Скидка 20% при подписке в декабре! ЗАБРАТЬ СКИДКУ >>>

Справочник руководителя образовательного учреждения

Правила дорожного движения для школьников

  • 9 декабря 2017
  • 1978

Постоянное увеличение автотранспорта на дорогах, ускорение ритма современной жизни усиливает актуальность вопросов безопасности для всех участников дорожного движения, а в особенности — для детей. Систематическое изучение правил дорожного движения для школьников (далее — ПДД) в ОУ является важной составляющей образовательного минимума, способствующего сохранению здоровья и жизни юных пешеходов.

На изучение ПДД в школьной программе отведено мало учебных часов. Вместе с тем современная школа фактически остается единственным центром учебно-воспитательной работы по данному направлению, поэтому изучение основ безопасного поведения на дорогах следует организовать в рамках:

  • курса ОБЖ;
  • интегрированных уроков;
  • внеклассной деятельности, предусматривающей организацию тематических викторин, конкурсов, экскурсий, профилактических рейдов, организации отрядов юных инспекторов движения — ЮИД.
для руководителей ОО

Сохраните это себе, чтобы не потерять:


В журналах «Справочник заместителя директора школы» и «Справочник руководителя образовательного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ОО:

!!! Приказ и памятки для выездного мероприятия школьников


!!! Обучение школьников действиям в чрезвычайных ситуациях

Педагогические принципы обучения школьников правилам дорожного движения

Программными требованиями предусмотрена необходимость усвоениями в школе правил дорожного движения и их использования школьниками во время проектирования своего поведения на дороге. Знание ПДД оценивается только в рамках отдельных курсов, да и говорить о традиционном уровне успешности применимо к основам безопасности движения на дорогах не приходится, ведь речь идет о сохранении здоровья, а часто — и жизни юных пешеходов. Это значит, что все дети независимо от возраста и общего уровня успеваемости — и дошкольники, и старшеклассники — должны хорошо ориентироваться в нормах поведения на дороге и неизменно проявлять внимательность.


Отвечает эксперт справочной системы «Образование»

Но дети — особая категория участников движения, которые в силу возрастного фактора не готовы воспринимать нормативную трактовку ПДД, более того — контролировать свои эмоции и поведение на дороге. Поэтому очень важно, чтобы весь процесс обучения по данному направлению строился на основе эффективных педагогических принципов, к которым следует отнести следующие:

  1. Принцип развивающего обучения, основанный на актуализации внимания школьников, создании проблемных дидактических ситуаций, применении игровой имитации.
  2. Принцип преемственности и последовательности, предусматривающий обеспечение межпредметных связей по обучению нормам ПДД между всеми компонентами воспитательно-образовательного процесса.
  3. Принцип постепенности (учебный материал систематически конкретизируется и уточняется).
  4. Принцип наглядности, обуславливающий использование различных дидактических материалов.
  5. Принцип доступности, предусматривающий необходимость обязательного учета возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  6. Принцип единства воспитания и обучения, требующий своевременного повышения профессионального уровня педагогов в области ПДД и консолидации усилий всех участников воспитательного процесса.
Управление образовательной организацией

Новые возможности для карьерного роста


Попробуй бесплатно! Руководство развитием ОО. За прохождение — диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Главная особенность изучения правил дорожного движения школьниками заключается в необходимости не только знания норм, и умения их применять в ситуациях на дороге. Первоочередное задание учителей современной школы — объяснять тактику поведения на дороге понятным для детей языком без искажения сути, что не может быть достигнуто без использования ряда методических разработок, которые носят рекомендательный характер.

