Подписка со скидкой 20% >>>
Справочник руководителя образовательного учреждения

Дети с ОВЗ

26 ноября 2019
8984
Средний балл: 0 из 5

Ввиду значительного роста показателей детской заболеваемости и необходимости обеспечения равного доступа к образованию всех членов гражданского общества в современную образовательную практику в РФ введено понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья». Дети с ОВЗ — это дети, имеющие патологии развития психофизического характера и нуждающиеся в создании специальных учебно-воспитательных условий на базе общеобразовательных школ, поскольку:

  • в специальных образовательных учреждениях коррекционного типа закладываются основы низкой способности к социальной адаптации, личностной и профессиональной реализации;
  • обеспечение регламентированного Конституцией РФ равного доступа всех детей к образованию удобнее всего обеспечить в условиях введения инклюзии;
  • включение школьников с дефектами развития в образовательный процесс способствует последовательному преодолению социальных барьеров и максимальной включенности граждан с инвалидностью в общественную жизнь.

Кто такие дети с ограниченными возможностями здоровья?

Идеи инклюзии стали частью российской педагогической науки относительно недавно, поэтому до сих пор методисты и учителя сталкиваются со сложностями трактовки отдельных понятий. Согласно актуальным определениям в педагогике дети с ОВЗ — это дети, имеющие различные нарушения здоровья — физические, психические, интеллектуальные, сенсорные и другие патологии, определяющие особые образовательные потребности таких школьников, подтвержденные ПМПК и обусловливающие необходимость обеспечения специальных организационных условий для обучения. При этом учащиеся, причисленные к категории «дети с ОВЗ», не обязательно должны иметь инвалидность.

В актуальной терминологии, регламентированной поправками к Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», для школьников с умственной отсталостью рекомендовано определение «обучающиеся с нарушениями интеллекта», а для детей со сложными патологиями — «обучающиеся с тяжелыми и множественными нарушениями развития».

Важность данных определений нельзя недооценивать, поскольку именно их утверждение на законодательном уровне позволило привести государственные нормативные акты в сфере образования в соответствие с международной Конвенцией о правах инвалидов. Чтобы обеспечить преемственность локальной документации, в школьных приказах, актах, распоряжениях, договорах следует использовать определение «дети с ОВЗ», закрепленное регулятором.

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Полезные советы по внедрению инклюзии читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»:

- Образование детей с ограниченными возможностями здоровья

(изменения в законодательстве!)

- Требования к обучению детей с ограниченными возможностями здоровья

 (правовая поддержка)

Дети с ограниченными возможностями: какие бывают?

Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» применимо ко всем учащимся, имеющим патологии развития различного генеза. С целью определения специфики особых образовательных условий, без создания которых невозможна организация комфортного и продуктивного процесса обучения, специалисты, используя определение из книги, указывают, что дети с ОВЗ — это обучающие с:

  • патологиями слуха (слабослышащие, глухие, позднооглохшие);
  • патологиями зрения (слепые, слабовидящие) тяжелыми нарушениями речи;
  • нарушениями функций опорно-двигательного аппарата;
  • задержкой психического развития (ЗПР);
  • расстройствами аутистического спектра;
  • тяжелыми и множественными нарушениями развития (сочетание более двух патологий);
  • умственной отсталостью.

Определять, какие дети относятся к категории «детей с ОВЗ», уполномочена ПМПК — психолого-медико-педагогической комиссия, которая созывается с целью своевременного выявления обучающихся с особыми образовательными потребностями, проведения комплексного обследования и разработке рекомендаций для педагогов, родителей, школьной администрации о порядке организации процесса обучения конкретного ребенка с учетом индивидуальных показателей развития и учебно-воспитательных потребностей. Работа ПМПК регламентирует Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утв. приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 (далее — Положение).

Согласно п. 14. Положения, ПМПК может осуществлять обследование детей младше 15 лет только при согласии родителей (подтверждением чему является письменное заявление) и по направлению образовательных, социальных, медицинских организаций. Обучающиеся, достигшие 15-летнего возраста, могут самостоятельно оформить согласие на обследование ПМПК, если это не противоречит нормам действующего законодательства.

Выявляя, кто они — дети с ограниченными возможностями здоровья, представители ПМПК обязаны представить в заключении, составленном на основе комплексного обследования:

  1. Обоснованный вердикт об отсутствии или наличии у ребенка патологий развития, отклонений в поведении, обусловливающих необходимость создания специальных образовательных условий, реализации коррекционной поддержки и обеспечения успешной социальной адаптации.
  2. Рекомендации по форме получения образования, особенностях программного содержания, сроках обучения, направлениях психолого-педагогической коррекции.
  3. Перечень специальных условий, без которых невозможно обучение ребенка с ОВЗ.

Заключение ПМПК выдают на руки родителям (законным представителям), передавать его содержание третьим лицам без согласия представителей семей запрещено в соответствии с п.8 Положения. Данный документ носит рекомендательный характер: право выбора формы и порядка обучения ребенка с патологиями развития остается прерогативой родителей. Вместе с тем заключение ПМПК является основанием для учредителя по созданию в стенах образовательной организаций условий, предусмотренных специалистами, с целью обеспечение равного доступа детей к получению образовательных услуг.

