых невозможна реализация актуальных нормативных требований.
  3. Требования к результатам освоения младшеклассниками предметного минимума, в том числе к уровню сформированности надпредметных компетенций.

Значимым отличием ФГОС начального общего образования от нормативов, регламентирующим порядок обучения и воспитания детей ранее, является строгий учет возрастных и индивидуальных показателей развития, что во многом повторяет методологию личностно-ориентированного подхода (внедрение которого, к слову сказать, не позволило достичь ожидаемых результатов), но вместе с тем позволяет педагогам эффективно работать с группой учащихся, гарантируя одновременность реализации различных образовательных маршрутов за счет дифференциации учебных заданий. Модульно-компетентностный подход, положенный в основу образовательных стандартов второго поколения, гарантирует возможность обеспечения самоценности начальной ступени образования на фоне формирования у вчерашних дошкольников базы практический умений и навыков, позволяющий в дальнейшем накапливать успешный учебный опыт и переходить от решения простых заданий к более сложным.

Еще один немаловажный фактор ФГОС, обусловивший переоборудование комплекса начального образования на всех уровня — обеспечения равноценных учебно-воспитательных условий для всех детей без исключения, в том числе малышей с ограниченными возможностями здоровья. Успешность инклюзии базируется на способности младших школьников активно взаимодействовать друг с другом, интуитивно преодолевая условности, что способствует последовательному обмену учебным и жизненным опытом, формированию коммуникативных навыков и умения вести себя в различных социальных ситуациях, как следствие — создает безграничные возможности для воспитания независимо мыслящих граждан, готовых стремиться к самореализации при любых социально-экономических условиях и обеспечивать такие возможности для остальных членов общества.

Портрет выпускника начальной школы согласно ФГОС НОО

Обновленные стандарты обучения в начальной школе предусматривают реализацию системы объективного оценивания образовательных достижений детей. Широко используемый нормативный подход, в основу которого положена идея сравнения учебных навыков и умений детей с показателями, которые по большей части вызывали вопросы школьников и их родителей, препятствовала пониманию образовательных достижений учащихся по конкретным разделам программы, не позволяла отследить индивидуальную динамику успеха, как следствие — создать положительную мотивацию.

Согласно ФГОС НОО, оценивание должно стать естественным процессом, не вызывающим повышенного эмоционального дискомфорта за счет повсеместного внедрения контролирующей функции и осознания учащимися механизмов корректировки низких результатов. На смену нормативам приходит критериальная система выставления оценок с прозрачными показателями, особенности которых должны быть доступными для понимания детям и представителям семей. За идеальный образовательный результат берется достижение учебной цели, а оценивание производится с учетом личного образовательного успеха ребенка. Немаловажен и сам факт вовлечения младших школьников в контрольно-оценочную деятельность, что способствует осознанию ребенком уровня своих достижений, а также возможность выработки критериев для выставления баллов педагогами на местах, совместно с учащимися.

Документы, регламентирующие внедрение ФГОС в начальных классах

Реформирование образовательного пространства, сложившегося за многие годы, требует реализации комплекса мер на всех уровнях функционирования школы. Основой реализуемых изменений становятся документы, определяющие переход на ФГОС в начальных классах — нормативные акты федерального, муниципального и регионального значения, регламентирующие порядок организации учебно-воспитательного процесса в условиях изменения образовательных реалий.

Документация по введению ФГОС в начальной школе

Уровень распространенности Перечень и содержание
Федеральный уровень
  1. Федеральный закон № 273-ФЗ от 27.12.2012 г. «Об образовании» (с учетом актуальных изменений), закрепляющий сущность ФГОС, системы образования и общих требований к ней, уровни образовательных программ и порядок их реализации.
  2. Приказ Минобрнауки № 373 от 6.10.2009 г., закрепляющий введение ФГОС НОО.
  3. Постановление Главного санитарного врача РФ № 18 от 29.12.2010 г. «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10», определяющих требования к эпидемиологическим условиям организации учебно-воспитательного процесса.
  4. Приказ Минобрнауки РФ № 2080 от 24.12.2010, представляющий перечень рекомендуемых учебников для ОУ.
  5. Приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки № 03-296 от 12.05.2011 г., в котором представлен список методических сборников, регламентирующих организацию внеурочной активности младших школьников.
Региональный и муниципальный уровень
  1. Планы-графики перехода на ФГОС НОО, а также касательно нормативно-правового, методического, экономического сопровождения данного процесса.
  2. Рекомендации по подготовке ОУ к переходу на образовательные стандарты второго поколения.
  3. Результаты мониторинговых исследований, проводимых с целью контроля внедрения ФГОС НОО, с указаниями о порядке корректировки отдельных показателей образовательного процесса.
Локальный уровень (документы ОУ)

С целью выполнения предписаний по переходу на новый ФГОС для начальной школы предусмотрена подготовка и утверждение приказов, постановлений, уведомлений, регламентирующих нормативно-правовое, финансово-экономическое, организационное, кадровое, информационное, материально-техническое обеспечение внедрения Стандарта.

