text

✎ Программа переподготовки: "Менеджмент общего образования" экспресс-курс

Справочник руководителя образовательного учреждения

Гражданско-патриотическое воспитание в школе

  • 8 декабря 2017
  • 893

Современный комплекс базового российского образования не может считаться завершенным без реализации принципов гражданско-патриотического воспитания. Формирование чувства привязанности к родной земле, осмысление себя частью российского народа — без этих нравственных основ невозможно создание нового поколения инициативных граждан, готовых принять ответственность за сохранение и приумножение достижений нации. 

В условиях совершенствования процесса школьного обучения, базирующегося на утверждении образовательных стандартов нового поколения, ощущается необходимость дальнейшей проработки принципов гражданско-патриотического воспитания, что требует реализации комплекса мер:

  • актуализации в методической литературе понятий патриотизма, гражданственности в разрезе активно меняющихся социально-экономических условий;
  • расширение эффективных форм и методов работы со школьниками по данному направлению через обмен передовым педагогическим опытом;
  • разработка единого воспитательного комплекса (с учетом особенностей функционирования образовательной организации), все направления реализации которого базируются на привитии активной гражданской позиции и чувства патриотизма.

Цели и задачи гражданско-патриотического воспитания в школе

В процессе формирования российской педагогической науки трактовка понятий «патриотизм», «гражданственность» неоднократно переосмысливалась из-за изменений социально-исторического контекста. Значимость принципов коллективизма, способствующих достижению целей и задач гражданско-патриотического воспитания в школе, в последние годы замещается философией духовно-нравственной самоидентификации личности в общенациональном аспекте. Последняя не может быть достигнута без осознания школьниками чувства привязанности к Родине, родному языку, ощущения гордости за достижения предков и соотечественников, желания активно участвовать в судьбе своего народа. Гражданско-патриотические ценности в новых социально-экономических условиях становятся шире, значимее, а значит — большего внимание требует и проектирование хода педагогической деятельности по данному направлению.

Новая стратегия гражданско-патриотического воспитания в школе

На основе актуальной нормативно-правовой базы в сфере образования, значимых методических разработок к целям гражданско-патриотического воспитания в школе следует отнести:

  1. Формирование у школьников любви к малой и большой Родине, создание условий для осознания детьми  гражданского долга перед родным краем и народом, историко-наследственных связей между прошлым и настоящим, инициация желания стать частью будущего России.
  2. Поддержку и формирование системы непрерывного гражданского и патриотического воспитания, образования учащихся на основе знакомства с достоянием российского научного и культурного наследия и поиску путей по его приумножению.
  3. Создание в образовательной организации единой системы воспитания патриотических чувств, эффективное использование педагогического потенциала учреждения по данной направленности.
  4. Обеспечение условий для коллективной содержательной деятельности учеников, способствующей выработке инициативной гражданской и личностной позиции, готовности отстаивать общенациональные идеалы, чутко реагировать на изменения общественного сознания, а также обеспечение поддержки со стороны родителей, педагогического коллектива в проявлениях учащимися чувства патриотизма, гражданственности.

Комплекс задач по организации гражданско-патриотического образования проектируется исходя из установленных целей с учетом региональных особенностей, специфики организации процесса обучения в учреждении, выявленных посредством мониторинга образовательных областей, требующих повышенного педагогического внимания. В задачи педработы по данному направлению могут быть включены виды деятельности, направленные на:

  • изучение исторических уроков и достижений родного края, формирование уважительного отношения к традициям и культуре своего народа, родному языку;
  • утверждение национального самосознания учащихся, понимание круга своих прав и обязанностей по отношению к Родине;
  • воспитание уважительного отношения к правовым и нравственным нормам коллективной жизни, готовность в случае необходимости встать на их защиту;
  • формирование культуры проявления гражданской позиции;
  • активизацию социальной ответственности через поддержание инициативы школьников по оказанию посильной помощи нуждающимся (ветеранам, пенсионерам);
  • расширение представлений о культурных центрах России посредством организации познавательно-туристической деятельности;
  • повышение общего уровня образовательной культуры, основанного на осознании многонациональности, важности сохранения баланса межэтнических отношений, принципов межнационального общения;
  • разработку и популяризацию передового педагогического опыта в сфере воспитания нового поколения патриотов и инициативных граждан;
  • повышение вовлеченности родителей в процесс гражданско-патриотического воспитания;
  • обеспечение организации постоянной взаимосвязи между воспитательными патриотическими мероприятиями, реализуемыми в рамках урочной и внеурочной деятельности, повышением нравственных ориентиров согласно возрасту учащихся и актуальным общественным тенденциям.

