Активируйте вашу скидку
Справочник руководителя образовательного учреждения

Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ по ФГОС

5 сентября 2019
20827
Средний балл: 0 из 5

В современных реалиях развития образовательной системы РФ организация обучения школьников с особенными возрастными потребностями становится одним из приоритетных направлений методической и административной работы. С целью достаточной реализации инклюзивного образования разработка адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ по ФГОС является очевидным путем практического внедрения требований Стандарта ввиду того, что реализация такого содержания позволяет:

  • освоить учебный минимум школьникам с особыми образовательными потребностями;
  • создать в образовательной организации развивающую предметную среду «без барьеров»;
  • обеспечить атмосферу эмоционального комфорта для всех участников образовательного процесса;
  • формировать образовательные отношения в духе равноправия, взаимоуважения и принятия физических особенностей и интеллектуальных возможностей каждого ребенка;
  • в полной мере использовать вариативность форм организации учебно-воспитательного процесса;
  • привлечь к образовательным практикам разных специалистов, в частности педагога-психолога, социального педагога, логопеда, дефектолога, медицинских работников.

Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ по ФГОС

Изменение принципов государственной образовательной политики, обусловившее установление новых стандартов ведения педагогической деятельности, ставит перед школами задачи нового времени, наиболее приоритетная в числе которых — разработка по ФГОС программ для детей с ОВЗ, адаптированных с учетом их психофизиологических способностей и возможностей. Практика организации инклюзии в образовательных учреждениях, особенно в сфере методологического и технологического обеспечения, вызывает больше вопросов, чем ответов, что не отменяет необходимости поиска возможностей для максимального вовлечения учеников с особыми потребностями в общую жизнь школы.

платные образовательные услуги

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

Читайте в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения» рекомендации по введению инклюзии в школе:

- Теперь школы обязаны обучать по адаптированной программе даже одного ученика с ОВЗ

(законодательная база)

- Медицинское обслуживание учащихся с ОВЗ

 (на что обратить внимание)

Адаптированная образовательная программа (далее — АОП) разрабатывается с учетом принципов коррекционной работы, индивидуальных показателей психофизического развития учащихся и реализуемого школой программного содержания. Она определяет содержание образования и условия организации обучения школьников с ОВЗ, что регламентирует ч. 1 ст. 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Однако в ч. 2 этого же Закона указывается, что общее обучение детей с особыми образовательными потребностями осуществляется в организациях, внедряющих адаптированные основные общеобразовательные программы (далее – АООП), а в ч.5 уточняется, что учебные организации, реализующие АООП, учреждаются органами госвласти субъектов РФ для обучающихся с ОВЗ. В свете этого важно различать адаптированную образовательную программу и АООП, которая может разрабатываться на всех уровнях образования, в том числе дошкольном.

Для работы с детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами важно, чтобы педагоги повышали квалификацию и профессионально развивались. Удобнее всего учиться дистанционно, без отрыва от работы. Например, в Школе менеджера образования. На этом портале собраны онлайн-курсы для педагогов. Чтобы выбрать курс по работе с детьми с ОВЗ и записаться на обучение, переходите сюда.

Определение содержания адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ по ФГОС осуществляет психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК) после комплексного обследования. В заключении, выдаваемом на основании экспертной оценки, указывают:

  1. Вариант программного содержания, реализация которого считается целесообразной ввиду выявления тех или иных отклонений в возрастном развитии. Адаптированное программное содержание специально разрабатывается для всех групп детей с ОВЗ — глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра и детей с другими психофизиологическими отклонениями, в частности ЗПР.
  2. Форма обучения: очная, очно-заочная, заочная.
  3. Направления коррекционной работы, осуществляемой по программам педагогического сопровождения (например, логопедическая, психологическая).

Еще несколько лет назад для детей, обучающихся во вторых и последующих классах совместно со школьниками без патологий развития, на базе основного программного содержания разрабатывалась АОП, в то время как для учеников специализированных классов предлагали обучение по АООП на всех уровнях образования.

