text

✎ Программа переподготовки: "Менеджмент общего образования" экспресс-курс

Справочник руководителя образовательного учреждения

План работы с одаренными детьми

  • 11 декабря 2017
  • 1231

Каждый ребенок от рождения имеет способности, однако только развитые должным образом они становятся базой для одаренности. Приоритетной государственной задачей становится поддержка талантливых детей на всех уровнях и этапах. Семья, социум и школа должны делать все для того, чтобы задатки способностей ребенка не угасали. Неудивительно, что особое место в деятельности школы и непосредственно учителей-предметников занимает составление плана работы с одаренными детьми и его успешная реализация.

Детская одаренность: особенности выявления

Одаренность у детей бывает общей и специфической. Первая положительно влияет на широкий спектр способностей, благодаря чему ученик добивается успеха в различных сферах деятельности. Специфическая одаренность — узконаправленная, позволяя достигать выдающихся результатов в каком-либо одном виде деятельности. Отдельно стоит говорить об учащихся, которые в силу ряда причин не смогли добиться успехов в учебе, но обладают незаурядными талантами и познавательной активностью. В целом все они легче усваивают основную программу, демонстрируют активную познавательную потребность, творческие и интеллектуальные способности.

Оценивая степень одаренности учащегося, во внимание принимается школьные и внешкольные успехи, а также виды деятельности, инициированные ребенком, его увлеченность и личный интерес. План работы с одаренными детьми в школе строится на выявлении и поддержке талантливых подростков с момента их прихода в образовательное учреждение. На этапе поступления в первый класс с ребенком работает школьный психолог, который изучает и анализирует его память, речь, психологические особенности и логическое мышление.

Одаренность у несовершеннолетних проявляется выдающимися физическими характеристиками, психосоциальной чувствительностью и познавательным развитием, которое опережает сверстников. 

Скачать таблицу проявления одаренности у несовершеннолетних
Скачать в .docx

Опережающее познавательное развитие
  • Ученики отличаются любознательностью, они острее других осознают мироустройство, чувствуют все происходящее, могут следить одновременно за рядом процессов, отмечая, как они влияют на окружающих.
  • Они накапливают большие объемы информации, анализируя и используя ее благодаря своему раннему языковому развитию и отличной памяти, четко и излагают свои мысли, обладая широким словарным запасом.
  • Осознают связи между предметами и явлениями, смысловые неясности, анализируя и делая выводы, не желают получать готовый ответ, занимаясь самостоятельным поиском истины. 
  • Дольше могут сохранять концентрацию внимания, благодаря чему чаще добиваются решения задачи или поиска правильного ответа. Демонстрируют особые математические способности и логику. 
Психосоциальная чувствительность
  • Выдвигают высокие требования к себе и окружающим.
  • Остро реагируют на любые проявления несправедливости, демонстрируя выраженное чувство справедливости, их нравственное развитие может опережать познание. 
  • Отличаются богатой фантазией и изобретательностью, к выполнению заданий подключают творчество, живое воображение и элементы игры. 
  • Характеризуются порывистостью и нетерпеливостью, ценят шутки, игру слов, демонстрируя достойное чувство юмора. 
  • Проявляют эгоцентризм, могут испытывать сложности в отношениях со сверстниками, негативное самовосприятие, чувствительны к словам окружающих, демонстрируют уязвимость и преувеличенные страхи. 
Физические характеристики
  • Одаренные подростки энергичнее своих сверстников, при этом для отдыха им требуется меньше времени, чем остальным. 
  • Познавательные способности у них могут опережать навыки владения своим телом и моторику, что иногда ошибочно принимают за несамостоятельность. Однако разница в физическом и интеллектуальном развитии при должном уходе нивелируется. 
  • Характеризуются нестабильным зрением в дошкольном и младшем школьном возрасте, из-за чего им сложно фокусироваться на предметах, которые находятся на разном расстоянии (от тетради к доске). 

Одаренные дети характеризуются продуктивностью мышления, упорством в стремлении к цели, принципиальностью, открытостью, богатой фантазией, умением прогнозировать и долгое время концентрироваться на выполняемой задаче.

Однако вместе с тем в портрете одаренного ребенка есть и негативные черты: слабое физическое развитие, стремление быть первым и доказывать свою правоту, отсутствие конформизма и неспособность признать поражение, принять точку зрения другого, неспособность демонстрировать внимание, если занятие ему неинтересно. Поскольку дети нередко увлекаются сложными задачами, реализуя свою потребность к познанию, однако из-за отсутствия опыта нуждаются в поддержке взрослых, помогающих им доводить начатое до конца.  