При утверждении базовых ценностей гражданского и патриотического школьного воспитания педагогическому коллективу, ответственному за согласование приоритетных целей и задач, очень важно соотносить общепринятые ориентиры с реальными потребностями детей, продиктованными особенностями актуального общественного опыта. Понимание созвучности элементарных ситуаций национальным идеалам, историческим урокам родного народа позволяет сформировать у подрастающего поколения четкую нравственную позицию, проявления которой будут наблюдаться повсеместно, а значит — способствовать сохранению и развитию высших проявлений гражданственности и патриотизма.

Направления работы по гражданско-патриотическому воспитанию

Необходимость создания целостного комплекса, обуславливающая высокую вероятность достижения положительной динамики в области гражданско-патриотического школьного воспитания, невозможна без выделения в педагогической работе нескольких направлений, взаимодополняющих друг друга. Важно понимать, что направленность носит рекомендательный характер, общий для всех школ, а потому содержание направлений разрабатывается с учетом региональных особенностей, кадрового потенциала, особенностей ученического контингента, материально-технических условий и прочих факторов.

Скачать таблицу направлений работы по гражданско-патриотическому воспитанию
Скачать в .docx

Наименование направления Особенности педагогической работы Примеры и названия мероприятий по выделенной направленности
Историко-краеведческое, поисковое

Краеведческо-поисковая деятельность основывается на изучение истории родного края и Родины, познании культурно-исторических корней — базисе понятий, которые должны быть соотнесены со стремительно меняющимися реалиями и создать предметную, а не абстрактную базу для воспитания патриотизма.

Изучение нравственных, культурных особенностей своего народа позволяет детям ощутить сопричастность с героическими примерами прошлого, подвигами предков, осознать их историческую важность, необходимость сохранения для будущих поколений россиян. 

Педагогическая деятельность по историко-краеведческому направлению во многих ОУ ведется на базе школьных музеев — центров патриотизма, и заключается в:
  • изучении истории и культуры родного края;
  • соотнесении ключевых исторических событий с судьбами земляков;
  • проведении при участии школьников поисковых работ, направленных на расширение и пополнение музейной коллекции.
Также к результативным методам работы по данному направлению следует отнести:
  • проведение тематических классных часов;
  • изучение литературных произведений писателей-земляков;
  • организацию праздников (День защитника отечества, День Победы);
  • встречи с очевидцами исторических событий (ветеранами и детьми ВОВ), персонами, сделавшими значительный вклад в развитие родного края и России.  
Гражданско-патриотическое Гражданское воспитание невозможно без включения правового аспекта, который основывается на осознании значимости символов Отечества — Конституции РФ, государственного гимна и символики, особенностей функционирования государственной правовой системы, прав и обязанностей каждого россиян. Во время изучения правовых норм у учащихся формируется глубокое понимания личного гражданского долга, уважительного отношения к национальным интересам и суверенитету, стремлению к соблюдению законов и социальных рамок, готовность защищать независимость, государственные интересы Отечества и торжество права.

Понимание гражданско-патриотических норм обусловлено необходимостью принятия во внимание возрастных ограничений, поэтому содержательная нагрузка по данной направленности увеличивается для школьников из года в год.

