Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Виды внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС

  • 8 декабря 2018
  • 761
Требования ФГОС и практика обнаружения существенных затруднений у выпускников школ, связанных с самоидентификацией и выбором жизненного пути, повышают важность школьной воспитательной работы и социальной адаптации учащихся, в том числе, в рамках направлений внеурочной деятельности по ФГОС в начальной школе
Внеурочная деятельность объединяет те виды деятельности детей, которые реализуются согласно ООП и способствуют:
  • оптимизации образовательной нагрузки в учреждении;
  • социальной адаптации и всестороннему развитию учеников;
  • формированию универсальных учебных действий;
  • успешной подготовке школьников к предстоящему решению жизненных задач;
  • получению учащимися необходимой базы знаний и навыков для творческой и профессиональной самореализации. 

Цели и задачи внеурочной деятельности в 1-4 классе по ФГОС

Реализуя требования ФГОС, внеурочная деятельность является обязательной частью школьной образовательной программы и учебно-воспитательного процесса. При этом образовательные учреждения имеют достаточную самостоятельность в контексте выбора содержания внеурочной деятельности детей, как одной из форм организации свободного времени учеников. 
Независимо от формы внеурочной деятельности в начальной школе, целью ее является помощь в максимальном охвате ООП и достижении запланированных предметных, метапредметных и личностных результатов по итогам обучения в младших классах. Так, по итогам учебы в начальных классах дети должны не только знать и уметь, но также чувствовать, действовать и принимать решения. Именно для этого в школах создается воспитательная среда, которая позволяет активизировать интеллектуальные и социальные интересы учеников, развить творчески активную, здоровую личность, демонстрирующую правовое самосознание и гражданскую ответственность. Только в определенных условиях дети приобретают социальный опыт, на основании которого принимают установленную в обществе систему ценностей. При наличии свободного выбора дети успешно развивают свои интересы, постигают культурные традиции и духовно-нравственные ценности. 
Все направления и виды внеурочной деятельности в младших классах ориентированы на реализацию следующих задач:
  • воспитание в учениках настойчивости и целеустремленности; 
  • социальное становление личности младшего школьника, которое осуществляется в процессе коллективного творчества и общения;
  • творческое самовыражение ученика на базе позитивного отношения к окружающей действительности;
  • эффективное задействование материально-технической и учебно-методической базы ОУ, кадрового и методического потенциала. 
Внеурочная деятельность в начальной школе организуется по следующим направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Результатами освоения внеурочной деятельности должны стать:
  • получение социального опыта, социальная компетентность;
  • практика самостоятельного общественного действия;
  • положительное отношение и принятие основных социальных ценностей;
  • готовность к познанию;
  • сформированные основы гражданской идентичности. 
Результаты всех видов деятельности в начальной школе по ФГОС квалифицируются по уровням:
  1. В дружеском коллективе одноклассников дети получают социальные знания (1 класс).
  2. Взаимодействуя с социальными объектами, ученики учатся сопереживать базовым общественным ценностям (2-3 класс).
  3. Школьники получают опыт самостоятельного общественного действия (4 класс). 
Для этого педагогам следует определить факторы, которые способствуют развитию детей, и которые его тормозят. Внеурочная деятельность должна проходить в атмосфере взаимного доверия и полной педагогической поддержки в формате диалога между учителем и учеником, при котором педагог отказывается от внешнего оценивания, стимулирует самостоятельность ребенка, подчеркивает сильные стороны его личности. 
Внеурочная деятельность в начальной школе

Виды деятельности в начальной школе по ФГОС

Направления и виды внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС взаимосвязаны и являются содержательными ориентирами для организации занятий, тогда как разработку форм внеурочной занятости осуществляют на их основании. В образовательных учреждениях доступны различные внеурочной деятельности.