План работы школы с одаренными детьми: каким должен быть учитель?

Не для кого не секрет, что от участия педагогического коллектива в судьбе одаренного ребенка во многом зависит степень раскрытия его способностей. Выстраивая план по работе с одаренными детьми в школе, учитывается системность подхода и следование основным принципам взаимодействия с талантливыми учащимися.

Учителям важно:

  • акцентировать внимание на внеурочной деятельности;
  • стремиться разнообразить деятельность учеников для всестороннего развития личности;
  • придерживаться дифференциации и индивидуализации учебного процесса;
  • создавать условия для эффективного взаимодействия учеников с минимальным участием педагогов;
  • предоставлять свободу выбора увлечений и дополнительных образовательных услуг.

Педагоги должны отличаться особыми качествами, которые потребуются для работы с одаренными детьми, поскольку для них они становятся не только источниками знаний, но и наставниками, которые воспринимают критику и могут прийти на помощь, проявляя весь свой жизненный опыт и багаж знаний. Главная задача педагога — способствовать развитию способностей ребенка.

Учитель-предметник или классный руководитель, работающий с одаренным детьми, должен отличаться:

  • умением нести ответственность за принятые решения;
  • эрудированностью, высокой нравственностью, дружелюбием по отношению ко всем учащимся;
  • верой в способности детей самостоятельно решать сложности, с которыми они столкнулись;
  • стремлением к работе над собой и интеллектуальному самосовершенствованию;
  • способностями к творческой и экспериментальной деятельности;
  • знаниями в области психологии и передовой педагогической мысли, организационными навыками.

Стратегия и план работы с одаренными детьми в школе

В образовательном учреждении проводится поэтапная работа с одаренными детьми, план которой включает:

  • выявление детей со способностями к творческой, спортивной или интеллектуальной деятельности;
  • создание условий для развития одаренности;
  • формирование и внедрение социально-ценностных компетенций у учеников;
  • социальная адаптация и профориентация выпускников школы.

План работы с одаренными детьми в школе подразумевает реализацию трех этапов 

Скачать этапы реализации плана работы с одаренными детьми в школе
Скачать в .docx

Описание Формы работы
I этап — аналитика Это не разовое мероприятие, а продолжительная работа. Успехи учащихся в различных видах деятельности оцениваются и анализируются, что позволяет выявить одаренных детей. Для этого классные руководители проводят анкетирование, анализ семейно-бытовых условий, исследуют увлечения и образовательные результаты детей. Наилучшим образом детский потенциал раскрывается через творческие мастерские музыкального, художественного, театрального спектра. 
II этап — диагностика Творческие способности ребенка и его познавательные возможности подвергаются индивидуальной оценке.  Актуальны групповые формы взаимодействия: учащихся привлекают к проектной деятельности, различным конкурсам, олимпиадам, кружкам по интересам, ролевым тренингам, творческим мастерским.
III этап — работа со способностями Комплексная работа по формированию и развитию способностей учеников. Оптимальной формой взаимодействия считаются клубы по интересам, кружки, в которых при поддержке преподавательского состава дети смогут проявлять инициативность, занимаясь эстетической, общественной, военно-патриотической, естественнонаучной и гуманитарной деятельностью. 

Формы и методы работы с одаренными детьми

В образовательном учреждении каждый член педагогического коллектива должен мотивировать детей к учению и развитию своих талантов. Для этого ведется систематическая работа по улучшению методической базы школы, педагоги посещают курсы повышения квалификации. Все формы и методы работы с одаренными детьми направлены на то, чтобы:

  • воспитать у учащихся осознание собственной неповторимости, веру в неисчерпаемость своих возможностей;
  •  поставить приоритеты на внутреннюю свободу личности и понимание природы всех видов одаренности;
  • стимулировать самоуправление, самоорганизацию, самореализацию личности и регулярное самосовершенствование.

Методы и формы работы с одаренными детьми

Взаимодействие с одаренными детьми проходит в формате урочной и внеурочной деятельности.

В контексте урочной деятельности педагоги используют следующие векторы работы:

  • инновационные образовательные технологии — проблемного обучения, критического мышления, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные технологии;
  • индивидуальный и дифференцированный подход — исследовательская и проектная работа, деятельностный подход с возможностью выбора заданий различного уровня сложности, взаимопомощь и мотивация других учащихся.