Скачать собенности педагогической тактики при организации изучения правил дорожного движения в школе
Скачать в .docx

Способы достижения воспитательных целей по обучению школьников безопасности на дороге Особенности реализации
Применение индивидуального и дифференцированного подхода Ввиду того, что для большинства школьников характерно эпизодическое восприятие дорожной ситуации из-за непонимания принципов организации движения, вероятность возникновения неадекватной реакции ребенка на дороге высока. Построение воспитательно-образовательного процесса с учетом возраста, темперамента, интересов и мотивов поведения школьников позволяет обеспечить высокий уровень усвоения ПДД, выработку умения правильно оценивать дорожные ситуации и действовать в соответствии с нормами.
Организация взаимодействия «дети – дорожная среда» Демонстрация знания правил поведения на дороге не является гарантией их успешного применения. Очень важно, чтобы в условиях школы на постоянной основе действовала площадка для имитации дорожных ситуаций, на которой можно тренировать юных участников дорожного движения.
Обеспечение понимания детьми причинно-следственной связи между опасным поведением на дороге и возникновением ДТП Отсутствие жизненного опыта является главной причиной опасного поведения детей на дороге. Педагогу важно добиться осознания учащимися опасности, которую может нести невнимательность пешеходов, и вместе с тем препятствовать появлению страха при выполнении ежедневных задач — переходе проезжей части по «зебре», использовании остановок общественного транспорта.
Создание основ для саморегуляции и самовоспитания Создание положительной мотивации в изучении и соблюдении норм безопасности возможно только при демонстрации личного примера со стороны взрослых.
При условии осознания важности соблюдения правил дети достаточно просто усваивают нормы, стремятся к их выполнению и подмечают нарушения в условиях реальной ситуации на дороге.
Актуализация знаний с учетом возрастного принципа Данная особенность ведения педагогической практики связана со стремлением учащихся начальной школы повсеместно проявлять самостоятельность, в том числе преодолевать путь в ОУ без сопровождения взрослых. Педагоги совместно с родителями должны систематически повторять с детьми правила пешеходов, чтобы предупредить возникновение рисковых ситуаций.
Включение норм ПДД в систему социальной безопасности В ходе изучения ПДД школьники должны осознать, что этими правилами руководствуются все участники движения, и любые, даже неумышленные, нарушения, могут повлечь аварию и последующее наказание.

Сценарии по ПДД для начальной школы

Обучение нормам поведения на дороге детей младшего школьного возраста имеет специфику из-за неустойчивости внимания юных пешеходов. Использование в педагогической работе сценариев мероприятий по ПДД в начальной школе — методических разработок, составленных с учетом возрастного фактора — позволяет организовать эффективный и интересный процесс обучения, опираясь на знания, полученные малышами в детском саду, и создать базу для дальнейшего усиления знаний.

Организация обучения школьников правилам дорожного движения

Сценарные разработки для младших школьников (представлены в дополнительных материалах к статье) характеризуются использованием игровых элементов, яркой образностью. Методисты рекомендуют педагогам не практиковать расширение содержания сценариев номинальной информацией, а акцентировать внимание на точности воспроизведения детьми образов и понятий, работать над расширением активного «дорожного» словаря. Ведь учащиеся младших классов в полной мере овладевают только той информацией, которую могут объяснить своими словами.

При составлении или переработке сценариев игрового изучения ПДД в начальной школе важно учитывать такие возрастные особенности школьников:

  1. Малышам характерно строить суждение о предметах и явлениях дорожной среды по внешним признакам, односторонне.
  2. Дети запоминают стереотипные ситуации, что требует систематического изменения условий при проигрывании базовых дорожных правил.
  3. Множество запретов может спровоцировать бунтарство, поэтому ход занятий следует подчинять принципу «можно – нельзя».
  4. Младшие школьники очень подвижны, высокую результативность занятий гарантирует динамичность, выполнение различных упражнений.

Ввиду вышесказанного логично включать в сценарии мероприятий по изучению ПДД:

  • игровые имитации, театральные действа;
  • стихотворные и песенные формы, способствующие легкому запоминанию дорожных знаков и правил движения;
  • загадки и викторины, позволяющие актуализировать знания про предметы и объекты на дороге;
  • творческие задания (например, дорисовать дорожный знак);
  • подвижные игры и упражнения (например, имитацию дорожного движения: она группа детей представляет водителей, другая — пешеходов);
  • игры-алгоритмы, построенные на заучивании действий на дороге (во время смены сигналов светофора, выхода из общественного транспорта и т.д.).

