text

Конференция для директора школы 2018 >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Психолого-медико-педагогическая комиссия в школе

  • 7 декабря 2017
  • 1587

ПМПК — это психолого-медико-педагогическая комиссия (консилиум), которая созывается для оценки уровня развития детей, если у медиков и педагогов возникают сомнения в отношении наличия у ребенка различных недугов и отклонений. Комиссия вправе:

  • консультировать родителей школьников относительно психического развития и физического состояния детей;
  • составить заключение о состоянии школьника, предоставить собственные рекомендации по его реабилитации или лечению.

Общие положения: что такое ПМПК в школе?

ПМПК в школе созывается по инициативе педработников (классного руководителя, администрации, завуча), школьной медсестры и реже — по желанию родителей, которые считают, что их дети нуждаются в квалифицированной помощи. Если инициатива исходит от школьных педагогов, прежде чем рекомендовать ПМПК, созывается школьный консилиум, на котором принимается решение о целесообразности подобной меры. Детский лечащий врач также может порекомендовать родителям ребенка обследовать на ПМПК, если хронические заболевания или врожденные пороки приводят к отклонениям в развитии.

Заседания комиссии проводятся нерегулярно, их организуют по мере надобности, в ходе составления методической базы или в зависимости от сложившейся ситуации. В особо сложных случаях комиссия может созываться экстренно.

Процедура предполагает диагностику состояния ребенка с последующим определением возможности или невозможности для учеников продолжать обучение в общеобразовательной школе. Обследование ПМПК может быть рекомендовано детям всех возрастов, но чаще его проходят школьники младшего звена, поскольку в 1-4 классе проще всего диагностировать различные отклонения в развитии.

Члены комиссии работают сообща и выступают в роли мультидисциплинарной команды. В состав комиссии обязательно включают:

  • профильных медработников (ЛОР, окулист, ортопед, педиатр);
  • представитель образовательной сферы и специалист сферы здравоохранения, который выступает его заместителем;
  • сурдопедагов, логопедов, педагогов-дефектологов;
  • психологов и психиатров;
  • социального педагога и юриста.

Вместе с постоянными членами, в ПМПК могут быть приглашены временные специалисты. Помимо членов комиссии, участвующих в диагностике ребенка, на заседании присутствует секретарь, который ведет протокол, фиксируя в нем все происходящее в кабинете. Достаточно большой штат комиссии созывается исключительно в интересах учащихся: таким образом дети могут пройти осмотр у всех специалистов в одном месте, что в значительной мере оптимизирует процесс.

На заседание комиссии дети приглашаются с родителями или их законными представителями. Как правило, школьная ПМПК собирается в одном кабинете, где учащийся общается с несколькими специалистами по очереди. Он сидит или стоит, отвечает на вопросы и выполняет задания в течение одного-двух часов. Члены комиссии тщательно готовятся к заседанию, предварительно составляя список вопросов и заданий, которые будет выполнять ученик.

Родителям и педагогам нужно быть внимательными к ребенку, тщательно подготовить его, поскольку процедура может вызвать дискомфорт у ученика или даже агрессию. В роли референтного лица нередко приглашают классных руководителей или педагогов, с которыми у учащегося сложились доверительные отношения: в их присутствии дети чувствуют себя увереннее и спокойнее.

Психолого-педагогическая комиссия в школе: цели и задачи процедуры

Формы работы консилиумов отличаются: созываются плановые и внеплановые заседания школьного ПМПК. Запланированные заседания проводятся после возникновения проблемы с обучением и воспитанием ученика, члены консилиума готовятся к заседанию, работают над поиском решения проблемы, а экстренные — могут проводиться в коллективной или индивидуальной форме в зависимости от того, кто нуждается в помощи и что спровоцировало экстренный созыв ПМПК. В отдельных случаях заседание комиссии проводится в виде игры, позволяет ребенку чувствовать себя спокойнее.