для руководителей ОО

Сохраните это себе, чтобы не потерять:


В журналах «Справочник заместителя директора школы» и «Справочник руководителя образовательного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ОО:

!!! Об обучении детей с нарушениями здоровья


!!! Изучение уровня адаптации выпускников начальных классов

Трудовая (производственная) деятельность

Трудовое воспитание младших школьников в рамках внеурочной деятельности направлено на развитие активности, трудового сознания, трудолюбия и практического мышления. Ученики должны понимать социальную важность разных профессией, иметь базовые трудовые навыки, уважительно и положительно относиться к любой трудовой деятельности. 
В кружках в 1-4 классах трудовая внеурочная деятельность в начальной школе по ФГОС осуществляется на примере взрослых, которые используют различные методы, включая художественный и ручной труд (изготовление поделок и рисунков), благоустройство территории школы и класса, уборку учебных помещений, помогающие сформировать у детей понимание различных трудовых действий, социальных ситуаций, профессий. На помощь педагогам приходят:
  1. Игры. Поскольку профпросвещение является ключевым направлением трудового воспитания учеников младших классов, в сюжетно-ролевых играх на трудовые сюжеты дети могут на время перевоплощаться в строителей, агрономов, врачей, учителей, что позволит понять принципы торговых отношений, работы в строительной сфере, сельском хозяйстве. 
  2. Экскурсии. С учениками младшего звена можно посетить местные кондитерские фабрики, больницы, заводы, предприятия аграрного сектора и легкой промышленности: подобные экскурсии, организованные при участии родителей, познакомят детей с технологией производства той или иной продукции, трудовыми функциями представителей разных профессий.
  3. Мастер-классы. Пробуя самостоятельно делать елочные игрушки или шоколадные конфеты, дети получают неоценимый практический опыт и те положительные эмоции, которые позволят выбрать правильный курс в профориентации. 
  4. Выставки. Соревновательный момент в организации конкурсов и выставок стимулирует творческую и трудовую активность детей, любознательность, увлекает их, формируя положительное отношение к труду. 

Игровая деятельность 

Для дошкольников игра была ведущей формой деятельности, движущей развитие ребенка, однако в младших классах игровая деятельность отходит на второй план, уступая место образовательной. При этом именно в форме игры ученики лучше осваивают социальные роли, получают новые знания и навыки взаимодействия, поскольку большинство игр отличает свободная развивающая деятельность, значительная доля импровизации, широкое поле для творчества, состязательность, соперничество, действия по правилам, отражающим логическую последовательность и содержание игры. 
Таким образом, игра, как одна из форм проведения внеурочной деятельности в начальной школе, выполняет следующие функции:
  • социализации — включая ученика в систему социальных отношений;
  • коммуникации — позволяя усваивать общекультурные и общечеловеческие ценности, входить в контекст взаимоотношений между людьми;
  • самореализации — открывая для ребенка поле для самовыражения, разрешения жизненных затруднений, демонстрации свободы действий. 
Для этого в практике внеурочной деятельности используются не только педагогические, но и ролевые («Моя семья», «Моя школа», «Моя будущая профессия», «Путешествие по ПДД»), спортивные («Бег в мешках», «Выбивной», «Пятнашки», «Попади в корзину», «Городки», «Веселые старты»), военно-патриотические ( «Щит», «Я - будущий солдат», «Зарница»), интеллектуальные («Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Поле чудес», игры-головоломки, викторины), настольные игры (шахматы, шашки, домино, крестики-нолики, монополия).

В циклограмме, представленной специалистами системы "Завуч", есть материалы, которые обязательно помогут в работе

Художественно-эстетическая деятельность

Художественное творчество ставит целью воспитать творческую личность ребенка, сформировать у него способность видеть прекрасное повсюду, положительно воспринимать окружающий мир, получить базовые представления о красоте, чистоте и аккуратности, что даст мощный импульс для освоения мировой культуры, наполнения духовной жизни ученика. Эстетическое воспитание детей начинается не с программы кружков видов внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС, а с декоративно-прикладного искусства, народного творчества, фольклора, скульптуры, танца, театра, музыки, кино, живописи и архитектуры, познакомиться с которыми младшие школьники должны на внеурочных занятиях в школе, различных мероприятиях в каникулярное время и в ходе посещения учреждений допобразования. Учителям важно приобщить детей к прекрасному, развить в них эстетические потребности и способность видеть красоту, научить воспринимать разные виды искусства (в начальной школе особое внимание уделяется восприятию художественных произведений). 
Для этого детям предлагается:
  1. посещение кино, музеев, художественных выставок, спектаклей, фестивалей;
  2. занятия в кружках прикладного искусства и ИЗО (коллажи, вышивка, витражная техника, холодный батик, работа с соломкой и кожей, пошив мягких игрушек, флористика, роспись по дереву, лего-конструирование и прочее);
  3. игры-миниатюры, инсценировки, компьютерные игры (одобренные и отобранные педагогом), просмотр познавательных программ, чтение. 

