text

✎ Программа переподготовки: "Менеджмент общего образования" экспресс-курс

Справочник руководителя образовательного учреждения

ФГОС начального общего образования

  • 30 апреля 2018
  • 286

С 1 сентября 2011 года все российские образовательные учреждения перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС начального общего образования).

Принципиальное отличие нового стандарта ФГОС начального общего образования заключается в том, что целью является не предметный результат, как было раньше, а личностный. В первую очередь важна личность ребенка и все изменения, происходящие с ней в процессе обучения, а не совокупность знаний, умений, навыков, накопленных за время проведенное в школе.

Скачать книгу «Образовательный процесс - ФГОС»
Скачать бесплатно в .pdf

Структура ФГОС начального общего образования

ФГОС начального общего образования выдвигает три группы требований:

  • требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее - ООП НОО);
  • требования к структуре ООП НОО;
  • требования к условиям реализации ООП НОО.

ФГОС начального образования, безусловно, не является конституцией всех образовательных учреждений. На основе стандарта на федеральном уровне разрабатывается примерная образовательная программа, ориентированная на местную специфику. Далее руководство ОУ вместе с педагогами, дорабатывают эту программу, адаптируя ее под условия конкретного учебного заведения. Таким образом, образование в России с методической точки зрения можно представить в виде схемы:

ФГОС начального общего образования - примерная программа федерального уровня - программа учебного заведения.

Программа учебного заведения включает в себя следующие аспекты: учебный план, календарный график, рабочие программы, оценочные материалы, методические рекомендации для предметов.

Требования ФГОС начального общего образования к результатам освоения образовательной программы

До введения нового стандарта ученик по окончании начальной школы должен был показать определенные результаты. В качестве результатов оценивался конкретный набор умений, навыков и знаний по школьным дисциплинам. Например, по предмету “математика” школьник должен был знать таблицу умножения, уметь решать задачи в три действия.

Новый ФГОС начального общего образования установил требования к результатам:

  • личностным;
  • метапредметным;
  • предметным.

О личностных результатах можно судить по портрету выпускника начальной школы, который описан в ФГОС:

  • учащийся стремится к саморазвитию, он готов и способен саморазвиваться;
  • у учащегося сформирована мотивация к обучению, он понимает, для чего он учится, школьник способен самостоятельно организовать свою деятельность;
  • обучающийся доброжелателен, умеет высказывать свою точку зрения и прислушиваться к чужой позиции;
  • у учащегося сформирована своя система ценностей, что касается семьи, спорта, родины, дружбы и т.д. Она соответствует личным качествам школьника, отражает его индивидуальную позицию;
  • ученик понимает, что он, прежде всего, гражданин своей страны и патриот Родины.

Метапредметные результаты включают в себя освоенные обучающимися универсальные учебные действия (УДД).

Требования к предметным результатам, описанные в ФГОС начального общего образования, включают освоенный обучающимися опыт специфической деятельности по получению нового знания, его преобразованию, а также применению, и все это в процессе изучения учебного предмета. То есть, теперь педагоги не отдают свои знания детям в готовом виде. Они учат школьников добывать эти знания, перерабатывать и уже после применять.

Предметные результаты учащихся сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны отдельные дисциплины. ФГОС начального образования установлена нижняя граница предметных результатов, которая выражается фразой: “Выпускник научится…”. Это группа обязательных требований, не достижение нижней границы означает невозможность перехода ребенка в пятый класс. Верхняя граница предметных результатов обучающихся выражается другой фразой: “ Выпускник получит возможность научиться…”. Означает, что если ребенок хочет получить еще больше знаний, то школа не вправе ему в этом отказать.

Требования ФГОС в начальной школе к структуре образовательной программы

Универсальные учебные действия - неотъемлемая часть ядра нового стандарта.

Такие действия предполагают “общеучебные умения”, “общие способы деятельности”, которыми должны овладеть учащиеся в процессе школьного обучения. Все виды УДД, будь то личностные, регулятивные, познавательные или коммуникативные, рассматриваются в контексте содержания определенных учебных дисциплин.

Для УУД предусмотрена отдельная программа, задающая деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы. Это программа формирования УУД.

Урочная деятельность в соответствии с новым ФГОС в начальной школе направлена на достижение учащимися предметных результатов. Однако теперь она дополняется внеурочной деятельностью, не менее важной частью структуры образовательной программы, чем уроки.