Сегодня при условии принятия в школу ребенка с патологиями развития необходимо проектирование адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ в вариантах АОП и АООП, которая выполняется с опорой на имеющийся реестр методических разработок, согласно ч. 1 ст. 79 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. Ввиду того, что объем педагогической нагрузки определяется с учетом учебного план, годового календарного графика и расписания уроков, адаптированное программное содержание целесообразно разрабатывать на начало года, чтобы создать комфортные условия для работы учителей и сопровождающих специалистов, а также иметь возможность для корректировки и дополнения АОП. Примерные АООП, разработанные для отдельных категорий учащихся, доступны для скачивания на портале http://fgosreestr.ru, они остаются незаменимыми при разработке содержания образовательной работы. Существующий перечень включает АООП для таких категорий учеников с ОВЗ:

  1. Глухих.
  2. Слабослышащих и поздно оглохших.
  3. Слепых.
  4. Слабовидящих.
  5. С тяжелыми нарушениями речи.
  6. С нарушениями опорно-двигательного аппарата.
  7. С задержкой психического развития.
  8. С расстройством аутистического спектра.

Также для всех категорий учащихся с ОВЗ предусмотрено четыре варианта адаптированного программного содержания, разработанного с опорой на принципы ФГОС:

  1. Для детей, не имеющих патологий интеллектуального характера и способных получить общее образование в те же сроки, что и сверстники.
  2. Для обучающихся с ОВЗ с нормальными показателями интеллектуального развития, вынужденных изучать образовательный минимум в пролонгируемые сроки с учетом объективных факторов.
  3. Для школьников с нарушениями интеллекта (имеющих легкую умственную отсталость), не позволяющих освоить базовое программное содержание даже при условии пролонгации сроков обучения.
  4. Для детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, не способных получить образование, соотносимое по объему с итоговыми учебными показателями нормально развивающихся сверстников, даже в пролонгированные сроки.

Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ по ФГОС структурно состоят из пояснительной записки, планируемых образовательных результатов, системы оценивания детей с учетом специфики их состояния и развития, учебного плана, предметного содержания по отдельным дисциплинам (рабочая версия), программы коррекционной работы, духовно-нравственного развития, экологической культуры и здорового образа жизни, а также методологических разработок по формированию УУД с учетом реальной образовательной ситуации, плана внеурочной активности и перечень условий, необходимых для реализации АООП в предусмотренном объеме.

Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ: как составить

Принципиальных отличий программного содержания, предназначенного для реализации со школьниками без патологий развития, и адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ нет. Специалисты отмечают, что сложность методической работы по направлению обусловлена отсутствием множественных экспертных рекомендаций и научного опыта, что лишь обуславливает необходимость перехода от планирования к практическим действиям.

Чтобы обеспечить в конкретной школе возможность обеспечения конституционных прав детей независимо от их психофизиологического состояния, следует брать за основу разрабатываемых АОП программы соответствующих предметов, дальнейшая обработка которых будет зависеть от актуальных целей — пролонгации сроков обучения, снижения показателей учебной нагрузки или упрощения материала до заданного уровня. Далее из числа рекомендуемых выбирается учебник, содержание которого должно соответствовать рабочей программе, а также пересматриваются формы проведения диагностического и итогового контроля. Последние могут усовершенствованы с учетом физиологических возможностей ребенка (например, задания напечатаны крупным шрифтом), частично упразднены или пересмотрены в корне.

Подробный алгоритм разработки АОП и АООП для детей с ОВЗ в школе представлен в таблице.

Этап разработки АОП Содержание деятельности
Предварительный

Нацелен на выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ. Чтобы в полной мере реализовать запросы потребителей учебно-воспитательных услуг, школьной администрации после получения заключения ПМПК или рекомендаций ИПРА необходимо:

  1. Сформировать команду психолого-педагогического, коррекционного сопровождения, куда следует привлечь разных специалистов с учетом актуального состояния ребенка, его запросов и родительских ожиданий.
  2. При отсутствии в ОУ необходимых специалистов рассмотреть возможность по их привлечению посредством открытия вакантной должности (при наличии материально-технических ресурсов), заключения договора сотрудничества с ППМС-центром, волонтерским объединением, представителями муниципальной службы психолого-педагогического сопровождения.
  3. Заключить договор о порядке предоставления образовательных услуг с родителями школьника с ОВЗ.
  4. Дополнительно на школу возлагаются обязанности по изучению нормативных требований к обеспечению порядка и характера организации учебно-воспитательного процесса, дополненного коррекционным компонентом, анализ учебно-методической документации по теме, разработка необходимых локальных актов.
Диагностический

Главной целью данного этапа является проведение комплексного обследования ребенка педагогом-психологом, логопедом и другими представителями уполномоченной дисциплинарной комиссии. Для реализации поставленной задачи необходимо организовать плотное взаимодействие с представителями семьи, действуя максимально корректно и мягко.

