text

Конференция для директора школы 2018 >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

План ВШК на 2017-2018 учебный год в соответствии с ФГОС

  • 11 декабря 2017
  • 9580

Поддержание высокого уровня ведения воспитательно-образовательного процесса в современной школе предусматривает обязательное составление плана ВШК (внутришкольного контроля) на 2017-2018 учебный год в соответствии с ФГОС.

Скачать пример плана внутришкольного контроля на 2017-2018 учебный год
Скачать бесплатно в .docx

Этот важный документ организующей направленности регламентирует порядок реализации управленческих функций, которые, с одной стороны, должны способствовать улучшению качества предоставляемых образовательных услуг, с другой — не нарушать порядок педагогической работы. Поэтому план ВШК, соответствующий образовательным стандартам нового поколения, должен соответствовать следующим принципам:

  • систематичности осуществления контролирующих функций;
  • объективности;
  • действенности — важен не столько сам контроль, сколько последующая интерпретация и использование полученных результатов;
  • компетентности, основанной на высокой квалификации сотрудников, ответственных за ВШК.

Составление плана ВШК на 2017-2018 учебный год в соответствии с ФГОС

План ВШК на 2017-2018 учебный год в соответствии с ФГОС

Слаженное взаимодействие структур образовательного учреждения, способствующее организации обучения в соответствии с ФГОС, не может быть реализовано без составления плана ВШК на 2017-2018 учебный год — базового нормативного документа, в котором представляется информация по прогнозированию контрольных мер в отношении учебно-воспитательного процесса и ее участников, экспериментальных образовательных разработок, кадровой работы, организации обеспечения школьной жизни всем необходимым. Документ планирования управленческих функций традиционно составляется в табличной форме с опорой на принципы научности и конструктивности, поиск оптимальных путей повышения качества образовательных услуг, повышения эффективности педагогической деятельности, адекватности и объективности контроля. Таким образом, план ВШК в полной мере отвечает требованиям гуманитаризации образования и способствует реализации планов по развитию школы.

вшк

Как оформить результаты внутришкольного контроля?

 

Отвечает Светлана Сабельникова, заместитель директора по образовательной деятельности АНО «ШКОЛА "ПРЕЗИДЕНТ"»

При прогнозировании порядка осуществления внутришкольного контроля на новый учебный год важно разделить уровни персональной и коллегиальной ответственности — функции руководителя и заместителей ОУ, ответственных групп, представляющих интересы педагогического коллектива, учащихся, а также родительского комитета. В плане, соответствующем новой образовательной политике РФ, следует предусмотреть мероприятия, направленные на предупреждение и профилактику рисковых ситуаций, в том числе связанных и с возникновением конфликтов интересов между педагогами, педагогами и учащимися, представителями школы и родителями.

Документы образовательной организации

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебная программа "Документы образовательной организации". За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Согласно общепринятым требованиям, документ должен включать титульную страницу, оформленную согласно стандартным требованиям, перечень реализуемых целей и задач, основную табличную часть. 

Целью составления плана ВШК на 2017-2018 учебный год является систематическое совершенствование учебно-воспитательного процесса, повышение образовательного потенциала школы, отслеживание динамики улучшения учебных достижений детей и профессионального уровня педагогических сотрудников.

В перечень задач осуществления регулирующих и управленческих функций согласно плану следует включить следующие:

  1. Получение достоверной информации об образовательных достижениях школьников, необходимой для соотнесения реального и желаемого портрета выпускника, при необходимости — разработки соответствующего комплекса мер.
  2. Обеспечение повышения учебной мотивации учащихся посредством усовершенствования применяемых педагогических технологий, создания условий для успешной социализации и профессиональной реализации выпускников.
  3. Систематическая коррекция деятельности учителей, направленная на корректную реализацию общеобразовательной программы, формирование положительного настроя и готовности к непрерывному творческому поиску.
  4. Совершенствование системы контроля управления образовательно-воспитательным процессом, особенно — показателей объективности и действенности.
  5. Дальнейшее расширение системы внеурочной деятельности, расширение полномочий психологической службы школы с целью создания условий для всестороннего и гармоничного развития учащихся в комфортной атмосфере.
  6. Разработать новые пути реализации творческого потенциала педагогического коллектива, подкрепленные поддержкой административного состава школы.