Методология работы основывается на проблемном, частично-поисковом, проективном, синектике и исследовательском методе. Используются различные формы работы:

  1. творческие, интеллектуальные, исследовательские задания разного уровня сложности для работы индивидуально, в парах или малых группах;
  2. консультирование по затруднениям, с которыми столкнулся ученик;
  3. дискуссии на тему;
  4. игры, ТРИЗ и нестандартные задания.

Педагогическая практика доказала высокую эффективность ряда технологий:

  1. Проблемное обучение — создание ситуаций ощущения дефицита знаний или познавательного затруднения у учащихся, чтобы стимулировать мыслительный процесс и поиск оптимального пути выполнения задания. Таким образом активизируется самостоятельная познавательная деятельность и мыслительные операции (обобщение, сравнение, синтез и анализ).
  2. Проектная работа — опирается на активный познавательный процесс, самостоятельный поиск и формулирование учебной проблемы. Подростку необходимо собрать и проанализировать информацию, сделать выводы, приобретая необходимые знания, навыки и опыт.
  3. Творческие конкурсы — способствуют индивидуализации личности и раскрытию творческого потенциала. Учащийся демонстрирует ораторские, актерские, писательские или художественные навыки, что позволяет ему укрепиться в классном коллективе, почувствовать уверенность в собственных силах.

В контексте этого педагоги рекомендуют отдельные приемы работы:

  • «Удивляй» — педагог стремится обыденные явления и факты сделать уникальными, удивительными для детей, чтобы мотивировать их на учебу в начале урока.
  • пресс-конференция — дети учатся ставить вопросы содержательного характера, предполагается постановку развивающих (исследовательских), расширяющих (познавательных) и репродуктивных (повторение) вопросов.  
  • проблемный диалог — может проводиться в формате индивидуальной работы с текстом или коллективной в классе, предполагают создание познавательного затруднения, из которого школьники бы самостоятельно искали выход.
  • критическое мышление — сталкиваются противоположные мнения, что позволяет развить критичность мышления и научить детей аргументировать свою позицию.
  • «Да-Нетка» — прием актуален для внеклассной работы и урочной деятельности, он позволяет систематизировать информацию, помогает детям усвоить целостную картину, слышать учителя и одноклассников.

Внеурочная деятельность по плану работы с одаренными учениками выстраивают в трех направлениях:

Скачать направления внеурочной деятельности по плану работы с одаренными учениками
Скачать в .docx

Внеклассная работа Дети принимают участие в предметных неделях, выставках творческих работ, конкурсах, марафонах и олимпиадах школьного, районного или городского уровня, спортивных соревнованиях, приобщают младших школьников к проектно-исследовательской деятельности, оказывают поддержку в защите детских научных работ. Особой формой работы являются театрализованные праздники, на которых ученики реализуют свои актерские способности и творческие навыки в написании сценариев, художественном чтении, инсценировках, проявляя исследовательские навыки и эрудицию. 
Факультативы или работа в малых группах активно используется для проведения экспериментов, наблюдения, исследования. Факультативы помогают педагогам учесть возможности и потребности одаренных учеников.
Система дополнительного образования Программы дополнительного образования используются для развития личности одаренного ученика, мотивации детей к творчеству и познанию, для чего в образовательном учреждении расширяется сеть секций, кружков, клубов по социальным запросам и интересам. Классному руководителю следует сотрудничать с руководителями кружков и тренерами спортивных секций, чтобы мотивировать учеников на занятия, поощрять и поддерживать их, в числе первых узнавать об их успехах и достижениях, сообщая об этом в классе. 
Взаимодействие с родителями Тесное сотрудничество школы и семьи реализуется через тематические родительские собрания, консультирование родителей, проведение внеклассных мероприятий и открытых уроков. Взаимодействие с различными структурами социума через посредничество родителей создает оптимальные условия для развития способностей. Проанализировав интересы учащихся, классный руководитель может порекомендовать родителям записать их детей в те или иные кружки и секции.

Как составить план работы с одаренными детьми?