Научно-познавательная деятельность 

Познавательная внеурочная деятельность младших школьников осуществляется посредством работы школьного научного общества, кружков, факультативов, интеллектуальных клубов, проведения викторин, олимпиад, экскурсий, что позволит детям познакомиться со всеми аспектами познавательной деятельности человека, которая не ограничивается рамками школьных занятий, а лишь начинается с них. 
Социальные знаний или результаты первого уровня дети постигают в процессе изучения социального мира: они получают навыки и информацию, которые необходимы для комфортного сосуществования в обществе. На познавательных занятиях школьники узнают о повседневной жизни, получают социальные знания, знакомятся с нормами морали и этики, общечеловеческими ценностями, спецификой межконфессиональных и межрасовых отношений. 
Результаты второго уровня — формирование благосклонного отношения к общественным ценностям — возможно при добавлении ценностной составляющей во все направления, виды и формы внеурочной деятельности, направленной на познание. Учителям важно стимулировать в детях мышление, предоставляя возможность свободно высказывать свои мысли, доказывать свою позицию, вести дискуссию, обсуждать предложенную тему, стимулировать дискуссии внутри малых групп. В связи с этим наиболее эффективны:
  • внутригрупповые дискуссии, на которых школьники могли бы высказывать свое мнение касательно вредных привычек, социальных проблем, массовой культуры, экологии, нравственности и безнравственности людей, героизма, войны и прочего;
  • исследовательские проекты;
  • интеллектуальные марафоны, олимпиады, конференции учеников;
  • предметные факультативы, интеллектуальные клубы. 
Все эти формы взаимодействия помогают ученикам не только выражать свое отношение к предмету дискуссии, но и соотносить его с мнениями других подростков, что может менять его взгляды на мир. Чтобы привнести ценностную составляющую в познавательную внеурочную деятельность, достаточно затронуть нравственные предметы взаимодействия науки и мира, например, этические аспекты генной инженерии, двойственность значения расщепления ядра атома, последствия эпохи великих географических открытий или экологических последствиях производства дешевых синтетических материалов. 

Документы образовательной организации

Новые возможности для карьерного роста



Чтобы лучше разобраться с нормативным обеспечением педагогической деятельности, требованиями ФГОС и профессионального стандарта к учителю начальных классов, знать больше о психолого-педагогической культуре учителя по программе "Компетенции учителя начальных классов"

За прохождение — диплом государственного образца о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Попробуйте бесплатно прямо сейчас!

Результаты третьего уровня будут достигнуты при условии взаимодействия учеников с субъектами социума в открытой общественной среде, во время социально ориентированных акций. 