Пример плана внутришкольного контроля на 2017-2018 учебный год

Скачать пример плана внутришкольного контроля на 2017-2018 учебный год
Скачать бесплатно в .docx

Содержание контролирующих функций Цель осуществления контроля Вид контроля Объекты контроля Ответственные Сроки проведения мероприятий по ВШК Управленческое решение
Сентябрь
1. Контроль выполнения всеобуча.
Организация индивидуального обучения детей с ОВЗ. Контроль выполнения требований к организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Тематический, персональный Документация, регламентирующая организацию индивидуального обучения.  Заместитель руководителя ОУ по УВР Первая неделя Составление локального приказа, учебных планов. 
Заключение договоров с родителями учащихся с ОВЗ.
Мониторинг посещаемости школы.  Выявление школьников, не приступивших в занятиям, выяснение причин.  Фронтальный Сводки информации, составленные на основе докладов ответственных педагогов. Заместитель руководителя ОУ по УВР Вторая неделя Проведение индивидуальных бесед с классными руководителями, представителями семей учащихся.
2. Контроль школьной документации.
Оформление личных дел первоклассников.  Реализация порядка ведения и хранения личных дел. Тематически-обобщающий Личные дела детей, зачисленных в первый класс. Руководитель ОУ Первая неделя Проведение административного совещания.
3. Контроль работы педагогического состава школы.
Обеспеченность учебно-воспитательного процесса педагогическими кадрами.  Проверка выполнений требований рациональности педагогического труда. Комплексно-обобщающий, административный Внутренние нормативные документы, регламентирующие учебную нагрузку педагогов.  Руководитель ОУ Первая неделя Проведение установочного административного совещания. 
Утверждение норм тарификации.  Проверка соответствия уровня квалификации кадров записям в бухгалтерских документах и трудовых книжках.  Обобщающий, административный. Бухгалтерская документация.
Трудовые книжки.
Руководитель, главный бухгалтер ОУ Первая неделя Составление приказа о тарификации. 
Аттестация педагогических кадров в 2017-2018 учебном году. Составление списка педработников, обязанных пройти аттестационное оценивание. 
Составление графика прохождения аттестации.
Персональный и обобщающий Предварительные списки аттестуемых педработников.  Заместитель руководителя ОУ по УВР Вторая неделя Утверждение списков аттестуемых педагогов, графика проведения аттестационного оценивания. 
4. Контроль воспитательной работы.
Проведение месячника профилактики дорожно-транспортного травматизма «Дорога в школу». Оценка работы классных руководителей по профилактике детского травматизма на дорогах. Тематический Документы по планированию воспитательной работы, работа в классах. Заместитель руководителя ОУ по УВР Третья неделя Составление отчетной документации, при необходимости — разработка дополнительных мероприятий. 
5. Контроль условий реализации воспитательно-образовательного процесса.  
Обеспеченность школьников учебниками. Выявление возможного недостатка базовой учебной литературы на 2017-2018 учебный год. Тематически-обобщающий Учетные документы библиотечного фонда. Заведующий школьной библиотекой Вторая неделя Подготовка информационных справок, объяснительной записки. 
Октябрь
1. Контроль преподавания учебных предметов. 
Реализация дифференцированного обучения  в начальной школе. Проверка работы педагогов у учащимися, демонстрирующими низкий уровень успеваемости. Предметно-обобщающий Сводки учебных достижений неуспевающих, документация педагогов по планированию.  Заместитель руководителя ОУ по УВР Первая неделя Составление отчетных актов.
2. Контроль состояния здоровья школьников.
Питание в школьной столовой и буфере.  Проверка правильности выхода блюд, профилактика нарушений.  Тематический Меню-требование Представители комиссии по школьному питанию Вторая неделя Отчетная справка.
Организация занятий ЛФК для детей с ОВЗ. Мониторинг выполнения требований, регламентирующих работу групп ЛФК. Фронтальный Календарно-тематические планы педагогов, ответственных за работу группы ЛФК.
Заключения ПМПК, медицинские справки.
Заместитель руководителя ОУ по КР Третья неделя Проведение административного совещания.
3. Контроль работы педагогического состава школы.
Мониторинг добросовестности выполнения должностных обязанностей. Предупреждение недобросовестного выполнения обязанностей сотрудниками школы. Персональный  Анализ работы педагогов, непедагогических работников. Руководитель ОУ. Вторая неделя При необходимости — пересмотр должностных инструкций и трудовых договоров. 
Ноябрь