В расчет принимается степень и вид одаренности ребенка, его индивидуальные особенности, возраст. Общая работа с одаренными детьми в школе по плану строится по определенной структуре:

  1. Выявление одаренных детей, определение их способностей по определенному предмету.
  2. Заполнение индивидуальных карточек с указанием типа одаренности, способностей ребенка, особенностей его эмоционального и психологического развития, креативности. В карточку вносится предполагаемое направление работы и экспертная оценка способностей ученика.
  3. Составляется план групповых и индивидуальных занятий с детьми, одаренными по предмету.
  4. Педагог стимулирует участие этих детей в активной урочной и внеурочной деятельности, внешкольной работе (кружках, семинарах, проведении тематических и предметных недель, конкурсах, олимпиадах по предметам).
  5. Планирование классно-урочной работы с одаренными детьми через создание ситуаций успеха на уроках, использование упражнений дифференцированной сложности, задействование одаренных учеников в помощи и консультировании одноклассников.
  6. Изучение методов работы с детьми со способностями и подбор оптимальных.
  7. Формирование банка материалов для работы с одаренными детьми по определенному предмету.
  8. Указание вида и формы отчетности по работе с детьми с особыми способностями.

Направления работы с одаренными детьми

План работы с одаренными детьми в начальной школе по ФГОС

Формы урочной и внеурочной деятельности, используемые для работы с одаренными учениками в начальной школе совпадают с теми, что рекомендованы для учащихся среднего и старшего звена. 

Урочная деятельность Внеурочная работа
  1. проектно-исследовательская работа;
  2. деловые и ролевые игры;
  3. проблемно-развивающее обучение;
  4. мотивирующее использование ИКТ;
  5. презентации, тесты для развития способностей;
  6. нестандартные и творческие задания.
  1. предметные недели и олимпиады;
  2. факультативная (кружковая) работа;
  3. конкурсы и олимпиады по предметам;
  4. спортивные мероприятия;
  5. театрализованные мероприятия. 

Не менее важна система дополнительного образования, которая способна удовлетворить изменяющиеся образовательные и социокультурные потребности одаренных детей, оказать поддержку развитию их способностей.  

Составляя план работы с одаренными детьми в начальной школе, учитель должен учитывать индивидуальные особенности малышей, создавая условия для максимально эффективного и гармоничного развития их способностей, выстраивая работу по интеллектуальному, спортивному и эстетическому направлениям.

Классные руководители начальной школы отмечают, что одаренные дети успешны в обучении, однако классно-урочная система нередко является тормозом для развития их способностей, потому для работы с талантливыми учениками требуются современные педагогические приемы и технологии, которые позволят каждому ребенку оценить свои силы во всех видах деятельности. Их отличает продуктивность мышления, прогностические навыки, высокая концентрация внимания и способности к ассоциированию.

Планируя работы с талантливыми учениками, педагогу важно:

  • расширять и обновлять содержание учебных программ, обогащать их новыми технологиями и методиками;
  • мотивировать учеников к учебе, стимулировать у них акт познания;
  • консультировать детей, применять исключительно дифференцированный и индивидуальный подход;
  • анализировать учебно-воспитательную деятельность класса и каждого ученика, чтобы своевременно обновлять формы учебной деятельности;
  • тщательно подбирать материалы для индивидуальных и коллективных творческих заданий.

Все дети в классе должны работать слаженно при минимальном участии педагога. Им должны предлагаться разнообразные задания, которые позволят достичь всестороннего развития личности.  

В плане работе с одаренными детьми в начальной школе по ФГОС есть виды работ, которые выполняются повсеместно в течение года, а также те, которые имеют временные рамки. К первым относят:

  1. Анализ и подбор психолого-педагогических методик для выявления одаренных учащихся, проведение дополнительных занятий с детьми на выявление способностей.
  2. Контроль над дифференциацией и индивидуализацией учебной нагрузки для детей в начальной школе согласно уровню их мыслительных процессов и познавательной сферы.
  3. Проведение индивидуальных занятий в ходе подготовки к олимпиадам и конкурсам, а также для последующего разбора конкурсных и олимпиадных заданий.
  4. Перекрестное посещение уроков коллег для обмена педагогическим опытом для оценки используемых приемов и наблюдения за одаренными учениками.
  5. Занятия на развитие логики, домашние задания, опережающие программу (презентации, творческие задания, эссе).
  6. Подготовка к проектной работе, выбор темы, анализ и подбор литературы, вовлечение детей в творческую деятельность.
  7. Работа с родителями и законными представителями детей.
  8. Посещение секций и кружков, стимулирование детей к дополнительному образованию.
  9. Поощрение участников и победителей конкурсов, олимпиад и фестивалей.
  10. Проведение экскурсий и других внеклассных мероприятий.