Школьный ПМПК выполняет ряд важных задач:

  • определение наличия и причин появления отклонений в обучении и поведении учащихся;
  • разработка практического решения проблемного случая — воспитательных и коррекционных мер, индивидуального образовательного плана;
  • формирование рекомендаций педагогам и родителям в отношении дальнейшей учебы ребенка в виде плана коррекции процесса обучения (воспитательный и дидактические аспекты);
  • определении концепции адаптации ученика в образовательном пространстве и школьном коллективе;
  • предоставление индивидуально ориентированной социальной, психологической и юридической помощи учащимся с отклонениями.  

Консилиум преимущественно занимается:

  1. Диагностикой и последующим анализом социального и психического развития детей.
  2. С целью компенсации отклонений в развитии планирует психокоррекционную работу с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.
  3. Оказанием профессиональной помощи в социализации и адаптации учащихся в коллективе школы.
  4. Обеспечивает методическое сопровождение работы социальных педагогов, психологов и родителей, которая направлена на устранение сложностей в воспитании и обучении.
  5. Анализирует конфликтные ситуации в семейной и педагогической среде, спровоцированные отклонениями в развитии ребенка.

Следовательно, на плечи членов консилиума ложится выполнение ряда важных функций

Диагностическая Определение причин возникновения затруднений в обучении, рассмотрение отношений в семье и в коллективе класса, оценка способностей и потенциала ученика. 
Реабилитационная Разработка эффективных инструментов коррекции возникших проблем, оптимизация образовательного процесса, помощь в семейной и социальной реабилитации, составление рекомендаций.
Воспитательная Формирование воспитательных рекомендаций для педагогов, школьной администрации и родителей в контексте работы с детьми с отклонениями развития. 

Согласно положению о психолого-медико-педагогической комиссии, ее работа строится на 8 принципах:

  1. Системного анализа педагогических процессов, происходящих в рамках школы.
  2. Гуманистического взгляда на детей как ключевую ценность в системе человеческих взаимоотношений.
  3. Автономности получения информации о ребенке (без преждевременного обмена мнениями с другими членами комиссии) для исключения диагностики недостоверных или искаженных фактов.   
  4. Следования профессиональной этике — обследование ребенка посредством методических и инструментальных методов, определенных профессиональной компетенцией.
  5. Продуктивного обмена диагностическими сведениями, которые каждый член комиссии предоставляет коллегам, сопровождая аргументированным заключением и фактами. Обсуждение строится на паритетных началах, а сформированное заключение должно учитывать индивидуальные особенности развития психики учащегося.
  6. Индивидуальности воспитательного процесса — разработка индивидуальной линии социальной адаптации и развития с определением задач, которые позволят раскрыть потенциал личности, предоставит перспективы для самореализации.
  7. Социальной адекватности средств и методов образовательного-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями или отклонениями.
  8. Формирования воспитательной среды — создание благоприятной среды для социализации учащегося в школе.

Психолого-медико-педагогическая комиссия

Специалисты ПМПК работают по индивидуальному плану в соответствии с нормами рабочего времени и реальными запросами педагогов или родителей на обследование школьников. Согласно положению о ПМПК, работа комиссии строится в рамках регламента.

  • Годовой рабочий цикл предопределяет не менее 4 плановых заседаний, на которых члены комиссии разрабатывают решения касательно коррекционно-развивающего и образовательного маршрута учащихся, оценивают состояние ребенка в динамике, в связи с чем корректируют составленную программу, вносят изменения в коррекционно-развивающую работу и образовательный маршрут.
  • Организуются плановые и внеплановые консилиумы. Заседания проводятся по запросу родителей или профильных специалистов для принятия срочных мер по обстоятельствам, которые были в экстренном порядке выявлены, для изменения курса коррекционно-развивающей работы по причине выявления ее неэффективности.