1. Контроль выполнения всеобуча.
Оценивание успеваемости учащихся. Мониторинг итогов четверти. Фронтальный  Сводки результатов успеваемости по предметам. Заместитель руководителя ОУ по УВР Первая неделя Административное совещание, подготовка отчетной документации.
Проверка организации предметных олимпиад в начальной школе. Оценка педагогической деятельности по выявлению одаренных детей. Обзорный Документы по планированию, сводки результатов предметных олимпиад в начальной школе. Заместитель руководителя ОУ по УВР Вторая неделя Разработка дополнительных мер по развитию детской одаренности.
Публикация информации о победителях на сайте школы.
2. Контроль преподавания учебных предметов.
Проведение тематического контроля в 9 классе.  Выявление учащихся, имеющих низкую мотивацию к учебной деятельности, предупреждение неуспешного прохождения ГИА. Тематически-обобщающий Сводки успеваемости девятиклассников. Заместитель руководителя ОУ по УВР Четвертая неделя Составление приказов по результатам административного совещания. 
3. Контроль школьной документации.
Проверка классных журналов по итогам четверти. Мониторинг корректности заполнения журналов. Тематически-обобщающий Классные журналы. Заместитель руководителя ОУ по УВР Третья неделя Проведение дополнительного инструктажа.
4. Контроль воспитательной работы.
Поддержка детских инициатив. Оценивание состояния ученического самоуправления. Персональный тематический Результаты общешкольного анкетирования, предложений ученического актива.  Заместитель руководителя ОУ по КР Первая неделя Разработка мер для развития системы ученического самоуправления.
Реализация взаимодействия школы с родителями. Проверка качества проведения родительских собраний, уровня подготовленности педагогов с представителями семей учащихся. фронтальный Посещение родительских собраний в классах. Заместитель руководителя ОУ по УВР Вторая неделя Проведение собеседований в индивидуальном порядке.
5. Контроль условий реализации воспитательно-образовательного процесса.  
Оценивание уровня безопасности ОУ. Создание безопасных условий обучения для школьников и кадрового состава ОУ. Тематический Документация, составленная на основе проведения мониторинга состояния помещений школы, отчеты охраны.  Заместитель руководителя ОУ по АХР Четвертая неделя Составление аналитической справки.
Декабрь
1. Контроль выполнения всеобуча.
Педагогическая работа с учащимися «группы риска». Мониторинг посещаемости уроков, выявление особенностей организации досуговой деятельности учащихся с низким уровнем мотивации и успеваемости.
Оценивание деятельности классных руководителей.
Фронтальный  Планы воспитательной работы по классам, результаты анкетирования, докладов по проведению индивидуальных бесед с детьми «группы риска» и их родителями. Заместитель руководителя ОУ по КР Первая неделя Утверждение следующего этапа мониторинга по данному направлению с учетом тревожности выявленных особенностей. Проведение индивидуальных бесед с педагогами.
Проверка организации предметных олимпиад. Оценка педагогической деятельности с одаренными детьми.  Обзорный Сводки результатов предметных олимпиад в начальной школе. Заместитель руководителя ОУ по УВР Первая неделя Составление и утверждение списков учащихся, которые примут участие в межшкольных предметных олимпиадах. 
Публикация информации о победителях на сайте школы. 
2. Контроль преподавания учебных предметов.
Обобщающий контроль подготовленности учащихся 11 классов к ГИА. Предупреждение неуспешного прохождения итоговой аттестации выпускниками школы.  Классно-обобщающий, тематический Образовательный процесс в 11 классе. 
Документы по планированию процесса подготовки учащихся 11 классов к экзаменам. 
Заместитель руководителя ОУ по УВР Третья неделя Административное совещание, составление отчетной документации.
3. Контроль работы педагогического состава школы.
Аттестационное оценивание педагогических работников. Проверка содержания (качественных показателей) педагогических разработок, предоставляемых на аттестацию. Персональный Аттестационные работы. Заместитель руководителя ОУ по УВР Вторая неделя Проведение разъяснительных бесед.
Выполнение государственного задания в 2017 году. Предупреждение трудностей с выполнением госзадания. Тематический  Отчетная документация. Руководитель ОУ Третья неделя Административное совещание.
4. Контроль состояния здоровья школьников.
Сохранение и защита здоровья учащихся.  Мониторинг проведения сезонных оздоровительных мероприятий с целью предупреждения эпидемий гриппа, ОРВИ. Тематический  Работа медицинского персонала в школе. 
Отчеты по выполнению требований СаНПинов. 