По результатам работы специалисты составляют заключения о психофизиологическом развитии ребенка с ОВЗ, уделяя внимание показателям сформированности учебных навыков, характеру взаимодействия с окружающим миром, сверстниками и взрослыми. Это необходимо для выявления зон ближайшего и перспективного развития, определения специфических образовательных потребностей, а также нравственных целей педагогической работы в сложившейся ситуации.

Практический

Непосредственно разработка АОП для детей с ОВЗ предусматривает:

  1. Проектирование программного содержания.
  2. Определение временных границ учебно-воспитательной работы.
  3. Четкое формулирование цели реализации АОП, которое следует осуществлять совместно с родителями ученика, а также определение круга приоритетных задач.
  4. Формулирование образовательного и коррекционного компонента адаптированной программы.
  5. Планирование форм изучение программы по каждому из ее разделов.
  6. Определение диагностических и оценочных инструментов, позволяющих выявить степень сформированности учебных достижений и социальной компетентности ребенка.
  7. Разработка комплексных критериев для оценивания эффективности педагогической и коррекционной работы.
Следует отметить, что процесс разработки АОП должен оставаться открытым и творческим, ориентированным на образовательные потребности ребенка. При возникновении сложностей в рамках сетевого взаимодействия к проектированию адаптированной программы можно привлечь специалистов муниципального ППМС-центра. Готовый методический продукт следует обязательно согласовать с родителями.
Реализация АОП Практическое применение программного содержания базируется на организации системной совместной деятельности ответственных педагогов и узкопрофильных специалистов, включенных в междисциплинарную комиссию, последовательное проведение мониторинга УУД и необходимой корректировки психолого-педагогической работы.
Анализ и коррекция По результатам учебного года или иного периода, выбранного в качестве срока реализации АОП, применяются комплексные методы оценивания действий междисциплинарной учебной комиссии, после открытого обсуждения которых в программу вносятся коррективы и дополнения.

Что касается примерного содержания АООП для детей с ОВЗ, то оно должно включать следующие структурные компоненты:

  1. Титульный лист, на котором указывается полное название ОУ и АОП, а также номера заседания педагогического совета, на котором утверждена данная разработке, номер протокола, подпись директора под грифом «Утверждаю».
  2. Перечень нормативных документов, на основании которых составлялась программа. В него целесообразно включить Конституцию РФ, Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в РФ», ФГОС, Устав школы и другие локальные документы.
  3. Состав АОП — целевой, содержательный и организационный блоки. Для удобства прочтения разработки в содержательный раздел следует включить программы по отдельным предметам, а в организационный — учебный план и график, план внеурочной активности, комплекс условий реализации программного содержания.
  4. Цели реализации программы. Распространенной формулировкой, в полной мере отражающей работу по направлению, может стать следующая: «Создание в образовательном учреждении особых условий, обеспечивающих возможность для детей с ОВЗ получить качественное образование, навыки социализации и интеграции в современное социально-экономическое и культурное пространство».
  5. Перечень задач, в том числе специфические. В числу последних следует отнести консолидацию деятельности педагогических и узкоспециализированных работников школы, направленную на обеспечения оптимальных учебно-воспитательных условий для школьников с особыми образовательными потребностями согласно АООП для детей с ОВЗ по ФГОС, социальную реабилитацию «сложного» ученического контингента через участие в творческой, спортивной, социально-полезной, трудовой деятельности, привитие навыков регуляции эмоционально-волевой сферы, применение в образовательном пространстве здоровьесберегающих технологий. Планируемые результаты образовательной деятельности, учитывающие приоритетные направления развития личности ученика. Так, для детей с ЗПР можно включить в список значимых задач практического обучения участие в общественно полезных делах, творческих практиках, спортивных мероприятиях, проектной и исследовательской деятельности.
  6. Непосредственно содержание рабочих программ по предметам с учебным планом и порядком реализации диагностических функций.

В ситуациях, когда у ребенка возникают сложности с освоением основной образовательной программы, первым шагом педагогов и школьной администрации является акцентирование внимание родителей на данном факте с рекомендацией получить заключение ПМПК. Хочется обратить внимание на тот факт, что разработка АООП возможна только при наличии у ребенка заключения медицинской комиссии с указанием требований к обучению и воспитанию, ближайших перспектив развития. При условии несогласия родителей на прохождение учащимся ПМПК учебно-воспитательные услуги такому ребенку предоставляются на общих основаниях со всеми вытекающими последствиями (наиболее очевидные — трудности при прохождении итогового оценивания, проявления девиантного поведения). Немаловажно, что требования ФГОС по объемам учебной нагрузки обязательны для исполнения, в том числе для учащихся, осваивающих образовательный минимум на дому. Уменьшение рабочих часов или отсутствие у школьника с ОВЗ так называемых «контактных» часов работы с педагогами является грубым нарушением.