Скачать пример положения о психолого-медико-педагогической комиссии
Скачать в .pdf

Скачать пример положения о психолого-медико-педагогической комиссии

В ходе заседания специалисты сперва получают информацию от ребенка, после обмениваются мнениями и сведениями, а затем составляют заключение ПМПК школы и продумывают тактику психолого-педагогического сопровождения ученика. Чтобы получить необходимую информацию и принять решение, специалисты ищут ответы на вопросы:

  1. Как можно определить педагогический и психологический статус ученика на время прохождения комиссии?
  2. Характеристика проблем и особенностей развития учащегося.
  3. В чем заключается индивидуальная тактика сопровождения его образовательно-воспитательного процесса?
  4. Как скоро и в каких формах в психолого-педагогическом сопровождении ученикам примут участие учителя, психологи и медики?
  5. Возможно ли контролировать ход психолого-педагогического сопровождения?
  6. Как члены комиссии могут проконсультировать учителей, родителей ребенка и членов педколлектива?
  7. Как можно отслеживать эффективность сопровождения и его динамику?

Работа ПМПК в школе: алгоритм действий

Первичное обследование учащегося 1-4 классов на ПМПК

  1. Наблюдая за ребенком, который испытывает сложности в освоении программы, классный руководитель беседует с родителями учащегося (его законными представителями), рекомендуя обследование на ПМПК. Комиссия может созываться только после получения письменного согласия родителей, если же согласия нет, педагог может провести разъяснительную работу, пояснив важность процедуры обследования для решения проблемы в развитии ученика.
  2. Когда письменное согласие на проведение процедуры получено, классный руководитель составляет заявку на обследование ученика председателю школьной комиссии и параллельно с этим готовим документацию для ПМПК в школе. К перечню документов относят педагогическую характеристику учащегося, педагогическое представление, заявление родителей, информация об успеваемости ребенка, образцы его письменных работ, данные о числе пропущенных занятий.
  3. Каждый специалист школьной комиссии в индивидуальном порядке обследует ребенка, фиксируя результаты в представления учителя-логопеда и педагога-психолога. На этом этапе специалисты составляют рекомендации по поиску направлений работы с учеником. Медработник по запросу классного руководителя дает краткую информацию о развитии ребенка с раннего детства и до момента обследования. После сбора необходимой документации, назначается заседание школьного ПМПК.
  4. Школьную комиссию составляют учителя-предметники, медицинский работник, родители ребенка и члены ПМПК, которые заслушивают доклады классрука, социального педагога, медработника, логопеда и психолога касательно успеваемости учащегося. Специалисты беседуют с ребенком, спрашивая об особенностях семейного воспитания.
  5. Председатель комиссии составляет «Карту развития ребенка», где фиксирует информацию о ребенке, заявление родителей, документы, собранные специалистами и классруком. Карта хранится у председателя школьной комиссии, в конце каждой учебной четверти ее заполняют, а по завершению коррекционно-развивающего курса фиксируют наблюдаемую динамику.
  6. Секретарь консилиума ПМПК в школе ведет протокол заседания, куда вносит результаты обследования, составляет выписку из заседания для каждого ученика, которая хранится в «Карте развития ребенка» и личном деле учащегося.
  7. Если ученику рекомендована районная ПМПК для составления образовательного маршрута, родителям следует получить заключение на ребенка у врача-психиатра, которому можно показать письменные работы ребенка, педагогическую характеристику на него.
  8. Председатель школьного консилиума в этом случае подает заявку в районный ПМПК для обследования учащихся с трудностями освоения программы и разработки оптимальной для них формы обучения. Из «Карты развития ребенка» на районную ПМПК предоставляется ряд документов (заявление от родителей, педагогическое представление и характеристику на ребенка, представление учителя-логопеда и педагога-психолога, заключение школьной комиссии, данные об успеваемости и посещаемости ребенка, копии его письменных работ и свидетельства о рождении).
  9. На заседание районной комиссии ребенок приходит с родителями и представителем школьной ПМПК, предоставляет необходимые документы, включая медкарту из поликлиники. Родители должны иметь при себе документы, удостоверяющие личность. Выписка из протокола заседания вносится в «Карту развития ребенка».