Старшая медицинская сестра
 Заместитель руководителя ОУ по АХР
Четвертая неделя При необходимости — разработка дополнительных противо-эпидемиологических мероприятий.
Январь
1. Контроль выполнения всеобуча.
Проверка посещаемости занятий школьниками в первом полугодии. Предупреждение низкой посещаемости, мониторинг работы педагогов.  Фронтальный Сводки посещаемости, успеваемости по классам.  Заместитель руководителя ОУ по УВР Первая неделя Составление отчетной документации, проведение дополнительных консультаций с педагогами.
2. Контроль школьной документации.
Проверка журналов по итогам четверти. Оценивание правильности заполнения классных журналов, объективности оценивания учащихся по предметам за первое полугодие. Тематически-обобщающий Классные журналы, электронные журналы успеваемости. Руководитель ОУ Первая неделя Составление экспресс-справки.
3. Контроль  воспитательной работы.
Работа школы в период зимних каникул. Мониторинг качества организации познавательного досуга, уровня заинтересованности детей.  Тематический Отчетные документы, составляемые по результатам воспитательной работы за период зимних каникул. Беседы с педагогами. Заместитель руководителя ОУ по УВР Вторая неделя Корректирование планов воспитательной работы на каникулярные периоды.
Духовно-нравственное воспитание школьников Оценивание педагогической деятельности классных руководителей по направлению, выявление использования (неиспользования) современных воспитательных технологий. Обзорный Планы внеклассной работы, тематические классные часы.  Заместитель руководителя ОУ по УВР
Педагогический актив школы
Третья неделя Совещание классных руководителей при участии заместителя директора школы по УВР.
Февраль 
1. Контроль работы педагогического состава школы.
Результативность выполнения и реализации решений, принятых на педагогических советах. Предупреждение факта невыполнения решений педсовета.  Фронтальный Отчетная документация, составленная по результатам педсоветов.   Руководитель ОУ Первая неделя Проведение консультаций, наложение административных наказаний.
Методическая работа педагогического коллектива школы. Оценивание результативности работы школьных методобъединений. Выявление уровня активности педагогов ОУ в профессиональных конкурсах. Тематический  Документы, подтверждающие результативность участия учителей школы в профессиональных конкурсах, — грамоты, дипломы, свидетельства о присвоении почетных званий.  Руководитель ОУ Третья неделя Составление рекомендаций для школьных методических объединений.
2. Контроль условий реализации воспитательно-образовательного процесса.  
Выполнение домашних заданий учащимися.  Предупреждение фактов неправильного оценивания педагогами уровня домашней учебной нагрузки.  Тематический Выборочный список домашних заданий по разным предметам (2-9 классы). Заместитель директора школы по УВР Вторая неделя Проведение индивидуальных бесед, консультаций.
3. Контроль работы специалистов психолого-педагогической службы школы. 
Работа педагога-психолога. Оценка выполнения должностных обязанностей школьным педагогом-психологом, удовлетворенность учителей работой представителя психолого-педагогической службы школы. Персональный Рабочая документация педагога-психолога, отчеты по сопровождению учебно-воспитательного процесса.  Заместитель директора по КР Четвертая неделя При необходимости — корректировка работы педагога-психолога. 
Март
1. Контроль выполнения всеобуча.
Набор первоклассников. Информирование родителей по вопросам приема заявлений. Обзорный Мониторинг информации, представленной на сайте школы.
Собрание родителей первоклассников
Руководитель ОУ Первая неделя Обновление информации на сайте школы, проведение индивидуальных консультаций.
2. Контроль преподавания учебных предметов.
Сохранение заинтересованности детей в дополнительном образовании. Мониторинг деятельности педагогов в рамках кружковой работы, осуществление деятельности, направленной на сохранение контингента учащихся.  Комплексно-обобщающий Отчетная документация руководителей тематических кружков, секций. Заместитель директора по УВР Первая неделя Проведение административных совещаний.
Тематический контроль по результатам формирования у учащихся стремления к безопасному образу жизни. Оценка выполнений программных требований.  Фронтальный  Сводки по мероприятиям, реализуемым с целью популяризации здорового образа жизни. Заместитель директора школы по УВР Вторая неделя Подготовка протокола педагогического совета.
3. Контроль процесса подготовки к ГИА.