Спортивно-оздоровительная деятельность 

Предполагает закладывание основ безопасного и здорового образа жизни. С началом школьных занятий детский организм получает физические нагрузки, которые необходимо компенсировать, для этого навыки, которые дети получают на уроках физкультуры, должны закрепляться в рамках самостоятельной оздоровительной деятельности. Младшие школьники могут делать дома утреннюю зарядку, на переменах в школе — легкую гимнастику или участвовать в подвижных играх, а после школы — посещать дополнительные занятия и секции. Через взаимозависимость внеучебной и учебной деятельности достигается нужный оздоровительный эффект: дети активно используют полученные знания, участвуя в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, выполняя физические упражнения. Одним из видов внеурочной деятельности в младшей школе является процесс овладения двигательной активностью общеразвивающей направленности, что позволяет совершенствовать физическую форму детей, стимулировать их самостоятельность, творческие мышление и сознание. 
Место проведения Время проведения Формы организации внеурочной деятельности
Школа Первая половина учебного дня Утренняя зарядка, динамические паузы во время урока, перемены, динамические паузы между уроками
Вторая половина учебного дня Прогулки, спортивно-оздоровительные часы, свободная деятельность в ГПД, физкультурные праздники и соревнования, факультативы, кружки подвижных, народных, оздоровительных игр
Учреждения дополнительного образования детей, спорта Вторая половина учебного дня, выходные дни Детские спортивные секции, кружки
Школьные оздоровительные лагеря Каникулярное время Разные виды спортивно-оздоровительной деятельности (в соответствии с программой лагеря)

Туристско-краеведческая деятельность

Начиная осваивать туристско-краеведческую деятельность, ребенок получит базовые социальные знания первого уровня, познакомится с принципами поведения на реке, в горах, в лесу, правила поведения в архиве, библиотеке, музее. Однако наиболее эффективно новые знания младшие школьники усваивают в полевых условиях, знакомясь с жизнью земляков и жителей других регионов, социумом, этическими нормами, общественными ценностями, разными религиозными убеждениями. Именно поэтому этот вид внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС реализуется через следующие формы
  • организацию музейных, факультативных и кружковых занятий, походов выходного дня, краеведческих экскурсий и экспедиций, спортивных и оздоровительных походов;
  • работу полевых лагерей, слетов, архивную и библиотечную работу;
  • проведение краеведческих викторин и олимпиад;
  •  переписку и встречи с интересными людьми. 
Маршруты походов и экскурсий педагоги стремятся прокладывать так, чтобы дети попутно посетили храмы, монастыри, старинные дворянские усадьбы, памятники истории, музеи и другие знаковые места. Особенно важно организовать встречи с очевидцами исторических событий, местными жителями, краеведами, известными и интересными людьми, общение с которыми в значительной мере расширит кругозор детей. 
Чтобы младшие школьники достигли результатов второго уровня — принятия базовых общественных ценностей, — педагогу следует:
  • установить неписанные правила туристского коллектива, положить начало туристским традициям класса. Например, дети должны делиться с товарищами, поддерживать чистоту всех посещаемых группой объектов, стремиться использовать правильную красивую речь. Усвоив эти нехитрые правила, дети, став уже опытными туристами, будут предъявлять их новичкам. 
  • Побуждать к соблюдению учениками режимных моментов и отказу от безделья. Поскольку в экспедиции всегда хватает работы для каждого, школьники должны складывать рюкзаки, разводить костер, готовить еду быстро и слаженно. 
  • Стимулировать у детей терпение, силу воли, концентрацию, без которых не удастся преодолеть препятствия, попадающиеся на пути, и все трудности походной жизни. Учителю следует помочь школьникам достойно встретить испытания и пройти через них, не утратив силы духа и уверенности в себе. 
Третий уровень результатов — получение опыта самостоятельного социального действия — дети приобретают, активно включаясь в походный ритм жизни и систему сменных должностей (например, штурман, хронометрист, краевед, дежурный и командир) — важную форму организации походной жизни. В этом случае учитель должен стать примером для подражания, привлекая детей к расчистке братских могил, туристических стоянок, колодцев от мусора, оказанию помощи ветеранам, заботе о животных и других благотворительных акциях. Школьники осмыслят и усвоят такой опыт социального действия, а после будут применять его рефлексивно. 

Практические советы и пошаговые инструкции по каждому этапу работы специально для читателей Системы "Образование" дает Светлана Сабельникова, замдиректора по образовательной деятельности АНО «ШКОЛА "ПРЕЗИДЕНТ"»

Последним важным аспектом туристско-краеведческой деятельности является рефлексия. Дети должны уметь анализировать сложности, с которыми они столкнулись, свои способности и силы, работу коллектива, оценивать степень достижения целей и свой вклад в них.  

