Дарим вам 90 дней подписки. Получить >
Справочник руководителя образовательного учреждения

Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ по ФГОС

  • 20 декабря 2017
  • 18553

В России насчитывается более полумиллиона детей-инвалидов, которые нуждаются в получении начального или общего образования в пределах своих возможностей по адаптированным программам. Этим обусловлена актуальность работы образовательных организаций в области составления и реализации этих программ.

Как разработать адаптированную основную образовательную программу для детей с ОВЗ?
Адаптированные образовательные программы для детей с ОВЗ по ФГОС

Адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ по ФГОС – это специальная программа, которая позволяет получать образование определенным категориям лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детям-инвалидам.

Целью адаптированной программы является преодоление несоответствия между процессом обучения учащегося с ОВЗ и его реальными возможностями с учетом структуры нарушений, познавательных возможностей и потребностей. Грамотная адаптированная программа позволяет обеспечить личностное развитие ребенка, его социализацию и усвоение учебного материала.

ФГОС начального общего образования детей с ОВЗ утвержден приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014 № 1598. В нем закреплены обязательные требования к структуре, условиям и результатам реализации адаптированных программ в образовательных организациях.

ОВЗ

Сохраните это себе, чтобы не потерять:



Проверьте, готова ли школа к приему учащихся с ОВЗ — скачайте чек-лист в журнале 

«Справочник руководителя образовательного учреждения»



Скачайте чек-лист сейчас

Адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ по ФГОС разрабатывается специалистами с согласия родителей ребенка с ОВЗ и утверждается руководителем образовательной организации. Разработка программы ведется с учетом особенностей развития, индивидуальных возможностей и способностей.

Виды образовательных программ для детей с ОВЗ

Различают следующие виды образовательных программ для детей с ОВЗ:

  • для групп детей со сходными проблемами (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, слабовидящие, слепые, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития, тяжелыми нарушениями речи, нарушениями аутистического спектра, множественными нарушениями развития);
  • для групп детей со сходными образовательными потребностями, которые дифференцируются в группах детей со сходными проблемами.
Организация обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ОО

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебная программа "Организация обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ОО". За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Для каждой из выделенных групп следует разработать по 2–4 варианта образовательной программы со своими особенностями, которые определяются ФГОС.

ОВЗ

КАК РАЗРАБОТАТЬ АДАПТИРОВАННУЮ ОСНОВНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ?

 

Отвечает Елена Кутепова, кандидат педагогических наук, заместитель директора Института проблем инклюзивного образования Московского государственного психолого-педагогического университета

Выбор варианта адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ производится, основываясь на рекомендациях психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), которые формулируются после комплексного обследования обучающегося. Если у ребенка есть инвалидность, то нужно учитывать индивидуальную программу реабилитации, а также мнение родителей.

При освоении образовательной программы существует возможность перехода на другую. Этот переход может осуществляться на основании комплексной оценки результатов освоения программы, рекомендаций ПМПК и с учетом мнения родителей.

Нормативно определены требования ко всем видам образовательным программам для детей с разными ОВЗ:

  • глухих,
  • слабослышащих и позднооглохших,
  • слепых,
  • слабовидящих,
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
  • с задержкой психического развития,
  • с тяжелыми нарушениями речи,
  • с умственной отсталостью,
  • с нарушениями аутистического спектра.

С 1 сентября 2016 года федеральными государственными образовательными стандартами предусматриваются обязательные коррекционные курсы. Они могут дополняться самостоятельно образовательной организацией с учетом ИПР и на основе рекомендаций ПМПК.

Для детей с ОВЗ, которые проходили обучение в 2016–2017 учебном году во втором и последующих классах вместе со сверстниками адаптированная образовательная программа разрабатывается на базе основной программы для начального, основного или среднего общего образования.

Дети с ОВЗ, которые проходили обучение в 2016–2017 учебном году во втором и последующих классах отдельно от сверстников, обучение должно происходить по АООП начального, основного или среднего образования, разработанной по требованиям ФГОС для начального, основного или среднего общего образования.

Поскольку образовательный процесс в школе регламентируется учебным планом, годовым календарным графиком и расписанием занятий, то разработку АОП целесообразно вести на учебный год и при необходимости корректировать в ходе реализации.

Существуют варианты примерных АООП НОО, которые разработаны для отдельных категорий детей с ОВЗ:

  • для глухих – четыре варианта;
  • для слабослышащих и позднооглохших – три варианта;
  • для слепых – четыре варианта;
  • для слабовидящих – три варианта;
  • для детей с тяжелыми нарушениями речи – два варианта;
  • для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – четыре варианта;
  • для детей с задержкой психического развития – два варианта;
  • для детей с расстройством аутистического спектра – четыре варианта.

Варианты предназначены:

  • вариант 1 – для детей, не имеющих интеллектуальных нарушений, способных получить начальное общее образование, которое по содержанию и по срокам освоения соответствует образованию сверстников;
  • вариант 2 – для детей без интеллектуальных нарушений, которые вынуждены в более длительные сроки получать начальное общее образование, по качеству и содержанию соответствующее образованию сверстников без ОВЗ;
  • вариант 3 – для обучающихся с нарушениями в интеллектуальной сфере, которые не позволяют им получить начальное общее образование по качеству и содержанию соответствующее образованию сверстников даже в более длительные сроки;
  • вариант 4 – для детей с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, которые не способны получить начальное общее образование даже в пролонгированные сроки.