Базовые формы педагогической работы:

  • проведение тематических бесед, классных часов, викторин, конкурсов;
  • организация ролевых игр, помогающих осознать особенности применения правовых норм;
  • коллективное обсуждение проблемных ситуаций;
  • участие в работе системы школьного самоуправления.
 Ключевую роль играет использование возможностей учебных предметов:
  • математики и экономики (привитие важных качеств гражданина — бережливости, внимательности, настойчивости, уважительного отношения к различным видам собственности);
  • истории и права (формирование представлений об особенностях развития правовой науки);
  • русской и зарубежной литературы (утверждение важности соблюдения законов и гражданственных норм через осознание их значимости для литературных героев).
Литературно-музыкальное, художественное Духовное становление личности ребенка, которое происходит в процессе осмысления художественных образов, приобщения к музыкальной деятельности, позволяет последовательно переходить от образного до осознанного восприятия патриотических и гражданских ценностей. Использование инструментов музыкальной образности способствует усилению такого эффекта, а значит — повышает эффективность воспитательной работы. Большие возможности для формирования патриотизма и качеств гражданина обеспечивает использование таких методов педработы:
  • фиксирование форм местного фольклора, способствующее ознакомлению с характерными национальными чертами, мудростью поколений, формированию чувства единства со своим народом;
  • изучение произведений классиков (на уроках литературного чтения, русской и зарубежной литературы, в рамках внеурочного чтения), которые учат защищать природу и духовные ценности родного края, воспитывают милосердие, умение восхищаться героическими подвигами и сопереживать нуждающимся в помощи.
Физкультурно-оздоровительное Здоровье подрастающего поколения является одним из главных достояний нашего народа, что определяет приоритетность соблюдения и поощрения принципов здоровьесбережения. В то же время будущие защитники территориальной целостности и независимости России должны обладать физической силой, ловкостью и выносливостью, что и обуславливает необходимость ведения всесторонней воспитательной работы по физкультурно-оздоровительному направлению. Для достижения положительной динамики в сфере сохранения и укрепления здоровья учащихся реализуется комплекс мер, включающий (помимо плановых занятий физической культурой):
  • разучивание подвижных народных игр;
  • проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий («Веселые старты», «Малые Олимпийские игры»);
  • ведение информационно-просветительской деятельности по популяризации здорового образа жизни (проведение тематических бесед, общешкольных форумов, выпуск журналов и стенгазет);
  • организацию кружковой и секционной спортивной активности в рамках внеурочной деятельности;
  • организацию полноценного сбалансированного питания в школьной столовой и буфете.
Экологическое Воспитание активной гражданской позиции школьников будет неполным без включения в образовательный комплекс перечня методов, реализуемых с целью осознания подрастающим поколением важности бережного отношения к родной природе, рационального расходования невозобновляемых ресурсов, которые являются достоянием нации, а не поколения, а также значимости оберегания многообразия природного генофонда. По данному направлению реализуются следующие методы и приемы воспитательной работы:
  • проведение просветительских бесед, лекций;
  • организация круглых столов, конференций, в ходе которых обсуждаются актуальные экологические проблемы и возможные пути их преодоления;
  • инициация природоохранных акций по сбору макулатуры, неперерабатываемых отходов;
  • изучение и сбор лекарственных растений родного края.
Социально-трудовое Эффективное гражданское воспитание базируется на включении в информационный образовательный процесс практических задач, способствующих преодолению важных общественных проблем. Выполнение социально значимых заданий способствует формированию активной жизненной позиции, выработке алгоритму действий, который может быть применен школьниками самостоятельно в подобных ситуациях, формирование положительного настроя и понимания того, что коллективная сплоченность и стремление к единой цели позволяют преодолеть негативные явления и переломить устоявшиеся тенденции.

Перспективная технология социального проектирования, основанная на разработке алгоритма действий с целью оказания помощи конкретной группе граждан, является одним из наиболее действенных педагогических инструментов. Реализация социальных проектов может осуществляться при участии детей разных возрастных групп, их родителей или членов семей, социально активных граждан (добровольцев), представителей местных объединений или государственных муниципальных органов.

Социальное проектирование не имеет ограничений, поэтому использование его многочисленных преимуществ дает детям возможность соотнести собственные представления об отдельных аспектах социальной жизни с реалиями, научиться выделять трудности и преодолевать существующие проблемы.

