2 651 руб . за комплект журналов в месяц. Подробнее >>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Дети с ОВЗ

  • 11 марта 2019
  • 3935

Дети с ограниченными возможностями здоровья требуют особого внимания со стороны образовательных структур. Малыши всегда находятся под наблюдением специалистов, и в зависимости от типа их недуга, от педагогов требуется составить определенный тип нагрузок, как умственных, так и физических. Занятия с детьми ОВЗ проводятся персонально, в группах или в стандартном режиме, но с привлечением индивидуальных специалистов.

Классификация ОВЗ

Физические или умственные отклонения могут быть врожденными или приобретенными. Независимо от этого, специалисты выделили ряд проблем со здоровьем, которые и подлежали классификации. Такое распределение заболеваний у детей позволило Министерству образования и здравоохранения создать общие пособия, применимые для нормализации состояния, адаптации к обычной жизни и обучения.

Полноценный класс для детей с ОВЗ может базироваться как в стенах специализированного ДОУ, так и в обычном детском саду. Главным критерием будет наличие специалиста, организация условий пребывания и разрешение администрации города или района. Дети с подобными заболеваниями требуют индивидуального подхода, поэтому для организации класса потребуется получение особого статуса соответствия.

Всего специалисты выделяют несколько групп, по которым разделяются дети с ОВЗ в учебных заведениях:

  • Нарушение зрения. Сюда относятся незрячие или слабовидящие дети, которые не могут использовать зрение в познавательных занятиях. Программа для детей с ОВЗ зрительного аппарата проводятся с использованием специализированной литературы, устной речи и под наблюдением специалистов (воспитатели, младшие воспитатели и т.д.)
  • Нарушение слухового аппарата. В эту группу относят глухих, слабослышащих детей, а также с речевыми проблемами и нарушением вестибулярного аппарата.
  • Задержка психического развития. К такой группе причисляют детей с интеллектуальной недостаточностью, стойким и длительным состоянием эмоциональной незрелости, а также с замедленным темпом формирования стандартных психических функций.
  • Нарушение интеллектуального развития. Дети с органическим поражением головного мозга и выявленной умственной отсталостью.
  • Тяжелые нарушения речи. Сюда можно отнести детей с любым сложным нарушениям коммуникативных функций, приводящим к неспособности усвоения речи, трудности в ее распознании, невозможности чтения или заикания. Также специалисты относят к тяжелым нарушениям речи различные отклонения на психофизическом уровне.
  • Проблемы с опорно-двигательной системой. Сложные заболевания относящиеся к сложным формам, инвалидности. Нарушения опорно-двигательного аппарата, проявляется у детей с нарушением работы спинного мозга, ДЦП, поражением различных участков головного мозга, отвечающих за движение.
  • Расстройство общения или поведения. Относятся дети с психологическими особенностями: нарушение развития, сложности общения со сверстниками, гиперактивность или недостаток внимания.
  • Комплексное нарушение. Комплексным называют сочетание двух и более расстройств или нарушений развития у ребенка. Обучаются дети с ОВЗ и дети инвалиды согласно специальному плану занятий, разработанных специалистами.

Исходя из рода заболевания и ее сложности, специалистами формируется деятельность детей с ОВЗ, назначается основной или дополнительный курс подготовки, профилактические занятия или уроки в группах сверстников.

Формы обучения

В целом, детские сады не являются обязательными для посещения детьми, поэтому родители могут пользоваться возможностью заниматься надомным развитием и обучением своего ребенка. Для таких целей, государство предусмотрело возможность продления декрета по болезни ребенка. Образование детей с ОВЗ обязано проходить по определенному курсу подготовки, особенно в раннем возрасте, поэтому ограничивать малыша в социальной адаптации родители решаются все реже.

Обоснованность походов в детские сады не преувеличена специалистами, поэтому доля детей с ограниченными возможностями здоровья за последние десятилетия существенно выросла. Сегодня разработаны и активно используются следующие виды и формы обучения детей:

  • инклюзивные детские сады;
  • общеобразовательные учреждения;
  • специализированные общеобразовательные учреждения;
  • надомное персональное развитие и обучение.

Все типы, кроме общеобразовательных учреждений для детей дошкольного возраста выделяются продуманностью учебной программы. В них изначально разработана адаптированная программа для детей с ОВЗ, что позволяет малышу быстрей приспособиться к окружающей среде и держаться на уровне физического и умственного развития своих сверстников. К слову, посещение общеобразовательных ДОУ также допустимо для детей с ОВЗ, при условии, что они допущены к посещению лечащим врачом.

Инклюзивные и специализированные детские сады в свою очередь делятся на несколько видов, что позволяет использовать единую программу обучения для воспитанников с одинаковыми проблемами со здоровьем. Существует сразу восемь видов (категорий) ДОУ, в которых проводится профессиональная работа с детьми с ОВЗ, но из-за минимальной их востребованности, встретить такие можно только в крупнейших городах Российской Федерации.

Обучение детей с ОВЗ не всегда требует полной переработки учебного плана на год. В случаях с проблемами физического развития, усложнением слуха или хроническими патологиями могут быть заменены физические упражнения более щадящими. Нередко в специализированных заведениях есть бассейны, комнаты отдыха и массажа для воспитанников с опытными медработниками и т.д.

Ребенок с ОВЗ в общеобразовательном ДОУ

В общеобразовательных детских садах развитие детей с ОВЗ происходит в формате дополнительных занятий. При этом особый план уроков и методики не разрабатываются на уровне группы. Дети, имеющие проблемы со здоровьем могут посещать общие занятия в детском саду без дополнительного присмотра, при условии, что они не могут причинить себе или окружающим вред.

