text

✎ Быстрая подписка на журнал со скидкой 15%! ПОЛУЧИТЬ >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Виды уроков по ФГОС

  • 4 июня 2018
  • 8324

Активное внедрение принципов системно-деятельностного подхода в учебный процесс обусловило необходимость пересмотра основ школьного образования, базовой единицей которого в условиях нового времени, как и ранее, остается урочное занятие. Ввиду того, что для достижения метапредметных и личностных результатов обучения нет необходимости пополнять традиционный образовательный модуль дополнительными элементами, возникла необходимость разработать новые виды уроков по ФГОС, характеризующиеся:

  • возможностью проектирования проблемных учебных ситуаций, позволяющих учащимся «открывать» знания, что гарантирует формирование обширной понятийной базы;
  • последовательным созданием предпосылок для осуществления самостоятельной образовательной деятельности в будущем;
  • поддержанием высокого уровня мотивации школьников к обучению как процессу, позволяющему в полной мере удовлетворить возрастные познавательные потребности.

Скачайте таблицу: "Виды уроков по ФГОС"
Скачать бесплатно в .docx

Виды уроков по ФГОС в основной школе

Оптимизация процесса школьного обучения, основанная на пересмотре традиций проведения урочных занятий, обусловлена необходимостью отказа от практики освоения школьниками значительной предметной базы в пользу выработки универсальных компетенций, необходимых для успешной социальной адаптации и профессиональной ориентации выпускников. Виды уроков по ФГОС в основной школе являются кардинально новыми организационными решениями, и вместе с тем они полностью отражают традиционную для российской педагогики систему поэтапной работы с обучающимися по темам с последовательным усложнением уровня учебного материала. Таким образом переосмысление структуры уроков позволяет опытным учителям успешно использовать адаптированные наработки предыдущих лет, а учителям, которые только начинают педагогическую практику, — находить интересные обучающие решения и в полной мере реализовать свой профессиональный потенциал.

Виды уроков по ФГОС

Подготовка и проведение всех видов уроков в основной школе согласно принципам ФГОС предусматривает:

  1. Выстраивание просветительских условий на основе активной деятельности учащихся — актуализации ранее изученного, систематизации усвоенных знаний, исследования, экспериментирования, размышлений, ведения проблемного поиска, — а не ретрансляции и последующего воспроизведения информации, как это было ранее. 
  2. Обязательную передачу инициативы от педагога детям, что особенно важно реализовать в организационных моментах — при постановке темы урока, разработке текущих целей и задач обучения, определении стратегии действий, рефлексии. 
  3. Отказ от последовательного выполнения однотипных заданий. Высокая результативность учебно-воспитательного процесса в условиях нового времени, когда ценность информации стремительно утрачивается ввиду развития технологий, возможна только при умении выпускников применять полученные знания на практике, что достигается путем систематического проектирования на уроках после первого этапа усвоения материала заданий с измененными условиями, нестандартных и творческих задач.
  4. Систематическое проведение учителем самоанализа урочных занятий с использованием специальных экспертных карт, уровня их результативности с целью корректирования педагогической стратегии и создания оптимальных условий для достижения школьниками высоких метапредметных и личностных результатов обучения. 
Виды/Структура уроков У. открытия новых знаний Комбинированный урок У. рефлексии (комплексного применения ЗУН) У. общеметодологической направленности У. повторения У. развивающего контроля У. системной коррекций ЗУН
Цели: деятельностная (Д) и содержательная (С)

Д.: в ходе проектирования технологий проблемного обучения обеспечить ситуации «открытия» школьниками новых знаний, освоение новых навыков и умений.

С.: способствовать расширению понятийной базы детей по конкретной предметной области.

Д.: обеспечить учебные условия, способствующие поиску, актуализации и закреплению предметного содержания по теме. 

С.: способствовать формированию метапредметных и личностных результатов обучения. 

Д.: обучить детей вариантам использования ранее приобретенных компетенций в типичных, частично измененных и нетипичных учебных ситуациях.