Проведение контрольного оценивания знаний в 9 классах (срезы по русскому языку, математике).  Предварительное оценивание знаний школьников, предупреждение неуспешной сдачи ГИА. Предварительный  Результаты контрольных срезов. Ответственные педагоги
Заместитель директора школы по УВР
Вторая неделя Составление экспресс-справки.
Проведение пробных экзаменов в 11 классах.  Мониторинг готовности выпускников к итоговому оцениванию знаний, предупреждение неуспешной сдачи ГИА. Тематический Отчетные документы, подготовленные ответственными педагогами. Заместитель директора по УВР
Руководитель ОУ
Третья неделя Административное совещание.
4. Контроль условий реализации воспитательно-образовательного процесса.  
Соблюдение техники безопасности в школе. Проверка соблюдений требований безопасности при организации учебной работы в кабинетах технологии, информатики, спортивном зале. Тематический Результаты наблюдений за ходом организации учебного процесса в кабинетах технологии, информатики, спортивном зале. Руководитель ОУ Четвертая неделя Проведение консультаций, бесед.
Апрель
1. Контроль выполнения всеобуча.
Подведение итогов третьей четверти (успеваемость, результативность работы педагогов).  Плановый мониторинг организации учебно-воспитательного процесса.  Фронтальный  Сводки посещаемости, успеваемости по классам.  Заместитель руководителя ОУ по УВР Первая неделя Административное совещание
2. Контроль школьной документации.
Обновление локальной документации ОУ. Приведение локальных актов школы в соответствии с актуальными нормативными требованиями. Обзорный Локальная документация. Административный состав ОУ Вторая неделя Обновление актов, регламентирующих порядок составления и хранения внутренней документации.
Оценивание знаний учащихся. Проверка объективности оценивания знаний детей учителями-предметниками, правильности ведения школьных тетрадей. Фронтальный обобщающий Тетради для выполнения контрольных работ, рабочие тетради. Заместитель руководителя ОУ по УВР Вторая неделя. Проведение дополнительных консультаций с педагогами.
3. Контроль воспитательной работы.
Проведение мероприятий по теме «Неделя экологии». Оценка качества подготовки мероприятий, активности учащихся, результативности воспитательной инициативы.  Тематический Отчетная документация по экологическому воспитанию. Заместитель руководителя ОУ по УВР
Педагог-организатор
Третья неделя Совещание педагогов при участии заместителя директора школы по УВР.
Контроль внеурочной деятельности.  Анализ результативности работы педагогов в рамках реализации комплекса дополнительного образования. Обзорный Сводки результатов реализации различных направлений дополнительного образования в школе.  Педагогический актив
Заместитель руководителя ОУ по УВР
Четвертая неделя Разработка методических рекомендаций. 
Май
1. Контроль выполнения всеобуча.
Проведение педагогического совета для утверждения порядка перевода учащихся 2-8, 10 классов.  Мониторинг освоения программных требований по классам. Выявление учащихся с неудовлетворительной успеваемостью, разработка соответствующих педагогических мер.  Фронтальный  Сводки по результатам годового оценивания, классные журналы. Административный состав ОУ Четвертая неделя Составление протокола педсоветов, соответствующих приказов.
2. Контроль воспитательной работы.
Проведение мероприятий патриотической направленности. Оценка качества подготовки мероприятий, приуроченных памяти павших  в ВОВ, заинтересованности и участия детей в организации Вахт памяти. Тематический Мероприятия патриотической направленности.  Заместитель руководителя ОУ по УВР Первая неделя Административное совещание
Организация празднования Последнего звонка. Мониторинг качества подготовки, обеспечения взаимодействия с семьями учащихся. Тематический Сценарий и ход проведения торжества. Заместитель руководителя ОУ по УВР Четвертая неделя Административное совещание
3. Контроль состояния здоровья школьников.
Использование спортивной площадки, пришкольной территории для проведения мероприятий по укреплению здоровья детей. Мониторинг использования ответственными педагогами благоприятных погодных условий для утверждения принципов ЗОЖ, организации подвижных развлечений на воздухе. Тематический Документы по планированию педагогов-организаторов, классных руководителей. Руководитель ОУ Вторая неделя Проведение разъяснительной работы
4. Контроль процесса подготовки к ГИА.
Проведение педагогического совета, посвященного вопросам допуска учащихся к ГИА. Проверка уровня готовности учащихся и ответственных педагогов к проведению ГИА. Тематический Классные журналы в 9, 11 классах.  Руководитель ОУ Третья неделя Составление протокола педсовета

