Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

План работы с одаренными детьми

  • 27 августа 2018
  • 2598

Стремительное реформирование образовательной среды, затронувшее все уровни организации учебно-воспитательного процесса в школе, обусловило необходимость качественного пересмотра принципов продуктивного взаимодействия со школьниками, проявляющими повышенный уровень обучаемости. Современной школе нужен обновленный план работы с одаренными детьми, реализация которого осуществляется в несколько этапов, включая:

  • разработку эффективной и постоянно действующей системы психолого-педагогического сопровождения одаренных детей;
  • реализацию нормативно-правового и научного-методического обеспечения процесса развития детской одаренности;
  • выбор и систематизацию форма работы с одаренными детьми, в т.ч. посредством составления индивидуальных образовательных маршрутов;
  • обеспечение необходимых материально-технических условий для осуществления педагогической работы со школьниками с повышенным уровнем обучаемости.
предпринимательская деятельность

Сохраните это себе, чтобы не потерять:


Как найти одаренных детей и организовать работу с ними

 (практические рекомендации)
- 

Проверьте, смогут ли педагоги вашей школы работать с одаренными детьми

 (тест для учителей)

Перспективный план работы с одаренными детьми в школе

В условиях нового времени, когда темпы технологического прогресса продолжают стремительно расти, уже ни у кого вызывает сомнения тот факт, что успех развития отдельных областей науки и благосостояние страны в целости зависит от исключительно одаренных детей, обладающих высоким интеллектом, умеющих мыслить творчески и преодолевать условности. Таким образом, план по работе с одаренными детьми в школе — комплексная разработка, представляющая механизмы выявления, развития и поддержания юных талантов — становится стратегически важным документом для каждой образовательной организации. 

Управление образовательной организацией

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Учебный курс «Интернет-технологии в работе с обучающимися» За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Лекции читает Е.В. Якушина, кандидат педагогических наук, проректор по информационной политике и развитию АНО ДПО «Академия инновационного образования и развития»

Практика доказывает: при наличии эффективной и постоянно действующей системы психолого-педагогического сопровождения одаренных школьников (своевременной диагностики, выбора и планирования оптимальной траектория развития индивидуальных способностей и склонностей ребенка, необходимой коррекции), сформированной профессиональной компетентности педагогов по данному направлению деятельности, а также нормативно-правовом, научно-методическом, материально-техническом и финансовом обеспечении в школе будет создан эффективный алгоритм выявления, поддержания и творческой самореализации детей с повышенными способностями к обучению.

План работы с одаренными детьми в школе подразумевает реализацию трех этапов, представленных в таблице. 

Большинство экспертов в области возрастного развития признают, что высокий уровень, качественное своеобразие и характера развития одаренности неизменно являются результатом комплексных факторов, в число которых входят природные (наследственные) предпосылки, особенности социальной среды, опосредованные игровой, учебной и трудовой деятельностью ребенка. При проектировании плана работы с одаренными детьми важно принимать во внимание все перечисленные элементы, вместе с тем учитывая возрастные особенности. Преимущественно общая работа с одаренными детьми в школе по плану строится по определенной структуре:

  1. Выявление одаренных детей, определение их способностей по определенному предмету.
  2. Заполнение индивидуальных карточек с указанием типа одаренности, способностей ребенка, особенностей его эмоционального и психологического развития, креативности. В карточку вносится предполагаемое направление работы и экспертная оценка способностей ученика.
  3. Составляется план групповых и индивидуальных занятий с детьми, одаренными по предмету.
  4. Педагог стимулирует участие этих детей в активной урочной и внеурочной деятельности, внешкольной работе (кружках, семинарах, проведении тематических и предметных недель, конкурсах, олимпиадах по предметам).
  5. Планирование классно-урочной работы с одаренными детьми через создание ситуаций успеха на уроках, использование упражнений дифференцированной сложности, задействование одаренных учеников в помощи и консультировании одноклассников.
  6. Изучение методов работы с детьми со способностями и подбор оптимальных.
  7. Формирование банка материалов для работы с одаренными детьми по определенному предмету.
  8. Указание вида и формы отчетности по работе с детьми с особыми способностями.