Социальные проекты могут соотноситься с другими направлениями гражданско-патриотического воспитания. Популярные варианты проектов:

  • очищение пришкольной, парковой территории, берегов рек от мусора (социальное и экологическое направления);
  • обустройство дополнительной спортивной площадки (трудовое и оздоровительное направления);
  •  помощь ветеранам, участников ВОВ (военно-патриотическое, поисковое и социальное направления).
Экскурсионно-туристическое Данное направление частично перекликается с историко-краеведческим, что позволяет педагогам создавать интегративные развивающие мероприятия в рамках утверждения гражданско-патриотических ценностей. Во время ознакомления с достопримечательностями и культурными центрами России создаются условия для соотнесения исторических ценностей с современными, формирования у учащихся основ национальной гордости и самосознания, любви к родной земле. Реализация воспитательного потенциала реализовывается во время экскурсий различной направленности:
  • природоведческих, ориентированных на формирование бережного отношения к природе;
  • искусствоведческих, обуславливающих расширение базы знаний школьников о великих российских художниках, композиторах, литераторах;
  • производственных, во время которых дети получают знания о научно-исследовательском потенциале российского народа, осознают важность уважительного отношения к чужому труду.
Военно-патриотическое

Воспитание качеств, которые традиционно отождествляются с чертами настоящего воина — мужества, готовности отстаивать свои позиции, храбрости, физической выносливости, — остается приоритетным направлением педагогической деятельности ввиду высокой значимости таких морально-психологических для профессиональной ориентации и успешной самореализации.

Изучение и возрождение воинской славы позволяет сформировать чувство патриотизма, готовности защищать идеалы своей страны не только в буквальном, но и переносном значении — во время научных поисков, в ходе усовершенствования производственных мощностей, отстаивании идеалов Родины в военное и мирное время.

Военно-патриотическая работа с учащимися в школе может реализоваться через такие формы активности:
  • изучение воинских традиций российского народа и Вооруженных Сил РФ (увековечивание памяти погибших воинов, празднование памятных дат, экскурсионная деятельность, проведение конкурсов военных песен);
  • организацию военно-спортивных игр, способствующих сплоченности классных коллективов, развитию общественной активности;
  • проведение военно-спортивных эстафет, месячников гражданской обороны.
Семейное Восприятие семьи как основы гражданского общества, «просеивание» исторических событий через призму истории родных способствует привитию детям нравственных ценностей, появлению интереса к изучению опыта предыдущих поколений, развитие инициативы утверждения индивидуальной патриотической позиции. Воспитательная работа по данному направлению предусматривает такие формы взаимодействия с учениками и представителями их семей:
  • составление «родового древа семьи»;
  • изучение семейного архива;
  • сбор старых фотоснимков, семейных реликвий;
  • создание презентаций семейных традиций, увлечений, ценностей;
  • изучение влияния исторических процессов на историю семьи.

Составление плана мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию в школе

Создание в современной школе условий, способствующих воспитанию «…патриотов России, граждан правового, демократического, социального государства, уважающих права и свободу личности и обладающих высокой нравственностью…» (выдержка из Национальной доктрины образования РФ, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 4.10.2000 № 751), обуславливает необходимость систематической разработки плана по проведению мероприятий по патриотическому и гражданскому воспитанию в школе. Данный нормативный документ составляется на основе актуальной программной разработки (на момент написания статьи — государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.», утвержденной постановлением Правительства РФ от 30.12.2015 №1493), с обязательным включением следующих компонентов:

  1. Компонента учебно-воспитательной деятельности, основанного на использовании ресурсов учебных дисциплин и модулей, формировании предметных и межпредметных связей, а также включении базисов гражданского и патриотического воспитания в комплекс внеурочной деятельности.
  2. Компонента практической деятельности, предусматривающего разработку инициатив школьников по участию в социальных проектах, созданию тематических клубов и объединений, формированию системы школьного самоуправления.
  3. Компонента организационно-воспитательной работы с педагогами, включающего реализацию плана повышения квалификации учителей по гражданско-патриотическому направлению, усиление кадрового состава специалистами историко-краеведческого, граждановедческого цикла, социальными педагогами, а также налаживание сотрудничества с активистами, представителями гражданских организаций, творческих коллективов.

Пример структуры и содержания плана мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию в школе представлен в таблице.