С.: обеспечить интеграцию отдельных понятий в систему познаний школьников, уточнение связей между отдельными предметами и понятиями.

Д.: осуществить структуризацию изученного, полученных детьми по изучаемой теме, закрепление умений и навыков.

С.: совершенствовать способности детей в сфере обобщения информации, построению предметных и межпредметных связей, выявлению практической ценности изучаемого материала и возможности его применения в будущем — в образовательных и практических целях.

Д.: актуализация, совершенствование и коррекций знаний.

С.: расширение предметно-понятийной базы школьников.

Д.: обучать способам самокоррекции знаний на основе соотнесения объема успешно выполненных учебных задач и актуальных критерий оценивания, а также методам само- и взаимоконтроля

С.: выполнить текущую проверку предметных знаний, уровня сформированности УУД, способствовать формированию адекватной самооценки школьников.

Д.: обеспечить условия для закрепления пройденного материала, актуализации учебных проблем по теме, вызвавших затруднение.

С.: формировать навыки самокоррекции. 

Организационный момент. Мотивационный этап.

Приветствие, подготовка учащихся.

Благодаря стратегически выстроенной работе педагога (заранее проведенному проектированию урока согласно ФГОС) школьники самостоятельно формулируют тему занятия на основе имеющихся данных.

Формулирование текущих учебных целей и задач.

С целью актуализации границ познания класс работает по алгоритму, предусматривающему:

  1. Короткое воспроизведение ранее изученного материала, составляющего понятийную базу по теме.
  2. Опредление области неизученного, как следствие — предметного минимума, овладение которым необходимо для решения поставленной задачи.
Выявление уровня знаний и сформированности умений по теме, которое осуществляется на основе выполнения учениками разноуровневых  заданий.

Подведение итогов по результатам контроля.

Выявление типичных и индивидуальных ошибок, закрепление алгоритмов их исправления и недопущения в будущем.

Работа над ошибками может проводиться в коллективном, групповом или индивидуальном порядке

Первичное усвоение материала.

Выявление учебной проблемы — затруднения.

Разработка плана по преодолению затруднения: выявление знания. Это ключевой элемент занятия, во многом определяющий уровень компетенций учителя; ему следует уделить достаточно внимания.

Закрепление компетенций в ходе выполнения различных обучающих задач:
  • типовых, требующих исключительно воспроизведения материала;
  • конструктивных, основанных на изменении и расширении стандартных заданий.
Фиксация затруднений на основе блиц-опроса, короткой проверочной работы.
Первичное закрепление изученного. Создание условий для усвовения учащимися новых элементов предметной базы посредством организации выполнение пробного учебного действия по алгоритму или в стандартизованных услровиях. Образовательная работа с обобщенными материалами.
Продуктивный модуль (расширение метапредметных умений, творческая работа).

Закрепление усвоенных познаний и умений, самостоятельная работа (выполнение заданий по примеру).

Осуществление самокоррекции, взаимокоррекции.

Выполнение заданий повышенной сложности, реализация творческих и поисковых мини-проектов.

Коррекция ошибок, поиск путей их преодоления и предупреждения.

Проведение консультаций по домашней работе.

Озвучивание заданий, которые учашщимся предстоит выполнить самостоятельно или по группам, актуализация внимания детей на сложных моментах, предоставление мини-консультаций.

С целью реализации принципов ФГОС учитель должен обеспечить дифференциацию заданий, чтобы дети имели возможность выбрать домашнее задание с учетом индивидуальных познавательных потребностей и возможностей.

Рефлексия. Оценивание результатов поисковой и непосредственной учебной активности, проведение самоанализа, озвучивание впечатлений и особенностей эмоционального опыта, полученного в ходе занятия.

Типы современного урока по ФГОС

Структура школьных занятий, проведение которых способствует реализации принципов нового стандарта образования и последовательному усовершенствованию хода процесса обучения, предусматривает возможность чередования различных организационных форм. Организация в основной школе по ФГОС современных уроков разного типа способствует созданию оптимальных условий школьного обучения, повышению мотивации детей, реализации межпредметных интегративных связей.

