text

Конференция для директора школы 2018 >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Дети с ОВЗ

  • 26 декабря 2017
  • 1082
В современной образовательной системе РФ внедряются новые подходы и методы работы с детьми с ОВЗ. Основная их цель – предоставление широких возможностей для развития и реализации потенциала каждого ребенка с учетом его особенностей.

Статистика показывает, что в последние годы количество детей с ОВЗ в России возрастает. Перед системой образования стоит задача способствовать социализации и всестороннему развитию таких детей, раскрытию их талантов.

Что вкладывается в это понятие? Дети с ОВЗ – это дети с физическими или психическими отклонениями в развитии, которые нуждаются в создании специальных условий для жизни. Из-за особенностей здоровья они не могут самостоятельно выполнять те или иные функции. Ограниченные физические или умственные способности накладывают отпечаток на характер ребенка, его самооценку, умение общаться со сверстниками.

Образование детей с ОВЗ предусматривает создание определенных условий, формирование специальной материально-технической базы, а также выдвигает новые требования к профессиональному уровню педагогов. Коррекционные схемы обучения способствуют полному избавлению от дефекта со временем, существенному уменьшению его влияния или развитию ребенка, несмотря на ограничения здоровья.

Основные категории детей с ОВЗ

Существует несколько классификаций детей с нарушениями в развитии. Согласно основной классификации выделяют такие группы детей с ОВЗ:

  • с расстройством поведения и общения;
  • с нарушениями зрения;
  • с речевыми дисфункциями;
  • с нарушениями слуха;
  • с изменениями опорно-двигательного аппарата;
  • с задержкой психического развития;
  • с отсталостью умственного развития;
  • комплексные нарушения.

Трехзвенная шкала ограниченных возможностей принята Всемирной организацией здравоохранения в 80-х годах XX века. Она выделяет такие ступени:

  • первая ступень – недуг, любая аномалия или утрата функциональности, в том числе психологическая, физическая, анатомической структуры и пр.;
  • вторая ступень – дефекты или потеря способности выполнять нормальные для здоровых людей действия;
  • третья ступень – недееспособность, или инвалидность.

Утвержденная классификация нарушений основных функций организма выделяет несколько категорий ОВЗ:

  1. Нарушения психических процессов (восприятия, внимания, мышления, памяти, речи, эмоций, воли).
  2. Нарушения сенсорных функций (слуха, зрения, осязания, обоняния);
  3. Нарушения функций обмена веществ, выделения, пищеварения, кровообращения, дыхания, внутренней секреции.
  4. Нарушения статодинамической функции.

Психолого-педагогическая классификация делит детей с ОВЗ на такие группы:

  • дети с нарушениями физического или психического развития, которые отстают вследствие поражения центральной нервной системы и функционирования анализаторов (зрительного, слухового, речевого, двигательного);
  • дети с отклонениями в развитии, перечисленными выше, однако ограничивающими их в меньшей степени;
  • дети, имеющие значительные нарушения в развитии, которые получают пособия и пользуются льготами.

Исходя из степени нарушения функций и адаптивных возможностей, выделяют такие степени нарушения здоровья:

  • Первая степень – легкое и умеренное нарушение функций, которые могут восстановиться при правильном обучении и воспитании. Патологии могут выступать показанием к признанию инвалидности, однако это происходит редко.
  • Вторая степень соответствует третьей группе инвалидности у взрослых. Наблюдается выраженное нарушение работы систем и органов, которое ограничивает социальную адаптацию ребенка. Требуется создание особых условий для жизни.
  • Третья степень соответствует второй группе инвалидности у взрослых. Нарушения сильно выражены и значительно ограничивают возможности ребенка.
  • Четвертая степень соответствует первой группе инвалидности у взрослых. Предусматривает резко выраженные нарушения работы систем и органов, в результате которых происходит социальная дезадаптация ребенка. Нарушения носят необратимый характер. Требуется создание условий, которые не допустят критического состояния.

Как строится обучение детей с ограниченными возможностями здоровья?

Работа с детьми с ОВЗ в школе и ДОУ требует большого терпения и внимания. Для каждого варианта нарушений требуется своя программа развития, построенная на таких принципах:

  1. Создание психологически комфортной и безопасной среды.
  2. Помощь при адаптации к окружающим условиям.
  3. Единство при совместной деятельности.
  4. Формирование мотивации ребенка к обучению.

На начальном этапе дети должны научиться сотрудничать с воспитателем, у них должен появиться интерес к выполнению учебных заданий. В средней школе следует стремиться еще и к формированию нравственной и гражданской позиции, развитию творческих способностей. Огромную роль в развитии детей с ОВЗ, становлении их личности играет семейное воспитание. Поэтому родители должны уметь оказывать правильную помощь своему ребенку, знать основные способы адаптации и особенности его развития.

Если у ребенка наблюдаются незначительные нарушения, то при создании должных условий он сможет полностью овладеть программным материалом, свободно посещать детский сад или школу, общаться с ровесниками. Однако при наличии серьезных нарушений необходимо создавать специальные условия для получения образования и прохождения лечения.

Для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатывается адаптированная программа, учитывающая требования ФГОС, особенности и причины заболевания ребенка. Для создания адаптированной программы необходимо подробно изучить заключения медкомиссии, информацию о семье, истории заболевания и пр. Процесс обучения должен контролироваться не только педагогами, но и руководством учебного заведения.

