text

Конференция для директора школы 2018 >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Введение в ФГОС

  • 21 января 2018
  • 70

Переход к работе по новому ФГОС предусматривает комплексную готовность образовательной организации к этому шагу. Подготовка может занимать длительный период и включает такие шаги, как изучение нормативно-правовой базы федерального, регионального, муниципального уровней, формирование специальной рабочей группы, составление основной программы и схем методической работы. Одним из главных условий введения в ФГОС выступает информирование родителей о переходе образовательной организации к новым стандартам.

Введение ФГОС: подготовительный этап

Для перехода образовательного учреждения на новый стандарт работы, прежде всего, должна быть сформирована рабочая группа. Для этого издается соответствующий приказ директора. Группа прорабатывает план введения ФГОС, в том числе:

  • изучает методические материалы;
  • разрабатывает основную учебную программу;
  • создает рабочие проекты по отдельным предметам;
  • разрабатывает программы внеурочной деятельности;
  • информирует родителей о переходе на новые стандарты;
  • формирует мониторинговую систему, отслеживающую результаты;
  • создает нормативно-правовую базу, включая локальные акты, Положение об учебной рабочей программе по основным предметам, изменения в должностные инструкции и пр.

На начальном этапе проводится опрос родителей с целью определения необходимости дополнительных занятий во внеурочное время. При этом обязательным будет корректировка схемы методической работы, разработка учебных программ и обсуждение с родителями схем проведения уроков.

Уже на первом этапе приведения в соответствие нормативно-правовой базы образовательной организации могут возникнуть сложности. Дело в том, что нормативные документы на федеральном уровне описывают только общие направления работы и не предлагают готовых решений для конкретного учебного учреждения. Поэтому рабочая группа должна понять идею стандарта и адаптировать ее с учетом особенностей функционирования школы. Работа ведется как по образовательной программе, так и по направлениям внеурочной деятельности.

Еще одной сложностью выступает необходимость перестроить методы работы и убеждения преподавателей согласно новым требованиям. В частности, теперь они будут оперировать такими понятиями как универсальные учебные действия. Задачей руководства образовательной организации выступает грамотное мотивирование персонала. Важную роль также играет методическая подготовка педагогов к введению во ФГОС. Для этого в школе проводится ряд мероприятий по сопровождению работы специалистов.

Работа с преподавательским составом в процессе введения ФГОС

Одним из наиболее эффективных способов организации деятельности педагогов при переходе к ФГОС считается проект. Он позволяет задействовать каждого специалиста в коллективной работе по внедрению нововведений.

Создание групп учителей также способствует повышению эффективности работы. При создании групп необходимо учитывать профессиональные проблемы и потребности педагогов, а также предоставить им возможность выбирать способы повышения своего мастерства.

Целесообразно использовать различные формы методической деятельности, традиционными из которых будут педсоветы, заседания, педагогический мониторинг и диагностика, индивидуальная работа, аттестация, самообразование, открытые уроки, семинары-практикумы, творческие отчеты, предметные недели, индивидуальные и групповые консультации, обсуждение методических нововведений, практикумы по созданию схем уроков.

Объединение усилий педагогов, эффективная деятельность рабочей группы и продуманная программа позволяют заметить первые положительные результаты введения ФГОС:

  • повышение мотивации;
  • более глубокое понимание содержания стандартов;
  • освоение новых технологий и как следствие повышение методического мастерства;
  • создание эффективной информационно-методической базы.

Методы оценивания образовательных результатов

Одним из важных аспектов введения в ФГОС является изучение содержания системы оценивания результатов образовательной деятельности. Важно ответить на вопросы, насколько она стимулирует учеников, как работает обратная связь, насколько дети включены в самостоятельную деятельность. Основным критерием и задачей оценки является не освоение минимума по программе, а овладение необходимой системой действий с материалом.

Грамотная организация системы мониторинга формирования универсальных учебных и предметных действий предусматривает адекватное представление о подходах к пониманию степени освоения материала, особенностей заданий. Новые стандарты ставят качественно другие цели.

Согласно результатам анкетирования преподавателей 5 классов, 40% учителей испытывают затруднения при выделении и анализе заданий, которые направлены на УУД. Это объясняется тем, что в течение долгого времени не использовалась единая система диагностики личностных, предметных и метапредметных результатов.

Для оценивания следует применять различные подходы, которые будут дополнять друг друга:

  • предметные или метапредметные работы;
  • творческие задания;
  • проекты;
  • практические работы;
  • наблюдения;
  • самоанализ и самооценка;
  • итоговые комплексные и предметные проверочные работы.