системы оценивания с комментариями экспертов

Содержание работы с учащимися начальной и основной школы, имеющими повышенные способности к обучению, определяется общими требованиями к отбору содержания учебных программ в рамках каждой дисциплины. Вместе с этим содержание учебного материала, отражаемого в плане работы школы по одаренным детям, должно мотивировать детей к углублению знаний. Ведущие идеи, способы и методы познавательной деятельности, развивающие процесс мышления, побуждающие к самостоятельной работе, ориентирующие на дальнейшее самосовершенствование и самообразование, должны формировать навыки целеполагания в процессе обучения на достаточно высоком теоретическом уровне.

Разработка развивающих программ по отдельным предметам в рамках индивидуальных образовательных траекторий обучения одаренных школьников ориентирует их на опережающее обучение: быстрое продвижение к высоким познавательным уровням в области избранного предмета, обновление, обогащение и углубление общего уровня образованности, повсеместное использование дополнительного материала, способствующее росту знаний в конкретной области и развитие умственных операций. Таким образом, в рамках планирования целесообразно не только обозначать общие траектории развития детской одаренности, но и прорабатывать новаторские методы, приемы и формы педагогической работы по данному направлению.

Методы и формы работы с одаренными детьми

В образовательном учреждении каждый член педагогического коллектива должен мотивировать детей к учению и развитию своих талантов. Для этого ведется систематическая работа по улучшению методической базы ОУ, педагоги посещают курсы повышения квалификации. Все формы и методы педагогической деятельности, реализуемые согласно плану работы с одаренными детьми по школе направлены на то, чтобы воспитать у учащихся осознание собственной неповторимости, веру в неисчерпаемость своих возможностей, поставить приоритеты на внутреннюю свободу личности и понимание природы всех видов одаренности, стимулировать самоуправление, самоорганизацию, самореализацию личности и регулярное самосовершенствование.

Взаимодействие с одаренными детьми проходит в формате учебной и внеучебной деятельности. В современных школах одаренные школьники обучаются в классах вместе с остальными детьми, что позволяет создавать условия для успешной социализации первых и положительные стимулы для вторых, а также для выявления так называемой «скрытой одаренности», проявление которой возможно только на определенном учебном этапе, в специфических образовательных условиях. Методы и формы взаимодействия с одаренными детьми органически сочетаются с методами и формами педагогической деятельности, реализуемыми со всеми обучающимися, и в то же время отличаются определенным своеобразием. 

В контексте урочной деятельности педагоги используют следующие подходы:

  • инновационные образовательные технологии — проблемного обучения, критического мышления, здоровьесберегающие и информационно-коммуникативные технологии;
  • индивидуальный и дифференцированный подход — исследовательская и проектная работа, деятельностный подход с возможностью выбора заданий различного уровня сложности, взаимопомощь и мотивация других учащихся.

Ввиду необходимости создания особых условий, способствующих развитию талантов, целесообразно создание групп одаренности, которые в ходе достижения различных целей учебно-воспитательной работы, реализации исследовательских и творческих заданий могут значительно развить свой талант. Выбор методов работы с одаренными детьми в таких группах основывается на проблемном, частично-поисковом, проективном и исследовательском методах. Используются различные технологии обучения, характеризующиеся высокой эффективностью, а именно:

  1. Проблемное обучение — создание ситуаций ощущения дефицита знаний или познавательного затруднения у учащихся, чтобы стимулировать мыслительный процесс и поиск оптимального пути выполнения задания. Таким образом активизируется самостоятельная познавательная деятельность и мыслительные операции (обобщение, сравнение, синтез и анализ).
  2. Проектная работа — опирается на активный познавательный процесс, самостоятельный поиск и формулирование учебной проблемы. Подростку необходимо собрать и проанализировать информацию, сделать выводы, приобретая необходимые знания, навыки и опыт.
  3. Творческие конкурсы — способствуют индивидуализации личности и раскрытию творческого потенциала. Учащийся демонстрирует ораторские, актерские, писательские или художественные навыки, что позволяет ему укрепиться в классном коллективе, почувствовать уверенность в собственных силах.