Важно отметить, что эффективности популярных внеурочных форм работы способствует изучение базовых правил поведения на дороге в рамках стандартных занятий, а также организация интегрированных уроков (знакомство с дорожными ситуациями во время решения тематических задач по математике, чтение рассказов о правилах движения на уроках литературы).

Мероприятия по ПДД для школьников среднего звена

Для учащихся 5-8 классов изучение правил дорожного движения следует организовывать с последовательным расширением информации, использованием технологий проблемного обучения. В отличие от начальной школы, мероприятия по ПДД для школьников среднего звена уже не несут игровую направленность, а характеризуются высокой степенью информативности, перехода от общих понятий к ситуативным.

Процесс расширения знаний о дорожной безопасности реализуется во время различных форм учебной деятельности:

  1. Тематических уроков ОБЖ.
  2. Интегративных занятий (соотнесение разницы скоростных режимов на уроках физики, написание тематических диктантов).
  3. Классных часов, бесед, посвященных профилактике детского дорожного травматизма. Во время таких занятий детям озвучивается статистика ДТП по городу (региону), проводятся видеотренинги — просмотр записей аварийных ситуаций с последующим разбором.
  4. Развлекательных видов внеурочной активности — соревнований между классами, конкурсов знатоков ПДД, подготовки театрализованных представлений.

Педагогическая работа по ПДД со старшеклассниками

Учащиеся старшей школы — полноправные участники дорожного движения. Многие из них активно используют велосипеды, планируют стать водителями, поэтому с воспитательной точки зрения более чем целесообразно проведение разъяснительных бесед с повторением основных правил ПДД, актуализация внимания на формах правовой ответственности за нарушения ПДД.

Лекции по ПДД для старших школьников рекомендуется проводить при участии сотрудников ГИБДД, представителей других государственных органов, специалистов в области права. Профилактические беседы следует строить вокруг изучения характера административных и уголовных правонарушений, связанных с ситуациями на дорогах, и нормах наказаний, предусмотренных актуальными законодательными актами.

  1. Приоритетными формами педагогической работы со старшеклассниками по профилактике травматизма на дорогах являются:
  2. Тематические лекции, беседы.
  3. Консультации по углубленному изучению ПДД в рамках профориентационной работы.
  4. Конференции, открытые столы, школьные форумы, на которых рассматриваются проблемные ситуации на дорогах и разрабатываются способы их предупреждения.

Мониторинг знаний: вопросы по правилам дорожного движения для школьников с ответами

Особенность педагогической работы по изучению правил дорожного движения заключается в необходимости создания условий для успешного освоения элементарных норм безопасности всеми учащимися без исключения. Поэтому даже при отсутствии программных требований целесообразно проводить проверочные работы с вопросами и ответами в рамках мониторинга знаний школьниками ПДД.

Содержание и форма проверочных работ определяется по возрастному фактору. В младших классах можно проводить беседы с элементами опроса, создавать игровые ситуации с оцениванием действий каждого участника движений. Для учащихся среднего звена рекомендуется подготовить бланки вопросов с ответами — пример такой разработки представлен в таблице.

Скачать пример тестового задания по оценке знания ПДД для школьников
Скачать в .docx