Самоаудит в школьном учреждении

Каждая образовательная организация может провести самоаудит, который продемонстрирует, насколько она соответствует требованиям ФГОС. Критерии такой оценки разработаны на федеральном уровне. Самоаудит предусматривает изучение таких данных:

  • на какой стадии находится разработка и утверждение ООП основного общего образования;
  • приведена ли нормативная база в соответствие требованиям ФГОС;
  • соответствуют ли должностные инструкции требованиям ФГОС и тарифно-квалификационным характеристикам;
  • проработаны ли учебные материалы, учебники, пособия в соответствии с ФГОС;
  • существует ли оптимальная схема обучения и организации внеурочной деятельности;
  • разработан ли план методической работы с педагогами для эффективного введения ФГОС;
  • все ли педагоги имеют квалификационный уровень, который соответствует требованиям ФГОС;
  • располагает ли образовательная организация необходимыми кадровыми, финансовыми, материально-техническими ресурсами для реализации ООП.

Также федеральными стандартами определены критерии готовности педагогов к введению во ФГОС. Учитывая эти критерии, образовательная организация разрабатывает технологическую карту, по которой проводится самоаудит. Такая карта создается с учетом специфики каждого конкретного образовательного учреждения. Ее удобно оформить в виде таблицы, в которой каждая из граф может оцениваться такими вариантами: «частично или полностью готова», «в процессе», «отсутствует».

Подготовка к переходу на ФГОС оценивается по критериям:

  • наличие приказа о создании рабочей группы и утверждения дорожной карты;
  • разработка проекта ООП на период перехода, а также плана внеурочной деятельности;
  • подготовка проекта изменений, которые вносятся в Устав, а также проектов договоров с родителями;
  • наличие проекта изменений и дополнений в Положение об оплате труда;
  • создание проекта расписания занятий, в том числе внеурочной деятельности;
  • составление договоров с партнерскими сообществами.

Реализация перехода на ФГОС

Переход на ФГОС предусматривает подготовку в нескольких направлениях. В части информационно-технического обеспечения оценки ведется в такой градации «обеспечено на 100%», «обеспечено не менее 50%»,«обеспечено не менее 75%». Рассматриваются такие пункты:

  • безопасный доступ школьников к интернету при ограничении доступа к ресурсам, не рекомендованным для детей и подростков;
  • обеспеченность интерактивным обучающим оборудованием, автоматизированными рабочими местами педагога, современными УМК по всем предметам;
  • наличие официального сайта школы, аккаунта в соцсетях;
  •  использование электронного журнала, дневника.

Материально-техническое обеспечение оценивается в такой же градации, как и информационно-техническое и предусматривает:

  • наличие спорплощадок, спортзала, спортивного оборудования;
  • наличие специальных помещений для внеурочной деятельности;
  • обеспечение рекреационными помещениями и территориями;
  • наличие кабинетов для небольших групп детей;
  • наличие столовой;
  • наличие лабораторного оборудования.

Одним из самых важных является оценивание кадрового обеспечения, которое анализируется в градации «до 50%», «50–90%», «более 90%»:

  • количество педагогов высшей категории;
  • наличие педагога-психолога;
  • наличие социального педагога;
  • указание в штатном расписании ставок руководителей кружков, педагогов дополнительного образования;
  • количество педагогов, которые имеют документы о прохождении курсов повышения квалификации по вопросам введения ФГОС в течение последних трех лет;
  • число педагогов, которые в течение последних трех лет прошли курсы повышения квалификации по направлениям сопровождения проектной деятельности учеников, формирования метапредметных результатов;
  • количество педагогов, которые в течение последних трех лет прошли курсы повышения квалификации по возрастной физиологии и психологии;
  • число педагогов, которые организуют проектную и исследовательскую деятельность детей на уроках и во внеурочное время.

По финансово-экономическому обеспечению оценка производится по градации «нет», «частично», «полностью»:

  • определен объем расходов для введения ФГОС, а также обоснован механизм формирования таких расходов;
  • возможность оказания платных образовательных услуг;
  • развитие партнерских отношений с частными, государственными структурами;
  • возможность получения грантов на авторские проекты и методики.

Согласно ФГОС, обучающиеся должны получить возможность использования индивидуального образовательного маршрута, который оценивается по градации «до 50%», «50–90%», «более 90%». По этому критерию анализируется наличие у обучающих портфолио индивидуальных достижений и индивидуальной программы обучения.

Каждому значению критерия присваивается балл от 0 до 2. В итоге они суммируются и позволяют оценить готовность ОО к введению в ФГОС.

Скачать таблицы для проведения самоаудита при введении ФГОС в школе

Переход на новый стандарт сопряжен с определенными сложностями, которые образовательное учреждение должно решать самостоятельно. Главное при этом – сохранять высокую мотивацию и не отступать от целей. Только в этом случае удается добиться необходимого уровня компетенции, материально-технического и методологического обеспечения, которые требуются для работы в новых реалиях.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для работника сферы общего образования.

Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.