Различают такие виды уроков в соответствии с классификацией урочных занятий по ФГОС:

  1. Лекция, беседа, конференция, познавательная экспедиция, путешествие, инсценирование, проблемное занятие, урок смешанного типа — организационные виды занятия, соответствующие структуре уроков открытия знаний, повторения пройденного.
  2. Деловая игра, форум, практикум, составление сочинения, ролевая или деловая игра — использование таких видов обучающей деятельности соответствует структуре рефлексивных занятий, во время которых организуется закрепление ЗУН.
  3. Урок-консультация, урок-диспут, обсуждение, конференция, урок-откровение, игровой суд, конкурс — организационные структуры, позволяющей успешно решать задачи общеметодологической направленности.
  4. Самостоятельные письменные работы, тестирование, устный опрос, защита творческих групповых или индивидуальных проектов, конкурсы, смотры знаний — распространенные виды реализации уроков развивающего контроля.

Для повышения эффективности обучения учителя могут использовать элементы различной образовательной работы в рамках одного занятия или реализовать нестандартные занятия комбинированного типа. Главное — обеспечить должный уровень подготовки занятия с нетипичной структурой, создавая условия для стимуляции познавательной активности и гарантированное достижение запланированных предметных и надпредметных результатов.

Виды уроков по ФГОС

Принципы проектирования основных типов уроков по ФГОС

Сохранение урока — традиционной структурной единицы организации обучения — в перспективах перспективной образовательной политики является закономерным решением, обусловленным многолетней результативной практикой поколений российских педработников.

Успешному учителю при разработке основных типов уроков по ФГОС важно не начинать работу с нуля, а творчески использовать предыдущий эффективный опыт, предварительно выделив отличительные черты занятия нового образца:

  1. Цели и задачи занятия формируются с тенденцией передачи инициативы от педагога к учащимся. Ребенок становится не пассивным созерцателем, а направляющим образовательной деятельности.
  2. Обеспечивается систематическое обучение школьников рефлексии — практике оценки характера личной познавательной деятельности, выявления причин возникновения затруднения, поиска способов их преодоления.
  3. Повышение активности детей на уроке обеспечивается за счет использования различных методов, форм и приемов обучения.
  4. Педагог последовательно практикует использование технологий диалога: учит школьников формулировать и задавать уточняющие развернутые вопросы, приобретать ЗУН в ходе продуктивного общения.
  5. Учитель обеспечивает оптимальное сочетание традиционной и новаторской форм обучения, способствует проявлению детьми творческих инициатив, поиску нестандартных решений.
  6. На уроке озвучиваются четкие алгоритмы проведения самоконтроля и критерии самооценки, что способствует формированию адекватной оценочной деятельности.
  7. Педагог путем применения различных приемов организации обучающей активности обеспечивает осмысленное восприятие материала учащимися.
  8. Одним из базовых педагогических правил становится отслеживание и поощрение индивидуальных успехов.
  9. Учитель принимает мнение учащихся, отличное от стандартных положений, учит последовательно, в корректной форме излагать свою точку зрения и отстаивать ее.
  10. Педагог делает все возможное для поддержания на уроке атмосферы сотрудничества, обеспечения психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.
  11. Глубокое личностное воздействие между учителем и учащимся достигается за счет организации продуктивной совместной деятельности, поиска истины в условиях взаимоуважения и сотворчества.

Больше информации о проектировании современных уроков с учетом требований ФГОС представлено здесь:

  1. Самоанализ урока по ФГОС
  2. Карта урока по ФГОС
  3. Создание проблемной ситуации на уроке
  4. Диагностика уровня формирования ключевых компетенций учащихся школы по ФГОС
  5. Интенсифицированный педагогический совет «Разработка учебных занятий с учетом требований ФГОС»

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для работника сферы общего образования.

Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займёт менее 1 минуты! :)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать файл
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×

Вам открыт свободный доступ
к Справочной системе Образование

Узнайте важные изменения к 2018-2019 учебному году

Получите готовые решения для специалистов образования, которые доступны только подписчикам

Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.