Повторное обследование учащегося на ПМПК

  1. Повторно районную ПМПК проходят дети по окончанию начальной школы, которые обучались по программе VII вида, а также учащиеся 6-х и 8-х классов.
  2. Когда ребенку рекомендуют коррекционно-развивающее обучение, ему назначается ведущий специалист (чаще это классный руководитель), тогда как остальные члены школьной комиссии контролируют динамику изменений, проводят коррекционно-развивающую работу.
  3. Школьный логопед, психолог, учителя-предметники и классный руководитель для председателя школьной ПМПК предоставляют документы, которые отражают эффективность выбранной коррекционной работы, что подтверждается динамикой изменений в развитии и фиксируется в педагогической характеристике.
  4. Классному руководителю важно заручиться поддержкой родителей и получить их письменное согласие на проведение повторного обследования. Для этого проводится просветительская работа, подготавливается пакет документов, а ребенок вновь получает заключение врача-психиатра. Классрук повторно готовит пакет документов на ребенка для комиссии.
  5. Если в состоянии развития ребенка наблюдается кардинальная отрицательная или положительная динамика, выявляются новые обстоятельства в ходе реализации коррекционной работы, по заявлению родителей может проводиться внеплановое повторное заседание районной ПМПК.

Отслеживание динамики развития ребенка специалистами школьной и районной ПМПК

Члены школьной комиссии в обязательном порядке предоставляют информацию о развитии детей, которые прошли районную ПМПК и тех, что были взяты на контроль по окончанию 2,3, 5 и 7 классов, в динамике. Для этого созывается расширенный состав школьной комиссии, куда входят представители школьной и районной ПМПК. Члены школьной комиссии для расширенного заседания готовят пакет документов, подтверждающий динамику развития учащегося:

  • педагогическая характеристика с анализом эффективности выбранной коррекционно-развивающей программы;
  • педагогическое и психологическое представление;
  • данные об успеваемости ученика;
  • карта динамики речевого развития.

После проведения заседания комиссии расширенного состава составляется протокол и рекомендации касательно дальнейшей работы с ребенком, его психолого-педагогического сопровождения для школьных специалистов и родителей.

Протокол заседания ведется по стандартному образцу. В документе секретарь фиксирует дату и список присутствующих специалистов, которые подписью подтверждают свое присутствие. Указывается повестка дня, вопросы, которые будут рассмотрены, описание заседания комиссии, где фиксируется все сказанное или произошедшее. В завершении вносятся рекомендации и предложения, разработанные членами комиссии. Секретарь и председатель комиссии заверяют документ своими подписями.

Составление заключения психолого-медико-педагогического консилиума (образец)

Заключение ПМПК содержит не только результаты обследования ребенка, но и развернутую картину его состояния и рекомендации для родителей и педагогов. Документ должен отражать положительные стороны ребенка, а не только негативные моменты. В характеристике на учащегося на ПМПК необходимо указать:

  • ФИО ученика, дату и год рождения, класс;
  • причина обследования (жалобы педагогов-предметников, желание родителей, рекомендация медицинского работника);
  • продолжительность обучения в данном образовательном учреждении;
  • личностные качества (склонность к обучению, наличие способностей, коммуникабельность, конфликтность);
  • описание отношений и формы воспитания, используемые в семье ученика;
  • специфику учебной деятельности несовершеннолетнего (скорость усвоения знаний, уровень развития, мировоззрения);
  • подробное описание степени освоения основных предметов и приобретения УУД, характеристика мыслительных процессов, памяти (для младших классов — умение писать и считать, владение базовыми знаниями о мире, для средних классов — более сложные и легкие в изучении предметы, общие разъяснения);
  • оценку эмоционально-личностной сферы ребенка.