Дополнительно для учителей младших классов подготавливаются и предоставляются для ознакомления под роспись должностные инструкции и руководства по организации внеурочной досуговой активности детей.

Список документации ФГОС НОО, представленный в таблице, является ориентировочным. Для руководителей школ, представителей региональных и муниципальных властей с целью выполнения заданий государственной политики в сфере реформирования образования важно учитывать критерии готовности образовательного учреждения, и в соответствии с данными проведенного мониторинга осуществлять доработку локальной документации, которая должна обеспечивать возможность реального, а не формального соблюдения новых образовательных норм. К показателям готовности ОУ для внедрения ФГОС в начальных классах относятся следующие показатели учебно-воспитательного и управленческого процесса:

  1. Проведена разработка и утверждение основной образовательной программы для начальной школы.
  2. Нормативная база первичного школьного звена приведена в соответствие с актуальными требованиями, а именно утверждены цели и задачи образовательного процесса, режим проведения уроков в младших классах, обеспечены источники финансирования и материально-техническое обеспечение.
  3. Должностные инструкции и тарифно-квалификационные характеристики учителей начальной школы приведены в соответствие нормам ФГОС НОО.
  4. Утвержден список учебников и методических пособий, используемых для обучения младших школьников.
  5. Утверждены локальные акты, закрепляющие порядок оплаты труда педагогов начальных классов на основе начисления к базовому окладу компенсационных и стимулирующих выплат, а также заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам.
  6. Разработана и готова к реализации оптимальная модель организации учебно-воспитательного процесса, предусматривающая возможность реализации внеурочной досуговой активности младших школьников, например, посредством заключения договоров о сотрудничестве с организациями дополнительного образования.
  7. Спроектирован план методического, консультационного и психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающий максимальный комфорт перехода на образовательные стандарты нового поколения.
  8. Выполнен план повышения квалификации учителей начальной школы.

Требования ФГОС начального общего образования к результатам освоения образовательной программы

Специфика организации педагогического процесса, проявляющаяся в значительном разбросе учебных возможностей детей и нестабильности их внимания, долгое время обуславливала сложности ввиду необходимости достижения установленных критериев успешности, которые должны быть достигнуты всеми выпускниками начальной школы (умения читать, писать, считать). Вместе с тем строгая направленность на затачивание определенных навыков лишала учителей возможности учитывать индивидуальные векторы развития малышей, учитывать их способность к экспериментаторству, поиску нестандартных решений и проявлению творческой активности. В противовес нормативному подходу требования ФГОС начального общего образования нацелены на формирование у детей комплекса компетенций, достижение которых возможно в рамках реализации индивидуальных учебно-воспитательных маршрутов.

Стандарт устанавливает требования к результатам освоения младшими школьниками основной образовательной программы:

  1. Личностным, основанным на сформированности положительной мотивации к познанию мира и обучению, наличие выраженной индивидуально-личностной позиции и социально-коммуникативных компетенций, высокого уровня гражданственности и готовности к дальнейшему саморазвитию.
  2. Метапредметным, в основу которых положена идея о высокой значимости универсальных учебных действий (УУД) — комплексных компетенций, обеспечивающих возможность переноса положительного образовательного опыта в рамках одной предметной области и понимания базовых межпредметных связей.
  3. Предметным, освоенным в ходе изучения различных научно-прикладных областей (знание понятий, пути их преобразования и применения).

Требования ФГОС НОО к результатам освоения образовательной программы младшими школьниками