Календарное планирование работы с одаренными детьми в начальной школе

Скачать календарное планирование работы с одаренными детьми в начальной школе
Скачать в .docx

  • Планирование работы по реализации творческого и интеллектуального потенциала учащихся во внеурочной и урочной деятельности. 
  • Методическая помощь классным руководителям в работе с одаренными детьми, способствовании развития их способностей во внеурочной и урочной деятельности.
август
  • Планирование работы с одаренными детьми на учебный год.
  • Диагностика способностей учеников, проведение тестирования среди детей и анкетирования среди родителей. 
  • Формирование базы данных спортивно, интеллектуально и творчески одаренных детей.
  • Проведение беседы или классного часа с родителями на тему «Как развивать способности ребенка».
сентябрь
  • Проведение классного часа на тему «Я все могу».
  • Создание портфолио ученика, подача заявки на участие в конкурсе «Ученик года»
  • Подготовка к участию в школьных и интернет-олимпиадах
октябрь
  • Участие в школьных олимпиадах по предметам
  • Работа школьных интеллектуальных предметных марафонов
ноябрь
  • Помощь в проведении предметных недель 
  • Индивидуальное консультирование детей с особыми способностями
декабрь
  • Работа с родителями талантливых учеников
  • Проведение школьного конкурса творческих работ
январь
  • Пополнение базы данных детей с высокой учебной мотивацией и талантливых учеников
  • Проведение творческих конкурсов и концертов для родителей
февраль
  • Подготовка к конкурсной и олимпиадной деятельности
  • Индивидуальное консультирование детей с особыми способностями
март
  • Участие в районных и городских олимпиадах по предметам
  • Подведение итогов школьного конкурса «Ученик года»
апрель
  • Проведение ярмарки-выставки творческих работ. 
  • Анкетирование талантливых учащихся, расширение базы данных одаренных детей
  • Анализ работы с одаренными детьми, оценка перспектив развития способностей учащихся в следующем учебном году.
май

Традиционная учебная система часто не позволяет акцентировать внимание на индивидуальных особенностях учеников, в силу чего одаренные дети, которые быстрее усваивают материал урока, оказываются вне поля зрения педагога. Чтобы потребность в познании, любознательность и природные способности не угасали к достижению старшего школьного возраста, педагогам следует проводить систематическую работу по развитию способностей одаренных детей после их перехода из начальной школы в среднее и старшее звено.

Работа с одаренными детьми по математике: план

Математические способности у детей проявляются в быстром и глубоком освоении материала, а также:

  • алгоритмических способностях — умелом преобразовании буквенных выражений, решения уравнений, которые выходят за рамки стандартных правил;
  • геометрической интуиции;
  • умении правильно последовательно выстраивать логическое рассуждение.

Оценивать наличие способностей к математике педагоги рекомендуют в ходе решения задач. Для этого наилучшим образом подходят задачи с лишними или недостающими данными, с не сформулированным вопросом, несколькими решениями, меняющимся содержанием. Чем быстрее, больше и правильнее учащийся находит ответы на задачи, тем вероятнее наличие у него математической одаренности. Педагог анализирует то, как подросток использует учебные приемы, которые пояснил учитель, как справляется с отсроченными проверками, сколько времени тратит на решение определенных задач. Если хотя бы одна из способностей развита в большей мере, чем у других учащихся, можно говорить о наличии у ребенка математических способностей.

Главными их признаками является:

  • аргументированность и рациональность рассуждений;
  • систематичность и формализованность, глубина, гибкость и четкость мышления;
  • развитая память;
  • способность к обобщению фактов, выделению главного и общего в разных явлениях.  

Индивидуальный план работы с одаренными детьми по математике направлен не на расширение полученного объема знаний, а на воспитание способности находить решения и мыслить самостоятельно, творчески и креативно переосмысливать информацию, развитие эвристического и продуктивного мышления. Учитель должен сформировать у учащегося потребность в самосовершенствовании, демонстрировать яркие примеры практического применения математических методов на личном опыте, чтобы таким образом положительно влиять на эмоциональную сферу ребенка.

Эффективность индивидуального плана работы с одаренными детьми по математике зависит от выбранной методики. Несмотря на видимую новизну методов, многие педагоги по-прежнему основываются на репродуктивном дифференцированном. Дети получают задания разного уровня сложности, которые они решают наиболее оптимальным способом из тех, что ранее были озвучены учителем. Однако усвоение готовых способов не позволяет научиться самостоятельно искать способы решения задач, в контексте этого гораздо важнее развить у детей способность к поиску способа получения правильного ответа.  