Скачать пример структуры и содержания плана мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию в школе
Скачать в .docx

Содержание структурных компонентов плана и особенности реализации Сроки выполнения Ответственные
Работа с педагогическим коллективом:
  1. Корректировка рабочей программы по гражданско-патриотическому воспитанию.
  2. Проведение гражданско-правовых месячников, патриотических слушаний, недель безопасности.
  3. Организация собраний учителей с целью обмена перспективными педагогическими разработками.
  4. Контроль за выполнением рабочей программы.
  5. Составление отчета о проделанной работе за год, прогнозирование приоритетных направлений деятельности на будущее.
Работа с учащимися:
  1. Организация деятельности ученического самоуправления (собрание установочной конференции школьников, комиссий, знакомство с Уставом школы, перечень мероприятий).
  2. Оздоровительная работа (организация кроссов, олимпиад, походных учений).
  3. Художественное и музыкальное творчество (создание боевых плакатов и просветительских стенгазет, конкурсы-смотры народных и военных песен).
  4. Краеведение (организация экскурсий, исследовательских проектов, работа в школьном музее).
  5. Поисковая деятельность (отслеживание успехов лучших выпускников школы).
  6. Сохранение традиций (уход за братскими захоронениями, встречи с ветеранами и участниками ВОВ).
  7. Мероприятия по военно-патриотическому воспитанию, направленные на формирование положительного отношения к службе в Вооруженных Силах РФ.
  8. Социально-проектная активность.
  9. Проведение мероприятий экологической направленности.
Работа с родителями учащихся:
  1. Участие в проведении классных часов, встреч, школьных конференций гражданско-патриотической направленности.
  2. Участие в концертах военно-патриотических песен, смотров.
  3. Поисковая работа, реализуемая с целью сохранения и расширения сведений о семье, ее роли в становлении российского общества.
  4. Работа родительского комитета.
Работа с социумом:
  1. Взаимодействие с гражданскими социальными организациями, творческими группами и коллективными, спортивными объединениями.
  2. Организация тематических встреч с шефами школы, представителями государственных военных ведомств. Посещение в рамках экскурсионной деятельности ключевых производственных предприятий города, региона.
  3. Участие в городских, муниципальных соревнованиях по праву, военно-прикладным видам спорта.

Организация мероприятий по гражданско-правовому воспитанию с учетом возрастного фактора

Воспитание патриотизма и активной гражданской позиции должно формироваться с малых лет, что подтверждено актуальными методическими разработками и государственной стратегией патриотического воспитания. Вместе с тем базовые принципы гражданско-патриотического воспитания ориентированы на формирование критически мыслящих граждан, для которых характерна активная патриотическая позиция, что может быть достигнуто только при ведении непрерывной педагогической работы, соответствующей актуальным социально-экономическим реалиям. В свете этого различают три содержательных блока воспитательной работы гражданско-патриотической направленности, соответствующих возрастным потребностям школьников.

Новая стратегия гражданско-патриотического воспитания в школе

Каждый из них отличают методологические особенности и формы педагогической работы, что должно быть учтено классными руководителями.

1. Начальная школа.

Для детей младшего школьного возраста игровая деятельность остается приоритетной. Формирование осознанных гражданско-патриотических чувств в этом возрасте осуществляется через:

  • обращение к истокам своей культуры (разучивание народных поговорок, пословиц, участие в народных играх, знакомство с историческими особенностями национального быта);
  • формирование уважения к своей культуре и истории (через изучение подвигов героев прошлых поколений, истории своей семьи);
  • обращение к внутреннему миру, осуществляемое посредством методов музыкального и литературного творчества.

Возрастной этап, совпадающий с окончанием начальной школы, знаменует начало фундаментального формирования личности, поэтому для младшего школьного возраста актуально укрепление эмоциональной составляющей, готовности к коммуникативной интеграции в общество, развитие творческих способностей. Именно на базе этих морально-психических качеств личности будет строиться успешное освоение содержания гражданско-патриотического воспитания.

Предметный минимум: курс «Окружающий мир».

2. Среднее звено основной школы.

Дети подросткового возраста остро нуждаются в ценностных ориентирах, помогающих осознать возможности своей личности и места в социуме. Совпадающая с данным возрастным периодом педагогическая работа по формированию основных гражданских компетенций и уверенной патриотической позиции является высокорезультативной. Большинство школьников охотно участвуют в краеведческо-поисковой деятельности, туристических и экскурсионных поездках, реализации социальных проектов, осознают значимость гражданско-правовых норм. 