Тип результатов Комплекс целевых компетенций учащихся начальной школы
Личностные
  1. Сформированность первичных основ гражданской самоидентификации, чувства гордости за Отечество, наличие начальных знаний о российском народе и культуре, своей национальной и этнической принадлежности, понимание значимости гуманистических и демократических ценностей.
  2. Осознание целостной картины мира в многообразии природных условий, народов и культур.
  3. Проявление уважительного отношения к культуре и национальным особенностям других народов.
  4. Овладение первичными навыками адаптации в условиях стремительно меняющейся действительности.
  5. Сформированность первичных навыков самостоятельности, способности нести ответственность за свои поступки, осознание значимости социальной справедливости, нравственных норм, сохранения личной свободы.
  6. Принятие социальной роли обучающегося, формирование положительной мотивации на процесс познания мира и личностных установок обучения с учетом требований ФГОС для начальной школы.
  7. Наличие эстетических потребностей и чувств.
  8. Проявление эмоциональности, нравственной отзывчивости, дружелюбия, способности сопереживать чувствам других.
  9. Владение навыками сотрудничества со сверстниками, взрослыми в ходе решения учебных и повседневных задач, способность избегать конфликтов и разрешать спорные ситуации.
  10. Поддержание установки на ведение безопасного образа жизни, готовность к физическому и творческому труду, бережному отношению к природным, материальным и духовным ценностям.
Метапредметные
  1. Способность определять учебные цели и задачи, сохранять их на протяжении всего периода осуществления образовательной деятельности до момента фиксации результатов.
  2. Освоение способов решения заданий экспериментального, поискового и творческого характера.
  3. Определять стратегию достижения учебных задач с применением наиболее эффективных способов действия, контролировать результаты предпринимаемых усилий для коррекции интеллектуальной активности.
  4. Способность анализировать причины успеха/неуспеха, конструктивно действовать в условиях, когда достижение поставленных целей затруднено рядом проблем. Использование знаково-символьных моделей для схематического изображения изучаемых предметов, объектов и явлений.
  5. Активное применение коммуникативных способностей, информационных средств для решения познавательных задач.
  6. Способность к ведению поисковой деятельности для обогащения системы знаний, готовность к сбору, систематизации, анализу, интерпретации и презентации информации с соблюдением нормы этики.
  7. Сформированность навыков смыслового чтения и построения логичных, содержательных высказываний в устной и письменной форме.
  8. Владение базовыми действиями сравнения, анализа данных, поиска следственно-причинных связей и аналогий.
  9. Готовность вести диалог с осознанием различных точек зрения, а также аргументировано и корректно отстаивать свою позицию.
  10. Овладение первичными сведениями о сущности предметов, объектов, явлений в рамках предметного содержание, осознание базовых межпредметных связей.
Предметные

Требования ФГОС для начальной школы выделяют значимость результатов освоения образовательного минимума по каждой из предметных областей:

  1. Русский язык. Формирование первичного понимания того, что язык является главным идентификатором национальной культуры и самосознания, положительных установок к овладению средствами устной и письменной речи. Знание базовых представлений о нормах русского языка, способность решения несложных коммуникативных задач, выполнение простых учебных действий с языковыми единицами.
  2. Литературное чтение. Понимание значимости чтения, понимание специфики различных текстов, формирование навыков их восприятия и интерпретации, сформированность читательской компетентности на уровне, необходимом для решения образовательных задач (чтение вслух и про себя, способность актуализации внимания на отдельных деталях).
  3. Иностранный язык. Демонстрация первоначальных навыков общения (в устной и письменной форме) с носителями иностранного языка, проявление толерантности в общении.
  4. Математика и информатика. Сформированность первоначальных математических знаний, навыков компьютерной грамотности, знание базовых приемов логического и абстрактного мышления, способность решения конкретных учебно-прикладных задач, базирующихся на выполнении простых арифметических действий, знании закономерностей построения геометрических фигур.
  5. Окружающий мир (общество-, естествознание). Сформированность уважительного отношение к своей семье, народу, природе и историко-культурным ценностям Родины, понимание роли России в мировой истории, освоение навыков установления причинно-следственных связей в природе и обществе.
  6. Основы духовно-нравственной культуры народов РФ. Знакомство с базовыми нормами нравственности, светской и религиозной морали, значение веры в жизни людей, осознание важности человеческой жизни.
  7. Искусство (изобразительное, музыкальное). Сформированность первичных представлений о роли искусства в жизни и современной культуре, овладение практическими навыками в восприятии и интерпретации произведений искусства, овладение элементарными навыками рисования и музыкальной деятельности.
  8. Технология. Наличие первичных знаний о ценности предметно-преобразующего труда и его нравственной значимости, сформированность навыков самообслуживания, знание правил техники безопасности при взаимодействии с различными материалами, готовность к решению несложных конструкторских, художественных и творческих задач — индивидуально и в коллективе.
  9. Физическая культура. Осознание важности физической активности и ее влияния на психолого-эмоциональное состояние человека, соблюдение принципов здоровьесбережения при организации образовательной деятельности, реализация систематического контроля за собственным самочувствием и основными показателями развития физических качеств — координации движений, силе, скорости, выносливости.