Чтобы стимулировать творческий поиск, нельзя предлагать детям готовую модель решения, она должна быть результатом исследования. Стоит предложить задачу, решение которой не составит труда, поскольку модель и способ известны детям. А после ситуации успеха необходимо предоставить внешне похожую задачу, однако требующую другого способа. В условиях дефицита собственных знаний одаренные учащиеся перейдут к поиску собственного способа и конструированию новой модели решения.

Для развития математических способностей используется разноуровневый подход, который предполагает контролирующие и обучающие задания разной степени сложности, обучение детей не только самооцениванию, но и оценке одноклассников. Одаренные ученики должны уметь творчески применять полученные знания не только в стандартной, но и новой учебной ситуации, решать развивающие задачи, а в ходе выполнения домашнего задания проводить исследовательскую работу, пользоваться дополнительной литературой.

Основные виды работ с детьми с математическими способностями:

  • Факультативы — позволяют диагностировать и учесть индивидуальные способности детей, повысить уровень их самостоятельности, расширить познавательные возможность, дать основные навыки проектной, творческой и исследовательской деятельности.
  • Индивидуальная работа под контролем учителя-предметника — реализация проектной и исследовательской деятельности, развитие критического и аналитического мышления.
  • Кружковая работа — стимулирование самореализации, развитие творческого потенциала и математических способностей.
  • Предметная неделя математики — мотивирует учащихся к изучению математики, стимулирует их творческие способности посредством различных видов внеурочной деятельности.
  • Ученическая конференция — приобретение навыков работы со справочной, учебной и научно-популярной литературой, интернет-источниками в ходе подготовки к докладу, развитие навыков самостоятельной работы, развитие информационной культуры школьников.

План работы с одаренными детьми по математике включает виды работ, которые выполняются в течение года, а также те, которые входят в рамки календарного планирования. К первым относят:

  1. Выполнение упражнений, требующих творческого подхода (составление задач, решение кроссвордов, ребусов, анаграмм, создание макетов, электронных презентаций, книжек-раскладушек).
  2. Разработка и реализация проектов на темы, которые интересны и доступны ученикам, а также имеют практическую ценность. Обязательным является защита проектов с предоставлением доказательств по сделанным выводам и полученной информации.
  3. Индивидуальная работа и применение информационных технологий в классно-урочной и внеурочной форме. Чтобы ученики могли выполнять задания в удобном для них темпе и соответствующего уровня сложности, педагогам следует использовать электронные носители информации для передачи заданий и их последующего контроля.
  4. Дополнительные занятия посредством интернет-связи с сильными учениками для выполнения исследовательских и развивающих упражнений.  
  5. Оглашение задач для самостоятельного решения с последующим разбором решения в классе и выбором оптимального способа поиска ответа.

Календарное планирование работы с одаренными детьми по математике

Скачать календарное планирование работы с одаренными детьми по математике
Скачать в .docx

  • Анкетирование детей по методике «Карта одаренности» для выявления у учащихся математических способностей.
  • Планирование исследовательской и проектной деятельности одаренных учащихся
  • Подбор методического материала для научной работы учеников 
  • Организация работы кружка «Юный математик» для решения задач высокого уровня сложности, проведения математических игр и изучения дополнительного материала, который выходит за рамки программы
сентябрь
  • Решение задач олимпиадного уровня в рамках кружковой и факультативной работы, дополнительных занятий (математических ребусов, логических, текстовых, арифметических и геометрических задач, инвариантов).
  • Проведение урока в нестандартной форме («Морской бой», «Крестики-нолики», «Математический аукцион», «Ярмарка задач»)
октябрь
  • Участие в школьных этапах олимпиад по математике, алгебре и геометрии
  • Поиск и разработка тем для исследовательских проектов, подбор теоретического и практического материала 
ноябрь
  • Проведение интерактивного урока
  • Подготовка к школьной конференции (создание доклада и презентации)
  • Анализ задач олимпиадного уровня для решения одаренными учащимися во время каникул
  • Подготовка к защите ученической научно-исследовательской работы
декабрь
Индивидуальная работа с одаренными детьми в исследовательской и проектной деятельности январь
  • Проведение учебно-исследовательской школьной конференции (выступление учеников с результатами исследовательской работы)
  • Анализ задач олимпиадного уровня для решения одаренными учащимися во время каникул
  • Подготовка к международному математическому конкурсу «Кенгуру»
февраль
  • Проведение урока в нестандартной форме («Морской бой», «Крестики-нолики», «Математический аукцион», «Ярмарка задач»)
  • Участие в международном математическом конкурсе «Кенгуру»
март
  • Участие в районных и городских этапах олимпиад и конкурсов по математике, алгебре и геометрии
  • Проведение школьной недели математики
апрель
  • Родительское собрание с привлечением учителей-математиков и родителей одаренных детей, на котором отмечают успехи учеников, обсуждаются перспективы развития их способностей и роль семьи в этом процессе.
  • Разработка заданий на лето для одаренных детей
май

