3 месяца бесплатно при подписке в январе ЗАБРАТЬ>>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Циклограмма директора школы

  • 2 мая 2018
  • 15002

Успешное управление современной образовательной организацией строиться на выполнении многочисленных повторяющихся действий, обуславливающих необходимость рационализации трудовых функций администратора посредством составления единого плана. Циклограмма директора школы — базовый документ планирования, в котором отражены различные функции руководителя:

  • систематическая реализация внутришкольного контроля;
  • проверка условий ведения учебно-воспитательной работы и качества образовательных результатов ученического коллектива;
  • проведение административных совещаний;
  • взаимодействие с родителями учащихся;
  • проверка локальной документации, сведение отчетных сводок.

Годовая циклограмма деятельности директора школы

Функционирование большинства российских школ ввиду отличий в численности ученического состава, кадровой укомплектованности, предметной направленности, уровне материально-технической обеспеченности имеет характерные особенности, что обуславливает необходимость реализации авторского подхода при составлении годовой циклограммы деятельности директора школы.

Помимо этого, выделяют различные принципы проектирования управленческого документа:

    1. На основе учета рабочего времени с последующим распределением должностных обязанностей по месяцам, неделям, дням. Этот подход часто использовался в педагогической практике ранее, но ввиду необходимости перехода на принципы гибкости управления такое организационное решение нельзя считать наиболее удачным выбором для проектирования порядка выполнения управленческих функций.
    2. Формирование перечня видов контроля с последующим выделением на каждый из них фиксированного промежутка рабочего времени. Низкая эффективность метода заключается в проблеме нехватки времени, с которой сталкиваются многие директора и заместители директоров ОУ. Если же перенос отдельных административных дел станет системным, то это грозит возникновением серьезных нарушений и утратой контроля над ситуацией в целом.

Ориентирование на приоритетные управленческие задания, перечень которых на заданный промежуток времени может меняться, дополняться или сокращаться. При реализации данного решения циклограмма деятельности директора по сути становится модульным, ориентировочным документом, позволяющим руководителю в режиме настоящего времени менять виды активности в соответствии с актуальными задачами, не только гарантировать своевременное реагирование на любые острые вопросы, но и систематически способствовать усовершенствованию желаемой образовательной модели.

.

Управление образовательной организацией

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебная программа "Руководство развитием ОО"

За прохождение курса — диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Пример годовой циклограммы директора школы

Циклограмма директора школы


Циклограмма директора школы на год может быть составлена в альтернативной форме, с указанием сроков выполнения поставленных задач и анализом результатов. Данную отчетную форму удобно расширить перечнем полномочий директора по контролю финансово-хозяйственной деятельности (пролонгация и проверка выполнения договоров с подрядчиками, контроль расходования бюджетных средств, пролонгация договоров), методической работе (проведение методических советов, директорских диктантов, самообразование), обеспечения правил охраны труда (инструктирование, осуществление аттестации рабочих мест, профилактика безопасности при реализации учебно-воспитательного комплекса). Примеры вариантов циклограмм представлены во вложении.

.

Циклограмма работы директора школы на год: работа над ошибками

Документация по планированию, к числу которой относится и циклограмма работы директора школы на год, по факту определяют особенности реализации контролирующей функции в образовательном учреждении. В условиях активного внедрения в учебно-воспитательный процесс образовательных стандартов второго поколения административный контроль должен видоизменяться, совершенствоваться, в идеале — не только обеспечивать соблюдение установленного порядка в вопросах организации процесса обучения, но и обуславливать поиск новых векторов для развития ОУ.

На практике в большинстве образовательных организациях реализация административной функции ограничена сугубо выполнением проверочных задач, а не работой «на опережение» трудностей. «Слабыми» местами контроля, не предусмотренными в циклограммах деятельности главного администратора, остаются такие вопросы:

  1. Изучение затруднений учителей и поиск возможностей по их преодолению.
  2. Организация дифференцированной работы с педагогическим составом в соответствии с уровнем профессионального мастерства.
  3. Инициация достаточной обеспеченности учителей методическими материалами.
  4. Создание условий для формирования у школьников надпредметных знаний, навыков самообразования.