Предметный минимум: «Обществознание», «Культура общения».

3. Старшая школа.

На третьей образовательной ступени знания обо всех аспектах формирования гражданской позиции расширяются, происходит окончательное утверждение жизненных установок. Для этого периода характерны эпизоды разочарований, обусловленные соотнесением привитых ценностных ориентиров и актуальных социально-экономических, культурных, нравственных реалий.

Преодолению таких переломных моментов способствует проведение конференций, форумов, круглых столов, реализация проектной деятельности. Эти педагогические методы позволяют только сформировать положительный настрой выпускников школы по гражданско-правовым аспектам, но и их готовность активно проявлять чувство патриотизма, отстаивать личные конституционные свободы и права других граждан, участвовать в развитии российской государственности посредством успешной самореализации, следованию гражданским и духовным нормам.

Предметный минимум обеспечивается посредством выстраивания интегративных связей между курсами обществознания, правоведения, истории, экономики, русского языка и литературы, способствующих осознанию специфики различных социальных ролей (культурного носителя языка, защитника исторической правды и демократических ценностей, члена семьи, собственника, избирателя и т.д.).

Формы мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию

Процесс воспитания будущих поколений граждан и патриотов требует использования наиболее эффективных форм педагогической деятельности в рамках реализации задач гражданско-патриотического воспитания в школе, которые должны ориентировать жизненные идеалы учащихся, а значит — усовершенствоваться из года в год согласно возрастным нормам. Практика использования однообразных форм работы с детьми разного возраста грозит не только низкой эффективностью мероприятий для школьников младшего школьного возраста и подростков, но и полной утратой интереса к данному направлению среди старшеклассников.

Скачать таблицу форм мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию
Скачать в .docx

1-4 классы 5-9 классы 10-11 классы
Рекомендуемые формы мероприятий по гражданско-патриотическому воспитанию

Народные подвижные игры, игры военно-патриотического содержания.
Знакомство с фольклором, народной мудростью.
Беседы с элементами игровой деятельности.
Тематические праздники с участием родителей.
Торжественные линейки.
Уроки Мужества.
Просмотр тематических мультфильмов, детских фильмов.  
Выставки детского творчества на тему героического прошлого России.
Встречи с ветеранами, знаменитыми земляками.
Экологические викторины, конкурсы.
Посещение школьного музея, городских музеев.
Изучение истории своей семьи.
Кружковая работа.

Классные и информационные часы.
Тематические праздники с участием родителей, ветеранов, активистов.
Торжественные линейки.
Игры гражданско-патриотического содержания, конкурсы военной песни.
Просмотр тематических фильмов про героев войны.
Проведение тематических конкурсов, викторин с элементами творческой деятельности.
Встречи с вдовами ветеранов, очевидцами важных исторических и военных событий.
Участие в экологических операциях.
Работа по сохранению экспозиций школьного музея.
Участие в экскурсионных программах.
Изучение семейных традиций.
Кружковая работа.
Информационные форумы. Читательские конференции.
Круглые столы.
Организация тематических праздников.
Торжественные линейки.
Военные смотры-конкурсы, учения, импровизации.
Просмотр исторической хроники с последующим обсуждением.
Переосмысление отдельных страниц российской истории на основе материалов поисковой деятельности, подготовки выставочных стендов.
Оказание посильной помощи ветеранам в рамках социальных проектов.
Проектирование и проведение социальных акций, экологических операций с привлечением активистов, представителей органов государственной власти.
Расширение экспозиций школьного музея.
Туристско-экскурсионная деятельность.
Изучение роли своей семьи в исторических событиях.
Кружковая работа с элементами творческого поиска.

Особенности педагогической стратегии в области гражданско-патриотического воспитания

Успешность и результативность деятельности в вопросах воспитания будущих граждан и патриотов России во многом зависит от профессионально-личностных особенностей педагогов, их готовности искать творческие подходы, проявлять отзывчивость, внимательность к эмоциям учащихся — стремиться к достижению положительной динамики в процессе гражданско-патриотического воспитания, ориентируясь на индивидуальные потребности и интересы молодых людей.