Методы и формы работы с одаренными детьми в школе

Процесс обучения одаренных детей предусматривает наличие и свободное использование разнообразных источников и способов получения информации, в т.ч. через компьютерные сети и творческую интерпретацию предметных знаний. В контексте этого педагоги рекомендуют отдельные приемы работы, способствующие выработке умений поиска и анализа различных типов данных:

    • «Удивляй» — педагог стремится обыденные явления и факты сделать уникальными, удивительными для детей, чтобы мотивировать их на учебу в начале урока;
    • пресс-конференция — дети учатся ставить вопросы содержательного характера, предполагается постановку развивающих (исследовательских), расширяющих (познавательных) и репродуктивных (повторение) вопросов;  
    • проблемный диалог — может проводиться в формате индивидуальной работы с текстом или коллективной в классе, предполагают создание познавательного затруднения, из которого школьники бы самостоятельно искали выход;
    • критическое мышление — сталкиваются противоположные мнения, что позволяет развить критичность мышления и научить детей аргументировать свою позицию.
    Формы и методы внеучебной работы с одаренными детьми осуществляется в рамках факультативов, индивидуально-групповых занятий, предметных недель, научно-практических конференций, предметных олимпиад и конкурсов, интеллектуальных марафонов, литературных гостинных. 
    В системе дополнительного образования, которая может быть включена в общешкольный комплекс, традиционно выделяют следующие формы обучения одаренных школьников:
    1. Индивидуальное обучение или обучение в малых группах по программам творческого развития по отдельным предметным областям.
    2. Работа по инновационным и исследовательским проектам в режиме наставничества (например, школа юных физиков-экспериментаторов, биологов, литературоведов).
    3. Очно-заочные школы, дистанционное обучение.
    4. Каникулярные сборы, лагеря, творческие лаборатории, мастер-классы.
    5. Творческие конкурсы, олимпиады, соревнования, предметные фестивали. 
    6. Детско-юношеские научно-практические конференции и семинары.
    Среди форм педагогической работы с юными талантами особое значение имеет взаимодействие с родителями одаренных детей. Тесное сотрудничество школы и семьи реализуется через тематические родительские собрания, консультирование родителей, проведение внеклассных мероприятий и открытых уроков. Взаимодействие с различными структурами социума через посредничество родителей создает оптимальные условия для развития способностей. Проанализировав интересы учащихся, классный руководитель может порекомендовать родителям записать их детей в те или иные кружки и секции.

    План работы с одаренными детьми по математике

    Математические способности у детей проявляются в быстром и глубоком освоении материала, алгоритмических способностях — умелом преобразовании буквенных выражений, решения уравнений, которые выходят за рамки стандартных правил, геометрической интуиции, умении правильно последовательно выстраивать логическое рассуждение. Реализация грамотного плана работы с одаренными детьми по математике — комплексной разработки, нацеленной на развитие компетенций в рамках единой предметной отрасли — позволяет своевременно выявить уникальные склонности ребенка, к числу которых относят аргументированность и рациональность рассуждений, систематичность, глубину, гибкость и четкость мышления, развитую память, способность к обобщению фактов, выделению главного и общего в разных явлениях.  

    Выявление способностей к математике отличники образования рекомендуют выполнять в ходе решения задач. Для этого наилучшим образом подходят задачи с лишними или недостающими данными, с не сформулированным вопросом, несколькими решениями, меняющимся содержанием. Чем быстрее, больше и правильнее учащийся находит ответы на задачи, тем вероятнее наличие у него математической одаренности. Педагог анализирует то, как подросток использует учебные приемы, которые пояснил учитель, как справляется с отсроченными проверками, сколько времени тратит на решение определенных задач. Если хотя бы одна из способностей развита в большей мере, чем у других учащихся, можно говорить о наличии у ребенка математических способностей.

    Проектирование индивидуального образовательного маршрута одаренных детей

    Основные виды работ с детьми с математическими способностями:

    1. Факультативы — позволяют диагностировать и учесть индивидуальные способности детей, повысить уровень их самостоятельности, расширить познавательные возможность, дать основные навыки проектной, творческой и исследовательской деятельности.
    2. Индивидуальная работа под контролем учителя-предметника — реализация проектной и исследовательской деятельности, развитие критического и аналитического мышления.
    3. Кружковая работа — стимулирование самореализации, развитие творческого потенциала и математических способностей.
    4. Предметная неделя математики — мотивирует учащихся к изучению математики, стимулирует их творческие способности посредством различных видов внеурочной деятельности.
    5. Ученическая конференция — приобретение навыков работы со справочной, учебной и научно-популярной литературой, интернет-источниками в ходе подготовки к докладу, развитие навыков самостоятельной работы, развитие информационной культуры школьников.