Вопросы Варианты ответа
Кого следует отнести к участникам дорожного движения? А) Водителей.
Б) Пешеходов.
В) Пассажиров транспорта.
Г) Представителей всех перечисленных категорий.
Когда следует соблюдать ПДД? А) Во время дороги в школу.
Б) Всегда.
В) Когда рядом находится инспектор дорожной службы.
Г) По настроению.
Как следует передвигаться пешеходам при отсутствии тротуаров? А) Навстречу движению транспортного потока.
Б) По ходу движения транспортного потока.
В) Как удобно.
Г) Только по бордюру.
Сколько сигналов светофора предназначено для пешеходов? А) Ни одного.
Б) Один.
В) Два.
Г) Три.
Какими бывают пешеходные переходы? А) Наземными.
Б) Подземными.
В) Надземными.
Г) Все варианты верны.
При переходе дороги на пешеходном переходе сколько раз  следует посмотреть направо и налево? А) Один раз.
Б) Столько, сколько потребуется для оценки ситуации на  дороге.
В) Два раза.
Г) Можно вообще не смотреть по сторонам.
Если пешеход не успел перейти дорогу на зеленый свет светофора, что ему следует делать? А) Быстро перебежать дорогу.
Б) Мгновенно остановиться на месте и не обращать  внимания на сигналы автотранспорта.
В) Дойти до островка безопасности и подождать нужного сигнала светофора.
Г) Быстро вернуться назад.
Каким образом водитель предупреждает участников  движения о маневре — повороте налево или направо? А) Беспрерывно сигналит.
Б) Никак не предупреждает.
В) Включает поворотные мигающие огни оранжевого  цвета.
Г) Включает фары.
Если на пешеходном переходе установлен светофор и  работает регулировщик, на кого следует ориентироваться? А) Только на действия регулировщика.
Б) На свои ощущения.
В) Только на сигналы светофора.
Г) Не обращать внимания на регулировщика и светофор.
В какие игры можно играть на проезжей части? А) В активные.
Б) Ни в какие.
В) В малоподвижные.
Г) В веселые.

При  составлении опросников с вопросами и ответами на знание ПДД для старшеклассников педагогам целесообразно использовать методические наработки автошкол, сборники дорожных знаков, поскольку в течение короткого времени многие из учащихся примерят на себя роли всех участников дорожного движения — не только пешеходов и пассажиров, но и водителей.

По результатам тестирования во всех классах рекомендуется проводить индивидуальную педагогическую работу с детьми из «группы риска» — учащимися, продемонстрировавшими низкий уровень норм безопасного поведения на дороге, а также школьниками, у которых наблюдаются чрезмерно эмоциональная или заторможенная реакция на окружающие процессы. В рамках профилактики дорожного травматизма с такими детьми организовываются индивидуальные разъяснительные беседы, уроки, тренинги с проработкой практических навыков поведения и последующей оценкой образовательных результатов по данному направлению.

Формирование агитбригады ЮИД по ПДД

Формирование отрядов Юных инспекторов движения, оказывающих посильную помощь педагогам в вопросах профилактики дорожно-транспортного травматизма, организации выездных мероприятий, открывает не только дополнительные возможности для изучения школьниками правил поведения на дороге, но и является отличным вариантом организации досуга. Подготовка выступлений агитбригадами ЮИД по ПДД способствует глубокому осознанию норм поведения, утверждению активной жизненной позиции.

Организация обучения школьников правилам дорожного движения

Отряды ЮИД в школе формируются на основании приказа директора ОУ, определяющего ответственного педагога, который будет организовать и координировать активность детских агитбригад. Полномочия школьных объединений регламентируются нормативной разработкой об отрядах Юных инспекторах движения, принятой органами местного самоуправления.

Членами агитбригад ЮИД могут быть учащиеся школы (традиционно — с 5 класса и старше), которые изъявили желание углубленно изучать ПДД и участвовать в мероприятиях по профилактике дорожного травматизма. Прием юных инспекторов в группы осуществляется на основании заявления, после чего учащийся присоединяется к занятиям агитбригады, которые проводятся согласно утвержденному в начале учебного года календарному плану.

У школьного отделения ЮИД должен быть штаб, необходимый для проведения подготовительной и координационной работы, и отделения по направлениям (отделение информационной, патрульно-рейдовой, культурно-развлекательной работы и другие, в зависимости от численности общего числа детской организации). Численность детей в отделениях не ограничивается. Важные вопросы в ЮИД принимаются во время общих голосований. В начале очередного учебного года из числа ответственных юных инспекторов выбирается командир, его заместитель и ответственные за работу направлений.