Профессиональная компетентность педагога современной школы в области патриотического образования определяется способностью создания оптимальных условий для духовного и нравственного становления подрастающего поколения, готовностью ориентации на идеи гуманности и равноправия граждан, поиска наиболее результативных, новаторских методов обучения детей. В сфере гражданского воспитания могут использоваться различные подходы (деятельностный, культурологический, личностно-ориентированный и прочие), но только реализация одного из них — интегративного — позволяет современному учителю воспитать инициативных и уверенных в своих жизненных идеалов граждан, истинных патриотов России.

Новая стратегия гражданско-патриотического воспитания в школе

Использование интегративного подхода в области гражданско-патриотического воспитания предусматривает:

  1. Объединение педагогических мощностей школы с другими образовательными организациями, в том числе учреждениями дополнительного образования, на муниципальном, региональном уровне с целью создания единой площадки для реализации воспитательных проектов и обмена передовым опытом.
  2. Систематическое прорабатывание воспитательного потенциала созданной площадки с целью поиска способов максимального удовлетворения образовательных потребностей школьников, разработки новых путей взаимодействия.
  3. Реализация механизма быстрой организации воспитательных инициатив по двусторонней системе: как со стороны управляющих органов (учредителей, директоров ОУ), так и по инициативе учащихся (создание объединений по интересам, участие в социальных проектах).
  4. Консолидация возможностей интегративной образовательной системы вокруг единой выбранной социально значимой цели, важной для всех участников воспитательно-образовательного процесса, обеспечивающей мотивацию и творческий поиск.
  5. Использование различных методов социальной коммуникации — деятельности ученических объединений, творческих коллективов, практики смены социальных ролей, поиска диалога с представителями различных поколения — для достижения воспитательных целей.

Каждый из элементов интегративного подхода способствует реализации отдельных образовательных задач гражданско-патриотической направленности, но их совокупность обеспечивает прогрессивную динамику и позволяет сформировать целостность воспитательного комплекса. Немаловажно, что в рамках такой педагогической модели легко гарантировать развитие и утверждение ключевых гражданских и патриотических компетенций — способностей личности, базирующихся на усвоенных знаниях и умениях, проявляющихся в сигнальных ситуациях.

Формирование компетенций, считающееся прогрессивным педагогическим методом, может быть достигнуто только в условиях получения личного опыта действий в конкретных ситуациях, что и обеспечивается функционированием интегративной образовательной модели. Таким образом, построение целостной системы обучения, ориентация на формирование ключевых компетенций, соотнесение базисов государственной образовательной политики и интересов учащихся должны стать основой успешной педагогической стратегии, позволяющей достигнуть высоких результатов в сфере воспитания истинных патриотов России, демонстрирующих уверенную гражданскую позицию и стремящихся обеспечить процветание родной земли.

Читать еще по теме:

Пройдите повышение квалификации в «Школе менеджера образования»

Курс «Управление образовательной организацией» — это знания и навыки по управлению ресурсами, кадрами, развитием образовательной организации.

Дистанционно! Вы сами выбираете удобное время для обучения!

Подписка на статьи

Не пропустите ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь бесплатно на рассылку.

Рекомендации по теме

Повышение квалификации


Повышение квалификации для директоров школ и специалистов сферы образования

Проверьте свои знания и получите удостоверение или диплом установленного образца

Выбрать курс

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение на подписку

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

Подарок

Мы в соцсетях
А еще:
Мы еще не знакомы? Давайте это исправим

Пользователи, которые регистрируются на нашем сайте получают ряд преимуществ:


  • Читают статьи с закрытыми материалами;
  • Первыми узнают новости сферы образования;
  • Получают ответы экспертов об организации работы школы

Регистрация займет не более минуты.

Подарок за регистрацию - журнал «Справочник заместителя директора школы» (pdf)!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и продолжить чтение
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать шаблон документа, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам локальный нормативный акт о планировании внеурочной деятельности.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Пожалуйста, зарегистрируйтесь на сайте и скачайте файл!

Вы сможете скачать любые документы и получите бесплатный доступ ко всем материалам на сайте.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
и скачать файл
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Посещая страницы сайта и предоставляя свои данные, вы позволяете нам предоставлять их сторонним партнерам. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.