      Для развития математических способностей используется разноуровневый подход, который предполагает контролирующие и обучающие задания разной степени сложности, обучение детей не только самооцениванию, но и оценке одноклассников. Одаренные ученики должны уметь творчески применять полученные знания не только в стандартной, но и новой учебной ситуации, решать развивающие задачи, а в ходе выполнения домашнего задания проводить исследовательскую работу, пользоваться дополнительной литературой.

      В рамках реализации комплексной педагогической стратегии по направлению целесообразна разработка индивидуальных планов работы с одаренными детьми по математике, направленных не на расширение полученного объема знаний, а на воспитание способности находить решения и мыслить самостоятельно, творчески и креативно переосмысливать информацию, развитие эвристического и продуктивного мышления. Учитель должен сформировать у учащегося потребность в самосовершенствовании, демонстрировать яркие примеры практического применения математических методов на личном опыте, чтобы таким образом положительно влиять на эмоциональную сферу ребенка. Индивидуальная интеллектуальная активность может организовываться в рамках стандартной урочной работы посредством: 

      1. Выполнения упражнений, требующих творческого подхода (составление задач, решение кроссвордов, ребусов, анаграмм, создание макетов, электронных презентаций, книжек-раскладушек).
      2. Разработку и реализацию проектов на темы, которые интересны и доступны ученикам, а также имеют практическую ценность. Обязательным является защита проектов с предоставлением доказательств по сделанным выводам и полученной информации.
      3. Индивидуальную работу и применение информационных технологий в классно-урочной и внеурочной форме. Чтобы ученики могли выполнять задания в удобном для них темпе и соответствующего уровня сложности, педагогам следует использовать электронные носители информации для передачи заданий и их последующего контроля.
      4. Проведение дополнительных занятий с применением интернет-связи для выполнения исследовательских и развивающих упражнений.  
      5. Оглашение задач для самостоятельного решения с последующим разбором решения в классе и выбором оптимального способа поиска ответа.

      Эффективность индивидуального плана работы с одаренными детьми по математике зависит от выбранной методики. Несмотря на видимую новизну методов, многие педагоги по-прежнему основываются на репродуктивном дифференцированном. Дети получают задания разного уровня сложности, которые они решают наиболее оптимальным способом из тех, что ранее были озвучены учителем. Однако усвоение готовых способов не позволяет научиться самостоятельно искать способы решения задач, в контексте этого гораздо важнее развить у детей способность к поиску способа получения правильного ответа. Поэтому чтобы стимулировать творческий поиск, нельзя предлагать детям готовую модель решения, она должна быть результатом исследования. Стоит предложить задачу, решение которой не составит труда, поскольку модель и способ известны детям. А после ситуации успеха необходимо предоставить внешне похожую задачу, однако требующую другого способа. В условиях дефицита собственных знаний одаренные учащиеся перейдут к поиску собственного способа и конструированию новой модели решения.

      Работа с одаренными детьми по английскому языку

      Дети, у которых выражены способности к изучению иностранных языков, нуждаются не в консервативных, а креативных методах изучения предмета. Только при условии организации педагогической работы с одаренными детьми по английскому языку, базирующейся на широком использовании передовых технологий и приемов обучения, учителю-предметнику удастся добиться развития гармоничной личности, развить у ученика нестандартное мышление, мотивировать его на углубленное изучение одного или нескольких иностранных языков.

      Для успешной реализации задач по развитию одаренности следует использовать проектные, коммуникативные и игровые методики, средства ИКТ, формы поблемно-развивающего обучения, предлагать выполнение разноуровневых заданий. Целесообразно организовывать нестандартные уроки (уроки-конкурсы, уроки-путешествия, инсценировки сказок), индивидуальную и групповую работу, внеклассную и проектную деятельность, а также проводить индивидуальные занятия-консультации для сильных учеников.

      План работы с одаренными детьми по английскому языку включает следующие этапы:

      1. Выявление учащихся со способностями к углубленному изучению иностранного языка.
      2. Корректировку учебных программ и тематических планов под потребности одаренных детей, использование дифференцированного подхода, научно-исследовательских и творческих заданий.
      3. Построение индивидуальной работы с талантливыми учащимися.
      4. Подготовка одаренных детей к участию в конкурсах, викторинах, олимпиадах и конференциях различного уровня.
      5. Знакомство детей с британской и американской культурой, традициями, историей, творчеством выдающихся писателей и поэтов.
      6. Формирование картотеки материалов разного уровня сложности.
      7. Консультирование родителей и законных представителей детей по вопросам развития одаренности, выступления на родительских собраниях.
      8. Подготовка отчетности о работе с талантливыми детьми (мониторинг уровня владения различными видами речевой деятельности), сбор информации для классных руководителей.