Социальное творчество (общественно-полезная деятельность)

Школьное идейное и нравственное воспитание направлено на формирование сознательных граждан, а потому детям важно прививать трудолюбие, честность, уважение к старшим, стремление быть полезными обществу, целенаправленность, социальную активность. Дети должны проявлять ответственное отношение не только к личному, но и к общественному делу.  
В младших классах социальное развитие детей возможно посредством такой формы организации внеурочной деятельности в начальной школе, как проблемно-ценностное общение, социальное творчество, трудовая деятельность. Все они незаменимы для социальной коммуникации и развития культурных и личностных ресурсов ребенка, перенятия коллективного опыта поколений. В рамках внеурочной общественно-полезной деятельности в школе, летних школьных оздоровительных лагерях или в учреждениях допобразования ученики младшей школы могут:
  • принимать участие в различных праздниках, мероприятиях для ветеранов, инвалидов и пожилых людей;
  • приобщаться к озеленению класса и пришкольной территории, субботникам;
  • организовывать дежурства по классу;
  • проводить социальные акции в рамках школы или района;
  • практиковать социально-моделирующие ролевые игры;
  • разрабатывать социальные проекты;
  • принимать участие в дискуссиях, беседах, круглых столах, затрагивающих социально значимые темы;
  • поддерживать тимуровское движение, коллективное творчество и трудовой десант. 
В качестве примера внеурочной деятельности в начальной школе социальное творчество может быть реализовано в ключе патриотического воспитания. Лучшими формами воспитания патриотизма служат уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ и войны в Афганистане, просмотр фильмов патриотической тематики, военно-спортивные мероприятия, работа в музейных фондах и архивах, посещение музеев, организация выставок или творческих конкурсов. Помимо этого общественно-полезная деятельность может быть реализована в форме трудовой или волонтерской деятельности, которые призывают детей ценить труд, проявлять инициативу в коллективной и групповой работе. 

Досугово-развлекательная (досуговое общение)

Досугово-развлекательное общение как одна из форм воспитательной работы способствует гармоничному развитию личностных качеств ребенка, объединению ученического коллектива, формированию благоприятной психологической атмосферы. Культурно-досуговая — такой вид внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС, который:
  • дает школьникам социальные навыки и знания, умение ориентироваться в заданной социальной среде;
  • развивает воображение, творческие способности и мышление, познавательные процессы, эмоциональную и волевую регуляцию;
  • вовлекает учеников в совместную деятельность;
  • воспитывает эстетические и нравственные чувства, желание и умение учиться;
  • формирует положительное отношение к социальным ценностям и реалиям, умение находить компромиссы, общаться;
  • дает понимание повседневной жизни, позитивное эмоционально-ценностное восприятие окружающих и себя. 
Поскольку всесторонне развитая личность — гуманный идеал современности, культурно-досуговая деятельность является залогом индивидуальной самоактуализации личности и представляет собой взаимодействие тенденции к социализации и индивидуализации личности. Следовательно, досугово-развлекательная деятельность выполняет функции социализации, коммуникативности, накопления и хранения культурного наследия и ценностей, производства новых ценностей, рекреации и гедонизма. 
В ходе организации внеурочной деятельности в начальной школе по ФГОС применяются пять видов детского активного и пассивного досуга:
  1. Игровая, техническая, художественная, научно-исследовательская и трудовая деятельность — все то, что связано с активным творческим началом. 
  2. Посещение выставок, музеев, чтение, экскурсии — то, что связано с потреблением культурных и духовных ценностей.
  3. Спортивные мероприятия, вечера отдыха, игры на свежем воздухе, прогулки — то, что направлено на восстановление моральных и физических сил ребенка. 
  4. Праздники, кружковая работа, детские клубы — то, что реализует коммуникативные потребности.
  5. Олимпиады, конкурсы, викторины, краеведческие и туристические походы, летние лагеря — то, что связано с творческой и учебной деятельностью. 
В начальной школе детский досуг принято организовывать в формате бесед, конкурсов, викторин, различных праздников, концертов, инсценировок, театрализаций, КВНов, интерактивных игр, читательских клубов и конференций, встреч с интересными людьми. Педагоги-воспитатели выбирают актуальную форму и методику, руководствуясь потребностями учеников, их возрастными особенностями, состоянием ученического коллектива и отдельных его членов. 