Структура АООП для детей с ОВЗ и ее основные разделы

Адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ в школе составляется по определенной структуре и включает такие обязательные элементы, как:

  • пояснительная записка;
  • запланированные результаты освоения АООП детьми с ОВЗ;
  • система оценки результатов освоения АООП;
  • учебный план;
  • программы по отдельным учебным предметам;
  • программа коррекционной работы;
  • программа духовно-нравственного развития;
  • программа формирования УУД;
  • программа воспитания экологической культуры, приучения к здоровому и безопасному образу жизни;
  • программа внеурочной деятельности;
  • условия реализации АООП.

Разделы программы можно объединять в блоки: целевой, содержательный, организационный.

В целевом разделе адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ по ФГОС размещается пояснительная записка, планируемые результаты и система оценки их достижения.

Пояснительная записка содержит:

  • подходы и принципы формирования АООП НОО;
  • психолого-педагогическую характеристику детей, для которых разрабатывалась программа;
  • особые потребности учеников с ОВЗ, для которых разрабатывалась программа.

Планируемые результаты отражают предметные, личностные и метапредметные результаты для каждой образовательной области.

При обучении по первому варианту АООП планируемые результаты будут такими же, как и у сверстников без ОВЗ. При обучении по второму варианту следует скорректировать планируемые результаты ООП НОО для сверстников без ОВЗ согласно требованиями варианта примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с ОВЗ. Если рекомендуется обучение по третьему или четвертому варианту, то планируемые результаты оформляются в полном соответствии с примерной АООП. Обучение ребенка по четвертому варианту предусматривает планирование только тех результатов, которые могут достигаться объективно.

В содержательный раздел включаются рабочие программы учебных предметов и коррекционной работы, программы формирования УУД, духовно-нравственного воспитания, формирования ЗОЖ и экологической культуры, внеурочной деятельности.

Рабочие программы для учебных предметов и коррекционных курсов включают:

  • пояснительную записку;
  • характеристику учебного предмета или коррекционного курса, описание их места в учебном плане;
  • планируемые результаты;
  • содержание учебного предмета или коррекционного курса;
  • тематическое планирование и определение видов учебной деятельности;
  • описание необходимой материально-технической базы для обеспечения образовательного процесса.

Программа формирования универсальных учебных действий предполагает деятельностный подход к обучению, призвана развивать УУД у детей с ОВЗ, которые позволяют совершенствовать умение учиться.

Программа духовно-нравственного развития предполагает учебную, внеучебную, воспитательную, социально значимую деятельность ребенка с ОВЗ, которая формирует систему духовных ценностей и приоритетов.

Программа формирования ЗОЖ и экологической культуры позволяет привить детям установки, личностные ориентиры и нормы поведения, которые обеспечивают укрепление и сохранение здоровья, как физического, так и психологического.

Программа внеурочной деятельности призвана создать дополнительные условия для развития детей с ОВЗ и организации их свободного времени.

Программа коррекционной работы по ФГОС начального общего образования необходима для распознания особых образовательных потребностей детей с ОВЗ, оказания психолого-медико-педагогической помощи. В отличие от коррекционно-развивающих курсов программа коррекционной работы разрабатывается индивидуально для обучающегося с ОВЗ.

При разработке вариантов 3 и 4 содержательного раздела АООП следует помнить, что вместо программы формирования УУД разрабатывается программа базовых учебных действий, вместо программы духовно-нравственного воспитания – программа нравственного развития.

В организационный раздел АООП НОО включается учебный план, условия реализации программы, а также план внеурочной деятельности.

Учебный план следует разрабатывать на основе варианта примерной адаптированной основной образовательной программы для детей с ОВЗ. Он состоит из обязательной части и части, которая формируется участниками образовательных отношений.

Содержание обязательной части определяется, исходя из варианта:

  • для первого варианта состав обязательной части повторяет учебный план ООП НОО;
  • для второго, третьего и четвертого вариантов следует учитывать рекомендации к составу учебных предметов и образовательных областей, изложенные в примерной АООП.

Недельная нагрузка рассчитывается исходя из рекомендаций, изложенных в п. 8.4 СанПиН 2.4.2.3286-15, утвержденных постановлением Главного санитарного врача России от 10 июля 2015 г. № 26.

Формируемая участниками образовательных отношений часть учебного плана отражается в основном блоке и блоке внеурочной деятельности. В основном блоке она включает выбранные курсы, которые организуются, чтобы углубленно изучить обязательные учебные предметы и удовлетворить особые образовательные потребности.

Соотношение обязательных предметов и выбранных курсов повторяет соотношение в учебном плане ООП НОО. Формируемая часть в блоке внеурочной деятельности включает внеурочные мероприятия и коррекционно-развивающие курсы.

Коррекционно-развивающие курсы, включенные в адаптированную образовательную программу в школе, отличаются в зависимости от группы ОВЗ и призваны корректировать индивидуальные психофизические недостатки развития детей. На такие курсы отводится не менее 5 часов в неделю из 10, выделенных на внеурочную деятельность.

Как видно, адаптированная образовательная программа для детей с ОВЗ по ФГОС призвана наиболее эффективно организовать работу педагогов, чтобы обеспечить детям с особыми потребностями благоприятную среду для личностного, социального, интеллектуального развития с учетом их индивидуальных способностей и потребностей.

По ссылкам ниже предлагаем скачать примерные адаптированные основные образовательные программы для детей с ОВЗ:

  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • с задержкой психического развития;
  • с расстройствами аутистического спектра;
  • с тяжелыми нарушениями речи в системе специального образования;
  • глухих детей;
  • слабослышащих и позднооглохших обучающихся;
  • для слепых обучающихся;
  • умственно отсталых обучающихся.

Скачать примерные адаптированные основные образовательные программы для детей с ОВЗ

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

logo

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.