Заключение комиссии фиксирует:

  • сможет ли ребенок учиться в обычной школе или ему необходимо коррекционное образовательное учреждение;
  • какие дополнительные занятия рекомендованы для коррекции нарушений развития (например, занятия с психологом или логопедом).

К общему заключению комиссии должно прилагаться заключение психолога, где он отражает характер межличностных отношений и уровень психоэмоционального развития ученика, а также заключение педагога-предметника или классного руководителя. Дополнительно свои заключения могут предоставить все члены комиссии, важно, чтобы в каждом из них были рекомендации касательно решения обнаруженной проблемы развития.

Как подготовить ребенка к школьному ПМПК?

Детям с отклонениями развития приходится проходить ПМПК несколько раз в год, потому особенно важно подготовить его к заседанию. Чтобы он не боялся и не переживал, родителям следует настроить малыша на честность и старание. Ребенок должен понимать, что если он не знает ответа на вопрос, он должен без опаски сказать об этом.

Заседание комиссии длится 30-70 минут и проходит в форме беседы. Ребенку задают вопросы или предлагают выполнять различные задания, например, перечислить цвета, сложить из деталей фигуру, выбрать нужную картинку из ряда предложенных. Эти задания не всегда касаются школьной программы: они скорее носят психологический характер и отражают уровень развития речи, памяти, внимания, мышления и восприятия.  

Характер проведения заседания зависит от предполагаемого диагноза и возраста учащегося.

Чаще всего детей просят рассказать:

  • О себе и своих близких — рассказать о членах семьи и друзьях, домашних питомцах, своих увлечениях, занятиях по дому и в школе, описать свой дом (квартиру) и комнату, назвать имена одноклассников и учителей.
  • Об окружающем мире — ориентироваться в понятиях размера, длины, величины, времени, веса, дат календаря, отличать выходные от будней, утро от ночи, называть расположение предметов, их форму и цвет.
  • О распорядке дня и базовых действиях — показать, как пишет или рисует, как демонстрирует эмоции и желания, поймать мяч, взять в руки предмет, подпрыгнуть или присесть.

Затем специалисты проверяют основные навыки ребенка:

  1. Логика — умение определить лишний или недостающий предмет, логически объединить предметы в одну группу, выстроить последовательность действий.
  2. Память — способность запомнить услышанные слова и повторить их, восстановить порядок предметов или картинок по памяти.
  3. Речь — оценивается произношение звуков, правильность построения предложений, склонения слов. Ученика могут попросить назвать синонимы, антонимы и омонимы к словам, назвать количество слов в предложении или звуков в слове, составить короткий рассказ на любую тему.

На первый взгляд обследование ПМПК не должно вызвать сложностей, поскольку вопросы и задания просты для детей школьного возраста. Однако дети, которым была рекомендована ПМПК, чаще всего страдают заниженной самооценкой, они болезненно воспринимают критику в свой адрес, потому перед членами комиссии боятся не оправдать ожидания родителей, не справиться с заданием, выглядеть инвалидом.

Если ребенок не справляется с заданиями комиссии, важно проанализировать, не вызвано ли это волнением или страхом. Привычные методы диагностики не эффективны для педагогически запущенных учащихся и тех, для кого русский язык не является родным. Потому, чтобы учащийся не испытывал волнение, следует пояснить ему, что все члены комиссии желают ему исключительно добра, никто не будет задавать слишком сложные вопросы и давать невыполнимые задания, что с каждым из них он с легкостью справится.

ПМПК консилиум в школе: как избежать злоупотреблений?

Далеко не всегда заключение психолого-медико-педагогического консилиума соответствует действительности, зафиксированы случаи превышения полномочий, когда администрация образовательного учреждения таким образом вынуждала учеников переходить в коррекционные школы. К сожалению, нередко члены комиссии не только не консультируют родителей детей с отклонениями в развитии касательно их прав и возможностей, но даже дезориентируют их в правовых вопросах, дезинформируют, выступая в интересах школьной администрации, стремящейся снять ответственность за работу с особенными детьми.