Принципы составления плана внутришкольного контроля

Современная школа является сложной, многокомпонентной организационной структурой, слаженное функционирование которой невозможно без реализации различных регулирующих функций, которые отражаются в плане внутришкольного контроля, определяют локальные планы-задания. В рамках составления примерной структуры документа такого типа невозможно отразить все виды и формы контролирующих функций, которые обязана последовательно реализовывать школьная администрация. Вместе с тем практика ежегодного составления плана ВШК на основе аналогичного документа за предыдущий период позволяет систематически пересматривать особенности реализации контроля и улучшать их с учетом требований объективности, результативности.

Проведение внутришкольного контроля в 2017-2018 году следует реализовывать в рамках двух больших групп работы школьного коллектива:

  1. Образовательной деятельности (включает учебную, воспитательную, внеурочную учебно-воспитательную, методическую работу и ведение экспериментально-поисковой педагогической деятельности).
  2. Сопровождение воспитательно-образовательного процесса (учебно-методическое, психологическое, медицинское, информационное, материально-техническое обеспечение и охрану жизнедеятельности).

План ВШК на 2017-2018 учебный год в соответствии с ФГОС

Независимо от сферы реализации контролирующих и регулирующих функций, следует обеспечить высокую результативность реализации комплекса ВШК, что возможно только при условии применения следующих подходов к составлению плана:

  • Последовательности — мониторинга не группы, а комплекса целей. Объективный, результативный контроль в школе осуществляется по всем направлениям работы — организации учебного процесса, воспитательной работы, методической деятельности, экспериментальной педагогической практики, обеспечение безопасности условий обучения и труда, — что должно быть отражено в документах планирования.
  • Вариативности, предусматривающей применении различных методов и форм контроля к одному и тому же процессу или объекту. Применение однообразных форм мониторинга и оценки может привести к «однобокости» подготовки и снизить показатели результативности ВШК. Последовательное применение различных подходов (тематического, обзорного, фронтального, персонального типов контроля) позволяет своевременно выявлять «слабые» места в работе школы и эффективно устранять их.
  • Многоуровневости, которая реализуется за счет проверки одного и того же процесса или объекта различными органами управления (заместителем директора, директором школы, председателем методобъединения, представителями государственных органов).

С целью реализации вышеуказанных принципов в план ВШК на 2017-2018 учебный год следует включить различные виды контроля:

  1. Тематический, представляющий совокупность контролирующих функций, которые реализуются на протяжении всего учебного года. Тематический внутришкольный контроль позволяет отследить текущее состояние процессов и объектов воспитательного комплекса, при необходимости — показатели их динамики. К объектам такого вида ВШК относится качество педагогической работы, показатели успеваемости учащихся, соответствие реализуемого педагогического комплекса программным требованиям, эффективность отдельных направлений кружковой и воспитательной работы. По результатам тематического контроля составляются документы текущей отчетности — справки, рекомендации, проводятся разъяснительные беседы и административные совещания.
  2. Фронтальный контроль основывается на всесторонней оценке процесса или объекта исследования, проводится не чаще одного-трех раз в учебном году. При реализации такого вида контроля предусмотрен мониторинг эффективности отдельных направлений учебно-воспитательного процесса (внеурочной воспитательной работы, дополнительного образования, методической деятельности) или отдельного подразделения (методической службы, всех 9 или 11 классов в рамках подготовки к ГИА). Применение инструментов фронтального контроля также допустимо в период подготовки педагога к аттестации.