В задачи юных инспекторов движения входит:

  1. Углубленное изучение правил ПДД, овладение навыками уверенного и безопасного поведения на дорогах.
  2. Оказание посильной помощи педагогическому коллективу, представителям дорожно-транспортных служб в популяризации изучения правил дорожного движения.
  3. Проведение информационной работы со школьниками-нарушителями правил дорожной безопасности.
  4. Участие в волонтерских проектах, реализуемых с целью популяризации ПДД в детских садах, ОУ, организациях дополнительного образования.
  5. Консультирование юных велосипедистов накануне соревнований, пассажиров транспорта.
  6. Овладение навыками оказания первой медицинской помощи.
  7. Обучение правил управления велосипедом, изучение технических особенностей велосипедного транспорта.
  8. Оказание помощи в подготовке и проведении общешкольных мероприятий, посвященных изучению и актуализации ПДД.
  9. Участие в создании информационных стенгазет, плакатов, сотрудничество с составителями школьной газеты и представителями местных СМИ.
  10. Ведение информационных страничек отряда ЮИД на школьном сайте.
  11. Участие в информационных акциях, рейдах ГИБДД.
  12. Популяризация деятельности ЮИД среди одноклассников, друзей.
  13. Участие в тематических слетах, встречах, конкурсах юных инспекторов движения с других ОУ.

Взаимодействие школы с родителями по вопросам обеспечения безопасности детей на дорогах

Организация обучения школьников правилам дорожного движения

Комплекс педагогической деятельности по обучению школьников правилам дорожного движения нельзя считать полным без взаимодействия с родителями, которые должны служить главным положительным примером для детей в различных ситуациях на проезжей части. Работа учителей с родительской общественностью начинается с планирования деятельности классного руководителя, в рамках которого следует предусмотреть:

  • систематическое включение в повестку собраний важности контроля поведения ребенка на дороге;
  • проведение консультаций для родителей учащихся с особыми образовательными потребностями, ослабленными показаниями зрения, слуха и дефицитом внимания;
  • проведение детско-родительских игр, форумов, викторин на знание ПДД;
  • разработку совместно с детьми безопасных маршрутов движения в школу;
  • привлечение мам и пап к созданию классных информационных уголков, информационных листов и плакатов, организации классных и общешкольных тематических мероприятий, деятельности отрядов ЮИД;
  • внеплановое проведение разъяснительно-профилактических бесед с родителями детей из «группы риска».

Проведение эффективной работы по профилактике травматизма на дорогах, налаживание тесного взаимодействия с родителями по данному направлению невозможно без систематического повышения педагогической квалификации. С этой целью в образовательной организации целесообразно проводить тематические научно-методические советы, инструктажи и лектории в случае возникновения внештатных ситуаций, обеспечивать обмен передовым воспитательным опытом. Реализация представленного комплекса мер способствует не только достижению высоких показателей освоения школьниками ПДД, но и отсутствию эпизодов дорожного травматизма среди учащихся, что является главным показателем эффективной педагогической работы.

Читать еще по теме:

Вложенные файлы

Доступно только авторизованным пользователям
  • Сценарий игровой программы «Юный пешеход» (начальная школа).docx
  • Сценарий внеклассного мероприятия в начальной школе «Правила дорожные знать каждому положено!».docx
  • Сценарий агитбригады по ПДД 7 класс.doc
  • Классный час в 10 классе по теме «Дорожная азбука».docx

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме
Школа Менеджер Образования  
Дистанционное обучение 24/7

Выгодная подписка

Самое выгодное предложение на подписку

Скидка на подписку в декабре 45%.

Забрать журналы

Мы в соцсетях
А еще:

Внимание!
Сайт предназначен только для работников образования.

Зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займёт менее 1 минуты!
За регистрацию на сайте для Вас сегодня — журнал «Справочник заместителя директора школы» (скачать в pdf) и самые необходимые для работы статьи:

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Присоединяйтесь к выбору Ваших коллег!
Зарегистрироваться
×
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Зарегистрироваться
×
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
и скачать файл
Зарегистрироваться
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.