По ФГОС для детей с ОВЗ существует ряд обязательных правил. За их соблюдением строго следит воспитатель и заведующий детским садом. Исходя из степени проявления заболевания, ребенку может быть назначено дополнительное обучение или особые требования к образовательному процессу. Может понадобиться дополнительное сопровождение детей с ОВЗ в детском саду. Все напрямую зависит от заболевания и его степени тяжести.

Всего специалисты выделяют четыре степени тяжести заболеваний у детей младшего возраста.

Степень

Характеристика

1 степень

Отличается легким и умеренным поражением возможностей организма, которое в отдельных случаях может служить основанием для установления инвалидности, однако при корректной работе по реабилитации существует вероятность реставрации всего функционала. Организация благоприятных условий для маленьких пациентов с ОВЗ позволяет устранить множество проблем в развитии.

2 степень

Классификация соответствует 3-й взрослой группе нетрудоспособности и характеризуется значительной патологией деятельности организма. Вопреки интенсивности терапии отклонения полностью не устраняются, при этом необходимы специфические условия для жизни и развития.

3 степень

Классификация совпадает с 2-й группой инвалидности взрослых. Имеют место быть значительные проявления поражений органов, серьезно ограничивающих функции и потенциал жизнедеятельности маленького человека с ОВЗ и требующих больших усилий от окружающих.

4 степень

Отчетливо проявляются нарушения систем и функциональности органов, приводящих к невозможности нормальной жизни в обществе. Патология не подлежит излечению, терапевтические и реабилитационные меры обычно малоэффективны. Старания медиков ориентированы на сохранение положения и недопущение ухудшения состояния.

Диагностика заболевания и присвоение степени тяжести — обязанность медицинского работника. То есть, для посещения ДОУ, ребенку с ОВЗ потребуется в обязательном порядке пройти медицинскую диагностику, после чего в ваше заведение он придет с уже поставленным диагнозом, который передается непосредственно медсестре или старшему медицинскому работнику вашего детского сада. На основе справки от административного корпуса ДОУ потребуется распределение таких детей по группам или отказ в обучении (в случае неподходящих условий или опасности ребенка для окружающих).

Принципы и порядок обучения детей

Дети с ОВЗ в педагогической практике встречаются довольно часто. Иногда, даже неявные признаки заболеваний можно наблюдать у рядового воспитанника. Чтобы организация с детьми с ОВЗ функционировала в штатном режиме, от административного корпуса потребуется наладить порядок действий, в том числе и в воспитательном процессе. Так как люди с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды относятся к группе риска, государство строго регулирует их взаимодействие с социумом. Этот факт следует учитывать при построении образовательного плана.

Грамотная разработка системы образования потребует от педагогов поэтапной диагностики и поиска подхода к ребенку. Министерство образования и здравоохранения рекомендует в момент приема на учет воспитанника с проблемным здоровьем следовать простым четырем шагам:

  1. Определение типа дефекта.
  2. Оценка степени и качества ОВЗ.
  3. Анализ времени проявления первичного дефекта.
  4. Проработка общественной среды, то есть оценка факторов влияния на ребенка (социальные, культурные аспекты).

Если учебная программа адаптирована для детей с ОВЗ, у вас гарантированно получится найти подход к каждому воспитаннику и заинтересовать его к прохождению оздоровительных курсов, общей системы образования.

Согласно методическим пособиям, рекомендованным Министерством образования, с детьми из группы риска должны работать специалисты-психологи и реабилитологи. С их помощь составляется индивидуальный план обучения, и вся информация, а также ведомости об успехах заносятся в личное дело ребенка.

Отдельная тема для разговоров — работа с родителями. Весомую долю оздоровления и адаптации ребенка в социуме занимают его родители или опекуны. В обязанности медицинских работников детского сада, психолога, а также заведующего входит регулярная встреча с представителями ребенка. Родители детей ОВЗ должны придерживаться общего плана развития, построенного специалистами ДОУ, поэтому разъяснительные беседы и рекомендации для них будут обязательными и именно уполномоченные представители детского сада обязаны предоставить им всю необходимую информацию.

Если родители занимают пассивную позицию, в отношении воспитания и оздоровления ребенка, администрация ДОУ имеет полное право создать комиссию для оценки действий опекуна. Инициация проверки может привести к лишению родительских прав, надзору уполномоченных органов, принудительному лечению или судебному разбирательству. Часто причиной психических и эмоциональных недугов являются семейные отношения, что и дало правительству повод отслеживать действия родителей.

Воспитание психолого-педагогическое для детей с ОВЗ является основным, ведь осознание собственной проблемы в раннем возрасте является вторым шагом к становлению личности после диагностики. Несоблюдение инструкций одной из сторон (педагоги, родители и специалисты) — строгое нарушение учебного плана, которое влечет за собой неуверенность ребенка в себе, апатия к образовательному процессу, агрессия и невосприимчивость к получению необходимых для жизни знаний.

Особенно проблемными для образовательного учреждения могут стать заболевания экзогенного типа, то есть приобретенного, внешнего. Причины развития ОВЗ у такого характера заболеваний основаны на экологическом и социальном факторе. Как правило, причины социально-биологического характера являются следствием неправильного воспитания родителями, и детский сад обязан исправить эту ситуацию. Если в ДОУ есть такие дети с ОВЗ, темы для обучения, общения и развития должны обязательно согласовываться со штатным или приглашенным психологом.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Получите гарантированный подарок за подписку в мае.

Выбрать журналы >

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.