Различные способы организации контроля обуславливает разнообразие форм ВШК по периодичности и способе организации. При прогнозировании контролирующих функций школьной администрации важно предусмотреть временные рамки для реализации всех необходимых форм регулирующей деятельности:

  • входного контроля, осуществляемого для оценки результативности деятельности за прошедший период;
  • предварительного, позволяющего оценить риски реализации обязательных компонентов обучения (актуально в период подготовки к ГИА);
  • текущего, проводимого для оценивания результативности деятельности за конкретный период (четверть, полугодие);
  • промежуточного, знаменующего переход от одного значимого периода к следующему;
  • итогового, который проводится с целью составления комплексной оценки реализуемых мер. Результаты итогов ВШК должны обязательно учитываться при планировании аналогичной деятельности на будущий учебный год.

Отдельно хочется отметить, что типовые документы по планированию ВШК, которые можно сказать в конце статьи, могут использоваться лишь в качестве ориентиров для работы отдельных образовательных учреждений, как и перечисленные виды контроля. Эффективное управление не может строиться на проведении тотальных проверок по всем направлениям, даже если они заранее спрогнозированы. В противном случае организация обучения и воспитания детей будет строиться исключительно в угоду интересам регулирования, что является в корне неправильным. Целесообразно выделение приоритетных направлений работы на конкретный учебный год для проведения всесторонних проверок и обеспечение комплекса мер по другим сферам, что способствует созданию баланса усилий всех участников образовательного процесса и гарантирует последовательное улучшение показателей работы современной школы.

Годовой план внутришкольного контроля в начальной школе

Планирование контролирующих функций в начальной школе имеет ряд особенностей, обусловленных необходимостью подготовки младшеклассников к переходу на основную ступень обучения. План по проведению ВШК в начальной школе отличается упрощенной структурой ввиду возможности опущения отдельных видов контроля, последовательностью, организацией работы на результат.

В связи с включением начальной школы в общую структуру базового образования главной целью реализации ВШК в младших классах является соблюдение принципов государственной образовательной политики, предусматривающей систематический мониторинг недостатков организации учебно-воспитательного процесса, который может выражаться в несоответствии содержания обучения программным данным, учебным инструкциям и приказам. За основу планирования принимаются результаты организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе за предыдущий период: успешность освоения детьми программного минимума, выполнение нормативов итоговых достижений, а главное — количественные показатели младшеклассников, успешно переведенных на обучение в основную школу.

Характеристики ВШК в начальной школе имеют ряд особенностей по каждому направлению контроля, что должно быть учтено при формировании отчетной документации. Ниже мы рассмотрим важные показатели организации обучения и воспитания, деятельности по их обеспечению, которые следует обязательно включить в план внутришкольного контроля на 2017-2018 год.

Отражение контроля учебно-воспитательной работы в плане ВШК

План ВШК на 2017-2018 учебный год в соответствии с ФГОС

Мониторинг качества организации учебно-воспитательной работы в начальной школе затруднен ввиду отсутствия данных о ранних достижениях учащихся. Фронтальный и тематический контроль согласно плану проводится по ключевым показателям, к которым следует отнести:

  • выполнение требований всеобуча;
  • правильность заполнения школьной документации;
  • отражение программных требований в педагогическом планировании и тактике обучения;
  • выполнение методической работы;
  • ведение экспериментальной педагогической деятельности;
  • организация внеурочной воспитательной работы.

В рамках контроля всеобуча ответственному педагогу и заместителю директора по УВР важно отслеживать следующие показатели:

  1. Посещаемость занятий.
  2. Выполнение требований орфографического режима, владение техникой чтения на требуемом уровне.
  3. Характер выполнения домашних заданий.
  4. Организация обучения детей с ОВЗ, инвалидностью (в том числе на дому).
  5. Оказание помощи в адаптации к школьному обучению детям из неблагополучных семей, «трудным» учащимся.
  6. Проведение мероприятий по выявлению детской одаренности.

Систематический анализ данных о базовых показателях всеобуча позволяет выявить круг школьников, имеющих сложности с освоением образовательного минимума, дисциплины, а значит — и разработать комплекс мер по предупреждению неуспеваемости, тем самым гарантируя высокую эффективность внутришкольного контроля.