      План работы с одаренными детьми в начальной школе по ФГОС

      Формы урочной и внеурочной деятельности, которые включают в перспективный план работы с одаренными детьми в начальной школе по ФГОС, совпадают с теми, что рекомендованы для учащихся среднего и старшего звена, что отражено в документе. 

      Вместе с тем при планировании педагог младшей школы должен учитывать индивидуальные особенности малышей, создавая условия для максимально эффективного и гармоничного развития их способностей, выстраивая работу по интеллектуальному, спортивному и эстетическому направлениям. При реализации педагогической деятельности по данному направлению учителям начальных классов важно расширять и обновлять содержание учебных программ, обогащать их новыми технологиями и методиками, ориентируясь на результаты планового мониторинга, а также мотивировать учеников к учебе, стимулировать у них акт познания, консультировать детей, применяя исключительно дифференцированный и индивидуальный подход, особенно при подборе заданий. При условии реализации данных требований все дети в классе смогут работать слаженно при минимальном участии педагога, выполняя разнообразные задания, которые позволят достичь всестороннего развития личности. 

      В план работы с одаренными детьми в начальной школе по ФГОС следует включать виды работ, которые выполняются повсеместно в течение года, а также те, которые имеют временные рамки, а именно:

      1. Анализ и подбор психолого-педагогических методик для выявления одаренных учащихся, проведение дополнительных занятий с детьми на выявление способностей.
      2. Контроль над дифференциацией и индивидуализацией учебной нагрузки для детей в начальной школе согласно уровню их мыслительных процессов и познавательной сферы.
      3. Проведение индивидуальных занятий в ходе подготовки к олимпиадам и конкурсам, а также для последующего разбора конкурсных и олимпиадных заданий.
      4. Перекрестное посещение уроков коллег для обмена педагогическим опытом для оценки используемых приемов и наблюдения за одаренными учениками.
      5. Занятия на развитие логики, домашние задания, опережающие программу (презентации, творческие задания, эссе).
      6. Подготовка к проектной работе, выбор темы, анализ и подбор литературы, вовлечение детей в творческую деятельность.
      7. Взаимодействие с семьями (организацию совместных форм досугово-познавательной активности, проведение консультаций в рамках разработки индивидуальных образовательных траекторий).
      8. Посещение секций и кружков, стимулирование детей к дополнительному образованию.
      9. Поощрение участников и победителей конкурсов, олимпиад и фестивалей.
      10. Проведение экскурсий и других внеклассных мероприятий.

      Традиционная учебная система часто не позволяет акцентировать внимание на индивидуальных особенностях учеников, в силу чего одаренные дети, которые быстрее усваивают материал урока, оказываются вне поля зрения педагога. Чтобы потребность в познании, любознательность и природные способности не угасали к достижению старшего школьного возраста, педагогам следует проводить систематическую работу по развитию способностей одаренных детей после их перехода из начальной школы в среднее и старшее звено.

      План воспитательной работы с одаренными детьми

      При выявлении детей с незаурядными интеллектуальными возможностями возникает проблема проектирования не только индивидуализированных программ обучения, способствующих развитию природного потенциала, но и плана воспитательной работы с одаренными детьми. Школьники с одаренностью независимо от возраста характеризуются продуктивностью мышления, упорством в стремлении к цели, принципиальностью, открытостью, богатой фантазией, умением прогнозировать и долгое время концентрироваться на выполняемой задаче. Однако вместе с тем в портрете талантливого ребенка есть и негативные черты: слабое физическое развитие, стремление быть первым и доказывать свою правоту, отсутствие конформизма и неспособность признать поражение, принять точку зрения другого, неспособность демонстрировать внимание, если занятие ему неинтересно. Поскольку дети нередко увлекаются сложными задачами, реализуя свою потребность к познанию, они нуждаются в усиленной поддержке со стороны взрослых, что обязательно должно быть учтено при подготовке плана воспитательной работы.