Во главу контролирующей функции в современной школе должны быть поставлены качественные показатели — организации и условий обучения, а самое главное — образовательных результатов учащихся. Поэтому при составлении циклограммы на учебный год с целью повышения эффективности работы директора следует опираться на гуманистический подход, выраженный в следующих решениях:

  • проявление доверия и взаимоуважения;
  • учет личностного фактора;
  • поиск условий для самореализации каждого участника образовательного процесса;
  • демократизация управления школой — передача ряда функций заместителям и педагогам, коллективное принятие важных решений, предложение альтернативных вариантах при решении различных проблем.

Циклограмма деятельности директора школы на неделю

Специфика профессиональной деятельности директора школы обусловлена обязанностью соблюдения графика контроля различных аспектов организации и обеспечения учебно-воспитательного процесса, а также необходимостью вести работу «на опережение» с целью предупреждения негативных моментов и обеспечения целенаправленного развития образовательной организации. Реализовать полный комплекс административной деятельности возможно только при сведении циклограммы деятельности директора школы на неделю, отдельные содержательные блоки которой редактировать гораздо проще, чем действовать без плана.

Преимущества составления недельных циклограмм очевидны, это:

  1. Возможность последовательного, систематического решения ежедневных административных задач с фиксацией важных моментов и возникших проблем.
  2. Строгое соблюдение еженедельного плана проверки отчетных документов, графиков персонального контроля.
  3. Раздробление на несколько этапов длительных организационных и административных процессов с сопоставлением в ходе планирования необходимых временных рамок, что способствует грамотному распределению рабочей нагрузки.
  4. Выбор оптимального сочетания циклов деятельности в соответствии с личными показателями эффективности. Традиционно сложная аналитическая работа выполняется в первой половине дня, а встречи переносятся на вечерние часы.

Ежедневный цикл деятельности руководителя ОУ при отсутствии особо важных задач логично выстраивать в соответствии с единой структурой, включающей:

  1. Обзор целей на день, выделение перечня приоритетных задач.
  2. Мониторинг отдельных аспектов учебно-воспитательного процесса, контроль поручений и выдача новых.
  3. Решение текущих вопросов.
  4. Работа с документацией.
  5. Встреча с дежурным администратором. Подведение итогов дня.
  6. Рефлексия, фиксация достигнутого. Внесение корректировку в недельную циклограмму.

Пример циклограммы директора школы на неделю

Циклограмма директора школы

Анализ эффективности циклограммы директора, заместителя директора школы

С целью повышения эффективности профессиональной деятельности представителей административного состава школы важно систематически проводить оценку эффективности циклограммы директора или заместителя директора школы и анализировать возможности улучшения этого стратегического документа планирования. Показателями продуктивной работы директора согласно циклограмме являются следующие факторы:

  1. Повышение качества образования, подтвержденное результатами комплексных мониторинговых исследований.
  2. Повышение уровня профессиональной компетентности педагогического состава.
  3. Реализация на базе школы инновационной или экспериментальной учебной деятельности.
  4. Систематическое совершенствование административной структуры ОУ.
  5. Рост показателей удовлетворенности учащихся и родителей качеством оказания образовательных услуг.
  6. Разработка эффективной системы педагогического контроля.
  7. Достижение высокого уровня материально-технической обеспеченности учреждения.

В завершение хочется сказать, что эффективность циклограммы во многом зависит от способности администратора вдохновенно относится к своим обязанностям, осуществлять планирование этого знакового документа не «для галочки», а с учетом реально стоящих целей и задач, достижений и трудностей, которые были зафиксированы в прошлом отчетном периоде, с оглядкой на содержание перспективного плана развития, пожелания педагогического состава и других сотрудников ОУ, учеников, родительской общественности. Вместе с тем руководителю образовательной организации следует учитывать возможность частичного редактирования закольцованного плана для пошагового усовершенствования контроля — такая гибкость системы планирования позволит снизить общий уровень нагрузки и гарантировать достижение высокого уровня управления образовательным процессом.

Больше информации об эффективном планировании ищите в этих статьях:

Планирование учебной деятельности в современной педагогике
Планирование педагогических советов
Планирование и деятельность структурных подразделений школы
Планирование работы по подготовке и проведению государственной итоговой аттестации
Планирование и нормирование закупок в образовательных учреждениях

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.