В результате индивидуальной и коллективной работы с одаренными детьми по математике должны быть достигнуты следующие результаты:

  • построена отлаженная система работы с учениками с математическими способностями;
  • наблюдается преемственность работы начального, среднего и старшего школьного звена;
  • число детей, занявших призовые места на математических конкурсах и олимпиадах, должно расти;
  • дети становятся активнее и наблюдательнее на практических уроках, работают над собственными проектами и исследованиями;
  • ученики охотно участвуют в конкурсах и олимпиадах, демонстрируя отличные результаты.

Работа с одаренными детьми по английскому языку

Дети, у которых выражены способности к изучению иностранных языков, нуждаются не в консервативных, а креативных методах изучения предмета. Только так педагогу-предметнику удастся добиться развития гармоничной личности, развить у ученика нестандартное мышление, мотивировать его на углубленное изучение одного или нескольких иностранных языков.

Для успешной реализации плана работы с одаренными детьми по английскому языку следует использовать:

  • проектные и коммуникативные методики и ИКТ;
  • внедрение игровых технологий и проблемно-развивающего обучения;
  • разноуровневые задания;
  • нестандартные уроки (уроки-конкурсы, уроки-путешествия, инсценировки сказок);
  • индивидуальную и групповую работу (деление учеников на малые группы улучшает формы взаимодействия детей и учителей);
  • внеклассная и проектная деятельность, индивидуальные занятия-консультации для сильных учеников.

Учителя-предметники в течение учебного года проводят комплексную работу с учащимися и их родителями, которая подразумевает:

  1. Выявление детей со способностями к иностранным языкам.
  2. Корректировку учебных программ и тематических планов под потребности одаренных детей, использование дифференцированного подхода, научно-исследовательских и творческих заданий.
  3. Построение индивидуальной работы с талантливыми учащимися.
  4. Подготовка одаренных детей к участию в конкурсах, викторинах, олимпиадах и конференциях различного уровня.
  5. Знакомство детей с британской и американской культурой, традициями, историей, творчеством выдающихся писателей и поэтов.
  6. Формирование картотеки материалов разного уровня сложности.
  7. Консультирование родителей и законных представителей детей по вопросам развития одаренности, выступления на родительских собраниях.
  8. Подготовка отчетности о работе с талантливыми детьми (мониторинг уровня владения различными видами речевой деятельности), сбор информации для классных руководителей.

Работа с одаренными детьми по английскому языку: календарное планирование

Скачать календарное планирование работы с одаренными детьми по английскому языку
Скачать в .docx

  • Планирование работы с одаренными детьми, формирование базы детей с особыми способностями и повышенным интересом к изучению английского языка.
  • Индивидуальное консультирование детей и родителей.
  • Составления плана-сетки проведения дополнительных занятий.
  • Сбор методической информации для работы с одаренными детьми (банк нестандартных заданий), изучение методических рекомендаций и нормативной литературы
сентябрь
  • Проведение школьного этапа олимпиады по английскому языку Вовлечение детей в кружковую работу, мотивирование на углубленное изучение английского языка
  • Проведение нестандартных уроков (урок-сказка, урок-путешествие)
октябрь
  • Формирование языкового портфолио детей с языковыми способностями 
  • Подбор и анализ тем для рефератов и исследовательских работ для выступления на школьных научных конференциях
  • Консультирование одаренных детей в индивидуальном порядке
ноябрь
  • Участие в школьных лингвистических конкурсах 
  • Проведение индивидуальных консультаций с одаренными детьми
  • Организация и проведение конкурса «Лучший чтец»
декабрь
  • Выполнение заданий олимпиадного уровня 
  • Подготовка и организация творческого конкурса для учащихся одного или нескольких классов
  • Дополнительные занятия во внеурочное время или посредством интернет-связи с одаренными детьми
январь
  • Подготовка и проведение недели иностранного языка
  • Инсценировка пьес ко Дню святого Валентина, организация конкурса чтецов стихотворений
  • Подготовка доклада для школьной научно-практической конференции
февраль
  • Проведение нестандартных уроков ко Дню св. Патрика (урок-сказка, урок-экскурсия)
  • Исследовательская работа на выбранную тему
  • Проведения конкурса школьных творческих работ (сказки, кроссворды, песни)
март
  • Индивидуальные консультации с одаренными детьми 
  • Проведение школьной научно-практической конференции
  • Организация и проведение конкурса «Лучший переводчик»
апрель
  • Участие одаренных детей в фестивале английских сказок
  • Подведение итогов работы с одаренными детьми
  • Перспективное планирование работы на будущий учебный год
май