После этого составляется подробный учебный план, где указываются задачи, цели, описываются специальные условия для получения ребенком образования.

Инклюзивное и дистанционное образование

Обучение детей с ОВЗ должно происходить при создании благоприятных условий, позволяющих реализовать возможности наравне со сверстниками, получить полноценное образование и занять свое место в обществе. Социальная политика в области образования детей с ОВЗ опирается на современные научные наработки, проработанный юридический механизм, общественные и общенациональные программы, материально-технические средства, высокий квалификационный уровень специалистов и т.д.

Реализация задачи воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья должна выполняться на всех ступенях от детского сада до окончания школы. Все большее распространение получает инклюзивное образование, которое предусматривает создание «безбарьерной» образовательной среды. В образовательных организациях должны выполняться базовые требования к оборудованию и техническому оснащению, позволяющие осуществлять бытовые действия, а также действия по усвоению образовательной программы.

Совместное обучение детей без отклонений в здоровье и с ОВЗ описывается в ряде нормативных документов, среди которых:

  • Концепция модернизации российского образования,
  • Национальная доктрина образования РФ,
  • Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Кроме обычных занятий в специальных школах организовываются факультативы, где дети с ОВЗ могут дополнительно развивать свои способности.

В связи с повышением роли инклюзивного обучения в образовательных организациях наблюдается неоднородность состава детей по физическому, психическому, умственному развитию. Это усложняет адаптацию детей и работу педагога. Это положение дел вызвано такими причинами, как отсутствие необходимого программно-аппаратного обеспечения и технологической инфраструктуры, а также условий, предусматривающих совместное обучение детей с ОВЗ и не имеющих проблем со здоровьем.

Кроме того, существуют социальные проблемы, связанные с внедрением инклюзивного образования. Во-первых, ученики и их родители не всегда доброжелательно настроены по отношению к особенным детям. Во-вторых, педагоги не обладают достаточными знаниями и опытом для успешной реализации требуемых методов обучения. В-третьих, дети с ОВЗ не всегда могут адаптироваться к новым условиям и требуют дополнительного внимания.

Альтернативой инклюзивному может выступать дистанционное обучение, которое значительно упрощает получение образования для детей с ОВЗ. К основным достоинствам такой системы относится:

  • высокий адаптационный потенциал к особенностям здоровья и условиям жизни учеников;
  • всегда актуальное методическое обеспечение;
  • быстрый доступ к дополнительной информации;
  • развитие самостоятельности и самодисциплины;
  • возможность углубленного изучения предмета.

Дистанционное обучение позволяет в удобном для ребенка режиме получать образование и педагогическую помощь.

Программы обучения детей с ОВЗ по ФГОС

Когда речь идет об обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, Стандарт предусматривает использование четырех типов программ. Выбор осуществляется с учетом выводов психолого-медико-педагогической комиссии. Реализация программы предусматривает необходимость создания специальных условий, в которых нуждается ребенок с ОВЗ. По мере развития ученика возможен переход от одного варианта к другому.

Первый вариант учебного плана – для образования детей с ОВЗ, которые достигли необходимого уровня развития при поступлении в школу и могут сотрудничать со сверстниками. Ко всем детям предъявляются одинаковые требования, а по окончании школы они получают документы об образовании. В основную образовательную программу обязательно включается коррекционная работа, направленная на исправление недостатков в развитии.

Второй тип программы предусматривает использование более длительных сроков для усвоения программы. Ребенок может обучаться вместе со сверстниками или в отдельных группах. В дополнение к основной программе разрабатываются несколько учебных планов, в которых учитываются потребности ребенка с ОВЗ. Важную роль играет применение информационных технологий, специального оборудования, проведение работ, углубляющих и расширяющих социальный опыт особенных детей.

При использовании третьего типа программы обязательно создается индивидуальная адаптированная среда. Обучение может проводиться вместе с ровесниками, в отдельных группах или спецорганизациях. Вместе с экспертами выбираются сроки обучения и формы аттестации. Образование, полученное ребенком несопоставимо с тем, которое получают ученики без нарушений здоровья.

Четвертый вид программы развития подразумевает разработку индивидуального плана и использование адаптированной программы. Ребенок обучается на дому, при этом предусматривается максимально возможное расширение социальных контактов и возможностей получения жизненного опыта.

Не стоит забывать о двигательной активности ребенка. Физические упражнения подбирают с учетом категории заболевания. Если возможности ребенка позволяют, его нужно задействовать в командных играх, что поможет развивать коммуникативные навыки.

Образование детей с ОВЗ выдвигает новые требования к педагогам и администрации школ. Для достижения положительных результатов следует работать в нескольких направлениях. Прежде всего, в образовательном учреждении следует создать группу психолого-педагогического сопровождения. В ее функции входит изучение потребностей и особенностей детей с ОВЗ, составление индивидуальных образовательных программ, разработка форм сопровождения.

Группа сопровождения постоянно отслеживает состояние ребенка, инициирует пересмотр учебной программы при необходимости. Педагоги должны постоянно корректировать методы и приемы обучения, проводить занятия, направленные на развитие личности и повышение мотивации детей. Не стоит забывать о необходимости работы с семьей ребенка, установления действенной обратной связи.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для работника сферы общего образования.

Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.