ФГОС начального школьного образования: требования к структуре образовательной программы

Содержание учебно-воспитательного процесса согласно ФГОС начального школьного образования определяются требованиями к структуре и содержанию образовательной программы, которая в соответствии с новыми требованиями государственной политики содержит обязательную и изменяемую (участниками образовательного процесса) часть, соотношение которых допускается в границах 80 % к 20 %. Структурно образовательная программа для младших школьников должна включать такие элементы:

  1. Пояснительную записку, раскрывающую стратегические педагогические цели и задачи, конкретизированные в соответствии с нормами ФГОС, методические принципы и подходы, выбранные с учетом возраста учащихся и региональных особенностей, общую характеристику программного содержания.
  2. Перечень планируемых результатов освоения младшими школьниками программного содержания с обязательной конкретизацией личностых, метапредметных и предметных критериев.
  3. Учебный план начального общего образования, составленный с учетом норм разрешенной интеллектуальной нагрузки, содержание предметных областей и внеурочной деятельности. В учебном плане должно быть заложено время, которое может быть использовано для увеличение аудиторной нагрузки по отдельным предметам или для организации содержательно досуговой активности учащихся, реализуемой в рамках внеурочной деятельности.
  4. Программу формирования УУД — общеучебных умений, сформированность которых обуславливает возможность переноса компетенций на незнакомые области познания. Все виды УДД, будь то личностные, регулятивные, познавательные или коммуникативные, рассматриваются в контексте содержания определенных учебных дисциплин.
  5. Программы отдельных учебных предметов, курсов, содержащие (помимо пояснительной записки и общей характеристики) описание ценностных ориентиров, ожидаемых результатов обучения, данные тематического планирования и перечень необходимого материально-технического оснащения.
  6. Программа духовно-нравственного развития обучающихся начальной школы, базирующаяся на основных воспитательных задачах и национальных педагогических традициях, а именно предусматривающая приобщение детей к культурным и общечеловеческим ценностям посредством решения локальных учебных задач, а также формирование активной жизненной позиции.
  7. Программа формирования культуры безопасного и здорового образа жизни (основанная на популяризации здорового питания, оптимального режима двигательной активности, профилактике вредных привычек).
  8. Программа коррекционной работы, предусматривающая выявление особых образовательных потребностей младших школьников с ОВЗ, оказание психолого-педагогической поддержки, созданий оптимальных условий обучения для детей с отклонениями показателей здоровья.
  9. Система оценивания результатов освоения учащимися начальной школы образовательного минимума, основанная на критериально-индивидуализированном подходе.

Показатели реализации ФГОС в начальной школе

Внедрение новых стандартов обучения детей затронуло не только содержания учебно-воспитательной деятельности, но и сказалось на условиях организации образовательного процесса, которые также должны подчинены стандарту ФГОС начальной школы. Достижение высоких личностных, метапредметных и предметных результатов учебной работы возможно только в условиях открытой, доступной и привлекательной образовательной среды, способствующей сохранению и укреплению психофизиологического здоровья младших школьников, развитию их коммуникативных способностей.

Так, шестилетний ребенок свои потребности реализует через активную игру, в движении он осваивает новые виды деятельности и навыки. Поэтому образовательная среда должна быть насыщена ресурсами, побуждающими первоклассника к игровой деятельности и позволяющими решать по ходу игры образовательные задачи. Например, классный кабинет, помимо традиционного учебного пространства, в обязательном порядке должен иметь и игровую зону. Учебное пространство должно быть оснащено оборудованием — цифровым и дидактическим, необходимым для организации различных видов образовательной деятельности.

Требования к реализации ФГОС НОО в начальной школе затрагивает целый ряд условий, к числу которых относятся следующие показатели:

  1. Кадровые — укомплектованность начальной школы педагогическими сотрудниками необходимого уровня квалификации и опытными управленцами, обеспечение условий для непрерывного профессионального развития учителей.
  2. Финансовые, которые должны соответствовать объему расходов, необходимых для реализации образовательного минимума согласно утвержденным программным документам.
  3. Материально-технические, обеспечивающие соблюдение образцовых санитарно-гигиенических, санитарно-бытовых условий, норма пожарной безопасности и требований охраны труда, а также гарантирующие возможность доступа детей с ОВЗ к объектам учебной инфраструктуры.
  4. Информационно-образовательные, необходимые для осуществления планирования учебно-воспитательной работы, размещения и сохранения дидактических и наглядных материалов, обеспечения доступа младших школьников к информационным ресурсам, фиксации хода образовательного процесса с обеспечением доступа школьников и их родителей к программному содержанию и показателям успешности его освоения.
  5. Учебно-методические, способствующие сохранению высоких показателей оснащенности обучения (учебниками, пособиями, в том числе представленными в электронном виде) и материалами, регламентирующими параметры качества обеспечения образовательной работы.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.