Сложности в работе с одаренными детьми

Выстраивая индивидуальную программу работы с одаренными детьми, педагогический коллектив школы сталкивается с рядом сложностей.

  1. Парадоксальное родительское отрицание: в семьях, где один или оба родителя не имеют высшего образования, раннее развитие детей остается незамеченным. Некоторые из них выступают против того, чтобы их дети получали статус одаренных и обучались по другой программе. Родители таким образом защищают своих детей и себя от чрезмерного внимания и занятий повышенной сложности.
  2. Одаренные дети легко увлекаются различными видами деятельности, из-за чего могут проявлять несдержанность и не терпимость не только по отношению к себе, но и к окружающим. Физическая слабость приводит к тому, что они подвержены быстрой утомляемости, которая проявляется в повышенной раздражительности и эмоциональной нестабильности, что учителя без опыта работы с такими подростками принимают за грубость или отсутствие воспитания. Гиперэмоциональность одаренных детей проявляется в повышенной чувствительности к запахам, прикосновениям, чувствам или звукам. Психологи считают, что одаренные дети находятся в психологической группе риска, а потому педагогам важно научить их справляться со стрессом и эмоциональной неустойчивостью.
  3. Отдельные черты характера или особенности поведения одаренного подростка могут спровоцировать конфликты с одноклассниками, непонимание и даже социальную изоляцию. Подобные проблемы возникают на фоне желания подавлять собеседника, неумения слушать его, брать на себя роль лидера и организатора, демонстрировать свои знания и успехи, максимально привлекая внимание взрослых, проявляя нетерпимость к менее успешным ученикам. В контексте высокого интеллектуального развития им неинтересны привычные для сверстников занятия и игры, а также уроки, на которых они быстрее других справляются с заданиями, а после скучают в ожидании завершения отведенного на упражнение времени.

Помимо прочего в разрезе реализации Положения о работе с одарёнными детьми в школе у них могут наблюдаться негативные личностно-поведенческие аспекты:

  • неспособность принять точку зрения другого, эгоцентризм;
  • негативное отношение к школе из-за того, что школьная программа неинтересна и скучна;
  • в силу акцента на творческие и интеллектуальные занятия отставание физического и психоэмоционального развития;
  • отсутствие навыков общения со сверстниками и культуры ведения диалога из-за мгновенного понимания сути проблемы;
  • стремление командовать окружающими или не общаться с ними, если те не признают его лидерство;
  • отсутствие способности прийти к компромиссу, привычка поправлять и прерывать собеседника, если тот допускает ошибки.

Нередко педагогам приходится работать с учащимися, чьи способности превышают их собственные, а потому важно побороть в себе внутренний протест, направив энергию на самообразование и виртуозное владение комплексом предметных методик. Из всего вышеперечисленного становится очевидным, что без должной поддержки и профессиональной педагогической помощи, создания развивающей и здоровьесберегающей среды способности одаренных детей угаснут, не дав подросткам реализовать весь свой потенциал.

Узнать больше о планировании работы с одаренными детьми в школе можно в статьях:

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:
Мы еще не знакомы? Давайте это исправим

Пользователи, которые регистрируются на нашем сайте получают ряд преимуществ:


  • Читают статьи с закрытыми материалами;
  • Первыми узнают новости сферы образования;
  • Получают ответы экспертов об организации работы школы

Регистрация займет не более минуты.

Подарок за регистрацию - журнал «Справочник заместителя директора школы» (pdf)!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и продолжить чтение
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать файл
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.