Эффективная реализация адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ по ФГОС предусматривает тесное взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесса, в особенности — административного и педагогического состава, на представителей которых возлагается весь груз ответственности. Так, директору ОУ необходимо позаботится о:

  • проектировании процесса обучения с учетом особенностей содержания индивидуальных образовательных маршрутов школьников с ОВЗ, их личных интеллектуальных потребностях;
  • поиске источнике финансирования, благодаря которому условия, необходимые для реализации АОП, будут обеспечены на должном уровне;
  • необходимой корректировке нормативной документации на уровне школы, в том числе разработке новых актов и распоряжений, если в этом возникает необходимость;
  • создании фактических условий, соответствующих реалиям образовательного пространства и возможности его совершенствования (создание безбарьерной среды, закупка и установка спецоборудования, расширение возможностей внутреннего ИКТ-комплекса);
  • обеспечении процесса инклюзии квалифицированными кадровыми ресурсами, налаживание сетевого взаимодействия с профильными организациями (медцентрами, социальными учреждениями, заинтересованными спонсорами, организациями дополнительного образования);
  • разработке диагностической системы, направленной на выявление показателей эффектности работы по направлению. 

Специалисты психолого-педагогического сопровождения (педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, тьютор) должны активно участвовать в разработке и реализации АООП для детей с ОВЗ в школе, заниматься отслеживанием динамики развития школьников, выявлять и отслеживать показатели успешности, при возникновении у обучающихся индивидуальных учебных затруднений — искать возможности по их преодолению, организовывать и проводить индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия, а также оказывать посильную помощь педагогам в выборе оптимальных средств обучения.

В рамках реализации АООП от учителей начальной школы, педагогов-предметников ожидается:

  1. Участие в проектировании и реализации специального программного содержания с опорой на традиционные методики обучение и включением инновационного образовательного компонента. 
  2. Разработка рабочих программ по отдельным дисциплинам с учетом образовательных возможностей и реальных потребностей детей, которые можно выявить в ходе комплексной диагностики. 
  3. Создание в классе развивающей среды, исключение фактических и психологических барьеров. 
  4. Формирование в коллективе атмосферы взаимоуважения, толерантности, продуктивного сотрудничества. 
  5. Поддержание высокой учебной мотивации, создание «ситуаций успеха».
  6. Построение структуры занятий таким образом, чтобы обеспечить движение к зоне ближайшего развития каждого из учеников. 
  7. Адаптация содержания основных и дополнительных учебных материалов, если в этом возникает потребность. 
  8. Налаживание эффективных каналов взаимосвязи с родителями школьников, в особенности детей с ОВЗ. 

Педагоги дополнительного образования могут внести посильный вклад в оптимизацию образовательного процесса на этапе разработки АОП и АООП, участвуя в проведении комплексной диагностики, создания предпосылок для успешной адаптации и социализации учащихся с особыми потребностями, а также проведении особых учебных практик, способствующих раскрытию личностного потенциала и творческих возможностей детей. 

АОП для детей с ОВЗ в школе: содержание

Обязательными составляющими адаптированных образовательных программ, составленных с учетом положений ФГОС для детей с ОВЗ, являются целевой, содержательный и организационный разделы. Ввиду того, что программная разработка в полной мере определяет характер и особенности организации учебно-воспитательного процесса с учащимися, имеющими патологии развития, на содержании каждого разделов.

В целевой раздел целесообразно включить:

  1. Пояснительную записку, в которой указываются принципы разработки АООП, комплексный психолого-педагогический портрет учащихся с ОВЗ, для которых подойдет данная программа, с обязательным указанием специфических учебно-воспитательных потребностей.
  2. Планируемые результаты реализации программы, которые можно скопировать из одного из вариантов АООП с учетом актуального состояния ребенка. Что касается четвертого варианта образовательной программы, то ввиду необходимости обучения школьника согласно специальной индивидуальной программе развития (СИПР) целесообразно фиксировать исключительно те результаты, которые могут быть достигнуты.
  3. Систему оценки достижения планируемых программных результатов.