Дети с ОВЗ в школе: требования к организации обучения

Принцип организации инклюзии основан на доказанной эффективности практики активного взаимодействия детей с ОВЗ, состояние здоровья которых налагает ряд ограничений, с нормально развивающимися детьми, и это обусловливает два варианта организации образовательного процесса:

  • Учреждение специальных классов для школьников с ОВЗ, имеющих схожие патологии развития. Для таких классов обязательна разработка АООП.
  • Комплектование комбинированных классов, в которых совместно проходят обучение школьники с патологиями здоровья и их нормально развивающиеся сверстники. В данном случае необходима разработка одного или нескольких вариантов АОП (вариант программы указывается в закоючении ПМПК).

Обязанности школы по обеспечению доступности образовательных услуг начинают реализовываться с момента получения заключения ПМПК. При реализации представленных в документе рекомендаций директору ОУ следует руководствоваться сведениями, представленными в письме Минобрнауки от 11.03.2016 № ВК-452/07. В условие отсутствие материальных ресурсов следует обратиться за помощью к учредителю, обязанному оказать помощь с целью исполнения требований Положения (п. 23).

Документы образовательной организации

Получите диплом установленного образца



Уточнить, что такое школьная успеваемость и что на нее влияет, эффективно выявлять причины школьной неуспеваемости, научиться использовать технологии работы с неуспевающими обучающимися, с одаренными и высокомотивированными детьми поможет обучение по программе «Технологии работы с неуспевающими и одаренными обучающимися 5–11 классов».

Кабинет информатики в школе

Определение формы обучения для детей с ОВЗ, имеющих различные диагнозы, зависит от организационных возможностей школы. Комплектование специальных классов возможно только при условии их наполняемости от 15 обучающихся, что подтверждено п. 22 Положений. Исключение составляют случаи, когда обучение школьников с ограниченными возможностями здоровья организовано по разным вариантам АООП: данные предельной наполняемости можно уточнить в СанПиН для детей с ОВЗ (приложение № 1).

Что касается комплектования комбинированных классов, то такой порядок предусмотрен п. 8.1 СанПиН для детей. Нормативы составлены с учетом специфики диагноза обучающихся с дефектами развития и их реальных образовательных потребностей, что отражено в таблице.

Прием на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих различные отклонения развития, налагает на школу дополнительные обязательства по адаптации учебных кабинетов, вспомогательных помещений и территории ОУ в соответствии с потребностями всех групп школьников. СанПиН 2.4.2.3286–15 предусматривает:

  • установку вспомогательных приспособлений на входной группе здания для безопасного и комфортного передвижения маломобильных лиц;
  • разметку входов и выходов, лестничных площадок маркерами, гарантирующими простую ориентацию в пространстве слабовидящих детей;
  • комплектование учебных кабинетов, библиотеки регулируемой мебелью и оборудованием, обеспечивающим максимальную вовлеченность учеников с ОВЗ в жизнь школы;
  • переоборудование специальных помещений.

Полный список организационных действий по созданию доступной среды в школе оценит специальная комиссия, которая оценит результаты проделанной работы и при необходимости укажет, какие еще действия необходимо предпринять, чтобы все участники учебно-воспитательного процесса имели равный физический доступ к объектам образовательной среды. Руководителям ОУ важно не забывать, что дети с ОВЗ — это дети, которые ввиду специфических показателей развития нуждаются не только в наличии особого оснащения, но и безопасной и комфортной образовательной среде. Поэтому важно обеспечить систематическое проведение разъяснительной работы с педагогическим составом и инициировать проведение мероприятий воспитательного и досугового характера, направленных на установление доверительных отношений между детьми, родителями и учителями.

Внедрение инклюзии обеспечивается силами кадрового состава, который следует усилить узкопрофильными специалистами (педагог-психолог, учитель-дефектолог, логопед, социальный педагог, тьютор). Директор школы вправе самостоятельно выбрать оптимальный вариант сотрудничества с работниками данной категории: их можно принять в штат, заключив стандартный трудовой договор, или договориться о сотрудничестве на основании гражданско-правового договора.

Чтобы все дети с ОВЗ в школе, независимо от определения диагноза, ощущали психологический комфорт и чувствовали педагогическую поддержку, в рамках внедрения инклюзии целесообразно направить учителей на курсы повышения квалификации. Если педагоги ОУ освоят принципы продуктивного взаимодействия со школьниками, имеющими особые образовательные потребности, это позволит снизить вероятность возникновения конфликтных ситуаций и эмоциональной напряженности. Также следует поручить методическому объединению подготовить и распространить памятки для учителей по работе с детьми с ОВЗ.

Еще одно важно организационное решение — назначение координатора по инклюзии. Это сотрудник, который будет обеспечивать эффективное взаимодействие учительного состава, учащихся и их родителям по вопросам обеспечения инклюзивного обучения. Такой специалист должен четко понимать, кто это — ребенок с ОВЗ, каково его место в современной общеобразовательной школе, знать основы дефектологии, коррекционной педагогики, возрастной психологии, иметь опыт практической педагогической деятельности, ориентироваться в актуальной нормативной документации, проявлять коммуникативную активность, толерантность, тактичность.

1

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.