В рамках проверки школьной документации в начальной школе особое внимание уделяется заполнению и ведению личных дел детей, которые только поступили на обучение, отслеживанию содержания календарно-тематических планов, планов уроков программным требованиям, журналов факультативных занятий и кружковой работы. Ключевое знание имеет проверка рабочих тетрадей, тетрадей для выполнения контрольных работ, дневников младшеклассников, реализуемая с целью своевременного выявления неточностей и их последующего устранения.

При составлении плана-задания для проведения тематического контроля в начальной школе обязательна разработка контролирующих и регулирующих мер по проверке деятельности педагогических кадров, а именно:

  1. Методической работы педагогов младших классов, предусматривающей выполнение решение школьных методобъединений, участие в проведении и подготовке предметных недель, круглых столов, конференций, форумов, организацию для учащихся игровых марафонов, интеллектуальных соревнований, мини-олимпиад.
  2. Выполнение мер по непрерывному самообразованию, в том числе и соблюдение графика обязательной аттестации.
  3. Участие учителей начальной школы в разработке новаторских или экспериментальных педагогических проектов.

Еще одна важная составляющая образовательного комплекса, включаемая в структуру внутришкольного контроля, — организация воспитательной работы, которая способствует последовательной адаптации младших школьников к процессу обучения и порядку школьной жизни, помогает сплотить детский коллектив, способствовать выработке самостоятельности, целеустремленности, активности, дружелюбия. В ходе тематического внутришкольного контроля в начальной школе диагностируется:

  1. Уровень воспитанности учащихся, заинтересованности в дополнительном образовании.
  2. Показатели участия в общешкольной спортивно-массовой и досуговой деятельности.
  3. Вовлеченность родителей младших школьников в воспитательный процесс.
  4. Результаты проведения мероприятий по гражданско-патриотическому, духовно-нравственному, экологическому, эстетическому воспитанию.
  5. Качество работы педагогов младших классов, в том числе с педагогически запущенными детьми.

Планирование контроля обеспечения образовательного процесса в начальной школе

На протяжении всего периода пребывания в начальной школе учащиеся нуждаются в повышенном внимании в вопросах обеспеченности учебно-воспитательного процесса. Ввиду возрастного фактора младшие школьники могут проявлять невнимательность, рассеянность, что на фоне любых незначительных нарушений условий обучения и отдыха может грозить возникновением внештатных ситуаций. Поэтому обязательному контролю в рамках выполнения требований плана ВШК в начальной школе следует обязательно подвергать такие элементы обеспечения образовательного процесса:

  1. Медицинские показатели (соблюдение санитарно-гигиенического режима, реализация мер, способствующих сохранению и укреплению здоровья младшеклассников, проведение лечебно-профилактических мероприятий, обеспечение сбалансированного и качественного питания).
  2. Материально-техническое оснащение кабинетов, которое должно отвечать критериям функциональности и безопасности.
  3. Учебно-методическое сопровождение (организация использования библиотечного фонда учебной и художественной направленности, обеспечение педагогов начальной школы методическими пособиями).
  4. Информационное (создание системы своевременного информирования руководящего состава школы, родительской общественности и текущем состоянии обеспеченности учебного процесса, при необходимости — перечня необходимых мер).
  5. Психологическое, которое заключается в систематическом мониторинге психологического комфорта школьников и педагогов начальной школы, проверки психологической готовности участников воспитательно-образовательного процесса к внедрению инноваций.
  6. Обеспечение безопасности — выполнение требований техники безопасности, охраны труда.

Составление плана ВШК в начальной школе проводится в период с апреля-мая текущего учебного года на следующий, что позволяет учесть все необходимые параметры проверки и своевременно ознакомить педагогический коллектив с порядком реализации этого нормативного документа.

Дополнительная информация о планировании внутришкольного контроля представлена здесь:

Способы планирования внутришкольного контроля и структура плана ВШК в школе
План внутришкольного контроля в коррекционной начальной школе для детей с тяжелыми нарушениями речи
Документационное сопровождение и приказы ВШК в школе
Организация ВШК как системы управления качеством образования
Годовой план внутришкольного контроля в начальной школе

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Пример плана ВШК на 2017-2018 год.doc
  • Пример 2 плана ВШК на 2017-2018 год.doc
  • Пример плана ВШК в начальной школе.docx

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для работника сферы общего образования.

Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.