Внеурочная деятельность направлена на достижение учащимися личностных и метапредметных результатов, реализуется по пяти направлениям развития личности. Во внеурочную деятельность, согласно ФГОС начального образования, могут входить: посещение школьниками различных секций, кружков (спортивных, творческих), учреждений дополнительного образования, внеклассная работа, организованная педагогами, олимпиады, школьные диспуты, научные сообщества. Также к внеурочной деятельности относят: выполнение школьниками домашних заданий (начиная со второй четверти), индивидуальные занятия педагогов с детьми, групповые и индивидуальные консультации (в том числе удаленные) для учащихся различных категорий.

Теперь школа интересуется, чем занимается ребенок вне ее стен. В начале каждого учебного года учителя просят родителей заполнить анкету, где одним из вопросов является: “Какие дополнительные занятия посещает Ваш ребенок?”

Деятельностный метод обучения - концептуальная основа ФГОС начального общего образования. Объяснительный метод обучения остался в прошлом. Формирование любых способностей, умений, навыков происходит исключительно в деятельности. К примеру, нельзя научиться плавать, не заходя в воду. С другой стороны, не зная определенных движений, связок, комбинаций, невозможно освоить тот или иной стиль плавания. В чем это проявляется? В активном применении, начиная с первого класса, проектной и научно-исследовательской деятельности.

Использование ИКТ при введении ФГОС НОО

Мы живем в веке современных технологий, компьютер является неотъемлемой его частью. Новый стандарт ФГОС начального общего образования устанавливает уроки информатики со второго класса обучения. То есть, параллельно с традиционным письмом школьники младших классов начинают осваивать клавиатурный набор текста.

Теперь при изучении окружающего мира не достаточно пользоваться материалами учебника. Дети совместно с преподавателем проводят опыты и наблюдения, требующие использования цифрового фотоаппарата, цифрового микроскопа, цифровых измерительных приборов. В современной школе широко применяется метод проектов, наиболее перспективными средствами его реализации являются именно ИКТ.

При создании нового ФГОС в начальной школе применяется интегрированный подход к обучению. При таком подходе знания, полученные при изучении одного предмета, активно используются на уроках по другим предметам.

Электронные доски размещены во многих школах, это также нововведения ФГОС в начальной школе. Чаще всего их используют для проведения презентаций. Электронные дневники - современный аналог бумажных дневников. В них родители, помимо информации об успеваемости ребенка, могут обнаружить сообщения организационного плана, например, о предстоящем родительском собрании.

Новый ФГОС начального общего образования поставил задачу разработки новых учебно-методических комплексов. Авторы при написании учебных пособий должны предусмотреть современные средства их представления, в том числе цифровые.

Требования к информационно-образовательной среде являются неотъемлемой частью ФГОС начального образования. Согласно новым стандартам необходимо дать возможность для информатизации работы любого педагога и учащегося, а также для их удаленного взаимодействия. Посредством информационных технологий можно контролировать доступ детей к Интернету и образовательным ресурсам.

Требования ФГОС начального общего образования к материальному оснащению школы

Основная масса детей поступает в начальную школу в возрасте шести лет, когда основной их деятельностью является игра. Организованная учебная деятельность у каждого школьника формируется индивидуально, этот процесс проходит с разной интенсивностью и занимает неодинаковое количество времени.

Шестилетний ребенок свои потребности реализует через активную игру, в движении он осваивает новые виды деятельности и навыки. Поэтому образовательная среда, согласно новому ФГОС начального образования, должна быть насыщена ресурсами, побуждающими первоклассника к игровой деятельности и позволяющими решать по ходу игры образовательные задачи. Например, классный кабинет, помимо традиционного учебного пространства, в обязательном порядке должен иметь и игровую зону. Учебное пространство должно быть оснащено оборудованием - цифровым и дидактическим, необходимым для организации различных видов образовательной деятельности.

Как и все новое, ФГОС начального образования поначалу спровоцировал массу разногласий. Однако реформа, вопреки спорам, состоялась. Промежуточные результаты малоинформативны на сегодняшний день. Чтобы оценить успешна была реформа или нет, необходимо как минимум дождаться первого выпуска учеников.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:
Мы еще не знакомы? Давайте это исправим

Пользователи, которые регистрируются на нашем сайте получают ряд преимуществ:


  • Читают статьи с закрытыми материалами;
  • Первыми узнают новости сферы образования;
  • Получают ответы экспертов об организации работы школы

Регистрация займет не более минуты.

Подарок за регистрацию - журнал «Справочник заместителя директора школы» (pdf)!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и продолжить чтение
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать файл
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.