      В основу планирования и организации воспитательной работы с одаренными детьми должна быть положена проблема контролируемого вывода талантливых школьников, демонстрирующих повышенный уровень усвоения знаний, из зоны психологического комфорта, что положительно скажется на формировании активной жизненной позиции и успешной самореализации в будущем. Отказ от дифференциации не только учебной, но и воспитательной нагрузки не позволяет одаренным детям сформировать важный навык — готовность преодолевать трудности и последовательно идти к поставленной цели.

      В рамках ведения урочной и внеурочной воспитательной работы талантливым детям целесообразно представить возможность выполнять задачи, направленные на:

      1. Успешную социализацию, предпосылки для которой могут быть сформированы посредством выполнения коллективно значимых поручений, анализа различных социальных ролей.
      2. Проявление лидерских и организаторских способностей.
      3. Обсуждение философских тем. Одним из главных показателей одаренности является обостренное чувство справедливости, установление высоких требований к личностным качествам и окружающему миру. Обсуждение данных вопросов с социальным педагогом, в рамках учебных курсов помогает юным дарованиям сформировать систему ценностей, соответствующую жизненным реалиям, последовательно преодолевая возрастные трудности.
      4. Решение широкого круга общеразвивающих задач, требующих применения креативности. Данный вид активности позволяет одаренным детям расширить круг интересов, учиться успешно разрешать мини-кризисы, связанные с необходимостью проявления терпимости и целеустремленности, разделять реальность и фантазии, которые могут пагубно сказываться на психологическом здоровье ввиду возможности сознательного ухода от проблем в мир грез.
      5. Поиск новых возможностей для общения с людьми, проявляющих выдающиеся способности в одной из областей знаний. Нередко педагогам приходится работать с учащимися, чьи способности превышают их собственные, а потому важно побороть в себе внутренний протест, направив энергию на самообразование и виртуозное владение комплексом предметных методик, в частности и через организацию творческих мастерских с приглашенными гостями, лекций, семинаров, мастер-классов.

      В завершение хочется отметить, что от участия педагогического коллектива в судьбе одаренного ребенка во многом зависит степень раскрытия его способностей. Выстраивая план по работе с одаренными детьми в школе, важно обеспечить системность подхода и следование основным принципам взаимодействия с талантливыми учащимися. Учитель-предметник или классный руководитель, работающий с одаренным детьми, должен отличаться: 

      • умением нести ответственность за принятые решения;
      • эрудированностью, высокой нравственностью, дружелюбием по отношению ко всем учащимся;
      • верой в способности детей самостоятельно решать сложности, с которыми они столкнулись;
      • стремлением к работе над собой и интеллектуальному самосовершенствованию;
      • способностями к творческой и экспериментальной деятельности;
      • знаниями в области психологии и передовой педагогической мысли, организационными навыками.

      Чтобы гарантировать эффективность взаимодействия с талантливыми учениками, учителям важно проявлять особые качествами, помня, что для детей они становятся не только источниками знаний, но и наставниками, которые воспринимают критику и могут прийти на помощь, проявляя весь свой жизненный опыт и багаж знаний. 

      Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

      Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

      Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

      Подписка на статьи

      Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

      Рекомендации по теме
      Школа Менеджер Образования

      Управление образовательной организацией

      Научитесь управлять:
      • Дистанционное повышение квалификации.

      • Удобная подача материала.

      • Постоянный доступ к курсу: 24часа в сутки / 7 дней в неделю.

      • Удостоверение установленного образца.

      быстрая подписка:
      8 (800) 511-08-33


      Самое выгодное предложение

      Самое выгодное предложение на подписку

      Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

      Подарок

      Мы в соцсетях
      А еще:

      Внимание!
      Сайт предназначен только для работников образования.

      Зарегистрируйтесь.
      Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
      За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Я тут впервые
      Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
      Зарегистрироваться
      ×
      Сайт предназначен для работников сферы образования!

      Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

      А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Я тут впервые
      И получить доступ на сайт Займет минуту!
      Зарегистрироваться
      ×
      Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

      Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

      У меня есть пароль
      напомнить
      Пароль отправлен на почту
      Ввести
      Введите эл. почту или логин
      Неверный логин или пароль
      Неверный пароль
      Введите пароль
      Я тут впервые
      и скачать файл
      Зарегистрироваться
      Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.