Содержательный раздел АОП для детей с ОВЗ включает:

  1. Рабочие программы по дисциплинам.
  2. Методику формирования УУД.
  3. Программы духовно-нравственного воспитания, формирования экологической культуры и ЗОЖ.
  4. Программу коррекционной работы.

Рабочая программа, в свою очередь, включает пояснительную записку с конкретизацией общих целей предметного обучения с учетом специфики восприятия материала учащимся, комплексную характеристику учебного предмета или коррекционного курса, обозначения его места в учебном плане. Также при описании рабочей программы необходимо представить ее ценностные ориентиры, перечень личностных, метапредметных и предметных результатов, достижение которых ожидается в ходе реализации педагогического комплекса по АООП, непосредственно содержание учебного курса, тематический план с представлением основных видов учебно-воспитательной деятельности, а также описание материально-технических ресурсов, необходимых для реализации данной программной разработки.

Документы образовательной организации

Получите диплом установленного образца



Для грамотной и качественной оценки результатов работы педагогов рекомендуем пройти обучение по программе «Обучение детей с ОВЗ и детей-инвалидов по ФГОС ООО и ФГОС СОО».

Кабинет информатики в школе

Особенностью составления содержательного раздела для АООП 3 и 4 вариантов является необходимость указания базовых учебных действий вместо УУД, а также упрощение понятийной базы в программе по духовно-нравственному воспитанию. Что касается УУД, то снижение учебной нагрузки обеспечивается пересмотром стандартных задач по их формированию (например, не «работать с несколькими источниками информации», а «использовать информации в решении бытовых проблем»). Программа духовно-нравственного воспитания упрощается преимущественно за счет исключения духовного компонента, сложного для понимания, а также расширения списка практических задач.

Для преодоления индивидуальных проблем обучения ребенка с ОВЗ в содержательный раздел АООП согласно ФГОС включают программу коррекционной работы, разрабатываемую в индивидуальном порядке. Важно обеспечить, чтобы она не дублировала содержание коррекционно-развивающих курсов, обязательных к посещению, что обусловливает необходимость предварительной проработки структуры индивидуальных коррекционных занятий, внеурочной активности, мер по повышению мотивации к обучению и всестороннему развитию.

Организационный раздел программы, адаптированной для ребенка с особыми образовательными потребностями, должен включать следующие компоненты:

  1. Учебный план, в свою очередь включающий обязательную часть и формируемую участниками учебно-воспитательного процесса. Содержание обязательной части напрямую зависит от выбранного варианта программы: если речь идет об использовании первого варианта, то целесообразно оставить стандартную структуру ООП, в то время как при адаптации остальных вариантов необходимо в большей или меньшей мере учитывать рекомендации ПМПК. Программная часть, формируемая участниками образовательных отношений, предусматривает проведение дополнительных курсов для углубленного изучения обязательных предметов, сформированность навыков по которым является основой для социальной интеграции и профессиональной самореализации.
  2. Условия реализации АООП.
  3. План внеурочной деятельности, состоящий из перечня коррекционно-развивающих курсов и видов общеразвивающей активности. В структуре образовательной программы по ФГОС, проектируемой для детей с ОВЗ, коррекционный компонент играет ключевую роль ввиду важности преодоления индивидуальных психофизических дефектов развития. Согласно п. 8.4 СанПиН 2.4.2.3286-15, на коррекционно-развивающие курсы должно отводиться не менее 5 часов из максимальных 10, предназначенных для внеурочных занятий, при этом содержание таких занятий должно составляться с учетом патологий развития и реально имеющихся проблем. Так, для ребенка с патологиями слуха необходимы занятия по развитию слухового восприятия и техники речи, для учеников в ЗПР — общеразвивающие занятия.

Что касается форм внеурочной деятельности, то их определение является прерогативой педагогов. Для создания условий по всестороннему развитию детей с ОВЗ целесообразно привлекать к экскурсионной активности, походам, спортивным, творческим или интеллектуальным соревнованиям, общественно-полезным практикам, проектной и исследовательской деятельности. Расширить формы внеурочного взаимодействия с учащимися, имеющие особые образовательные потребности, можно за счет использования возможностей организаций дополнительного образования, культуры и спорта.

Разработка АОП для детей с ОВЗ в начальной школе 

Содержание адаптированных основных общеобразовательных программ АОП, разрабатываемых по ФГОС для учащихся начальной школы с ОВЗ, характеризуются более широким компонентным содержанием, чем АООП ООО. Это обусловлено возрастным фактором, а также необходимостью гармоничного развития личности детей с особыми образовательными потребностями в условиях необходимости привития базовых социальных навыков и создания условий для освоения предметного содержания на необходимом уровне.