Действия родителей

Родители могут отказаться от прохождения ПМПК в школе или обратиться в высшие органы, чтобы их дети могли пройти повторную комиссию городского или областного уровня, если:

  • решение комиссии вызывает сомнения, поскольку есть подозрение на предвзятость;
  • на родителей оказывалось психологическое давление с целью вынудить их перевести ребенка в другое ОУ или сменить программу;
  • есть сомнение в компетенции того или иного члена комиссии (в этом случае родители могут требовать его замену);
  • члены комиссии были негативно настроены, провоцировали у ребенка стрессовое состояние, вели себя агрессивно;
  • во время заседания не были учтены индивидуальные особенности ребенка.

Решение комиссии может быть обжаловано в судебном порядке. Согласно ФГОС второго поколения, недостаточное освоение адаптированной образовательной программы не является поводом для перевода ребенка в другое образовательное учреждение или изменения программы. Заключение школьной психолого-медико-педагогической комиссии носит исключительно рекомендательный характер, а потому не является поводом к переходу в специальные классы или другие учебные учреждения. Заключение районной или областной ПМПК является основанием для перевода ребенка в специализированное образовательное учреждение.

Родители вправе задавать вопросы касательно заключения комиссии, содержательной части диагностики и выводов ПМПК. Ребенок проходит ПМПК только с разрешения родителей, последнее не требуется, если направление на обследование выдано по решению суда. В этом случае вместе с учащимся на заседании может присутствовать один или оба родителя. Нормативная база вопроса содержится в Положении об организации работы ПМПК, законе «Об образовании» и ФГОС.

Законные представители детей и их родители должны оказать малышам максимальную поддержку. Специалисты категорически не рекомендуют ругать детей за тот результат, который они показали на заседании. Взрослым следует понять, что действия их детей — это отражение родительского невнимания или ошибок в воспитании, потому независимо от результата процедуры сына или дочь следует похвалить за старания и напряженную работу.

Действия комиссии

Членам ПМПК следует помнить, что действия и решения оказывают влияние на дальнейшую судьбу ребенка. Оглашая родителям диагноз учащегося в его присутствии, специалисты нарушают права ребенка. Диагноз «задержка умственного развития» дает школьнику право на получение аттестата после окончания школы и освоения программы, тогда как «аутизм» и «умственная отсталость» — своеобразный приговор, по которому ученик может рассчитывать только на получение свидетельства об окончании школы (путь к среднему профессиональному и тем более высшему образованию будет для него закрыт).

Не менее пагубно сказывается на ребенке обсуждение его успехов и неудач в его присутствии. Если члены комиссии интересуются друг у друга, как ребенок будет учиться в пятом или шестом классе, это может подорвать его веру в себя, внушить уверенность в собственной неспособности и несостоятельности. Услышав критику и скептические замечания, младший школьник может истолковать это по-своему, решив, что он плохой, неподходящий для родителей и школы.

Действия школьной администрации и педагогов

Поскольку премиальный фонд школы и финансирование образовательного учреждения непосредственно зависит от успеваемости учащихся, педагоги нередко сознательно завышают оценки слабоуспевающим или неуспевающим ученикам, следуя негласным указаниям дирекции. В связи с этим школьная администрация не заинтересована в том, чтобы в числе учащихся были дети с умственной отсталостью или задержкой психического развития (далее — ЗПР).

Иная сложность связана с тем, что обучать детей с задержкой психического развития могут только лицензированные образовательные учреждения, в которых часто не хватает мест для всех нуждающихся в особых условиях. Поэтому дети с ограниченными возможностями и ЗПР попадают в обычные школы и обычные классы, где «портят» статистику, не успевая за программой, обучаясь вместе с остальными детьми. 

Узнать больше о работе психолого-медико-педагогической комиссии в школе можно в статьях:

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Вы читаете профессиональную статью для работника сферы общего образования.

Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.