Проблемно-ценностное общение

Внеурочная деятельность в формате проблемно-ценностного общения опирается на такие формы и методы работы, которые влияют на детское восприятие мира, смысла жизни, повседневных проблем. Как правило, этот вид деятельности строится в формате дискуссий, тематических диспутов, этических бесед, которые позволяют детям достичь результатов всех уровней. 
  1. Этическая беседа дает младшим школьникам социальные знания и является личным высказыванием, насыщенным переживаниями и эмоциями, нацеленным на обратную связь от детей. Она сочетает в себе импровизацию и строгую программу, поднимает важные коллизии художественных текстов или реальных ситуаций и строится на канале общения «педагог-дети», что не предполагает коммуникацию детей между собой. 
  2. Дебаты позволяют сформировать позитивное отношение к социальной действительности. В них принимают участие две стороны: поддерживающая тему мероприятия и отрицающая. Стороны должны убедить судей в правоте своей версии, приводя разумные аргументы и доводы. Важно, что в ходе дебатов участники иногда могут отстаивать ту точку зрения, которую в реальности не поддерживают, реализуя ролевой принцип. Воспитательный момент проявляется в том, что дети, подбирая сведения и аргументы в пользу изначально не близкой им теории, постепенно приходят к ценностному самоопределению. 
  3. Проблемно-ценностная дискуссия отражает переход от теории обсуждения к практическому действию и ставит участников перед выбором: действовать или нет, позволяя достичь результатов третьего уровня, запустив процесс социального самоопределения. Это групповая форма работы, где учитель играет роль организатора. На дискуссии поднимаются вопросы социальной реальности, которые интересны и близки детям. Наиболее подходящей темой является «Роль молодежи в жизни родного города/поселка/села». Чтобы определить наиболее актуальные темы и острые вопросы потребуются данные локальных социологических опросов, важно подготовить пакет материалов СМИ, которые связаны с выбранной темой.  

Формы организации внеурочной деятельности в начальной школе

Академические часы, которые выделены на различные виды и направления внеурочной деятельности в начальной школе, ориентированы на реализацию всех форм организации занятости младших школьников вне уроков. Чтобы педагоги смогли раскрыть в детях творческий потенциал, приобщить их к труду, познакомить с культурными и духовными ценностями, занятия проводятся в формате классных часов, торжественных мероприятий, конкурсов, викторин, олимпиад, спортивных соревнований, кружков и секций, КВНов, исследовательской работы. Все это позволяет детям адаптироваться среди одногодок, определить и развить свои способности, выбрать курс дальнейшего развития, ощущая собственную востребованность и уникальность. 
Психофизиологические особенности младших школьников делают невозможными долгие статические нагрузки: детям нужно оперативно переключаться с одной формы работы на другую. К тому же ученики начальной школы еще во многом заинтересованы в тех видах деятельности, которыми они увлекались в детском саду. Администрация школы выбирает не только число часов, отведенное на каждый тип внеурочной деятельности, но также направление и содержание этой деятельности, принципы чередования учебных и внеучебных занятий, формы коллективной или индивидуальной работы, отличные от учебных занятий, принимая во внимание потребности детей, имеющуюся материально-техническую базу и пожелания родителей учеников. Если у школы нет материально-технической возможности должным образом организовать внеурочную деятельность, для этих целей задействуют возможности организаций культуры и спорта, учреждений допобразования детей. 
Говоря об организации и формах внеурочной работы, следует отметить, что успех этих занятий в большей степени зависит от выбора тематики, которая интересна ученикам. Современные дети в начальных классах умело пользуются смартфонами, интересуются робототехникой, программированием, информационными технологиями. Внеурочные занятия, посвященные инновационным технологиям, вызывают неизменный интерес учащихся начальных классов и, таким образом, отвечают целям и задачам внеурочной деятельности.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.