При разработке программного содержания для учащихся начальной школы очень важно обеспечить реализацию общедидактических принципов, предусматривающих построение целостного, системного и целенаправленного педагогического процесса, для которого характерна ориентация на гуманистические ценности, сознательное и всестороннее участие личности обучаемого.

Что касается организации коррекционно-развивающей работы, то разработка программного содержания по направлению должна вестись с учетом таких условий:

  1. Неизменное поддержание баланса коррекционных, профилактических и развивающих задач.
  2. Сохранение единства диагностического и коррекционного комплекса.
  3. Осуществление планирования специальной коррекционно-развивающей работы с учетом особенностей образовательных сложностей, индивидуально учебно-воспитательных затруднений ребенка.
  4. Выполнение в различных разделах адаптированной образовательной программы, проектируемой для детей с ОВЗ по ФГОС, в частности АООП НОО, группировки учебного материала по темам, являющимся наиболее значимыми — сквозными.
  5. Организация и ведение коррекционно-развивающей работы с точки зрения системно-деятельностного подхода, предусматривающего развитие набора универсальных навыков и умений.
  6. Использование компетентностного подхода, что может первоочередно реализоваться через использование широкого разнообразие методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности.
  7. Определение объема учебной нагрузки с учетом состояния ребенка «здесь и сейчас» с адекватным пересмотром охвата материала на конкретном занятии.
  8. Поддержание взаимосвязи и активного взаимодействия внутри команды междисциплинарных специалистов. Сохранение акцента на формировании качеств личности учеников, необходимых для успешной социальной интеграции.
  9. Создание педагогических, организационных условий для консолидации усилий ближайшего окружения ребенка.

Еще одной немаловажной особенностью, определяющей структуру и содержание адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ является соблюдение общедидактических принципов ФГОС, в частности, полноценное проживание ребенком всех периодов детского развития. Особую актуальность данный пункт имеет для детей с множественными дефектами здоровья, которые в силу психофизических особенностей сознательно пребывают в дошкольном детстве, в то время как в силу возраста и необходимости освоения предметного содержания предъявляются множественные требования. Немаловажно, чтобы при проектировании образовательной деятельности ученик оставался активным участником выбора содержания, а не субъектом, не имеющим право голоса, педагоги создавали все необходимые условия для активного взаимодействия с представителями семьи, в частности, по вопросам приобщения ребенка с ОВЗ к социокультурным нормам, традициям общества и государства.

Успешность освоения программного содержания, адаптированного с учетом реальных образовательных возможностей ребенка, во многом зависит и от того, создается ли в различных видах непосредственно обучающей, развивающей деятельности формирование познавательных интересов и действий ребенка. В ситуации обучения детей с ОВЗ соблюдение правила развивающего образования, предусматривающего активность каждого ребенка в ближайшей зоне его развития, является особенно важным, поскольку без последовательной демонстрации успехов, больших и маленьких, невозможно ожидать от ребенка учебной активности. Интеграцию образовательных областей, необходимую для реализации комплексно-тематического принципа построения учебно-воспитательного процесса, также следует внедрять только по достижению учеником с ОВЗ необходимого интеллектуального уровня, поскольку в противном случае велика вероятность снижения познавательного интереса ввиду глубинного непонимания изучаемого материала.

Важно отметить, что при проектировании программ АООП НОО для детей с ОВЗ по ФГОС учителя и другие представители междисциплинарных команд нередко сталкиваются с множественными затруднениями, из числа которых хочется выделить следующие:

  1. Соотнесение содержание примерных образовательных программ с требованиями Стандарта и реальными возможностями инклюзии. В данном случае методическая проблема может заключаться в том, что найти область «пересечения» данных понятий бывает очень непросто из-за множественных противоречий.
  2. Выделение и структурирование методов, приемов и форм педагогической работы по конкретному разделу или блоку АООП.
  3. Определение предметного, общеразвивающего и коррекционного компонента программного содержания с точки зрения достаточности, доступности и необходимости.

В условиях значимости трудностей, с которыми сталкиваются разработчики адаптированного программного содержания, стратегически важным становится продолжение работы по направлению, обязательными элементами которой должна стать разработка передовых педагогических практик, обмен опытом, консолидация усилий учителей-предметников и узкопрофильных специалистов по возрастному развитию, а также активное вовлечение родителей в процесс обучения и всестороннего развития детей с ОВЗ.

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получить бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.